Обособленные обстоятельства. Тест Обособленные обстоятельства тест по русскому языку (11 класс) на тему Тест по теме обособленные определения и обстоятельства

Предложения

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)


2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)


3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)


4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)


5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)


6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)


7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык - первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали - будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (Соболев А.)


8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.

(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.)

Цели:

1.Повторить и обобщитьтеоретические сведения по теме «Обособленные обстоятельства», создать условия для подготовки к ЕГЭ.

2.Закрепить пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленныхобстоятельств в письменной речи, совершенствовать умения грамотно выстраивать предложения с деепричастным оборотом, различать морфологические омоформы.

3. Воспитывать внимательное отношение к слову, формировать умения выражать красоту окружающего мира средствами языка. Учиться этому мы будем у известных поэтов.

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный.

Средства:

рабочая карта ученика;

компьютер и проектор с презентацией учебного материала;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы работы:фронтальная,индивидуальная

План урока.

1. Организационный момент.

2.Вводно-мотивационный этап.

3.1Проверка домашнего задания.

3.2Тест по теме «Обособленные определения и приложения».

  1. Работа по основной теме урока.

а) составление обобщающей таблицы теоретических сведений;

б) тренировочное упражнение;

в) построение предложений с деепричастными оборотами; (А 4)

г) повторение фразеологизмов; (В 8)

д) повторение омоформов; (А 19)

5.Закрепление знаний: тест по теме урока.

6.Итог урока.

7.Домашнее задание.

8.Выставление отметок.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Урок посвящён одному из сложных разделов пунктуации - обособленным обстоятельствам.Усвоение материала по этой темепоможетуспешно выполнить заданияА4, А19, А 21, В4, В8 из заданий ЕГЭ. Сегодня проводим урок хороших оценок.

Запишите в тетради дату, тему урока «Обособленные обстоятельства ».

3.1Проверка домашнего задания: (см. приложение).

3.2 - Проверьте, как вы усвоили правила обособления определений и приложений: выполнитетест по теме «Обособленные определения и приложения».

Вариант 1 и 2 (см. рабочую карту ученика в Приложении).

У кого возникли трудности при выполнении? Если были ошибки, запишите их количество.

4.Работа по основной теме урока.

Вспомните, чем могут быть выражены в предложении обособленные обстоятельства? (Обычно выражаются одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, именами существительными в косвенных падежах с предлогом).

В каких случаях выделяется запятой?

Ответ оформим схематично в виде сводной таблицы из двух столбиков: в первом - выделяются запятой, во втором - не выделяются запятой. Слайд№2

Выделяются запятой

Не выделяются запятой

1. Деепричастные обороты и одиночныедеепричастия

1.Деепричастный оборот=фразеологизму и одиночные деепричастия=наречию (стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя и др.).

2. Обстоятельства: существительное + предлог несмотря на, невзирая на.

2. Сравнительный оборот, если входит в состав сказуемого

3.Обстоятельства:существительное + предлог благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие, если они распространены и стоят перед сказуемым.

3. Сравнительный оборот, если имеет значение «в качестве».

4. Сравнительный оборот со значением причины и образа действия

4 Сравнительный оборот=фразеологизму

На вашей рабочей карте и на слайде задание №2. Прокомментируйте примеры обособления и необособленияобстоятельств впредложенияхнаслайде. (На выполнение даётся 4 минуты). Слайд №3

2. Всё идёт как по маслу.

.

8.Наш двор как сад.

5.Тренировочные упражнения.

Вспомните, что такое фразеологизм?

Впредложениях, представленныхна слайде№4,замените выделенные слова синонимичными фразеологическими оборотами. Два предложения №3,4 запишите. Объясните пунктуацию.

Образец: Бригада энергично взялась за работу. - Бригада засучив рукава взялась за работу.

1) Мы слушали с интересом рассказ о подвигах партизан.

2) Ты последнее время работаешь очень много .

3) Просители ушли, ничего не добившись .

4) Я неохотно согласился принять участие в этой поездке.

5) Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг .

Слова для справок : не смыкая глаз, скрепя сердце, не солоно хлебавши, не покладая рук, затаив дыхание.

Но как же скрипит сердце? И почему оно скрипит, когда не хочется что-то делать? Образ, лежащий в основе фразеологизма, кажется странным. Другое дело скрипя зубами .

Слово скрепя - это форма глагола скрепить , т.е. ‘сделать крепким, устойчивым’ . Следовательно, и писать его надо с буквой Е. Глагол скрепить требует при себе зависимых слов в винительном падеже: скрепить, скрепя кого? что? Значит, надо говорить не сердцем , а (что?) сердце .

Значение фразеологизма обусловлено его составом: ‘сделав сердце крепким, т.е. мужественно’.

Выражение «не солоно хлебавши» создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и труднодобываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть».

5.2 Работа по основной теме урока.

Нередко при употреблении деепричастного оборота возникают грамматические ошибки.

Как проверить себя, правильно ли составлено предложение с деепричастным оборотом? (Если деепричастие или деепричастный оборот возможно заменить глаголом-сказуемым , если действие выполняет одно лицо , значит,в предложении нет грамматической ошибки. Предложение может быть и безличным, но в его составе обязательно должен быть инфинитив.) Именно этот способ проверки построении предложения с деепричастным оборотомнужно применять при выполнении задания А4 из тестов ЕГЭ.

5.3 Тренировочные упражнения. (А 4) три слайда № 5-7

Получив прекрасное образование в Московском университете,

1) ему удалось поступить на кафедру физиологии.

2) у него появилась большая практика.

3) этого достаточно было для поступления в академию.

4) будущий писатель отправился в провинцию земским врачом.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

1) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.

2) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.

3) можно сделать для себя интересные открытия.

4) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) в школе мне было скучно изучать азбуку.

2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.

3) любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.

4) учение в школе не представляло для меня никакого труда.

Работа по основной теме урока.

Особую сложность в нашем уроке представляют обстоятельства, вараженные существительными с производными предлогами. Ещё раз обратитесь к таблице и скажите: « Всегда лиобособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами»? (Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на .Обособление конструкций с предлогами и предложными сочетаниямиблагодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине является факультативным и зависит от степени смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости.)

Необходимо различатьпредлоги и омонимичные им формы самостоятельных частей речи: вследствие - в следствие, иметь в виду - ввиду, в случае - в случае, не смотря - несмотря на, благодаря, согласно.Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются с дательным падежом.(А 20, А 18)

Задание: определите морфологическую принадлежность омонимичных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

1)Слуга вышел,благодаря за чаевые. -Благодаря ежедневному общению с ним, Морозка поверил в себя.

2)Швейцар согласно кивал головой, продолжая стоять,как монумент. - Поезда приходят согласно расписанию.

3) Несмотря на боль от контузии, всё в нём ликовало, пело. - Не смотря материв глаза, Алёша протягивал дневник.

4) Лицо Кати, вследствие сильного волнения,сплошь было залито краской. - В следствие

Впоследствии онмного об этом думал.

5.6 Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.

Вариант 1и 2 (см. рабочую карту ученика в Приложении).

Ответы даны на слайде №8. Проверьте себя.

5 . Задание по развитию речи (см. Рабочую карту ученика). Распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

-Как изменился текст? Почему?

1. Итог урока.

Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что необходимо повторить?

2. Домашнее задание. Поработать с таблицей.

3. Выставление отметок.

Приложение

Домашнее задание: вставьте пропущенные буквы. Найдите обособленные члены, расставьте необходимые знаки препинания. Найдите и назовите использованные поэтом С.А.Есениным средства выразительности. Определите, какова их роль в тексте.

1.Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь моя бедная странница

Поклониться любви и кресту.

2.То не зори в струях озера свой выткали узор,

Твой платок шитьем украше..ый мелькнул за косогор.

3.О Русь малиновое поле

И синь упавшая в реку

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

4.Не жаль мне лет растраче..ых напрасно

Не жаль души сиреневую цветь.

5.Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа мояполе безбрежное

Дышит запахом меда и роз.

6.Не вернусь я в отчий дом

Вечно странствующий странник.

7.Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь загна..ая в мыле

Пришпоре..ая смелым ездоком.

8.Но и всё ж теснимый и гонимый

Я смотря с улыбкой на зарю

На земле мне близкой и любимой

Эту жизнь за всё благодарю.

Рабочая карта ученика (фамилия, имя, класс)______________________________________.

Вариант 1.

1. Тест по теме «Обособленные определения».(На выполнение 5 минут).

  1. На месте каких цифр должны стоять запятыев данном ниже предложении?

Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путешественников.

1) 1, 2

2) 2, 4

3) 1, 3

4) 1, 4

2. Укажите предложение, в котором нет обособленного приложения (знаки препинания не расставлены).

1) Рядом с зарницей стоитв одном поэтическомряду слово заря одно из прекраснейших слов русского языка.

2) Мы часто путаем два понятия закат солнца и вечернюю зарю.

3) Седой астроном показал нам звёздное небо сияние редких и головокружительно далёких огней в необъятных провалах неба.

4) Нежность к ней одинокой и задумчивой заполнила моё сердце.

3.В каком предложении нет обособленных членов? (Знаки препинания не расставлены).

1) На этих горах покрытых теперь морем могли сохраниться остатки древней жизни.

2) Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.

3) Люди же изумлённые стали как камни.

4) Бежали по мостовой высохшие за лето листья клёна.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1,3 3) 2, 3 4) 1, 2

1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Всё идёт как по маслу.

3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.

6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.

7.Его знали как опытного ихтиолога.

8.Наш двор как сад.

9. И деньи ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

3. Определите морфологическую принадлежность выделенных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. (А19)

1)Слуга вышелблагодаря за чаевые. -Благодаря

2)Швейцар согласно согласно расписании.?..

3) (Не)смотря на Не)смотря

4) Лицо Кати (в)следствие В) следствие по делу о дуэли внесли изменения.

На выполнение 5 минут.

Вариант 1.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Отдельные камни (1) лежащие в скверах и парках (2) и едва проступающие на газонах(3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3- выделяется причастный оборот

2) 1,2,3 - выделяются два причастных оборота

3) 4 - выделяется деепричастный оборот

4) 1,3,4- выделяются причастныйи деепричастный оборот

Напуганный дурными предзнаменованиями (1) наш проводник (2) отказавшись вести нас (3) повернулся и быстро пошёл обратно.

1) 12) 23)1,24) 1,2,3

Выросшие в поле (1) мы (2) чуткиек запахам (3) навсегда запомнили тот особый запах, что ощущали (4) находясь в этом доме.

1) 1,3,42) 1,2,3,43) 2,3, 44) 3,4

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Не надеясь ни на кого,

1) ему пришлось пройти через долгие годы лишений.

2) было нелегко добиться признания.

3) иди своим путём.

4) вы можете преодолеть все препятствия.

Два ряда старых высоких елей (1) очень тесно посаженных (2) стояли сплошными стенами (3) образуя мрачную красивую аллею.

1) 1,22) 2,33) 1,2,34) 1,3

Количество ошибок:____

5 . Задание:
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.

Вариант 2.

Рабочая карта ученика (фамилия, имя, класс)______________________________________.

1. Тест по теме «Обособленные определения».(На выполнение 5 минут).

1.На месте каких цифр должны стоять запятыев данном ниже предложении?

И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.

1) 1, 32) 2, 33) 34) 1, 2

2. Укажите предложение, в котором причастный оборот обособляется (знаки препинания не расставлены).

1)Вышел он из дома отца в состоянии духа разбитом и подавленном.

2) Всем спасшимся на шоссе в первые минуты теперь каждый шаг сулил другие случайности и опасности.

3) Меня все знают как человека либерального и любящего прогресс.

4) Неподалёку лежал плетень поваленный недавней бурей.

3. В каком предложении есть обособленное определение? (Знаки препинания не расставлены).

1) Сквозь редкие деревья виден был залитый лунным светом двор.

2) Облака оседающие снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.

3) Наконец он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке крытую санитарную машину.

4) Под ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца коркой льда журчит пробивающий дорогу к косогору ручей.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

1) 1, 2 2) 2,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

1) 2, 3 2) 1,4 3) 1, 2, 3,4 4) 4

Количество ошибок:_____________

2.Задание: прокомментируйте примеры обособления и необособленияобстоятельств впредложениях:

1.Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Всё идёт как по маслу.

3.Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

4.Ввиду сложившихсяобстоятельств, соревнования отложили на неделю.

5.Несмотря на приближение шторма, команда вышла в море.

6.Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.

7.Его знали как опытного ихтиолога.

8.Наш двор как сад.

9. И деньи ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

3. Определите морфологическую принадлежность выделенных слов, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. (А19)

1)Слуга вышелблагодаря за чаевые. -Благодаря ежедневному общению с ним Морозка поверил в себя.

2)Швейцар согласно кивал головой продолжая стоять,как монумент. - Поезда приходят согласно расписании.?..

3) (Не)смотря на боль от контузии всё в нём ликовало, пело. - (Не)смотря материв глаза Алёша протягивал дневник.

4) Лицо Кати (в)следствие сильного волнениясплошь было залито краской. - (В) следствие по делу о дуэли внесли изменения.

4. Выполните тест по теме сегодняшнего урока. На выполнение 5 минут.

Вариант 2.

1.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Этот странный туман (1) плотно укутав мир (2) совершенно растворил могучие деревья (3) превратив их в тени сказочных великанов.

1) 3 - выделяется причастный оборот

2) 3- выделяется деепричастный оборот

3) 1,2,3- выделяются два деепричастных оборота

4) 1,2,3 - выделяются два причастных оборота

2.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.

1) 12) 23) 1,24) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он остановился, прислушался (1) подняв голову (2) и быстро пошёл в направлении звуков (3) громче и ближе летевших (4) к нему навстречу.

1) 1,2,32) 1,2,3,43) 34)1, 3

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Придя домой,

2) я поделился новостью с родными.

3)ему не хотелось огорчать своих близких.

4) вам предстоит узнать нечто неожиданное.

5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Стёкла (1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую берёзовую ветку (3) и день и ночь стучавшую в окно.

1) 12) 23)1,24) 1,2,3.

Количество ошибок:______

5 . Задание: распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами.
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.

Тест по русскому языку Обособленные обстоятельства, Дополнения для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1.

Нам молча уступают место у печки (1) и (2) под­давшись общему настроению (3) мы протягиваем к те­плу (4) окоченевшие (5) руки.

1) 1, 2, 3
2) 1, 4, 5
3) 2, 3, 4
4) 3, 4, 5

2.


Б. Солдаты ещё несколько секунд лежали … затаив дыхание.

Г. Испугавшись крика филина, мальчишки бежали … сломя голову.

1) Б, Г
2) В, Г
3) А, В
4) Б, В

3.

Пустив стрелу,

1) она упала на купеческий двор.
2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.
3) её долго пришлось искать.
4) Иван-царевич отправился на её поиски.

4.

1) Вернувшись с прогулки, мне не спалось.
2) Войдя в лес, солнце село.
3) Глядя на эту речку, мне вспомнилось детство.
4) Подъезжая к дому, я увидел отца.

5.

А. Собираясь в поход не забудьте взять с собой аптечку.
Б. Неожиданно из дождевой пелены надвинулась на корабль сразу же закрывшая горизонт громада острова.
В. Володя в длинной шубе в мохнатой шапке вошёл в избу.
Г. Сухонький тощий он постоянно встряхивал рыжей головой.

1) А, В
2) Б, В
3) А, В, Г
4) А, Г

6. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых на месте пропуска должны стоять запятые?

А. Он шёл … затаив дыхание.
Б. Войска расположились на ночлег … не нарушая по­ходного порядка.
В. Несмотря на мою почтительную вежливость … он ухо­дил от прямых ответов.
Г. Всю неделю он работал … не покладая рук.

1) А, Г
2) Б, В
3) В, Г
4) А, Б

7.

Встав рано утром (1) и (2) одевшись в своё самое любимое платье (3) Лиза поспешила на станцию встре­чать (4) прибывавший из столицы поезд.

1) 1, 2, 3
2) 1, 3, 4
3) 3
4) 1, 2

8.

Зима (1) повеяв холодом (2) внезапно отступи­ла (3) и начались дожди (4) затяжные (5) холодные.

1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 1, 2, 3, 4
3) 3
4) 1, 4

9. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Мы слушали (1) затаив дыхание (2) рассказ дедуш­ки о том, как он трудился (3) не покладая рук.
Испугавшись (4) лошадь отскочила в сторону.

1) 4
2) 1, 2, 3
3) 1, 2, 4
4) 3, 4

10.

В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытст­вовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в де­ревню.

1) определение
2) обстоятельство
3) приложение
4) дополнение

2 вариант

1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

1) 1, 2, 3, 4
1) 1, 2, 3
3) 2, 3
4) 1, 3, 4

2. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых на месте пропуска должны стоять запятые?

А. Вздыхая … море накатывало на берег волны.
Б. Все три колонны машин шли днём и ночью … не­смотря на разыгравшуюся метель.
В. Ребята приступили к работе … засучив рукава.
Г. Они слушали его рассказ … затаив дыхание.

1) Б, В
2) В, Г
3) А, Б
4) А, Г

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Проводя реформы,

1) перестраивалась вся жизнь России.
2) Пётр Первый опирался на опыт европейских стран.
3) им упорно сопротивлялись бояре.
4) их нелегко было принять.

4. В каком предложении нет ошибки в построении деепричастного оборота?

1) Подходя к дому, послышалась нежная мелодия.
2) Вернувшись домой, мне не спалось.
3) Ознакомившись с результатами анализов, доктор по­советовал продолжить лечение.
4) Зная время между остановками маятника, легко под­считывается упругость.

5. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых необходимо обособить второстепенный член пред­ложения? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Я долгими часами смотрел в огромное во всю стену окно.
Б. Тихий тёплый вечер спустился на землю.
В. Базарный день полный разнообразных звуков и запа­хов пролетел быстро.
Г. Пахнущий туманом воздух врывается в комнату.

1) Б, В
2) А, Г
3) А, В
4) Б, Г

6. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых на месте пропуска должны стоять запятые?

А. Не сказав никому ни слова … он повернулся и вышел.
Б. Солдаты ещё несколько минут лежали … затаив дыхание.
В. Несмотря на ранние осенние сумерки … жизнь на улице била ключом.
Г. Мальчишки бежали … сломя голову.

1) Б, Г
2) В, Г
3) А, В
4) Б, В

7. Укажите, на месте какой(-их) цифры(цифр) в предложе­нии должны стоять запятые:

Забежав домой (1) и (2) выпив немного молока (3) девочки побежали смотреть представление (4) заезжих артистов.

1) 1, 2, 3, 4
2) 3
3) 1, 2, 3
4) 4

8. Укажите, на месте какой(-их) цифры(цифр) в предложе­нии должны стоять запятые:

Олежка (1) перегнувшись через борт колодца (2) пытался ухватить ведро (3) уходящее на дно.

1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 1

9. Укажите, на месте какой(-их) цифры(цифр) в предложе­нии должны стоять запятые:

Бабушка не любила сидеть (1) сложа руки. С детст­ва (2) приученная трудиться (3) она и в старости всё время что-то мыла, вязала, шила.

1) 1, 2, 3
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 3

10. Какой член предложения обособлен?

Лицо её, полное и румяное, выражало спокойствие.

1) определение
2) обстоятельство
3) приложение
4) дополнение

Ответы на тест по русскому языку Обособленные обстоятельства, Дополнения
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-4
5-3
6-2
7-3
8-2
9-1
10-2
2 вариант
1-2
2-3
3-2
4-3
5-3
6-3
7-2
8-1
9-4
10-1