Викторины по бажову. Викторина по сказам Павла Бажова «Каменный цветок

П.П. Бажов «Уральские сказы».

Описание игры:

Игра проходит как викторина: две команды («Огневушки», «Поскакушки»), отвечающие по очереди.

Оборудование:

две одинаковые карточки со словариком;

выставка книг П.П. Бажова и о нем;

чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры;

карточки с половинками названий для конкурса «Отгадай сказ»;

канат для конкурса «Перетягушки»;

Сантиметр;

если есть возможность показать детям какие-либо поделки, украшения из малахита, полудрагоценных камней, можно это сделать;

можно также устроить выставку детского творчества: представить работы ребят по вязанию, бисероплетению, вышиванию, оригами, лепке, живописи и т.д.

Ход игры

Вступительное слово учителя (ведущего)

В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности - украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ, будь то «Хрупкая веточка» или «Огневушка-Поскакушка», или «Золотой Волос» - маленькая драгоценность: столько в нем добра, любви к людям, столько поэзии. С каким уважением Павел Петрович пишет об уральских мастерах: горняках, литейщиках, гранильщиках, кузнецах... Как интересно описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы...

П.П. Бажов родился в 1879 г. на Урале в семье рабочего того самого сысертского завода, о котором упоминается во многих сказах. Отец его был человеком гордым и талантливым, мать - искусной кружевницей. Свои детские годы Бажов описал в повести «Зеленая кобылка». Сначала он учился в заводской школе, потом в Екатеринбурге, в духовном училище и семинарии - там была самая низкая плата за обучение. Потом работал учителем, много ездил по Уралу, Сибири, Алтаю, собирал для себя «узелки на память» - народное устное творчество, фольклор. Позже стал журналистом, а в 1936 г. вышли в свет его первые сказы. Они очень понравились читателям. В 1939 г. вышла первая книга «Малахитовая шкатулка». И вот уже больше 60 лет скалы Бажова читают и перечитывают с радостью и благодарностью.

Вопросы командам.

1. Где и когда происходят события в сказах П.П. Бажова? (На Урале, вероятнее всего, в 19, иногда в 18 веке или без времени.)

2. Почему П.П. Бажов назвал их сказами, а не сказками? (Сказы - о реальной жизни, лишь изредка обрамлены чудесами; персонажи и обычаи узнаваемы, историчны, обязательно чувствуется личность, кто «сказывает», его отношение; сказ - устная форма речи, перенесенная в книгу)

«Медной ГОРЫ Хозяйка»

    Из чего было платье Хозяйки Медной горы? (Из отборного шелкового малахита).

    Как Хозяйка Медной горы ведёт себя и как выглядит? (По виду обычная девица, коса «ссиза-черная» и «ровно прилипла к спине»; ленты в косе не то красные, не то зелёные и позванивают, будто листовая медь; небольшого роста, из себя ладная и на месте не посидит – «артуть-девка»; ведёт себя насмешливо, бойко, вспыльчива, привередлива, остра на язык, великодушна; быстро перевоплощается из обычной земной, порой страдающей, во властную, независимую, коварную Хозяйку, всемогущую волшебницу Уральских гор).

    О каких зверушках и почему она говорила: «Моё войско»? (О ящерках и змейках).

    Что велела сделать Степану Хозяйка Медной горы? (Сказать приказчику, чтобы тот убирался с Красногорского рудника).

    За что она похвалила Степана вдвое? (За то, что Степан «не обзарился на богатства, не променял свою невесту»).

    Что она подарила Степану для его невесты? (Малахитовую шкатулку со всяким «женским прибором» - украшениями).

    За что Степан получил вольную? (За то, что сначала малахитовую глыбу во 100 пуд нашёл, а затем малахитовые камни такой величины, чтобы из них вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной).

    Каким было третье испытание, назначенное Степану Хозяйкой? Выдержал он его? (Не вспоминать о Хозяйке; Степан его выдержал: «невесёлый стал и здоровьем «хезнул», и всё на охоту к Красногорскому руднику ходил, там и сгинул).

    Что за камешки нашли в руке Степана? (Горсть медного изумруда – слеза Хозяйки; когда их пытались взять, они рассыпались в пыль).

«Малахитовая шкатулка»

1. Что сулит встреча с Хозяйкой Медной горы? («Худому с ней встретиться - горе, и доброму -радости мало».)

2. Как Степан звал дочку? (Памяткой, в память о прошлом: на словах - о работе в горе, на деле - о встрече с Хозяйкой.)

3. Что было, когда Настасья надевала украшения из камней? Как вы думаете, почему? (Ей было холодно, больно, неудобно.)

4. А что было, когда их надевала Танюшка? (Ей все подошло, и будто «льнуло» к коже.)

5. Как однажды украшения помогли Танюшке от недоброго человека спастись? (Этот человек едва не ослеп от вида украшений, словно «солнцем ударило», он и сбежал.)

6. Какому рукоделию научила Танюшку странница? (Шелками шить.)

7. Что увидела Танюшка, когда перед странницей украшения примеряла? (Кусочек будущего: зеленоглазую красавицу в царских палатах.)

8. Что странница оставила девушке уходя? (Узелок с шелками и бисером и «памятку»-пуговку: если возникнет проблема, в пуговке и ответ будет.)

9. Почему Настасья решила-таки продать шкатулку? (Семья осталась погорельцами.)

10. Какое условие поставила Танюшка барину, когда он посватался к ней? (Танюшка сказала барину: «Если ты мне покажешь царицу в царских палатах, тятиным малахитом отделанных, - выйду за тебя замуж».)

11. Почему мастера отказались «подогнать» украшения для жены приказчика? (Знали, чья работа, и ежели мастер не хочет, чтобы камни подошли, то и не подгонишь их; да и не связываться же с Хозяйкой...)

12. Что стало в конце сказа с Танюшкой? (Она «прислонилась к стенке малахитовой и растаяла»; камни обернулись каплями, только пуговка барину и досталась, и еще с тех пор Хозяйка двоиться стала.)

13. Почему Танюшка так повела себя с барином? (Во-первых, он не выполнил условия, во-вторых, он ей не пара в любом отношении, в-третьих, встреча с Хозяйкой всегда не к добру)

14. Опишите характер Танюшки, есть ли сходство с Хозяйкой Медной горы?

Первое задание конкурс «Отгадай сказ». У ребят на листочках записано на одной стороне начало названия сказа, а ребята должны дописать окончание названия.

Малахитовая (шкатулка)

Каменный (цветок)

Горный (мастер)

Хрупкая (веточка)

Приказчиковы (подошвы)

Таюткино (зеркальце)

Золотой (волос)

Кошачьи (уши)

Чугунная (бабушка)

Огневушка- (Поскакушка)

Голубая (змейка)

Синюшкин (колодец)

Серебряное (копытце)

Две (ящерки)

«Каменный цветок»

1.Какое у Данилы в детстве было прозвище? (Недокормыш)

2. Чем он отличался от других ребят? (Был «блаженным»: созерцателем, мечтателем, фантазером, не от мира сего; на рожке играл «чисто на музыке какой».)

3. 0 каких необычных цветах говорила Даниле бабушка Вихориха? (Вихориха - травознайка, знахарка говорила о «неоткрытых» цветах: «Папора, что цветет на Иванов день. Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека он вредный. На разрыв

цветок - бегущий огонек. Поймал его - и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок. А то еще каменный цветок есть. Малахитовой горе растет...»).

4. Чем поразил Данилка Прокопьича с первой встречи? («Верым глазом»: он сразу на поделке и узор определил и место, где кромку бить, увидел.)

5. Какому ремеслу учил Данилу Прокопьич? (Резать по камню, в основном по малахиту, украшения, шкатулки, подсвечники, вазы.)

6. Чем не нравилась Даниле чаша, заказанная барином? (Трудности много, а красоты ровно вовсе нет.

7. Кто подсказал ему, где искать камень для своей чаши? (Хозяйка Медной горы.)

8. На какой праздник Каменный цветок увидеть можно? (Змеиный день, отмечался два раза в год: змеи весной просыпались, а осенью засыпали, связан праздник с урожаем.)

9. Как поступил Данила со своей чашей и барской? (Он ее разбил: «Все не то выходило, чего душа жаждала, а в барскую плюнул: не по душе была работа - холодная, каменная, не живая. А не разбил потому, что побрезговал, да и работа была заказная.)

10. Почему именно его Хозяйка в свои мастера взяла? (Оценила, как и Прокопьич, верный глазок: талант, воображение, упорство и стремление к совершенству)

«Горный мастер»

1. Как Катю прозвали после Данилова исчезновения? (Мертвяковой невестой.)

2. Почему она решила заняться мужским ремеслом? («Рукодельем женским не прокормиться, а другого ремесла не знаю».)

З. Как она свой первый малахит-камень нашла? (На Змеиной горке, вспомнила Данилу, заплакала, и, где слезы капали, малахит-камень обозначился.)

4. Что вы можете сказать о Катином характере? (Можно отметить верность, энергичность, трудолюбие, смелость, силу духа.)

5. Какой выбор предложила Хозяйка Медной горы Даниле, и что он решил? («С Катей пойдешь - все мое забудешь, здесь останешься - ее и людей забыть надо». Данила ответил: «Не могу людей забыть, а Катю каждую минуту помню.»)

6. Как, по-вашему, Хозяйка отнеслась к Кате?

7. Какой подарок сделала Хозяйка Катерине? («За удаль да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. Только вот это пусть накрепко забудется! - И полянка с диковинными цветами сразу потухла.»)

Второе задание - конкурс имен. Имена каких героев сказов Бажова есть у членов вашей команды или просто вспомните имена героев сказов.

«Хрупкая веточка»

1. Из-за чего барин так рассердился на семью Данилы? (Барин прокутил денежки в столице и приехал на заводы «не выскребу ли, дескать, еще сколько-нибудь». Угля дел трех ребятишек в сапогах – « у барина башмаков купить не на что, а крепостные ребятишек в сапогах водят».)

2. Какому ремеслу отдали учиться Митю? (В гранильщики по слабости здоровья: «глаз хваткий, пальцы гибкие, парнишка смышленый и к работе не ленив».)

3. Почему Мите стала помогать Хозяйка? (Хозяйка оценила старания Мити помочь семье и его желание приспособить здешний камень на «ягодные поделки», а также митину тягу к творчеству.)

4. Какие ягоды были у него на первой веточке? (Крыжовник.)

5. Что стало с этой веточкой? (Ее отобрали у Мити по приказу барина, тот собирался дочери в приданое отдать, да как узнал, что из простого камня сделана, озлился на мастера и веточку в пыль растоптал.)

6. Как вы думаете, а что случилось с Митей? (Митя, увидев, как его «дорогую выдумку диким мясом раздавили, хватанул барина палкой по лбу и куда-то подевался».)

«Приказчиковы подошвы»

1. Почему «в горе» народ безнадежный, для начальства беспокойный? (Такому народу что жить, что умирать - все единой;

2. За что Хозяйка Медной горы хотела наказать Северьяна - приказчика? (За бессмысленную, садистскую жестокость по отношению к рабочим.)

3. Как вы думаете, почему Хозяйка дважды предупреждает Северьяна и советует изменить поведение? (Она справедлива: дважды упреждает Северьяна из-за его маленьких детей.)

3. Что она с ним сделала? (В камень обратила, «в пустую породу перекинула.)

«Таюткино зеркальце»

1. Что за примета о зеркале Хозяйки Медной горы? («В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало бластит... « По старым уральским приметам, Хозяйка зеркало разбила, сердится, в шахте быть обвалу.)

2. Почему надзирателя Ераску Поспешаем прозвали? («Егозливый старичишко. Без толку народ полошит, как на пожар: «Поспешай».»)

3. Как прозвали Таютку в шахте? (Натал Гаврилыч.)

4. Почему отец взял Таютку к себе в шахту? (Жена померла, мачехой дочку неволить не хотел, а присмотреть за ней некому было. Зимой в избе мерзла - вот отец и стал ее с собой брать: «В шахте у нас тепло. И на глазах будет. Хоть сухой кусочек, да вовремя

съест».)

5. Что она нашла в руднике? (Таютка откопала «каменное зеркало - кругом из породы явственно рама обозначилась, как руками высечена. Зеркало не доской, а чашей: в середине поглубже, а по краям на нет сошло». Таютке досталось маленькое зеркальце с ладошку точь-в-точь большое.)

6. Что произошло, когда в шахту спустилась барыня? (Барыня сдуру велела зеркало вырезать из горы и сказала: «Хочу, чтоб это зеркало у меня стояло, потому как я хозяйка этой горы!» В ответ из зеркала рудой в барыню и плюнуло. И с той поры она, бедная, только дураков полных рожала.)

Третье задание - конкурс на самую длинную косу и самого сильного мальчишку. Косы девочек можно измерить сантиметром, а силу мальчиков проверить в армреслинге.

«Кошачьи уши»

1. Какой хитростью Дуняхе удалось до Сысерти добраться? (События происходят во время восстания Пугачева, в 1773 г. Опасаясь бунта на заводах да по деревням, усилили охрану и, главное, добивались, чтобы народ ни о чем не прознал. Дуняха пробежала мимо караула с визгом: «Ой, дяденьки! Ой, волк!» Те ее всерьез и не приняли, только посмеялись.)

2. Кто помог ей на обратном пути от волков спастись? (Кошачьи уши загорелись и повели за собой, а волки ушли.)

З. Что сказывали про Дуняху после того, как в лес ушла? (Уже после того, как Пугачева казнили и «местные» бунты подавили, объявилась Дуняха: «в открытую на дороге либо на руднике каком. И всегда на соловеньком коньке, что его не догонишь. Налетит - руднишного начальства плеткой уму-разуму поучит, как надо с народом обходиться». А если в нее стреляли, в народе сказывали, что «перед стрелком кошачьи уши огнями замелькают, и Дуняхи не видно».)

«Про Великого Полоза»

1. Что во власти Великого Полоза? (Все подземное золото.)

2. Что он не любит? (Не любит он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял.»)

3. Почему он помог ребятам? (Потому, что пожалел: отец в горе все здоровье спустил, мать умерла, золота не наработали - «на хлеб не сходится»; Полоз и отца работящего нашел, и детей - будущих сирот, а богатства большого дать не рискнул, чтобы «не испортились».)

«Огневушка-Поскакушка»

1. Как выглядит Огневушка-Поскакушка? («Девчонка махонькая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.»)

2. Как она может указать, где золото? (Где Огневушка пляшет, там и золото; филин же как заухает, захохочет, так и спутает все карты, перессорит народ.)

3. Что происходит зимой в природе там, где Поскакушка пляшет?

(Там снег тает, трава лезет, листва распускается.)

4. Какие это золотые таракашки на старой лопате были посажены? (Вкрапления чистого золота.)

«Голубая змейка»

1. Какие прозвища были у друзей-мальчишек Ланко и Лейко? (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка.)

2. Как ребята подшутили над Марьюшкой? (Марьюшка гадала на Новый год на жениха, а ребята ее в гребешок начесали конского волоса).

3. Почему люди боялись даже упоминать о Голубой змейке? (Если двое увидят Голубую змейку, она устроит им черную беду - ссору, а то и смерть; если ее в компании упомянуть, глядишь, она и появится - беды не оберешься.)

4. Как Голубая змейка испытывала ребят? (На жадность, на верность дружбе.)

5. За что Голубая змейка ребят наградила? (За то, что «дрались не из корысти, а друг дружку охраняли», а также за доброе пожелание Марьюшке.)

«Синюшкин колодец»

1. Что за поминок оставила бабка Лукерья своему внуку Илье? (Пёрышко да наставление худых думок в голове не держать.)

2. Кому Синюшка может дать богатство? (Гораздому, да удалому, да простой душе.)

3. Что произошло при первой встрече Ильи с Синюшкой? (Синюшка едва не затянула его в колодец - перышки выручили.)

4. Кто украл у Ильи перышки, и что с тем человеком стало? (Кузьма Двоерылко, Илюхин ровесник с прииска - мастак насчет того, «чтобы чужое в свой карман прибрать». Когда он за богатством к Синюшке пришел, то в колодец-то и угодил.)

5. Почему Илья из колодца так и не испил? (Илья воды в ковш зачерпнул, да не донес: разлил, тяжело было.)

6. Что Сишошка Илье на золотом да серебряном подносах подавала, а что на решете поднесла? (На золотом да серебряном подносах - золото да драгоценности, а на решете - ягоды да три перышка.)

Пятое задание - словарик. Объясните значение непонятных слов, используемых в сказах:

изробиться (изработаться, выбиться из сил)

забедно (обидно)

зарукавье (браслет)

помучнеть (побледнеть)

пословный (послушный)

справный (хороший)

басенькая (красивая)

голбец (подпол)

обуя (обувь)

неочёсливый (невежа)

прииск (место добычи, рудник)

смотник (сплетник)

старатель (работник на прииске)

тракт (дорога)

хитник (обидчик)

чугунка (железная дорога)

парун (жаркий день)

артуть-девка (бойкая девушка)

«Серебряное копытце»

1. Кого вместе с сироткой Даренкой взял в свою избу Кокованя? (Кошку Муренку.)

2. Про какого особенного козла он рассказывал? (О лесном козле, у которого на правом переднем копытце - серебро; где он им топнет, появится дорогой камень, а рога у него на пять веток, а шерсть летом буренькая, а зимой серенькая.)

3. Кто исчез вместе с козлом? (Кошка.)

4. Много ли драгоценностей набрали Кокованя с Даренкой? (Кокованя полшапки камней нагреб, да Даренка попросила оставить - утром полюбоваться. А к утру снег все засыпал, под ним после ничего не нашли. «Ну им и того хватало, сколько Кокованя в шапку нагреб».)

«Золотой Волос»

1. Кто Айлыпа к его невесте Золотой Волос привел? (Лисичка, которую охотился Айлып.)

2. Как Великий Полоз свою дочь обратно мог забрать? (За золотую косу в землю - да домой.)

З. Сколько лет Айлып должен был невесту свою ждать? (Шесть.)

4. На сколько саженей каждый раз коса у нее отрастала? (На 10 саженей.)

5. Чем он занимался последние три года? (Как Филин научил, отыскал Айлып место, где у Полоза силы нет, и стал туда дорогу через лес прорубать.)

6. Кто помог Айлыпу Золотой Волос от Полоза спрятать? («Филин Полозу вредил. Сел на озерный камень, да и заладил одно: «Фубу! Фубу! Фубу!» прокричит так три раза, огненные кольца и потускнеют.)

7. Как вы думаете, за что в сказах Бажова героев чем-то вознаграждают и за что наказывают? (Награждают за смелость, щедрость, талант, верность и т.д.; наказывают за ложь, жестокость, жадность и т.д.)

8. 0 каких мастерах говорится в сказах? (О мастерах своего дела; огромное значение придает Бажов овладению ремеслом и трудолюбию, даже дети сызмальства к труду приучены; в сказах упоминаются оружейники, чугонолитейщики, медеплавильщики,

рудокопы и старатели, вышивальщицы да сказители, резчики по камню и т.д.)

Шестое задание - художественный конкурс. Нарисуйте, вылепите композицию на тему сказов П.П. Бажова.

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно принимавшие участие в игре.

Цель: воспитывать интерес к уральской литературе, сказам П.П.Бажова

Задачи: формирование читательской компетенции; уметь отвечать на вопросы по произведениям; развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, коммуникативных способностей.

Перед игрой участникам предлагается повторить содержание сказов: «Серебряное копытце», «Огневушка – Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер».

Оборудование: таблицы с названием тем и стоимостью вопроса. (Приложение 1 )

Описание игры: игру начинают одновременно все участники (их количество от 10 до 30). Игра проводится в два тура: 1 тур отборочный – викторина (за каждый правильный ответ участник получает 1 балл, в завершении, участники, набравшие наибольшее количество баллов переходят во второй тур), 2 тур – проводится по принципу игры «Своя игра». Объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). Участники выбирают темы и количество баллов. Их основная цель - отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждого из игроков на счету 0 очков Время на ответ составляет 15 секунд. Суть игры заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту ответившего игрока и он выбирает следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего, а оставшиеся игроки получают право дать свой ответ. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и предыдущий вопрос.

1 тур

Викторина по сказам П.П.Бажова

  1. Как звали кошку из сказа «Серебряное копытце»? (Муренка)
  2. Чем занимался Кокованя? (Был охотником)
  3. Как звали девочку из сказа «Серебряное копытце»? (Даренка)
  4. Что означает слово «пожитки»? (Вещи)
  5. Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно говоришь, пр-равильно)
  6. Как называлась избушка, в которой Кокованя и Даренка в лесу жили? (Балаган)
  7. Как назывались камни, которые выбивал серебряное копытце? (Хризолиты)
  8. Сколько лет было Федюньке из сказ «Огневушка – Поскакушка»? (Восемь)
  9. Что становилось с Огневушкой-Поскакушкой, когда она круги делала? (Подростала)
  10. Где показывалась Огневушка – Поскакушка, что находили на тех местах? (Золото)
  11. Чьи это слова: «У меня тепло!
    У меня светло!
    Красно летичко!» (Огневушка-Поскакушка)
  12. Какой предмет помог Федюньке из леса выйти? (Лопата)
  13. Какого цвета перышки остались Илье в наследство от бабки Лукерьи? (бБеленькое, черненькое, рыженькое)
  14. Где работал Илья с малолетства? (На прииске)
  15. С каким подарком к Илье вышла Синюшка в третий раз? (Срешетом ягод)
  16. что посыпалось из решета с ягодами, когда Илья принес его домой? (Смородки да дорогие камни)
  17. Что означает слово «парун» из сказа «Медной горы Хозяйка»? «День был, и жарко – страсть. Парун чистый». (Жаркий день после дождя)
  18. Как еще называли Медной горы Хозяйку? (Малахитница)
  19. Как звали парня из сказа «Медной горы хозяйка»? (Степан Петрович)
  20. В кого превращалась Хозяйка, когда хотела уйти? (В ящерицу)
  21. Что подарила Хозяйка Настеньке – невесте Степана? (Малахитовую шкатулку)
  22. На какой камень похожи слезы Хозяйки? (Изумруд)
  23. В сказе «Синюшкин колодец» упоминаются баретки. Что это? (Обувь)
  24. Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)
  25. Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа? («Огневушка-Поскакушка»)
  26. Сказ «Малахитовая шкатулка» продолжение какого сказа? (Медной горы Хозяйка)
  27. Что оставила женщина на память Танюшке? (Пуговку, шелк и бисер)
  28. Главный герой сказа «Каменный цветок»? (Данила)
  29. Как звали Данилу в детстве? (Недокормыш)
  30. Кто взялся обучать Данилу малахитовому делу? (Прокопыч)
  31. Чем лечила бабушка Вихориха Данила? (Травами)
  32. На какую работу определили Данила в начале сказа? (Подпаском)
  33. За что был наказан Данила, когда был подпаском? (Корову потерял)
  34. Где нашел Данила камень для своего цветка? (На Змеиной горе)
  35. На какой цветок должен был походить Каменный цветок по задумке Данила? (Дурман)
  36. Что сделал Данила со своим Каменным цветком? (Разбил)
  37. Как звали невесту Данила? (Катя)
  38. Как звали Данила на работе? (Горный мастер)
  39. Какой узор выходил у Катерины на малахитовых досочках? (Дерево и две птицы)
  40. Как звали парня, который украл перья у Ильи, из сказа «Синюшкин колодец»? (Кузька Двоерылко)
  41. Что преподнесла Синюшка на подносе, для Ильи в первый раз? (Песок золотой, самородки, каменья дорогие)
  42. Сколько камней набрал Кокованя? Полшапки)
  43. Кто мешал Огневушке-Поскакушке показывать, где лежат камни? (Филин)
  44. Как звали деда Ефима, в сказе «Огневушка – Поскакушка»? (Золотая редька)
  45. Что такое «пимы»? (Валенки)
  46. Что такое «зипун»? «Надел шапку да зипун». (Кафтан из грубого, толстого сукна)
  47. Где Синюшка сидит… Закончи фразу. (Богатство положено)
  48. Кто был в слугах у Хозяйки Медной горы? (Ящерицы)
  49. «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.» О ком эти слова? (О Хозяйке Медной горы)
  50. Что называла Танюшка «тятиным подареньем»? (Малахитовую шкатулку)

2 тур

Тема: Герои сказов

10 баллов. Девчонка махонька, вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать.

(Огневушка-Поскакушка)

10 баллов. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Девка небольшого росту, из себя ладная. Одежда ее из шелкового малахиту платье.

(Медной горы Хозяйка)

20 баллов. Ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка маленькая. В каком месте топнет копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. Рожки-то у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. Шерстка у него летом буренькая, а зимой серенькая.

(Серебряное копытце)

20 баллов. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушенку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе не место.

(Синюшка)

30 баллов. Жил в нашем заводе парень. И от всех ему наследство досталось. От отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок. Парень ядреный да могутный, крутой да веселый – работа у него и шла податно.

(Илья ск. «Синюшкин колодец»)

30 баллов. Сиротко круглый был парнишечко. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чем душа держится. С лица чистенький. Волосенки кудрявенькие, глазенки голубенькие. А потом стал высокий да румяный, кудрявый да веселый.
(Данила ск. «Каменный цветок»)

40 баллов. Девчонка махонька, носишко пуговкой. В избе прибирала, похлебку да кашу варила. Сказки слушать любила. Да все с кошкой возилась. Кукол сама шила, да одежку на них.

(Даренка)

40 баллов. Сама черненька да басенька, а глазки зелененькие. На наших девчонок будто и вовсе не походит. Не шибко к чужим людям ластилась. Научилась шелками да бисером шить.
(Танюша. «Малахитовая шкатулка»)
50 баллов. Она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, переросток считается. Пригожая была, девушка проворная – по хозяйству все бегала – в огород там, сварить – постряпать. Управится и садится за какое рукоделие: сшить-связать, мало ли. А потом и камешки малахитовые распиливать научилась.

(Катя. «Горный мастер»)

50 баллов. Парень тут был. Он Илюхе-то ровесником приходился. Давно около золота околачивался, свое смышлял, – не попадет ли штучка хорошая, а унести ее сумею. Чужое в свой карман прибрать мастак был. Одним словом, ворина. По этому ремеслу у него и заметка была. Его один старатель лопаткой черканул, а все де зарубка на память осталась – нос до губы пополам развалило.

(Кузьма Двоерылко. «Синюшкин колодец»)

Тема: Из какого сказа эти строки .

10 баллов. «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет».

(«Синюшкин колодец»)

10 баллов. «В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит. Полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно».

(«Серебряное копытце»)

20 баллов. «Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришелся. В артелке, видишь, один старик был. Дедко Ефим. С молодых годов он из земли золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у него бывало. Он и рассказывал, а старатели слушали».

(«Огневушка-Поскакушка»)

20 баллов. «Ну, парень видит – делать нечего. Пошел к ней, а она ручкой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит – ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок, либо слюда, блестит, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены».

(«Медной горы Хозяйка»)

30 баллов. «С той поры Танюшка и стала мастерицей, а уж в годы входить стала, Вове невестой глядит. Заводские парни о Настасьины окошки глаза обмозолили, а подступить к Танюшке боятся. Вишь, неласковая она, невеселая, да и за крепостного где же вольная пойдет».

(«Малахитовая шкатулка»)

30 баллов. «Так и пошло. На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава. Как снег выпал, велел ему с соседом за дровами ездить – пособишь-де. Ну, а какая подмога! Вперед на санях сидит, лошадью правит, а назад за возом пешком идет. Промнется так-то, поест дома, да спит покрепче».

(«Каменный цветок»)

40 баллов. «Тут и зашумело что-то, как осыпь земляная. Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика – камня… Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются… Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная… Солнышко не видно, а светло, как перед закатом».

(«Каменный цветок»)

40 баллов. «Распилила Катя камешок. Видит – узор на редкость пришелся, и как намечено, в котором месте поперек отпилить. Подивилась Катя, как ловко все пришлось. Поделила по готовому, обтачивать стала. Дело не особо хитрое, а без привычки тоже не сделаешь. Помаялась сперва, потом научилась».

(«Горный мастер»)

50 баллов. «Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало».

(«Серебряное копытце»)

50 баллов. «Как весна пришла, побежали к старой березе. Ну, и что? С первой лопатой такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на радостях».

(«Огневушка – Поскакушка»)

Тема: Горные породы, встречающиеся в сказах

10 баллов. Змеевик – горная порода с зеленой окраской и пятнами различных цветов, которые придают этому камню сходство с кожей змеи (отсюда и название) . Плотный, просвечивающий в краях поделочный камень.

10 баллов. Серебро – металл, белого цвета, ковкий, пластичный. Основные потребители: электротехническая и электронная промышленность, производство ювелирных изделий.

20 баллов. Горный хрусталь – бесцветный прозрачный минерал употребляется для оптических и ювелирных изделий.

20 баллов. Золото – благородный металл. Желтого цвета, ковкий. Первый из открытых человеком металлов. В природе встречается главным образом самородками. Используют для изготовления ювелирных изделий.

30 баллов. Малахит – непрозрачный минерал ярко-зеленого цвета. Наиболее известны месторождения на Урале.

30 баллов. Изумруд – прозрачный драгоценный камень ярко-зеленого цвета. Известное месторождение находится на Малышево.

40 баллов. Торф – плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо и удобрение.

40 баллов. Хризолит – прозрачный драгоценный камень золотисто-зеленого цвета.

50 баллов. Руда – минеральное вещество, горная порода, содержащая металлы, а также другие полезные вещества.

50 баллов. Медь – металл красноватого цвета, ленты у Хозяйки Медной Горы.

Тема: Занятия людей из сказов

10 баллов. Рукоделие – исполнение вещей ручным трудом. Этим любила заниматься Танюшка из сказа «Малахитовая шкатулка».

10 баллов. Охота – добыча диких зверей и птиц. В зависимости от целей бывает промысловая – добыча животных ради пушнины и мяса. Это основное занятие Коковани из сказа «Серебряное копытце».

20 баллов. Камнерез – рабочий придающий природному камню требуемую форму и внешнюю отделку. Данила из сказ «Каменный цветок».

20 баллов. Старатель – рабочий по добыче золота. Описывается эта профессия в сказе «Огневушка – Поскакушка».

30 баллов. Ткачество – выработка ткани на ткацком станке. Основное занятие женщин. Упоминается в сказе «Каменный цветок».

30 баллов. Пастух – рабочий, который пасет коров и овец. Работал им Данила из сказа «Каменный цветок».

40 баллов. Литье – изготовление чего-либо из расплавленного вещества. В те времена в основном изготавливали металлические изделия из чугуна.

40 баллов. Прииск – место разработки драгоценного камня, золота. Встречается в сказах «Огневушка – Посакушка» и «Синюшкин колодец».

50 баллов. Рудник – место добычи полезного ископаемого (преемственно руды) открытым или подземным способом. Встречается в сказе «Медной Горы Хозяйка».

50 баллов. Штольня – горизонтальная или наклонная подземная горная выработка с выходом на поверхность для обслуживания подземных горных работ. В сказе «Медной Горы Хозяйка» использовалась для добычи малахита.

Литературная игра по сказу П.Бажова "Каменный цветок" для 3 класса

Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 г.о. Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для проведения уроков внеклассного чтения. В игре принимает участие две команды учащихся. За правильный ответ команда получает 1 жетон. После окончания игры определяется победитель - обладатель большего количества жетонов.
Цель: Организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказа «Каменный цветок».
Задачи:
- прививать любовь и интерес к творчеству П.Бажова;
- развивать мышление, внимание, память;
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению;
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы;
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
В змеиный праздник набирает силу
Цветок из камня, что в горе растет.
И если смертный чудо то найдет-
Покажется свет белый враз немилым…»

Так травница шептала сиротинке,
Леча его отваром чабреца.
Гора виднелась с ветхого крыльца,
Вела к ней чуть заметная тропинка…

Уж зажили рубцы от порки жёсткой,
За недосмотр Данилы– пастуха.
Чуть не довел приказчик до греха,
Худое тельце истязая хлестко…

По малахиту мастер жил в селенье -
Послушен камень был в его руках.
Старел Прокопьич, да не мог никак
Мальчишку себе выбрать в подмастерье.

Не отличался мастер добрым нравом-
Парнишкам часто уши надирал.
Но дрогнула душа, как увидал
Глаз меткий в этом мальчике курчавом.

Старик Даниле стал отцом родимым -
Парнишка вырос, опыт перенял.
Все у станка точильного стоял-
Желанием горел неутомимым.

Хотелось юноше всего сильнее
На чаше выточить живой цветок.
Опять был передвинут свадьбы срок,
Катюша становилась все грустнее...

Рука смела, в ней силушка играет,
Плывет по чаше тоненький листок,
Каемкою резною черенок -
Данила же по лесу всё блуждает.

Все травы к чаше мастер примеряет-
Багульник скромный, да дурман – трава…

Мелькнула в дымке ящерка резва -
Горы хозяйка в гости зазывает.

Не удержало юношу поверье -
Спустился он в змеиную гору.
Как очутился снова на бугру
Не помнил.Завладело им затменье.

Несбыточны мечты невесты дивной -
Данил навеки потерял покой.
И проклятой змеиною тропой
Был в лоно уведен скалы массивной.

Тропинка, что вела к горе змеиной,
Уж поросла колючею травой.
Погиб Данилушка, или живой?
Еще одной он жертвой стал невинной.

Первое задание "Викторина"


1.Кто был Первым мастером по каменному делу?
(Прокопьич)


2.Как обращался Прокопьич с учениками?
(Насадит шишек по всей голове, уши чуть не обрвет)
3.Сколько было лет Даниле Недокормышу, когда его поставили в ученики к Прокопьичу?
(12 или более)
4.Как называли Данилку люди?
(Блаженный, какой-то, Тихоход)
5.Как вел себя Данилка на работе?
(Все будто думает о чем –то. Уставится глазами на травинку)


6.Чему все же Данилка научился?
(Играть на рожке)


7.За что женщины стали привечать Данилку?
(За песенки, которые он наигрывал на рожке)
8.Кто поставил Данилку на ноги после наказания?
(бабушка Вихориха)
9.О чем рассказывала бабушка Данилушке?
(О травах, цветах)
10.Как называла Вихориха цветок, который на Иванов день цветет?
(Колдовской, им клады открывают. Папора)


11.Как назывался воровской цветок?
(Бегучий огонек)
12.Какой цветок полную силу имеет на змеиный праздник?
(Каменный)
13.Почему Данилушка припал к сердцу Прокопьичу?
Он ему понравился своей смелостью и умением разглядеть камень)


14.Как относился Прокопьич к Данилушке?
(Как к сыну)
15.Как сумел Данилушка показать умение приказчику, если Прокопьич его не учил?
(Данилушка все примечал и внимательно слушал рассказы Прокопьича. Так и научился)
16.Что не давало покоя Даниле?
(Охота была сделать чашу так, чтобы камень полную силу имел)


17.Зачем Прокопьич хотел быстрее женить Данилу?
(Чтобы лишняя дурь из головы вылетела, как семьей обзаведется)
18. Как звали невесту Данилы?
(Катерина Летемина)


19.От кого Данила узнал о Хозяйке Медной горы?
(От ветхого старичонка)


20.Где нашел камень для своей работы Данила?
(У Змеиной горки)
21.Как выглядел сад Хозяйки Медной горы?
(Там все было из камня: деревья, травы)


22.После чего пропал Данила?
(После встречи с Хозяйкой Медной горы)


Подведение итогов
Второе задание "Определения". Дайте определение толкованию.


Вожгались (Трудились)
Пониточек (Верхняя одежда из домашнего сукна)
Онучи (Куски полотна для обертывания ног)


Запончик (Фартук)
Околтать (Обтесать)
Фасочку снять (Обточить грань)
Зарукавье (Браслет)


Подведение итогов
Задание третье "Поставь по порядку" Нужно поставить отрывки сказа по порядку.


1.Пришел Прокопьич домой, а Данилушко около станочка стоит, досочку малахитовую оглядывает. На этой досочке зарез сделан - кромку отбить. Вот Данилушко на это место уставился и головенкой покачивает. Прокопьичу любопытно стало, что этот новенький парнишка тут разглядывает.
2.Отлежался-таки Данилушко. Бабушка Вихориха его на ноги поставила. Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от надсады, которая от ломоты... Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала.
3.Данилушко разулся, котомку свою под голову, понитком закрылся, поежился маленько, - вишь, холодно в избе-то было по осеннему времени, - все-таки вскорости уснул. Прокопьич тоже лег, а уснуть не мог: все у него разговор о малахитовом узоре из головы нейдет. Ворочался-ворочался, встал, зажег свечку да и к станку - давай эту малахитову досочку так и сяк примерять. Одну кромку закроет, другую... прибавит поле, убавит. Так поставит, другой стороной повернет, и все выходит, что парнишка лучше узор понял.
4.С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе либо на поляне в лесу и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что. Людей в ту пору в лесу и на покосах много. Спрашивают Данилушку - не потерял ли чего? Он улыбнется этак невесело да и скажет:
- Потерять не потерял, а найти не могу. Ну, которые и запоговаривали:
- Неладно с парнем.
5.Только был тут старичок один. Он еще Прокопьича и тех - других-то мастеров - учил. Все его дедушком звали. Вовсе ветхий старичоночко, а тоже этот разговор понял да и говорит Данилушке:
- Ты, милый сын, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные мастера...
6."Уходится парень, забудет. Женить его надо. Вот что! Лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется".
7.Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять оказывал - Хозяйка взяла его в горные мастера.
8.Сказала и поднялась. Тут и зашумело что-то, как осыпь земляная. Глядит Данилушко, а стен никаких нет. Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками.
(Ответы:2,1, 3,4,6,5,8,7)
Подведение итогов

Литературная игра по сказу П.Бажова "Серебряное копытце" для начальной школы

Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара
Описание: Данный материал могут использовать учителя начальных классов для проведения уроков внеклассного чтения. В игре принимает участие две команды учащихся. За правильный ответ команда получает 1 жетон. После окончания игры определяется победитель - обладатель большего количества жетонов.
Цель: Организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказа «Серебряное копытце».
Задачи:
- прививать любовь и интерес к творчеству П.Бажова;
- развивать мышление, внимание, память;
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению;
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы;
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
-Добрый день ребята! Сегодня мы совершим путешествие по сказу Павла Петровича Бажова "Серебряное копытце". Узнаем чем сказ отличается от обыкновенной сказки. Желаю вам удачи!
Первое задание "Блиц-турнир"


Каждая команда услышит вопросы, на которые будет отвечать письменно. За каждый правильный ответ-жетон.
1.Как Дарёнка осталась без родителей?
(Они умерли)
2.Назовите фамилию Дарёнки
(Потопаева)
3.Назовите прозвище старика, героя сказа
(Кокованя)
4.Какое отчество было у Дарёнки?
(Григорьевна)
5.Какая кличка была у кошки?
(Мурёнка)
6.Какая с виду была кошка?
(Ободранная)
7.Почему хозяйских ребятишек кошка исцарапала?
(Неласковые они)
8.Чему удивилась Дарёнка при встрече с Кокованей?

(Что он имя её угадал)
9.Чем летом занимался Кокованя?
(Пески промывал, золото добывал)
10.Какая была по виду Дарёнка?
(Махонькая, носишко пуговкой)
11.Чем занималась Дарёнка в доме у Коковани, когда он был на работе?
(В избе прибирала, похлебку да кашу варила)
12.Почему козел показался Дарёнке и Коковане?
(Они были добрые, бескорыстные)
Подведение итогов
Второе задание "Кроссворд"



1.Как назывался камешек, который копытцем выбивал козлик?
2.Она все время приговаривала: "Правильно говоришь!"
3.Сиротка, которая пошла жить к доброму старику охотнику.
4.Фамилия автора этого сказа.
5.Какое было прозвище у доброго, веселого старика, который хотел на козла посмотреть.
6.Фамилия девчонки-сиротки.
Правильный ответ


Подведение итогов
Третье задание "Определения"


Найдите соответствие между определением и его толкованием.



Подведение итогов
Четвертое задание "Математические загадки"


В сказе используются числа. Вспомните, что каждое число обозначает.



Подведение итогов
Пятое задание "Цветная загадка"


В сказке используются и цвета. Вспомните живые и неживые предметы этого цвета.



Подведение итогов
Шестое задание "Назови отличие"
Так вот сейчас мы и узнаем, чем отличается сказка от сказа?




Подведение итогов и награждение команд
Давно это было, но только с тех пор
Находят каменья в районе тех гор.
А козлик волшебный серебряное копытце
Уж мало кому захотел появиться.
А тем, кто за жадностью, выгодой мчится
Наш козлик и в снах никогда не приснится!
Лишь людям он с доброй и светлой душой
Готов освещать мир своей красотой!
Кто в чудо, добро и в любовь верить будет -
Козлёнка волшебного встретит и в будни!


Презентация на тему: Литературная игра по сказу П.Бажова "Серебряное копытце" для начальной школы

Светлана Морозова

Цели и задачи :

Расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова ;

Развивать речевые умения и творческие способности;

Развивать воображение, мышление, культуру общения;

Воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

Способствовать развитию интереса к литературному чтению .

Оборудование :

Выставка книг с произведениями П. П. Бажова ;

Портрет писателя;

Иллюстрации к произведениям П. П. Бажова на слайдах ; компьютер;

Карточки с отрывками из произведений, загадками, тестами;

предметы : оранжевый платочек, игрушки : кошка Муренка и ящерка, шкатулка, решето, гребешок.

Предварительная подготовка : за месяц до проведения праздника учащимся поручено прочитать сказы П . П. Бажова , нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям.

Участники : ученики 2 – 4 классов

Ведущие : учителя начальных классов

Ход праздника:

1-й учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости ! Приглашаем вас на встречу с творчеством замечательного сказочника Уральских гор Павла Петровича Бажова , чье ---летие отмечали (отметим) в январе этого года.

Послушайте, пожалуйста, биографию писателя.

Биография писателя

Бажов

Павел Петрович

(1879-1950)

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым , мудрым сказочником . Он и был сказочником . Только герои его сказок жили , казалось, в самых не подходящих для сказок местах : в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

А родился он на Урале , в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала . Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь всё, что они ему рассказывали : были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство , запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам , горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера , талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор , только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях , которые переходили от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были » . А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка» , «Ключ-камень» , «Хозяйка медной горы» , «Великий полоз» и многие другие «уральские сказы » , как назвал их автор. Они были радостным открытием для всех читателей : от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке : добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы , не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» - так называли в уральских сказах таких людей .

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок» , многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи.

2-й учитель. А теперь, ребята, предлагаем вам принять участие в викторине по творчеству П . П. Бажова .

«Блицопрос»

1. Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего ?

2. Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка» .

3. Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки?

4. Как звали жену Степана?

5. Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу?

6. На каком музыкальном инструменте играл Данила, когда был малахитчиком?

7. Как звали невесту Данилы-мастера?

8. Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа

«Синюшкин колодец» ?

9. Какой камень воспевал Бажов в своих сказах ?

10. Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки?

1-й учитель. Молодцы, ребята, хорошо подготовились к празднику! А теперь следующий конкурс. Будьте внимательны!

«Сказы начинаются… А как они называются?»

Вопросы :

1. «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздичный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже». («Медной горы Хозяйка» .)

2. «У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался». («Малахитовая шкатулка» .)

3. «Катя, - Данилова-то невеста, - незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся, - она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, по-заводскому, перестарок считается.

Парни таких редко сватают, вдовцы больше». («Горный мастер» .)

4. «Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали». («Огневушка-Поскакушка» .)

5. «Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству : Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.

Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею . Меж собой эти ребята дружно жили». («Голубая змейка» .)

6. Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. («Синюшкин колодец» ).

2-й учитель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Наши загадки необычные : отгадки – герои сказов Бажова .

«Угадай героя сказа »

1) Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса её чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты яркие,

Глаза, словно изумруды,-

Волшебные, ясные.

2) Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет.

В руке платочком машет.

3) Сиротой рос мальчишечка :

Голубеньки глазенки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе, знался.

4) Козел тот особенный был,

Резво ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет –

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека-то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь.

5) Сама чернявенька да босенька, а глазки зеленьки.

Красота-то, красота. Да будто кто-то подменил девчонку.

6) Ростом старушка небольшого. Платье на ней синее, платок синий, сама вся синехонька, да такая тощая. Однако глаза у нее молодые, синие да такие большие, будто не место им вовсе тут.

1-й учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание на предметы, которые стоят на столе. Ваша задача – назвать хозяина этих предметов и вспомнить, из каких они сказов .

«Угадай владельца»

Предметы :

1. Малахитовая шкатулка. (Танюшка. Сказ «Малахитовая шкатулка» .)

2. Оранжевый платочек. (Огневушка-Поскакушка из одноименного сказа .)

3. Кошка Муренка. (Даренка. Сказ «Серебряное копытце» .)

4. Ящерка. (Медной горы Хозяйка из одноименного сказа .)

5. Гребешок (Голубая змейка)

6. Решето (Синюшкин колодец)

2-й учитель. Наш праздник подходит к концу, и последнее испытание – тестовые задания.

«Тесты»

1. Как звали героиню сказа Бажова «Серебряное копытце» ?

А – Марьюшка

Б – Дарёнка

В – Алёнка

Г - Варварушка

2. Каким животным было Серебряное копытце?

А – барашком

Б – козлёнком

В – лосёнком

Г - оленёнком

3. Сколько веток на рожках Серебряного копытца?

4. Какой ножкой топал Серебряное Копытце, когда выбивал самоцветы?

А – правой задней

Б – правой передней

В – левой задней

Г - левой передней

5. Как звали отца Павла Бажова ?

Б – Павел

А – Кавказ

Б – Сибирь

В – Урал

Праздник оканчивается подведением итогов, награждением победителей, набравших большее количество очков.

Литература :

1) Дейстер И. В. Бажовский карнавал// Педсовет . 2004. №6.

2) Мишакова Е. И. Уральских гор сказочник // Приложение к журналу «Начальная школа» . 2004.

3) Сказы П . П. Бажова .