Налоговый аудит: виды и методика проведения. Налоговый аудит: виды, особенности Проверка правильности налоговых отчислений

Организации, подлежащие обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (п.п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Помимо представления аудиторского заключения в орган государственной статистики сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (п. 6 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В налоговые органы аудиторское заключение не представляется.

Какие штрафы предусмотрены за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения?

Отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП РФ).
Непредставление аудиторского заключения в орган государственной статистики влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Несвоевременное представление сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ)
Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (п.п. 7-8 ст. 14.25 КоАП РФ).

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Налоговый аудит ― это один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит представляет собой оценку существующей модели налогообложения компании клиента, а также разработку заключения о возможности повышения эффективности в среде налогового учета компании.

Под налоговым аудитом мы подразумеваем специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом, а т.к. объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, то такой метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Целью налогового аудита являются:

· подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов

· общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;

· определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

· проверка методики исчисления налоговых платежей;

· предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

· подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды

· минимизация налоговых выплат

Заказчики налогового аудита

Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

· предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;

· проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

· оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.

Так, на первом этапе необходимо:

· провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

· проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;

· провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;

· проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

· осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Т.е. при проведении налогового аудита рассматриваются следующие вопросы:

· Оценка правильности определения налогооблагаемой базы;

· Оценка правомерности применения налоговых льгот;

· Оценка правильности расчета налоговых обязательств, в том числе:

§ налогу на добавленную стоимость,

§ акцизам,

§ налогу на прибыль организаций,

§ налогу на доходы физических лиц,

§ единому социальному налогу,

§ таможенным пошлинам и сборам,

§ налогу на имущество организаций,

§ транспортному налогу,

§ земельному налогу,

§ налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов,

Понятие аудит является достаточно широким, и налоговый аудит является всего лишь небольшой частью. Налоговый аудит – это услуга анализа всей финансовой документации на предмет начисления или уплаты всех видов сборов и налогов, а также соответствие их налоговому законодательству.

В результате совершенной проверки аудитор, опираясь на законодательный кодекс, высказывает своё мнение о достоверности ведения налогового учета в организации заказчика, дает оценку рисков и консультацию по вопросам улучшения положения. Аудит должен производиться как минимум по одному заранее выбранному отделу документов.

Определение

Цель налогового аудита налогов – уберечь предпринимателя от штрафов и других санкций за несоблюдение норм закона. Специалисты, проводящие аудит, проверяют всю отчетность на предприятии и стараются найти в ней моменты, противоречащие закону.

Такие неточности возникают не только из-за неопытности работников бухгалтерского отдела, но и из-за регулярных правок в законодательстве. Услугами аудита пользуются компании, бизнес которых тесно связан с большим документооборотом. Многоуровневые или холдинговые организации тоже нуждаются в подобной проверке. Маленькому и среднему бизнесу также необходимо пользоваться это услугой с целью налаживания системы бухгалтерии.

Своевременный налоговый аудит очень важен . Приведение документов в должное состояние перед настоящей проверкой избавит от множества проблем, ведь вернуть обратно переплаченные средства получится не раньше трех лет после уплаты налога. Именно поэтому только своевременно проведенная операция определит, насколько она была эффективна .

Налоговый аудит находится на месте пересечения двух других услуг (аудит и консультация) и трудно сказать, к чему эта услуга ближе. Вопросы, связанные с налогообложением, даже на маленьких предприятиях бывают очень сложны, что уж тут говорить о гигантах бизнеса, у которых объем и разнообразие услуг сами по себе формируют большой спектр документации, за которой нужно внимательно следить.

Большинство предприятий выполняют аудит по стандартной схеме . Однако, в зависимости от специализации и специфики организации, он может иметь некие отличия. Так, добыча руды, или других ресурсов на территории РФ будет облагаться множеством пошлин, процедура погашения которых будет существенно отличаться в зависимости от добываемого ресурса. С таким разнообразием документов может возникнуть проблема, которая может привести к проблеме с уплатой налогов

Ошибки при уплате налога на прибыль, как правило, возникают из-за некорректно созданной налоговой базы или нерационального использования положенных налоговых льгот. А вот проблемы с отчислениями НДС связанны с использованием этого налога в вычете, тем же методом создаются и схемы по уклонению от его погашения.

Налоговая правовая база довольно часто вносит коррективы в толкование своих законов. При такой тенденции налоговый аудит — это лучший способ избежать штрафов и санкций и быть уверенным в корректности своей бухгалтерии.

Задачи и цели

Перед проведением запланированного налогового аудита необходимо составить перечень главных задач , которые задают основное направление для деятельности коллектива аудиторов. Как правило, такие задачи схожи по характеристикам у большинства аудиторов, выполняющих проверку документации:

  1. Проверка сумм, которые были уплачены в бюджет посредством налога и тех, что только подлежат выплате.
  2. Оценка правомерности использования льгот и понижений налоговых ставок.
  3. Проверка операций, которые связаны с импортом и экспортом услуг и товаров.
  4. Нахождение потенциального риска, который связан с некорректным начислением налога и его сборов в результате проведения финансовой деятельности.
  5. Предоставление руководителю предприятия-заказчика детального отчета с советами по оптимизации налоговых отношений.

Каждая аудиторская организация имеет свои собственные способы и методы проведения аудита. Все они отличаются своей эффективностью и могут быть подобраны индивидуально, исходя из специфики организации или предприятия.

Именно поэтому предприятия, для которых аудит будет обязательно процедурой, указывают в договорах предполагаемый объем работы. Однако если предприятие делает всё, чтобы минимизировать свои риски, связанные с налогообложением, ему следует проводить полный и детальный налоговый аудит по всем отделам. Проверка бухгалтерии должна проводиться только сплошным методом .

Виды

Весь налоговый аудит можно разделить на три типа : структурный, комплексный, тематический. Структурный проверяет документацию по выбранным отделам документов. Тематический – проверка документации одного отдельно выбранного отдела.

Комплексный аудит — это тщательный анализ всей отчетности бухгалтерии предприятия за год. Структурный аудит идеально подойдет для предпринимателей, чья структура организации разветвлена. Такой аудит позволит захватить абсолютно всю систему налогов на предприятии, также он поможет грамотно распределить налоговую нагрузку на подразделения.

Тематический аудит подойдет только тем заказчикам, которые сами прекрасно понимают какой именно отдел в их предприятии требует к себе большего внимания.

Тематический аудит подразумевает под собой углубления во все детали документов только одной области и нахождения потенциального риска. Также стоит упомянуть скорость его проведения, в сравнении с комплексным она гораздо больше.

Комплексный аудит всегда требует большого количества затраченного времени поставщика услуг аудита и огромных финансовых трат со стороны заказчика. Кроме того, даже при такой колоссальной проверке могут быть утеряны с виду все возможные мелкие помарки в документации, которые могут быть как незначительными, так и существенными. Такой аудит подходит заказчику в преддверии проверки служб налоговой инспекции.

Также ещё существует такой вид, как экспресс-аудит . Этот вид комбинирует в себе тематический и комплексный. Экспресс-аудит — это проверка большой части бухгалтерии в сжатые сроки. Услугу используют только в том случае, если нет времени и средств для комплексного аудита.

В некоторых ситуациях он может быть незаменим, например, при покупке другой компании нужно быстро оценить все налоговые издержки и риски по другим направлениям. В таком случаи поможет только экспресс-аудит.

Методика проведения

Аудит бухгалтерии предприятия делится на две части. Первая — это предварительная оценка систем учета предприятия, а вторая — проверка на достоверность налоговых отчислений. В рамках первой части выполняются такие работы, как:

  1. Диагностика системы документооборота и работы отделов, отвечающих за переводы и платежи.
  2. Нахождение факторов, которые могут влиять на налоговые статистики.
  3. Проверка техник и методик исчисления платежей на предмет ошибок и неточностей.
  4. Точный подсчет налоговых показателей предприятия.

В процессе выполнения этой работы аудиторы способны углубиться во всю специфику бизнеса и оценить все потенциальные нарушения норм закона. Чтобы точно сказать, какое количество времени нужно для реализации поставленных задач, аудитору понадобится 1-2 часа . В основном сроки зависят только от масштабности компании и объема документов.

Достоверность налоговых отчислений

На данном этапе проводится анализ всей налоговой документации: по НДС, декларациям налога на прибыль, справки по авансовым платежам и т.д. Как правило, эта процедура занимает не более 3-5 дней на один отдел документов. Таким образом при многоуровневой или разветвленной системе сроки могут быть значительно больше.

По отчетам данного этапа аудитор делает выводы о структуре налогообложения, исправляет все недочеты и неточности, а также предлагает варианты оптимизации .

Результаты

Поэтапная работа налогового аудитора позволяет без труда проанализировать всю финансовую документацию предприятия, взяв во внимание все нюансы и особенности. Полученные результаты после проведенной проверки позволят заказчику в срочном порядке принять соответствующие меры по исправлению неточностей в налоговом учете.

В полученном письменном отчете будет широко отражена финансовая ситуация, что позволит точно охарактеризовать всю систему налогообложения в организации.

Результатом проведенного налогового аудита всегда будет пакет документов под названием «Отчет о результате налогового аудита». С одной стороны, в этом документе, который будет ссылаться на все нормы закона, содержится подробное описание всех найденных нарушений и отклонений, а также советы по их устранению и нормализации. С другой же стороны, будет финальное заключение о состоянии налогового учёта.

Сказать точно, столько денег способен сэкономить налоговый аудит для организации, нельзя, потому что у каждой компании своя специфика и свой штат рабочих. Но можно привести примеры , которые помогут понять общую картину.

Компания по производству мягких игрушек поставляет 50% от выпускаемой ей продукции за рубеж, она имеет полное право возвращать НДС из бюджета. Однако использовать это право на практике не удавалось, так как им отказывают в этом, ссылаясь на неточности в документации.

Директор предприятия воспользовался помощью аудиторской организации. После проверки было проведено судебное разбирательство, в результате которого компании было возращено 7 млн. рублей и была полностью отлажена процедура выплаты НДС.

Из приведенного примера можно понять, что аудит налогообложения в подавляющем большинстве случаев является выгодной услугой , которая может окупиться сразу после её проведения. Чтобы получить больше выгоды, следует выбирать именно тот вид налогового аудита, который подходит вашему предприятию.

Благодаря современным методам проверки, которые подразумевают под собой не только проверку обычной документации, но и всех электронных баз, почтовых ящиков и т.д., можно устранить все недостатки и проблемы с бухгалтерской деятельностью вне зависимости от специфики организации.

Выводы

Налоговый аудит на сегодняшний день является жесткой необходимостью. Он служит «репетицией», во время которой можно исправить все ошибки и привести документацию предприятия в порядок перед настоящей проверкой налоговых служб.

Вовремя проведенный налоговый аудит поможет в будущем избежать проблем с законодательными органами и сохранить хорошую репутацию как надежный партнер в бизнесе.

Чаще всего налоговый аудит компания начинает проводить в преддверии налоговых проверок, которые являются для нее серьезным испытанием. Однако если заранее и грамотно подготовиться к ним, то можно свести к минимуму имеющиеся налоговые риски и избежать множества потенциальных проблем. Качественный налоговый аудит не только выявит и устранит ошибки в налоговых документах, снизит издержки компании по налоговым доначислениям, штрафам и пеням, но и создаст основу для оптимизации налогооблагаемой базы.

Что такое налоговый аудит

Налоги, налоги, налоги - это слово любой руководитель предприятия (да и не только руководитель) слышит каждый день. Так что же такое налоги? Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Ключевым моментом в определении является условие обязательности. Иными словами, если налог по какой-то причине не будет уплачен в срок, то заплатить все равно придется. Но в этом случае уже не только налог, но и штраф, равный 20% от суммы неуплаты (статья 122 НК РФ), а также пени, размер которых зависит от величины ставки рефинансирования ЦБ РФ (напомним, что в настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ).

Чтобы избежать потенциальных штрафов и доначислений, многие компании проводят аудит системы налогообложения на предприятии или налоговый аудит. Стоит отметить, что оценить вероятность проведения налоговой проверки на предприятии довольно просто - для этого нужно воспользоваться Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. В ней приведены усредненные значения таких показателей, как:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов;
  • налоговая нагрузка по видам деятельности организаций.

Если хотя бы один рассчитанный показатель будет существенно отличаться от нормативных значений, то вероятность прихода в организацию налоговой инспекции близка к абсолютной.

Налоговый аудит - это проверка соблюдения налогового законодательства на предмет правильности определения налогооблагаемой базы, применения ставок и льгот, заполнения налоговых деклараций, своевременности начисления налогов и перечисления налоговых платежей в бюджет. Данный вид аудита проводится как собственниками, так и руководителями компаний, в том числе для проверки квалификации сотрудников, отвечающих за расчет и исчисление налогов.

Основной целью аудита налогов является выявление и устранение налоговых рисков для дальнейших прохождений проверок контролирующими органами с минимальными доначислениями.

Виды налогового аудита

Рассмотрим основные виды налогов, установленные в РФ, анализируемые в ходе проверки:

  1. Налог на прибыль - обычно составляет 20% от прибыли предприятия. Проверка правильности исчисления данного налога прежде всего необходима производственным и строительным компаниям, где существуют сложные механизмы расчетов себестоимости выпускаемой продукции. Также пристальное внимание уделяется организациям, получающим консультационные, рекламные и маркетинговые услуги. Компании, активно привлекающие иностранное финансирование, также находятся в зоне высокого риска.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) - как правило, исчисляется по ставке 18% от суммы реализованных товаров, работ и услуг. Проверка правильности исчисления данного налога обычно необходима компаниям, возмещающим НДС из бюджета, а также осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
  3. Налог на имущество, земельный налог. Аудит налогообложения в данном случае необходим организациям, владеющим недвижимостью. Дело в том, что по отдельным объектам налог исчисляется не с той стоимости, которая отражена на счетах бухгалтерского учета, а с кадастровой стоимости, определяемой органами Росреестра.
  4. Страховые взносы. На правильность исчисления страховых взносов следует обратить внимание всем компаниям, учитывая, что с 1 января 2017 года их администрированием занимаются налоговые органы, а не Фонды социального страхования.

Кроме того, при проверке анализируются следующие налоги и сборы: транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин и другие. В ходе налогового аудита может быть рассмотрен как один конкретный налог (например, НДС или налог на прибыль), так и абсолютно все налоги, исчисляемые предприятием.

Важно!
Информация, полученная в ходе аудита, является конфиденциальной, ее использование и распространение не допускаются, но с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается отменить. Возможно, должностные лица налоговых органов будут иметь право требовать у аудиторов все документы о налогоплательщике, полученные ими при аудиторской деятельности. Правительство РФ уже одобрило этот законопроект.

При проведении налогового аудита дополнительно может быть проанализирована должная осмотрительность компании в выборе контрагентов - в этом случае она имеет определяющее значение при исчислении налога на прибыль и НДС.

Что оценивается в ходе аудита

Сама процедура налогового аудита проводится в несколько этапов:

  1. Перед началом проверки обязательно выясняются цели и задачи заказчика аудита, акцентируются проблемы, которым следует уделить особое внимание.
  2. Сам налоговый аудит в большинстве случаев проводится на территории компании-заказчика, но в отдельных случаях может быть проведен и в офисе аудиторской фирмы. Продолжительность стандартного налогового аудита обычно составляет от 5–7 рабочих дней.
  3. По результатам проверки заказчик аудита получает отчет, в котором содержатся сведения обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях и, самое главное, подробные рекомендации по их устранению.

В дальнейшем компания может самостоятельно провести работу над замечаниями или обратиться за помощью к специалистам. В любом случае риски серьезных санкций при проверке контролирующими органами будут сведены к минимуму.


Как выбрать надежную компанию для проведения налогового аудита?

«Во-первых, доверяйте проведение проверки хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, предоставляющим определенные гарантии качества выполняемых работ, а также обеспечивающим полную конфиденциальность и сохранность полученной в ходе проверки информации. Для этого необходимо ознакомиться с сайтом аудиторской организации, обратив внимание на следующее: периодичность обновления информации, наличие обзоров изменений законодательства и сведений о членстве компании в СРО, данных о страховании ответственности компании, информации о действующих клиентах и их отзывы, о наличии компании в различных рейтингах и т.п.

Во-вторых, желательно, чтобы проверку осуществляли аттестованные аудиторы, имеющие большой опыт в проведении налогового аудита предприятий различных форм собственности и отраслей хозяйства. Если на сайте компании доступна информация об отраслевом опыте как самой организации, так и сотрудников- аудиторов - это плюс.

Цена налогового аудита не может быть слишком низкой. В противном случае велика вероятность проведения проверки исключительно по формальному признаку и отсутствие желаемого результата».


P.S. - один из лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг, занимающий по итогам 2016 года 8 место среди российских компаний, осуществляющих налоговый консалтинг (по данным «Эксперт РА»)1. Компания оказывает широкий спектр услуг для бизнеса, включая проведение всех видов налогового аудита: комплексного, тематического, экспресс-аудита, а также бухгалтерский и налоговый консалтинг, международное налоговое планирование и многое другое.

Источники:

  • 1 https://www.audit-it.ru/news/audit/895381.html

Мнение редакции

Во­прос до­ве­рия, по­жа­луй, са­мый важ­ный в вы­бо­ре на­ло­го­во­го ауди­то­ра. Да­же без­ого­во­роч­ную ком­пе­тен­цию слож­но по­ста­вить вы­ше. Ведь, по су­ти, речь идет о до­ве­ри­тель­ном про­фес­си­о­наль­ном об­ще­нии, ре­зуль­та­ты ко­то­ро­го спо­соб­ны убе­речь ру­ко­водст­во ком­па­нии от рис­ко­ван­ных дейст­вий или по воз­мож­нос­ти ис­пра­вить их по­следст­вия.