Сценарий первой экскурсии в библиотеку для дошкольников. Конспект экскурсии в библиотеку с детьми подготовительной группы

Конспект экскурсии в библиотеку для

детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать представление детей о библиотеке. Познакомить детей с профессией библиотекаря.

Задачи: Познакомить детей с правилами пользования услугами библиотеки. Прививать любовь к книгам, бережное отношение к ним, уважение к труду библиотекарей. Развивать и обогащать словарный запас детей по теме «библиотека» , расширять читательский кругозор детей. Закреплять правила дорожного движения. В оспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Заранее договарится о возможности проведения экскурсии с библиотекарем.

Словарная работа: К ниги, стеллажи, хранилище книг все находящиеся в библиотеке.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию. Пойдем мы с вами в удивительный дом, где собрано множество книг. Кто знает как называется этот дом?

Ответы детей: Библиотека.

Ход экскурсии.

Дети строятся парами и отправляются на экскурсию, подходят к первому перекрестку воспитатель интересуется: - «Почему именно здесь мы переходим дорогу?»

Ответы детей: Потому что здесь есть пешеходный переход и светофор.

Воспитатель: Перед началом движения по пешеходному переходу, что нужно сделать?

Ответы детей: Посмотреть на светофор, какой цвет горит.

Воспитатель: А на какой цвет мы переходим дорогу?

Ответы детей: На зелёный.

Воспитатель: Ребята, но хоть этот пешеходный переход и оборудован светофором все-таки нужно убедиться что на запрещающий сигнал светофора машины остановились и только после этого продолжить движение.

Подошли к зданию библиотеки. Воспитатель напоминает о правилах поведения в библиотеке (разговаривать нужно шёпотом, нужно внимательно слушать библиотекарей, если нужно задать вопрос, подними руку). Перед входом воспитатель читает вывеску с названием учреждения, указанием часов работы, выходных. Затем проходят в библиотеку.

Библиотекарь: Здравствуйте ребята, меня зовут........................... я работаю библиотекарем и сейчас я вас познакомлю с работой библиотеке, расскажу об обязанностях библиотекаря.

Есть в библиотека комната, где всегда тихо, дети сидят за столами, читают, пишут, рассматривают картинки. Эта комната - читальный зал. Пройдемте туда. Перед нами большой шкаф с длинными ящиками. Этот шкаф - каталог. В нем списки всех книг, которые хранятся в библиотеке. Он нужен для того чтобы быстро отыскать нужную книгу. А здесь у нас длинные стеллажи, на которых хранятся наши книги и которые могут понадобиться в любой день. Здесь есть книги которые в библиотеке находятся в единственном экземпляре и поэтому ими можно воспользоваться только в читальном зале, их для домашнего чтения не выдают, так как они могут понадобятся читателям в любой момент.

Следующий зал с которым я вас хочу познакомить называется - абонемент. Пройдемте, ребята. В этом зале дети могут взять книги для домашнего чтения. Чтобы взять книгу на дом библиотекарь заполняет читательский формуляр в котором записываются все книги, которые вы взяли для чтения домой, также в этом формуляре отмечается когда вывернули данную книгу обратно. Книги которые вы берете домой обязательно нужно возвращать в библиотеку в назначенный срок. Выдаются книги на 2 недели то есть на 14 дней.

Беседа о профессии людей, работающих в библиотеке.

Библиотекарь: Ребята, а как вы думаете кто заботиться о читателях и устраивает книжные выставки? Кто выдает книги детям на дом?

Ответы детей: Библиотекарь.

Библиотекарь: Правильно, ребята. Библиотекарь это такой человек который поможет найти нужную книгу, если необходимо расскажет о новых книгах, научит бережно обращаться с книгами.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с библиотекой, прошли по ее залам, увидели множество книг. А теперь можно выбрать для себя понравившуюся книгу, библиотекарь заполнит на вас формуляр и вы станете постоянным читателем библиотеки.

По возвращению в детский сад воспитатель проводит беседу: понравилось ли вам путешествие в библиотеку? Чем?

Людмила Шперова

Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада .

МДОУ ДС №4 активно сотрудничает с детской библиотекой . Цель сотрудничества - пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам, привитие любви к чтению, объединение усилий ДОУ с детской библиотекой для образовательных отношений в условиях единого образовательного пространства.

Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже много лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят.

Вот и 2015-2016 учебный год, начали с экскурсии по ознакомлению детей подготовительной группы с детской библиотекой в рамках Недели открытых дверей «Время читать» и Федерального проекта "PROчтение". В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники детского сада наряду с родителями и библиотекарями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности. Время, проведенное в библиотеке , хорошее подспорье для родителей и детей. На мероприятиях, организованных сотрудниками библиотеки , всегда рады каждому ребенку. При этом дети сами принимают активное участие в мероприятиях : рассказывают стихи, поют песни, получают подарки, дарят их сами. Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любили книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем : в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку. Вот и сегодня в гости к детям пришли книжные герои Знайка и Незнайка и познакомили с библиотекой .


Дети познакомились с читальным и абонементным залом, о правилах поведения в библиотеке и о правилах обращения с книгой, узнали, что означает слово «формуляр» и как записаться в библиотеку . А Баба Яга принесла книги в дар библиотеке и поучила как обыгрывать прочитанные произведения.


Сказку «Репка» дети обыграли с удовольствием сами, а сказку «Теремок» показали с помощью кукол работники библиотеки .


Стала для детей открытием волшебного и необычно интересного мира.


Публикации по теме:

Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками – уже никогда не откажется от книги. В. И. Толстой. 2015 год объявлен.

Поход в библиотеку – это один из первых наших выходов за территорию детского сада. Мы обсудили правила движения пешеходов, правила поведения.

Рядом с нашим детским садом находится детская городская библиотека. И вот на протяжении многих лет мы сотрудничаем с ними. Нас приглашают.

29 января наша группа посетила библиотеку, где прошло заключительное мероприятие на тему А. П. Чехов- великий русский писатель. Дети узнали.

Дошкольники старше - подготовительной группы МБДОУ № 28 «Светлячок». 11 января 2014г. посетили Тепловскую (с) библиотеку. Экскурсию организовала.

В нашем саду проходила неделя посвященная книге. 20 Марта Воспитанники средних групп №3, №9. Детского сада №4 "Малыш" Посетили школьную.

Екатерина Денибекова
«Экскурсия в библиотеку». Конспект НОД для детей подготовительной группы

«Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут .

Сюда приходят взрослые и дети

Потому что книги здесь живут».

Экскурсия , как форма обучения-это особый вид занятий, который дает возможность,в естественной обстановке знакомить детей с природными , культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том , что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему «Экскурсия в библиотеку » для детей подготовительной группы .

Тип НОД : усвоение новых знаний.

Форма организации : экскурсия .

Основная образовательная область : «Познание» (формирование целостной картины мира,расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; «Труд» (хозяйственно-бытовой труд) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель НОД : познакомить детей с профессией библиотекаря .

Задачи :

Образовательные : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря , показать значимость библиотеки .

Развивающие : обогащение новых слов : библиотекарь , стеллаж, книжные полки; активизация словаря : читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря ; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа : Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря . Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии , как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем .

Оборудование : книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке , клей для подклейки книги, скотч, ножницы.

Литература : Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой

Ход НОД-ЭКСКУРСИИ :

1. Вводная часть :

За 2-3 дня до экскурсии предлагаю детям почитать сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (подготавливаю детей к экскурсии ) . Ищем сказку в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность,ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку . Но для начала мы с ребятами вспоминаем ПДД (правила дорожного движения,и правила поведения в общественных местах.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, а как надо вести себя в библиотеке ?

(Дети рассказывают о правилах поведения в общественных местах)

2. Основной этап :

Дети и воспитатель пришли в библиотеку . Воспитатель говорит детям о том, что они пришли в библиотеку . Воспитатель дает детям время осмотреться, затем представляю библиотекаря , предлагаю библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия » , что означает «книга» . У многих людей есть домашние библиотеки , читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки . Работа библиотекаря проходит в библиотеке , среди книг. Каждая библиотека – это целые города , длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь . У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки ,дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги . Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей .

Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель : Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

Дети : Тихо, не шуметь!

Затем воспитатель просит библиотек ., записать в карточку книгу,за который пришли.

Воспитатель : Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети отвечают : подклеить! Воспитатель : Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку . А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.

Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь напоминает детям о том, что книгу нужно вернуть вовремя, так как другие детки придут и захотят почитать сказку о «Рыбаке и рыбке»

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную , познавательную экскурсию и книгу и прощаются .

3. Заключительный этап : Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь » .

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Цели:

  • Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – "библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
  • Вызвать у школьников интерес к книге.
  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
  • Обучить правилам пользования библиотекой.
  • Формировать бережное отношение к книгам.
  • Знакомство с "Правилами поведения в библиотеке".

Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».

Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой Премудрой пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.

Василиса Премудрая.

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

С. Михалков

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом . Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Василиса Премудрая.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоитна своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент , где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале . Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята,читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Василиса Премудрая.

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница », в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара) .

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.