Родная земля гамзатов. Анализ стихотворения опять за спиною родная земля


Опять я здесь, но по бугру и около Теперь течет один ручей с вершин. Мальчишка детства моего далекого! Нет никого, остался я один.

По свету кочевать случалось мне, Меня три дня пленяла заграница. А на четвертый день я, как во сне, Все видел дом родной, родные лица.

Меня пленяли первые три дня Чужая речь и стон чужого моря. А после слышался мне храп коня, И птичий гам, и речь родных нагорий.

Опять за спиною родная земля, И снова чужая земля за рекою. Граница отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя.

Но вновь возвращаюсь я издалека, Друзьям пожимая горячие руки. Граница отчизны - не мост, не река. Граница отчизны - граница разлуки.

Ты говоришь, что Африка темна. С тобою спорить стану я едва ли, Но темною могла б не быть она, Когда бы свет пред ней не заслоняли.

Не обвиняй народы никогда За то, что не дано им полной мерой… Пред тем как созидались города, О них сказанья родились в пещерах.

Для чего мне золото и камни, Что навечно спрятаны в горах? И звезда на небе не нужна мне, Коль не светит, прячась в облаках.

Ты хоть много проживи, хоть мало, Но тебе скажу я, не тая: Если боль других твоей не стала, Прожита напрасно жизнь твоя.

Я ночью, бывало, с трудом волочу О камни разбитые ноги, А мама в окне зажигает свечу, Чтоб я не сбился с дороги.

С тех пор истоптал я немало дорог, В грозу попадал и в метели, И всюду далекой свечи огонек Помогал мне дойти до цели.

Встречал беду и радость на дороге я, Смеялся, плакал я, но время мчалось, И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось.

Печали становились вдруг победами, Улыбкой - слезы… Мы напрасно спорим: На свете нет иль, может, нам неведома Граница между радостью и горем.

Замер орел, распростершийся в небе, Словно крылами весь мир он объемлет, Руки пошире раскинуть и мне бы, Всех вас обнять, населяющих землю.

Всех вас, живущих на этих просторах, Всех, кто смеется, горюет и плачет. Песни такие бы спеть, от которых Камни становятся шерстью ягнячьей. …….

Мы на земле и наши тени тоже. Они у самых наших ног, в пыли Мы топчем тень, а затоптать не можем. Мы вместе с ней сойдем с лица земли.

Часов и дней безжалостно теченье Мы - люди, мы стареем, что ни час. Хоть рядом с временем мы только тени, С лица земли оно стирает нас.

Ты перед нами, время, не гордись, Считая всех людей своею тенью. Немало средь людей таких, чья жизнь Сама источник твоего свеченья.

Будь благодарно озарявшим нас Мыслителям, героям и поэтам. Светилось ты и светишься сейчас Не собственным, а их великим светом.

Я вижу детство, что прошло давно, С улыбкой и слезинкой на реснице. Я сколько бы ни звал его, оно Вновь не придет ко мне, не возвратится.

Я вижу старость, вижу впереди Молчащую в предчувствии тревоги, Я сколько б ни кричал ей: «Уходи!» - Стоит, седая, на моей дороге.

То, что проходит, тем мы не владеем, Лишь нынешнее нам принадлежит, Пока мы о прошедшем сожалеем, Жизнь день грядущий в прошлый превратит.

Обкрадывая нас бесцеремонно, Не оставляет время ничего. И судей нет над ним, и нет закона, Карающего это воровство.

«Что же молчишь ты, заброшенный дом, Или меня узнаешь ты с трудом? Дом, возведенный руками отца, Что своего не встречаешь птенца?»

Камни сказали: «Пойми наконец, Что нам за радость, неумный птенец, Если под крышу родного гнезда Гостем ты на день влетишь иногда».

И спросит дом родной на старой улице, Когда замру я у его крыльца: «Где твой отец?» Отвечу - дом нахмурится, Как сын, узнав о гибели отца.

И спросит дом родной на старой улице: «Куда ты братьев дел, ответь скорей!» Отвечу я - и дом родной нахмурится, Как старец, потерявший сыновей.

«Поведай, весна, чем красна, чем богата?» «Ну, что расскажу я, чудак человек, Меня все равно не поймешь никогда ты, Покуда в предгорьях не выпадет снег!»

«О юность, я знаю, скрываешь ты что-то, Похвастай весельем, богатством своим!» «Чудак, все равно не поймешь ничего ты, Покуда и вовсе не станешь седым!»

И снова наступило утро раннее, Но солнца нет. Туман покрыл поля, И, за ночь постарев от ожидания, Насупилась промокшая земля.

Коснулась тень лица ее сурового. Земля как мать, которая сынка Ждала, ждала живого и здорового, А возвратился конь без седока.

Я брожу по скошенному лугу, По камням земли моей родной. Друга детства, дорогого друга, Как в былые годы, нет со мной.

Я один, со мною по соседству Нету никого и ничего. С кем же говорю я? Может, с детством, Может, с тенью друга моего.

Увенчанная белою папахой, Порой бывает голова пустой. Порой бывает трусом, и от страха Дрожит владелец сабли золотой.

Кто полными владеет закромами, И у того бывает жизнь пуста. И песня с немудреными словами Бывает настоящей неспроста.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком незнаком, Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» - Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком незнаком, Что я могу сказать о нем плохого?»

Я не ложусь один, ко мне на грудь, Как женщина, склоняется тревога. То радость, то печаль спешат ко мне прильнуть, И страх, как пес, ложится у порога.

Я не один встаю в начале дня. Сначала просыпается тревога. Встают печаль и радость до меня, И страх уже скребется у порога.

Писателей мертвых издатели чтят, Готовят их книги потомно. Поэтов живых издавать не спешат, Живых печатают скромно.

Я жив и поэтому скромен и тих. Боюсь, потребую лишку: За счет посмертных томов моих При жизни издайте книжку.

Ночь нудна, как длинная повесть. Ночь темна, как нечистая совесть. Как надоедливый гость эта ночь - Медлит и не уходит прочь.

Ночь у ворот, в доме спят глубоко, Друг мой идет, он еще далеко. Жду я, не сплю я всю ночь напролет. Утро наступит, друг мой придет.

Что ветром разносит в щепу или клочья, Что гибнет от вихрей, немногого стоит. В труху превращается то, что не прочно: Подгнившее дерево, слово пустое.

Не плачьте о том, что ненастье калечит, О том, что погибло в борьбе мимолетной, И ветер не властен над ценностью вечной: Над лесом, и садом, и песней добротной.

Плод бессонниц моих и забот, Книга, вот я беру тебя в руки. Так, наверно, ребенка, рожденного в муке, Мать впервые на руки берет.

Чем ты будешь, концом или славой? Я держу тебя перед собой. Так солдат гимнастерки обрывок кровавый Поднимает, как знамя, - и в бой!

Были плечи у меня белей, Отчего же нынче почернели? Черный цвет - остаток светлых дней Грело солнце - плечи загорели.

Были волосы мои черней, Отчего же нынче побелели? Белизна осталась от ночей Черных, освещенных еле-еле.

Со мною смерть поссориться не жаждет. Она давно уж, перейдя на «ты», Плыла за мной по морю не однажды, Гналась в горах, чтоб сбросить с высоты.

02.02.2012 26523 1770

Урок 90 расул гамзатов. «земля как будто стала шире…», «опять за спиною родная земля…»

Цели : познакомить с лирикой дагестанского поэта Р. Гамзатова; охарактеризовать особенности творчества писателя.

Методические приемы : слово учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть текста песни (по выбору).

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учител я.

Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев – прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.

Его предки – поэты и труженики – горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова – Дагестан. Он – колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема – весь мир». В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов – сила воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя.

Утверждая гражданское, национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе.

2. Чтение вступительной статьи учебника о Расуле Гамзатове (с. 225–226).

3. Чтение стихотворений «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…».

4. Беседа по вопросам .

– Определите тему прочитанных стихотворений. О чем рассказывается в них?

– Каким чувством проникнуты строки произведений?

– Каким человеком представляется нам лирический герой?

– Как вы думаете, в какой период жизни поэта написаны данные стихотворения?

– Какие художественные средства выразительности использует автор?

– Понравились ли вам стихотворения Р. Гамзатова? Созвучны ли они вашему мироощущению?

V. Подведение итогов урока.

Р. Гамзатов вложил в поэзию не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Поэт убежден, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, своей родине, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы объединяют их. Умение связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность поэзии, конкретность образов и глубина обобщений – вот что присуще творческому мастерству писателя.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1–3 учебника (с. 227).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Маленькая Авария. Страна суровой судьбы. Край древний, как само время. Дагестан - Страна гор - так называют свою родину сами горцы. Авария - самая недоступная ее часть. В Дагестане зарегистрировано 33 местных народности, с десятью разнообразными языками, наречиями (аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, ногайцы, таты, чеченцы и др.).

Слово в горах было издавна реальной силой. Расулу Гамзатову было одиннадцать лет, когда он сочинил свое первое стихотворение. Поэзия начинается с удивления. Если с удивления начинается поэзия, то оно почти всегда заставляет читателя поверить, что поразившее поэта явление не было случайным и заключает в себе глубокий смысл...

Ребенком Расул жадно впитывал в себя звуки и краски окружающего. Традиции национального уклада горцев, старинные легенды и народные песни, влияние русской культуры - вот что питало музу Расула Гамзатова. Он с детства не был предубежден против других наций, других культур. Мальчиком почувствовал бережное отношение к слову. За крепостной стеной - школа, где он учился, куда пришел учителем, отсюда ушел с аварским передвижным театром по аулам. В Аварии вышла первая книга стихов Расула Гамзатова «Любовь вдохновенная и гнев огненный». Большое значение для формирования поэтического таланта Гамзатова имела учеба в Литературном институте в Москве. Дружба с русскими поэтами дала Ра-сулу и переводчиков (Н. Гребнев, Я. Козловский и др.). В то же время многие дагестанские поэты взяли за образец работу Гамзатова по переводам русской классики («Медный всадник», «Полтава» Пушкина, стихотворения Лермонтова, Маяковского).

Главным для Расула Гамзатова всегда оставалась правда, духовная жизнь народа. Поэт пишет, что если кому он и кланялся, то только цветам весной. Желание приносить пользу людям, желание участвовать в общем деле - это приметы активной позиции Гамзатова. Для него становятся важными вечные темы и проявление в них нового, современного. В возвращении к истокам есть и черты «личного» времени, зрелость собственного возраста («Я вновь пришел сюда и сам не верю...»), по-особому осмысляется тема тоски по Родине («Опять за спиною родная земля...»). Он открыл горцам русскую традицию гуманизма. Одно из наиболее сильных стихотворений Гамзатова - «Родной язык»:

      Кого-то исцеляет от болезней
      Другой язык, но мне на нем не петь,
      И если завтра мой язык исчезнет,
      То я готов сегодня умереть.

(«Родной язык», перевод Н. Гребнева)

Шестидесятые годы в поэзии Гамзатова отмечены пристальным вниманием к духовной жизни своего народа, миру души человека. В книге «Высокие звезды» мы впервые находим новые жанры - восьмистишия и надписи. Для творчества Расула Гамзатова характерен сплав вековых традиций с тем новым, что пришло в горы, распахнув неоглядные дали перед его народом. Мир стал бы совершенней, говорит поэт, если бы следовал обычаям и древним, и новым, лишь бы они были добрыми.

По Вл. Огневу

      Земля как будто стала шире.
      И тем горжусь, что в наши дни

      Моей становится родни.

      («О моей родине», перевод Я.Козловского)

Из цикла «Восьмистишия» 1

      Опять за спиною родная земля,
      И снова чужая земля за рекою,

      Граница отчизны - граница покоя.

      Но вновь возвращаюсь я издалека,
      Друзьям пожимаю горячие руки,
      Граница отчизны - не мост, не река.
      Граница отчизны - граница разлуки.

      Я вновь пришел сюда и сам не верю.
      Вот класс, где я учился первый год.
      Сейчас решусь, сейчас открою двери.
      Захватит дух, и сердце упадет.

      И босоногий мальчик, мне знакомый,
      Встав со скамьи, стоявшей в том году,
      Навстречу побежит ко мне, седому.
      И этой встречи я боюсь и жду.

1 Цикл «Восьмистишия» перевел Н. Гребнев.

Вопросы

  1. Что нового вы узнали из статьи Вл. Огнева о Гамзатове?
  2. О чем приведенные в вашем учебнике стихотворения Гамзатова?
  3. Как вы понимаете следующие строки?

      Все больше в неспокойном мире
      Моей становится родни...

      Граница отчизны - не лес, не поля.
      Граница отчизны - граница покоя...


Источник: Характер гордый твой не стёрся, И в речи образность живёт. О, как люблю я сердцем горца Тебя, мой маленький народ!
Источник:
Характер гордый твой не стёрся, И в речи образность живёт. О, как люблю я сердцем горца Тебя, мой маленький народ!
Источник:
Характер гордый твой не стёрся, И в речи образность живёт. О, как люблю я сердцем горца Тебя, мой маленький народ!
Источник:
Тема. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...» Цель: познакомить с биографией и творчеством дагестанского поэта; охарактеризовать особенности творчества писателя. Ход урока

    Орг. момент
Учитель: - Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.
    Подготовка к восприятию. Актуальность.
Учитель: - В последнее время мы все чаще видим по телевидению горькие новости, которые связывают с народами Кавказа. Часто звучат такие слова как «Дагестан», «дагестанцы»... И мне становится больно и обидно за народ, который позорят бандиты, прикрывающиеся религией и различными лозунгами, ради своих властолюбивых и материальных интересов. Ведь издревле народы Кавказа славились своими законами радушия и гостеприимства, уважением к старшим. И сейчас в противовес призывам, отождествляющим весь этнос с бандитами, хочется чаще слышать добрые слова о народах, живущих в нашей необъятной стране, в нашем «большом общем доме».
Подготовленный ученик: Культура объединяет народы. Наша задача - проследить развитие культуры, литературы, в том числе народов России. В состав РФ, кроме русского народа, входит много народов и народностей, для которых Россия - родина, большой общий дом. Поэтому мы интересуемся и изучаем литературу других народов.
    Определение темы урока и постановка целей.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего нашего урока? (Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Расула Гамзатова - народного дагестанского поэта.) Учитель: - Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?
4.Учитель: - Откроем тетради, запишем число, тему урока. - Ребята, скажите, а зачем нам изучать творчество дагестанского поэта? (У каждого народа своя культура, традиции, взгляды на мир. Мы соседи. Чтобы лучше понять этих людей, мы обращаемся к культуре, творчеству народов России).
- Что же нам нужно сделать, чтобы понять, узнать поэта Р. Гамзатова? Давайте составим план, запишем его в тетрадь.
    Биография поэта. Эпоха Фото Творчество.
    Итак, сегодня мы познакомимся с биографией Р. Гамзатова, поговорим о его творчестве, прочтем некоторые стихи. А кто нам лучше всего сможет рассказать о личности дагестанского поэта? (его современники) Давайте послушаем воспоминания Сергея Владимировича Михалкова и Самуила Яковлевича Маршака о поэте.
Подготовленный ученик: « Высокоталантливый сын малочисленного аварского народа Расул Гамзатов прославил свой родной Дагестан и занял почетное место в семье лучших поэтов великой России. Умение говорить о самом главном, добром и сокровенном, говорить возвышенно и просто - все это присуще только самым большим, самым талантливым поэтам. И таким поэтом был Расул Гамзатов». (из воспоминаний Сергея Михалкова)
Подготовленный ученик: «Горец, сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные, территориальные границы и стать известным далеко за пределами родного края. В поэзии искренность, живость, яркая образность, ирония, мудрые размышления высокогорного горца». (Самуил Маршак) Учитель: -Как характеризуют в своих воспоминаниях Гамзатова его современники? (Гамзатов говорил о самом главном, сокровенном возвышенно и в то же время просто, искренне) Ярким примером этих слов является стихотворение «Родина горца». Послушайте, пожалуйста, строки из этого стихотворения. Читает подготовленный ученик наизусть. В большой семье, в крестьянской сакле скромной, Под солнцем, плывшим в утреннем дыму, Родился в Дагестанской автономной Мальчишка, не известный никому. Он рос над облаками снеговыми, Где у людей бесстрашные сердца, И, как ягненок рожками своими, Гордился родом своего отца. Играя с ним, его не раз в ту пору Бросали в небо с возгласом «ура» Два старших брата, каждый из которых Был крепким и плечистым, как гора... ...И с крыши мать не раз сгоняла сына, Когда он там порой стоял один, На бедра руки положив картинно, Напоминая глиняный кувшин... ...О всех его делах не понаслышке Известно мне. Скажу вам, не тая, Я очень близок этому мальчишке, Ведь тем мальчишкой был когда-то я.
    Так Расул Гамзатов вспоминает свою малую родину, близких и дорогих ему людей. Как назывался аул, в котором родился поэт, кем был его отец?
Подготовленный ученик: Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в маленьком высокогорном аварском ауле Цада. Его отец Гамзат славился своей мудростью, честностью и умением высмеять острым словом человеческие пороки, недостатки общества. Расул рос как все аульские мальчишки, но когда стал знаменитым поэтом, он не оторвался от Дагестана.
Учитель: -Гамзатов не оторвался от Дагестана; он говорил, что Дагестан - это республика, у которой есть три сокровища. Что же это за сокровища? Подготовленный ученик: Великий поэт Р. Гамзатов сказал: «Дагестан не просто пестро-экзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан - это республика, у которой есть три сокровища. Первое сокровище - земля, горы, равнины. Бесценна для горцев каменистая земля. Трудна на ней жизнь. Самая крепкая клятва горца: «Клянусь этой землей».
Подготовленный ученик: Второе сокровище - реки, родники, озера, море. Недаром в Дагестане говорят: «Очаг - это сердце дома, а родник - сердце аула». Третье сокровище - люди. И самым крупным алмазом в этом сокровище Расул Гамзатов считает дружбу трудолюбивого, мужественного дагестанского народа с другими народами.
Учитель:
    О каких сокровищах говорил Расул Гамзатов? Давайте послушаем строки из стихотворений поэта, чтобы почувствовать отношение автора к Родине и своему народу.
Подготовленный ученик: ...Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!


...Характер гордый твой не стерся И в речи образной живет. О как люблю я сердцем горца Тебя, мой маленький народ!
Учитель:
    Ребята, о чем эти стихи?
(гордится Дагестаном, посвящает ему стихи)
    как относится поэт к своему народу?
(любит свой народ сердцем горца, т. е. сильным, отважным, открытым сердцем)
Учитель:
    Расул Гамзатов в своих стихах пишет не только о гордости своим народом, но и о горе, которое объединяет людей. Ярким примером тому - стихотворение «Журавли».
Каждое литературное произведение имеет свою историю. Находясь в Японии, Р. Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали историю о девочке по имени Садако, ставшей жертвой ядерной бомбардировки. Лучшая подруга посоветовала сложить тысячу бумажных журавликов, чтобы справиться с лучевой болезнью. В Японии журавль символизировал счастье и долголетие. Отсюда возникло и поверье - если загадать желание и сложить тысячу "цуру" (бумажных журавликов), оно обязательно исполнится. И тогда, вместо того, чтобы сдаться перед смертельной бедой, или просто разочароваться, она стала делать журавликов. Люди были поражены ее мужеством и терпением.
Садако умерла 25 октября 1955 года, и на её похороны прилетело больше тысячи бумажных журавликов. Тысячи журавликов, соединенных невидимыми ниточками.
Поэт был потрясен этой историей. Здесь же, в Японии, он получил известие о смерти матери. Гамзатов летел в Москву, думал о смерти матери, вспоминал об отце, о братьях, погибших на войне. И та девочка с бумажными журавликами не выходила из памяти. Тогда и родилось стихотворение, которое начиналось такими строчками: Мне кажется порою, что джигиты , С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.
    Потом слово «джигиты» было исправлено на «солдаты»? Почему?
Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» певец Марк Бернес. Он значительно переработал стихотворение, показал его Яну Френкелю, который написал музыку. Давайте вместе послушаем эту прекрасную песню.
Презентация к песне «Журавли».
    Что вы почувствовали, когда слушали песню? Каким вы видите лирического героя?
Во многих уголках России есть памятники в виде улетающих журавлей. Многие стихи Гамзатова стали песнями, которые исполняли известные певцы и артисты: Анна Герман, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Вахтанг Кикабидзе и др.
Гамзатов писал вдохновенно о многом, это не только стихи о Родине, о войне, но и о том, что он видит и что чувствует: о любви, долге, философские размышления. Р. Гамзатов прожил 80 лет. И в день своего восьмидесятилетия 8 сентября 2003 г. за особые заслуги перед отечеством был награжден высшей наградой страны - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, выдаваемой за особые государственные заслуги. 3 ноября 2003 г. сердце поэта остановилось. Похоронен он в пригороде Махачкалы, рядом с могилой жены. Имя великого дагестанского поэта навсегда останется в памяти людей. Учреждена премия и стипендия имени Р. Гамзатова, ему поставлен памятник в Махачкале. Каждый год 8 сентября проводятся памятные дни под названием «Белые журавли». - Пришло время подвести итог. Мы сегодня не мало узнали о Гамзатове.
    На доске записаны предложения, но они не закончены. Продолжите их, пожалуйста.
    Гамзатов родился в … Стихи, услышанные сегодня... Темы... Стихотворение «Журавли» было написано под впечатлением от...
5. Рефлексия. 1.Сегодня я узнал...
    Было интересно.. Я почувствовал... Урок дал мне для жизни...
Д/з:
    Узнать, какие стихотворения Р. Гамзатова стали песнями. Выучить наизусть любое стихотворение Р. Гамзатова.

Ответ оставил Гость

Расул Гамзатов - замечательный аварский поэт, любящий свой родной Дагестан. Эта любовь к родной стране проявляется во всех его стихотворениях, о чём бы он не писал. В восьмидесятые годы он пишет свои замечательные восьмистишия, куда входит и стихотворение "Опять за спиною родная земля". Небольшой жанр восьмистишия очень похож на лирическую зарисовку, на миниатюру, в которой поэт может сказать о том, что его волнует.
Опять за спиною родная земля,
И снова чужая земля за рекою...
Здесь очень искренне передана любовь к своей родной земле. Сам Гамзатов писал об этом так:"...чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках".
Лирический герой, возвращаясь издалека, с радостью встречает своих друзей. Эпитет "горячие руки" очень эмоциональный, образный. У аварцев и горячие сердца, в который вмещается и любовь к родине, и любовь к своим друзьям.
В этом стихотворении-миниатюре много повторов, главный акцент автор делает на словосочетании "граница отчизны". И сам же объясняет, что является для него этой границей:
Граница отчизны - граница покоя...
Да, главное чтобы на родной земле не было войн.
Граница отчизны - граница разлуки...
Это встречи с дорогими людьми после расставания, когда тоска по родине воспринимается очень остро.
Восьмистишие Гамзатова - замечательный образец своеобразного жанра поэта.