Белли, Владимир Александрович (историческая справка). В.А

Библиография

Андриенко В. Г. Круглые суда адмирала Попова. СПб., 1994.

Арбузов В. В. Броненосец «Петр Великий». СПб., 1993.

Арбузов В. В. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». СПб., 2000.

Арбузов В. В. Броненосцы типа «Екатерина II». СПб., 1991.

Афонин Н. Н., Богданов М. А. Миноносцы «Ревель» и «Свеаборг». СПб., 1999.

Афонин Н. Н., Кузнецов Л. А. Линейный корабль «Андрей Первозванный». СПб. 1996.

Белли В. А. В Российском Императорском флоте. Воспоминания. СПб., 2005.

Бережной С. С. Крейсера и миноносцы. М., 2002.

Бережной С. С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. Справочник. М., 1997.

Березовский Н. Ю., Доренко В. Д, Тюрин Б. П. Российский Императорский флот. 1896–1917. Военно–исторический справочник. М., 1993.

Боголюбов А. П. Записки моряка–художника/«Волга», 1996, № 2–3.

Бочаров А. А. Броненосные фрегаты «Минин» и «Пожарский». СПб., 1999.

Витте А. Очерк управления флотом в России и иностранных государствах. СПб., 1907.

Веременко В. А. Семья в обход закона. Брачная практика российских офицеров во второй половине XIX - начале XX в./«Военно–исторический журнал», 2006, № 3.

Военная энциклопедия. СПб., 1911–1914.

Военное дело. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. М., 2006. Военно–морской словарь. М., 1990.

Всеволодов И. В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М., 1990.

Выскочков Л. В. Николай I. М., 2003.

Гаврилов Б. И. В борьбе за свободу. Восстание на броненосце «Потемкин». М., 1987.

Гаршин М. Ю. Королева эллинов Ольга Константиновна и Русский флот/«Кортик», 2009, № 8.

Гончаров И. А. Фрегат «Паллада»/Собрание сочинений в 8 томах. Том 2, том 3. М., 1952.

Горденев М. Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии Русского Императорского флота. М., 2007.

Граф Г. К. Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906–1914. СПб., 2006.

Граф Г. К. Моряки. СПб., 1997.

Граф Г. К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. СПб., 1997.

Гребенщикова Г. А. Британские подводные лодки типа «Е» на Балтике. 1914–1918 годы/«Гангут», 2001, № 28.

Грибовский В. Ю., Познахирев В. П. Вице–адмирал 3. П. Рожественский. СПб., 1999.

Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков». СПб., 1996.

Дмитриев Н. Н. Броненосец «Адмирал Ушаков» (Его путь и гибель). СПб., 1997.

Доренко В. Д. Русский морской мундир. 1696–1917. СПб., 1994.

Доренко В. Д., Бойнович А. Д, Купрюхин В. А. Знаки и жетоны Российского Императорского флота, 1896–1917. СПб., 2003.

Дыгало В. А. Откуда и что на флоте пошло. М., 2000.

Емелин А. Ю. Морской кадетский корпус в воспоминаниях современников. СПб., 2003.

Жерихина Е. И., Шепелев Л. Е. Столичный Петербург. Город и власть. М., 2009

Залесский Н. А. «Краб» - первый в мире подводный минный заградитель. Л., 1988.

Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890–1910 гг. Записки очевидцев. Л., 1991. Застольные песни. М., 2005.

Золотарев В. А., Козлов И. А. Российский военный флот на Черном море и в Восточном Средиземноморье. М., 1988.

Зуев Г. И. Историческая хроника Морского корпуса. 1701–1925 гг. М., 2005.

Иванов А. В. Севастополь. Ретро альбом. Севастополь., 2006.

История отечественного судостроения. Том 2: Паровое и металлическое судостроение во второй половине XIX в. СПб., 1996.

Кирилл Владимирович, Великий князь. Моя жизнь на службе России. М., 1996.

Книга Устав Морской. О всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море. СПб., 1720.

Ковалев Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. М., 2005.

Колбасьев С. А. Арсен Люпен. СПб., 2006.

Колбасьев С. А. Поворот все вдруг. Л., 1978.

Кондратенко Р. В. Заметки о предыстории Морского генерального штаба/«Гангут», 2007, № 44.

Кондратенко Р. В. Морская политика России 80–х гг. XIX в. СПб., 2006.

Копелев Д. Н. Капитал эстляндского рыцарства и продвижение остзейцев в Морской корпус в 1–й половине XIX в./«Елагинские чтения», 2003, № 1.

Копелев Д. Н. На службе Империи. Немцы и Российский флот в первой половине XIX в. СПб., 2010.

Коршунов Ю. Л. Августейшие моряки. СПб., 1999.

Коршунов Ю. Л. Генерал–адмиралы Российского Императорского флота. М., 2003.

Кравченко В. С. Через три океана. Воспоминания о морском походе в Русско–японскую войну 19041905 гг. СПб., 2002.

Крестовский В. В. В дальних водах и странах. В двух книгах. М., 1997.

Крестьянинов В. Я. Российский Императорский флот в фотографиях конца XIX - начала XX в. СПб., 2006.

Броненосные крейсера типа «Баян» / «Морская коллекция», 1997, № 3.

Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Крейсер «Аскольд». СПб., 1993.

Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Эскадренные броненосцы типа «Пересвет»/«Морская коллекция», 1998, № 1.

Крылов А. Н. Мои воспоминания. Л., 1979.

Кузьмин Ю. А. Российская императорская фамилия на военной службе/«Военно–исторический журнал», 2007, № 2.

Куксин И. Е. Семья адмирала Макарова/«Кортик», 2008, № 7.

Летопись города Архангельска. 1584–1989. Архангельск., 1990.

Винтовые клипера типа «Крейсер»/«Морская коллекция», 2006, № 3.

Линдестрем В. Чертежи миноносцев Русского флота. СПб., 1893.

Любимов С. В. Титулованные роды Российской империи. М., 2004.

Лящук М.П. Офицеры Черноморского флота, погибшие при защите Севастополя в 1854–1855 гг. Симферополь., 2005.

Мазур т. п. Римские–Корсаковы - директора Морского корпуса/Елагинские чтения. Выпуск 1. СПб., 2003.

Мартиролог русской военно–морской эмиграции. Москва - Феодосия., 2001.

Массов А. Я. Русские моряки в Квинсленде (Австралия) в декабре 1888 г./«Кортик», 2008, № 7.

Мельников Р. М., Крейсер «Очаков». Л. 1986.

Мельников Р. М., Крейсер 1–го ранга «Дмитрий Донской». СПб., 1995.

Мельников Р. М., Линейный корабль «Император Павел Первый». 1906–1925. СПб., 2005.

Мельников Р. М., Первые русские миноносцы. СПб., 1997.

Мельников Р. М., Полуброненосный фрегат «Память Азова». 1888–1925. СПб., 2003.

Мельников Р. М., «Рюрик» был первым. Л. 1989.

Мельников Р. М., Эскадренные миноносцы класса «Доброволец». СПб., 1999.

Меркушов В. А., Записки подводника. 1905–1915. М., 2004.

Митрофанов В. П., Митрофанов П. С. Школы под парусами. Учебный парусный флот XVIII–XX вв. Л., 1989.

Монастырев Н. А. Еибель царского флота. СПб., 1995.

Наймушин И. Н. Морское инженерное училище императора Николая I: проблемы комплектования и продолжительность службы выпускников во флоте в конце XIX - начале XX в. / «Елагинские чтения», 2003, выпуск 1–й.

Нахимов П. С. Документы и материалы. В 2–х томах. СПб., 2003.

Незвецкий Р. Ф. Лейб–гвардия императорской России (1700–1918 гг.). М., 2009. Судьба императорской яхты «Штандарт». М., 1996.

Новиков-Прибой А. С. Капитан 1–го ранга. Пенза., 1951.

Павленко Н. И. Петр I. М., 2000.

Первушина Е. В. Императорские и великокняжеские дворцы Петербурга. Архитектура, интерьеры, владельцы. СПб., 2010.

Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора». Л. 1987.

Порт–Артур. Воспоминания участников. Нью-Йорк. 1955.

Рассол И. Р. Подводная лодка «Дельфин». СПб., 2000.

Российские адмиралы. Биографический словарь. М., 2004.

Россия, 1913 г. Статистико–документальный справочник. СПб., 1995.

Русско–японская война. М., 2003.

Саблин Н. В. Десять лет на императорской яхте «Штандарт». СПб., 2008.

Савинков Б. В. Воспоминания террориста. М., 1928.

Семанов С. Н. Макаров. М., 1972.

Серебряков Э. А. Революционеры во флоте. Из воспоминаний «Вестник «Народной воли», 1886, № 5; «Былое», 1907, № 2, 4.

Синдаловский Н. А. Петербург в армейском мундире. Военная столица России в городском фольклоре. М., 2010.

Скворцов А. В. Крейсер I ранга «Светлана»/«Гангут», 2001, № 29.

Смирнов В. Г. Неизвестный Врангель. СПб., 2006.

Снегирев М. И. Русские в своих пословицах. М., 1831–1834.

Сочагин А. Г., Кронштадт в открытках конца XIX - начала XX в. СПб., 2004.

Спиридонова Л. И. Финны - выпускники Морского кадетского корпуса/«Елагинские чтения», 2003, № 1.

Список лейтенантам и мичманам. СПб., 1904.

Список лицам, состоящим в Морском ведомстве и Флота адмиралам и штаб–офицерам. Чинам, зачисленным по Флоту. СПб., 1904.

Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. СПб., 1914.

Станюкович К. М., Вокруг света на «Коршуне» / Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. М., 1977.

Станюкович К. М. , Избранное. М., 1957.

Старк Г. К. Моя жизнь. СПб., 1998.

Сычев Н. В. Книга династий. М., 2006.

Трифонов Ю. Н., Лемачко Б. В. Русское общество пароходства и торговли. 1856–1932 годы (краткий исторический справочник). СПб., 2009.

Туманов Я. К. Мичмана на войне. СПб., 2002.

Федорова Г. Н. «Воспоминания» контр–адмирала В. А. Белли как источник по истории Морского корпуса начала XX в. / «Елагинские чтения», 2003, № 1.

Фотуньянц В. Н . Морское училище в биографии А. И. Непенина (1885–1892) / «Елагинские чтения», 2003, № 1.

Цывинский Е. Ф. Пятьдесят лет в Российском Императорском флоте. СПб., 2008.

Чегодаев-Саконский А. П. На «Алмазе». (От Либавы через Цусиму во Владивосток). СПб., 2004.

Черников И. И. Энциклопедия речного флота. СПб., 2004.

Чернышев А. А. Российский парусный флот. В 2–х томах. М., 2002.

Шевырев А. П. Русский флот после Крымской войны: либеральная бюрократия и морские реформы. М., 1990.

Шевяков Т. Н. Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX - начала XX в. М., 2002.

Шеленков А. А. Путь моряка: жизнь и служба Павла Яковлевича Шкота / «Кортик», 2009, № 8, 9.

Шестаков И. А. Полвека обыкновенной жизни. Воспоминания (1838–1881 гг.). СПб., 2006.

Шерр С. А. Корабли морских глубин. М., 1964.

Штер А. П. На крейсере «Новик». СПб., 2001.

Юхнева Ю. Д. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. М., 2008.

Белли хорошо известен любителям истории отечественного флота. Спокойное уравновешенное повествование позволяет посмотреть на жизненный путь офицера императорского флота


Англичане-преподаватели в загоне
О преподавателях-англичанах ходило много всяких анекдотов. В доисторические для меня времена английский язык вел некто Гаррисон. Так его, «чтобы не мешал», рассказывали, сажали в классе на печку. А в годы после меня, как я слышал, прибыл какой-то новый преподаватель прямо из Англии. Так ему кадеты заявили, что у нас, как и в Англии, соблюдаются традиции. В том числе принято, что на вновь назначенном преподавателе в первый раз въезжает верхом в класс дежурный по классу кадет. Он ответил «All right», и шествие произошло.

Съели не только Кука
Достопримечательность церкви – серые и черные мраморные доски, на которых записаны имена всех питомцев Корпуса, убитых в боях или погибших при исполнении служебных обязанностей с самого основания Корпуса. Я помню запись такого рода, хотя не поручусь, о ком шля речь: «Убит и съеден дикими»
(Это был мичман транспорта «Кроткий» А.А. фон Дейнеберг)

В Турции часы у Буша, а у императора пуговицы…
Тем временем, какие-то проворные молодые люди обрезали на память почти все пуговицы с пальто государя. Так что когда он одевался, то очень добродушно сказал: «А у меня пуговицы то обрезали».

Тоже здорово
В Лангенкоски (дача Александра III)
К сидевшему на скамейке в саду императору подсел местный лендсман, не узнав в нем царя. В происшедшем разговоре Александр III спросил: «А вы кто такой?». Тот вежливо ответил: «Я лендсман. А вы кто будете?». «Ну, а я император Всероссийский». Лендсман не смутился и хмуро, как это могут финны, сказал: «тоже здорово».

«Варяг»
Много лет спустя покойный Евгений Андреевич Беренс, во время трагических событий – штурман на «Варяге», как-то за чашкой кофе говорил, что возвращаясь из Чемульпо они думали, что всех их отдадут под суд, а оказалось… дали по Георгиевскому кресту.
В скором времени выпустили и нагрудную медаль в память боя под Чемульпо. Она носилась на ленте, изображавшей Андреевский флаг. Злые языки говорили: «Зачеркнули личному составу «Варяга» и «Корейца» их Георгиевские кресты.»

Женщины, женщины…
Судьба этого человека очень оригинальна. В молодые годы он женился на особе, не подходившей для морского офицера, и должен был уйти со службы. Он уехал за границу и сделался проводником в Международном обществе спальных вагонов. Был призван по мобилизации в русско-японскую войну, отличился и остался на службе. После «Цесаревича» он служил флагманским артиллеристом штаба командующего Балтийским флотом, командиром эскадренного миноносца «Охотник». В это время его бросила жена. Зимуя в Петербурге на «Охотнике», В. Е. Гревениц познакомился со вдовой, княгиней Кочубей, против особняка которой стоял его миноносец у Английской набережной, и женился на ней. После «Охотника» В. Е. Гревениц командовал крейсером «Алмаз», затем был первым командиром дредноута «Полтава». Влюбился в Гельсинфорсе в опереточную певицу, а так как она предпочитала молодого лейтенанта, то в 1916г. он покончил с собой. В. Е. Гревениц был выдающимся офицером, образованным, талантливым, исключительно приятным в общении.

Как много информации:)
Платили нам за границей либо английскими, либо французскими деньгами, в зависимости от того, в какой валютной зоне мы находились. Да и русские кредитные билеты, а тем более золотые монеты охотно обменивались и по хорошему курсу в любом банке или меняльной конторе.

Двухстороннее презрение
Антагонизм между «белой» и «черной» костью, т.е. между строевыми офицерами и инженер-механиками основывался на сословной принадлежности тех и других. В Морской корпус принимались дети дворян, офицеров и священнослужителей, в Инженерное училище прием был всесословный. А.А. Погодин (инженер-полковник) смотрел на нас, особенно на молодежь, сверху вниз.

Актуально и через сто лет
Меня мучил вопрос: почему я всегда оказываюсь неподготовленным, если в Корпусе я учился хорошо, казалось бы находился во всеоружии ко всем вопросам. Причину этого я понял позднее. В Корпусе я не столько старался научиться премудростям морской службы, сколько имел целью сдать ближайшую репетицию или экзамен с возможно более высокой оценкой. Погоня за баллами в ущерб глубине познания. Баллы, как я уже упоминал, определяли будущее старшинство в чине, что было не безразлично. Другая причина моей неподготовленности – свойства моего характера: робость, застенчивость, полное отсутствие волевых качеств. Наконец, влияла и система обучения в Корпусе, где слабо давались практические навыки.

Как стать адмиралом
В днище обнаружились повреждения, снова требовался доковый ремонт. Камень, на который мы сели, на картах не был обозначен. Командир выглядел безупречно спокойным и сразу после аварии сказал: «Ну теперь я точно буду адмиралом». Дело в том, что существовало поверье, подтвержденное многими примерами, что в контр-адмиралы производились командиры, сажавшие корабли на камни.

Сухой закон. А кто его заметил?
С начала войны в России была запрещена продажа водки и вообще спиртных напитков. Умно это было или глупо, судить не собираюсь. Но развивалась спекуляция, пили очищенный денатурат, а государство теряло большие доходы, поступавшие от винной монополии. В нашей кают-компании имелся большой запас водки и разного вина, и к закусочному столу водка подавалась, а в Финляндии по-прежнему во всех ресторанах и водка, и вина подавались в неограниченном количестве.

Игра слов:)
Поднявшемуся на борт «Магдебурга» русскому офицеру, кажется лейтенанту Гамильтону, командир крейсера, капитан 2-го ранга Хабенихт передал свой кортик и сказал, «Habenicht», т.е. назвал свою фамилию. Русский офицер, понимавший по немецки, перевел его слова на русский язык как «я не имею» и спросил: « Aber was haber sie nicht?», т.е. «Чего же вы не имеете?».

Великий князь Борис Владимирович на «Авроре»
На «Авроре» существовала традиция: уходящим с крейсера дарили серебряные чарки с дарственной надписью. По рисунку «В.П. Римского-Корсакова была заказана золотая чарка для великого князя и серебряные для каждого члена его свиты. Чарки представляли собой усеченное полушарие с очертаниями Европы и Азии и обозначенным путем плавания «Авроры». На ручке стоял слон. Сбоку – дарственная надпись. Кроме того, всем были преподнесены фотографии «Авроры» в хороших рамках с серебряными факсимиле подписей командира и офицеров. Отмечу, что все подарки делались за личный счет офицеров, казенные деньги не тратились. Великий князь каждому офицеру подарил свой портрет с подписью, но и только. Даже командиру и старшему офицеру не приготовил никаких подарков, так же, как и кают-компании. Видимо, денег у него мало было. Поговаривали, что из полученной им огромной суммы на путешествие (как будто 200 тыс. руб) он много истратил в Париже еще до прибытия «Авроры».

Сиам
В России он женился на русской помещице, которая в Сиаме получила титул принцессы Питсанулок.
Наши газеты достаточно часто о ней вспоминают, называя ее украинской помещицей
Принц Чакрабон прибыл вместе со своей женой. Она была одета в европейскую кофточку и сиамскую юбку. Последняя представляла собой отрез материи, охватывающий торс до колен, причем спереди материя подымалась кверху между ног. Словом, это была юбка или некий вид штанов, трудно сказать. Принцесса Питсанулок, обходя фронт офицеров вслед за супругом, видимо, очень стеснялась своей короткой до колен одежды: тогда ведь женщины носили длинные юбки до пола.

Когда мы встали на якорь в Сиамском заливе, к великому князю прибыли с визитом сановные сиамцы. И вот один из наших офицеров громко сказал: «Какие обезьяны». О ужас, оказалось, что эти сановники хорошо понимали по русски.

Морской политес
1. Так вот, на «Диане» не обратили внимание на находившийся в Девонпорте еще один вице-адмиральский флаг. Через некоторое время с берега прибыл офицер с требованием салюта этому вице-адмиралу. Салют был произведен, старший флаг-офицер ездил с извинениями за запоздалый салют… Англичане ответили на салют ровно с таким же опозданием, какое допустила «Диана», причем от них прибыл офицер, объяснивший, что салют опоздал в связи с происходившем в это время на корабле богослужением.

2. Командир сделал визиты на английский и японский корабли: его очень вежливо приняли англичане, а когда катер подошел к «Ибуки», то на нижнюю площадку трапа спустился офицер и сообщил, что командир корабля на берегу. В тот же день английский командир ответил на визит, а когда подошел к трапу «Авроры» катер с японским командиром, то нашему вахтенному начальнику командир приказал спуститься на нижнюю площадку трапа и сообщить, что командир находиться на берегу…

Греция
Юрий Карлович узнал, что королева любит чай со сливками. А в Греции с молочными продуктами дела обстояли неважно. В день приезда королевы на «Аврору» наш ресторатор достал сливки. Ю. К. Старк предлагает королеве сливки, она и, о ужас… сливки свернулись. Ну дали новый чай, все хорошо. При следующем посещении королева от сливок отказывается. Юрий Карлович тогда и говорит: «Ваше величество, сегодня у нас сливки хорошие». Королеве понравилась эта простота обращения, она засмеялась и налила себе сливки в чай.

Королева, будучи на русском корабле, спросила гардемарина Ивана Забелина, как ему нравится в Греции. Он ответил: «Хорошо, только уж очень греки надоели».

Семья

Владимир Белли происходил из старинного английского рода мореплавателей. Его прадед, англичанин Willian Baillie, родившийся в году, инженер , приехал из Англии в Россию и служил многие годы директором завода в Архангельске. Здесь он по-русски стал именоваться Василием Васильевичем Белли . В свою очередь его дед - баронет Evan Baillie - был генералом , в году он в звании генерал-майора служил в войсках Ост-Индской компании, а затем был командующим британскими войсками в Индии. Постепенно род Белли, живя в России, обрусел. Дедом В.А.Белли был один из сыновей Василия Васильевича - Александр Васильевич - который после окончания Морского корпуса долгие годы служил на флоте, дослужился до капитана 1-го ранга , последние годы своей службы был председателем суда Свеаборгского порта, в году вышел в отставку, получив звание генерал-майора по адмиралтейству. Его сын, отец В.А.Белли - Александр Александрович - был единственным в семье сугубо штатским человеком, но брат А.А.Белли, Константин Александрович, в - годах в звании капитана по адмиралтейству участвовал в обороне Порт-Артура и вышел в отставку в году полковником по адмиралтейству.

Образование

Володя Белли окончил три класса гимназии, после чего в году поступил в младший общий класс Морского корпуса, осенью года был переведен в младший специальный класс и произведен в гардемарины, в классе через год был назначен исполнять обязанности младшего унтер-офицера , а с осени года - старшего унтер-офицера. Окончил Морской корпус 26 апреля (9 мая) года с присвоением звания корабельного гардемарина , 17(30) марта года после выслуги ценза на эскадренном броненосце "Цесаревич" и успешной сдачи экзамена В. А. Белли был произведен в мичманы .

Как начальник смены Школы строевых старшин с осени года продолжил службу на крейсере «Аврора» , совершил три заграничных похода, в т.ч. в 1912 году крейсер участвовал в торжествах по случаю коронации короля Сиама . Командир "Авроры" капитан 1 ранга Леонид Петрович Опацкий так охарактеризовал своего офицера:

“Лейтенанту В. А. Белли можно поручить любое дело”

Осенью 1912 года с формулировкой “за преуспевание в службе и за большие труды” В.А.Белли был награжден орденом св.Станислава 3‑й степени.

После ухода в отставку оставался членом трех ученых советов - Военно-морской академии имени Ворошилова, ее командного факультета и Высшего Военно-морского училища им. Фрунзе. Кроме того, входил в состав научной группы при Главном Морском штабе, был членом редколлегии "Морского атласа" и членом Военно-исторической секции ленинградского Дома ученых.

Награды

Был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 3-й степени, орденом Грифа Кавалерского креста Мекленбургского герцогства, серебряной медалью Итальянского королевства “За оказание помощи пострадавшим во время бывшего в 1908 году землетрясения в Сицилии и Калабрии”; советскими орденами Ленина, тремя - Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Библиография

  • «Наставление по взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями» ()
  • «Борьба за Тихий океан» ()
  • «Операции подводных лодок» ()
  • "Блокадные операции" ("Морской сборник", , №1)
  • "Военно-морской международно-правовой справочник" (1939, )
  • "Оперативно-тактическая мысль за 25 лет, 1919-1944 гг." (1944)
  • "Военно-морской флот в Отечественной войне" (1944)
  • "Цели ведения войны на море" (1945)
  • "Методы достижения целей в войне на море" (1945)
  • "Основы стратегии" (1947)
  • "Эволюция английской теории морской войны" (1947)
  • "Оборона берегов с моря" (1947)
  • "Действия иностранных флотов в I мировую войну 1914-1918 гг." (1953-1955)
  • «Флот в Первой мировой войне» ()
  • «Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море 1939-1945 гг.» ( , в соавторстве с К.В.Пензиным)
  • «Блокада и контрблокада» ()

а также мемуаров

  • "В Российском императорском флоте"
  • "В Советском Военно-Морском флоте"
  • "Японские морские базы" ("Военный вестник", 1924. № 42)
  • "Флот и гражданская война в Китае в 1923 - 1924гг." ("Морской Сборник". № 5)
  • "Борьба за Янцзы" ("Морской Сборник", 1927. № 4)
  • "Организация военно-морского обучения в Японии" ("Красная армия и школа", 1926. № 6)
  • "Стратегия слабейшего на море в условиях пересеченного театра" (1929)
  • ISBN 978-5-86007-588-7

В рассказе адмирала флота И. С. Исакова “Как „Гёбен” и „Бреслау” прорвались в Черное море” В.А.Белли фигурирует как лектор Главморштаба, этот эпизод упоминается в романе "Билет на ладью Харона ":

Один из штурманов, продремав в кают-компании "Императрицы Елизаветы" весь доклад представителя Главморштаба, посвященный животрепещущей теме прорыва "Гебена" в Черное море, грамотно проснулся от аплодисментов аудитории. Услышал благодушный голос докладчика: "Вопросы будут?" - и одновременно увидел устремленный на себя суровый взгляд командира линкора.

Не полностью "войдя в меридиан", решил проявить активность.

Мол, не спал я вовсе, а просто внимал, погрузившись в себя, глубокой военно-морской мысли. Огляделся растерянно, увидел на грифельной доске плакатик с темой и схемами и ляпнул от души: "А вот хотелось бы уточнить, господин капитан первого ранга, а прорвался все же "Гебен" в Черное море?"

»

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.