Священномученик климент, папа римский. Священномученик климент, папа римский Климента папы римского расписание

Спустя 70 лет молчания в Москве у храма Священномученика Климента на Пятницкой звучали молебны. Проводились они под открытым небом, в любую погоду — будь то дождь, снег или ветер — как надежда на возрождение великого русского собора. И храм воспрянул к жизни — сначала с переданным прихожанам в 2005 году Знаменским приделом. А в 2008 году после возвращения верующим всего храма, началась грандиозная реставрация.

История

Памятник мирового искусства, «Замоскворецкое чудо», как в былые времена называли собор Святого Климента папы Римского - единственный храм Московского посада, сохранившийся после Наполеоновского пожара 1812 года. На 2 века ранее место, на котором возвышалась тогда еще каменная церковь, было прославлено боем, который был дан ополченцами Минина и Пожарского в защиту Кремля от поляков. «Сражение при Клементовским острожке было, как бы, зерном спасения Москвы и России» - отмечали позднее историки, а сам храм, как свидетель важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества».

Климентовская церковь простояла до 1756 года и пришла в полную ветхость. Возобновившаяся история храма также связяна с военной победой, уже внутригосударственной. Новый собор строился под покровительством императрицы Елизаветы Петровны, пришедшей к власти силами Преображенского полка. Восшествие на престол новой российский императрицы состоялось 8 декабря 1740 года, в день памяти Священномученика Климента папы Римского. Поэтому вновь возведенный собор именовали храмом Священномученика Климента, а главный алтарь возвели в честь Преображения Господнего. Новый московский собор, который возник в период бурного строительства Санкт-Петербурга, заметно отличался от храмовых строений как в первой столице, так и во всей империи.

Немало усилий в создание облика храма приложил наместник Крыма, граф Петр Воронцов — именно он инициировал создание уникального многоярусного иконостаса, который стал сердцем и основным ансамблем собора. Огромной высоты — около 30 метров — пятипридельный иконостас спроектрировали приглашенные графом итальянские архитекторы, а воплощали его в жизнь русские мастера, выполнившие изысканную сложнейшую резьбу и дальнейшее золочение по исконно русским технологиям.

Барочная архитектура фасада передает роскошную пластику линий и очертаний собора, а интерьер храма в стиле рококо не имеет аналогов.

«Это уникальный памятник мирового искусства», - говорит Леонид Калинин, настоятель храма Священномученника Климента папы Римского. - «Несмотря на то, что он внешне похож на западноевропейский, наш храм совершенно отличается по смыслу и образу. Это не дворцовое рококо, а удивительное воплощение архитектурного стиля в богатстве форм как попытка передать все многообразие творения Божьего».

Священномученик Климент

Храм Священномученика Климента папы Римского уникален не только внешним и внутренним видом, но и духовным содержанием. Большинству наших современников его имя ни о чем не говорит, но так было не всегда. В домонгольский период Климент, ученик апостола Петра, был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых. В его честь строились храмы, изображения Святителя можно увидеть на многих древних фресках и иконах. Праведная жизнь, апостольский подвиг и многие тысячи последователей сделали Климента почитаемым, как в католическом, так и православном мире. Но издревле Святитель Климент считается великим покровителем именно русской земли.


Через несколько веков после мученической смерти Климента в Херсонесе, ученые-проповедники Кирилл и Мефодий, взяв святые мощи апостола, едут с ними в Рим. Узнав об этом, к ним вышел сам папа Адриан. То, что произошло далее, было равносильно чуду. Переведенные проповедниками на славянский язык богослужебные книги были освящены папой, хотя в ту пору в западной церкви только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Так, впервые зазвучали молитвы на славянском языке, а русская земля получила свою письменность и культуру.

Позже князь Владимир перевез мощи Священномученика Климента в Десятинную церковь, и с этой апостольской святыней крестил Русь. Первая христианская святыня на Руси стала исключительно почитаемой, а образ Священномученика Климента и по сей день ассоциируют с защитником русской земли.

Возрождение храма

Один из самых красивых храмов Москвы был закрыт в 1934 году и чудом уцелел от уничтожения. Здание было передано Государственной библиотеке им. Ленина для фондового хранения, благодаря чему сохранились уникальные иконы и многоярусный иконостас.
В 2008 году в храме начались восстановительно-реставрационные работы.

«Храм был в руинах: сильно поврежден фасад, текла кровля, разбиты окна, на иконостасе гнездились птицы», - вспоминает о состоянии храма до реставрации настоятель Леонид Калинин. - «Первое, что мы сделали, - залатали дыры, привели в порядок фасад и своды собора, а затем приступили к восстановлению интерьера храма».

Одним из сложнейших этапов реставрации стало восстановление уникального иконостаса. Местами прогнивший, с большой долей утрат различной степени, иконостас требовал виртуозной работы реставраторов.

«Чистая, скурпулезная реставрация, - рассказывает о проекте руководитель декоративно-прикладных мастерских РСК «Возрождение» Александр Зуев. - «По каждому фрагменту этого уникального объекта собирали художественный совет. Мы обсуждали каждый ярус, принимали решение, а затем приступали к восставлению. Убирали загрязнения, укрепляли и оживляли авторский левкас (грунт).»

После того, как основа была восстановлена, мастера стартовали завершающий процесс — золочение. Для этого поставили специальные «леса» так, чтобы не повредить оригинальную позолоту на иконостасе, и вели позолотные работы сверху — вниз, аккуратно по каждому ярусу 30-метрового иконостаса.

Задача не перезолотить, а восстановить стала главной для художников-реставраторов. Для того, чтобы позолота была исполнена в манере оригинала, а также совпадала с цветом покрытия, позолотчики применяли сусальное золото российского производителя НПП «Раритетъ».

Около года понадобилось мастерам для того, чтобы иконостас снова засиял своим великолепием, как впервые в 1772 году. Роскошная композиция, изысканные формы, выразительные линии, струящийся золотой свет: удивительная гармония земного стиля в воплощении Величия Божьего.


Два серьезнейших этапа реставрации храма Священномученика Климента завершены, впоследствии собору предстоит восстановление уникальных икон храма.

  • Один из самых известных храмов Москвы , расположенный на Пятницкой улице, является уникальным примером церковного барокко.
  • Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», 4-м епископом Рима. Тогда еще не произошло разделения церкви на православную и католическую.
  • Храм, по основной версии, построен в 17 в . одним из богатейших купцов Москвы Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице.
  • Считается, что автор проекта - Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге.
  • В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурный язык московского барокко.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Добрый день, уважаемые читатели, давненько я для вас ничего не писал, надо исправляться. За последнее время я очень много посетил мест в Москве, и одним из них была церковь Климента папы римского в Москве. Церковь, я вам хочу сказать ни похожая ни на какую, я до этого таких не видел, очень запоминающаяся, ниже, как и обычно полная экскурсия по данному месту. Это единственная церковь в стиле барокко, и на это стоит посмотреть.

Хочу напомнить, что перед этим мы посетили замечательные храмы с мощами святой Матроны и Спиридона Тримифунского. В первом случае это был покровский женский монастырь святой матроны , а во втором церковь воскресения на успенском вражке . Я вам, очень настоятельно рекомендую сходить в них, вы не пожалеете.

В отличии от предыдущих походок, церковь Климента папы римского находится реально в двух минутах от метро, но прежде чем туда пройтись, я бы хотел вас познакомить, в честь кого она так названа и чем прославился данный святой в православном и духовном мире.

Я думаю не многие из вас могут ответить на вопрос, кто такой Климент папа римский, и почему именно в честь него назвали данную церковь. Вот приблизительно, как выглядел данный святой.

И так святой Климент папа римский проживал в вечном городе Риме, в 1-2 веках, во времена правления таких императоров как, Траяне, Нерве и Домициан. Если обратиться к преданию, то Климент был родом из очень влиятельного и знатного рода, но еще в детстве его разлучили с родными. Климент был мальчиком очень любознательным и упорным, старался всегда найти истину, любил посещать философские школы столицы, но то что он там слышал, казалось для него чем то пустым и не утоляло его жажды Абсолютного. Живя в Риме, он получил превосходное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Когда он узнал, что в Иудее был сын Божий, то сразу направился туда. Так как его уже давно занимал вопрос, в чем смысл жизни.

На своем пути он повстречал апостола Петра, который рассказал ему о Христе и помог ему обрести веру. Климент стал помощником Петра в проповедях.

Оба ходили по городам сирийского побережья и вместе боролись с Симоном Волхвом. Святой Климент очень прославился своими проповедями и его сделали епископом Рима (ок. 91) после святых Лина и Анаклета. Лин был римским епископом в (67 - 79) годы, следом за ним шел Анаклет с (79 - 91).

Святитель Климент всегда был под большим впечатлением от апостольской проповеди, проповеди святого Петра оказывали на него большое влияние. Вот как он нем писал святой Ириней

«Имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими»

Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех, кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния.

Святой Климент папа римский был автором известного Послания к Церкви Коринфа, который даже был частично использован в Священном Писании. В писании Коринфа он призывает восставших против старейшин сохранять единство членов Тела Христова, уважительно относиться к иерархии, которую установили апостолы. В истории есть мнение, что ему так же принадлежат сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления.

Время для христиан было очень тяжелое и Климента, по приказу императора Траяна сослали далеко на восточный край империи, Херсонес Таврический. Там ему встретилось 2000 христиан, каторжников, которые были сосланы туда за свою веру. Климент утешал страждущих, напоминал им о вечном блаженстве, и по его молитве для них в пустыне забил источник воды. Находясь на чужбине, он продолжал пополнять ряды христиан и обучать язычников. В результате такой деятельности было построено за год 75 церквей.

Через некоторое время, император поставил там очень кровожадного правителя, функцией которого была борьба с массовыми обращениями в христианство. Новый деспот, сразу принялся воевать с Климентом. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С того времени каждый год в день смерти святого Климента папы римского море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи.

Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились честные мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает ее укорененность в апостольской традиции.

Храм Климента папы римского

И так мы выяснили кто такой Климент папа римский, давайте же узнаем как добраться до храма посвященного в его честь. Если у вас есть машина, то для вас адрес

Адрес храма Климента папы римского, ул. Пятницкая, 26, стр. 1

Но большинство гостей столицы перемещаются на метро. Вас будет интересовать станция Третьяковская, оранжевая Калужско-Рижская линия.

Как вы можете обратить по карте, сама церковь расположена в 60 метрах от метро, что очень удобно.

Поднимаясь из метро вы увидите перед собой здание с макдональдсом, есть я вас туда не зову, просто напоминаю, что там можно купить чай или кофе, и воспользоваться уборной, на халяву.

Слева вы увидите красивую церквушку, это не она:), вам нужно будет повернуть на право.

Вы почти сразу увидите эту красавицу, она просто выделяется среди классических православных церквей. Храм Климента папы римского построен в стиле барокко с использованием ордерных форм.

Любоваться данной церковью можно бесконечно, в разное время года или дня она по особенному красивая.

Если ее немного обойти, то вы увидите закрытые прекрасные врата, их открывают только по праздникам.

Надеюсь вам понравилось небольшое видео с внешним видом храма

Над вратами вы увидите херувимов.

Если вы в Москве, весной или летом и на улице солнечная погода, то вы сможете лицезреть вот такую красотень.

Над главным входом, а он располагается прямо по центру ограждения храма, вы увидите изображение Климента папы римского, встречающего вас.

рядом с входом, вы обнаружите табличку с историей храма

Внутреннее убранство храма заставит вас просто остопореть от красоты. Вы только посмотрите какой тут иконостас.

Обратите внимание на статуи по обеим сторонам.


Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил , слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним , епископа Римского (67–79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79–91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98–117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802–811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855–867) Херсонес посетили . Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев († 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)

(Basilica di S. Clemente al Laterano; Via Labicana, 95)

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Развалины древней базилики оставались долгое время в безызвестности и открыты лишь в 1858 г.
Главный вход в церковь устроен с востока. За входом, представляющим собой небольшой портик (крыльцо), поддерживаемый четырьмя колоннами, открывается четырехугольный атриум (внутренний двор); он служил в древней Церкви местом стояния при богослужении кающихся первого разряда, называвшихся «плачущими», или «зимующими», ибо они стояли под открытым небом. Двор обнесен со всех четырех сторон также портиками, или галереями, поддерживаемыми колоннами. Один из четырех портиков, составляющий фасад церкви, служит ей притвором (папертью, или нарфиксом), где в древности стояли оглашенные «второго разряда», называвшиеся «слушающими».

Внутренность церкви представляет собой базилику, т.е. продолговатый прямоугольник, который двумя рядами колонн разделяется на три нефа (корабля). Правый от главного входа корабль предназначался в древней Церкви для мужчин, а левый - для женщин. В среднем же (или главном) корабле устроено особое место, именуемое «хором». Оно обнесено древней мраморной стенкой, взятой сюда из нижней церкви, и в древности предназначалось для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов.

Внутри хора устроен помост, на одной стороне которого (налево от главного входа) стоят: древний мраморный аналой для чтения Евангелия и возле него древняя же мраморная витая колонна с подсвечником для пасхальной свечи, а на другой (направо от главного входа) - древние же мраморные аналои: один для чтения Апостола и другой, несколько меньший, для чтения других богослужебных книг. В настоящем размещении аналоев для чтения Евангелия и Апостола, перенесенных сюда из нижней древней базилики, допущено отступление от обычая древней Церкви ставить первый из аналоев в северной части храма, а последний в южной; произошло же это, полагают, от невнимательности тех лиц, которым поручено было сооружение нынешней церкви.

За хором возвышается главная часть храма, алтарь. Эта часть поднимается на три ступени выше церковного помоста, занимает всю среднюю апсиду (полукруглый выступ) церкви и отделяется от остальной церкви небольшой мраморной перегородкой. В алтаре на особом возвышении стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Над престолом устроена богатая древней формы сень (киворий), поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. За престолом на горнем месте стоит епископское седалище, или кафедра, по обеим сторонам ее вдоль стены алтаря находятся скамьи для пресвитеров.

Внутри возвышения, на котором стоит главный престол, как видно сквозь имеющуюся в передней стороне его решетку, находится гробница. В ней почивают мощи священномученика Климента, папы римского (память 25 ноября), и священномученика Игнатия Богоносца, кровь которого впервые обагрила песок Колизея.
Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, от которого получил и святое крещение. От него же и от апостола Павла, который в послании к Филиппийцам именует Климента своим «сотрудником» (Филип. 4, 3), св. Климент восприял хиротонию во епископа римского. Вместе с другими верными он с честью похоронил в 67 г. страдальческое тело апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Будучи в заточении за имя Христово в городе Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами тамошних язычников, за что и был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море с якорем на шее. Херсонес находится близ теперешнего Севастополя: известен тем, что в нем в 988 г. принял христианскую веру св. равноапостольный Великий князь российский Владимир.

Честные мощи его обретены в IX в. усердием свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и часть мощей ими же перенесена в Рим при папе Адриане (867) и тогда же положена в настоящей церкви. Честная же глава его с другой частью мощей из Херсонеса была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в сооруженной им Десятинной церкви, в которой и хранилась до XIII в. Во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г. Десятинная церковь была разрушена, а вместе с сим утратились и мощи священномученика Климента. Достойны внимания богатые мозаики в полукуполе главного алтаря, хотя и существующие с начала XII в., но запечатленные характером глубокой христианской древности. На лицевой арке алтаря изображен благословляющий Спаситель с Евангелием в левой руке, по сторонам Его — символы четырех евангелистов, под ними,- два первоверховных апостола с папой Климентом и архидиаконом Лаврентием; еще ниже — пророки Исайя и Иеремия, стоящие с хартиями своих пророчеств над двумя священными городами — Иерусалимом и Вифлеемом.

В самом полукуполе изображен распятый Господь с Божественной Своей Матерью и возлюбленным учеником по сторонам, и с ликами святых меж зеленых венков; на концах креста двенадцать голубей - символ 12 апостолов. Пониже - Агнец с златым нимбом, или сиянием, вокруг главы; по сторонам его - по шести других агнцев, идущих из Вифлеема и Иерусалима: это символическое изображение Христа и Его Церкви. Из горы, на которой, как бы в середине куста, водружен крест, вытекают четыре райские реки; два оленя (иудеи и язычники) утоляют из них жажду.

Из церковной ризницы (Sacrestia), ход в которую устроен на правой стороне от главного входа, широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику св. Климента (Chiesa inferiore). Расположение ее соответствует расположению частей верхнего храма, но в больших размерах. Уцелевшие здесь части стен, именно северной и западной, носят на себе следы украшений древнего дохристианского мира. Кроме того, подземная церковь богата стенной живописью, относящейся к IV-XI векам.

Помимо своей древности, нижняя базилика Климентова священна для нас, русских, потому, что она некогда служила местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского (память 14 февр. и 11 мая, вместе с памятью равноапостольного брата его св. Мефодия).

Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были дети знатного и богатого греческого вельможи, по имени Лев, и супруги его Марии, живших в византийском городе Солуни. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. С целью, чтобы получить священников для новообращенных ими моравских христиан, а также найти управу на латинское духовенство, возбранявшее им совершать службу Божию на славянском языке, святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в 867 г. в Рим к папе Адриану и принесли с собой часть мощей священномученика Климента, открытых в Херсонесе. Посвящение иереев для моравских христиан в первый день было совершено в Ватиканском соборе, где литургию пели на славянском языке; на другой день - в церкви преподобной Петрониллы и на третий день - в церкви св. апостола Андрея. Затем пели всенощное бдение на славянском языке в церкви св. апостола Павла (Basilica di San Paolo fuori le mura), а утром совершали литургию над святым гробом. В Риме св. Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 г. Честное тело его по повелению папы Адриана было погребено с величайшими почестями в Ватиканском соборе, но затем по просьбе св. Мефодия оно было перенесено в церковь во имя св. Климента и положено по правую сторону алтаря, и прославилось здесь чудесами и исцелениями. К прискорбию, впоследствии честные мощи св. Кирилла были сокрыты в неизвестном месте, а с течением времени и самое имя славянских первоучителей было забыто в Риме: утратилась даже память о месте, где именно были погребены мощи св. Кирилла. Св. Мефодий скончался 6 апреля 885 г. в сане архиепископа Моравского и погребен в соборной церкви в Велеграде (Сербия).
При раскопках в нижней церкви найдены были явные следы пребывания здесь мощей св. Кирилла. Вправо от того места, где в древней церкви должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, имеющее пустую внутренность. Это сооружение, как видно, раньше было обложено мрамором и служило погребальным монументом. Здесь, судя по всему, и почивали мощи св. Кирилла.

В самом монументе была открыта ниша, рядом с которой обнаружены две потускневшие от времени картины, относящиеся к истории свв. Мефодия и Кирилла. Одна изображает крещение св. Мефодием язычника, причем св. Мефодий нарисован с бородой, в греческом богослужебном облачении и омофоре, с нимбом вокруг главы. Другая изображает послание св. Кирилла греческим императором Михайлом на проповедь к славянам. Гробница, в которой был погребен св. равнопрестольный Кирилл, стоит в настоящее время подле южной стены подземной церкви. В этой подземной церкви - множество памятных досок, посвященных св. Кириллу, от разных славянских народов, в т.ч. и от русского.

Кроме двух упомянутых картин, относящихся к истории свв. Мефодия и Кирилла, надобно отметить еще некоторые памятники древней живописи, сохранившиеся на стенах и подземной базилике св. Климента.
Наиболее древние фрески, с IV и до IX в., следующие: Распятие Господне с предстоящими Богоматери и Иоанном Богословом, причем Спаситель пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями, а не тремя, как обычно пишут позднейшие латинские живописцы; Сошествие Спасителя в ад и Изведение оттуда за руку древнею Адама; Три Марии у гроба Господня; Христос на браке в Кане Галилейской; Отшествие Богоматери на неба внизу, на земле, изображены апостолы, которые стоят у погребальной пещеры Богоматери, подняв взоры свои к небу; изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках; круглое поясное изображение Господа Иисуса Христа (без бороды); едва заметное изображение усечения главы святой великомученицы Екатерины Александрийской; изображены также многие святые и ангелы.

Фрески IX-XI веков следующие: Христос, с Архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, держит Евангелие в левой руке, а десницей с греческим перстосложением благословляет свв. Кирилла и Мефодия, как бы представляемых Ему св. апостолом Андреем Первозванным и священномучеником Климентом; перенесение мощей св. Кирилла из Ватиканского собора в Климентову базилику; эта фреска, как видно из надписи внизу ее, сооружена по обету некоей «мясничихой Марией по страху Божию и во спасение души». Сзади гроба видна громадная толпа народа с хоругвями в предшествии епископа (вероятно, папы Адриана) в омофоре и с тиарой на главе; по бокам его два греческих священника с бородами в черных мантиях и епитрахилях: один из них (вероятно, св. Мефодий) имеет нимб вокруг главы; изображение некоей матери, нашедшей у гробницы св. Кирилла целым и невредимым своего ребенка, которого она уже год считала погибшим на дне моря. Это тоже - обетная фреска: под ней видно изображение семьи жертвователя (Beno di Rapiza), стоящей пред иконой св. Климента, в благодарность которому и сооружена настоящая картина.

На другой фреске, сооруженной тем же жертвователем и его женой Марией, изображено совершение литургии св. Климентом. Есть и фреска, относящаяся к истории преподобного Алексия, человека Божия: возвращение Алексия из Эдессы в Рим; Алексий на смертном одре, окруженный папой Вонифатием и его клиром; плач родителей и жены над бездыханном телом Алексия. Выше этой фрески имеется изображение Христа на троне, окруженного Архангелами Михаилом и Гавриилом и святителями: священномучеником Климентом и Николаем Чудотворцем; изображение пророка Даниила во рву львином и некоторые другие изображения.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.