В сторону увеличение атеизма и агностицизма. Агностик и атеист: что общего и в чем разница

Агностик - кто это в современном мире? Вопросы веры в Бога остаются во многом безответны для человека идущего своим, отличным от других путем. Не опираясь ни на одну из существующих религий, такие люди готовы поверить в существование Творца, если это будет доказано.

Кто такой агностик?

Агностик - это человек, который не отрицает существование бога, но и признает, что его может просто не быть. Процент агностиков с каждым днем увеличивается. Для них нет авторитетных источников в различных религиях, все священные писания для агностика - лишь литературные памятники. Все агностики стремятся к истине и понимают, что мироустройство гораздо сложнее, чем видится на первый взгляд, но в отсутствии доказательств познание для агностика становится невозможным, а пытливый разум все подвергает сомнению.

Впервые термин «агностицизм» введен в науку Т.Г. Гексли – последователем дарвинистской эволюционной теории для обозначения своих взглядов на религиозные верования. Ричард Докинз в своем труде «Бог как иллюзия» выделяет несколько типов агностиков:

  1. Агностик по факту. Вера в бога немного выше, чем неверие: не совсем убежден, но склонен полагать, что Творец все-таки есть.
  2. Непредвзятый агностик. Веры и неверия ровно пополам.
  3. Агностик склонный к атеизму. Неверия немного больше чем веры, испытывает ряд сомнений.
  4. Агностик по существу больше атеист. Вероятность существования бога абсолютно мала, но не исключается.

Во что верят агностики?

Может ли агностик верить в бога, таким вопросом задаются люди, которые постепенно отходят от религии, но продолжают верить «своим» способом. Типичная характеристика агностика помогает разобраться в этих вопросах:

  • воздерживается от суждений: есть Бог или его нет, т.е. не может ни опровергнуть ни доказать существование или отсутствие Творца;
  • верит, что человек должен действовать сам;
  • даже если бог существует, то до человека ему нет никакого дела;
  • понятие добра и зла относительное, есть нежелательное поведение;
  • совесть человека – мерило его поступков;
  • большинство агностиков восхищаются личностью и жизнью Иисуса Христа, но видят в нем обычного человека, пусть и наделенного сверхкачествами;
  • сомневаются в существовании души и бессмертия;
  • смысл жизни для агностика – сама жизнь с ее радостями и печалями и теми целями, которые ставит для себя человек;
  • считают доказательства существования бога или его отсутствие делом времени, пока их мало и все сомнительные.

Агностицизм в философии

Немецкий философ Нового времени И. Кант занимался изучением явления агностицизма и вывел стройную и последовательную теорию этого направления. По Канту агностицизм в философии - это невозможное познавание действительности или реальности субъектом, потому что:

  1. Человеческие способности познания ограничены его природной сущностью.
  2. Мир непознаваем сам по себе, человек может познать только узкую внешнюю область явлений, предметов, тогда как внутренняя остается «terra incognita».
  3. Познание - это процесс, при котором происходит изучение материей самой себя со свойственной ей отражательной способностью.

Д. Беркли и Д. Юм другие видные философы, также внесли свой вклад в данное направление философии. Кратко агностик кто это и общие черты агностицизма из трудов философов представлены в следующих тезисах:

  1. Агностицизм тесно связан с философским течением – скептицизмом.
  2. Агностик отвергает объективное знание и возможность познать мир в полной мере.
  3. Богопознание невозможно, получение достоверной информации о боге затруднено.

Гностик и агностик - разница

Атеизм и агностицизм объединились в таком направлении, как атеистический агностицизм при котором отрицается вера в какое-либо божество, но не отрицается наличие божественного проявления в целом. Кроме агностиков существует и противоположный «лагерь» - гностики (некоторые философы считают их истинно верующими). Чем отличаются между собой гностики и агностики:

  1. Агностики – подвергают сомнению познание бога, гностики просто знают, что он есть.
  2. Последователи гностицизма верят в истинность человеческих знаний через познание реальности научным и мистическим опытом, агностики считают что мир непознаваем.

Агностик и атеист - в чем разница?

Многие люди путают эти два понятия агностик и атеист. Агностицизм в религии многими священнослужителями воспринимается как атеизм, но это не верно. Нельзя сказать, что атеист и агностик - это кардинально разные представители, и в некоторых случаях среди атеистов есть агностики и наоборот, и все же разница между ними существует:

  1. Атеист полностью не сомневается, что бога нет, в отличие от агностика.
  2. Атеисты – материалисты в чистом виде, среди агностиков много идеалистов.

Как стать агностиком?

Большинство людей отходят от традиционных существующих религий. Для того, чтобы стать агностиком, у людей должны появиться сомнения и вопросы. Часто агностики - это бывшие теисты (верующие) усомнившиеся в существовании бога. Иногда это происходит после трагических случаев или человек ожидая божественной поддержки не получает ее.

Религия с момента своего появления вызывала разные сомнения, которые становились основанием споров и даже войн. Всегда были люди, которые отрицали существование Бога, аргументируя это разными причинами. Споры по поводу существования Высших сил, наверное, никогда не прекратятся.

Атеист – кто это?

Людей, полностью отрицающих существование Бога и не приемлющих веру, принято называть атеистами. Еще они не верят в загробный мир и любые проявления сверхъестественного. Выделяют три вида атеистов и первую группу называют «воинственными», и входящие в нее люди пытаются всем доказать свою точку зрения. Воинственные атеисты приемлемой считают научную точку зрения. Третья группа – спокойные, и для таких людей эта тема является просто неинтересной. Многих интересует, во что верят атеисты, так вот такие люди говорят, что принимают они то, что оценивается визуально и тактильно.

Агностик и атеист – в чем разница?

Многие понятия, используемые в науке, часто путаются, поскольку схожи по значению и звучанию. Если, кто такие атеисты более или менее понятно то, что касается агностиков – это люди, считающие, что определенные явления нельзя доказать или же исследовать, используя субъективное мнение. Они приемлют реальные вещи, которые видели или к которым прикасались. Атеист и агностик отличаются тем, что вторые утверждают, что пока нет способа доказать, что Бог есть, но при этом они полностью не отрицают возможности изменения ситуации.

Почему атеисты не верят в Бога?

Вера возникла в глубокой древности, когда люди обладали минимумом знаний, поэтому многие явления они объясняли существованием Бога. Вера с течением времени изменялась, причем часто на это влияли значимые исторические факты. Неверующие существовали все время и были периоды, когда они брали вверх, и церковь страдала от гонений. В современном мире религия для атеистов – это возможность управлять людьми. Повлияло на это мнение то, что веру стали использовать для достижения власти и богатства.

Чтобы понять, кто такой атеист, стоит затронуть еще и Библию, которая для христиан является главной священной книгой. Люди, отрицающие Бога, говорят о том, что это простая книга, написанная на основе древних священный писаний. Получается, что можно взять любою рукопись, например, про языческих богов, и утверждать, что они реально существуют. К тому же текст Библии является древним, поэтому люди воспринимают его по-разному и что действительно имели в виду авторы, сложно понять.

Почему люди становятся атеистами?

Причин, из-за которых человек может отречься от веры, огромное количество. У каждого есть возможность самостоятельно решать, к какой стороне ему прильнуть. Проведя некий опрос, удалось установить, что люди перестали верить в Бога из-за многочисленных фактов несправедливости современной жизни, например, смертельные болезни детей, катастрофы и так далее. Смысл жизни атеиста никак не связан с религией, поскольку они считают, что верят в Бога слабаки, которые ожидают помощи, при этом ничего не делая. Еще одна причина – нет доказательств существования Высших сил.

Как стать атеистом?

Если возник такой вопрос, значит, человек уже в глубине своей души утратил веру в Бога и стал атеистом. Не существует определенной инструкции, которая поможет перестать верить в Высшие силы. Важно понять отличие между верой и истиной. В истории известно много примеров, когда люди критически относились к своим религиозным убеждениям. Если есть сомнения, то может помочь разобраться убежденный атеист или верующий, с которым следует провести персональную беседу, чтобы задать интересующие вопросы. Учитесь делать выводы путем логики и без использования веры.

Как доказать атеисту, что Бог есть?

Многие люди хотя бы раз в своей жизни участвовали в споре, касающимся веры. Универсального метода, который бы позволил любого человека убедить в том, что есть Бог, нет. Аргументы атеистов иногда построены на полном отрицании и протесте, поэтому любые отличающиеся мнения будут откинуты. Если же хочется подискутировать, тогда можно использовать информацию, которая подтверждает, что Бог есть.

  1. Предложите Библию в качестве повествовательного источника влияния Высших сил на повседневные события.
  2. Помогите атеисту понять точность священной книги, например, существование «начала всего», рассказ о сотворении мира и так далее.
  3. Разбираясь в теме – кто такие атеисты и как изменить их мнение, стоит дать совет, что можно использовать тот факт, что люди рождаются с пониманием того, что есть что-то правильное и неправильное.
  4. Вспомните историю Иисуса, который делал вещи, которые неподвластны человеку. К тому же имеются реальные исторические и археологические доказательства его существования.
  5. Еще одна тема для обсуждения – у каждого человека есть желание найти свою любовь и признание, а это и есть Бог.

Сколько атеистов в мире?

Нет способа, который бы позволил с точностью посчитать, сколько на Земле людей, отрекшихся от Бога. Ученые, которые заинтересовались этой темой, провели опрос среди людей разных стран, интересуясь, занимает ли религия в их жизни важное место. Получившееся приблизительное соотношение атеистов и верующих в мире позволило составить перечень самых нерелигиозных стран.

  1. Первое место заняла Эстония, в которой только 16% населения с полной уверенностью могут сказать о том, что они верят в Бога.
  2. В только две религии: буддизм и синтоизм, но при этом результаты экспериментов показали, что в большинстве случаев японцы просто могут идентифицировать храмы, не являясь при этом действительно верующими. Исследователь предполагает, что только 30% жителей Японии действительно верят в Высшие силы.
  3. Продолжая разбираться, кто такой атеист, ученые установили, что 71% жителей Великобритании считаются христианами, но важную роль религия в жизни занимает только у 27%.
  4. В России примерно 60% населения признаются, что вера не является для них важной.

Атеисты - знаменитости

Звезды шоу-бизнеса являются для многих эталоном, поэтому все аспекты их жизни пристально рассматриваются и изучаются. Многие публичные персоны боятся реально рассказать о том, что они не верят в Бога, поскольку этот вопрос является щекотливым и он может лишить многих поклонников и стать причиной проблем. Есть все же известные атеисты, которые признались в этом публично.

  1. Анджелина Джоли . Давая интервью, актриса призналась, что ей не нужна религия, поскольку она диктует людям, что можно делать, а что нельзя. Джоли сказала, что сама знает, что хорошо, а что нет.
  2. Кира Найтли . Многие известные атеисты, считают главной религией свою собственную совесть. Кира говорила о том, что верить в Высшие силы очень удобно: совершил грех, а потом пошел в церковь и отмолил его, а вот с собственной совестью так договориться не получится.
  3. Хью Лори . Известный актер не только не скрывает тот факт, что он является атеистом, но и гордится этим.
  4. Джоди Фостер . Обладательница «Оскаров» сделала открытое заявление о том, что не является верующей, но при этом она уважает все религии.
Недавно смотрела телевизор и услышала часть такого диалога: «…Нет, Вы не агностик, Вы мистик». Термин «мистик» понятен. А вот кто такой агностик?

В нашей стране традиционной религией считается православие, одна из ветвей христианства. Совсем недавно церковь еще не была отделена от государства и имела большое влияние на жизнь любого гражданина нашей страны. Принимала участие в управлении государством и практически отвечала за социальное развитие в Российской империи.

А что сейчас?
Весной 2008 года был проведен ряд социологических исследований с целью выяснить роль религии в российском обществе. Такие исследования проводятся аналитическим центром Юрия Левады регулярно с 1999 года. Последние исследования показали, что роль религии в нашем обществе неуклонно растет, позиции православной церкви укрепляются. Так, в этом году число людей, которые причислили себя к верующим, увеличилось на 19%, а людей, посещающих церковь время от времени, увеличилось на 27%. По результатам опроса число агностиков в нашей стране выросло на 20%, по сравнению с результатами 2002 года. Кто же они?

Термин «агностик» ввел в обращение профессор Томас Генри Хаксли, британский естествоиспытатель, последователь Ч.Дарвина и иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук. Это произошло на собрании Метафизического Общества в 1876 году. В то время термин «агностик» употреблялся в негативном контексте и обозначал человека, по сути близкого к атеизму, который отказался от веры, связанной с Богом и церковью, и был убежден, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано.

Сегодня значение этого слова несколько изменилось. Выражаясь современным языком, агностик – это человек, в отношении религии сомневающийся. Разъяснения сущности Бога современными религиозными учениями, с его точки зрения, неубедительны. Он не отрицает существование некого божественного начала, но и не готов признать его как безусловную конкретную реальность, так как имеющихся доказательств для этого недостаточно. Для агностиков вопрос, что же именно представляет собой божественное начало, остается открытым, они полагают, что когда-нибудь мы все узнаем.

Стоит подчеркнуть принципиальное отличие между агностиком и атеистом. Атеист – это верующий человек. Не удивляйтесь, атеист верит в то, что Бога нет, в материальность окружающего нас мира. Согласно социологическим опросам во многих странах, доля атеистов составляет около 7-10%, а вот количество агностиков во всем мире увеличивается.

В Германии только 14% молодых людей считают себя верующими. В Великобритании влияние церкви в обществе неуклонно снижается. Агностицизм – то, что исповедуют агностики, – в качестве идеологии распространяется по всему миру. Самым громким примером распространения данной позиции может послужить реплика Вероники Мишель Бачелет – первой в истории Чили (стране, где позиции католической церкви очень сильны) женщины-президента. Она призналась, что не только социалистка, но и агностик.

По различным опросам, в пятерку крупнейших религий мира входят: христианство, ислам, индуизм, конфуцианство и буддизм. Сегодня в мире насчитывается около 2,1 млрд. христиан (в том числе 1,15 млрд. католиков). Далее следует ислам (1,3 млрд.), индуизм (900 млн.), конфуцианство и даосизм (394 млн.), буддизм (376 млн.). При этом на 5,5 миллиардов жителей Земли, исповедующих какую-либо религию, приходится 1,1 миллиарда нерелигиозных людей. Причем атеистов среди них втрое меньше, чем агностиков – тех, кто верит, что вопрос о форме существования бога открыт. И число агностиков с каждым годом растет.

Основными причинами данного положения дел специалисты считают недоверие к церкви как к организации, развитие политкорректности, уровень образования и благосостояния, глобализацию мира, появление у каждого человека возможности ознакомиться со всеми религиозными теориями. Социологи пришли к выводу, что общества, где условия жизни хуже, более религиозны. Там же, где материальные блага цивилизации имеются в достатке, надежда на Бога меньше.

На страницах научно-популярных изданий, посвященных отношению людей к религии, приходится сталкиваться с целым рядом специфических терминов. В частности, авторы публикаций нередко делят людей на две различные категории - атеистов и агностиков. В чем разница между ними? Если с первыми вопрос более-менее ясен, поскольку в советский период к ним себя причисляло большинство наших соотечественников, то в отношении вторых не все так просто. Попытаемся разобраться.

Краткий экскурс в лингвистику

Начиная разговор о том, чем отличается атеист от агностика, уточним значение каждого из этих терминов. Обратимся к их этимологии, то есть происхождению самих слов. Оба существительных - «атеист» и «агностик» - имеют в своем начале приставку «а», выражающую отрицание. Разница в том, что в первом случае она относится к существительному «теос» - бог, а во втором к «гнозис» - познание. Таким образом, нетрудно догадаться, что разница между атеистами и агностиками заключается в том, что первые отрицают бога, а вторые - некое познание, о котором пойдет речь ниже.

Не признаю, потому что не верю!

Прежде всего, следует опровергнуть расхожее и крайне ошибочное мнение, что атеист - это неверующий человек. Отнюдь. Он как раз верующий, но верит не в существование бога, а в его отсутствие. Им движет именно слепая вера, поскольку никакими чувственными ощущениями или логическими построениями доказать свою точку зрения он не может. История знает целый ряд мыслителей, которые пытались построить доказательную базу на основе логических заключений, но едва ли результаты их трудов можно назвать убедительными.

Встав на путь голословного отрицания не только бога, но и вообще всего сверхъестественного, атеисты тем самым проповедуют самодостаточность материального мира, а вместе с тем и чисто человеческое происхождение всех без исключения религий. Этим они противопоставляют себя теистам - сторонникам божественного происхождения всего сущего. Как правило, представители этой категории людей придерживаются светских философских направлений, таких как гуманизм, материализм, натурализм и т. д.

Возможно, но недоказуемо

В свою очередь агностики не торопятся делать столь безапелляционные заявления, хотя также не являются поклонниками сверхъестественного. В чем разница? Атеисты и агностики по-разному мотивируют свою позицию. Если первые со всей категоричностью утверждают, что бога нет, то вторые на этот ключевой вопрос вообще отказываются давать ответ. Их глубокое убеждение состоит в том, что окружающий нас мир в принципе непознаваем, а следовательно, получить единственно верный ответ относительно бытия божьего невозможно. Именно в этом принципиальное отличие агностиков и атеистов.

Знаменитые агностики прошлого

Известно, что термин «агностицизм», выражающий столь скептическое отношение к познанию внешнего мира, впервые был введен в употребление английским ученым Томасом Гексли в 1869 году, но само учение появилось гораздо раньше, еще во времена античной древности. В XVIII веке его яркими выразителями стали шотландец Дэвид Юм (1711-1776 гг., портрет приведен выше) и немец Иммануил Кант (1724-1804 гг., портрет приведен ниже).

Последний, в частности, утверждал, что поскольку об окружающем нас мире мы можем судить лишь на основании тех ощущений, которые он в нас порождает, то ни о какой объективности восприятия не может быть и речи. Логика его рассуждений сводилась к тому, что в нашем сознании картина мира - это не что иное, как продукт работы мозга, созданный на основе той информации, которую он получил от органов чувств.

Однако никто не гарантирует, что она верна, поскольку зрение, слух обоняние и пр. нередко подводят нас. Кроме того, человеческий мозг, к сожалению, является далеко не совершенным инструментом, и также может внести искажение в картину окружающей нас действительности. Проще говоря, Кант, а вместе с ним все разделявшие его точку зрения философы, отвергали реальную возможность иметь объективное суждение в вопросах, касающихся мироустройства. В этом заложено главное отличие взглядов агностиков от позиции атеистов, которые являлись их оппонентами и, яростно отрицая бытие божье, не допускали даже тени сомнения в своей правоте.

Противоречия, принявшие форму конфликтов

Как те, так и другие всегда вступали и продолжают вступать в конфликт с верующими, число которых, по данным социологических опросов, неизменно увеличивается. Для людей, признающих бога творцом мира, в равной степени являются идеологическими противниками и агностики, и атеисты. В чем разница реакций представителей этих двух весьма многочисленных категорий лиц на критику занимаемых ими позиций, переходящую порой в яростные нападки? Об этом поговорим особо.

Что же касается атеистов, то они в спорах с верующими никогда не утруждались доказательством своей правоты, поскольку никаких убедительных аргументов представить не могли и всегда замыкались в своем упрямстве. Дискуссия о существовании бога между атеистами и верующими, как правило, сводилась к тому, что одна из сторон упорно, но совершенно бездоказательно твердила: «Есть!», в то время как другая повторяла свое, также ни на чем не основанное: «Нет!» В результате они всегда становились непримиримыми врагами.

Форма, которую принимало их противостояние, зависела от целого ряда внешних обстоятельств. Так, в отдельные исторические периоды служители церкви с легким сердцем отправляли на костры всех, кто высказывал сомнение в истинности религиозных догм. На других же этапах развития общества воинствующие атеисты расстреливали и отправляли за решетку как самих божьих пастырей, так и их прихожан.

Удобная мировоззренческая позиция

В связи с этим можно привести еще одно отличие атеистов от агностиков. Оно состоит в том, что последние никогда не вступали в открытый конфликт со служителями церкви. Причем объяснялось это не отсутствием принципиальности, а исключительно удобством занимаемой ими позиции. Приверженцы агностицизма в споре с церковниками всегда имели возможность «сгладить острые углы», заявив: «Мы вполне допускаем, что вы правы, хотя и не видим тому доказательств».

То же самое они отвечали и атеистам. В результате удавалось сохранить вполне мирные отношения как с теми, так и с другими. Позиция, безусловно, удобная. Она всегда давала возможность, формально не поступившись принципами, избежать конфронтации и не нажить врагов. Именно поэтому столь мирно на протяжении веков уживаются атеисты и агностики. Различие между ними чисто условное. Одни говорят: «Мы отрицаем бога», другие твердят: «Мы не можем поверить в его бытие», что, по сути, одно и то же.

Интеллектуальный выбор агностиков

В связи с этим возникает вопрос: что в таком случае мешает атеистам избежать лишних нападок, ведь для этого достаточно не позиционировать себя в качестве врагов церкви, а лишь уклониться от приятия ее учения, сославшись на его недоказуемость? Очевидно, причин может быть две. Первая, носящая название «интеллектуального выбора», заключается в том, что многие из атеистов считают теорию агностиков ложной, поскольку, как они утверждают, в самой ее основе лежит ошибка.

Атеисты указывают на то, что, с позиции онтологии, то есть учения о бытие как таковом, сама постановка вопроса является некорректной. Доказывая отсутствие чего-либо, можно приводить аргументы, относящиеся лишь к какому-то частному случаю, но при этом не опровергающие существование этого объекта как такового. Простой пример: для того чтобы убедиться в том, что в шляпе у фокусника не прячется кролик, достаточно в нее заглянуть. Но даже если его там и не окажется, это отнюдь не будет означать, что кроликов вообще не существуют на свете. Таким образом, попытки доказательства отсутствия бытия божия для атеистов неприемлемы, поскольку, по их мнению, являются абсурдными.

Нравственные предпосылки выбора

Но кроме того, непримиримая позиция атеистов часто определяется и их нравственным выбором. Как показывает жизнь, наиболее рьяными из них являются люди, некогда тесно соприкасавшиеся с религией, но по тем или иным причинам не только порвавшие с ней, но и ставшие ее противниками. Таких причин может быть много, и их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Важно лишь, что эти люди, в отличие от последователей Канта и Юма, намеренно отказываются дать своим оппонентам возможность даже порассуждать о доказательстве бытия бога. Именно в этом, по сути, и заключено главное противоречие между агностиками и атеистами. В чем разница их мировоззрений, становится понятным из того, что представители одного из этих учений придерживаются материалистических взглядов, тогда как их оппоненты являются убежденными сторонниками божественного сотворения мира.

Тайны мозга. Почему мы во все верим Шермер Майкл

Теист, атеист, агностик и бремя доказательства

Однажды я видел на бампере наклейку с надписью: «Воинствующий агностик: да, я не знаю наверняка, но и вы не знаете». Такова моя позиция по вопросу существования Бога: да, я не знаю, но и вы не знаете. Но что значит быть агностиком? Не тот ли это человек, который воздерживается от суждений до тех пор, пока не будет собрано больше доказательств? Ранее в этой книге я объявил, что не верю в Бога, но значит ли это, что я атеист? Все зависит от того, какое определение дано обоим терминам, а для этого нам следует обратиться к Оксфордскому словарю английского языка, нашему самому достоверному источнику сведений по истории словоупотребления: теизм – это «вера в божество или божества» и «вера в единого Бога как творца и верховного правителя вселенной». Атеизм – «неверие в существование Бога или его отрицание». Агностицизм – «непознаваемое, незнаемое, непознанное».

Термин «агностицизм» ввел в обращение в 1869 году Томас Генри Гексли – друг Дарвина и самый воодушевленный популяризатор эволюции, – для того чтобы описать собственные убеждения: «Когда я достиг интеллектуальной зрелости и стал спрашивать себя, атеист ли я, теист ли или пантеист… оказалось, что чем больше я узнавал и размышлял, тем меньше готов дать ответ. Они [верующие] абсолютно уверены, что они достигли определенного «гнозиса» – более-менее успешно разрешили задачу существования, в то время как я совершенно уверен, что в моем случае это не так, и в значительной степени убежден, что эта задача неразрешима». Так и я убежден, что вопрос о Боге не имеет ответа.

Вопрос о Боге не имеет ответа.

Разумеется, никто не является агностиком в том, что касается поведения. Действуя в этом мире, мы поступаем так, как будто Бог есть, или как будто Бога нет, следовательно, по умолчанию мы должны делать выбор, если не рассудком, то по крайней мере своим поведением. В этом отношении я допускаю, что Бога нет, и живу соответственно, в итоге являюсь атеистом. Другими словами, агностицизм – интеллектуальная позиция, утверждение о существовании или несуществовании божества и нашей способности знать это наверняка, в то время как атеизм – поведенческая позиция, утверждение о том, какие допущения мы делаем касательно мира, в котором совершаем поступки.

Несмотря на то, что буквально все клеймят меня как атеиста, я предпочитаю называть себя скептиком. Почему? Слова имеют значение, ярлыки несут смысловую нагрузку. Употребляя слово «атеист », люди подразумевают строгий атеизм , утверждающий, что Бога не существует, а эта позиция ненадежна (нельзя доказать отрицание). Нестрогий атеизм просто воздерживается от веры в Бога за недостатком доказательств, и мы демонстрируем такую разновидность атеизма по отношению почти ко всем богам, в которых верило человечество на протяжении своей истории. Вдобавок люди склонны приравнивать атеизм к определенной политической, экономической и социальной идеологии, например, к коммунизму, социализму, крайнему либерализму, нравственному релятивизму и тому подобным. Поскольку я консервативный в налоговых вопросах борец за гражданские права и уж, конечно, никакой не нравственный релятивист, эти ассоциации неуместны. Да, можно попробовать дать атеизму определение в более позитивном ключе, чем я занимаюсь регулярно, но поскольку я издаю журнал Skeptic и веду в журнале Scientific American ежемесячную рубрику «Скептик», то предпочитаю именно этот ярлык. Скептик попросту не верит притязаниям на знания, если представленные доказательства недостаточны для того, чтобы отвергнуть нулевую гипотезу (что некое притязание на знание является неверным, пока не доказано обратное). Я не знаю, что Бога нет, но и не верю в Бога, вдобавок у меня есть немало оснований считать концепцию Бога социально и психологически сконструированной.

Проблема, с которой мы сталкиваемся, когда речь идет о Боге, заключается в том, что определенность невозможна при возникновении таких важных вопросов, как «Что было до того, как появилось время?» или «Если Большой взрыв ознаменовал начало всего времени, пространства и материи, что спровоцировало этот первый акт сотворения?» То, что наука представлена нам в виде проблем с вопросительным знаком в конце, не беспокоит ученых, поскольку теологи находятся в том же эпистемологическом тупике. Надо просто подтолкнуть их, побудить сделать еще один шаг. Мои споры и диалоги с теологами, теистами и верующими обычно развиваются следующим образом – по вопросу о том, что спровоцировало Большой взрыв, или первый акт сотворения:

Это сделал Бог .

А кто сотворил Бога?

Бог несотворим .

Тогда почему вселенная не может быть «несотворимой»?

Вселенная – объект или событие, в то время как Бог – действующая сила (агент) или сущность, а объекты и события могут быть сотворены чем-либо, в то время как действующие силы или сущности – нет .

Если Бог – часть вселенной, разве он не объект?

Бог – не объект. Бог – действующая сила или сущность .

Но разве действующие силы и сущности не должны также быть сотворенными? Мы – действующая сила и сущность, а именно, человеческие существа. Мы согласны с тем, что человеческим существам необходимо объяснение нашего происхождения. Так почему же эти логические рассуждения не применимы к Богу как к действующей силе и сущности?

Бог находится вне времени, пространства и материи, следовательно, не нуждается в объяснениях .

Если так, значит, никто из нас просто не может знать, есть Бог или нет, так как по определению, будучи существами, имеющими предел и действующими исключительно в рамках этого мира, мы в состоянии познать только другие естественные и конечные существа и объекты. Невозможно, чтобы естественное конечное существо знало сверхъестественную бесконечную сущность.

В этот момент спора мои противники-теологи обычно обращаются к вспомогательным доводам существования Бога, таким, как личные откровения. По определению личные, следовательно, не способные служить доказательством для тех, кто не причастен к опыту этих откровений. Или же теисты ссылаются на факты и чудеса, относящиеся к их конкретной вере, например, мусульмане – на стремительный рост ислама, иудеи – на то, что их древнейшая религия пережила тысячелетия попыток искоренить ее, христиане – на то, что апостолы не погибли бы, защищая свою веру, если бы такие чудеса, как воскрешение, не были бы возможны. Во всех трех случаях подразумевается, что миллионы верующих не могут ошибаться.

Ладно, парирую я, миллионы мормонов верят, что их священный текст продиктован на древнем языке, записан на золотых листах ангелом Моронием, затем зарыт и в дальнейшем выкопан вблизи Пальмиры, Нью-Йорк, Джозефом Смитом, который перевел найденный текст на английский, погружая лицо в шляпу, наполненную магическими камнями. Миллионы приверженцев саентологии верят, что множество веков назад властелин галактики по имени Ксену привел на Землю инопланетные существа из другой солнечной системы, поместил их в некоторые вулканы планеты, а затем обратил в пыль с помощью водородных бомб и рассеял по ветру их «тэтан» (души), которые в настоящее время внедряются в тела людей и вызывают злоупотребление наркотиками и алкоголем, зависимости, депрессию, другие психологические и социальные болезни, исцелить которые способна только саентология. Достоверность утверждений явно не зависит от количества людей, которые в них верят.

Бремя доказательства существования Бога лежит на верующих, неверующие не обязаны опровергать его существование, однако до нынешнего дня теистам так и не удалось доказать существование Бога, по крайней мере, согласно принятым в мире науки и разума высоким критериям доказательности. И мы вновь возвращаемся к природе веры и истокам веры в Бога. Я последовательно изложил свое мнение о том, что вера в сверхъестественную силу, действующую намеренно, запрограммирована в нашем мозге и что такой агент, или действующая сила, как Бог, был создан людьми, а не наоборот.

Самые популярные доказательства существования Бога сводятся к тому, что миллионы верующих не могут ошибаться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новые психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Бремя успеха Сотни психологических руководств написаны о том, как преодолевать жизненные невзгоды, как правильно реагировать на поражения и неудачи. Однако оказывается, что удача и успех тоже могут оказаться непосильным бременем – некоторые люди не умеют

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Фрейд – атеист или «верующий поневоле»? Несмотря на отрицательную позицию Фрейда по отношению к религии, Эрих Фромм в книге «Дзен-буддизм и психоанализ» пытается показать, что, вопреки широко распространенному мнению, Фрейд отвергал именно «авторитарную» религию, а не

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Ищите доказательства Имеются ли какие-то свидетельства того, что я беспокоюсь по поводу реальных, а не выдуманных вещей?Могу ли я проверить это через друзей, которым доверяю? Например: у меня складывается впечатление, что моя подруга расстроена и сердится на меня,

Из книги Концепция коллективного бессознательного автора Юнг Карл Густав

3. Метод доказательства Теперь мы вернемся к вопросу о том, как можно доказать существование архетипов. Поскольку архетипы имеют тенденцию создавать определенные психические формы, мы должны рассмотреть, каким образом и где можно получить данные демонстрирующие эти

Из книги Искусство спора автора

Глава 4. Спор из-за доказательства Отличие спора за мысль и за доказательство. Начало спора из-за доказательства. Антитезис в этом виде спора. Сочетание одних видов спора. Кто выбирает форму споров? 1. Однако, далеко не всякий спор есть спор из-за мысли, точнее из-за

Из книги Искусство спора автора Поварнин Сергей Иннокентьевич

Глава 22. «Мнимые доказательства» Тождесловие. «Довод слабее тезиса». Обращенное доказательство. Круг в доказательстве. 87:1. К софизмам произвольного довода относятся часто те мнимые доказательства, в которых или а) в виде довода приводится для доказательства тезиса тот

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Бремя ожиданий Матери связывают с дочерями особые ожидания. Либо "будь, как я", либо "будь совсем иной". И то, и другое для дочери тягостно, бременем ложится на ее хрупкие плечи.Чем опасна позиция "будь, как я"? В этом случае мать не говорит дочери о многообразных возможностях

Из книги Как выйти замуж. Как победить соперницу автора Кент Маргарет

ГЛАВА 2 Доказательства его неверности Если вы всерьез намерены узнать, изменяет ли вам муж и с кем, следует пристально за ним наблюдать. Его поведение не всегда означает то, что вы думаете. Используйте средства, которые у вас под рукой - от собственных ощущений до его

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

автора Богоссян Питер

Из книги Евангелие от атеиста автора Богоссян Питер

Из книги Евангелие от атеиста автора Богоссян Питер

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

Доказательства союза Любой потенциальный партнер должен доказать, что он на вашей стороне и прикрывает вашу спину, даже в мелочах. Вам захочется доказательств того, что этот человек не руководствуется собственными эгоистическими интересами и не состоит в коалициях,

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Доказательства В чем бы женщины не пытались соревноваться с мужчинами, они обычно проигрывают это соревнование. Но есть одна стезя, где они вне конкуренции. Во всяком случае, они так думают.ЛЮБАЯ ЖЕНЩИНА УВЕРЕНА, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ МАТЕРЬЮ. И эта уверенность позволяет ей

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Тайны мозга. Почему мы во все верим автора Шермер Майкл

Наука и бремя доказательства Нулевая гипотеза также означает, что бремя доказательства лежит на человеке, сделавшем положительное утверждение, а не на скептиках, стремящихся опровергнуть его. Однажды я участвовал в шоу Ларри Кинга, в котором обсуждали НЛО (его давняя