Мировые аналитические агентства. Рейтинговые агентства

Павел Самиев "Атлас страхования"

В новых правилах размещения страховых резервов, недавно обнародованных ФССН, при расчете лимита вложений в банковские инструменты используются кредитные рейтинги банков. С 1 июля 2006 года страховщики смогут покрывать резервы вложениями в банковские депозиты на 40% от суммарной величины страховых резервов, если соответствующие банки имеют высокие рейтинги Stadnard&Poors, Moody"s, Fitch или российских рейтинговых агентств. В противном случае вложения в депозиты ограничиваются 20%. В правилах размещения собственных средств, которые также в скором времени должны быть утверждены, к вложениям в банки предъявляются аналогичные требования. Главный вопрос, возникший как у страховщиков, так и банков: рейтинги каких российских рейтинговых агентств будут признаваться ФССН, и как сопоставить шкалы российских и международных агентств

Прежде чем ответить на эти вопросы обратимся к истории рейтингования в мире и России и попытаемся понять, верно ли утверждение, что нам чужда рейтинговая культура, насколько "международные" агентства являются действительно международными и, наконец, как используют рейтинги при регулировании.

Немного истории

Последние 20 лет ознаменовались бурным развитием рейтинговой деятельности практически во всех странах. Если в конце 80-х гг. в мире существовало не более тридцати рейтинговых агентств, а рейтинговая деятельность была развита фактически только в США, то сейчас в мире уже более 100 рейтинговых агентств. С момента появления первых рейтинговых агентств в США в начале века рейтинговая культура оставалась исключительно американской особенностью. В этой стране привычным делом для эмитентов стало получение рейтингов. В европейских странах и Японии рейтинг долгое время оставался экзотикой и присваивался в основном крупнейшим компаниям, ведущим международные операции. Однако с конца 80-х гг. началось стремительное развитие рейтинговой деятельности в мире, в последние несколько лет превратившееся в настоящий бум. Согласно данным исследования рейтингового агентства Fitch сейчас около 80% мировых трансграничных потоков заёмных капиталов контролируются рейтингами. И это не предел.

"Бум рейтингования" - следствие глобализации финансовых рынков, формирования крупного единого экономического и валютного пространства, развития информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, все активнее рейтинги используются в целях регулирования рынка капитала. Многие рейтинговые агентства в мире, и "Эксперт-РА" в том числе, являются уполномоченными агентами регулирующих органов. Наконец, важнейший регулятивный документ банковского рынка - Базель-2 - также широко использует рейтинги для расчета достаточности капитала с учетом рисков конкретных заемщиков. Появилась потребность в стандартизации многообразных долговых финансовых инструментов, создании адекватной системы оценки рисков при управлении инвестиционным портфелем, и именно эту потребность призваны удовлетворить кредитные рейтинги. Ведь рейтинги - это один из наиболее удобных и эффективных способов решения проблемы асимметрии информации.

По понятным причинам Россия включилась в этот процесс несколько позднее других стран. Однако уже сейчас рейтинг в нашей стране начинает приобретать классические черты - как в присвоении, так и использовании. Не секрет, что до недавнего времени основной функцией рейтинга в России был исключительно PR. Рейтинги практически не использовались при принятии инвестиционных решений, для анализа контрагента при заключении сделок, для оценки кредитных рисков при финансировании. Кроме того, далеко не каждый финансист (что уж там говорить о неискушенных в экономических вопросах гражданах) отличал рейтинг (оценку надежности и вероятности исполнения обязательств) от рэнкинга (ранжирования по количественному признаку).

Глазами американского инвестора

Рейтинговый рынок в России, конечно, и сейчас развит довольно слабо. И как это часто бывает, широко распространено мнение, что на нем смогут работать только крупные глобальные агентства (S&P, Moody"s, Fitch). Это утверждение, мягко говоря, спорно. Так называемые "международные" рейтинговые агентства по сути представляют взгляд на заемщиков и эмитентов со стороны североамериканских институциональных инвесторов. Они недостаточно учитывают национальную специфику в развивающихся странах. В этом отношении азиатский валютный кризис стал важнейшим уроком для мировой рейтинговой практики поскольку он продемонстрировал, что крупнейшие рейтинговые агентства, история которых насчитывает почти по сто лет, оказались реально не готовы к рейтинговой деятельности на развивающихся рынках. Одним из основных аналитических источников для присвоения рейтинга являются статистические базы данных агентств по соотношению "уровень рейтинга - вероятность дефолта". Однако эти базы данных составлялись на развитых рынках, прежде всего, США, и азиатский кризис фактически подтвердил, что эти закономерности не действуют на развивающихся и переходных рынках. Хаотические изменения рейтингов глобальных рейтинговых агентств во время кризиса привели лишь к его углублению и более быстрому распространению на другие регионы.

Опасность неправильного использования рейтинга признана международными организациями. Разрабатываются новые стандарты регулирования деятельности рейтинговых агентств. Однако эти стандарты находятся всё ещё в стадии разработки и пока рейтинговая деятельность глобальных агентств всё ещё заключает в себе угрозу. Конечно, это отнюдь не говорит об их непрофессионализме или недостаточно внимательном анализе. Просто сказывается специфика подхода при присвоении рейтингов.

К тому же рейтинги глобальных агентств стали приобретать все более яркую политическую окраску. Они представляют собой мощный инструмент влияния на финансовую систему. Несколько лет назад один из журналистов New York Times написал, что после окончания холодной войны в мире известны две супердержавы: это США и Moodys. В то время как США может уничтожить практически любого врага военным путём, Moodys способно уничтожить государство финансовым путём, присвоив низкий рейтинг. Это, конечно, шутка, но в ней большая доля суровой правды.

Разумеется, ни одно российское рейтинговое агентство не может похвастаться столь долгой историей работы как, скажем, S&P или Moody"s, но для работы с партнерами на внутреннем рынке рейтинги национальных рейтинговых агентств представляются более адекватными и удобными. Пользователи рейтингов национальных агентств - это, прежде всего, отечественные инвесторы, для которых необходим учет национальной практики делового оборота, в то время как пользователи рейтингов западных агентств -американские инвесторы, более привыкшие оценивать предприятия во всем мире по собственным стандартам. Для американского инвестора, безусловно, любой сектор экономики России, если это, скажем, не цветная металлургия или "нефтянка", представляется крайне высокорисковым и не подходящим для инвестирования.

Помимо всего прочего национальные агентства имеют существенное преимущество по цене рейтинга: у них она составляет обычно от 3 до 30 тыс. долл. США, в то время как у глобальных агентств - от 50 до 100 тыс. долл. США. Национальные рейтинговые агентства уделяют особое внимание сопровождению рейтинга после присвоения, что менее распространено в практике глобальных агентств. Национальные агентства помимо рейтингов предлагают широкий спектр информационно-аналитических услуг, то есть следуют цели создания эффективной инфраструктуры тех финансовых рынков, на которых они работают, а не цели продажи отдельного продукта; глобальные агентства не могут позволить себе этого в такой степени, уделяя больше внимания международным рынкам. Национальные агентства глубже понимают специфику конкретных рынков, что обуславливает большую эффективность их оценок на этих рынках. Но еще более важно то, что национальные агентства принципиально заинтересованы в развитии национального рынка долговых обязательств для расширения собственного бизнеса, и это является значительной гарантией качества и объективности их оценок.

Первые шаги

Первые российские рейтинговые агентства в России начали появляться сразу после того, как в результате приватизации начала формироваться финансовый рынок. Их развитие продолжалось достаточно успешно до кризиса 1998 г. вслед за активизацией финансового рынка, довольно крупных объемов торгов на фондовых рынках. Значение рейтинговой деятельности было признано на государственном уровне: президент РФ даже издал специальный указ о необходимости развития рейтинговой деятельности. Резкое снижение инвестиционной активности после кризиса 1998 г. привело к уменьшению спроса на информацию о российских компаниях и ценных бумагах. Многие из существовавших до кризиса известных рейтинговых агентств прекратили рейтинговую деятельность. Впрочем, рейтинги до кризиса были мало похожи на кредитные рейтинги в классическом смысле (за исключением немногочисленных кредитных рейтингов, присвоенных международными агентствами). В большинстве случаев это были оценки, более близкие к рэнкингам или дистанционным рейтингам (на основе публичной информации о компании), с небольшим набором оцениваемых показателей.

Рейтинговая культура в классическом смысле начала формироваться в России лишь после кризиса, с началом реального экономического роста и роста рынка ссудных капиталов. Лишь в этот период для российских компаний стали приобретать реальное значение такие понятия как "качество корпоративного управления", "информационная прозрачность", "репутация компании". Эмитенты долговых ценных бумаг и другие активные заемщики стали всерьез задумываться о формировании позитивной кредитной истории с целью улучшения условий финансирования в будущем (в том числе, с целью привлечения в будущем средств иностранных инвесторов). В 2001 г. произошло ряд знаковых событий на российском рынке рейтингования. Тогда рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило первые кредитные рейтинги страховым компаниям, образовалось совместное предприятие рейтингового агентства "Интерфакс" и глобального рейтингового агентства Moody"s, а Standard&Poor"s объявило о поглощении российского рейтингового агентства "EA-Ratings".

Российские рейтинговые агентства (впрочем, как и международные) можно разделить на два основных типа: это универсальные и специализированные агентства. Универсальные рейтинговые агентства выставляют рейтинги различным компаниям как финансового сектора, так и других отраслей, и помимо этого выпускают ряд других продуктов информационно-аналитического содержания. К числу таких агентств относятся Эксперт РА, Moody"s- Интерфакс, российские подразделения международных агентств. Специализированные агентства анализируют определенный сегмент (скажем, банковский рынок) и выставляют рейтинги участникам данного рынка (примеры - НАУФОР, "РусРейтинг", AK&M). Специфика рейтингов агентства "РусРейтинг" в том, что они основаны на анализе публичной информации, и поэтому их трудно отнести к классическим кредитным рейтингам. С другой стороны, в мировой практике не редки случаи именно такого подхода к оценке финансовой устойчивости.

При использовании рейтингов в целях регулирования в России необходимо решить две первоочередные задачи: увеличение количества присвоенных рейтингов (на каждом рынке компании, имеющие рейтинги должны доминировать) и отбор эффективных и добросовестных агентств. Здесь мы, наконец, приблизились к вопросу о том, какие российские рейтинговые агентства будут признаны ФССН. По всей видимости, Министерство финансов проведет аккредитацию агентств после жесткого отбора. Главный принцип такого отбора должен состоять в оценке достаточности ресурсов для проведения агентством полноценного рейтингового анализа, независимость и репутация в профессиональном сообществе. "Эксперт РА" активно участвует в этом процессе, в том числе разрабатывая правила и нормы рейтинговой деятельности, сотрудничая с ФССН. Предложенное в данное статье сопоставление моделей рейтинговой шкалы отражает личное мнение автора, основанное на анализе методологии определения рейтинговых классов различных рейтинговых агентств. В таблице приведено сопоставление по национальной шкале для каждого агентства (суверенный рейтинг не учитывается).

Приложение 1. Сопоставление рейтинговой шкалы различных агентств
Трактовка рейтинга A. M. Best FITCH Moody`s Standard & Poor`s Weiss "Эксперт РА"
Наивысшая надежность A++ AAA Aaa AAA A+ A++
Высокая надежность A+, A AA+, AA, AA- Aa1, Aa2, Aa3 AA+, AA, AA- A, A- A+
Достаточная A-, В++ A+, A, A- A1, A2, A3 A+, A, A- B+, A
надежность
Приемлемая надежность В+, В BBB+, BBB, BBB- Baa1, Baa2, Baa3 BBB+, BBB, BBB- B, B- B++, B+
Удовлетворительная надежность В-, C++, BB+, BB, BB- Ba1, Ba2, Ba3 BB+, BB, BB- C+, C, C- В, C++
Низкая надежность C+, C, B+, B, B- B1, B2, B3 B+, B, B- D+, D, D- С+
Очень низкая надежность C-, D CCC+, CCC, CCC- Caa, Ca CCC+, CCC, CCC- E+, E, E- С
Неудовлетворительная надежность/ Банкротство E, F, D C CC, C, D F D

Приложение 2.

1. Объективность и достоверность. Методология присвоения рейтинга должна быть системной и верифицируемой на базе исторических данных. Рейтинги должны периодически пересматриваться и отвечать изменениям в финансовом состоянии заемщика. Методология оценки должна применяться не менее трех лет.

2. Независимость. Процедура присваивания рейтинговых оценок должна быть свободна от любого внешнего политического влияния или ограничений, экономического давления со стороны оцениваемых заведений.

3. Открытость и Международный доступ. Для целей проверки индивидуальные оценки должны быть публично доступны. Агентства не обязаны оценивать фирмы более чем в одной стране, но их результаты должны быть доступны иностранным заинтересованным лицам на тех же условиях, что и для резидентов.

4. Ресурсы. Рейтинговое агентство должно иметь достаточные кадровые ресурсы для осуществления полноценного анализа а также для того, чтобы позволить значимый постоянный контакт с высшим о операционным менеджментом оцениваемого учреждения.

ЦБ выдал аккредитацию «Национальным кредитным рейтингам» (НКР) и Национальному рейтинговому агентству (НРА). Это позволяет им присваивать рейтинги по национальной шкале. До этого в реестре ЦБ было два рейтинговых агентства – Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и «Эксперт РА».

Регулятор занялся рейтинговой отраслью в 2014 г., после того как большая тройка глобальных агентств – Standard & Poor’s, Fitch и Moody’s – понизила рейтинг России. С 2017 г. присваивать рейтинги по национальной шкале для использования внутри страны могут работающие в России агентства – самостоятельные юрлица, подчиняющиеся российскому законодательству и включенные в реестр ЦБ. Большая тройка не стала создавать «дочек» и присваивает рейтинги исключительно по международной шкале.

Три года до рейтинга

НКР получило аккредитацию спустя всего семь месяцев после того, как в январе медиахолдинг РБК сообщил о его создании. В среднесрочной перспективе оно планирует занять существенную долю этого растущего рынка, рассказал гендиректор НКР Кирилл Лукашук, до этого руководивший группой рейтингов финансовых институтов АКРА. НКР рассчитывает, что его рейтинги будут применяться и в регулятивных целях. В ближайшие дни агентство утвердит методологии по банкам и корпорациям, начав работать с ключевыми сегментами, отметил Лукашук, пообещав до конца года присвоить первые рейтинги.

У НРА на аккредитацию ушло три года: первую заявку в ЦБ агентство подало в июле 2016 г., но получило отказ, в частности, из-за того, что методологии не во всем соответствовали требованиям закона. Второй раз НРА подало заявку в июле 2018 г., но и она не понравилась ЦБ. В начале 2019 г. ЦБ вернул заявку для актуализации данных, рассказывал президент НРА Виктор Четвериков. В марте НРА подало в ЦБ обновленный пакет документов.

НРА уже присваивало рейтинги, но некредитные, напоминает Четвериков: агентство оценивало качество и надежность услуг, качество корпоративного управления и проч. НРА уже заявило методологии на присвоение рейтингов компаниям, страховщикам, а также выпускам облигаций, рассказывает Четвериков. В течение трех лет агентство планирует присваивать каждый четвертый кредитный рейтинг, указал он. Для спроса со стороны клиентов одного включения в реестр ЦБ мало, подчеркивает Четвериков: нужно, чтобы рейтинги агентства попали в регуляторные требования.

Вопрос включения кредитных рейтингов новых агентств в периметр регулирования некредитных финансовых организаций ЦБ может рассмотреть не ранее чем через год, в банковском регулировании – не ранее трех лет с начала рейтинговой деятельности, сказал представитель ЦБ.

Куда дальше

Выручка «Эксперт РА» от рейтинговой деятельности выросла в 2018 г. в 1,6 раза до 574 млн руб., АКРА – вдвое до 470 млн руб. Однако сейчас рынок стагнирует: количество эмитентов с рейтингами не растет, говорит гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев, бывший гендиректор «Эксперт РА» и управляющий директор НРА. Чтобы рейтинговый рынок расширялся, нужно задействовать новых клиентов – к примеру, заемщиков банков: ЦБ и Минфин с начала года спорят о том, как оценивать их риски. Правда, ЦБ, по словам его председателя Эльвиры Набиуллиной, склоняется к безрейтинговому подходу, при котором заемщик должен отвечать определенным критериям регулятора. Если все же будет одобрен подход Минфина, это может создать новый всплеск спроса на рейтинговом рынке, говорит Самиев. Но на его внедрение уйдет минимум год, до тех пор новые агентства будут расти в основном за счет клиентов у двух «старых» агентств.

Еще одной точкой роста могли бы стать ипотечные ценные бумаги. Дом.РФ развивает рынок однотраншевых ипотечных облигаций, предоставляя по ним гарантии, поэтому им не нужен рейтинг. Выпуск ипотечных ценных бумаг следует сделать многотраншевым, а чтобы инвесторы могли принять решение о покупке таких бумаг, нужно оценить их риски и рассчитать размер траншей, а это может сделать рейтинговое агентство, считает АКРА. Пока что однотраншевая модель удовлетворяет потребности рынка ипотеки, но, без сомнения, развитие многотраншевых бумаг создаст еще один способ заработка для агентств, полагает Самиев.

Рейтинговые агентства (РА) – организации, специализирующиеся на оценке кредитоспособности эмитентов и инвестиционном качестве эмитируемых ценных бумаг. По результатам своих исследований агентства присваивают кредитные рейтинги.

Для того чтобы правильно использовать рейтинги, необходимо понимать, что агентства оценивают при их выставлении прежде всего вероятность неуплаты долга. При этом рейтинги не отражают ряд других факторов, которые могут иметь значение для заемщика в будущем, такие как изменение экономической конъюнктуры или проблемы с текущей ликвидностью.

РА не предоставляют гарантий за результат своих исследований и не разглашают используемую методологию в полном объеме.

Присвоение рейтинга – коммерческая услуга. Ее заказчиками являются государства, компании, финансовые организации. Наличие рейтинга дает эмитентам возможность предлагать свои ценные бумаги более широкому кругу инвесторов, снижает процентные ставки, а также делает заемщика известным и влияет на его репутацию.

Благодаря рейтингам инвесторы могут получить независимое мнение о возможности вложения денежных средств, снизить риски, сравнить ценные бумаги по соотношению риск-доходность. При этом агентства отслеживают платежеспособность заемщиков не только в момент присвоения рейтинга, но и в течение всего периода сотрудничества, поэтому инвесторы имеют доступ к информации о надежности своих вложений фактически в реальном времени.

Тем не менее недостаток РА заключается в том, что их данные часто опаздывают. Их безусловной неудачей стало то, что они не смогли предупредить инвесторов вовремя о проблемах в таких компаниях, как AIG, Enron, Lehman Bros., Parmalat и др. Особой критике агентства подверглись в результате кризиса 2008 года, когда инвестиционные рейтинги присваивались компаниям, испытывавшим серьезные финансовые трудности и даже ставшим причиной кризиса на рынке американской недвижимости. Именно тогда впервые у ряда ведущих инвесторов появились сомнения в профессиональной компетентности РА.

Считается, что основными причинами сбоев в работе агентств были: медленная скорость реакции на события, допущения, используемые в методологии, между самими агентствами, а также конфликт интересов, когда присвоение рейтинга оплачивает государство или компания-заказчик, заинтересованные в положительной оценке.

Исторически сложилось, что международные зарегистрированы в США. Это связано с тем, что американские инвестиционные фонды считаются самыми крупными участниками рынка капиталов.

Что касается национальных РА, то считается, что они могут лучше учитывать местную специфику. Самые известные российские агентства – это », Moody"s Interfax Rating Agency, АК&M, .


Смотреть что такое "Рейтинговые агентства" в других словарях:

    РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА - (англ. rating agencies) – международные и национальные аналитические службы, составляющие интегральные индексы риска экономических субъектов по степени надежности в качестве заемщиков. Р.а. оценивают надежность разного рода долговых обязательств… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Международные рейтинговые агентства - (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… … Энциклопедия инвестора

    Кредитный рейтинг и мировые рейтинговые агентства - Международное рейтинговое агентство S P впервые в истории понизило кредитный рейтинг США с максимального ААА до АА+ ; это событие произошло после предотвращения в США возможного дефолта. Кредитный рейтинг представляет собой независимую и надежную … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (РА) – четыре агентства, созданные в России и получившие аккредитацию в Минфине России наравне с «большой тройкой» международных рейтинговых агентств: «Эксперт РА», Национальное Рейтинговое Агентство (НРА), АК&M, RusRating. Кроме того, в России… … Банковская энциклопедия

    Европейский долговой кризис - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 14:59 13 декабря 2012 (UTC). (… Википедия Википедия

    Купон - (Coupon) Понятия купона, виды облигаций, рынок облигаций Информация о понятии купона, виды облигаций, рынок облигаций Содержание Содержание Виды облигаций облигаций Общая характеристика и классификация облигаций Корпоративные облигации… … Энциклопедия инвестора

    Национальное рейтинговое агентство - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Что нужно знать инвестору о рейтинговых агентствах

Начну с определений рейтингового агентства (далее для краткости буду писать РА): что это и чем они занимаются. Это большие консалтинговые компании, которые проводят комплексную оценку кредитоспособности, финансовой устойчивости, а также качества управления публичных компаний и целых стран (суверенные рейтинги), регионов и крупных муниципалитетов. Отчеты об оценке не ограничиваются делами внутри компании или страны. Для комплексного анализа, необходимы прогнозы макроэкономических тенденций, конъюнктуры рынка, а также способности оцениваемого субъекта противостоять неблагоприятным внешним факторам.

Международные рейтинги

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

По результатам аудита объекту проверки присваивается рейтинг, условные обозначения самых популярных рейтинговых агентств изображены на картинке ниже. Принцип у всех рейтингов один: чем ближе к началу алфавита, тем лучше; чем меньше букв, тем хуже. Для привлекательности большое значение имеет не только сам рейтинг, но и прогноз по его изменению: позитивный, стабильный, негативный. Есть еще классическое правило, о котором стоит упомянуть: рейтинг компании не может быть выше суверенного рейтинга страны.

Опубликованными рейтингами руководствуются при принятии инвестиционных решений национальные и коммерческие , Международный валютный фонд, инвестиционные и , а также частные инвесторы. Это важно анализировать при размещении своих капиталов в ценные бумаги тех или иных эмитентов. Чем выше рейтинг, тем ниже риск для инвестора, стоимость заимствования для эмитента, и наоборот. Так, находящиеся в состоянии банкротства страны с рейтингом D — default (Греция в 2010, Аргентина в 1990 годы и др.) вынуждены были выпускать краткосрочные государственные облигации с доходностью 20-25% годовых. Такие бумаги игнорируются серьезными игроками, но для азартных спекулянтов здесь есть чем поживиться, на свой страх и риск. Выгода заключается в возможном выходе страны из рецессии, или в улучшении финансовых показателей отдельной компании. При высокой фиксированной , спекулянт получает сверхдоходы.

Но и риск заморозить свои инвестиции надолго, при таком качестве ценных бумаг, очень высок. Крайне важно иметь публичный рейтинг для компаний, работающих на розничном финансовом рынке (банки, управляющие компании, пенсионные фонды, страховщики). Для них наличие высокого рейтинга — зачастую условие выживания, крупные клиенты выбирают партнеров в том числе исходя из рейтинговых оценок.

К сожалению, этого нельзя сказать о финансовых брокерах, которые не рейтингуются и никак не позиционируют это преимущество для развития своих брендов. Я это связываю с тем, что финансовые брокеры в России не являются публичными компаниями и не привлекают капитал на рынке корпоративного заимствования. Для них важнее подтвердить свою репутацию демонстрацией лицензий. Исключение составляют брокеры, входящие в банковские группы и размещающие у себя на сайте информацию о рейтингах материнских структур. Пример – x, .



Открытие-брокер, напротив, не использует эту возможность: видимо, из-за того, что ФГ Открытие имеет более низкий рейтинг B+ от S&P. Чтобы получить аккредитацию и завоевать репутацию на международных рынках, РА необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • Независимость от государственных и корпоративных институтов;
  • Признаваемая бизнесом и международным сообществом методика оценки;
  • Наличие достаточных кадровых ресурсов для проведения полноценного анализа.

Теперь нам важно ответить на вопрос: зачем частные компании тратят большие деньги на РА и сознательно подвергают себя репутационному риску? Ведь аудит может привести к понижению рейтинга и удару по конкурентным позициям. Тем не менее большие публичные компании закладывают бюджеты на экспертизу РА, которая проводится «на автомате» ежегодно, независимо от того, благоприятный сейчас момент для оценки или нет. Ответ дам по пунктам, чтобы не упустить важных причин:

  • Возможность привлекать инвестиции дешевле и без проблем реструктурировать текущие обязательства;
  • Повышение стоимости и популярности корпоративных облигаций;
  • Положительное влияние при повышении рейтинга на рост курсовой ;
  • Престиж, доверие клиентов, имидж прозрачной и открытой компании.

РА не только делают разовую оценку, но и постоянно контактируют с правительством оцениваемых стран и менеджментом компаний-клиентов. Заказывая оценку, экономические власти и собственники бизнеса рассчитывают не только на присвоение того или иного рейтинга, но и на экспертную помощь РА в исправлении проблем, обнаруженных в ходе исследования.

Большая тройка

В мире насчитывается более сотни рейтинговых агентств, но доминирующее положение в этом бизнесе уже второе столетие занимает так называемая большая тройка: американские Standard & Poor’s (S&P, основано в 1860 году), Moody’s (1900) и англо-американское Fitch Ratings (1913). Я предпочитаю отбрасывать конспирологические версии «засилья» американских компаний на этом рынке и нахожу для этого более понятное мне объяснение: рейтинговый бизнес родом из Америки и имеет там большие традиции. Сегодня большая тройка присутствует более чем в ста странах мира и собирает львиную долю заказов на финансовую аналитику. И, хотя их совокупная доля постепенно падает, трем агентствам принадлежит около 95% мирового рынка и конкурируют они по большей части между собой.

В Москве есть офисы всех трех агентств, аккредитованных в Центральном банке. Они имеют юридический статус филиалов зарубежных компаний, но с 13 июля 2017 года обязаны перейти на формат дочерней компании с российской юрисдикцией. Русскоязычные сайты агентств большой тройки, где можно познакомиться с аналитикой и поискать интересующие вас рейтинги, здесь:

  • S&P — spratings.com/en_US/topic/-/render/topic-detail/spotlight-on-russia-and-cis;
  • Moody’s — moodys.com/pages/default_ee.aspx;
  • Fitch — fitchratings.com/site/russia.

Кроме многомиллиардных контрактов, большая тройка получает и многочисленные обвинения в политической ангажированности. Особенно это касается стран, чей кредитный рейтинг понижается до неприемлемого для инвесторов «мусорного» уровня. Так было с Грецией в 2009—2012 годах, с Россией в январе 2014. «Обиженные» клиенты аргументируют свои доводы тем, что РА – коммерческие компании, целью деятельности которых является прибыль. Сами РА и их адвокаты упирают на то, что независимый анализ можно доверять только частной компании, которая не подчиняется чиновникам и не участвует в геополитике.

Сомнения в достоверности анализа были подогреты и в самой Америке на волне кризиса 2007—2009 годов, когда эксперты большой тройки не дали своевременного прогноза ипотечного коллапса и банкротства ведущего банка Lehman Brothers. Они стали понижать рейтинги банков и корпораций уже постфактум, следуя за ситуацией, а не предупреждая её.

Более того, подвергались увольнениям сотрудники, открыто предупреждавшие о надвигающемся долговом кризисе. На РА большой тройки были наложены суровые штрафные санкции объемом в несколько миллиардов $, которые выплачиваются до сих пор. Получилась своего рода «проверка проверяющих», которая пошла на пользу всей индустрии. Классические методики были пересмотрены, требования к финансовым показателям клиентов ужесточены. Сегодня новая система, жестко регулирующая все финансовые институты, называется Базельской (по названию швейцарского города, в котором подписано международное соглашение).

В том числе усилена ответственность РА за присваиваемые ими рейтинги. Самым большим сдвигом можно считать новую тенденцию, когда за исследование платит не сам оцениваемый эмитент, а инвестор, который заинтересован в анализе этого эмитента.

Кризис способствовал выводу на сцену новых игроков, в том числе в Европе и Азии. Пожалуй, самым заметным примером является китайское национальное агентство Dagong. Китай, представляя вторую экономику мира и являясь вторым после США международным кредитором, заявил о своих правах на участие в рейтинговом процессе.

Однако китайцы, имея подконтрольную государству финансовую систему, пока в основном оценивают сами себя (благо, объемы позволяют), а на международном рынке продолжают пользоваться спросом все те же S&P, Moody’s и Fitch. Споры о степени объективности подобных решений не прекратятся никогда, но по-настоящему альтернативных компаний, имеющих такой же авторитет и квалификацию, на мировой финансовом рынке пока не появилось.

Импортозамещение на рынке рейтинговых услуг

Новые перспективы для отечественных агентств открылись в 2014 году, в рамках провозглашенной государством политики импортозамещения. Сыграли свою роль и санкции, когда из-за невозможности привлекать дешевую на Западе, у отечественных компаний снизился спрос на услуги международных РА.

Под новые тенденции стала активно писаться законодательная база. Основным нормативным актом сегодня является Закон о деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ № 222-ФЗ от 13.07.2015, согласно которому все российские игроки на этом рынке ставятся под пристальный контроль Центрального банка. Международные рейтинговые агентства лишаются права отзывать у российских экономических субъектов рейтинги, присвоенные по национальной шкале. Таким образом, национальный рейтинг объявлен приоритетным по отношению к международному. Сравнительная таблица шкал оценки приведена ниже.

  • S&P – BB+ прогноз позитивный;
  • Moody’s – Ba1 прогноз стабильный;
  • Fitch – BBB прогноз стабильный.

Оборотной стороной импортозамещения является сокращение присутствия международных агентств в России. Уже сейчас большинство функций передано специалистам в Нью-Йорке и Лондоне, московские офисы пустеют. Это необязательно значит, что большая тройка из России уйдет. В 2015 году то же самое говорилось о Visa и Mastercard, но они продолжили вести свой бизнес у нас. Сейчас большая тройка активно ведет процесс отзыва рейтингов по национальной шкале у более чем 150 российских эмитентов и у самой РФ. В прессе много сообщений об этом, но частным инвесторам я рекомендую отнестись к этому сдержанно: процедуры связаны с выполнением норм нового закона. Все ранее присвоенные международные рейтинги останутся в силе.

Из отечественных РА в настоящее время имеют аккредитацию ЦБ только два: АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» raexpert.ru и АО «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА)» acra-ratings.ru. В стадии ожидания и исправления замечаний ЦБ находятся «Рус-Рейтинг» и Национальное рейтинговое агентство» (НРА). Включение в реестр Центрального Банка критично важно для российских РА. Без этого они не смогут вести полноценную деятельность. В частности, присваивать рейтинги , а те, в свою очередь, не получат права привлекать государственные деньги.

Заключение

Подытожу финальные вопросы: насколько актуальны рейтинги при анализе эмитентов? Стоит ли доверять рейтингам большой тройки, особенно учитывая удар по их репутации после кризиса 2008 года? Как относиться к рейтингам, которые присваивают российские РА, ведь их оценки не имеют большой ценности на международном рынке капитала? В общем виде я бы ответил так.

— оценка способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. В качестве эмитента может выступать суверенное правительство, региональные и местные органы власти, корпорации, финансовые институты, объекты инфраструктуры, страховые компания, управляемые фонды. Кредитные рейтинги также могут присваиваться некоторым видам долговых обязательств (например, облигациям, нотам и другим долговым ценным бумагам).

Кредитный рейтинг представляет собой оценку кредитоспособности эмитента, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения. Это может повлечь за собой снижение издержек эмитента по привлечению заемных средств. Для тех эмитентов, которые привлекают средства под гарантии третьих лиц, кредитный рейтинг может снизить стоимость такой гарантии или с большей эффективностью привлечь средства без приобретения гарантии.

Кредитный рейтинг часто используется банками и другими финансовыми посредниками для принятия решений по кредитованию, сделкам на денежном рынке, страхованию, лизингу и в любых других ситуациях, где требуется оценка кредитоспособности делового партнера.