Кратер сары бернар. Сара Бернар (Sarah Bernhardt): биография и творческий путь актрисы (фото)

Сара Бернар – французская театральная актриса, легенда мировой сцены, первая из киноактрис. В честь Сары Бернар назван кратер на планете Венера, сорт молочноцветкового пиона. Будущая звезда театральной сцены родилась 22 октября 1844 года в Париже и получила при рождении имя Генриетт Розин Бернар. Матерью девочки была Юдифь Бернар, дочь голландского торговца Морица Баруха Бернардта, еврейка по происхождению.

Юдифь в молодости работала модисткой в Амстердаме, а после переезда в Париж стала содержанкой. Имя отца девочки неизвестно. В одних источниках указывается офицер французского флота Поль Морель, в других – адвокат Эдуард Бернар. Маленькая Генриетт практически сразу была отправлена в Бретань в семью няни-кормилицы. После несчастного случая, во время которого девочка обожглась раскаленными углями из камина, мать забрала ее в Париж. На два года девочку определили в пансион мадам Фрессард, где она обучалась письму, счету, посещала театральный кружок.


В 1953 году Сара поступила в гимназию Грандшамп. В юности Сара Бернар выглядела очень худой, из-за постоянного кашля медики предполагали у девушки туберкулез, который должен был привести к скорой смерти. Не в меру впечатлительная Сара уговорила мать приобрести ей гроб из розового дерева, который стал ей местом для сна до конца жизни. Постоянные припадки Сары Бернар натолкнули Юдифь на мысли о том, что девушку пора выдавать замуж. На предложение матери Генриетт заявила о желании посвятить себя Богу.


Сцена выглядела настолько эмоционально, что присутствовавший при разговоре друг матери граф де Морни, единокровный брат Наполеона III, посоветовал отдать девушку в консерваторию, где обучали актерскому мастерству. Перед вступительным прослушиванием Сара Бернар взяла несколько уроков по технике речи у писателя , который сразу оценил все богатство голоса будущей звезды сцены. В 1857 году Генриетт поступила в драматическую школу Парижской консерватории, которую окончила через пять лет, получив второе место по успеваемости среди выпускников года.

Театр

1 сентября 1862 года состоялся театральный дебют 18-летней актрисы на сцене театра «Комеди Франсез». Сара предстала перед публикой в главной роли пьесы Жана Расина «Ифигения в Авлиде». Первым выступлением актриса не произвела впечатления на зрителей и театральных критиков. Как отмечал директор театра, девушка была слишком худа, единственными ее достоинствами были золотистые волосы и приятный голос.


В 1869 году Сара Бернар впервые появляется на сцене в мужской роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, что произвело фурор среди поклонников актрисы. Позднее актриса перевоплощалась в герцога Рейхштадтского из одноименной пьесы и в «Орленке» Ростана, а также в Лорензаччо из пьесы Мюссе. Роль Гамлета Сара Бернар сыграла в 53 года.

В 1870 году, когда Франция вела войну с Пруссией, Сара Бернар не покинула Париж и позволила использовать здание «Одеона» в качестве госпиталя для раненых. Сама актриса на время стала сестрой милосердия. Поэтому возвращение в 1872 году Сары на сцену в роли королевы в «Рюи Блазе» было встречено публикой с большими почестями.


В это же время театр «Комеди Франсез» предложил Саре возобновить сотрудничество. Репертуар актрисы в мольеровском театре в основном состоял из трагедий Расина и и драм Виктора Гюго. В 1880 году Сара Бернар второй раз покинула «Комеди Франсез» и отправилась в первые большие гастроли по Америке с собственной труппой. Сара Бернар много гастролировала. Актриса объездила всю Европу, девять раз посетила США, в России Бернар побывала в 1881, 1898 и 1908 годах. Актриса посетила Михайловский театр, Москву, Киев, Одессу и Харьков.


В Петербурге актриса побывала на приеме у императора , познакомилась с , князем Сергеем Волконским, . В Лондоне особым успехом пользовалась бернаровская «Федра», с которой актриса гастролировала в 1879 году. Гастроли звезды театра вызывали небывалый ажиотаж среди жителей Нью-Йорка, публику даже не смущал языковой барьер. Анонсы выступлений француженки всегда печатались на первых полосах ведущих изданий. В 1891 году Сара Бернар побывала со спектаклями в Австралии.


В России Сару Бернар называли «Наполеоном в юбке», во Франции считали второй Жанной д’Арк. В Америке некоторые общественные организации предавали имя актрисы хуле, называя ее «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона». В честь Сары Бернар создавались духи, мыло, перчатки, пудра. Гонорары актрисы были немыслимы, но Сара много средств жертвовала на благотворительность. В 1904 году организовала гастроли с Энрико Карузо в помощь русским солдатам, получившим увечья во время русско-японской войны.


Для Сары Бернар современниками создавались пьесы трагедийного характера. Викторьеном Сарду были написаны произведения для сцены «Федора» (1882), «Флория Тоска» (1887), «Колдунья» (1903). Эдмон Ростан создал три пьесы, которые попали в репертуар Сары Бернар, – «Принцесса Греза!» (1895), «Орленок» (1900), «Самаритянка» (1897). Д. Марелл создал драму «Смех лангусты», главной героиней стала сама Сара Бернар.


В 1893 году актриса открыла театр «Ренессанс», через пять лет – театр «Насьон», на сцене которого состоялась премьера пьесы Сарду «Флория Тоска». В 1900 году Сара Бернар снялась в одном из первых немых фильмов, сыграв в сцене «Дуэли Гамлета». Актриса появилась в ряде фильмов, наиболее популярными из которых стали кинофильмы 1912 года «Дама с камелиями» и «Королева Елизавета», за что актриса удостоилась звезды на голливудской «Аллее славы».


Актриса не раз становилась моделью для портретистов Бастьен-Лепажа, Болдини, Жоржа Клерена, Гандары, фото актрисы неоднократно делал Нодар. Основоположник художественного течения «ар нуво», чешский иллюстратор Альфонс Муха стал автором множества рекламных плакатов для спектаклей Сары Бернар.


В 1905 году во время гастролей в Бразилии актриса повредила ногу, и через 10 лет конечность пришлось ампутировать. Физическое увечье не сломило Сару Бернар, она не оставила сценическую деятельность. Актриса продолжала появляться в любимых спектаклях: «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели. Во время Первой Мировой войны Бернар выступала в составе фронтовой бригады, за что удостоилась ордена Почетного легиона.


Помимо театра Сара Бернар увлекалась созданием скульптур, литературным творчеством. Из-под пера актрисы вышли книги «Мемуары одного стула», «Моя двойная жизнь», в которых Сара Бернар описала события своей биографии, а также несколько пьес. По одной из легенд, связанных с жизнью актрисы, Сара Бернар в возрасте 70 лет исполнила роль Джульетты в пьесе , но факт не подтверждается официальными источниками информации.

Творческая карьера актрисы завершилась в 1922 году, незадолго до смерти Сары Бернар.

Личная жизнь

Сара Бернар скрывала события своей личной жизни от публики. Но современники приписывали актрисе многочисленные любовные связи, в том числе и с представителями европейских королевских династий. В 1864 году, находясь в Бельгии, Сара Бернар родила сына Мориса. По слухам, отцом мальчика был принц Генри де Лине, который даже хотел сделать актрисе предложение, но не сумел пойти против воли родственников.


После разрыва с Генри Сара вернулась в Париж, где последовали романы с коллегами по цеху Филиппом Гарнье, Пьером Бертоном, Жаном Муне-Сюлли. В начале 80-х годов, будучи на гастролях в Петербурге, Сара познакомилась с греческим дипломатом Аристидисом (Жаком) Дамалой 1855 года рождения, за которого вскоре вышла замуж.


Несмотря на пылкую любовь, союз распался через полгода. Следующий роман настиг актрису в 66 лет. Ее избранником стал американский актер Лу Теллеген, который был младше Сары Бернар почти в два раза. Отношения продлились почти четыре года.

Смерть

С конца 1922 года у актрисы начали отказывать почки. Болезнь оказалась неизлечимой. 26 марта 1923 года Сара Бернар скончалась в парижской квартире на бульваре Мальзерб.


Церемония похорон прошла в торжественной обстановке, гроб с телом актрисы несли самые красивые актеры театра, а путь на кладбище Пер-Лашез был усыпан камелиями. Прощальная процессия насчитывала несколько тысяч человек.

Фильмография

  • 1900 – «Дуэль Гамлета»
  • 1912 – «Королева Елизавета»
  • 1912 – «Дама с камелиями»
  • 1913 – «Адриана Лекуврер»
  • 1915 – «Жанна Доре»
  • 1915 – «Танцовщица»
  • 1917 – «Французские матери»
  • 1923 – «Привлекательность»
17 апреля 2012, 13:27

Великая французская актриса Сара Бернар (1844-1923) всегда окружала себя тайнами. Даже в её воспоминаниях столько недосказанного, что реальная история жизни знаменитой актрисы, ставшей, по сути, первой суперзвездой, прослеживается с большим трудом. Сару Бернар такое положение устраивало, не зря же она даже говорила: «Я и сама о себе всего не знаю». В период её сценической славы, а была она чрезвычайно долгой, на спектаклях с участием Сары Бернар всегда были аншлаги. Сара Бернар была кумиром кублики, королевой театра и признанным мастером эпатажа. По воспоминаниям современников в квартире Сары Бернар царил этакий богемный хаос. К оформлению интерьеров своего жилища актриса подошла неординарно. Свою квартиру она «украсила» чучелами птиц, держащих в своих клювах черепа. Даже в выборе домашних животных был неоднозначным: помимо традиционных кошек и собак актриса обзавелась обезьяной, в саду жили гепард, белый ирландский волкодав и хамелеоны. В спальне Сары Бернар хранился самый настоящий гроб c толстым матрасом из любовных писем. История этой "детали интерьера" такова"... Мать Сары Бернар была куртизанкой и готовила дочь к этой профессии, однако девочка отказалась от этой роли, хотя и считала ее весьма доходной. Маленькой Саре доктора вынесли страшный вердикт – туберкулез. Тогда девочка уговорила мать купить ей красивый гроб, чтобы ее не положили в какой-нибудь «уродец». Именно этот гроб сопровождал ее, уже взрослую женщину, во всех поездках. Однако, несмотря на пессимистические прогнозы врачей, Сара прожила очень длинную и насыщенную яркими событиями жизнь. В гробу Сара Бернар отдыхала, читала, заучивала новые роли. В этом гробу она позировала фотографам, отпуская во время фотосессии зловещие шуточки.
В Париже ходили слухи о том, что в гробу Сара Бернар предавалась любовным утехам. Поговаривали, что не всех её любовников устраивало столь странное ложе. Когда у нее гостила сестра, Сара отдавала ей свою кровать, а сама перебиралась на ночь в гроб. Как объясняла актриса, две кровати в ее спальне все равно бы не поместились. Разумеется, зловещая постель стала поводом для пересудов. Увидев актрису в гробу, ее маникюрша в ужасе выбежала из комнаты. Другой эпизод, связанный с гробом, актриса называла “трагикомичным.” После смерти ее сестры, гроб с покойницей простоял в спальне до прихода гробовщиков. Когда они наконец явились и увидели два гроба, то смутились и собирались уже послать за вторым катафалком, но Сара, которая в тот момент приводила в чувство мать, настигла их и отстояла свой любимое смертное ложе. Ее эксцентричные выходки были непреходящей «злобой дня». Во время Всемирной выставки 1878 года Сара отважилась на полет на воздушном шаре, позавтракав на высоте 2 300 м гусиным паштетом и шампанским. Так и запечатлели ее полет карикатуристы – Сара Бернар возлежит в томной позе в знаменитом гробу, заменяющем корзину монгольфьера. Говорили, что Бернар соблазнила чуть не всех глав европейских государств. Среди ее поклонников называли наследника английского престола, ставшего позже королем Эдуардом VII, императора Австрии Франца-Иосифа I, короля Испании Альфонсо, короля Италии Умберто, короля Дании Кристиана IX. А когда спрашивали, кто отец ее сына Мориса, она беззаботно ответствовала: «Кто его знает, может, Гюго, а может, Мирбо».
Какие только отравленные стрелы не посылала ей молва! Да что молва, сам И.С. Тургенев писал о ней: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..» Сара Бернар вообще много гастролировала. Только в США она была 9 раз. Языкового барьера для нее не существовало. Американские журналисты писали, что, играй Бернар на китайском, публика, все равно, ломилась бы на её спектакли.
перед началом спектакля Сары ... Рассказывают, что, встретившись с Теодором Рузвельтом (она обедала с ним во время гастролей в Америке в 1892 году), Сара резюмировала: «О, мы с этим человеком могли бы прекрасно управлять миром!» И была недалека от истины, поскольку никогда не следовала принятым законам - она их устанавливала. В Россию Сара Бернар приезжала трижды. Публика встречала её восторженно Актрису пригласили в Зимний дворец. После выступления ее представили Александру III. Сара Бернар собиралась сделать реверанс. Царь остановил её: - Это я, мадам, должен склониться перед вашим высоким искусством. Она была самостоятельна, амбициозна и абсолютно бесстрашна. Мнение окружающих ее не волновало. На все «нельзя» своего времени она задавала единственный вопрос: «А почему?». Сара утверждала, что если бы она была мужчиной, то постоянно дралась бы на дуэлях. Она метко стреляла из пистолета, хорошо фехтовала и великолепно ездила на лошади. Огромные, заработки, которые Саре Бернар приносили зарубежные гастроли, давали ей возможность вести шикарный образ жизни. Банкеты и светские приемы шли буквально один вслед за другим. Гостей угощали изысканной и, соответственно, дорогостоящей пищей. Сара Бернар строго взыскивала с поваров за малейшее упущение. И повара у неё не задерживались. Доставалась и слугам. В не угодившую ей служанку Сара могла запустить первым, что ей попадало под руку. Впрочем, она была отходчивой. И, успокоившись, компенсировала моральный, а то и физический ущерб ценным подарком. Сара Бернар была человеком всесторонне одаренным и увлекающимся. Писала романы, рассказы, пьесы, критические статьи. Занималась живописью и ваянием. Её скульптуры выставлялись на ежегодном парижском Салоне. Публика была в восторге. Правда, великий Роден назвал скульптурные работы Сары Бернар откровенной халтурой. А публику - дурой. Сара Бернар не обижалась. Во всем остальном, что не касалось театра, она считала себя дилетантом. Просто делала, то, что ей нравилось. Не более того.
Она посещала анатомичку, работала на стройке собственного дома, приручала тигра, усыпляла себя хлороформом, собственноручно ухаживала за ранеными в своем госпитале… «Я должна это пережить. Во что бы то ни стало», - повторяла Сара свою коронную фразу. Сара Бернар не была склонна что-то скрывать. В том числе и годы. Она полагала, что даже преклонный возраст не мешает ей молодо выглядеть. Утверждают, что в одной из пьес Сара должна была сыграть женщину 38 лет. На роль её брата был приглашен пятидесятилетний актер. - Его же могут принять за моего отца, - искренне возмутилась 76-летняя Сара. Когда актрисе шел восьмой десяток, ей ампутировали ногу из-за травмы во время гастролей в Рио-де-Жанейро. Но уже на следующий год она снова отправилась гастролировать в США. На афишах по ее просьбе было написано: «Приходите посмотреть на самую старую женщину в мире!». Сара Бернар не только заранее, во всех подробностях, отрепетировала свои похороны, но и известила прессу обо всех приготовлениях. Когда великая актриса умирала (ей было 78 лет), последним ее распоряжением было такое - выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. На вопрос, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви, Бернар ответила: «Когда перестану дышать». В последний свой путь, эффектно и изысканно, она отправилась 26 марта 1923 года. Десятки тысяч почитателей таланта Сары Бернар шли за ее знаменитым розовым гробом через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез.
Французы говорили, что у них в стране есть три достопримечательности - Триумфальная арка, Эйфелева башня и Сара Бернар.

ГЕНРИЕТТА Розин родилась 23 октября 1844 года в Париже. Она была незаконным ребенком — плодом любви красавицы еврейки Жюли Ван Хард и студента-юриста Эдуарда Бернара. Не прошло и двух месяцев после рождения малышки, как она выпала из люльки, угодив прямо на угли горящего камина. Несчастную тут же запихнули в большое ведро с только что надоенным молоком, а потом долго оборачивали масляными компрессами. К счастью, никаких следов, если не считать чересчур розовой кожи, от страшных ожогов не осталось.

В девять лет она приняла вызов кузена, заявив, что перепрыгнет через ров. Это не удавалось никому. В результате — разбитое лицо, сломанная кисть руки, в кровь ободранные коленки. Когда ее несли домой, она сквозь всхлипывания упорно продолжала кричать:

— Все равно я это сделаю во что бы то ни стало!

Дабы девочка не мешала светским развлечениям матери, ее отдали на воспитание в католический монастырь. К одиннадцати годам Генриетта стала ревностной католичкой, удивляя своим религиозным рвением монахинь. Однако от природы она была очень вспыльчивой и упрямой, иногда ее охватывали неудержимые приступы гнева. Для таких случаев монахини держали наготове ковш святой воды и, творя молитву, выливали его на голову не в меру разошедшейся девчонки.

Однажды на приеме в салоне матери пятнадцатилетняя Генриетта высокопарно заявила о своем желании посвятить себя Богу. Один из приятелей Жюли жестоко высмеял девочку. Оскорбленная в лучших чувствах, она с яростью бросилась на него, расцарапала ему лицо и вырвала клок напомаженных волос. Присутствовавший при этой сцене герцог де Морни воскликнул: «Мой бог, да эта девчонка — прирожденная актриса! Ее место на сцене».

По протекции герцога ее приняли в Национальную академию музыки и декламации. Она блестяще сдала экзамен, к которому ее готовил Дюма-отец. Автор «Мушкетеров» восхищался голосом девушки, сравнивая его с «хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке».

1 сентября 1862 года протеже герцога де Морни стояла у здания «Комеди Франсез», где висела большая афиша «Дебют мадемуазель Сары Бернар». С тех пор это сценическое имя вошло в историю.

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», — вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…» Зрителям же дебютантка запомнилась благодаря необыкновенной худобе. Когда она протянула руки своему партнеру, какой-то остряк из зала выкрикнул: «Осторожно, месье, а не то она проткнет вас своими зубочистками».

А вскоре разразился скандал, после которого Сару выгнали из «Комеди Франсез». Сара привела в театр младшую сестру Регину. Случайно девочка наступила на длинный шлейф платья одной из ведущих актрис театра мадам Натали. Рассерженная актриса оттолкнула девочку столь сильно, что та рассекла лоб о край гипсовой колонны. Увидев это, Сара залепила мадам Натали такую оплеуху, что та не смогла удержаться на ногах…

Покинув Дом Мольера, она играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». Она замечательно изображала молодых героинь в классическом репертуаре — Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а затем стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар — Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына).

Ее коньком были сцены смерти. Десятки раз актриса гибла, как Клеопатра, Адриенна Лекуврер или Жанна д’Арк, и, когда она умирала в «Даме с камелиями» (а делала она это более 3000 раз!), рыдания взволнованных зрителей заглушали диалог.

Знаток театра князь Сергей Волконский писал: «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. Последняя ступень мастерства — ее взрывы… Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться»…

БЕРНАР чрезвычайно много гастролировала по всему свету. Только в США она побывала девять раз. Языкового барьера для нее не существовало. Как писали американские журналисты, публика ломилась бы на ее спектакли, даже если бы она играла на китайском языке. Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе публиковались на первых полосах. Сначала Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия. Когда ей сообщили, что шум вокруг ее имени в Нью-Йорке оказался гораздо больше, чем ажиотаж по поводу посещения этого города правителем Бразилии, Сара спокойно ответила: «Ах, это был всего лишь один из императоров».

В России Сара Бернар побывала трижды — в 1881, 1898 и 1908 годах.

В первый ее приезд после выступления в Зимнем дворце Сару представили императору. Она собиралась сделать глубокий реверанс, но Александр III остановил ее: «Нет, мадам, это я должен склониться перед вами».

В Петербурге начался и самый пылкий в жизни Бернар любовный роман с греческим дипломатом Жаком Дамала. Они поженились. Однако Дамала не был создан для брака. Он изменял Саре с молодыми актрисами, ей приходилось оплачивать его огромные карточные долги. А главное — он был законченным наркоманом. Сара прилагала максимум усилий, чтобы вытащить мужа из болота, однажды даже сломала зонт о голову аптекаря, который поставлял ему морфий, но спасти Жака не смогла. Дамала погиб от злоупотребления наркотиками.

ОНА не была красивой, ее внешность отнюдь не соответствовала сложившимся в те годы идеалам: копна рыжих волос, слишком большой нос, узкое и чересчур бледное лицо, единственным украшением которого были сияющие, как сапфиры, глаза. А еще — фигура «чахоточного призрака», что давало обильную пищу воображению многочисленной армии карикатуристов.

Зарабатывала Бернар очень много. Ее гонорары, особенно во время зарубежных гастролей, были по тем временам баснословны, но денег всегда не хватало. Сара вела чрезвычайно экстравагантный образ жизни. Светские приемы и банкеты шли нескончаемой чередой. Сама она ела очень мало, но требовала, чтобы гостей угощали самыми изысканными блюдами.

Бернар была щедра и великодушна. Во время Франко-прусской войны, находясь в осажденном Париже, она превратила театр «Одеон» в госпиталь, которым руководила, одновременно выполняя функции медсестры. А в 1904 году совместно с великим итальянским певцом Энрико Карузо организовала ряд благотворительных концертов, сборы от которых пошли на помощь русским солдатам, раненным во время Русско-японской войны.

В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки… Под ногами вертелись собаки, обезьяны и прочая живность, которую она обожала. Известен случай, когда в одну из холодных парижских зим она истратила две тысячи франков на покупку хлеба для голодных городских воробьев.

«Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости, — говорила она о себе. — Обожаю получать письма, читать их, комментировать, но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и особенно пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

До конца жизни она не мыслила жизни без театра. Ей шел восьмой десяток, когда врачи вынесли убийственный диагноз: чтобы спасти жизнь, необходима ампутация ноги.

Она не могла ни ходить, ни даже стоять на сцене. Поэтому в ее репертуаре остались лишь короткие одноактные пьесы и сцены, в которых она могла играть, неподвижно восседая на возвышении. Инвалидность нисколько не умерила ни артистического, ни житейского темперамента актрисы. В роли царицы Аталии Сару Бернар выносили на сцену на специально сооруженных носилках. Не отказалась она и от своей любимой роли Маргариты Готье, играла ее агонию и смерть, лежа в постели.

Драматург Эдмон Ростан, раздраженный нелепыми небылицами, рассказываемыми о Саре Бернар, однажды описал рабочий день актрисы, а заодно и хозяйки труппы: многочасовые репетиции, затем спектакль, где она играет «в каком-то бешеном исступлении», далее — общение с коллегами, обсуждение всех текущих дел, прием посетителей, ответы на многочисленные письма и глубокой ночью — чтение новой пьесы. «Вот Сара, которую я знал. Это та Сара, которая работает. И эта — самая великая».

САРА Бернар скончалась 26 марта 1923 года на 79-м году жизни. Последний ее путь был буквально усыпан камелиями — ее любимыми цветами.

Однажды президент Франции, сидевший в почетной ложе театра, бросил к ногам актрисы букет и крикнул: «Да здравствует Сара!», — а она, низко поклонившись, ответила: «Vive la France!» («Да здравствует Франция!»).

Бернар Сара

(род. в 1844 г. - ум. в 1923 г.)

Великая французская актриса, сказавшая о себе: «Я была одной из величайших любовниц своего века».

Маленькой девочке было всего девять лет, когда она, приняв вызов кузена, попыталась перепрыгнуть через ров, преодолеть который никому из детей не удавалось. Она разбила лицо, сломала руку, сильно ушиблась, но, преодолевая мучительную боль, кричала: «Все равно я это сделаю, вот увидите, во что бы то ни стало, пусть только попробуют дразнить меня! И всю свою жизнь я буду делать все, что захочу!» Эта сказанная в запале тирада стала основой ее жизни и бешеного успеха, а девиз «Во что бы то ни стало» - ее спасительным кругом и маяком. Может, именно благодаря этому трагическому событию мир получил «божественную Сару», о которой В. Гюго сказал: «Это больше чем актриса, это - женщина…» Бернар стала легендой театра, знаком целой эпохи. И как у каждой легенды, у нее были свои начало и корни.

23 октября 1844 г., когда родилась Сара, ее матери Жюли ван Хард (Юдифь фон Хард) было всего шестнадцать. Она была невообразимо красивой голландской еврейкой с золотистыми длинными волосами. Эта женщина была создана для любви. И в скором времени после приезда в Париж родила хиленькую девочку. Кто был ее отцом, точно не установлено. Одни биографы называют Мореля Бернара - офицера французского морского флота, другие говорят, что звали его Эдуардом и был он не то студентом-юристом, не то инженером. Сара видела отца всего несколько раз в детстве, он умер рано при невыясненных обстоятельствах. А Жюли ван Хард превратилась в одну из самых модных и высокооплачиваемых содержанок Парижа, «даму полусвета». Заниматься ребенком ей было некогда, она путешествовала с любовниками по Европе и блистала на балах. Сара жила у кормилицы в Бретани. У этой славной женщины детей не было, и всю нерастраченную нежность она отдавала «своей Пеночке». Мама, «похожая на мадонну», появлялась, лишь когда слабая здоровьем дочка серьезно заболевала. Но Сара только и мечтала, чтобы быть рядом с ней. В пять лет она выпрыгнула из окна, сломала руку в двух местах и сильно повредила коленную чашечку, чтобы привязать мать к себе. Ей это удалось: целых два года мадам Бернар и ее любовники опекали девочку.

В семь лет Сару отдали в пансион госпожи Фрессар, который стал для нее, по ее собственному выражению, «комфортной детской тюрьмой». Затем домом для нее был привилегированный католический монастырь Гран-Шан, расположенный в Версале. Учиться Сара не любила, прилежанием не отличалась, была хиленькой от точившего ее легкие туберкулеза. Лихорадки и обмороки, сопровождавшиеся обильным кровохарканьем, обессиливали и без того слабый организм, но возникали они чаще не от простуд, а вследствие вспышек «дикого гнева», которые невозможно было унять. Монахини, чтобы привести девочку в чувство, выплескивали ей на голову ковш святой воды. Впрочем, Сара была очень отходчивой и быстро успокаивалась. В ее поведении всегда ощущался какой-то надрыв, неосознанное стремление выделиться, готовность к героическим действиям. В десять лет она храбро вытащила из заросшего тиной пруда четырехлетнюю девочку. О последствиях она никогда не думала. Живое воображение и обостренная чувствительность Сары, напичканной христианскими преданиями, привели ее к мысли стать монахиней. Мать же считала, что ей и еще двум ее внебрачным дочерям (Режина умерла молодой, Жанна стала актрисой) уготована приятная жизнь высокооплачиваемых куртизанок. Но герцог де Морни, один из любовников мадам Бернар, потрясенный грацией дикой кошки и какой-то внешней театральностью поступков 15-летней Сары, порекомендовал отдать ее в Консерваторию - актерскую школу и впервые отвез девочку в театр.

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок. Ведь это поднимался занавес над моей жизнью», - записала Бернар в своих мемуарах. Непонятно, что помогло абсолютно неподготовленной Саре пройти отбор в Консерваторию - протекция маминых друзей или все же в ней разглядели скрытое дарование. Ее внешние данные совсем не соответствовали эталону сценической красоты того времени: худая как щепка, угловатая, небольшого росточка. Но у нее было живое лицо, чудные глаза цвета морской волны - в них играли и переливались настроение и чувства, а руки и пальцы вторили им. Оказалось, что ее хрупкое тело могло звучать, как музыка, а ее голос Дюма-отец сравнивал с «хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке». Но все это надо было еще рассмотреть, а первое, что бросалось в глаза, - золотистая масса пушистых волос и несдержанность эмоций. Однако теперь Сара училась прилежно, не пропускала ни единого урока. Вскоре преподаватели всерьез заговорили о ее трагедийном и комедийном даре. Единственным недостатком Сары на протяжении всей театральной карьеры оставался страх перед выходом на сцену. Даже увенчанная лаврами, она часто выходила на подмостки в таком взвинченном состоянии, что играла почти подсознательно, а после спектакля падала в обморок.

Консерваторию Бернар закончила успешно. По протекции Дюма-отца и герцога де Морни была принята в знаменитую труппу «Комеди Франсез». Первое выступление 18-летней дебютантки в роли Ифигении в одноименном спектакле прошло незамеченным. Это ее, конечно, огорчило, она надеялась на триумф, но для себя Сара «бесповоротно решила стать личностью во что бы то ни стало», как и остаться в этом театре навсегда. Последнее желание осуществить не удалось. Необузданность чувств и умение создавать себе неприятности лежали в основе ее натуры. На церемонии по случаю празднования дня рождения Мольера Бернар, защищая свою сестру, отвесила несколько звонких пощечин толстой примадонне. Дебютантка отказалась извиниться и ушла из театра.

Сара поработала немного в других труппах. Слава не спешила к ней, зато стали появляться любовники, у которых она, в отличие от матери, на содержании никогда не была. Их было много, и со всеми своими поклонниками Бернар оставалась в прекрасных отношениях даже после расставания. Первым (о котором известно) мужчиной в ее жизни стал граф де Катри - молодой, красивый, элегантный лейтенант, впоследствии занимавший высокие посты в правительстве.

Первая любовь отыскала Сару в 1864 г. Покровительствовавший актрисе Дюма дал ей рекомендательные письма для поездки в Бельгию. На одном из костюмированных балов она познакомилась с герцогом Анри де Линем. Красавец-принц был так очарован актрисой, что заявил о готовности жениться на ней, но при условии, что она покинет театр. Сара была влюблена и согласна на все. Но как могли принять безродную актрису в одну из самых именитых семей Брюсселя! Ее уговорили не разрушать жизнь любимому человеку. Сына, родившегося спустя несколько месяцев после поездки, она назвала Морис. Это был единственный представитель мужского пола, которого она любила беззаветно и была ему свято верна. Возвращаясь после гастролей, Сара всегда думала только об одном: «Там меня ждет мое счастье! Моя радость! Моя жизнь! Все-все и даже больше!» Спустя годы Анри де Линь предложил сыну признать его и дать свое имя. Морис отказался. Его любящая мать одарила его самой громкой фамилией века - Бернар.

Долго грустить Сара не могла… Теперь перед ней была одна цель - карьера. И опять по протекции ее приняли в менее престижный, но знаменитый своими традициями театр, о котором она потом вспоминала: «Ах, „Одеон“! Этот театр я любила больше остальных. Да, я могла жить там. Более того, только там мне и было по-настоящему хорошо. Жизнь казалась мне нескончаемым счастьем».

Бернар упорно работала над собой. На сцене «прекрасно отполированный скелет», «палочка с губкой на конце», с руками, похожими на «зубочистки», превращалась то в безумную баронессу в «Маркизе де Вильер», то в менестреля Занетто в «Прохожем» Ф. Коппе. Ею восторгались студенты, ей дарили букеты и посвящали длинные поэмы, но чудесное восхождение на Олимп было прервано войной с Германией. Отправив всю семью подальше от военных действий, Сара решила остаться в осажденном Париже. Опустевший «Одеон» она превратила в госпиталь, где мужественно исполняла роль сестры милосердия. Добыча продуктов и дров для раненых в холодную зиму 1870–1871 гг. стала для нее испытанием на крепость характера. Бернар держала себя в руках, не падала в обмороки - от ее стойкости зависела жизнь других людей. Она стала настоящей патриоткой. Позже, изъездив с гастролями полмира, Сара тщательно огибала Германию.

В октябре 1871 г. «Одеон» открыл новый театральный сезон. Бернар «скакала галопом за мечтами» и ожидала явления Мессии. Для нее им стал В. Гюго и его пьеса «Рюи Блаз». 26 января 1872 г. Сара Бернар из роли королевы шагнула к титулу «звезда». Перед ее талантом преклонил колени великий драматург. Успех был оглушительным. «Туманная завеса, дотоле застилавшая от меня будущее, спала, и я почувствовала, что рождена для славы. До сих пор я была лишь любимицей студентов, отныне я стала Избранницей Публики… Обо мне можно спорить, но пренебрегать мною нельзя».

У Бернар и раньше не было отбоя от поклонников, но теперь ее обожателями стали Гюстав Доре, Виктор Гюго, Эдмон Ростан, Эмиль Золя. Как далеко простирались их отношения, история умалчивает. Сару не оставляли равнодушной талантливые мужчины. Она была страстной любовницей, но никогда не растрачивала себя конца. Бернар обладала смесью эротической и духовной власти над мужчинами и в то же время не допускала ни малейшего посягательства на свою свободу. Это была гремучая смесь, возбуждающая сильный пол. Современники утверждали, что у нее были тысячи любовников. В одной из книг было сделано смелое заявление, что Бернар соблазнила всех глав государств Европы, включая Папу Римского. Сара ничего не подтверждала и не отвергала. У нее действительно были «особые отношения» с принцем Уэльским, ставшим позже королем Англии Эдуардом VII, и с племянником Наполеона I. Возможно, что только за невиданный талант ее осыпали драгоценностями император Австрии Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо и король Италии Умберто. Монарх Дании Кристиан IX отдал в ее распоряжение яхту, а герцог Фредерик предоставил свой родовой замок.

В мемуарах «Моя двойная жизнь» Сара обошла стороной свою личную жизнь, чтобы не обидеть никого из поклонников. Но людская молва всесильна. Современники приписывали Бернар в любовники всех театральных партнеров. Каждый такой роман длился, пока спектакль не сходил со сцены, и тогда возлюбленный смиренно перекочевывал в разряд друзей. Чаще всего упоминаются имена прекрасных актеров Филиппа Гарнье и Пьера Бертона. О Саре и Пьере писали, что они были настолько заряжены своей страстью, что «могли бы освещать улицы Лондона» во время триумфальных гастролей «Комеди Франсез». Да, через десять лет Бернар вернулась в театр, с которого начинала. Только теперь она была звездой с капризами, и директора были вынуждены с ними считаться.

Сара не только была страстной женщиной и талантливой актрисой, но и постоянно шла на поводу у своих импульсивных и необузданных идей. Рядом с ней даже воздух был наэлектризован. «Всякий раз, когда непредвиденные обстоятельства вторгались в мою жизнь, я невольно отступаю назад… а затем очертя голову бросаюсь в неизвестность… В мгновенье ока сиюминутное становится для меня прошедшим, вызывая во мне чувство трогательной нежности как безвозвратно погибшее. Но я обожаю также то, что будет. Будущее влечет меня своей таинственной неизвестностью». «Мадмуазель бунтовщица» (так звали актрису современники) в разгар репетиций нового спектакля могла увлечься скульптурой и ночи напролет не выходить из своей мастерской, ваяя с присущим ей пылом одну скульптуру за другой. Знаменитый Роден находил ее произведения несколько архаичными, но в таланте не отказывал. Скульптурная группа «После бури» получила награду на выставке 1878 г. и была куплена «царьком из Ниццы» за 10 тысяч франков. Кстати, красавец-натурщик, служивший Родену моделью для «Вечной весны», одно время был любовником Сары. Затем она увлеклась живописью и вместо прописанного лечения малокровия в благодатной Ментоне уехала в Бретань, без устали лазила по горам и часами не отходила с мольбертом от моря.

Любознательность и погоня за острыми ощущениями привели ее однажды в корзину воздушного шара. Сара летела на высоте 2600 м, совершенно забыв, что ее ждут зрители. Переодевшись в рабочую одежду, вместе со строителями и художниками бегала по лесам строящегося для нее особняка в центре Парижа. Она спускалась в подземную пещеру во время гастролей в США, чтобы увидеть безглазых рыб. А со знаменитого Ниагарского водопада съехала по льду на собственном пальто, увлекая за собой всю труппу.

Разве могла такая женщина не притягивать мужчин! Критик Сарсей назвал ее «чудом из чудес». Поэтому, наверное, Бернар прощали все чудачества. Правда, один из любовников оказался очень страстным и слишком глубоко вошел в роль… Великолепная Сара и блистательный трагедийный актер Жан Муне-Сюлли долго были партнерами на сцене и в постели. Их называли просто «парой», не упоминая имен. Жан был к тому же одним из самых красивых артистов того времени. Нежный и романтичный, энергичный и страстный, гордый и независимый - мужчина до мозга костей. За их романом с восторгом следил весь «Париж-сплетник». Жан был искренним в своих чувствах, а Сара, как всегда, непостоянна. Ее измена больно ударила по самолюбию актера, и в финальной сцене «Отелло» он так сильно сжал горло своей Дездемоне, что Сара почувствовала, как уплывает мир. Обеспокоенный режиссер вынужден был опустить занавес на несколько минут раньше, чтобы трагическая концовка шекспировской драмы не превратилась в реальность.

Все в личной жизни Бернар и в ее творчестве поражало эксцентричностью, но сама актриса никогда сознательно не работала на публику. Даже маленький рост и худоба Сары, талия которой равнялась 43 см, никого не оставляли равнодушным. Это стало темой для бесчисленных шаржей и анекдотов. Один из них звучал так: «Вчера на Елисейские поля прибыла пустая карета. Из нее вышла Сара Бернар». А ее любовные похождения давали особую пищу для пересудов. Актриса признавалась: «Меня эта кутерьма ужасно забавляла. Я палец о палец не ударила, чтобы привлечь к себе внимание, но мои причудливые вкусы, худоба и бледность, а также только мне присущая манера одеваться, презрение к моде и полное пренебрежение всеми правилами приличия делали меня существом исключительным».

И актрисой Бернар была исключительной. Премьера «Федры» стала для нее подлинным триумфом. Каждый ее жест, интонация были отточены и неповторимы. Потрясающий успех сопутствовал Саре в пьесе «Иностранка» Дюма-сына. В «Побежденном Риме» Пароди 32-летняя актриса отказалась от роли юной весталки и вытребовала себе образ 70-летней Постумии - старой слепой и благородной римлянки. Окончательно Бернар завоевала сердца зрителей в 1877 г., сыграв донью Соль в «Эрнани» В. Гюго. Автор после триумфальной премьеры писал: «Вы были очаровательны в своем величии… Когда растроганные и очарованные зрители Вам аплодировали, я плакал. Дарю Вам эти слезы, которые Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами». К письму была приложена цепочка-браслет с бриллиантовой подвеской в форме капли.

Бернар давно стало тесно в рамках одного театра. После неудачной постановки «Авантюристки» она написала директору: «Это мой первый провал в „Комеди“, он же станет последним». Ее пытались удержать, но, уплатив 100 тысяч франков неустойки, в 1880 г. она покинула театр, сразу же заключив длительный контракт на гастроли по США и Канаде. Перед отъездом Сара испытала свои силы с труппой, в которой играла и ее сестра Жанна, совершив турне по Англии, Бельгии и Дании. Гастроли окрестили «28 дней Сары Бернар». Успех сопутствовал ей и в Америке. С девятью спектаклями она побывала в 50 городах и дала 156 представлений. Ее работоспособность и выносливость казались безграничными.

Языковых барьеров для Бернар не существовало. Ее бы поняли, даже если бы она говорила на китайском. Лучшую актрису Франции приходилось охранять от восторженной публики. Сара побывала с гастролями в Австралии, Южной Америке, девять раз в США и трижды в России (1881, 1892, 1908 гг.). Театральная критика приняла ее изысканную манеру игры настороженно, а зрители были потрясены глубиной выплескивающихся чувств. В Санкт-Петербурге в 1881 г. Сара познакомилась с дипломатом греческого происхождения Аристидисом (Жаком) Дамала. Этот покоритель женских сердец, по меткому выражению его знакомых, представлял собой нечто среднее между Казановой и маркизом де Садом. Сара оказалась в плену его обаяния. Дамала был моложе ее на девять лет, очень хорош собой, капризен, самоуверен и слишком развращен вниманием женщин. Бернар была настолько влюблена, что даже вышла за него замуж (1882 г.). Аристидис «ради нее» оставил службу и вступил в труппу жены. Сценические данные, кроме внешних, у него были нулевые, но Сара верила в его гениальность. Муж беззастенчиво изменял ей с молоденькими актрисами, делал огромные карточные долги, которые она безропотно оплачивала, а затем пристрастился к наркотикам. Сара упорно пыталась спасти возлюбленного и как-то в порыве гнева даже сломала зонтик о голову ненасытного аптекаря, продававшего это зелье. Все было безрезультатно. Проведя в браке всего несколько месяцев, Бернар заботливо опекала бывшего супруга до конца его дней - он умер от кокаина и морфия в 1889 г. Это неудачное супружество внесло в жизнь актрисы такой душевный разлад, что нормализовать свое состояние она смогла только работой и, конечно, новыми поклонниками.

Теперь драматурги писали пьесы под Бернар. Первым был А. Дюма-сын со своей знаменитой «Дамой с камелиями». В. Сарду создал для нее «Федору», «Тоску», «Колдунью», «Клеопатру»; Ростан - «Принцессу Грезу», «Орленка», «Самаритянку». Сара охотно появлялась на сцене и в мужских ролях: Занетто в «Прохожем», Лорензаччо в одноименной пьесе Мюссе. С присущим ей шиком и элегантностью она сыграла шекспировского Гамлета, а в 56 лет вышла на сцену в роли двадцатилетнего принца, сына Наполеона в «Орленке».

Во время зарубежных гастролей актриса зарабатывала баснословные гонорары, но чрезвычайно экстравагантный образ жизни и отзывчивое сердце сводили ее доходы на нет. Светские приемы, шикарные наряды (включая сценические), банкеты с самыми изысканными блюдами для гостей (сама она ела крайне мало) чередовались с товарищеской помощью бедствующим артистам. В 1904 г. Сара совместно с Энрико Карузо дала ряд благотворительных концертов в помощь русским солдатам, раненным в ходе войны с Японией. Во время Первой мировой войны Бернар после ампутации ноги выступала на фронте, а в поездке ее сопровождал прославленный французский генерал Фердинанд Фош. Ее милосердие распространялось и на братьев наших меньших. В одну из холодных зим Сара на две тысячи франков купила хлеба, чтобы накормить голодных парижских воробьев.

Животных Бернар любила безмерно, в доме и в саду был настоящий зоопарк. Дюма-сын вспоминал, как однажды вместо хозяйки его встретила пума и сжевала соломенную шляпу, а затем прилетел большой попугай какаду, уселся на плечо и принялся клевать пуговицы. Со своих первых гастролей в Англии Сара вернулась с «очень забавным гепардом», белоснежным волкодавом, шестью ящерицами и хамелеоном. Она очень хотела за деньги, полученные от продажи своих скульптур и картин, купить двух львят. Но пришлось довольствоваться гепардом. Если учесть, что в доме обитали четыре собаки, удав, соколы и обезьяна, в этот зверинец можно было с успехом продавать билеты. Но Сара была не меркантильна - друзья и соседи получали это удовольствие бесплатно.

Энергия из хрупкого тела актрисы била ключом. Ей было мало собственной труппы, она мечтала о собственном театре. В 1898 г. на площади Шатле открылся «Театр Сары Бернар», который она возглавляла до 1922 г. Годы не смогли усмирить юную страстность и жажду жизни. Во время одного турне по Америке 66-летняя Сара познакомилась с американцем голландского происхождения Лу Теллегеном. Он был младше возлюбленной на 35 лет. Их связь длилась четыре года, и Теллеген признался, что это были «самые лучшие годы» в его жизни.

Бернар, несмотря на возраст, оставалась все такой же кокетливой, уверенной в своем шарме женщиной. В одной пьесе ее героине было 38 лет, а ее брату за 40. Узнав, что игравшему его артисту исполнилось 50, она в ужасе воскликнула: «Боже мой, его примут за моего отца». Самой Саре уже стукнуло ни много ни мало - 76 лет. Великая Бернар была молода душой и верила, что и выглядит соответственно. Ребенком она так часто болела, что врачи сказали, что девочка долго не проживет. Услышав приговор, Сара уговорила мать купить ей гроб, чтобы ее не положили «в какой-нибудь уродец». Этот знаменитый гроб из красного дерева сопровождал ее даже на гастролях. В нем она учила роли, фотографировалась, спала, а иногда предлагала своим поклонникам в этом узком гнездышке заняться любовью. Правда, не всем в такой обстановке удавалось доказать свою мужскую силу.

А сил Бернар хватало на все. После полета на воздушном шаре она написала очаровательную новеллу «Среди облаков», затем два романа-пособия для артистов - «Маленький идол» и «Красный двойник» и четыре пьесы для театра («Андриенна Лекуврер», «Признание», «Сердце мужчины», «Театр на поле чести»). В 54 года Бернар стала первой великой актрисой, отважившейся появиться на экранах Парижа в сцене «Дуэль Гамлета». Ей не понравилось, как она выглядит на экране. Даже умело наложенный грим при крупном плане выдавал годы (со сцены так видно не было), а синхронный звук до неузнаваемости исказил ее по-прежнему дивный голос. Следующая попытка - экранизация пьесы «Тоска» - была настолько ужасной, что Сара совместно с драматургом

В. Сарду добилась от киностудии «Фильм д’арт», чтобы фильм не демонстрировали. После первых неудач Бернар не хотела сниматься в кино. Но была вынуждена это делать, чтобы оплачивать карточные долги любимого сына. Кредиторы держали ее в жесточайших тисках до конца жизни. И она снялась в «Даме с камелиями» и в «Королеве Елизавете» (оба в 1912 г.). После всемирного успеха этих фильмов с ее участием на экраны вышли «Андриенна Лекуврер», «Французские матери» (1915 г.) и «Его лучшее дело» (1916 г.).

Мужество этой актрисы и женщины достойно восхищения. Еще во время гастролей в 1905 г. она повредила и без того травмированное в детстве колено. Боль измучивала ее. В 1915 г. она умоляет своего врача ампутировать ногу: «…Если вы откажете, я прострелю себе колено и тогда заставлю вас сделать это». Операция была тяжелой. Ногу отняли значительно выше колена. От костылей Сара отказалась, протез сожгла в камине. На сцену ее выносили в изящных носилках. Бернар играла сидя, и зритель видел, что нет предела ее таланту и жизненным силам… Неподвижное тело заменяли руки и выразительные, как всегда, тщательно загримированные пальцы. Голос лился, завораживая своим тембром и ритмом. Сара подсознательно то убыстряла, то замедляла темп. Казалось, что зрители дышат в такт с ее речью. Эта маленькая, хрупкая героическая женщина была больше любого мужчины достойна ордена Почетного легиона (1914 г.). Она стала национальной гордостью Франции и ее символом, как Эйфелева башня и Триумфальная арка.

В 1923 г. Сара дала согласие играть в фильме «Провидица», но тяжелый приступ уремии прервал репетиции. Казалось, весь Париж столпился у ее дома. А непредсказуемая Бернар, предчувствуя приближение смерти, которую врачи пророчили ей чуть ли не с рождения, в свои последние часы на земле была занята отбором шести молодых красивых артистов. Им предстояло сопровождать эту вечно юную, страстную и неповторимо талантливую женщину в последний путь. Свой уход из жизни она обставила с присущей ей эксцентричностью и шиком. 26 марта 1923 г. в 8 часов вечера врач растворил окно и объявил: «Мадам Сара Бернар почила…»

Незадолго до Первой мировой войны писатель Октав Мирбо спросил у актрисы, когда она прекратит освещать свою жизнь пламенем любви. Сара, не задумываясь, ответила, что когда перестанет дышать. А что еще могла сказать женщина, которая называла себя «одной из величайших любовниц своего века»?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

САРА Мы подходим к эпохе, изобилующей суровыми уроками и оставившей по себе тяжкие воспоминания. Никола уже не первый танцор Осера, любимец госпожи Парангон, возлюбленный одиннадцати тысяч дев и - в той или иной мере - мучениц, звавшихся Жаннетта Руссо, Маргарита Парис,

Сара Бернар. Богиня, ослепленная любовью Сара Бернар родилась в бедной еврейской семье. Ее мать, красавица Юдифь фон Хард, сбежала из Роттердама, где она проживала со своей семьей, в Париж. Женщина не взяла с собой ровным счетом никаких сбережений, считая, что прекрасно

БЕРНАР, МОЙ ТОВАРИЩ Лагерь IV. 30 апреля.Сегодня, как обычно, просыпаемся в 6 часов. По очереди одеваемся. Завтрак-возможно более плотный, в той мере, в какой мы можем проглотить что-либо, кроме жидкостей. Радиосвязь в 8 часов, выход назначен на 8 часов 30 минут.На наши плечи

Анри Бернар Дюкло Чехов, которого его соотечественники считают одним из самых русских среди русских писателей, кажется нам, французам, самым близким, самым западным из них. Чувство достоинства без тени высокомерия, мужественное приятие жизни без тени нигилизма,

ГЛАВА 2. МАРИНА И САРА БЕРНАР. ПЕРЕВОДЧИК ГЕРАКЛИТА НИЛЕНДЕР. ВСТРЕЧА С АНДРЕЕМ БЕЛЫМ. ПИСЬМО МАРИНЫ. ЕГИПЕТСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ГОЛЕНИЩЕВА. МАРИНА И ПАПА Я училась дома. По школьным предметам не помню учительницы, пожилая француженка давала мне уроки литературы: я же увлеклась

Друг Бернар «Тебе нужно познакомиться с моей подружкой из Сорбонны», - заявила Флоранс Мальро Франсуа Нурисье, с которым познакомилась на занятиях по пропедевтике. В 1951 году, когда ему было двадцать три года, он опубликовал свой первый роман «Серая вода», название

2006/09/16 Святой Бернар В костёле Святого Людовика я стараюсь садиться так, чтобы не попадаться на глаза статуе Бернара Клервосского. Но всё равно попадаюсь. Где бы я ни уселась, святой Бернар везде меня отыскивает и начинает сверлить взглядом исподлобья, слегка прищурив

2007/05/04 Святой Бернар - А это что за дяденька, рядом с королём? Это его дедушка?Владка любит ходить со мной в костёл. Не знаю, что её привлекает больше – обилие детей, с которыми можно познакомиться после службы; царящая внутри тихая, праздничная торжественность, смиряющая

Бернар Сара (род. в 1844 г. - ум. в 1923 г.)Великая французская актриса, сказавшая о себе: «Я была одной из величайших любовниц своего века».Маленькой девочке было всего девять лет, когда она, приняв вызов кузена, попыталась перепрыгнуть через ров, преодолеть который никому

Гилберт Сара Сара Гилберт играет доктора Лесли Уинкл – физика-оптика, женщину-наказание для Шелдона, имевшую любовную связь и с Леонардом, и с Говардом. Сама Сара Гилберт много лет сохраняет романтические отношения с создателем сериала Чаком Лорре, с которым она начала

«Сара» из Мансиона Макпайк Генри Майкпайком было построен дом, который с 1869 года и до сегодняшнего дня не перестает волновать любителей паронормальных явлений и всех жителей Элтона, что в округе Иллинойс. Однако, несмотря на то, что здание должно было охраняться

САРА МАЛЬКОЛЬМ Первые признаки этого успеха появились уже тогда, когда были написаны картины, а гравюры только начинали резаться. В ту пору отношения Уильяма Хогарта с Торнхиллом оставались еще очень неопределенными, натянутыми, и юная миссис Хогарт вместе со своей

Великая актриса написала автобиографическую книгу «Моя двойная жизнь» (1907), но многое в ней скрыла, не договорила, особенно из области личной жизни. Эта книга лишь сгустила тайну вокруг феномена Сары Бернар.

Что все же доподлинно известно? Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Ее мать - голландская еврейка Юдит Харт, музыкантша, которая на самом деле вела жизнь красивой содержанки. Отцом Сары числится инженер Эдуард Бернар, хотя некоторые исследователи считают, что отцом был некий Морель, офицер французского морского флота. Впрочем, Сара Бернар, сама став матерью, тщательно скрывала, от кого родила сына Мориса.

Воспитание Сара получила в монастыре, но послушанием так и не овладела: росла вспыльчивой, упрямой, настоящим бесенком. Но когда пришло время выйти за ограду, Саре показалось, будто ее бросили в море. А она не умеет плавать...

Судьбу девочки определил очередной содержатель матери, граф де Морни: он решил отдать Сару в консерваторию. Так «Швабра» (прозвище Сары Бернар) появилась на людях, стала, выражаясь современным языком, публичным человеком. Ну, а далее театр, о котором она давно мечтала. Директор «Комеди Франсез» выразил сомнение: «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!» Тем не менее Сару Бернар приняли, и в 18 лет она дебютировала в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». Это произошло 1 сентября 1862 года.

«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», - вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна...» Всех покорила лишь золотая масса пушистых волос.

Неудачный дебют не сломил Сару, недаром ее девизом были слова: «Во что бы то ни стало». У нее были стальной характер и незаурядное мужество. Она покинула Дом Мольера и играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон», чтобы вернуться в «Комеди Франсез» в качестве примадонны во всем блеске актерского искусства. Она замечательно играла молодых героинь в классическом репертуаре - Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а затем стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар - Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына).

Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, - заявил Виктор Гюго. - Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами.

Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет. Кстати, бриллиантов, подаренных Саре Бернар, было немало. Она любила драгоценности и не расставалась с ними во время переездов и гастролей. А для охраны драгоценностей брала с собой в дорогу пистолет. «Человек - такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», - объяснила как-то актриса свое пристрастие к огнестрельному оружию.

Лучшие дня

Интересно, что мало кто из актрис сыграл столько мужских ролей, как Сара Бернар, - Вертер, Занетто, Лорензаччо, Гамлет, Орленок... В роли Гамлета Сара Бернар покорила самого Станиславского. А 20-летнего Орленка, несчастного сына Наполеона Бонапарта, актриса сыграла, когда ей шел 56-й год! Премьера героической драмы Эдмона Ростана прошла в марте 1900 года с оглушительным успехом - 30 вызовов на бис!..

Станиславский считал Сару Бернар примером технического совершенства: красивый голос, отточенная дикция, пластичность, художественный вкус. Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар: «Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», - la voix d’or, - отмечал Волконский. - Последняя ступень мастерства - ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха...»

Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе порой напоминали сводки с театра военных действий. Наступления и осады. Триумфы и поражения. Восторги и стенания. Имя Сары Бернар в новостях мира частенько заменяло экономические и правительственные кризисы. Сначала Сара Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия дня. В поездках ее неизменно сопровождала свита репортеров. Общественные и религиозные организации относились к ней по-разному: кто пел ей славу, а кто предавал хуле. Многие в Америке считали ее визит «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы».

В России с интересом ждали «нового Наполеона в юбке», который покорил уже всю Америку и Европу и движется прямиком в Москву. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену...» А чему удивляться? Сара Бернар, по существу, была первой суперзвездой в мире.

В России Сара Бернар побывала трижды - в 1881, 1898 и 1908 годах. Успех был огромный, хотя нашлись и критики, и в их числе Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..»

Что сказать по этому поводу? Сердце Тургенева полностью полонила Полина Виардо, и для Сары Бернар не осталось даже крохотного уголка. Однако отрицательные эмоции Ивана Сергеевича не могли затмить славы Бернар. Великая - она и есть великая, даже если кому-то таковой не кажется.

Но сцена - это одно, а жизнь вне ее - уже нечто другое. Сергей Волконский считал, что Сара Бернар за пределами театра «кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, - она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли - она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип...»

Она была первой суперзвездой, отсюда реклама ее имени: духи, мыло, перчатки, пудра - «Сара Бернар». У нее было два мужа: один - принц из древнего французского рода, второй - актер из Греции, необыкновенно красивый мужчина. Но главной страстью Сары Бернар был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Она не хотела быть вещью, игрушкой в руках сильных мира сего - занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами. Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом...»

Сару Бернар часто сравнивали с Жанной д’Арк. Считали колдуньей. Именно она подсказала Эмилю Золя вступиться за бедного капитана Дрейфуса. В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки и прочие предметы. Под ногами вертелись собаки, обезьяны и даже змеи. В спальне актрисы находились скелеты, а сама она некоторые роли любила учить, полулежа в гробу, обитом белым крепом. Эпатаж? Несомненно. Она обожала скандалы и демонстрировала миру свои особые чары. О себе писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Жюль Ренар отмечал: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра - будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь. Какое неприятное обжорство!..»

В слове «обжорство» явно чувствуется зависть к успехам Сары Бернар. Да, она жила полной жизнью, взахлеб, и даже после того, как ей в 1914 году ампутировали ногу. Уныние никогда не было ее уделом. Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года, на 79-м году жизни. Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями - ее любимыми цветами.

«Умерла Сара Бернар - актриса почти легендарной славы и известности. В суждениях о Саре Бернар было много преувеличений - в одну и в другую сторону, - написал в некрологе один из лучших российских критиков Александр Кугель. - Из тысячи театральных снов, более или менее упоительных, которые мне снились, сон о Саре Бернар -

один из самых оригинальных и сложно-занимательных».