Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? Святой старец Григорий Ефимович Распутин.

По благословению схиигумена Иеронима (+2001) – приснопоминаемого духовника Рождество-Богородицкого Санаксарского монастыря. Публикуется с некоторыми сокращениями.

Архимандрит Кирилл (Павлов):
«В Вашем письме ко мне содержится вопрос
- мое мнение о личности Рапутина Г.
Скажу прямо - сейчас положительное.
Раньше я, под влиянием лжи и клеветы,
думал отрицательно»., 1998 г.
(Из личного письма)

Дымится труба парохода,

В тиши раздаются гудки,

Бурлят под колесами воды

Холодной уральской реки.

На палубе Царь и Царица

Печальны их светлые лица,

Смиренья их души полны.

Им видится церковь на взгорье

Средь сельских избушек простых-

Здесь друг их, Распутин Григорий,

Усердно молился за них.

Сердца их наполнили грустью

Родные для старца места -

Христовой он был для них Русью,

Убитой врагами Христа.

Был вечер... И двигалось трудно,

Навек уходя в темноту,

Везущее Узников судно

С названием "Русь" на борту.

Виктор Афанасьев

Е.И. Евсин

Оклеветанный старец.

Духовный мир старца

Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии 10 января 1869г. У его родителей Ефима Яковлевича и Анны Васильевны до него рождалось четверо детей, и все они умирали в раннем возрасте. Таким образом, Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье. Был он слабого здоровья и ничем не выделялся среди других крестьян. Школы в Покровском не было, и поэтому Гриша вплоть до начала своего странничества грамоты не знал. Впоследствии он рассказывал о своей юности так: «Когда я жил сперва, как говорится, в мире, до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то что в мире, и был справедлив, и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это хорошо для крестьянина!»(13)

«Государь сразу же проникся доверием к Распутину, в котором увидел, прежде всего, воплощение русского крестьянства..., а затем и «старца», каким его сделала народная молва... Что такое «старец»? Под этим именем разумеются люди, отмеченные особою благодатию Божию, призванные вещать волю Божию людям, живущие в уединении, посте и молитве, вдали от мира и несущие в монастырях, сохранивших древние уставы иноческой жизни, подвиг «старчества»... Наряду с этими, так сказать, официальными «старцами», несущими в монастырях возложенное на них послушание в России, встречается еще один тип людей, неизвестный Европе. Это так называемые «Божьи люди»... В противоположность старцам эти Божьи люди редко остаются в монастырях, а преимущественно странствуют, переходят с места на место, вещая волю Божию людям и призывая к покаянию. Старцы всегда монахи, тогда как между Божьими людьми встречаются и миряне». 1
Князь Н.Д. Жевахов, бывший товарищ обер-прокурора Священного Синода

Характерно, что уже в то время Григорий подвергался наветам со стороны. Господь как бы приготовлял его к смирению и терпению, к тому, чтобы он мог достойно переносить неимоверные ложь и клевету, которые обрушатся на него в будущем.

«Много скорбей было мне, - вспоминал Распутин, - где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются». (13)

Эти помышления привели его к тому, что он стал посещать монастыри. Начал постепенно менять образ жизни. Перестал есть мясо, а позднее оставил привычку курить и пить вино. После этого начинается период странствий по отдаленным монастырям и святым местам России.

«Сто лет назад практически каждый православный русский крестьянин считал своей святой обязанностью совершить богомолье, паломничество к местным либо общероссийским святым или на поклон к святыням. Люди шли от деревни к деревне, стучались в окошко, просили ночлега, и им давали приют, кормили, поили, и всегда бесплатно, ибо считалось, что странник - Божий человек, и, помогая ему, ты участвуешь в Божьем деле сам.

Были в крестьянской среде люди, которые совершали странничество не раз и не два в жизни, а регулярно, почти каждый год. У них имелись свои хозяйства, и, возвращаясь домой, они продолжали крестьянствовать. Таким регулярным, опытным странником и был Григорий Распутин».(15)

Но и в паломничестве его не оставляли искушения наветами и клеветой. Позднее он рассказывал, что «приходилось переносить нередко всякие беды и напасти, так приходилось, что убийцы предпринимали против меня, что разные были погони, но на все милость Божья! То, скажут, одежда неладная, то в чем-нибудь да забудутся клеветники неправды. С ночлега уходил с полночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет какого-нибудь смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а за мной погоня, и все это пережито мною! А виновник тотчас же находится». (17)

«Возвращаясь из странствий, Григорий продолжал заниматься крестьянским трудом, но никогда не забывал о молитве. В конюшне он выкопал себе небольшую пещеру и в течение восьми лет уходил туда между обеднями и заутренями молиться. «Я удалялся туда, и там мне было вкусно, то есть приятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все там проводил»,- вспоминал Григорий Ефимович».(19)

«В начале 1900-х годов Григорий Распутин, совершенно очевидно, - духовно зрелый человек, опытный странник, как он сам себя называет. Полтора десятка лет странствования и духовных поисков превратили его в человека, умудренного опытом, ориентирующегося в человеческой душе, способного дать полезный совет. И это притягивало к нему людей. (Сначала небольшое число крестьян из окрестных деревень, позднее слава об опытном страннике расходится и шире.) К нему приезжают люди... издалека, он всех принимает, устраивает на ночлег, выслушивает и дает совет.

Распутин начинает читать и писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почти наизусть, толкует его для всех желающих».(20) Сформировавшиеся в это время духовно-нравственные взгляды Распутина соответствовали традиционному мировоззрению русского народа, в котором духовное преобладало над материальным. Целью жизни у православных людей считалось не потребление, а преображение души, стремление приобрести не земные богатства, а Царствие Небесное. Главное место в народном сознании занимала Любовь, как выражение самого Бога. И в этом отношении взгляды Григория Распутина идут глубоко в русле народной православной традиции.

«Любовь - это такая златница, - пишет Григорий, - что ей никто не может цены описать. Она дороже всего созданного Самим Господом...» (21) «Любовь, в представлении Григория, должна быть активной и конкретной, любить надо не вообще, а конкретного человека, который находится рядом с тобой и вообще каждого человека, с которым ты встречаешься. Когда Распутин прекратил носить на теле настоящие вериги, он, по его выражению, «нашел вериги любви...» (22)

Важная часть духовных взглядов Григория Распутина - это стремление жить по совести, как велят Священное Писание и жития святых. «Нужно себя везде и всюду проверять и исследовать. Каждый поступок соизмерять с совестью - такой взгляд Распутина так же соответствует духовным ценностям Святой Руси. «Как ни мудри, а совесть не перемудришь», «Совесть с молоточком и постукивает и подслушивает» - это народные пословицы. А Распутин говорил так: «Совесть - волна, но какие бы ни были на море волны, они утихнут, а совесть только от доброго дела погаснет». Чтобы достигнуть спасения, нужны «только унижение и любовь - в том и радость заключается». В душевной простоте огромное богатство и залог спасения. «Всегда нужно себя в одежде унижать и считать себя низким, но не на словах, а духом действительно.. .»(22)

Душевная простота должна соединяться еще с одной - важнейшей ценностью Святой Руси - нестяжательством, отсутствием корысти и стремления к приобретательству. «Если не будешь искать корысти нигде и стремиться, как бы утешить, призовешь Господа душевно, - учит Григорий, - то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют, только бы все делать не от гнусной корысти...»

«Житейской, бытовой, хозяйственной основой Святой Руси, придававшей ей общественную устойчивость, служило отношение к труду как добродетели. Труд для русского человека не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, нравственное деяние, богоугодное дело... То, чему учит Григорий, полностью соответствует этим представлениям, причем особенно он возвеличивает крестьянский труд (сам до конца своей жизни не переставал трудиться в своем хозяйстве, хотя имел все возможности этого не делать).. .»(23)

«Систему духовных ценностей Святой Руси венчала и гармонизировала идея царской власти. Образ Царя олицетворял собой Родину, Отечество. «На Родине, - пишет Григорий, - надо любить Родину и в ней поставленного Батюшку Царя - помазанника Божия». Истинное народовластие, по мнению Распутина, заключается в идее царской власти. Царь - наиболее совершенное выражение народного разума, народной совести, народной воли.

Могли ли эти идеи прийтись по вкусу большей части российского образованного общества того времени? Конечно, нет. Отчужденная от народных основ, традиций и идеалов, лишенная национального сознания, значительная часть российской интеллигенции воспринимала духовные ценности Святой Руси как признак реакционности и отсталости, а к ее носителям относилась как к мракобесам, подозревая их в самых ужасных преступлениях и поступках. В отторжении идеалов Святой Руси со стороны отечественной интеллигенции состояла главная трагедия русского общества XX века. Поэтому Григорий Распутин, как духовный и общественный деятель, был исторически обречен».(24)

Друг Царской семьи

В 1903-1904 г.г. Григорий Распутин надумал построить в селе Покровском новый храм. Денег на постройку у него не было. Тогда он решил найти благодетелей и в 1904 г. с одним рублём отбыл в Санкт-Петербург. «По приезде в столицу, усталый и голодный, отправился сразу же в Александро-Невскую Лавру поклониться мощам. На последние пять копеек (которые не тратил даже на еду) заказал сиротский молебен за 3 копейки и свечку за 2 копейки.

Отстояв молебен, воспрянув духом, отправился на приём к ректору духовной Академии, епископу Сергию (ставшему в 1942 г. Патриархом Московским и всея Руси)».(27)

Но здесь Распутина подстерегали искушения. К епископу его не пустила полиция, а когда задними дворами он разыскал швейцара, тот побил его. Но, по-видимому, чувство собственного унижения, как православной добродетели, помогло Григорию. Упав на колени, он рассказал швейцару о цели приезда и упросил его доложить о нём владыке. «Епископ, - вспоминал Распутин, - призвал меня, увидел, и вот мы стали беседовать тогда. Рассказывая мне о Петербурге, знакомил с улицами и прочим, а потом с Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который оказал мне милость, понял и дал денег на храм».(28)

Уже тогда из предосторожности о Распутине наводятся подробные справки. Но сведений, порочащих его, не было.

В 1904-1906 г.г. российская знать весьма благосклонно относилась к Распутину. Многие обращались к нему за духовным советом, многие верили в силу его молитвы. Когда в августе 1906 г. террористами была взорвана дача Председателя Совета министров П.А. Столыпина, то он пригласил Распутина помолиться о здоровье его раненой дочери. С Царской четой сибирский странник познакомился в октябре 1905 г. С самого начала он произвел на царицу глубокое впечатление.

«Для царской семьи Григорий был олицетворением надежд и молитв. Встречи эти были не часты... Распутин рассказывал о жизни и нуждах сибирских крестьян, о святых местах, где ему приходилось бывать. Слушали его очень внимательно и никогда не перебивали. Царь с Царицей делились с ним своими заботами и тревогами, и прежде всего, конечно, постоянной тревогой за жизнь сына и наследника, больного неизлечимой болезнью несворачиваемости крови (гемофилией). Как правило, и он, если не был болен, сидел здесь же и слушал». (30)

Как известно, лучшие доктора зачастую были бессильны чем-либо помочь Цесаревичу Алексею. Но по молитвам Григория Распутина болезнь отступала от наследника Престола. Тому есть множество свидетельств. В частности, дворцовый комендант В. Н. Воейков в своих воспоминаниях писал: «С первого же раза, когда Распутин появился у постели больного Наследника, облегчение последовало немедленно. Всем приближенным царской семьи хорошо известен случай в Спале, когда доктора не находили способа помочь сильно страдавшему и стонавшему от болей Алексею Николаевичу. Как только по совету А. А. Вырубовой была послана телеграмма Распутину и был получен на нее ответ, боли стали утихать, температура стала падать, и в скором времени Наследник поправился».(30) Этот случай излечения на расстоянии говорит о том, что никаким гипнозом или внушением Распутин не пользовался.

Однажды у Царевича сильно пошла носом кровь. Это случилось в поезде. При гемофилии кровоизлияние могло кончиться смертельным исходом. Рассказывает Вырубова: «С огромными предостережениями перенесли его из поезда. Я видела его, когда он лежал в детской: маленькое восковое лицо, в ноздрях окровавленная вата. Профессор Федоров и доктор Деревенько возились около него, но кровь не унималась. Федоров сказал мне, что он хочет попробовать последнее средство - это достать какую-то железу из морских свинок. Императрица стояла на коленях около кровати, ломая себе голову, что дальше предпринять. Вернувшись домой, я получила от нее записку с приказанием вызвать Григория Ефимовича. Он приехал во дворец и с родителями прошел к Алексею Николаевичу. По их рассказам, он, подойдя к кровати, перекрестил Наследника, сказав родителям, что серьезного ничего нет и им нечего беспокоиться, повернулся и ушел. Кровотечение прекратилось... Доктора говорили, что совершенно не понимают, как это произошло.

Но это - факт».(51)

Распутин ободрял и утешал сына Царя, умел найти слова, которые вселяли в него силу и надежду. «Дорогой мой маленький! - пишет Григорий Царевичу Алексею в ноябре 1913 г., - Посмотри-ка на Боженьку, какие у него раночки. Он одно время терпел, а потом так стал силен и всемогущ - так и ты, дорогой, так и ты будешь весел, а вместе будем жить и погостить...»

Вообще у Распутина складывались теплые, трогательные отношения со всеми царскими детьми. Они тянутся к нему душой, любят беседовать, пишут письма и поздравительные открытки, просят помолиться об успехах в учебе. По совету Григория Царица и ее старшие дочери стали работать сестрами милосердия, помогая раненым воинам.

Распутин был для царской семьи одним из самых близких людей. И это не случайно. Царь и царица были глубоко верующими православными людьми. Но их жизнь проходила в обстановке духовного кризиса в обществе, отказа от национальных традиций и идеалов. Поэтому их сближение с сибирским странником носило собою духовный характер.

«В нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в Распутине настоящего русского крестьянина - представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, по своей житейской интуиции твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие...»(59)

Практически во всех публикациях о Распутине принято говорить о его огромном влиянии на Царя. Причем, дурном влиянии. Конечно, Государь прислушивался к советам Григория Ефимовича и нередко принимал их. Как показывало время, это были правильные, полезные советы. Но тем не менее при решении абсолютного большинства вопросов Царь не ставил в известность ни Распутина, ни Царицу. А когда Николай II советовался с Григорием Ефимовичем, он ни в коей мере не был послушным исполнителем его указаний. Историк С.С. Ольденбург специально проследил, как выполнялись политические советы Распутина, и выяснилось, что по важным вопросам Император принимал свое, отличное от Распутина решение.

Но сложившиеся особые взаимоотношения Распутина с царской семьей были использованы врагами самодержавия. Ложь и клевета обрушились на него, как в свое время на Иоанна Кронштадтского, находившегося в дружеских отношениях с Александром III. Кстати, по мнению Вырубовой, Распутин играл в жизни царской семьи такую же роль, как и святой о. Иоанн Кронштадтский, который в свою очередь почитал Распутина за большого молитвенника. Характерно, что этот русский святой при жизни обвинялся в тех же «преступлениях», что и Распутин: еретичество, стяжательство, корысть и даже разврат.

Григорий Ефимович Распутин был человеком независимым. Не склонял он головы перед сильными мира сего, не подобострастничал. Мог отказаться от встречи с князем или графом и уйти пешком на окраину города к ремесленнику или крестьянину. Высокопоставленные сановники не взлюбили такую независимость «простого мужика». О Григории начали злословить. В организации слухов был замешан дядя Николая II - Великий Князь Николай Николаевич, пытавшийся в свое время использовать влияние Распутина на Царя в своих политических целях, но не нашедший поддержки со стороны сибирского старца, который разгадал в нем двуличного, неискреннего человека. Между ними произошла размолвка, и тогда из дворца Николая Николаевича поползли слухи о распутном поведении Григория. Эти слухи бросали тень на Императрицу. Распутин начинает ощущать давление враждебных сил. «Трудно в миру приобрести спасение, - говорит он, - наипаче в настоящее время. Все следят за тем, кто ищет спасение, как за каким-то разбойником, и все стремятся его осмеять».(33)

После этого начинается прямая фабрикация «дел» против Григория Ефимовича. Одно из них - расследование Тобольской консистории о принадлежности его к секте хлыстов. Примечательно, что начато оно после того, как Распутин в мае 1907 г. на церковном сходе прихожан Покровской церкви предложил пять тысяч рублей на постройку нового л храма. Но клеветники восстали против этого богоугодного дела и настроили людей против Распутина. Вот как с горечью вспоминал он об этом: «Батюшка царь... оказал мне милость, понял меня и дал денег на храм. Я с радостью поехал домой и обратился к священникам о постройке нового храма. Враг же, как ненавистник добрых дел, еще не успел я доехать, всех соблазнил. Я сам оказываю помощь в постройке храма; а они ищут меня в пагубной ереси обвинить и такую чушь порют, даже нельзя высказать и на ум не идет. Вот сколь враг силен яму, копать человеку и добрые дела ни во что ставить; обвиняют меня как поборника самых низких и грязных дел, и архиерей всячески восстает».(33)

Итак, дело о принадлежности Распутина к хлыстам было начато в сентябре 1907 г., закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием 7 мая 1908 г. В нем присутствуют обвинения его в распространении лжеучения и образования общества последователей. Основано оно было на том, что Григория часто посещают различные его почитательницы, которых он обнимает и целует, что в его доме проходят ночные собрания и песнопения по сектантским сборникам. В дело включены даже слухи о «свальном грехе» в бане Распутина. К сожалению, в фабрикации дела участвовали священники Православной Церкви. Известно, что Распутин конфликтовал с некоторыми из них. Поводом для этого было понимание того, что Григорий Ефимович почитал служение Богу высоким призванием и не принимал формального отношения к священническому сану, тем паче он восставал против тех, кто считал Церковь только организацией, дававшей им службу и пропитание. Нередко Григорий публично обличал таких священников. Но при всем этом он относился к сану священнослужителя с почитанием. Так он говорил: «Мы ни к духовенству идем, а в храм Божий! Ну... да нужно подумать - худой, да Батюшка. У нас искушение, а у него и поготову, потому что там у него шурин на балах, а теща-то у него кокетничала, а жена много денег на платье извела, и гостей-то у него предстоит много к завтраку. А все же почитать нужно его! Он есть Батюшка - наш молитвенник».(36)

Но все-таки главной, направляющей силой в фабрикации этого дела был, по мнению О. Платонова, внимательно изучившего все обстоятельства, вел. князь Николай Николаевич. И сфабриковано оно было на измышлениях, слухах, домыслах. Не случайно в заключении следствия сказано, что утверждать принадлежность Распутина и его почитателей к хлыстовству нельзя. Видимо, сознавая несостоятельность дела, сами «создатели» не решились дать ему ход, да и вообще никто не опубликовал его, а лишь делались намеки, что оно существует. Но, благодаря тому, что оно было заведено, о Распутине стали активно распускаться самые грязные слухи. Этому способствовали многие органы печати. Словно сговорившись, они начали клеветническую кампанию против сибирского старца. Изучение О. Платоновым источников и архивных данных позволило выяснить организаторов и активных участников распространения клеветы. Ими являлись весьма высокопоставленные лица: Гучков, Львов, Чхеидзе, Некрасов, Амфитеатров, Джунковский, Маклаков, Керенский, Дм. Рубинштейн, Арон Симанович. Что же объединяло этих людей? Согласно документам недавно рассекреченного учреждения -Особого архива, все эти люди являлись членами масонской организации. Благодаря изучению материалов Особого архива, О. Платонов установил, что именно перед началом организованной травли Распутина в Брюсселе на Всемирной ассамблее этой организации вырабатывается идея расшатывания императорской власти путем организованной кампании против Распутина. Об этом же свидетельствуют воспоминания современников, в частности, председателя Государственной Думы М. В. Родзянко.

На участии масонов в антиимператорском заговоре с целью свержения самодержавия и разрушения национальной православной России следует остановиться подробнее, ибо до сих пор этот вопрос исследователи или игнорируют, или иронизируют над ним. Тем не менее факты говорят сами за себя. Итак, по документам рассекреченных архивов О. Платоновым установлено: «К началу 1917г. масонские ложи были практически во всех крупных городах России... Но главное было не в географическом охвате, а в проникновении представителей масонства во все жизненно важные государственные, политические и общественные центры страны...

Масонами были Великие Князья Николай Михайлович и Александр Михайлович, постоянно сотрудничали с масонами Николай Николаевич и Дмитрий Павлович. Масоном был генерал Мосолов, начальник канцелярии министра Царского Двора.

Среди царских министров и их заместителей было, по крайней мере, восемь членов масонских лож - Поливанов (военный министр), Наумов (министр земледелия), Кутлер и Барк (министерство финансов), Джунковский и Урусов (министерство внутренних дел), Федоров (министерство промышленности и торговли).

В Государственном Совете сидели масоны Гучков, Ковалевский, Меллер-Закомельский, Гурно и Поливанов.

Измена проникла и в военное ведомство, главой которого был уже дважды упомянутый нами масон Поливанов. В масонских ложах числились начальник Генштаба России Алексеев, представители высшего генералитета - генералы Рузский, Гурко, Крымов, Кузьмин-Караваев, Теплов, адмирал Вердеревский, и офицерства - Самарин, Головин, Полков-* никое, Маниковский.

Членами масонских лож были многие царские дипломаты - Гулькевич, фон Мекк (Швеция), Стахович (Испания), Лоплевский-Козелл (Румыния), Кондауров, Панченко, Нольде (Франция), Мандельштам (Швейцария), Лорис-Медиков (Швеция, Норвегия), Кудашев (Китай), Щербацкий (Латинская Америка), Забелло (Италия), Иславин (Черногория).

Во главе городской администрации Москвы почти бессменно стояли масоны - городские головы Гучков Н. И. (брат Гучкова А. И.), Астров, Челноков. Масонство проникло и в предпринимательскую среду в лице братьев Рябушинских и Коновалова. (Мы уже не говорим о том, что под контролем масонских лож находилась большая часть средств массовой информации и издательств, в частности газеты - «Россия», «Утро России», «Биржевые ведомости», «Русские ведомости», «Голос Москвы»).

Российское масонство действовало по функциям из-за рубежа. Многие члены масонских лож были связаны клятвой с Великим Востоком Франции... Главной целью масонских лож в России было свержение государственного строя и разрушение Православной церкви...

Масонские ложи всеми возможными путями провоцировали антиправительственные выступления, поддерживали деятельность враждебных Русскому государству сил, готовили заговоры против Царя, Царицы и близких к ним лиц... Организованная травля Распутина стала первым самым крупным делом масонов после первой антирусской революции 1905 г. ..»(79-82)

Клеветническая кампания против Григория Ефимовича велась подло, с попранием всех морально-нравственных норм, и это не считалось у масонов противоестественным, ибо по своему уставу они имеют право на клевету, ложь, фальсификацию и даже преступление ради интересов своей тайной организации. Впрочем именно преступлением и закончилась антираспутинская деятельность масонов…

Григорий Ефимович Распутин, настоящая фамилия которого была Новых (1864/1869/1872—1916), стал известен как «тобольский старец» лет в тридцать, а то и раньше. Старцем его называли за ореол святости, которым он — со злым умыслом или искренне, неизвестно — окружал все свои поступки.

По воспоминаниям современников, по документам, да и по исследованиям современных историков перед нами предстает одна из самых загадочных и противоречивых личностей XIX-XX веков. По-разному описывается его жизнь до 30 лет. До сих пор неясно, как Григорий попал в царский дворец.

Более чем загадочны обстоятельства всей его жизни: например, по одной версии, он слыл человеком необычной сексуальной энергии и сумел сделать всех придворных дам (и не только) своими любовницами, а по другой — наоборот, был импотентом. Утверждают даже, что он являлся членом секты «хлыстов» и устраивал оргии чуть ли не в царском дворце. Некоторые считали, что Распутин был платным немецким шпионом; впрочем, это маловероятно. И не меньше противоречащих друг другу свидетельств породила смерть придворного святого, которого многие принимали за Антихриста.

Григорий Распутин родился в селе Покровское на реке Туре в Тюменском уезде Тобольской губернии. В документах, обнаруженных в этом селе, встречается дата его рождения, которую, по всей видимости, и нужно считать наиболее достоверной, — это 10 января 1869 года. Он оказался единственным ребенком в семье, поэтому воспитание и заботу в детстве получил соответствующие, что и повлияло отчасти на формирование его характера. Вырос Григорий ленивым и почти неспособным к физической работе. Правда, чтобы содержать семью, он стал заниматься пахотой.

Женившись, Распутин не отличался мягкостью и покладистостью. Вспоминают, что он бил жену, часто пил и буянил, поворовывал. Ворованное сено Григорий ездил продавать, но каждый раз возвращался вдребезги пьяным, избитым и без денег. Есть также сведения, что он был довольно болезненным, часто мучился бессонницей. В селе его считали совершенно пропащим человеком. И это при всем том, что одна из дочерей впоследствии в воспоминаниях написала об отце как о человеке добром и отзывчивом!

Впрочем, скоро все это прекратилось. По одной версии, у Григория было видение, по другой — святой пришел к нему во сне и приказал прекратить бесчинства и начать новую жизнь — и тогда Григорий будто бы станет святым. В любом случае, Распутин действительно сильно изменился, стал ежедневно посещать церковь, приходя туда чуть ли не раньше священника. Он стал паломником, обошел все соседние церкви и доходил даже до Киева. Обнаружив дар предсказателя еще в детстве, Григорий скоро прославился как новый святой. Он стал целителем, к нему ходили за советом люди не только из его селения, но и из окрестных.

В большинстве своем пациентами Григория были женщины. Диагностика и методы лечения народного врачевателя отличались необычностью. Он устраивал с женщинами пляски, совместные «очистительные» омовения в бане с непотребными играми... Несмотря на то Что он был православный и сознательно не вступал ни в какие секты, его собственная трактовка вероучения была довольно своеобразной, что и позволяло некоторым обвинять его не только в сектантстве, но и в сговоре с нечистой силой. Впрочем, что только не говорили. Многие из его пациенток, даже видевшие чудесные исцеления и сами лечившиеся у него, утверждали, что никакой святости в Распутине не было.

Некоторое время спустя Григорий появился в Петербурге. Произошел довольно быстрый рост его карьеры. Сначала он появился в Духовной академии с рекомендательным письмом, где описывался как кающийся грешник и человек, обошедший многие святые места. Распутин скоро стал известным в кругах людей, так или иначе связанных с церковью. Но за этим опять последовали обвинения в сектантстве, и если бы за «праведника» не вступились его новые влиятельные знакомые, то ему пришлось бы довольно туго.

Вскоре отношение к Григорию Распутину коренным образом изменилось, и его начали уважать даже те, кто ранее обвинял. Не совсем понятно, чем вызвано такое изменение в отношениях. Вероятно, заступничеством высокопоставленных лиц, а может быть, чем-то еще. Во всяком случае, в 1905 году Григория представляют царственной семье — Николаю II и Александре Федоровне. Императрица сохранила неизгладимое впечатление еще от первой встречи с ним, Николай называл его божьим человеком, хорошим, простым и добрым, после беседы с которым на душе делается легко и спокойно.

Каким бы исключительным ни казался этот случай, но Распутин быстро завоевал расположение малообщительных и замкнутых государей и через некоторое время оказался во дворце. Возможно, Григорий воспользовался гипнозом, даром которого, вне всякого сомнения, он обладал. На руку ему был еще и тот факт, что «старец» излечил царевича Алексея, больного гемофилией. И в скором времени Распутина пригласили на постоянное место жительства во дворец на должность лампадника. Коллекция старинных икон, возле которых неугасимым огнем горели лампады, была слабостью последнего русского царя, и то, что Григорию была поручена такая ответственная должность, говорит о высшем доверии Николая к нему.

Григорий Распутин совсем не был похож на придворного, хотя фактически стал им, и, в первую очередь, благодаря внешнему облику. Никакого льстивого выражения лица или горделивой осанки, но и никакого благообразия, а только твердый, суровый и гипнотизирующий взгляд. Особенно выглядели его одежда и прическа: подпоясанная русская рубаха, простые штаны и высокие сапоги, прямые, длинные и сальные волосы; одевался он довольно неряшливо. И поведение его больше было похоже на мужицкое, чем на придворное.

С объективностью святого он не делал различий между дворянином и простым человеком. Священникам Григорий не кланялся, а разговаривал с ними довольно мягко и с юмором, совсем не так, как положено. Все это делало его непопулярным в высшем обществе, считавшем его выскочкой с дурными манерами, или, как сказали бы в начале XIX века, моветоном. Депутат Государственной думы Пуришкевич, например, откровенно говорил в кругу близких знакомых о своем желании убить «эту гадину, Распутина». Царь с супругой, наоборот, были в восторге от «тобольского старца».

Распутин, можно сказать, постепенно становился советником при монархе. Он не позволял себе слишком многого, держался осторожно, но все же имел некоторое влияние в вопросах внутренней политики. Видя рост его карьеры, завистники лелеяли планы черной мести, старались любым способом дискредитировать Григория, шантажировали его. Некоторые бывшие друзья и покровители стали его недругами. Но в то же время Распутин был фигурой неординарной и из-за этого имел немало поклонников. Правда, многие из этих «поклонников» считались не меньшими авантюристами, чем сам Григорий Распутин, и старались использовать связи с ним в Личных целях, причем самых разнообразных.

Дума просто ненавидела Распутина, и он отвечал ей взаимностью. Императрица, покоренная Григорием, даже требовала ее роспуска, но вскоре, к счастью, срок полномочий Думы закончился. К этому времени относится покушение на жизнь «тобольского старца» некоей Феонией Гусевой, которая пребывала в полной уверенности, что убивает Антихриста. Как видим, и во время жизни Распутина бытовали противоположные точки зрения о его личности: от святого до дьявола. Но к началу Первой мировой войны — в середине 10-х годов XX века — Григорий был уже в царском дворце. Он подоспел «на подмогу царю» как раз вовремя.

Николай II, человек более семейный, чем государственный, казался обескуражен создавшимся военным положением и перестал доверять советникам, но привлек к решению государственных вопросов Распутина. Часто одна записка Григория, написанная против всех орфографических правил, решала судьбы чиновников, подталкивала к важнейшим политическим шагам, способствовала назначению министров. К слову, отчасти это стало причиной того, что впоследствии Николай лишился трона.

Александра Федоровна также полностью доверялась советам Друга, как они с супругом называли Григория. Часто эти советы способствовали единственно правильному решению, но, похоже, не менее часто они были продиктованы интересами самого Распутина. Например, он требовал, чтобы войскам не давали подкрепления только из-за того, что в этом случае его сыну Дмитрию пришлось бы идти на войну. (Кстати, Дмитрия все-таки призвали, но прослужил он в санитарном поезде, где было не так опасно.)

Вообще, нужно заметить, что хотя Распутин практически и не жил с семьей, но заботился о ней — о жене, сыне, двух дочерях. Жена Прасковья, которая провела всю жизнь в родном селе Покровском, к такому положению вещей относилась совершенно спокойно. Зная о сексуальном темпераменте мужа и его многочисленных любовницах. Прасковья не раз говорила, что «у него на всех хватит».

А императрица, похоже, действительно находилась под влиянием чар авантюриста. Это, возможно, объяснялось тем, что Распутин некогда вылечил ее сына Алексея. Не было такого поступка Григория, который не восхищал бы ее, и она верила во все его прорицания. Например, когда выяснилось, что русские войска несут большие потери, Распутин заявил, что погибшие воины стали светильниками у престола Господа Бога, а Александра Федоровна, передав эти слова мужу, добавила: «Это восхитительно!»

Недовольство, и даже более того, возмущение народа поведением Григория Распутина росло с каждым днем. Стало известно о заговорах против него и планирующемся покушении, поэтому около дома «тобольского старца» постоянно дежурила охрана. И тем не менее, покушение удалось. О нем ходили самые разные слухи. Одна версия, самая распространенная, заключается в следующем.

Заговор составили князь Феликс Юсупов (главный исполнитель, он был мужем племянницы царя Николая, Ирины), Пуришкевич и еще несколько человек. По заранее разработанному плану, Юсупов пригласил Распутина к себе домой, чтобы познакомить его со своей женой. Правда, Ирина в эти дни отсутствовала в городе, но Григорий об этом не знал. Заговорщики были поражены, увидев Распутина нарядным, в новой одежде (обычно он одевался крайне неряшливо). Гостю сказали, что Ирина занята приготовлениями к приему гостей, и для подтверждения этих слов доже включили фонограф с записью шума и гула голосов якобы приглашенные уже начали прибывать.

В ожидании хозяйки Юсупов предложил Распутину съесть несколько пирожных и выпить вина — любимой распутинской мадеры. Тот поначалу отказывался от угощения, но потом все-таки отведал его: съел два пирожных и выпил два бокала мадеры. Оторопев, князь во все глаза смотрел на гостя. Дело в том, что и в пирожные, и в вино был подмешан сильнейший яд -— цианистый калий. Дозы, которую уже принял Григорий, хватило бы на то, чтобы убить нескольких человек. У Распутина же лишь немного першило в горле.

Вероятно, Григорий все-таки догадался о намерениях хозяина, потому что смотрел на него по меньшей мере подозрительно. Все же они продолжали вести приятную беседу, и Юсупов даже пел для «старца» под гитару. Прошло почти два с половиной часа, и все «приготовления» супруги Юсупова давно должны были закончиться. Князь извинился и вышел, чтобы посмотреть, в чем дело. В действительности же он поднялся к заговорщикам, с нетерпением ожидавшим его на верхнем этаже, и объяснил им ситуацию.

Поначалу некоторые предлагали отпустить Распутина, поскольку на него не подействовал яд. Но затем справедливо решили, что более удобного случая для расправы с ненавистным фаворитом может и не представиться, и постановили убить его любым способом. Юсупов взял револьвер и спустился к ожидавшему его Распутину. Они еще немного поговорили, и князь привлек внимание Григория к распятию, висевшему на стене. Когда тот отвернулся, Юсупов выхватил револьвер и выстрелил ему в спину. Распутин покачнулся, но не упал, а повернулся. Тогда князь толкнул его изо всех сил, и «старец» повалился на пол.

Юсупов побежал за остальными. Заговорщики вбежали в комнату вместе и увидели, как Распутин мечется в агонии, сжимая в кулак одну руку, а другой закрывая себе глаза. По телу его пробегала судорога, но он все еще был жив. Что самое странное, кровь не текла, хотя пуля задела легкое и застряла в печени — тяжелейшее ранение. Наконец Григорий затих. Врач Лазоверт, бывший среди заговорщиков, объявил, что Распутин скончался.

Оказалось, что все не так просто. Заговорщики сидели в доме, охваченные странным оцепенением и предчувствием чего-то нехорошего. Князь решил спуститься в подвал, куда перенесли тело Григория, чтобы проверить что-то. Труп лежал в том положении, в котором его оставили. Юсупов, сам не зная зачем, встряхнул его. И вдруг Распутин открыл глаза.

Конечно, такое «чудесное воскрешение» казалось довольно сомнительным после страшной дозы цианистого калия и пули из браунинга, но эти факты известны со слов самого князя Юсупова.

О том, что Распутин являлся человеком необычным во всех отношениях, спорить не приходится. Мы просто рассказываем о событиях так, как о них повествуют источники.

Итак, Распутин, у которого до этого совершенно не прощупывался пульс, раскрыл глаза и довольно отчетливо произнес: «А ведь завтра, Феликс, ты будешь повешен...» Юсупов одеревенел. Григорий Распутин тем временем поднялся на ноги, неестественно двигая руками и перемогая судороги, и вдруг набросился на князя и принялся душить его. Юсупов отчаянно сопротивлялся и наконец сбросил с себя «старца». Тот резко взбежал по лестнице и скрылся за дверью.

Пуришкевич тем временем, неизвестно зачем сидевший с заряженным «соважем», с громаднейшим изумлением увидел в окно, как Распутин, которого он не далее получаса назад видел мертвым, бежит по снегу, тяжело переваливаясь. Сначала он отказался верить своим глазам, но потом выскочил на улицу и кинулся вдогонку. На ходу он дважды выстрелил и оба раза промахнулся.

Мелькнула глупая мысль: неужели он и на самом деле заговорен? Но следующая пуля попала Распутину в спину, а еще одна в голову. Даже после этого «старец» упал не сразу, а пытался бежать, ловя руками воздух и бессмысленно крутясь на месте. Рухнув, Григорий все еще дергал головой и извивался, пытаясь встать. Подбежав, Пуришкевич ударил его ногой в висок и бил до тех пор, пока тот не затих.

Тем временем подоспели остальные заговорщики. Переворачивая тело, они с ужасом обнаружили, что Распутин еще жив. Удары посыпались на него, и он опять стих. Тело завернули в занавески, сорванные с окон, затащили в машину и отвезли на Малую Невку, где и утопили. Через какое-то время тело обнаружили и опознали в утопленнике Григория Распутина. Заключение врача гласило, что Распутин был жив под водой еще семь минут и отчаянно боролся за жизнь.

О том, что произошло после убийства «старца», существуют разные версии. По одной из них, убийцы сразу сознались в совершенном, в другой утверждается, будто они и на допросе стали отпираться. Говорят, что царь, узнав об убийстве, был очень возмущен случившимся. Однако, по свидетельству некоторых современников, он втайне обрадовался, потому что в последнее время Григорий Распутин очень мешал государю, постоянно навязывая свое мнение ему и Александре Федоровне.

Так или иначе, дело о смерти Распутина было закрыто без видимых последствий для убийц, а соответствующие документы царь сжег лично. Вскоре, как это обычно бывает, появились люди, исповедовавшие идеи и образ жизни «тобольского старца».

Например, преемником Распутина выступил некий Вася-босоножка, масштаб деятельности которого, конечно, не был сравним с деяниями его знаменитого предшественника.

Существуют детали, которые уточняют или несколько изменяют картину убийства. Например, некоторые утверждают, что Распутина заманили в гости не к Ирине, а к Вере Каралли, красавице-актрисе. Эту версию трудно доказать или опровергнуть, т. к. во время преступления из дома слышались женские крики, неизвестно кому принадлежавшие. Есть и версия, полностью противоречащая первой: Григория Распутина зарезали братья Романовы, племянники Николая II, и смерть наступила мгновенно.

Похоронили Григория Распутина в Царском Селе и рядом построили часовню. Потом, однако, тело сожгли и перезахоронили в другом районе Петербурга. Говорят, что вскоре на березе, росшей рядом с его могилой, появилась надпись на немецком языке: «Здесь зарыта собака». Теперь на этом месте находится одна из станций петербургского метро.

Оклеветанный священномученик, колдун, герой-любовник, немецкий шпион или ересиарх? «Вокруг света» разобрался, кем на самом деле был фаворит последнего российского императора

Григорий Распутин. Фото 1900 года

У Григория Распутина была другая фамилия

Да . Именоваться Григорием Распутиным-Новым, или просто Григорием Новым, «старцу» по его просьбе официально разрешил Николай II. «Проживая в селе Покровском, я ношу фамилию Распутина, в то время как многие односельчане носят ту же фамилию, отчего могут возникнуть всевозможные недоразумения», - объяснял Григорий в прошении на имя императора от 15 декабря 1906 года. Вероятно, «старец» также хотел нейтрализовать негативные ассоциации, которые вызывала фамилия Распутин.

Крестьянин Распутин был единственным духовным наставником «из народа» при дворе

Нет . В начале XX века в высших кругах Российской империи вошло в моду общение с носителями «народной веры» - всевозможными целителями-чудотворцами, блаженными, нищими странниками. У Распутина при дворе были предшественники, в частности юродивый Митя Козельский и кликуша Дарья Осипова.


Немецкая группа Boney M , исполнители хита 1978 года Rasputin , в Москве

Распутин пользовался невероятным успехом у женщин

Да . По многочисленным свидетельствам, Распутина окружала толпа почитательниц, в том числе знатных и влиятельных дам. Женщины отмечали, что непривлекательный внешне «старец» обладал необъяснимой притягательностью. Двусмысленно выглядело в глазах общества «духовное наставничество», когда Распутин посещал вместе с поклонницами баню или укладывал их рядом с собой на кровать, но «старец» утверждал, что таким образом избавляет дам от греха блуда и гордыни, а сам воздерживается. Несколько раз Григорию, впрочем, случалось получать по лицу от собеседницы, не увидевшей разницы между «духовной практикой» и домогательством.


Распутин (слева) с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Фото 1908 года

Распутин был монахом или священником

Нет . Дочь «старца» Матрена в 1919 году рассказывала: «Кажется, у него была мысль уйти в монастырь, но потом он эту мысль оставил. Он говорил, что ему не по душе монастырская жизнь, что монахи не блюдут нравственности и что лучше спасаться в мире». Председатель Госдумы Михаил Родзянко возмущенно указывал императору, что Распутин, не имея сана, носит иерейский крест, положенный священнику. Последователи Григория именовали его «старцем» - духовным наставником, каковым мог быть и мирянин.


Цесаревич Алексей. Фото начала 1910-х годов

«Старец» умел исцелять приступы страдавшего гемофилией цесаревича Алексея

Да . Тому есть многочисленные свидетельства. Исследователи полагают: причина в способностях «старца» к воздействию внушением. По мнению генетика Джона Холдейна, если с помощью гипнотических приемов снять у пациента стресс, это может вызвать сужение мелких сосудов артериальной системы и тем самым уменьшить кровотечение. Профессор Александр Коцюбинский полагает, что Распутин внушал цесаревичу мысль об улучшении состояния, а также успокаивал родных мальчика, чем и помогал преодолеть кризис.


Хлыстовское радение

Распутин был сектантом

Нет . «Какой же я хлыст. Упаси Господи. В церковь хожу, признаю все догматы, молюсь», - заявлял «старец». Однако многие подозревали Распутина в сектантстве из-за его экзальтированного поведения, вегетарианства, а особенно из-за обычая посещать баню вместе с почитательницами: эта «духовная практика» очень напоминала хлыстовские радения, нередко переходившие в оргии. По мнению религиоведа Сергея Фирсова, в странствиях Распутин общался в том числе и с религиозными вольнодумцами, от которых мог набраться неортодоксальных идей. Но для хлыста смысл жизни - интересы его общины («корабля»), а Распутин был слишком независим и эгоцентричен.


Страница из дневника Григория Распутина

Распутин был необразованным

Да . Со слов современника, Григорий считал деньги так: «Две сотки рублей, три сотки», потом у него шли «тыщи», которыми он жонглировал уже совершенно произвольно. Он самостоятельно выучился писать, но не знал ни орфографии, ни пунктуации; две книги Распутина были записаны под диктовку и основательно отредактированы.


Скульптор Наум Аронсон за работой над бюстом Распутина. 1915 год

«Старец» был немецким шпионом

Нет . «Любимца двора, странного человека Григория Распутина молва признала немецким агентом, толкающим царя на сепаратный мир с Германией», - вспоминал певец Федор Шаляпин. Офицер российской контрразведки Александр Резанов, проверявший эти слухи, утверждал: «Я должен по совести сказать, что я не имею оснований считать его немецким агентом». Для шпиона Распутин слишком откровенно высказывал симпатии Германии. К тому же выводу пришел и британский посол Джордж Бьюкенен, чьи осведомители следили за «старцем»: если Распутин и поставлял вражеской державе ценные сведения, то невольно, имея привычку выбалтывать в обществе содержание своих бесед с царем.


Портрет Александры Федоровны. Николай Бондаревский. 1907 год

Распутин был любовником императрицы

Вряд ли . В 1912 году депутат Гучков обнародовал ее письмо к «старцу»: «Я только тогда душой покойна, отдыхаю, когда ты, учитель, сидишь около меня, а я целую руки твои и голову свою склоняю на твои блаженные плечи». «Только тот, кто не знал императрицу, ее возвышенный дух и кристально чистую семейную жизнь, лишь глубоко порочные люди, фанатики или любители скандалов могли увидеть в этом письме подтверждение возмутительной клеветы», - заявлял Александр Спиридович, начальник дворцовой охраны. В донесениях филеров охранки, приставленных к Распутину, нет и намеков на опасную связь.


Исследователи считают: третий выстрел был сделан из револьвера Webley , оружия британской армии

Распутин был убит британским разведчиком

Вряд ли . Как известно, «старца» после неудачной попытки отравить застрелили заговорщики-монархисты в ночь с 16 на 17 декабря (ст. ст.) 1916 года во дворце князя Юсупова на Мойке в Петербурге. Отставной британский детектив Ричард Каллен и специалист по истории разведки Эндрю Кук, указывая на нестыковки в деталях описания убийства участниками, предположили, что Феликс Юсупов и депутат Владимир Пуришкевич скрывали информацию о третьем стрелявшем, агенте английской разведки Освальде Рейнере, друге князя. Однако проводивший вскрытие тела «старца» профессор судебной медицины Дмитрий Косоротов свидетельствовал, что найдена только одна пуля и установить число стрелявших нельзя. Присутствие Рейнера на месте преступления не имеет веских доказательств. У британских спецслужб были все основания желать смерти Распутину, ратовавшему за сепаратный мир России с Германией, однако у российской элиты хватало собственных мотивов для устранения «старца», и она не скрывала этого.


Изображение Распутина по канонам иконописи

Распутина причислили к лику святых

Нет . Движение за канонизацию «старца» началось в 1990-е годы, было создано несколько иконописных изображений, утверждают, что среди них есть и мироточивые. На Архиерейском соборе 2004 года иерархи официально высказали позицию РПЦ: достаточных оснований для причисления Григория Распутина к лику святых нет. «Он дискредитировал монархию и последнего русского императора, чем и воспользовались враги отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России», - еще в 2002 году заявил патриарх Алексий II.

Кино. «Безумный монах»

«Распутин и императрица» .

Режиссер: Ричард Болеславский.

В роли Распутина Лайонел Бэрримор.

«Распутин» («Распутин, демон женщин») .

Режиссер: Адольф Троц.

В роли Распутина Конрад Фейдт.

«Распутин» («Трагедия империи») .

Режиссер: Марсель Л’Эрбье.

В роли Распутина Гарри Бор.

«Распутин: безумный монах» .

Режиссер: Дон Шарп.

В роли Распутина Кристофер Ли.

«Николай и Александра» .

Режиссер: Франклин Шеффнер.

В роли Распутина Том Бейкер.

«Агония» .

Режиссер: Элем Климов.

В роли Распутина Алексей Петренко.

«Распутин» .

Режиссер: Ули Эдель.

В роли Распутина Алан Рикман.

«Анастасия» .

Мультфильм студии Disney .

Режиссеры: Дон Блут, Гэри Голд­ман.

Распутина озвучил Кристофер Ллойд.

«Хеллбой» .

Режиссер: Гильермо дель Торо.

В роли Распутина Карел Роден.

«Заговор» .

Режиссер: Станислав Либин.

В роли Распутина Иван Охлобыстин.

«Распутин» .

Режиссер: Жозе Дайан.

В роли Распутина Жерар Депардье.

«Григорий Р.» .

Режиссер: Андрей Малюков.

В роли Распутина Владимир Машков.

Фото: Alamy / Legion-media, AKG / East News (x2), Mary Evans / Legion-media, Library of Congress, Алексей Варфоломеев / РИА Новости, Fine Art images (x2), Alamy, Everett collection (x5) / Legion-media, Getty Images, Diomedia (x3), PhotoXPress.ru, ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба «The Walt Disney Company Russia & CIS», Orthodox33

Григорий Распутин. Свидетельства его святости

Писатель Игорь Евсин о пророческом даре старца Григория

Пророчествовать Распутин стал уже с юности.
После странствий по святым местам, подвигов подвижничества, общений с духоносными старцами и дерзновенных молитв ко Господу «стал Григорий уже не говорить, а изрекать, подолгу задумываясь, прежде чем одарить ответом.
И ответы его, загадочные, отрывистые, стали походить на пророчества и чтение в сердцах людских».
Первое пророчество появившегося в Петербурге старца Григория можно отнести к 1907 г., когда однажды Вырубова спросила его, будет ли она счастлива в браке.
Анна Александровна была обручена с лейтенантом флота, и все думали, что её ждет прекрасное будущее.
Однако старец Григорий сказал: «Свадьба состоится, но мужа у тебя не будет».

Впоследствии оказалось, что муж Вырубовой был тяжело болен и не мог жить нормальной семейной жизнью.

Так сбылись слова старца. Брак Вырубовой оказался несчастливым, и вскоре она рассталась со своим мужем.
Вот что говорила она об этом на следствии ЧК Временного правительства: «С Распутиным я познакомилась в 1907 г. у Милицы Николаевны. Я очень волновалась, тем более, что она сказала: «Попросите у него о чём хотите. Он помолится. Он может всё у Бога. Я, озабоченная браком, так, как очень мало знала своего жениха, спросила, следует ли мне выходить замуж. Распутин ответил, что советует выйти замуж, но что брак будет несчастлив. Прожив с мужем полтора года, я развелась, так как он, оказалось, страдает психической болезнью».
Перед началом русско-японской войны Григорий Распутин пророчествовал о том, что вскоре в Цусимском сражении погибнет русский флот.
Так и случилось.

Как рассказывал епископ Феофан (Быстров): «В то время находилась в плавании эскадрилья адмирала Рождественского. Поэтому мы спросили Распутина: «Удачна ли будет встреча с японцами?» .
Распутин на это ответил: «Чувствую сердцем, утонет».
И это предсказание впоследствии сбылось в бою при Цусиме».

Чем ближе надвигалась революция 1917 года, тем мрачнее делались пророчества старца Григория.

Он предвидел, что в столице начнётся бунт в очередях за хлебом и потому всячески советовал Царю снабдить город продовольствием
.
В одном из писем Царицы Александры Фёдоровны своему мужу говорилось: «Ему [Распутину] ночью было что-то вроде видения, трудно пересказать, он говорит, что всё это очень серьёзно.
Он предлагает, чтобы в течение трех дней приходили вагоны с мукой, маслом и сахаром.
Это в данную минуту даже более необходимо, чем снаряды и мясо.
Для этого нужно сократить пассажирское движение, уничтожить 4-е классы на эти дни и вместо них прицепить вагоны с маслом и мукой из Сибири.
Недовольство будет расти, если положение не изменится.
Люди будут кричать и говорить тебе, что это невыполнимо. Но это необходимая, важная мера...»
.

Всё случилось так, как он пророчествовал.

Именно с нехватки хлеба в Петрограде началась Февральская революция.

Пророчествовал старец Григорий и о своей смерти.

В своих дневниковых записях о России накануне революции Морис Палеолог писал: «Его преданные друзья, г-жа Г. и г-жа Т., были поражены его грустным настроением. Он несколько раз говорил им о своей близкой смерти. Так он сказал г-же Т.:
«Знаешь ли, что я скоро умру в ужаснейших страданиях? Но что же делать? Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для спасения моих дорогих Государей и Святой Руси».

Говоря о своей гибели, старец Григорий пророчествовал, что на сороковой день после его смерти случится тяжёлый приступ болезни.
Протоиерей Георгий Щавельский в своих воспоминаниях писал: «Незадолго до смерти старец предсказывал, что после его смерти тяжко заболеет наследник.

24 февраля 1917 года, после обеда, когда Государь обходил гостей, я, стоя рядом с проф. Фёдоровым, спрашиваю его: - Что нового в Царском? Как живут без старца? Чудес над гробом ещё нет.
- Да вы не смейтесь! - серьёзно заметил мне Фёдоров. - Ужель начались чудеса? - опять с улыбкой спросил я.

- Напрасно смеётесь! В Москве, где я гостил на праздниках, так же вот смеялись по поводу предсказания Григория, что Алексей Николаевич заболеет в такой то день после его смерти. Я говорил им: «Погодите смеяться, - пусть пройдёт указанный день!».
Сам же я прервал данный мне отпуск, чтобы в этот день быть в царском: мало ли что может случиться в этот день!
Утром указанного старцем дня приезжаю в Царское Село и спешу прямо во дворец.
Слава Богу, наследник совершенно здоров!
Придворные зубоскалы, знавшие причину моего приезда, начали вышучивать меня: «Поверил старцу, а старец на этот раз промахнулся!» .
А я им говорю: «Обождите смеяться, - иды пришли, но иды не прошли!» .
Уходя из дворца, я оставил номер своего телефона, чтобы в случае нужды сразу могли найти меня, а сам на целый день задержался в Царском.
Вечером вдруг зовут меня: «Наследнику плохо!».
Я бросился во дворец.
Ужас - мальчик истекает кровью!
Еле-еле удалось остановить кровотечение.
Вот вам и старец...
Посмотрели бы вы, как наследник относился к нему!
Во время этой болезни матрос Деревенько однажды приносит наследнику просфору и говорит: «Я в церкви молился за вас, и вы помолитесь святым, чтобы они помогли вам скорее выздороветь!» .
А наследник отвечает ему: «Был святой Григорий Ефимович, но его убили. Теперь и лечат меня, и молятся, а пользы нет. А он, бывало, принесёт мне яблоко, погладит меня по больному месту, и мне сразу становится легче. Вот вам и старец, вот и смейтесь над чудесами».

Самое страшное и, к сожалению, полностью сбывшееся пророчество старец Григорий написал в своём предсмертном письме к Государю.
В нём, в частности, говорится следующее:

«Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что ещё до первого января я уйду из жизни.
Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе русский Царь некого опасаться.
Оставайся на своём троне и царствуй.
Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замараны моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки.
Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течении двадцати пяти лет не будет в России дворянства.
Русской земли Царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай:
если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т. е. детей и родных не проживёт дольше двух лет. Их убьют.. ..».

Предугадывая свою собственную гибель, а потом и гибель Царской семьи, как восхождение на Голгофу, ещё в 1913 году старец говорил царевичу Алексею: «Дорогой мой маленький! Посмотри-ка на Боженьку, какие у него раночки. Он одно время терпел, а потом стал так силен и всемогущен - так и ты, дорогой, так и ты будешь весел и будем вместе жить и погостить. Скоро увидимся».

Как предсказал старец Григорий - так и сбылось.

Вместе с царской семьей он жил в земной жизни, творя одно только добро, но претерпевал за это одни только поношения и клевету.

Так же, как и Распутин Царская семья была ритуально убита.

Их гибель разительно похожа с самого начала - убийство старца и царственной семьи происходило в подвале.

Потом к месту убийства была подброшена собака, потом сожгли их окровавленные одежды.

Как в одном, так и в другом случае было перезахоронение и попытка сожжение тел.

Но главное заключается в том, что на небе они по пророчеству старца Григория увиделись, встретились в веселии, то есть в Царствии Божием.
«Вместе жить и погостить» - это сказано об общности их как земной, так и небесной судьбы.

Погостив на земле, они вечно стали вместе жить на небесах и вместе молиться о спасении России.
Потому, почитая святыми Царственных Мучеников, мы должны почитать и старца Григория - молитвеника за Россию.

И необходимо как можно скорее канонизировать пророка и чудотворца, человека Божия, мученика Григория Распутина-Нового.
Как говорил праведный старец протоиерей Николай Гурьянов:

«Мы и так уже опоздали. Россия несёт за Григория епитимью. Надо скорее очистить Григория и ВСЕ НАШЕ РУССКОЕ от неправды...».

Среди множества неоднозначных личностей, подаренных нам русской землей, был Григорий Распутин. Практически неграмотный уральский мужик обрел такую необъяснимую известность, которой не было ни у царей, ни у великих...

Среди множества неоднозначных личностей, подаренных нам русской землей, был Григорий Распутин. Практически неграмотный уральский мужик обрел такую необъяснимую известность, которой не было ни у царей, ни у великих полководцев, ни у власти держащих. Даже сегодня не стихают споры о его способностях, странной кончине. Кто же ты Гришка Распутин? Провидец или демон?

Григорий Ефимович Распутин жил в ту пору, когда Россия пребывала в ситуации, что было необходимо что-то перестраивать, очевидцем и действующим лицом этих изменений он и был. Григорий Распутин родился 21 (по старому стилю - 9) января 1869 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. Прародителей Распутина можно считать пионерами Сибири. Тогда-то они и получили фамилия Изосимовы, в честь Изосима, который покинув Вологодский край ради Урала. Распутиными стали два сына Насона Изосимова - и далее их дети.

Григорий Распутин был пятым ребенком в семье, правда все предыдущие дети умерли еще в детстве. Назвали Григория по имени святителя Григория Нисского. При описании детских лет Распутина, его зачастую описывали как богатыря, подковы гнущего, а в реалии рос он мальчиком хиленьким и был плох здоровьем. С одной стороны, Распутина описывают, как набожного человека, который, молился как о людях, так и о животных. Ему приписывали разные чудодейственные дарования, в частности он умел поладить с домашней скотиной. А с другой стороны, многие описывают молодые года Распутина как череду преступных и безнравственных лет, в которых присутствовали прелюбодеяния и воровство.


Григорий Ефимович на плясках повстречал свою будущую жену. Женился как он, говорил по любви. Её имя Прасковья Фёдоровна Дубровина. По началу все в их жизни шло гладко. Но вот родился первенец …Жизнь его оборвалась через несколько месяцев. Не было предела горю его родителей. Распутин усматривал в этом трагическом событии какой-то знак свыше. Он постоянно молился, боль его стихала в молитвах. Вскоре у пары родился второй ребенок — опять мальчик, позже еще две дочери.


Близкие потешались над ним. Он перестал есть мясо и сладкое, ему слышались голоса, от Сибири до Петербурга и назад он ходил пешком, жил на подаяния. Все его откровения призывали к покаянию. Иногда эти предсказания чисто случайно могли совпасть (пожары, падеж скота, гибель людей) - и простой люд поверил, что полоумный — провидец. К нему потянулись ученики, и ученицы. Это длилось примерно 10 лет.

В 33 года Григорий решал ехать Петербург. Его протежировал ректор Духовной академии епископ Сергий представляя его как «божьего человека».

Главным пророчеством старца оказалось предречение погибели нашего флота при Цусиме. Скорее всего, все его пророчество была банальная аналитика прочитанного в газете, и про устаревшие корабли, про разрозненное руководство, отсутствие секретности. Николай II был человеком безвольным и суеверным. Под стать себе он выбрал и жену. Она питала доверие к мистике, прислушивалась к «народным старцам». Поражение в русско-японской войне, смута внутри государства, гемофилия наследника в полной мере расшатало их психическое состояние. Поэтому появление в царском дворце Распутина вполне ожидаемо.

Впервые чета Романовых и Распутин встретились 1 ноября 1905 года. Мало образованный мужлан навсегда поселился в царском доме, захватил их дух и головы. Со временем его назначили духовником Романовых, после этого двери дворца и супружеских покоев были для него открыты всегда. В это же время он произносит свою сакральную фразу: «Пока я жив, будет жить и династия».

Все увеличивающееся влияние Распутина пугала двор. С ним пытались побороться законным путем, расследуя его деятельность, религиозным, Синод пытался развенчать его личность. Все бесполезно. Феномен Распутина непонятен до сих пор. Он на самом деле мог облегчить приступы гемофилии наследника, стабилизировать психику императрицы. Что он для этого делал? Как утверждали очевидцы Распутин был обладателем странного взгляда, это заключалось в глубоко посаженных серых глазах, которые как будто излучали свет изнутри и сковывали волю царского семейства.

Этот оборотень, обосновавшийся во дворце назначал и снимал чиновников по телефону, решал судьбу России на международной арене, порывался поехать на фронт, рекомендовал царю встать главнокомандующим, что из этого вышло известно. Распутин вершитель судеб, чьи приказы не могли быть не исполнены, так как неисполнение приравнивалось к самоубийству. Этот мужик не знал грамоты, научившись писать со временем лишь какие-то каракули. А уж о моральном облике даже не стоит упоминать. Вереница пьянок, оргий, проституток до конца жизни.

Первое покушение на него состоялось 29 июля 1914 года, ненормальная Хиония Гусева бросилась на старца с ножом и ранила того в живот. Он выжил.

В ночь на 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Романов и депутат Пуришкевич позвали в гости Распутина в Юсуповский дворец. Когда не удалось его отравить цианидом, Юсупов стреляет в Распутина из револьвера в спину, но и это не убило провидца, тогда Пуришкевич трижды стреляет в Распутина, тело связали и бросили в Неву. Самое удивительное, что когда выловили труп и провели вскрытие, в легких обнаружили воду, то есть он утонул. Мистика. Царица была вне себя от злости, но по требованию императора участников заговора не тронули. Распутина погребли в Царском Селе.

Вскоре пророчество Гришки сбылись. Династия рухнула. Тело Распутина решили эксгумировать и сжечь.

Кто же ты, мужик Распутин? Со временем православные круги предлагали канонизировать личность Гришки Распутина. Предложение не поддержали. Но это все равно не помешало появиться религиозным ученикам Распутина. Семейство Распутина, кроме дочери Матрены, которая уехала во Францию, а потом в Америку, было раскулачено и отправлено в Сибирь, где след их теряется.