Правда ли то, что дагестанские ковры ценятся выше персидских? Ковры и ковровые изделия дагестана Простые и узорчатые паласы.

Дагестан является центром ковроткачества на территории России. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с четкими композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречны и четко сплетены, основные орнаменты большие по размеру. В тканых изделиях характерно сочетание теплых и холодных цветов. Об этом типе ковров мы и поговорим сегодня

Ковроткачество в Дагестане

Мастерство ковроткачества традиционно передается из поколения в поколение. Девочки начинают наблюдать за матерями на работе. В Табасаранских семьях женщины являются основными кормильцами семьи, поскольку они зарабатывают больше денег, чем мужчины.

Лучшие шерстяные ковры из России ткут в Табасаране (провинция на юге Дагестана). Именно здесь делают произведения ручной работы, а именно табасаранские ковры, используя техники многовековой конструкции.

Жители Табасарана, проживающие в Дагестане, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество.

В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет.

Со временем ковры стали включать узоры, которые стали более сложными и элегантными. Их уровень содержания был знаком статуса их владельца.

В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме. В бедных семьях безворсовые сумахи лежат на полу. Более богатые семьи покрывают полы тяжелыми коврами.

Ковры здесь изготавливаются практически в каждом доме. Если они не продаются, они изготавливаются для использования дома. Цены на них иногда настолько высоки, что после продажи одна семья более полугода может комфортно жить. Такое ковровое изделие по стоимости эквивалентно паре лошадей или нескольким головам мелкого рогатого скота.

Для того чтобы сделать ковер, вы должны сначала сделать базу. Плотные хлопчатобумажные нити плотно обвиваются вокруг параллельных рамок. Затем несколько женщин садятся за машину и начинают свою основную работу.

С помощью специального крючка они завязывают вокруг каждой нити узел из цветной пряжи. Эти мастера работают в головокружительном темпе.

Когда один рядок закончен, они отжимают его, используя тяжелый гребень. Неровные концы отрезаются при помощи больших ножниц. Так они достигают определенной глубины ворса.

Чтобы убедиться, что они не ошиблись в шаблоне, женщины проверяют схему по шпаргалке. Однако более опытные ткачихи знают картину сердцем.

Наиболее ценными считаются ковры из шерсти, окрашенные с использованием натуральных красителей. Навыки получения того или иного цвета передавались из поколения в поколение. Много различных цветов можно сделать, используя растения, минералы или насекомых.

После того, как женщины заканчивают свою работу, ковры торжественно выносятся во двор. Ковер теперь должен быть отправлен его владельцу. Он или она сможет наслаждаться изделием не менее 300 лет.

Табасаранские ковры отличаются невероятной долговечностью, секрет которой кроется в особой технике изготовления высококачественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета с помощью натуральных красителей: коры ореха, полыни, барбариса.

В прошлом в каждом доме была ткацкая машина. Если они не использовались, их тщательно разбирали и хранили до того момента, пока они не понадобились. У молодой девушки из Табасарана всегда было два больших ковра и один маленький ковер в приданом.

Экскурс в историю

Искусство ковроткачества как традиционное народное ремесло развивается и уходит корнями в древние века, передавая секреты мастерства из поколения в поколение, от матери к дочери, совершенствуя дизайн и композицию, внедряя новые идеи.

Ковроткачество является одним из самых интересных занятий, которое получило наиболее благоприятные условия для своего развития в 20-30-х годах нынешнего столетия. Несколько домов женщин-ремесленников объединились более десяти артелей в населенных пунктах и окрестных деревнях.

Табасаранский ковер имеет очень высокую износостойкость – средний срок эксплуатации ковров составляет около 250-300 лет. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они тверды, прочны и имеют неподражаемый цвет, состав и дизайн. Ковры как произведения вечно молодого и уникального искусства сохранили традиции и технологии старого прошлого для наших дней. Они широко используются для украшения интерьера домов и общественных мест, хорошо гармонируют с любой мебелью.

Основной дизайн на дагестанских коврах состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц и растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих дизайну выразительность и утонченность.

В наше время производятся ковры с различными видами рисунков, портретов, пейзажей, памятников, исторических личностей. Табасаранские умелицы производят ковры без ворса и с рельефными изображениями. Уникальный характер ковров требует хорошей квалификации, изысканного вкуса, индивидуального мастерства, большого терпения и кропотливого труда и усидчивости. Многие опытные мастера могут выполнить свою работу без технической схемы проектирования, имея ее в памяти. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.

В зависимости от использования каждый ковер имеет свою структуру, дизайн и окраску. Дагестанские ковры экспонируются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Милана, Токио, Измира и многих других местах. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они постоянно выставлялись на международных и отечественных ярмарках и выставках, награждались почетными грамотами и золотыми медалями на международной выставке в Брюсселе (Бельгия, 1958), Лейпцигской выставке-ярмарке (Германия, 1967). Ковры включены в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах». С конца августа по начало сентября 2000 года на ВВЦ прошел российский фестиваль экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000». В этом фестивале дагестанские ремесленные ковры своим великолепием и красотой очаровали все русские народы. А Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «народные промыслы и художественные товары» в конкурсе «Лучшие товары России».

Музей ковра в Дербенте

В 1982 году был открыт музей ковроткачества. Он был помещен в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю ковров, расположение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них специально приезжают посмотреть на настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинается от 10000 рублей за квадратный метр ковра. И это при условии, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставках ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей — такие пожелания мастеров передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в картину: кто-то увидит на ней деревья и птиц, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель осмотрит горы, поднимающиеся вверх, и равнину у подножия, по которой идет человек с плугом и пашет землю. Кажется, вы видели все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед вашими глазами предстает картина, которую вы раньше не замечали … И снова картина меняется.

Ковроделие - одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.

Использование

Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах . Ими покрывали глиняный пол , утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык - небольшой коврик для совершения молитвы . Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Изготовление ковров

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров - цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.

Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый - получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

Виды ковров

По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

Безворсовые
(распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин)
Сумах

Кто производил: Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана

Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами

Цвет: теплые сдержанные тона - кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне

Килим

Кто производил: лезгины и лакцы

Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля

Цвет: насыщенная палитра - синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие

Давагин

Кто производил: аварцы

Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом

Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета

Дум

Кто производил: кумыки

Узор: основное композиционное решение - наличие центральной части и каймы из одной–трех полос

Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого

Супрадум

Кто производил: Казбековский район Дагестана

Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника - округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом

Цвет: темно-красный фон

Чибта

Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района

Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами

Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур

Простые и узорчатые паласы

Кто производил: многие народы Дагестана

Узор: разнообразные композиционные построения, основанные на широких полосах, обрамленных более узкими полосами с мелким узором. Орнамент широких полос строился из крупных медальонов геометрических форм - треугольников, ромбов, крестов

Цвет: сочетание оттенков красного, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого, белого, черного и других цветов

Ворсовые ковры
(распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев)

Большую популярность как в Дагестане, так и за его пределами получили ворсовые ковры. Многие местные народы занимались производством этого вида ковров, но только табасаранским мастерам удалось получить международное признание.

Кто производил: ворсовые ковры называли в честь населенного пункта, где их производили. У каждой местности был свой характерный орнамент. В Южном Дагестане насчитывается 8 видов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». Северная группа ворсовых ковров включает аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». Данная классификация применима только к старым коврам, современные не требуют жесткого орнаментального разграничения

Узор: центральное поле и бордюр, который состоит из нечетного количества кайм. В качестве орнамента - геометрические мотивы: элементы растений, небесные светила, предметы, зооморфные и антропоморфные изображения. Узоры образуют мир символов, через которые мастера отражали окружающий мир и свои чувства. Раньше изображения людей и животных носили магические мотивы, связанные с древними обрядами и культами, но смысл давно утратился, и сейчас узоры носят декоративный характер

Цвет: синий или красный фон с узорами различных цветов и оттенков. Гармония цвета достигалась благодаря балансу между яркими и темными пятнами, теплыми и холодными цветами

Орнамент у ворсовых ковров в зависимости от композиции бывает:

Центрический - концентрация на центральной крупной фигуре (медальоне)

Фоновой - заполнение свободных мест на центральном поле

Каймовый (ленточный) - акцент на бордюре

Войлочные ковры
(распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев)

Войлочное ремесло - один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.

Арбабаш

Кто производил: аварцы и кумыки

Узор: плавные изображения растений

Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру

А рбабаши п роизводились накладыванием друг на друга нескольких войлоков различных цветов и прорезались по намеченному орнаменту. Вырезанные элементы вшивались в войлок другого цвета, и таким образом получали два арбабаша с одинаковым рисунком разных цветов. Зазор между рисунками закрывался белой тесьмой.

Кийиз

Кто производил: ногайцы, лакцы

Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы

Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета

Комбинированные ковры
(распространены у аварцев и даргинцев)
Цаха

Ковры цаха представляют собой комбинированный тип, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым - с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.

Ковроделие - один из самых древних видов декоративно-прикладных искусств Дагестана. Ковры безупречного качества и сегодня востребованы в украшении интерьера. К сожалению, сегодня это большая редкость: натуральные краски заменяются искусственными, утрачивается высокая техника исполнения. Однако, в Дагестане еще остались селения, где мастера следуют традициям и производят уникальные ковры, которые выглядят самобытно и могут прослужить около 300 лет.

По материалам книги «Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой».

Мариам Тамбиева

Ковроделие у народов Дагестана

Дагестан с древнейших времен известен всему миру многочисленными народными художественными промыслами. Здесь развивалось ручное ковроткачество, гончарное и медночеканное производство, оружейное и ювелирное дело, художественное литье, золотая вышивка, резьба по кости, камню, дереву, орнаментальная насечка и инкрустация металлом по дереву и др.

В дагестанском традиционном обществе до революции каждое второе село имело свое художественное ремесло. Оно носило массовый характер и имело приоритетное значение в экономике и духовной жизни нашего народа. До недавнего времени в 120 населенных пунктах республики на предприятиях народных художественных промыслов трудились более 15 тыс. человек.

Лезгины, как и другие народы Дагестана, внесли свой вклад в развитие почти всех видов художественного ремесла. Наиболее древним и широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства у лезгин является ковроделие. Этот излюбленный народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык, узор, колорит его были близки и понятны каждому. Такому широкому развитию ковроделия у лезгин издавна способствовали обилие местного сырья - шерсти и натуральных красителей, развитие животноводства и земледелия, но более всего - талант, художественная одаренность, вкус и мироощущение горянок.

Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых радует и удивляет поныне. Великолепные ковры и ковровые изделия, созданные руками лезгинских мастериц, украшают крупнейшие музеи нашей страны.

В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в лезгинских селах Дагестана и о вывозе их в разные страны. В старинном народном эпосе особо восхваляются пурпурные лезгинские ковры.

Ковроткачество наиболее распространено в Ахтынском, Докузпаринском, Сулейман-Стальском, Курахском, Хивском районах, в таких населенных пунктах, как Ахты, Микрах, Орто-Сталь, Кабир, Чиликар, Кашкент, Куг, Цинит, Архит, Цнал, Дардакент, Захит, Цлак, Тркол, Канциль и другие, с охватом более 2000 высококвалифицированных мастериц. В 20-е годы начался новый период развития искусства ковроделия. Была создана промысловая кооперация, ковровщицы были объединены в производственные кооперативы, сперва в товарищества, а позднее - в артели в с. Орто-Сталь, Кабир, Микрах (1928), Ахты (1931), Чиликар (1940).

В 1927 г. в с. Ахты была открыта учебно-показательная школа для подготовки мастериц экспортного коврового производства. В 1934 г. в с. Орто-Сталь создается питомник для выращивания марены. А в с. Микрах открывается красильная мастерская. В этом же году 20 лучших ковровщиц Орто-Стальской артели были отмечены премиями Экспортного совещания при СНК ДАССР. художественный ковроткачество лезгинский

В проводимых конкурсах, выставках работы лезгинских ковровщиц получали высокую оценку. Известны имена мастериц К. Кадыровой из с. Орто-Сталь, А. Карабековой из с. Ахты и мн. др.

Лезгинские ворсовые ковры экспонировались на Парижской международной выставке художественных изделий (1938), где дагестанским коврам была присуждена золотая медаль и диплом первой степени. В 1939 г. на Нью-Йоркской выставке были представлены ворсовые ковры Ш. Рамазановой из Микрахской ковровой артели. Большой славой пользовались лезгинские ковры на Брюссельской международной выставке (1958).Со временем в с. Ахты, Микрах, Кабир, Орто-Сталь и других были построены светлые, просторные помещения, снабженные новыми усовершенствованными станками.

Лезгинские мастерицы изготавливали ворсовые и безворсовые ковры, сумахи, паласы и другие ковровые изделия, такие как наплечные сумки "белих", переметные сумки "хурджины". Производство ворсовых и безворсовых ковров достигало 15 тыс. кв. м, а джурабов - 100 тыс. пар. Особенно славились ворсовые ковры, известные далеко за пределами республики. Они составляли основную массу ковров, производимых лезгинами. Часть высокоплотных ворсовых ковров поставлялась на экспорт.

Лезгинские ковры "Ахты", "Микрах", "Касумкент", Тассан-Кала", "Эрпенек", "Ах-Гюль", "Буделай фурар" занимают особое место в искусстве ковроделия Дагестана. Они вошли в золотой фонд декоративно-прикладного искусства республики. Высокоплотный ковер "Ахты" отличается высоким качеством, добротностью и эластичностью ткани, четким и детально разработанным рисунком, гармоничной расцветкой.

Созываемые на основе древнейшей традиции микрахские ковры ценятся во всех районах Дагестана и известны далеко за его пределами. Только в микрахских ворсовых коврах в обычную для Дагестана сине-красную гамму включается очень специфический телесно-розовый тон, только здесь значительна роль белого цвета, особенно в сопровождающих каймах, число которых достигает иногда восьми-девяти. Узор ахтынских и микрахских ковров имеет мелкую детальную разработку орнаментальных мотивов. Ворсовые ковры типов "Ахты" и "Микрах" в настоящее время производятся в небольшом количестве в связи с прекращением деятельности предприятий.

Помимо ворсовых ковров, изготовляются очень своеобразные односторонние гладкие паласы, ковры-сумахи. Касумкент, Кабир являются одними из центров производства сумахов. Им свойственна большая строгость, четкость и некоторая прямолинейность.

Орто-Стальская фабрика являлась в свое время одной из передовых в области работы над новыми коврами. Здесь выполнены многие сюжетно-тематические ковры, такие как "Портрет Сулеймана-Стальского" и др.

Искусство ковроделия лезгин живет и по сей день в Дагестане. Мастерицы создают свои лучшие ковры, сохраняя преданность классическим традициям, при этом древние мотивы, композиции приобретают новый смысл. Однако они сегодня нуждаются в серьезной государственной поддержке. С переходом на рыночные условия хозяйствования государственная поддержка ковровых предприятий была приостановлена. Многие предприятия перестали существовать, объемы производства ковров и ковровых изделий падают с каждым днем, финансовое положение ковровых предприятий, а следовательно и обеспеченность работой ковровщиц ежегодно ухудшается. Экспорт ковров прекратился. Периодическое усиление кризисных процессов в ковровом производстве, отсутствие необходимых экономических условий для самостоятельного выхода ковровых предприятий из сложившейся ситуации может привести к полному свертыванию производства во многих традиционных центрах ковроткачества в лезгинских районах и увеличению безработицы среди ковровщиц. В результате может возникнуть серьезная проблема сохранения статуса самобытного народного ручного ковроткачества в Дагестане. Государственная поддержка ручного ковроткачества, выступающая одним из важных факторов возрождения, сохранения и дальнейшего развития традиционного народного художественного промысла, являющегося национальным культурным наследием и достоянием дагестанских народов, будет способствовать стабилизации социально-экономической жизни и сохранению престижа Республики Дагестан.

Главным достоинством наших ковров является та неповторимая энергетика, которую создает ковер в доме десятилетиями. Это достигается тем, что они из 100% шерсти и на шерстяной основе. Все красители, используемые при изготовлении ковра - естественного происхождения. Цвета в наших коврах - это цвета живой природы, а не химических материалов. Когда смотришь на ковер месяц, год, 10 лет, то это обстоятельство начинает играть немаловажную роль. Именно это передает близость к природе и создает энергетику любви и гармонии. Узоры и геометрические формы используемые в коврах не повторяются и передают природу Кавказа, флору и фауну, отраженную в образном мышлении создателей ковра.

Присутствие такого ковра в доме человека делают человека добрее и действуют умиротворяюще. Такое воздействие не сиюминутное, а ковер раскрывает свою сущность играя естественными цветами природы в течение долгих лет. Эти образы рождают в воображении владельца ассоциации и крепкую связь с родным краем. Такая энергетика передается не только жителям дома, где будет находиться ковер, но и гостям, которые будут приходить в этот дом.

В этом разделе представлены ковры исключительно ручной работы. На изготовление таких ковров уходит от 2-х -3-х месяцев до одного года. Ковры изготавливаются из шерсти окрашенной исключительно натуральными красителями. Краски изготавливаются из растений по старинным рецептам окрашивания, которые были восстановлены по опубликованной в 18 и 19 веке литературе, по секретам крашения. А также путем проведения опытов с красильным растительным сырьем. Красный, бордовый и розовый цвет мы получаем из корня марены красильной, синий и зеленый - из индиго, желтый из барбариса и т.д.

Ковры, к представляющие ценность, как объекты материальной культуры народов России и бывшего Советского Союза. Мы знаем, что раньше многие народы занимались ковроделием. Отдельные экземпляры этих ковров сохранились в музеях. Многие ковры, к сожалению, были вывезены за границу. Однако, не бывает худа без добра. Благодаря тому что они были вывезены, они сохранились в частных коллекциях. И мы имеем возможность лицезреть рисунки этих ковров, опубликованные в каталогах изданных в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах.

Вот отзыв покупателя Вячеслава: "В жизни все приходит и уходит. Когда я увидел ковер, то вспомнил ковер моей мамы в Дербенте на котором мы выросли. Что может быть лучше чем это? У ковра матери были такие же цвета. Мне этого в Москве очень не хватало. Я искал такой ковер в интернете но не находил. Но я рад, что нашел свой ковер. Жена моя говорит, что как будто не в Москве, а дома, в Дербенте!"

Предлагаем ознакомиться с видео, снятого у производителей наших ковров:

Внимание: специальное предложение для дизайнеров интерьеров!

Известно, что чай делают в Индии, в Германи - автомобили, а великолепные шерстяные ковры - в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад. Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае — стране гор — и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством — Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства — ковроткачеством.

Известный скепсис о "фотографии на фоне ковра" породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков — и часто наполняются бессмысленными вещами. Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме — вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет — наш дербентский друг, который и организовал эту поездку — рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.
Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.
Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи — безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами — толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.

Нас встретила Умганат Сулейманова — местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме — если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр — отдыхает душой.

Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!

Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство — они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.

Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин — и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая — так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел. Когда закончен ряд, его пресуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.

Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён — ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых. Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.

За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы — и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет — нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.

Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится — это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня — человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.
С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме - и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин. В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех

Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат — девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
— Дети до сих пор заставляют меня работать,— шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.
Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.
Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.

Спасибо за внимание.