М.а. шолохов "чужая кровь"

Война – это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали всё для победы над врагом, был ли это Батый, Наполеон или Гитлер. Находились во все времена предатели и трусы, но это была капля в море. Войны эти были освободительными, когда народ вставал на защиту своего Отечества. Но были и другие войны, более масштабные, вошли в историю под названием мировых. Наша многострадальная Родина прошла ещё одну войну – Гражданскую, войну, которая разделила нашу страну на два враждующих лагеря. На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды – старая и новая. И обе стороны были правы по-своему. Это война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестёр, сделала врагами совершенно близких и родных людей.

М. Шолохов, будучи очевидцем и участником Гражданской войны, видел, что она несёт страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что она калечит души.

Писатель, поражённый разливом жестокости, несоблюдением главных заповедей Божьих, заново переосмысливает все увиденное им. Так появляются «Донские рассказы».

В своей работе мы попытались проанализировать рассказы, вошедшие в сборник, и установить, какое настроение – оптимистическое или пессимистическое – несут финальные сцены рассказов. Для этого мы решили использовать два наиболее ярких, на наш взгляд, рассказа «Жеребёнок» и «Чужая кровь». Итак, что же победит: жизнь или смерть?

В рассказе «Жеребёнок» на первое место выдвигается животворящий народный быт, который сопротивляется безумию войны и является опорой человеческого в человеке. В самом начале заявлена антитеза: только что родившегося жеребёнка охватывает ужас жизни на земле. «Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребёнка – рыжую Трофимову кобылицу – вскочить на ноги и снова с коротким ржанием привалиться вспотевшим боком к спасительной куче».

Но этот ужас снимается вечной и неизбывной материнской лаской. Она сильнее всякого разрушения и смерти. Это рождение новой жизни даёт возможность воспринять одному из главных героев Трофиму, который в начале рассказа довольно равнодушно задаётся вопросом: «Убить его?», а в конце – жертвует своей жизнью, ради спасения жеребёнка. Таким образом, М. Шолохов подчёркивает бессмысленность Гражданской войны. Трофим, делая свой выбор, знал, что белоказаки его не пощадят. И, тем не менее, отдал жизнь за «меньшого брата». Что толкнуло его на этот поступок? Мысль о необходимости убить жеребёнка приходит в голову и эскадронному, ход суждений которого доходит до комизма: «Я даже не понимаю, Трофим, как ты мог допустить? В разгар Гражданской войны и вдруг подобное распутство» Однако, жизнь сопротивляется всем уздечкам, которые хотели на неё накинуть воюющие стороны. И, прежде всего, противится этому человеческая душа. «На крыльце сидел эскадронный в сопревшей от давнишнего пота рубахе. Пальцы, привыкшие к бодрящему холодку револьверной рукоятки, неуклюже вспоминали забытое, родное – плели фасонистый половник для вареников».

Разрушительное начало Гражданской войны бессильно перед созидающим бытом, герои М. Шолохова сопротивляются злу войны через возврат к трудовым, исконно крестьянским занятиям. Эскадронный решает пощадить жеребёнка – на нём ещё придётся пахать. Спор войны и мира, жизни и смерти драматизирован, сгущён до символики. Жеребёнок мешается в бою, он будит жалость, а этого на войне не полагается, и судьба жеребёнка вроде бы оказывается решённой. Хотя беззащитный жеребенок, по сути, мог бы выступить примиряющим началом в борьбе красных и белых, дал же приказ казачий офицер не стрелять в Трофима, и никто его не нарушил. И Трофим бросается спасать жеребёнка вопреки своим и чужим доводам о необходимости его «сничтожить».

«Крик над водой был тонок и отточен, как жало шашки, Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы – и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессилевший жеребёнок, а в саженях десяти от него Нечепуренко силился и не мог повернуть матку, плывущую к коловерти с хриплым ржанием».

Жеребёнок спасён. Но Трофим убит казачьим офицером выстрелом в спину. Финал показывает, что, несмотря на все смерти, рано или поздно победит жизнь, чего бы это ни стоило.

Автор был далёк от иллюзии скорого разрешения конфликта. Любить врага и не мстить ему – эта заповедь стала актуальнейшей в годы войны. Но подняться до её исполнения было дано не многим, в народной массе она не восторжествовала. Только отдельные личности своим примером указывали путь выхода из тупика, смертельного тупика самоуничтожения. Таким был дед Гаврила из «Чужой крови».

Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. Символично его начало, определяющее движение времени по православному церковному календарю.

«В филипповку, после заговенья, выпал первый снег». Первая фраза уже задала тон повествованию. Провожая сына на войну с красными, справил его дед Гаврила на славу, наказал служить так, как в старину его деды-прадеды служили царю.

Уходя, Петро берёт с родимого база горсть земли, а дед Гаврила нянчит в душе ненависть и злобу к большевикам. Автору близка и дорога верность героя вольному духу казачества, его несломленность и бесстрашие: «Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шёл по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали».

М. Шолохов даёт выразительную картину фронтовых будней гражданской войны, когда у старика всех нажитых трудом лошадей забрали сначала казаки, потом красные, а последнюю «купили» махновцы за пару английских обмоток. Так что основания у деда Гаврилы ненавидеть новую власть были веские. Они ещё более укрепились, когда узнал дед о гибели единственного сына.

«А ночью, накинув полушубок, вышел во двор, поскрипывая по снегу валенками, прошёл на гумно и стал у скирда.

Из степи дул ветер, порошил снегом; темень, чёрная и строгая, громоздилась в голых вишнёвых кустах.

Потом лёг плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза».

Продразвёрстка ещё более подлила масла в костёр стариковского горя. Но когда Гаврила увидел своего врага поверженным и беззащитным, в нём вместо ненависти проснулось совсем иное – жалость. Казак, воспитанный в духе религиозной морали, оказывается верным ей и в самый тяжёлый, трагически запутанный момент Гражданской войны. Бесплодная ненависть сменяется жалостью, а потом – и любовью. Дед Гаврила победил в себе дух зла и тем самым указал путь и своему приёмному сыну – путь взаимного прощения, незлобия и покаяния. И теперь город, завод – чуждая, враждебная сила, связанная с новой властью, - отнимают и второго сына у стариков. Гаврила смиренно отпускает от себя Петра. Мы думаем, что революция разрушает семью, Шолохов не строит никаких иллюзий: «Не вернётся!».

М. Шолохов приходит к идее необходимости морали: любите врагов своих. Своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

В ужасной кровопролитной войне люди в окопах умирали «безобразно просто». А кто виноват в бессмысленной вражде? Почему люди должны гибнуть, так и не узнав правды.

Но несомненным кажется нам, что жизнь победила в этом противостоянии. В рассказе «Жеребёнок» автор утверждает идею постоянного обновления жизни. Рождение жеребёнка – символ приближающегося будущего, светлого, а не горького. Оставшийся в живых жеребёнок – олицетворение новой жизни, даже после стольких убийств у людей есть будущее, поэтому они должны бороться за свое него.

Потеряли нравственные ориентиры люди, убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре» муж жену, оставляя сиротой ребёнка в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек». Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться.

Изучая краткое содержание работы Шолохова, мы видим казака Гаврилу и историю о том, как он снарядил своего единственного сына Петьку на фронт. Ждет он с женой его возвращения, вот только не дождутся. Петька убит на поле боя. Не верят старики в данную весть, верят что Петя вернется. Берегут все его вещи. Время идет, а сына нет. Парень пропал без вести, а в Филипповку приходят красные. Вся жизнь перевернулась, появилось еще больше седины на висках, ведь в смерти сына старики винят именно их. Так и коротали бы они со старухой свои дни в полуразвалившемся хозяйстве, но случай перевернул всю их жизнь.

Во дворе Гаврилы между продотрядниками и казаками произошла стычка, во время которой казаки расправились с красноармейцами. Среди них казак нашел тело парня, чей возраст совпадал с их погибшим ребенком. Он был в тяжелом состоянии. Старики выходили его, а позже привязались к нему настолько, что стали считать своим сыном, несмотря на то, что в нем чужая кровь. Называли они его Петькой, предложив остаться навсегда. Николай обещал подумать над предложением и пожить пока до лета. С приобретением нового чужого ребенка, жизнь стала ярче, вот только приносят им письмо, где парня зовут на завод, обратно на Урал. И Николай принимает страшное для стариков решение, уезжать. Расставание было горестным и печальным, ведь старики вновь лишались человека, который заменил им родную кровинушку.

Анализируя работу Чужая кровь дальше, мы видим поднятую автором тему преемственности поколений, которая является основой человеческой жизни. Каждый человек стремиться оставить свой след, передав все созданное своим потомкам. Только осознавая, что после тебя остается наследник, человек может быть по-настоящему счастлив, его жизнь приобретает смысл. Вот поэтому, когда сын не вернулся с фронта, основы жизни стариков стали рушиться, ведь незачем было Гавриле поддерживать дома и постройки. По этим же причинам зародилась и любовь стариков к чужому ребенку. Доброта и милосердие побеждает классовую ненависть к людям, которые нарушили казачьи устои.

Жаль только, что Николай не остается у Гаврилы. Его классовое сознание оказалось сильнее человеческих чувств, вот он и уезжает на завод, что манит его, уезжает, чтобы и дальше служить революции.

Чужая кровь герои рассказа

Говоря о произведении Шолохова и его героях, мы видим насколько точно удалось автору передать их образы, отражая их характеры и качества.

Одно из лучших произведений цикла «Донские рассказы» (автор Шолохов М. А.) - «Чужая кровь» - повествует о бескорыстной родительской любви, являющей собой неиссякаемый источник добра на земле.

Кручина старого отца

Дед Гаврила просыпался рано. Закурив, он каждое утро думал об одном - о пропавшем на войне сыне. Петро был у них один. Когда началась война, старик - бывший воин-казак - справил ему обмундирование и проводил с наказом воевать славно, как было принято в их роду. И с тех пор, как сын сел на коня, браво поправил шашку и съехал с родимого база, его никто не видел. На какой земле довелось сложить Петру голову? Тяжелые мысли ни на минуту не отпускали старого Гаврилу.

Через месяц после отъезда сына в станицу вошли красные. С той поры в душе деда зрела жгучая ненависть к новой власти. Он намеренно носил шаровары с красными лампасами, а грудь украшал полученными за годы службы царю медалями и крестами.

Описанием чувств Гаврилы продолжается рассказ «Чужая кровь». Краткое содержание (Шолохов подробно описывает, как приходило в запустение некогда крепкое хозяйство) второй главы заключается в том, что отец тешил себя надеждой на возвращение сына. Он приготовил для него полушубок, мундир, сапоги, папаху, которые лежали в сундуке, дожидаясь хозяина.

Неспешно уходило время, пока однажды Гавриле не сообщили новость: из Турции вернулся сослуживец Петра. Дед тут же отправился к Прохору, но дома его не застал. Всю ночь не спал старик, дожидаясь известий о сыне.

Горькая новость

Утром появился Прохор. Разговор начался неспешно. Обсудили жизнь при погоду. Отец словно боялся задать главный вопрос - показывает Шолохов.

«Чужая кровь» - краткое содержание рассказа вы читаете - произведение о том, какой трагедией стала для народа Подобно приговору прозвучали для Гаврилы слова Прохора: «Срубили! … Насмерть… Своими глазами видал». Единственного сына, кормильца, ради которого всю жизнь трудился! А ночью старик вышел на гумно и негромко позвал: «Сынок! Петро!» Затем лег на притоптанный снег и «тяжело закрыл глаза»…

Продразверстка

Дед жил сам по себе, новостей не знал. Появление в воскресный день на крыльце председателя и троих с винтовками его удивило - отмечает Шолохов. «Чужая кровь» - краткое содержание не позволяет передать все подробности разговора - включает описание страшного для казаков процесса изъятия хлеба. То, что было нажито тяжелым трудом, теперь переходило советской власти. Не мог спасти своего добра и Гаврила.

Вдруг ко двору подскочили несколько конных казаков. Раздались выстрелы, затем находившийся впереди кубанец шашкой изрубил продотрядника… Все произошло стремительно. Наблюдавший за происходящим Гаврила не сразу сообразил, что подскочивший к нему казак спрашивает овса. Но тут раздался крик: «С горы пехота», и конные выехали со двора - заканчивает главу Шолохов.

Чужая кровь

Выстрелы в станице утихли лишь к вечеру. Старик вышел во двор и увидел рядом со скирдом уложенных в ряд полураздетых продотрядников. Гаврила нагнулся над убитыми. Его взгляд привлек совсем молодой - не больше девятнадцати лет - мальчишка. Дед неосознанно дотронулся до его груди и вдруг почувствовал слабое биение жизни. Он втащил раненого в дом, где обмыл кровь, а затем до устали растирал «гадливо-холодную» грудь.

Четверо суток пролежал спасенный без сознания. Гаврила со старухой вливали ему в рот молоко и бараний бульон. А когда парнишка стал подавать признаки жизни, старик сидел у его постели и слушал бессвязные речи. Все чаще он чувствовал, глядя на юнца, как закипают внутри слезы, и испытывал непрошеную жалость. А когда однажды заехал к нему командир проезжавшего мимо полка и попросил позаботиться о раненом, Гаврила твердо ответил: «Поберегем».

Не отходила от больного и старуха, которая перенесла на него всю неистраченную любовь к пропавшему сыну.

Лишь на шестнадцатый день парень впервые заговорил. Старик, узнав, что его зовут Николаем, коротко сказал: «… мы Петром кликать будем».

Обретенный сын

Николай медленно шел на поправку: благодаря заботе стариков раны затягивались, и он набирался сил. Гаврила чувствовал, что все больше прикипает к нему душой. Он даже испытывал чувство ревности к жене, когда выходил на двор, а она оставалась рядом с «Петром». Как-то дед приказал ей достать из сундука вещи, что готовил для своего сына.

Наконец по весне Петр сказал: «Сегодня встану, отец!» Последнее слово доставило Гавриле «смущенную радость» - пишет Шолохов. Чужая кровь - краткое содержание не включает описания всех переживаний, что испытали старики, ухаживавшие за чужим сыном - вдруг стала родной.

Николай рассказал, что воспитывался при заводе, там же работал до войны. Узнав, что у парня нет семьи, Гаврила предложил ему остаться у них навсегда. Петюшка ответил, что пока поживет лето, а там видно будет.

Расставание

Ближе к осени Николаю принесли письмо. Старик, вертевший его в руках, сразу почувствовал неладное и не ошибся. Бывшие товарищи их названного сына звали его на завод. Долго маялся Петр и в конце концов принял решение, которого так боялся Гаврила: ехать на Урал.

Расставание было тяжелым: словно родную кровиночку вновь провожал старик: «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас». Он понимал, что Петро уже никогда не воротится назад.

Тема родительской любви в рассказе

Рассказывая о судьбе старого Гаврилы, М. Шолохов подчеркивает, насколько антигуманной и уничтожающей была Гражданская война. Волнует автора еще один вопрос. Для человека очень важно оставить после себя потомков, которые будут чтить его память и традиции предков. Вот почему с гибелью родного сына хозяйство Гаврилы приходит в упадок: не для кого стало жить. И вдруг, как спасение, появляется Николай, вновь подаривший старикам радость родительской любви.

Есть у Шолохова еще один рассказ - «Червоточина». Он о том, как не сумевший перебороть в душе ненависть к новой власти герой убивает родного сына, ставшего комсомольцем. Так описывается страшный раскол, который происходит в отдельных семьях и в обществе в целом.

Война не щадит никого. Но в одних она пробуждает гуманность и сострадание, в других - разжигает все большую ненависть, заставляющую забыть о нравственных законах. Эту мысль доказывает краткое содержание рассказа «Червоточина» и «Чужая кровь».

Шолохов Михаил

Чужая кровь

Михаил Шолохов

Чужая кровь

В Филипповке, после заговенья, выпал первый снег. Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог.

Ночь спеленала станицу зеленоватой сумеречной тишиной. За дворами дремала степь, непаханая, забурьяневшая.

В полночь в ярах глухо завыл волк, в станице откликнулись собаки, и дед Гаврила проснулся. Свесив с печки ноги, держась за комель, долго кашлял, потом сплюнул и нащупал кисет.

Каждую ночь после первых кочетов просыпается дед, сидит, курит, кашляет, с хрипом отрывая от легких мокроту, а в промежутках между приступами удушья думки идут в голове привычной, хоженой стежкой. Об одном думает дед - о сыне, пропавшем в войну без вести.

Был один - первый и последний. На него работал не покладая рук. Время приспело провожать на фронт против красных,- две пары быков отвел на рынок, на выручку купил у калмыка коня строевого, не конь - буря степная, летучая. Достал из сундука седло и уздечку дедовскую с серебряным набором. На проводах сказал:

Ну, Петро, справил я тебя, не стыдно и офицеру с такой справой идтить... Служи, как отец твой служил, войско казацкое и тихий Дон не страми! Деды и прадеды твои службу царям несли, должен и ты!..

Глядит дед в окно, обрызганное зелеными отсветами лунного света, к ветру,- какой по двору шарит, неположенного ищет,- прислушивается, вспоминает те дни, что назад не придут и не вернутся...

На проводах служивого гремели казаки под камышовой крышей Гаврилиного дома старинной казачьей песней:

А мы бьем, не портим боевой порядок.

Слу-ша-ем один да приказ.

И что нам прикажут отцы-командиры,

Мы туда идем - рубим, колем, бьем!..

За столом сидел Петро, хмельной, иссиня-бледный, последнюю рюмку, "стременную", выпил, устало зажмурив глаза, но на коня твердо сел. Шашку поправил и, с седла перегнувшись, горсть земли с родимого база взял. Где-то теперь лежит он и чья земля на чужбинке греет ему грудь?

Кашляет дед тягуче и сухо, мехи в груди на разные лады хрипят-вызванивают, а в промежутках, когда, откашлявшись, прислонится сгорбленной спиной к комелю, думки идут в голове знакомой, хоженой стежкой.

Проводил сына, а через месяц пришли красные. Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман. Был Петро по ту сторону фронта, возле Донца, усердием в боях заслуживал урядницкие погоны, а в станице дед Гаврила на москалей, на красных вынашивал, кохал, нянчил - как Петра, белоголового сынишку, когда-то - ненависть стариковскую, глухую.

Назло им носил шаровары с лампасами, с красной казачьей волей, черными нитками простроченной вдоль суконных с напуском шаровар. Чекмень надевал с гвардейским оранжевым позументом, со следами ношенных когда-то вахмистерских погон. Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шел по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали.

Председатель Совета станицы при встрече как-то сказал:

Сыми, дед, висюльки! Теперь не полагается.

Порохом пыхнул дед:

А ты мне их вешал, что сымать-то велишь?

Кто вешал, давно небось в земле червей продовольствует.

И пущай!.. А я вот не сыму! Рази с мертвого сдерешь?

Сказанул тоже... Тебя же жалеючи, советую, по мне, хоть спи с ними, да ить собаки... собаки-то штаны тебе облагают! Они, сердешные, отвыкли от такого виду, не признают свово...

Была обида горькая, как полынь в цвету. Ордена снял, но обида росла в душе, лопушилась, со злобой родниться начала.

Пропал сын - некому стало наживать. Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по-своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка.

Лошадей брали перед уходом казаки, остатки добирали красные, а последнюю, лохмоногую и ушастую, брошенную красноармейцами в обмен, осенью за один огляд купили махновцы. Взамен оставили деду пару английских обмоток.

Пущай уж наше переходит! - подмигивал махновский пулеметчик.Богатей, дед, нашим добром!..

Прахом дымилось все нажитое десятками лет. Руки падали в работе; но весною,- когда холостеющая степь ложилась под ногами, покорная и истомная, манила деда земля, звала по ночам властным, неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков в плуг, ехал, полосовал степь сталью, обсеменял ненасытную черноземную утробу ядреной пшеницей-гиркой.

Приходили казаки от моря и из-за моря, но никто из них не видал Петра. В разных полках с ним служили, в разных краях бывали,- мала ли Россия? - а однополчане-станичники Петра полком легли в бою со Жлобинским отрядом на Кубани где-то.

Со старухой о сыне почти не говорил Гаврила.

Ночами слышал, как в подушку точила она слезы, носом чмыкала.

Ты чего, старая? - спросит кряхтя.

Помолчит та немного, откликнется:

Должно, угар у нас... голова что-то прибаливает.

Не показывал виду, что догадывается, советовал:

А ты бы рассольцу из-под огурцов. Сем-ка, я слазю в погреб, достану?

Спи уж. Пройдет и так!..

И снова тишина расплеталась в хате незримой кружевной паутиной. В оконце месяц нагло засматривал, на чужое горе, на материнскую тоску любуясь.

Но все же ждали и надеялись, что придет сын. Овчины отдал Гаврила выделать, старухе говорит:

Мы с тобой перебьемся и так, а Петро придет, что будет носить? Зима заходит, надо ему полушубок шить.

Сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук. Сапоги расхожие скотину убирать - ему сготовили. Мундир свой синего сукна берег дед, табаком пересыпал, чтобы моль не посекла, а зарезали ягненка - из овчинки папаху сшил сыну дед и повесил на гвоздь. Войдет с надворья, глянет, и кажется, будто выйдет сейчас Петро из горницы, улыбнется, спросит: "Ну как, батя, холодно на базу?"

Дня через два после этого перед сумерками пошел скотину убирать. Сена в ясли наметал, хотел воды из колодца почерпнуть - вспомнил, что забыл варежки в хате. Вернулся, отворил дверь и видит: старуха на коленях возле лавки стоит, папаху Петрову неношеную к груди прижала, качает, как дитя баюкает...

В глазах потемнело, зверем кинулся к ней, повалил на пол, прохрипел, пену глотая с губ:

Брось, подлюка!.. Брось!.. Что ты делаешь?!

Вырвал из рук папаху, в сундук кинул и замок навесил. Только стал примечать, что с той поры левый глаз у старухи стал дергаться и рот покривило.

Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая.

В этот день замерзли на Дону окраинцы. Через станицу пролетела припозднившаяся ватага диких гусей. Вечером прибежал к Гавриле соседский парень, на образа второпях перекрестился.

Здорово дневали!

Слава богу.

Слыхал, дедушка? Прохор Лиховидов из Турции пришел. Он ить с вашим Петром в одном полку служил!..

Спешил Гаврила по проулку, задыхаясь от кашля и быстрой ходьбы. Прохора не застал дома: уехал на хутор к брату, обещал вернуться к завтрему.

Ночь не спал Гаврила. Томился на печке бессонницей.

Перед светом зажег жирник, сел подшивать валенки.

Утро - бледная немочь - точит с сизого восхода чахлый рассвет. Месяц зазоревал посреди неба, сил не хватило дошагать до тучки, на день прихорониться.

Перед завтраком глянул Гаврила в окно, сказал почему-то шепотом:

Прохор идет! Вошел он, на казака не похожий, чужой обличьем. Скрипели на ногах у него кованые английские ботинки, в мешковато сидело пальто чудного покроя, с чужого плеча, как видно.

Здорово живешь, Гаврила Василич!..

Слава богу, служивый!.. Проходи, садись.

Прохор снял шапку, поздоровался со старухой и сел на лавку, в передний угол.

Ну, и погодка пришла, снегу надуло - не пройдешь!..

Да, снега нынче рано упали... В старину в эту пору скотина на подножном корму ходила.

На минутку тягостно замолчали. Гаврила, с виду равнодушный и твердый, сказал:

Постарел ты, парень, в чужих краях!

Молодеть-то не с чего было, Гаврила Василич! - улыбнулся Прохор.

Заикнулась было старуха:

Петра нашего...

Замолчи-ка, баба!..- строго прикрикнул Гаврила.- Дай человеку опомниться с морозу, успеешь... узнать!..

Поворачиваясь к гостю, спросил:

Ну как, Прохор Игнатич, протекала ваша жизня?

Хвалиться нечем. Дотянул до дому, как кобель с отбитым задом, и то слава богу.

Та-а-ак... Плохо у турка жилось, значится?

Концы с концами насилу связывали.- Прохор побарабанил по столу пальцами.- Однако и ты, Гаврила Василич, дюже постарел, седина вон как обрызгала тебе голову... Как вы тут живете при Советской власти?

Сына вот жду... стариков, нас докармливать...- криво улыбнулся Гаврила.

Война – это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали всё для победы над врагом, был ли это Батый, Наполеон или Гитлер. Находились во все времена предатели и трусы, но это была капля в море. Войны эти были освободительными, когда народ вставал на защиту своего Отечества. Но были и другие войны, более масштабные, вошли в историю под названием мировых. Наша многострадальная Родина прошла ещё одну войну – Гражданскую, войну, которая разделила нашу страну на два враждующих лагеря. На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды – старая и новая. И обе стороны были правы по-своему. Это война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестёр, сделала врагами совершенно близких и родных людей.

М. Шолохов, будучи очевидцем и участником Гражданской войны, видел, что она несёт страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что она калечит души.

Писатель, поражённый разливом жестокости, несоблюдением главных заповедей Божьих, заново переосмысливает все увиденное им. Так появляются «Донские рассказы».

В своей работе мы попытались проанализировать рассказы, вошедшие в сборник, и установить, какое настроение – оптимистическое или пессимистическое – несут финальные сцены рассказов. Для этого мы решили использовать два наиболее ярких, на наш взгляд, рассказа «Жеребёнок» и «Чужая кровь». Итак, что же победит: жизнь или смерть?

В рассказе «Жеребёнок» на первое место выдвигается животворящий народный быт, который сопротивляется безумию войны и является опорой человеческого в человеке. В самом начале заявлена антитеза: только что родившегося жеребёнка охватывает ужас жизни на земле. «Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребёнка – рыжую Трофимову кобылицу – вскочить на ноги и снова с коротким ржанием привалиться вспотевшим боком к спасительной куче».

Но этот ужас снимается вечной и неизбывной материнской лаской. Она сильнее всякого разрушения и смерти. Это рождение новой жизни даёт возможность воспринять одному из главных героев Трофиму, который в начале рассказа довольно равнодушно задаётся вопросом: «Убить его?», а в конце – жертвует своей жизнью, ради спасения жеребёнка. Таким образом, М. Шолохов подчёркивает бессмысленность Гражданской войны. Трофим, делая свой выбор, знал, что белоказаки его не пощадят. И, тем не менее, отдал жизнь за «меньшого брата». Что толкнуло его на этот поступок? Мысль о необходимости убить жеребёнка приходит в голову и эскадронному, ход суждений которого доходит до комизма: «Я даже не понимаю, Трофим, как ты мог допустить? В разгар Гражданской войны и вдруг подобное распутство» Однако, жизнь сопротивляется всем уздечкам, которые хотели на неё накинуть воюющие стороны. И, прежде всего, противится этому человеческая душа. «На крыльце сидел эскадронный в сопревшей от давнишнего пота рубахе. Пальцы, привыкшие к бодрящему холодку револьверной рукоятки, неуклюже вспоминали забытое, родное – плели фасонистый половник для вареников».

Разрушительное начало Гражданской войны бессильно перед созидающим бытом, герои М. Шолохова сопротивляются злу войны через возврат к трудовым, исконно крестьянским занятиям. Эскадронный решает пощадить жеребёнка – на нём ещё придётся пахать. Спор войны и мира, жизни и смерти драматизирован, сгущён до символики. Жеребёнок мешается в бою, он будит жалость, а этого на войне не полагается, и судьба жеребёнка вроде бы оказывается решённой. Хотя беззащитный жеребенок, по сути, мог бы выступить примиряющим началом в борьбе красных и белых, дал же приказ казачий офицер не стрелять в Трофима, и никто его не нарушил. И Трофим бросается спасать жеребёнка вопреки своим и чужим доводам о необходимости его «сничтожить».

«Крик над водой был тонок и отточен, как жало шашки, Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы – и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессилевший жеребёнок, а в саженях десяти от него Нечепуренко силился и не мог повернуть матку, плывущую к коловерти с хриплым ржанием».

Жеребёнок спасён. Но Трофим убит казачьим офицером выстрелом в спину. Финал показывает, что, несмотря на все смерти, рано или поздно победит жизнь, чего бы это ни стоило.

Автор был далёк от иллюзии скорого разрешения конфликта. Любить врага и не мстить ему – эта заповедь стала актуальнейшей в годы войны. Но подняться до её исполнения было дано не многим, в народной массе она не восторжествовала. Только отдельные личности своим примером указывали путь выхода из тупика, смертельного тупика самоуничтожения. Таким был дед Гаврила из «Чужой крови».

Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. Символично его начало, определяющее движение времени по православному церковному календарю.

«В филипповку, после заговенья, выпал первый снег». Первая фраза уже задала тон повествованию. Провожая сына на войну с красными, справил его дед Гаврила на славу, наказал служить так, как в старину его деды-прадеды служили царю.

Уходя, Петро берёт с родимого база горсть земли, а дед Гаврила нянчит в душе ненависть и злобу к большевикам. Автору близка и дорога верность героя вольному духу казачества, его несломленность и бесстрашие: «Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шёл по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали».

М. Шолохов даёт выразительную картину фронтовых будней гражданской войны, когда у старика всех нажитых трудом лошадей забрали сначала казаки, потом красные, а последнюю «купили» махновцы за пару английских обмоток. Так что основания у деда Гаврилы ненавидеть новую власть были веские. Они ещё более укрепились, когда узнал дед о гибели единственного сына.

«А ночью, накинув полушубок, вышел во двор, поскрипывая по снегу валенками, прошёл на гумно и стал у скирда.

Из степи дул ветер, порошил снегом; темень, чёрная и строгая, громоздилась в голых вишнёвых кустах.

Потом лёг плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза».

Продразвёрстка ещё более подлила масла в костёр стариковского горя. Но когда Гаврила увидел своего врага поверженным и беззащитным, в нём вместо ненависти проснулось совсем иное – жалость. Казак, воспитанный в духе религиозной морали, оказывается верным ей и в самый тяжёлый, трагически запутанный момент Гражданской войны. Бесплодная ненависть сменяется жалостью, а потом – и любовью. Дед Гаврила победил в себе дух зла и тем самым указал путь и своему приёмному сыну – путь взаимного прощения, незлобия и покаяния. И теперь город, завод – чуждая, враждебная сила, связанная с новой властью, - отнимают и второго сына у стариков. Гаврила смиренно отпускает от себя Петра. Мы думаем, что революция разрушает семью, Шолохов не строит никаких иллюзий: «Не вернётся!».

М. Шолохов приходит к идее необходимости морали: любите врагов своих. Своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

В ужасной кровопролитной войне люди в окопах умирали «безобразно просто». А кто виноват в бессмысленной вражде? Почему люди должны гибнуть, так и не узнав правды.

Но несомненным кажется нам, что жизнь победила в этом противостоянии. В рассказе «Жеребёнок» автор утверждает идею постоянного обновления жизни. Рождение жеребёнка – символ приближающегося будущего, светлого, а не горького. Оставшийся в живых жеребёнок – олицетворение новой жизни, даже после стольких убийств у людей есть будущее, поэтому они должны бороться за свое него.

Потеряли нравственные ориентиры люди, убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре» муж жену, оставляя сиротой ребёнка в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек». Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться.

www.hintfox.com

Анализ рассказа М.А.Шолохова «Чужая кровь»

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет - «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все вре­мя думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором - дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну - своеобраз­ный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйст­во: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши­ны, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полу­шубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надеж­ды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих дру­гих произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак­терный для устного народного творчества прием параллелиз­ма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень про­зрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дож­дутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Вы­хаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борь­ба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже на­чинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю при­ходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с при­емным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», - говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце - один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософ­ского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода - одна из важнейших потребностей чело­веческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе - тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.

uchitel-slovesnosti.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАЛЬНЫХ СЦЕН В РАССКАЗАХ М. ШОЛОХОВА «ЖЕРЕБЕНОК И «ЧУЖАЯ КРОВЬ»

Катан Валерия

Ослоповская Лия

11 класс, школа № 6, РФ, г. Новый Уренгой

Ратникова Инна Эдуардовна

научный руководитель, учитель русского языка и литературы школа № 6, РФ, г. Новый Уренгой

Введение.

Война - это большая беда для любого человека. Во время войны люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом. Всегда находились предатели и трусы, но их количество это была каплей в море. Во время освободительных войн народ вставал на защиту Отечества. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. Этим и была страшна Гражданская война - тем, что были две правды: старая и новая. И обе стороны были правы по-своему. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и родителей и детей, братьев и сестер, близких и родных людей. Великие исторические перемены в жизни народа М. Шолохов прослеживает на многочисленных судьбах людей, живущих на берегах реки Дон, где борьба за советскую власть приняла особенно острые формы.

Предмет исследования: содержание финальных сцен рассказов М. Шолохова «Жеребенок» и «Чужая кровь».

Цель: определение смысла жизни в условиях Гражданской войны, возможности существования морали: любите врагов своих.

Методы исследования: описательный, наблюдение, анализ, классификация и систематизация.

1. Определение символики войны и мира, жизни и смерти.

2. Изучение картин фронтовых будней Гражданской войны.

3. Исследование правил религиозной морали.

4. Анализ нравственных ориентиров людей в условиях Гражданской войны.

Основная часть.

B рассказе «Жеребенок» на первое место выдвигается животворящий народный быт, который сопротивляется безумию войны и является опорой жизни человека. В самом начале рассказа заявлена антитеза - только что родившегося жеребенка охватывает ужас жизни на земле: «…Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка - рыжую Трофимову кобылицу - вскочить на ноги и снова с коротким ржанием привалиться вспотевшим боком к спасительной куче…» . Но этот ужас снимается вечной и неизбывной материнской лаской. Она сильнее всякого разрушения и смерти. Рождение новой жизни дает возможность понять это одному из главных героев - Трофиму, который в начале рассказа довольно равнодушно задается вопросом: «Убить его?», а в конце - жертвует своей жизнью ради жеребенка. Так M. Шолохов подчеркивает бессмысленность Гражданской войны. Трофим, делая свой выбор, знал, что белоказаки его не пощадят, но, тем не менее, отдал жизнь за «меньшого брата».

Разрушительное начало Гражданской войны бессильно перед созидающим бытом, герои М. Шолохова сопротивляются злу войны через размышления и возврат к трудовым крестьянским занятиям. Эскадронный решает оставить жеребенка в живых - на нем еще придется пахать. Спор войны и мира, жизни и смерти драматизирован, сгущен до символики. Жеребенок мешается в бою, он будит жалость, а этого на войне не полагается, и судьба жеребенка вроде бы оказывается решенной. Но Трофим бросается спасать его вопреки своим и чужим доводам о необходимости его «сничтoжить».

«…Крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки. Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы - и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессиливший жеребенок…». Жеребенок спасен. Но Трофим убит казачьим офицером выстрелом в спину. Финал показывает, что, несмотря на все смерти, рано или поздно победит жизнь, чего бы это ни стоило.

Автор был далек от иллюзии скорого разрешения конфликта. Любить врага и не мстить ему - эта заповедь стала, по мнению автора, актуальнейшей в годы войны. Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики . Символично его начало, определяющее движение времени по православному календарю. «В Филипповку, после заговенья, выпал первый снег». Уже первая фраза задает тон повествованию. Провожая сына на войну с красными, справил его дед Гаврила на славу, наказал служить так, как в старину его деды-прадеды служили царю. Уходя, Петро берет с родного база горсть земли, а дед Гаврила нянчит в душе ненависть и злобу к большевикам. Автору близка и дорога верность героя вольному духу казачества, его несгибаемость и бесстрашие.

М. Шолохов дает выразительную картину фронтовых будней Гражданской войны, когда у старика всех нажитых трудом лошадей забрали сначала казаки, потом красные, а последнюю «купили» махновцы за пару английских обмоток. Так что основания для ненависти к советской власти были веские. Они еще более укрепились, когда узнал дед о гибели единственного сына. «…А ночью, накинув полушубок, вышел во двор, поскрипывая по снегу валенками, прошел на гумно и стал у скирда. Из степи дул ветер, порошил снегом; темень черная и строгая, громоздилась в голых вишневых кустах.

Потом лег плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза…».

Продразверстка подлила масла в костер стариковского горя. Но когда Гаврила увидел своего врага поверженным и беззащитным, в нем вместо ненависти проснулась жалость. Казак, воспитанный в нормах религиозной морали, оказывается верным ей и в самый тяжелый, запутанный момент войны. Бесплодная ненависть сменяется жалостью, а потом-любовью. Дед Гаврила победил в себе дух зла и тем самым указал путь и своему приемному сыну - путь взаимного прощения и покаяния. И теперь город, завод - чуждая, враждебная сила, связанная с новой властью, - отнимают и второго сына стариков. Гаврила смиренно отпускает Петра.

Заключение.

По нашему мнению, идея необходимости морали М. Шолохова - любите врагов своих - достигает художественной вершины в рассказе «Чужая кровь». В ужасной кровопролитной войне люди в окопах умирали «безобразно просто». А кто виноват в бессмысленной вражде? Но победила в этом противостоянии, несомненно, жизнь. В рассказе «Жеребенок» автор утверждает идею постоянного обновления жизни. Рождение жеребенка - символ приближающегося светлого будущего. Оставшийся в живых жеребенок - олицетворение новой жизни, за которое стоит бороться.

Во время Гражданской войны люди теряют нравственные ориентиры: отец убивает сына, муж убивает жену. Но изменить мир человек не может. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, тогда мир постепенно начнет очищаться. В своих рассказах М.А. Шолохов осуждает войну: она, по его мнению, величайшее зло…

Список литературы:

  1. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М.: Современник, 1995. - 412 с.
  2. Шолохов М.А. Донские рассказы. Красноярск.: Речь, 1997. - 156 с.

sibac.info

"Донские рассказы" М.А.Шолохова

Урок литературы в 11 классе

«Донские рассказы» М.А.Шолохова

Васильева Людмила Ивановна

ТЕМА. «В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата»

ЦЕЛИ. Обратить внимание учащихся на один из трагических периодов истории России. Помочь увидеть с позиции сегодняшнего дня правдивое слово писателя, слово о человеке в период гражданской войны.

– Рассмотреть понятие «война» с нравственно-религиозной и социальной точек зрения, осудить братоубийственные усобицы, изображённые М.А.Шолоховым в рассказах «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Чужая кровь»;

– «развивать то, что есть в душе» (В.Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей;

– вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;

– воспитывать уважение к природе и фольклору родной страны;

– развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.

Эпиграф к уроку:

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.

Демокрит

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

План урока

1. Вступительное слово учителя. Обращение к первому эпиграфу урока. Определение целей урока.

3. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная.

4. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

5. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

1. Вступительное слово учителя.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

Актуализация знаний учащихся.

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения? Ответ: это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита.

Обращение к первому эпиграфу урока.

В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны? Ответ: М. Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”; М. Волошин “Усобица”; М. Цветаева “Дон”, “Москве”, поэма “Перекоп”; Д. Бедный “Проводы”.

Определение целей урока.

Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.

“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни.

Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром.

“Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор

Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.

Итак, мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

1) Анализ рассказа “Родинка”.

· Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло.

· Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? Ответ: “баранья кость” - своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” - символ загнанности в произведении.

· Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды.

· Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

· О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.

· Какой мотив возникает в размышлениях героя? Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.

· Как раскрывается душевное состояние Атамана?

· Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.

· Что общего между жизни Николки и Атамана? Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”.

· Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.

· Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

· Когда этот конфликт достигает своей кульминации?

· Как осознается Атаманом убийство Николки? Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.

· Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

Обращение к читательскому опыту учащихся. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.

Назовите эти рассказы. Ответ: рассказы “Семейный человек”, “Продкомиссар”, “Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка” детоубийство – трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство – сознательный выбор героев.

Промежуточный вывод. Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

2) Анализ рассказа “Чужая кровь”.

· Что общего в рассказах “Родинка” и “Чужая кровь”, чем они различаются?

· Кто из героев рассказа “Чужая кровь” проходит трудный путь вочеловечивания?

· Какие качества, черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? Ответ: в образе главного героя воплотились такие качества, как стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм.

· В каких эпизодах они проявляются?

· Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?

· Сформулируйте идею рассказа.

5. Подведение итогов урока.

Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

6. Домашнее задание.

Письменно закончите предложение “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова - …”, раскрыв концепцию гражданской войны в ранних рассказах М. А. Шолохова.