Где живут бушмены в африке. Бушмены - загадочное племя

Автор Ѐасин Артур(Аркадий)BRUNNENHOF задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

Бушмены кто они? и получил лучший ответ

Ответ от Secret[гуру]
Бушмены - африканцы, племя было так названо от слова Буш - куст, они жили в местах редколесья и кустов.. .где была тень, чтобы укрываться от ослепительно палящего солнца
Когда их обнаружили, "открыли" для себя европейцы, они были малорослы, казались наивными, как дети, открытыми и честными.. Были ловки, жили в единении и гармонии с природой.. .Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенов.
Я видела чудесный фильм о них:"Наверное, боги сошли с ума"
где дети бушменов играли и забрались в грузовик, остановившийся на дороге, под тент, тот тронулся и увёз их, а шофёр и не видел. .
И папа - бушмен отважно идёт пешком по следу грузовика, предполагая по размеру шин, что это какой-то зверь, невиданный ранее, чтобы найти и вернуть своих детей. Вокруг столкновения двух цивилизаций происходит масса комедийных моментов.
Там играл роль отца настоящий бушмен. Никсау.
Режиссёр Ями Уйс нашёл его для этой роли в настоящем бушменском племени на востоке Намибии.
Вот он:
а это афиша

Ответ от Hobbit [гуру]


Ответ от [_SeReBrEnNiE GvOzDiKi_] [эксперт]
а я не знаю!


Ответ от Ольга Осипова [гуру]
Бушме́ны - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность - около 100 тысяч человек.
Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер» , «чужой»)



В декабре 2005 года Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) был награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни» .
В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза, которых иногда называют «бушменами Восточной Африки»


Ответ от Алексей [гуру]
Бушмены - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность около 100 тысяч человек.
Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер» , «чужой») .
Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Характерной чертой языков является наличие щёлкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» - личинок муравьёв.
Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н. э постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.
В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.
В декабре 2005 г. Рой Сезана, руководитель ботсванской общественной организации «Первые Люди Калахари» (First People of the Kalahari) был награждён Альтернативной Нобелевской премией за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни» . В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза, которых иногда называют «бушменами Восточной Африки».

  • Оглавление раздела: Народы Земли
  • Читать: Пигмеи из Африки

Бушмены - в переводе значит лесные люди (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman - «лесной человек»). Английское слово «бушмен» (Bushman) в точном переводе означает «человек из кустов» и иногда считается оскорбительным. В то же время у самих бушменов нет общего самоназвания для всех племён этого народа. На территории ЮАР широко распространено альтернативное название бушменов - «сан» (San). По происхождению оно является готтентотским, т.е. из языка нама. В этом языке слово «сан» носит пейоративный оттенок, и его можно трактовать как «аутсайдер» или «чужой». Этот народ, численность которого около 75 тыс. человек, проживает в основном в пустынных областях Намибии, а также прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также встречаются они и в Танзании.

по ряду антропологических признаков отличаются от негроидов, так как имеют более светлую кожу, у них тонкие не мясистые губы. На основании этих и других признаков они относятся к так называемой капоидной расе. Характерная особенность их языков - это наличие особых щелкающих звуков. А среди характерных особенностей национальной кухни следует отметить регулярно употребление в пищу личинок муравьев, так называемого «бушменского риса».

В какие времена бушмены заселили Южную Африки, к настоящему времени точно определить не удалось. По одной из версий, это произошло предположительно порядка 10-20 тысяч лет назад. А начиная XV века бушмены стали постепенно вытесняться вглубь пустыни Калахари пришедшими с севера бантуязычными племенами-скотоводами. Но особенно сильно пострадали бушменские племена от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го. За это время европейцами было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие бушменские племена либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на многочисленных фермах. И только на территории Ботсваны не происходило систематического преследования бушменов.

У бушменов, в отличие от других африканских племен, другой общинный устрой - у них нет вождей. Бушмены, постоянно находясь в условиях полуголодного бродяжничества по пустынным районам, просто не не могли себе разрешить такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, которые обычно живут за счет остальных членов общества. Поэтому у бушменов вместо вождей есть старейшины. Это выборная должность, а выбирают старейшин из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, при этом они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Следует отметить, что бушмены верят в загробную жизнь, при этом они очень боятся умерших. Пэтому у них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, а вот культа предков, характерного для более развитых африканских племен, у них нет.

В настоящее время многое изменилось, поэтому очень немногие бушмены сохраняют традиционных образ жизни, а большинство из них является рабочими на фермерских хозяйствах.

Бушмены известны как великолепные рассказчики и сказители, они неподражаемые в музыке, а также танце и пантомиме. Их простейший музыкальный инструмент - обычный охотничий лук, в котором в качестве тетевы натянуты волосы животных, с прикрепленной пустой дыней или даже пустой консервной банкой, выполняющих роль резонатора. Во время танца бушмены надеваются на щиколотки сухие и пустые коконы мотыльков, скрепленные как бусы и наполненные камешками или семенами - ими они отбивают ритм.

Расовый тип Входит в Родственные народы Этнические группы Происхождение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Бушме́ны (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа ) - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе . Общая численность - около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним этнотипом , носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А .

Общие сведения о Бушменах

История

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Социальный строй

Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей . Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь , которому приписывается умение общаться с духами , вызывать дождь , лечить болезни .

Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берёт из нуклеарной семьи , затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляют объединения пар. Часто брак моногамный , но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.

Язык

Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки , легенды и песни .

Фольклор

Бушменские сказки и легенды выделяются среди всех остальных сказок и по своей форме, и по содержанию: это не столько сказки, сколько басни и мифы. Действующими лицами в них выступают животные, и прежде всего кузнечик, которому приписывается создание Солнца, Луны и многих животных. Небесные светила бушмены также наделяют именами животных. Так, пояс Ориона они называют тремя самками черепахи, висящими на палке; Южный Крест – львицами; Магелланово облако – каменным козлом. Своих предков они наделяют зооантропоморфными признаками, это полулюди-полуживотные. До наших дней дошли наскальные изображения предков бушменов . Ко времени появления европейцев в Южной Африке, ещё в середине XVII века, бушмены жили в условиях каменного века.

Источники еды и питья

Из семян, которые скапливаются в муравейниках, бушмены варят кашу. Лакомство - жареная саранча . Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку с фильтром на конце и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца .

Одежда

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений .

Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои причёски, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке - обычай, присущий женщинам. Так же они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам (Jolly 2006: 70).

Религия

Большая часть народа придерживается национальных форм шаманизма, но также присутствуют христиане, представленные православными и католиками . Когда шаман входит в транс, принято говорить, что он «умирает» - сам транс довольно часто называют маленькой смертью или половинкой смерти (Dowson 2007: 55). Фольклор довольно обширен и разнообразен. Так же сан принадлежит немалое количество искусно выполненных наскальных рисунков. Шаманы южного Дракенсберга танцевали и входили в транс в каменных пещерах, в которых всегда присутствовали наскальные рисунки (Lewis-Williams and Dowson 1990: 12).

Галерея

    Bushmen drinkingwater.jpg

    Bushmen drinkingwater pan.jpg

    Namibian Bushmen Girls.JPG

    Bushmen Rock Painting.jpg

    Karoo sandstone with bushmen paintings.jpg

    Botswana 063.jpg

    Botswana 051.jpg

Знаменитые бушмены

Самым известным среди бушменов считается Нкъхау - намибийский фермер . Стал знаменитым после того, как сыграл бушмена из Калахари Хихо в двух комедийных фильмах: «Наверное, боги сошли с ума » и его продолжении , а также ещё в трёх неофициальных продолжениях, снятых в Гонконге : «Crazy Safari », «Crazy Hong Kong » и «The Gods Must Be Funny in China ».

Ройял /Уи/о/оо, избранный в 2000 году по спискам СВАПО в парламент Намибии , стал первым бушменом-депутатом. Другим известным бушменским активистом является Рой Сезана, соучредитель движения «Первые народы Калахари», отстаивающего их права в Ботсване.

Бушмены в кино

Помимо появления народа в вышеупомянутой комедии «Наверное, боги сошли с ума », бушмены также изображены в фильме «Красный скорпион », где они спасают главного героя от укуса скорпиона.

В фильме «Жестокая слава» (о легендарном боксёре Чарльзе МакКойе по прозвищу «Кид») отведена отдельная сцена, в которой боксёру объясняют, что представители бушменов могут бежать по пустыне без сна, пищи и воды до 3 суток. Он пробует это проверить и догнать бушмена. Но силы оставляют его уже к закату. После чего бушмен выкапывает 2 страусиных яйца и, угощая измождённого боксёра одним из них, прогоняет его.

См. также

Напишите отзыв о статье "Бушмены"

Примечания

Литература

  • Андрианов Б. В. Сан // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия , 1998, с. 506.
  • Е.С. Котляр. . - АН СССР, ИМЛ им. А.М. Горького. М., «Наука», 1975. - С. 15-18.
  • В. И. Травина «Тайны пустынь» - М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“, 2003 - 352с (интересно об неизвестном)» (стр. 169-175, Бушмены)
  • Dowson T.A. Debating Shamanism in Southern African Rock Art: Time to Move on… // The South African Archaeological Bulletin, Vol. 62, No. 185 (Jun., 2007), pp. 49-61.
  • Jolly P. The San Rock Painting from «The Upper Cave at Mangolong» // The South African Archaeological Bulletin, Vol. 61, No. 183 (Jun., 2006), pp. 68-75.
  • Lewis-Williams J.D., Dowson T.A. Through the Veil: San Rock Paintings and the Rock Face // The South African Archaeological Bulletin, Vol. 45, No. 151 (Jun., 1990), pp. 5-16.
  • Татаровская И.Г. Картина мира и ее основные элементы в мифологии народов Тропической и Южной Африки // Теория и практика общественного развития, 2009, N3-4, С.108-117

Ссылки

  • , более 200 фотографий бушменов жуцъоанси и природы Бушменланда
  • : песня племени бушменов, шаманский ритуальный обряд исцеления племени бушменов.

Отрывок, характеризующий Бушмены

Я кивнула:
– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
– А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
– Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
– Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
Наконец-то она кивнула:
– Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
– Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня...
– Здесь очень красиво...– прошептала Изольда, – но я видела его в другом, не таком светлом месте...
– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...
На берегу этого «тяжёлого», тёмного моря, глубоко задумавшись, сидел одинокий человек. Он казался совсем ещё молодым и довольно-таки красивым, но был очень печальным, и никакого внимания на нас, подошедших, не обращал.
– Сокол мой ясный... Тристанушка... – прерывающимся голосом прошептала Изольда.
Она была бледна и застывшая, как смерть... Стелла, испугавшись, тронула её за руку, но девушка не видела и не слышала ничего вокруг, а только не отрываясь смотрела на своего ненаглядного Тристана... Казалось, она хотела впитать в себя каждую его чёрточку... каждый волосок... родной изгиб его губ... тепло его карих глаз... чтобы сохранить это в своём исстрадавшемся сердце навечно, а возможно даже и пронести в свою следующую «земную» жизнь...
– Льдинушка моя светлая... Солнце моё... Уходи, не мучай меня... – Тристан испуганно смотрел на неё, не желая поверить, что это явь, и закрываясь от болезненного «видения» руками, повторял: – Уходи, радость моя... Уходи теперь...
Не в состоянии более наблюдать эту душераздирающую сцену, мы со Стеллой решили вмешаться...
– Простите пожалуйста нас, Тристан, но это не видение, это ваша Изольда! Притом, самая настоящая...– ласково произнесла Стелла. – Поэтому лучше примите её, не раньте больше...
– Льдинушка, ты ли это?.. Сколько раз я видел тебя вот так, и сколько терял!... Ты всегда исчезала, как только я пытался заговорить с тобой, – он осторожно протянул к ней руки, будто боясь спугнуть, а она, забыв всё на свете, кинулась ему на шею и застыла, будто хотела так и остаться, слившись с ним в одно, теперь уже не расставаясь навечно...
Я наблюдала эту встречу с нарастающим беспокойством, и думала, как бы можно было помочь этим двум настрадавшимся, а теперь вот таким беспредельно счастливым людям, чтобы хоть эту, оставшуюся здесь (до их следующего воплощения) жизнь, они могли бы остаться вместе...
– Ой, ты не думай об этом сейчас! Они же только что встретились!.. – прочитала мои мысли Стелла. – А там мы обязательно придумаем что-нибудь...
Они стояли, прижавшись друг к другу, как бы боясь разъединиться... Боясь, что это чудное видение вдруг исчезнет и всё опять станет по-старому...
– Как же мне пусто без тебя, моя Льдинушка!.. Как же без тебя темно...
И только тут я заметила, что Изольда выглядела иначе!.. Видимо, то яркое «солнечное» платье предназначалось только ей одной, так же, как и усыпанное цветами поле... А сейчас она встречала своего Тристана... И надо сказать, в своём белом, вышитом красным узором платье, она выглядела потрясающе!.. И была похожа на юную невесту...
– Не вели нам с тобой хороводов, сокол мой, не говорили здравниц... Отдали меня чужому, по воде женили... Но я всегда была женой тебе. Всегда была суженой... Даже когда потеряла тебя. Теперь мы всегда будем вместе, радость моя, теперь никогда не расстанемся... – нежно шептала Изольда.
У меня предательски защипало глаза и, чтобы не показать, что плачу, я начала собирать на берегу какие-то камушки. Но Стеллу не так-то просто было провести, да и у неё самой сейчас глаза тоже были «на мокром месте»...
– Как грустно, правда? Она ведь не живёт здесь... Разве она не понимает?.. Или, думаешь, она останется с ним?.. – малышка прямо ёрзала на месте, так сильно ей хотелось тут же «всё-всё» знать.
У меня роились в голове десятки вопросов к этим двоим, безумно счастливым, не видящим ничего вокруг, людям. Но я знала наверняка, что не сумею ничего спросить, и не смогу потревожить их неожиданное и такое хрупкое счастье...
– Что же будем делать? – озабочено спросила Стелла. – Оставим её здесь?
– Это не нам решать, думаю... Это её решение и её жизнь, – и, уже обращаясь к Изольде, сказала. – Простите меня, Изольда, но мы хотели бы уже пойти. Мы можем вам ещё как-то помочь?
– Ой, девоньки мои дорогие, а я и забыла!.. Вы уж простите меня!..– хлопнула в ладошки стыдливо покрасневшая девушка. – Тристанушка, это их благодарить надо!.. Это они привели меня к тебе. Я и раньше приходила, как только нашла тебя, но ты не мог слышать меня... И тяжело это было. А с ними столько счастья пришло!
Тристан вдруг низко-низко поклонился:
– Благодарю вас, славницы... за то, что счастье моё, мою Льдинушку мне вернули. Радости вам и добра, небесные... Я ваш должник на веки вечные... Только скажите.
У него подозрительно блестели глаза, и я поняла, что ещё чуть-чуть – и он заплачет. Поэтому, чтобы не ронять (и так сильно битую когда-то!) его мужскую гордость, я повернулась к Изольде и как можно ласковее сказала:
– Я так понимаю, вы хотите остаться?
Она грустно кивнула.
– Тогда, посмотрите внимательно на вот это... Оно поможет вам здесь находиться. И облегчит надеюсь... – я показала ей свою «особую» зелёную защиту, надеясь что с ней они будут здесь более или менее в безопасности. – И ещё... Вы, наверное, поняли, что и здесь вы можете создавать свой «солнечный мир»? Думаю ему (я показала на Тристана) это очень понравится...
Изольда об этом явно даже не подумала, и теперь просто засияла настоящим счастьем, видимо предвкушая «убийственный» сюрприз...
Вокруг них всё засверкало весёлыми цветами, море заблестело радугами, а мы, поняв, что с ними точно будет всё хорошо, «заскользили» обратно, в свой любимый Ментальный этаж, чтобы обсудить свои возможные будущие путешествия...

Бушмены (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman - «лесной человек»), народ, живущий в пустынных областях Намибии и прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также в Танзании. Численность - около 75 тыс. человек.

В переводе с английского, «бушмен» (Bushman) означает «человек (из) кустов».
Антропологически бушмены отличаются от других негроидов более светлой кожей, тонкими губами, и относятся к так называемой капоидной расе. В языке бушменов много хрюкающих, свистящих, и щелкающих звуков, часть которых произносится с помощью мышц живота, а значение слов может меняется в зависимости от громкости и повышения и понижения тона. Несмотря на сложность языка, объясниться с бушменами можно с помощью мимики и жестов.

Предполагается, что бушмены заселили Южную Африку около 10-20 тысяч лет назад. Но постепенно вытеснялись вглубь пустыни Калахари пришедшими с севера бантуязычными скотоводами, которые в поисках новых пастбищ для скота вплотную подошли к пустыне. Надо сказать, что бушмены не имеют ни малейшего понятия о частной собственности, считая, что все, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем.

Поэтому, на принадлежавших фермерам коров, они охотились как на диких. За каждую убитую корову фермеры стали убивать по 30 бушменов, а оставшиеся в живых бушмены не могли понять за что их истребляют. Правда, позже за убитую корову они не убивали непонятливых охотников. А похищали молодую бушменку, делая ее бесправной «последней» женой, а фактически полурабыней.

В отличие от других африканских племен, у бушменов нет вождей, что обусловлено полуголодным существованием. Постоянно бродяжничая по пустыне, они не могли себе позволить иметь вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Управляют племенами старейшины, которых выбирают из числа наиболее авторитетных и опытных членов рода, но преимуществ у них никаких нет.

О религии бушменов известно очень мало. У них существует культ Луны, они поклоняются различным божествам, которые олицетворяющие силы природы, и особенно дождя. По поверьям бушменов, люди и животные жили когда-то вместе. Более ловкие из них, добыли для людей огонь и научили их разным премудростям. Но потом между ними возникла вражда.

Самая большая ценность в пустыне - вода. И бушмены научились ее добывать, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений, или высасывая влагу через эти стебли. Реже они отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. У каждой группы бушменов в пустыне есть секретные колодцы, тщательно заложенные камнями и засыпанные песком так, чтобы ни малейший признак не выдал место нахождения драгоценного хранилища.

В пищу бушмены используют все. Запекают на углях костра саранчу, термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Едят дикорастущие корни и плоды. Но самое любимое блюдо бушменов - это мясо. Если у бушмена есть мясо, то он счастлив.

Бушмены-мужчины, отличные охотники. Для охоты используются лук и стрелы. Наконечники стрел пропитывают ядом. Яд, парализующий нервную систему, добывают из высушенных и размолотых особых личинок жука, или используют яд змей. Пользуются также и копьем, дубинкой, расставляют силки, капканы, роют ловчие ямы. Женщины заняты сбором ягод, листьев, клубней и семян.

Устроив новое стойбище, они совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Содержимое яйца выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а пустую скорлупу оплетают травой. Таким образом, они изготовляют фляги для воды, и без фляги ни один бушмен не отправляется в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц, оставшихся от вылупившихся страусят, и шлифуют их, придавая овальную форму. Потом острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Так делают бусы, серьги, подвески и мониста. Используют также при выделке и шкуры диких животных, украшая орнаментом.

Отравленные наконечники делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, которые хранят и носят в специальных пеналах или сумках из кожи. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы делают мастерски, и даже наносят на них орнамент.

Огонь добывают трением сухих палочек.

Бушмены - большие специалисты в области ядов и противоядий. Некоторые из них специально глотают яд ядовитых змей и скорпионов, чтобы выработать иммунитет. Против укусов ядовитых гадов они используют корни растения. Растение бушмены называют зоокам. Переживав корень в кашицу, делают надрез на укушенном месте, и, с кашицей корня во рту, высасывают яд. Они не придают значения ранениям, даже если ранения серьезные. Врачи иногда делали операции без наркоза, а оперируемые во время операции оживленно переговаривались.

Бушмены совсем не болеют эпидемическими болезнями, которые поражают европейцев, если живут свободно. У них накоплены огромные знания о лекарственных травах и кореньях. От головной боли они используют корни специальных растений, которые греют на костре и прикладывают к голове.

Крепость организма бушменов поражает воображение. Один из путешественников вспоминает случай, когда раненного в живот бушмена товарищи на самодельных носилках несли «семь лун» (семь суток). Оперировать его удалость только через 20 часов после того, как его принесли. Хирург сказал, что после такого ранения белый человек умер бы через 24 часа. А бушмен легко перенес операцию, и через две недели уже был среди выздоравливающих.

У этих людей есть многое из того, чего нет у нас, жителей городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он обязательно принесет находку в стойбище, где старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, стариков, не способных идти вместе с племенем бросают, чтобы не тащить по пустыне.

Бушмены замечательные рассказчики и сказители. Они виртуозны в музыке, пантомиме и танце. Простейший музыкальный инструмент – обыкновенный охотничий лук, натянутый с помощью волос животных с прикрепленной пустой дыней или пустой консервной банкой, в качестве резонатора.

Когда-то бушменам принадлежал весь африканский континент, но более развитая цивилизация загнала их в пустыню. И, если они не сумеют найти в новом для них мире свое место, то недалек тот день, когда эта народность канет в лету…

Ангола : 8000
ЮАР ЮАР : 7500
Замбия Замбия : 1500
Зимбабве Зимбабве : 500 Язык различные койсанские языки Религия традиционные религии , христианство , шаманизм Входит в койсанские народы Родственные народы готтентоты

Бушменка из Ботсваны

Бушменские дети из Намибии

Жилище бушменов в резервации, Намибия

Бушме́ны (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа ) - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе . Общая численность - около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним генотипом , являются носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А .

Общие сведения о бушменах

История

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Социальный строй

Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей . Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь , которому приписывается умение общаться с духами , вызывать дождь , лечить болезни .

Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берёт из нуклеарной семьи , затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляют объединения пар. Часто брак моногамный , но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.

Язык

Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки , легенды и песни .

Фольклор

Бушменские сказки и легенды выделяются среди всех остальных сказок и по своей форме, и по содержанию: это не столько сказки, сколько басни и мифы. Действующими лицами в них выступают животные, и прежде всего кузнечик, которому приписывается создание Солнца, Луны и многих животных. Небесные светила бушмены также наделяют именами животных. Так, пояс Ориона они называют тремя самками черепахи, висящими на палке; Южный Крест - львицами; Магелланово облако - каменным козлом. Своих предков они наделяют зооантропоморфными признаками, это полулюди-полуживотные. До наших дней дошли наскальные изображения предков бушменов . Ко времени появления европейцев в Южной Африке, ещё в середине XVII века, бушмены жили в условиях каменного века.

Источники еды и питья

Из семян, которые скапливаются в муравейниках , бушмены варят кашу. Лакомство - жареная саранча . Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку с фильтром на конце и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца .

Одежда

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений .

Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои причёски, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке - обычай, присущий женщинам. Также они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам (Jolly 2006: 70).

Религия

Большая часть народа придерживается традиционной самобытной формы шаманизма бушменов. Его первоначальная форма неизвестна, поскольку он был сильно модифицирован из-за взаимодействия с христианством. Также присутствуют христиане . Когда шаман входит в транс, принято говорить, что он «умирает» - сам транс довольно часто называют маленькой смертью или половинкой смерти (Dowson 2007: 55). Фольклор довольно обширен и разнообразен. Также сан принадлежит немалое количество искусно выполненных наскальных рисунков. Шаманы южного Дракенсберга танцевали и входили в транс в каменных пещерах, в которых всегда присутствовали наскальные рисунки (Lewis-Williams and Dowson 1990: 12).

Галерея

Знаменитые бушмены

Самым известным среди бушменов считается Нкъхау - намибийский фермер . Стал знаменитым после того, как сыграл бушмена из Калахари Хихо в двух комедийных фильмах: «Наверное, боги сошли с ума » и его продолжении , а также ещё в трёх неофициальных продолжениях, снятых в Гонконге : «Crazy Safari », «Crazy Hong Kong » и «The Gods Must Be Funny in China ».

Ройял /Уи/о/оо, избранный в 2000 году по спискам СВАПО в парламент Намибии , стал первым бушменом-депутатом. Другим известным бушменским активистом является Рой Сезана, соучредитель движения «Первые народы Калахари», отстаивающего их права в Ботсване.

Бушмены в кино

Помимо появления народа в вышеупомянутой комедии «Наверное, боги сошли с ума », бушмены также изображены в фильме «Красный скорпион », где они спасают главного героя от укуса скорпиона.

В фильме «Жестокая слава» (о легендарном боксёре Чарльзе МакКойе по прозвищу «Кид») отведена отдельная сцена, в которой боксёру объясняют, что представители бушменов могут бежать по пустыне без сна, пищи и воды до 3 суток. Он пробует это проверить и догнать бушмена. Но силы оставляют его уже к закату. После чего бушмен выкапывает 2 страусиных яйца и, угощая измождённого боксёра одним из них, прогоняет его. [ ]