Депрессия у детей в каком возрасте. Жизнь важнее: как распознать детскую депрессию

Да, да, да, Вы не ошиблись - депрессивный... ребенок, а не взрослый, хотя все мы считаем, что депрессия - лишь удел взрослых. В детстве нет причин для депрессии. Однако наше мнение ошибочно. Да и причин для депрессии у детей наших вдоволь, и особенно в последнее время, когда мамы и папы в бесконечном цейтноте - не найти и минуты, чтоб общаться с ребенком, у которого тоже временной дефицит. Ему трудно угнаться за необходимым, все попробовать, со всем справиться, все понять, все познать и во всем преуспеть... И при этом еще ощущая, что родителям не до него.

Собственно говоря, дефицит не времени, а родительской ласки, нежности и любви - это тоже одна из главных причин детской депрессии, так же как и многих других проблем ребенка.

Само слово "депрессия" произошло от латинского слова depressio - подавление, угнетение. И действительно, под депрессией мы понимаем обычно состояние сильной тоски и глубокой печали, затяжную тревогу, грусть, скуку и даже пронзившую вдруг безысходность. Но разве ребенку не свойственно это? Даже сказочный ослик Иа-Иа, старый друг Винни-Пуха, постоянно грустил и все видел лишь в серых тонах.

Однако наши негативные переживания не всегда означают депрессию. Иногда это просто кратковременное изменение настроения на какую-то адекватную ситуацию, например, непредвиденные неприятности. Но когда мы говорим уже о явной депрессии, кратковременность может перейти в долговременность и уныние превратится в визитную карточку Вашего ребенка. А уныние - эталон безнадежной печали. Безнадежной печали? У кого - у ребенка? У ребенка, который живет лишь надеждами и является нашей надеждой. Безусловно, здесь что-то не так. Слишком рано, не кажется ли, выставляем мы этот диагноз. Даже пусть не диагноз, а просто состояние души ребенка.

Тем не менее, всевозможные разновидности депрессии в последнее время все чаще и чаще стали диагностироваться не только у людей со зрелой психикой и сформированным "эго", но и у грудных младенцев. Нонсенс... Но не совсем.

Специалисты сейчас ставят даже диагноз депрессии, развивающейся у ребенка после вынужденного отнятия его матерью от груди и прекращения грудного кормления, еще задолго до празднования в семье его .

Большинство врачей сегодня сходятся во мнении, что депрессия может возникнуть в любом возрасте, начиная с рождения. Например, у младенцев между 6 и 11 месяцами жизни, полностью отделённых от матери и испытывающих эмоциональный дефицит, депрессия проявляется в бессоннице, снижении аппетита или отказе от еды, склонности к простудным заболеваниям и экземе. В случае если такое состояние продолжается более 3 месяцев, изменения приобретают необратимый характер и приводят к грубым нарушениям развития вплоть до идиотии.
У детей до 4 лет депрессию может вызвать любой негатив, связанный с мамой - отделение от мамы (при помещении в дом ребенка, больницу, детские ясли), депрессия у мамы, её психоз, эмоциональная отгороженность. С 4 лет так же сильно, как и мать, на психику ребенка начинают влиять неблагополучные отношения в семье, рождение братика или сестренки, трудности в детском саду. Если даже ребенка не посвятили в причины и факты происходящих в семье скандалов, развод родителей, тяжелые болезни и смерть близких, он чутко улавливает депрессивные настроения мамы.

Как и у взрослых людей, депрессия у ребенка возникает при сильном столкновении с негативной реальностью. Когда глубинные внутренние потребности - быть любимым, быть в безопасности, выражать себя - тормозятся о мир, словно о стену. Детские психиатры ещё называют это "сшибка". Особенно часто заболевают депрессией дети с ослабленной нервной системой. Детишки, у которых в семье есть алкоголики или родственники с психическими заболеваниями. Те, чьи мамочки перенесли тяжелый токсикоз при беременности, сильно волновались, недоедали, была угроза выкидыша. Также ослабляют нервную систему родовые травмы, асфиксия, травмы головы, перенесенные инфекционные и просто тяжелые заболевания (грипп, ангина, дизентерия, корь, коклюш и др.)

Интересен тот факт, что подавляющее большинство детских депрессий — скрытые - когда на первый план выступают симптомы, имитирующие какое-либо физическое заболевание. У взрослых так тоже бывает, но гораздо реже. Взрослая депрессия чаще выражается в общей угнетенности, тоске, плохом настроении и отсутствии каких-либо желаний. А у детишек в более чем 60% случаев начинает что-то болеть. Почему так происходит? Дело в том, что головной мозг у ребенка не до конца сформирован, эмоциональные реакции идут по типу «коротких замыканий». Осознавать собственные чувства и эмоции ребенок ещё не умеет, поэтому эмоции, не проходя стадию анализа, мгновенно выражаются через уже развитые системы организма - двигательную систему, систему пищеварения и др. На первый план скрытых депрессий у детей выступают вегетативные расстройства — нарушения сна, аппетита, повышение температуры, жалобы на боли в разных частях тела, похожие на то или иное заболевание («болит живот»). Очень часто эти симптомы родители, воспитатели и врачи педиатры путают с настоящими болезнями. Например, боли, спазмы и жжение в желудке называют гастритом, нервный кашель и одышку причисляют к астме и т.д. Но если после всех обследований выясняется, что клинические показатели в норме, то стоит задуматься об иных причинах страшных диагнозов.

Отличить скрытую депрессию от другого заболевания можно. Изменяется внешний вид, эмоциональные реакции и характер ребенка. На вид он становится бледным, понурым, подавленным, грустный и беспокойный взгляд. Нет оживления при встрече со знакомыми людьми (воспитателями, родителями, друзьями), нет интереса к игрушкам и играм. Характер меняется на полярный (общительный и открытый ребенок становится замкнутым; мягкий и добрый — злым и агрессивным и т.д.) Ребенок плохо спит (долго засыпает, часто просыпается, видит кошмарные сны, ходит лунатиком) Боли, на которые жалуется ребенок, не проходят после приема лекарств, зато исчезают при положительных эмоциях и переключении на интересные объекты и явления. У ребенка появляются страхи и беспокойство за своё здоровье, страхи смерти. По утрам ребенок вял и заторможен, по вечерам нарастают страхи и жалобы на боли в теле.

Лечение скрытых депрессий требует, прежде всего, консультации детского психотерапевта. Врачи в большинстве случаев лечат антидепрессантами, удлинением сна и психотерапией. В домашних условиях тоже можно помочь ребенку преодолеть депрессию:
1.Увеличить время сна и отдыха, снизить количество занятий и информации (все это снизит напряжение головного мозга);
2.Устранить то, что травмирует ребенка - если это, например, сильное неприятие воспитателя и детского сада, длящееся больше 3 месяцев, не стоит ждать, что ребенок привыкнет, лучше на время оставить его дома и подумать о смене группы;
3.Переключить сознание ребенка на другие объекты;
4.Играть в игры и рассказывать сказки, в содержании которых есть возможность прожить травмирующую ребенка ситуацию и таким образом изменить его отношение к ней;
5.Спокойно себя вести. Чем больше родители проявляют свое беспокойство по поводу состояния ребенка, тем скорее ребенок подсознательно фиксируется на тех или иных симптомах и впоследствии может манипулировать ими.

Детская скрытая депрессия особенно опасна тем, что может надолго затормозить психическое и социальное развитие малыша, оставшись незамеченной родителями и врачами. Поэтому так важно чутко и своевременно замечать изменения в характере и реакциях малыша.

Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющееся в поведенческих изменениях. Депрессия в детском возрасте отличается от у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния. Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют на социальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия. Поведение ребенка может стать неконтролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что приводит к снижению успеваемости в школе. Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Депрессия может проявиться даже у младенцев, но чаще возникает у детей, лишенных родительского внимания, находящихся в интернатах, домах ребенка. Негативные симптомы имеют тенденцию накапливаться, дети постоянно плачут, им не хватает родительской любви и тепла. При тяжелой форме депрессии могут появляться , иллюзии. Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важна в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование у психиатра всех членов семьи.

Причины депрессии у детей

Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являются несколько факторов — наследственные , физиологические , психологические , социальные . На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей. С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.

Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическим или сексуальным насилием.

Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, , а в семьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Существуют также сезонные депрессии , связанные с чувствительностью организма к изменениям климатических условий. Симптомы депрессии могут вызываться приемом определенных медикаментов — стероидов, обезболивающих, в составе которых есть наркотические вещества.

Симптомы депрессии у детей

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения. Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли ( , зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно. Могут наблюдаться панические и — учащенное сердцебиение, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения со сверстниками, апатичность. Подобные недомогания могут быть как разнообразными , резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Различные симптомы депрессии у детей отличаются в различном детском возрасте. Например, развитие детей первого года жизни реже усложняется тяжелыми проявлениями депрессии. У маленьких детей снижается аппетит, они становятся более капризными.

У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения в здоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача. В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе. На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное. Может наблюдаться медлительность, нежелание посещать спортивные занятия.

Диагностика депрессии у детей

Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него. Если ребенка беспокоит чувство вины , объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к детскому психиатру .

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния. Для школьников и подростков, страдающих депрессией, возможна ранняя диагностика депрессии у детей. Диагноз ставится на основании физического осмотра, психологических тестов, лабораторных исследований.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии включает в себя сеансы лечебной психотерапии , при затяжной депрессии могут применяться антидепрессивные медикаментозные препараты, назначаемые врачом, постоянное оценивание состояния, возможно также психиатрическое лечение. К психотерапевтическим методам лечения относятся: когнитивно-поведенческая терапия , направленная на выработку у детей определенного образа мышления, поведения, элементы межличностной терапии , сфокусированные на налаживании отношения ребенка с окружающими, а также семейная терапия , в которой принимает участие вся семья. Детские депрессии у самых маленьких детей лечат применением методов игровой терапии . К медикаментозным препаратам относится — единственный антидепрессант, одобренный для употребления детьми.

Реже применяются нетипичные антидепрессанты ( ) и трициклические антидепрессанты ( , дезипрамин ), имеющие ряд побочных эффектов. Важно отметить, что безопасность антидепрессантов при употреблении детьми до конца не изучена.

Наибольшую эффективность доказал метод лечения, сочетающий сеансы когнитивно-поведенческой терапии и регулярного приема флуоксетина. При очень запущенных вариантах заболевания возможна госпитализация. Нужно проявлять сочувствие и понимание, отвлечение его от тягостных мыслей, переключение на то, что интересно ребенку. Лечение депрессии у детей в домашних условиях включает сбалансированное питание, регулярное занятие спортом, полноценный сон. Необходимо больше общаться с ребенком, выслушивать его проблемы, проявлять сочувствие, настраивать на лучшее.

Доктора

Лекарства

Профилактика детских депрессий

Риск возникновения депрессии можно снизить, если воспитывать ребенка в семьях со спокойной психологической ситуацией , где отношения уравновешенные и добрые. Важно уважать ребенка и его настроения как в семье, так в детском саду, школе. Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть. Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики ребенка. Необходимо, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение, смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон. Нужно проводить с ним как можно больше времени — разговаривать, совместно решать возникающие проблемы.

Диета, питание при депрессии у детей

Список источников

  • Н.М. Иовчук, А.А. Северный. Депрессии у детей и подростков. Москва, Школа-Пресс, 1999;
  • Психология подростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК,2003;
  • Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов. - М.: Изд-во Медпрактика, 2000.

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от "печальных, меланхолических, грустных" настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под "депрессией" у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни "депрессивное расстройство".

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно "депрессия"). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона "стресса" (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов , которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. "зимних" депрессий.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. "социального отступления" у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы ).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды "мятежа" и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы , характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
- постоянное состояние печали (уныния);
- постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
- низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
- длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
- "социальное отступление" (например, желание ограничить число социальных контактов);
- бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
- пониженный или повышенный аппетит;
- чувство постоянной усталости;
- трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
- злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
- пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Лечение депрессии у детей

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован ), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.

Не хандра, а депрессия

Депрессия поражает подростков гораздо чаще, чем принято думать, притом что подростковый период психологи и так считают самым сложным и уязвимым в жизни. По статистике, каждый пятый подросток страдал от депрессии в возрасте от 12 до 18 лет, а с девочками это происходит в 2 раза чаще, чем с мальчиками. Депрессия хорошо поддается лечению, но многие дети так и не доходят до специалиста и, значит, не получают помощи. Для подросткового возраста характерны перепады настроения, подавленность и недовольство собой, но депрессия — это нечто иное.

Клинический психолог Елена Бусель уверена: «Депрессия — это не просто сложное состояние, а настоящая болезнь, и важно вовремя обратить на нее внимание, иначе последствия будут очень серьезными, и главное из них — риск самоубийства. Любую болезнь надо лечить. Когда мы испытываем физическую боль, мы обращаемся к врачу и принимаем лекарства, душевная боль — не исключение. Подростковая депрессия имеет определенную специфику и осложняется как внешними условиями (подросток входит во взрослую жизнь, это стресс), так и внутренними факторами — гормональной перестройкой, эмоциональными перегрузками.

Все это способно значительно ухудшить качество жизни самого подростка и в целом всей семьи, поэтому обращение за помощью к специалистам поможет справиться с этим непростым периодом». Депрессия может быть вызвана как внешними факторами, травмирующими событиями, так и возникнуть без видимой внешней причины — врачи называют такую депрессию эндогенной.

Есть разница

Депрессия у подростков отличается от «взрослой» депрессии. Если взрослые люди чаще отмечают у себя подавленность, исчезновение удовольствия от жизни, тоску и чувство одиночества — для подросткового возраста эти состояния и так характерны. Более явные признаки — раздражительность и агрессия, резкая неспособность учиться, усваивать информацию, «мозг как в тумане».

Признаки депрессии

    Печаль, грусть. Ребенок часто находится в подавленном состоянии, жалуется на плохое настроение, скуку.

    Раздражительность, гнев или враждебность. Он «взрывается» в ответ на безобидные слова или просьбы, реагирует агрессивно, участились конфликты с близкими.

    Слезливость. Ребенок часто плачет, в том числе и без причины.

    Отдаление от друзей или семьи. Он стал меньше общаться с друзьями, чаще бывать дома — но предпочитает не выходить из своей комнаты, не присоединяется к семейным развлечениям, уклоняется от общения.

    Острая реакция на критику. Ребенок совершенно не готов услышать, что он что-то делает неправильно, ощущает бесполезность и уязвимость, тяжело реагирует на отказы и неудачи — особенно это опасно для «хронических отличников» и детей, от которых ждут неизменно высоких результатов.

    Потеря интереса. Ребенка больше не интересуют спорт, хобби, книги или кино — то, что привлекало раньше.

    Ухудшилась успеваемость. Оценки ухудшились, учителя жалуются, что ребенок ленится, невнимателен на уроках, не выполняет заданий.

    Изменения в привычках еды и сна. Подросток отказывается от еды или опустошает холодильник, с трудом засыпает и жалуется на бессонницу или, наоборот, постоянно выглядит сонным.

    Беспокойство. Его мысли заняты реальными или мнимыми проблемами, даже небольшие затруднения вызывают тревогу, удрученность.

    Чувство вины. Ребенок часто испытывает чувства вины и стыда — за то, что он «не такой», ведет себя не так или вообще без причины.

    Усталость, недостаток энергии. Подросток вялый, часто без причины жалуется на усталость.

    Сложности с концентрацией. Ему трудно сосредоточиться, думать.

    Необъяснимые боли. Жалуется на то, что болит голова, желудок, поясница. При этом врачи не находят явных нарушений, влияющих на самочувствие, или ставят диагноз ВСД.

    Самоповреждение. Порезы, ушибы или ожоги (которые ребенок потом скрывает под одеждой) могут быть способом снять напряжение, унять душевную боль или «отомстить» себе.


Причины депрессии

Стрессы, связанные с учебой. Многие подростки не просто волнуются из-за учебы, оценок и экзаменов, а испытывают серьезный стресс. Сколько тревоги бывает связано с подготовкой к экзаменам, репетиторами и олимпиадами, выбором вуза. Особенно если родители транслируют подростку свои высокие ожидания его успешности, давят.

«Социальная» тревога. Одна из главных задач подростка — изучить мир вокруг и занять в нем свое место, понять, как устроено социальное взаимодействие. Популярность важна для большинства детей, и непризнание сверстниками может очень ранить. Влиять может и давление со стороны ровесников: если в компании принято употреблять алкоголь, наркотики, идти против закона, а вашему ребенку все это не по душе — отказом быть «как все» он боится навредить своей репутации и остаться без друзей.

Романтические проблемы. Первая влюбленность, безответная любовь, отношения с противоположным полом, ссоры и расставания, начало половой жизни — все это становится очень важной частью жизни ребенка.

Травматические события. Смерть близкого человека, случаи жестокого обращения или другие травмирующие вещи в жизни ребенка или в его окружении могут привести к тревожному расстройству и депрессии.

Расставание или развод родителей. Иногда кажется, что подросток настолько погружен в себя, что просто не обращает внимания на то, как складываются отношения между родителями. Но это не так: конфликты и напряжение он, разумеется, замечает и реагирует на них, а расставание мамы и папы значительно влияет на его эмоциональное благополучие.

Наследственность. Некоторые люди генетически склонны к депрессии. Если у родителя или близкого родственника есть проблемы с депрессией, подросток может быть более восприимчивым к этому расстройству.

Финансовые сложности в семье. Конечно, ребенок не несет ответственности за семейный бюджет, но, если ситуация нестабильная, а родители явно обеспокоены, это может влиять на его состояние. Резкое падение уровня жизни, потеря работы родителями, беспокойство из-за денег — все это может провоцировать депрессию.

Физическое или эмоциональное пренебрежение. Подросток может казаться невероятно независимым и самостоятельным (или яростно требовать независимости и самостоятельности) и провозглашать, что от родителей ему ничего не нужно, но, конечно, на самом деле это не так. Отсутствие родительского внимания на любом уровне, регулярное неудовлетворение эмоциональных и физических потребностей опасны для психики.

Низкая самооценка. Вряд ли вы встретите хоть одного подростка, который будет доволен собой, но у некоторых постоянные сомнения, стеснительность, неуверенность в себе ведут к подавленности.

Чувство беспомощности. Подростку кажется, что он ни с чем не справляется, ничего не может контролировать, он — совершенно бесполезное и никому не нужное существо.

Опасные признаки

Елена Бусель: «Ребенку сложно справиться с болезненным состоянием, страдания хочется прекратить любыми способами. Например, мальчики более склонны к бунтарскому поведению, могут связаться с плохой компанией, «бежать» в наркотики и алкоголь. Девочки больше склонны к погружению с себя, они еще не в состоянии оценить свою значимость и место в жизни, поэтому могут искать доказательств своей ценности, например, с помощью беспорядочного секса. Ни один из этих способов не может улучшить состояние ребенка, скорее, наоборот.

Как помочь?

Не паникуйте. Чувствовать страх в незнакомой ситуации — нормально, но столкновение с депрессией часто вызывает растерянность у родителей. Мы понимаем, что происходит что-то серьезное, и боимся, что не справимся, у нас нет для этого инструментов — но и это тоже нормальная реакция. Придется признать: да, такая ситуация произошла, мы пока не знаем, как с ней справиться, но мы найдем способ это сделать и обратимся к специалистам. Конечно, не нужно бежать к врачу при любой хандре, но при сомнениях достаточно обратиться к психологу, в том числе школьному, который наверняка заметит важные признаки.

Поддерживайте без осуждения и оценки. Конечно, это непросто. Страх и волнение — естественная реакция родителей, но если ребенок видит, что вы не напуганы, знаете, что делать и как помочь, настроены оптимиc- тично, ему легче будет справиться. Если ребенок вдруг заговорил о самоубийстве — не говорите что-то вроде: «Да это все твои соцсети виноваты — чего там нахватался». Это совершенно не способствует взаимопониманию.

Будьте честны. Не делайте вид, что все в порядке, не обманывайте про диагноз, наоборот, вовлеченность поможет подростку контролировать здоровье и учиться справляться с возможными рецидивами. Слушайте. Обойдитесь без нотаций и «лекций» — вместо этого сообщите ребенку, что всегда готовы его выслушать, и делайте это. Не критикуйте, не оценивайте, не предлагайте готовых решений — слушайте. Признавайте его чувства. Не пытайтесь говорить, что происходящее — нормально или «ерунда», даже если его чувства или проблемы кажутся вам надуманными или неважными. Благие попытки объяснить, почему «все не так плохо», ребенок может воспринять так, как будто вы не воспринимаете его эмоции всерьез.

Избегайте социальной изоляции. Не поощряйте желание ребенка все время быть в одиночестве! Пусть рядом с ним чаще находятся близкие, побуждайте общаться с друзьями, заниматься тем, что приносит радость.

Следите за едой и сном. Полноценное регулярное питание и сон не меньше 9−10 часов — необходимые условия, чтобы психологическое состояние ребенка стабилизировалось.

Обратитесь к клиническому психологу или психиатру. Депрессия — заболевание, требующее лечения. Обращение к психиатру не отразится на будущей жизни ребенка и, например, не помешает ему получить водительские права (при условии, что это именно депрессия, а не симптомы других психических заболеваний). Не бойтесь, если врач назначит антидепрессанты: они не вредны, к ним нет привыкания, как иногда считают родители, они лишь налаживают биохимические процессы в организме ребенка и помогают ему справиться со своим состоянием. Кроме этого, специалист предложит личную, групповую или семейную терапию. Проблема ребенка — это, как правило, проблема всей семьи, яркий показатель, что в отношениях не все в порядке, и будет важна совместная работа.

Все получится!

Елена Бусель: «По данным ВОЗ, 80% подростков полностью преодолевают депрессию без каких-либо последствий для будущего. Стать серьезным нарушением здоровья депрессивный эпизод может только в том случае, если он затягивается, если вовремя не были приняты меры. Но чаще всего депрессия встречается в легкой и умеренной форме, которые хорошо поддаются воздействию и бесследно проходят. Сегодня есть эффективные виды лечения депрессии. На начальных стадиях вполне достаточно психосоциальной поддержки ребенка — это могут быть групповые тренинги для подростков, индивидуальные или семейные встречи с психологом. Очень важна и профилактика! Все мы родом из детства, и чаще всего дети копируют модели поведения своих родителей, смотрят на мир через призму родительского восприятия, поэтому один из способов профилактики — ваше поведение. Покажите ребенку, что безвыходных ситуаций не бывает, что позитивный настрой поможет справиться с любой проблемой, что вы всегда готовы поддерживать ребенка и быть рядом с ним».