Творчество. школьные сочинения

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Анализ описания степи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Ой, ты, степь, широкая,
Степь раздольная…….

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит……..

Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как казачья душа, представляет читателю Н В Гоголь. В небольшом отрывке повести "Тарас Бульба" великий русский писатель мастерски создает высокохудожественный словесный портрет степи; ее географию (..все то пространство, которое составляет нынешняя Новороссия, до самого Черного моря,……), биологию (растительный и животный мир), цвета, запахи и звуки. Н.В. Гоголь действительно пишет портрет, так как степь представляется огромным живым существом, пробуждающимся, бодрствующим, отходящим ко сну, дышащим, меняющим цвет и состоящим, с свою очередь, из совокупности миллионов и миллионов других живых организмов. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: "девственная пустыня", не тронутая рукой человека, являющая собой "зеленый океан", вытаптывать который, могли одни только кони.
Будучи великим мастером художественного слова, Николай Васильевич предстает перед читателем не статичным живописцем, а художником-оператором, предлагающим вниманию зрителя вначале общий план, а затем отдельные детали пейзажа; переводит объектив камеры с одного предмета на другой, с земли на небо и обратно, подчеркивая единство красот природы.
Степь зелено-золотая с брызгами разноцветных цветов днем, к вечеру приобретает темно-зеленый окрас и курится благовонием. Дикие травы, цветы и озера - хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков. Птицы, обитатели стихий земли и воздуха, частые гости пейзажа: "неподвижно стоящие ястребы", "туча гусей", "чайка, купающаяся в синих волнах воздуха", "темная вереница лебедей" Вечером разноцветье степи уступает место разноцветью неба изголуба-темному с широкими полосами розового золота и белыми клоками облаков. Темная степь, усыпанная светящимися червями, подобна небу, усеянному яркими звездами.
Думаю, Н.В.Гоголь дает столь изумительное описание украинской степи не только потому, что сам испытывает трепет и восторг от этой картины, но и для более полной характеристики героев своей повести: широта степи - широта казачьей души, природа степи - природа казачества, многоцветье степи - многоцветье образов, зарево далеких пожаров в ночном небе - трагическая развязка повести. Степь для автора - образ горячо любимой Родины, могучей и прекрасной, величественной и безграничной, символ родной земли, плодородной и щедрой, способной рождать травы, как леса, людей, мужественных и отважных, как былинные витязи, характеры, непреклонные и твердые, как скала.

Описания степи Н.В.Гоголем необычайно поэтично, похоже на стихи в прозе. Текст изобилует массой художественных литературных приемов, помогающих созданию столь впечатляющей картины.
Внешний облик степи соткан из множества определений цветов и их оттенков: зеленый, золотой, синий, изголуба-темный, серебряно-розовый и т.д.. Восхищение степью автор передает с помощью прилагательных сравнительной степени ("прекраснее", "не могло быть лучше") и восклицания ("..Черт вас возьми, степи, как вы хороши!")
Сравнения ("..ветерок, как морские волны", "крик лебедя, как серебро", "..вереница лебедей…-….красные платки", "..кони, скрывшиеся в них /диких растениях/, как в лесу,.."), помогают читателю создать яркий визуальный ряд.
Изобилие метафор (".. волны.. растений..", " ..брызнули миллионы.. цветов", " ..колос пшеницы наливался..", " ..воздух наполнен /птичьим свистом/..", " ..чайка купалась.. в волнах воздуха.."), олицетворений ("солнце выглянуло", "сердца встрепенулись", "дремлющий слух"), эпитетов ("пестрое пространство", "розовое золото", "обольстительный ветерок", "легкие прозрачные облака", "серебряно-розовый свет") помогают представить степь живым существом.
Но более всего Н.В.Гоголю удается передать "музыку степи", ее нетрудно услышать, прочитав описание вслух.
С и С, коими изобилует текст - основной фоновый звук колыхающихся трав,
Ш и Ч - шуршание растений на ветру,
З и З - основной звук, издаваемый насекомыми(комары, осы, пчелы)
Довольно редко встречающиеся Ж - мохнатый и основательный шмель.
В многочисленных звукосочетаниях С Т, С Р, С Т Р, - сложно не уловит стрекотание кузнечиков и цикад.

Наш мир, созданный для любви и красоты, сотрясают войны, уродует вражда и ненависть и все это происходит на фоне прекрасного и бесстрастного пейзажа, созданного природой и гением великого русского писателя Н.В. Гоголя.

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: «Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами»; «Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь»; «Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею»; «Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой».

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: «живопись»; «картину художника-живописца»; «У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину».

Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине «зелено-золотой», но по нему «брызнули миллионы разных цветов». Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны «голубые, синие и лиловые волошки», «желтый дрок» с пирамидальной верхушкой, .«белая кашка», наливающийся колос пшеницы, белая чайка, «роскошно» купающаяся «в синих волнах воздуха», мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).

Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли - собственно степь - и бездонное, безбрежное небо над нею.

На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.

Вообще птиц в степи великое множество. «Тысячу разных птичьих свистов» не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.

«Тучу диких гусей» темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они «в стороне», где-то далеко. (Отмечаем попутно, что «туча» гусей, так же как и «тысяча свистов», передают опять-таки не количество, а впечатление - много! очень много!)

И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь «уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их». Предлагаем учащимся объяснить образ - «молния сжимаемой травы». Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: «Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой».

Но все справедливо приходят к выводу, что «молнию сжимаемой травы» на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда «козачьи черные шапки одни мелькали» между колосьями высокой травы, принявшей казаков «в свои зеленые объятия». После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное - стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.

«Тарас Бульба» является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.

Примеры гоголевского текста: «вся степь курилась благовонием»; ветерок, «обольстительный, как морские волны»; крик лебедя, «как серебро, отдавался в воздухе»; «красные платки летели по темному небу» (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: «Лебедь- красивая, гордая птица, серебро - красивый, благородный металл». Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.

В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале «все три всадника ехали молчаливо». Тарас думал «о давнем», вспоминал погибших товарищей, «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». Оста» «душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову». Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего», грустил о разлуке с панночкой.

Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь - их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей «в свои зелёные объятия», чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что «смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

– Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? – сказал наконец Бульба , очнувшись от своей задумчивости. – Как будто какие-нибудь чернецы! Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами!

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

И козаки , принагнувшись к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега.

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию , до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра...

(См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.

В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.

Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.

В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

Тема: « Картины природы в повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба»

Тип урока: урок-путешествие.

Цель: обучающая: Показать роль пейзажа в передаче чувств, эмоционально-

психологического состояния героев повести; закрепить

знания обучающихся об образах – символах.

развивающая: Развивать логическое мышление, устную речь.

воспитательная: Прививать любовь к отчему дому, родному краю.

Ход урока

1. Слово учителя о задачах урока. Земля – самая красивая из планет. Умение видеть и воспринимать красоту природы доставляет человеку большую радость. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них масса оттенков, которые постоянно меняются в зависимости от времени года, суток, погоды. В каждый момент в окружающем нас мире есть что – то прекрасное, незабываемое. В одно время природа может вызвать у человека радость, бодрость, приподнятость; в другое – задумчивость, грусть. Природа облагораживает чувства человека, влияет на весь его духовный облик. Сегодня на уроке мы проследим, как великий художник слова Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» раскрывает красоту природы в описании степи, подметим изменения, которые происходят в ней и увидим, как степь влияет на настроение героев повести: Тараса, Остапа, Андрия.

2. Работа над текстом повести.

Класс делится на группы по 5 человек: А, Б, В, Г.

Задание группе А :

С какими настроениями отправляются в далекий путь все три всадника?

(Всадники притихли, ехали молчаливо, «… повесив головы и потупив глаза…».

На лицах отражалась грусть, а в глазах блестели слезы.)

Найдите в отрывке такие сочетания слов, которые выражают душевное состояние

героев? Как называются эти сочетания слов? Подберите к ним синонимы.

повесив голову – грустить, унывать, отчаиваться, огорчаться;

потупив глаза – опустить глаза, опечалиться.

Задание группе Б :

О чем думал Тарас?

(« Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уж перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице. И поседевшая голова его уныло понурилась»).

Каким словосочетанием передает автор состояние души Тараса?

понурить голову – уныло опустить голову вниз

Задание группе В :

Почему задумчиво опустил голову Остап?

(Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно его только смущало

и заставляло задумчиво опустиь голову).

Задание группе Г :

Почему задумчиво опустил голову Андрий?

(Андрий думал о дочери ковенского воеводы, которую видел несколько раз.

И однажды он пролез через частокол в сад, влез на дерево, с дерева пролез на

крышу и через трубу камина пробрался в спальню красавицы…Вот о чем думал

Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня).

Учитель: - И вот тут –то впервые появляется описание степи. Прочитайте это описание.

(«А между тем степь давно уже приняла их всех в свои зеленые объятья, и

высокая трава, обступивши, скрыла их, и только казачьи черные шапки одни

мелькали между ее колосьями»)

    Как же встретила степь всадников?

(она приняла их в свои объятья)

Вдумайтесь в слова « степь давно приняла их в свои объятья».

Какие изобразительно – выразительные средства художественно речи использует автор?

(олицетворение)

Какой образ возникает при этих словах?

(Образ матери. В 1 главе перед отъездом сыновей на Сечь « мать обняла их», далее

« обняла одного из сыновей». И степь, как мать, « приняла всех в свои объятья» и.как

мать, скрыла их в своих объятьях.

Что рассеяло грустные мысли всадников?

(Все та же степь: « Солнце выглянуло давно и живительным тлетворным светом своим

облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело: сердца их встрепенулись, как птицы»).

Чем же, кроме пространства, является степь для героев?

(Это путь от дома к Запорожской Сечи. Степь – это бесконечное, как океан пространство,

Которое связывает два мира: домашний и козачий, мир Запорожской Сечи).

Появляется второе значение степи. Какое? (Степь – символ дома).

Лексическая работа: дать лексическое значение слову символ.

И вот описание степи, которое имеет самое важное значение.

(Чтение учителем отрывка «Степь чем далее, тем становилась прекраснее…»)

А теперь, ребята, обратимся к иллюстрации Кибрика.

Что такое иллюстрация?

Как вы считаете, удалось ли художнику изобразить то, что описывал Н.В. Гоголь?

А какое время суток здесь изображено?

Давайте обратимся к рисункам ваших одноклассников.

Работа в группах.

- А . Чем была степь раньше? (пространством, пустыней, похожа была на лес)

- Б . Почему вводятся такие сравнения? (Степь была мертва, как пустыня, в ней не было жизни, никогда «никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам растений»).

- В . Чем представлялась степь всадникам? («Зелено – золотым океаном»).

Г. Почему именно океаном? (Как и в океане в степи существовала жизнь. Степь была наполнена разными цветами и звуками).

На сколько частей и на какие именно можно разделить отрывок?

(На две части: 1 «… брызнули миллионы разных цветов…».

2 «… Воздух был наполнен тысячью разных свистов…»).

Музыка П. Чайковского. « Времена года» («Баркарола»).

А. – Что мы видим?

Б. – Что мы слышим?

В. – С помощью каких слов мы можем видеть степь? (с помощью художественных характеристик – эпитетов: зеленый, дикий, золотой, тонкий, высокий, голубой, пестрый, белый, лиловый, желтый, черный);

Глаголов: брызнули, сквознули, выскакивал, блеснула, мелькает, перевернулась)

Г. – Каким множеством красок можно изобразить степь?

3. Работа над отрывком произведения. « Вечером вся степь совершенно переменилась».

Выразительное чтение отрывка учителем.

Беседа по вопросам.

Как изменилась степь вечером?

(Если днем преобладали зрительные образы, то вечернюю степь наполняют слуховые образы: «…суслики оглашали степь свистом», « трещание кузнечиков становилось слышнее», «иногда слышался крик лебедя», « козаки слышали своим ухом весь бессмысленный мир насекомых: треск, свист, стрекотание». А еще степь наполнилась разными запахами: « каждый цветок, каждая травка испускали амбру», « вся степь курилась благовонием», самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок чуть дотрагивался до щек»).

Как степь днем и ночью влияет на настроение героев?

А. – утром;

Б. – в полдень;

В. – вечером.

(Всадники выехали очень рано, когда красные полосы начинающегося рассвета сверкнули на небе. « день был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад».

Такое настроение было и у всадников: серое, мрачное, как утренняя степь.

Солнце поднялось высоко и облило степь своим светом. « Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Вечером степь становилась темно-зеленой, небо голубо- темным.

Козаки ложились спать. Они слышали весь бесчисленный мир насекомых…- все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух»).

4.Обращение к иллюстрации Е.А. Кибрика.

5.Ребята подготовили рисунки (это было домашнее задание) к произведению « Тарас Бульба»: «Степь утром…», « Степь в полдень…», « Степь вечером…».

6. Чтение отрывка из произведения А.П. Чехова « Степь» (от слов «… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. до… Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…»).

7.Используя технологию «Диаграмма (круги) Эйлера-Венна, сопоставьте два отрывка описания степи великих классиков: Н.В.Гоголя (произведение «Тарас Бульба») и

А.П. Чехова (« Степь»).

А.П.Чехов Н.В. Гоголь

« Степь» « Тарас Бульба»

8. -Что общего в описании степи?

В чем различие?

(Ответы обучающихся).

8. Беседа.

Что же такое степь? Пространство? Океан? Мертвая пустыня?

(Степь – это не только часть природы, за ней остались мать, дом, хутор, вершины деревьев,

По сучьям которых лазили Остап и Андрий, луг, где они катались по росистой траве, колодец, детство, игры – и все, все. Степь – это не мертвая пустыня, а живой океан, который дышит, чувствует: « ветерок дотрагивался до щек», « глядели ночные звезды»,

« все убаюкивало дремлющий слух»).

Мать, дом, деревья вокруг дома, луга, цветы…

Как все это называется одним словом?

Как вы понимаете слова «малая родина»?

Почему описание степи играет такую важную роль в произведении?

Символом чего является степь?

Мать Дом

эти понятия сливаются в единое целое

РОДИНА

9. Беседа о родном крае.

Какова основная мысль повести?

10. Рефлексия.

Домашние задание.

Выучить наизусть часть отрывка « Описание степи»(Из повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»);

Написать письмо Андрию;

Подготовить иллюстрации к понравившимся эпизодам;

Анализ образа Остапа, Тараса, Андрия.