Cочинение «Исторический план написания «Капитанской дочки. Пересказ произведения "Капитанская дочка" Пушкина А.С Составить план капитанская дочка по главам

План пересказа

1. Жизнь недоросля Петруши Гринева.
2. Петр отправляется на службу в Оренбург.
3. Незнакомец спасает Гринева в буран, Петр дарит «вожатому» заячий тулупчик.
4. Знакомство Гринева с обитателями Белогорской крепости.
5. Дуэль Гринева и Швабрина.
6. Петр не получает благословения своих родителей на свадьбу с Машей Мироновой.
7. Жители крепости узнают о приближении войска Емельяна Пугачева.
8. Пугачев устанавливает в крепости свою власть.
9. Швабрин переходит на сторону Пугачева. Мятежник отпускает Гринева, припомнив его заячий тулупчик.
10. Швабрин становится комендантом крепости и принуждает Машу, оставшуюся сиротой, выйти за него замуж.
11. Гринев и Савельич едут на помощь Маше и снова встречаются с Пугачевым.
12. Пугачёв отпускает Машу с Гриневым.
13. Петр отправляет Машу к своим родителям, а сам воюет против Пугачева.
14. Гринев арестован по доносу Швабрина.
15. Маша добивается справедливости у императрицы.

Пересказ

Эпиграф: Береги честь смолоду . (Пословица.)

Глава 1. Сержант гвардии

Отец Петра Гринева вышел в отставку; в семье было девять детей, но все, кроме Петра, умерли в младенчестве. Петрушу еще до появления на свет записали в Семеновский полк. Воспитывает мальчика крепостной дядька Савельич, под руководством которого Петруша осваивает русскую грамоту и учится «судить о достоинствах борзого кобеля». Позже к нему выписывают француза Бопре, который должен был учить мальчика «по-французски, по-немецки и другим наукам», но воспитанием Петруши он не занимался, а пил и гулял. Отец вскоре обнаружил это и выгнал француза.

На семнадцатом году отец отправляет Петрушу на службу, но не в Петербург, как надеялся сын, а в Оренбург. По пути Гринев знакомится в трактире с ротмистром Зуриным, который учит его играть на бильярде, спаивает и выигрывает у него 100 рублей. Гринев «вел себя, как мальчишка, вырвавшийся на волю». Наутро Зурин требует выигрыш. Желая показать характер, Гринев заставляет Савельича, несмотря на его протесты, выдать деньги, и, пристыженный, уезжает из Симбирска.

Глава 2. Вожатый

По дороге Гринев просит у Савельича прощения за свое глупое поведение. В пути их застает буран. Они сбиваются с дороги, но встречают человека, который выводит их к жилью. На постоялом дворе Гринев разглядывает вожатого. Тот разговаривает с хозяином на «иносказательном языке»: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком, да мимо». Гринев видит вещий сон, в котором предсказаны последующие события. Гринев дарит вожатому заячий тулупчик в. благодарность за спасение.

Из Оренбурга старый товарищ отца Андрей Карлович направляет Гринева на службу в Белогорскую крепость (40 верст от города).

Глава 3. Крепость

Крепость похожа на деревушку. Распоряжается всем разумная и добрая старушка, жена коменданта, Василиса Егоровна.

Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, молодым офицером, переведенным в крепость за дуэль. Он рассказывает Гриневу о жизни в крепости, язвительно описывает семью коменданта, особенно нелестно отзывается о дочери коменданта Миронова Маше.

Глава 4. Поединок

Гринев очень привязывается к семейству коменданта. Его производят в офицеры. Гринев много общается со Швабриным, но тот ему нравится все меньше, а особенно его колкие замечания о Маше. Гринев посвящает Маше любовные стихи, посредственные. Швабрин резко их критикует, оскорбляет Машу к разговоре с Гриневым. Гринев называет его лжецом, Швабрин требует сатисфакции. Чтобы предотвратить дуэль, по приказанию Василисы Егоровны их арестовывают. Через некоторое время Гринев узнает от Маши, что Швабрин за нее сватался, а она отказала ему (этим и объясняется упорное злословие Швабрина по адресу девушки). Дуэль возобновляется, Швабрин коварно ранит Гринева.

Глава 5. Любовь

Маша и Савельич ухаживают за раненым. Гринев делает Маше предложение. Пишет письмо родителям с просьбой благословить на брак. Швабрин приходит навестить Гринева, признает, что был виноват. В письме отца Гринева — отказ в благословении. Маша избегает Гринева, не хочет свадьбы без согласия родителей. Гринев перестает бывать в доме Мироновых, падает духом.

Глава 6. Пугачевщина

Комендант получает уведомление о разбойничьей шайке Емельяна Пугачева, нападающей на крепости. Василиса Егоровна все выведывает, и слухи о скором приступе распространяются по всей крепости. Пугачев окружает крепость и призывает противника сдаваться. Иван Кузьмич решает отослать Машу из крепости. Маша прощается с Гриневым. Василиса Егоровна отказывается уезжать и остается с мужем.

Глава 7. Приступ

Ночью казаки уходят из Белогорской крепости под знамена Пугачева. Пугачевцы нападают на крепость. Комендант и немногочисленные защитники крепости обороняются, но силы неравны. Захвативший крепость Пугачев устраивает суд. Ивана Кузьмича и его товарищей казнят (вешают). Когда очередь доходит до Гринева, Савельич бросается в ноги Пугачеву, умоляя пощадить «барского дитятю», обещает; выкуп. Пугачев сменяет гнев на милость, вспомнив барчука, подарившего ему заячий тулупчик. Жители города и гарнизонные солдаты присягают Пугачеву. На крыльцо выводят Василису Егоровну и убивают ее. Пугачев уезжает. Народ бежит за ним.

Глава 10. Осада города

Гринев едет в Оренбург к генералу Андрею Карловичу. Чиновники предлагают подкупить людей Пугачева (назначить за его голову большую цену). Урядник привозит Гриневу из Белогорской крепости письмо от Маши. Она сообщает, что Швабрин принуждает ее выйти за него замуж. Гринев просит генерала дать ему роту солдат и полсотни казаков, чтобы очистить Бе-логорскую крепость. Генерал, разумеется, отказывает.

Глава 11. Мятежная слобода

Гринев и Савельич одни отправляются на помощь Маше. По дороге их хватают люди Пугачева. Пугачев допрашивает Гринева о его намерениях в присутствии единомышленников. Гринев признается, что едет спасать сироту от притязаний Швабрина. Разбойники предлагают разобраться не только со Швабриным, но и с Гриневым, а именно повесить обоих. Пугачев относится к Гриневу с явной симпатией, обещает женить, его на Маше. Утром Гринев в кибитке Пугачева едет в крепость. В доверительной беседе Пугачев говорит ему, что хотел бы пойти на Москву, рассказывает Гриневу калмыцкую сказку об орле и вороне.

Глава 12. Сирота

В крепости Пугачев выясняет, что Швабрин издевается над Машей, морит ее голодом. Пугачев «волею государя» освобождает девушку и хочет тут же обвенчать ее с Гриневым. Швабрин выдает, что она дочь капитана Миронова. Пугачев решает: «казнить так казнить, жаловать так жаловать» и отпускает Гринева и Машу.

Глава 13. Арест

По дороге из крепости солдаты арестовывают Гринева, приняв его за пугачевца, отводят к своему начальнику, которым оказывается Зурин. По его совету, Гринев решает отправить Машу с Савельичем к своим родителям, а сам продолжает сражаться. Пугачева преследуют, ловят. Война заканчивается. Зурин получает приказ арестовать Гринева и отправить его под караулом в Казань в Следственную комиссию по делу Пугачева.

Глава 14. Суд

Из-за клеветнического доноса Швабрина Гринева подозревают в том, что он служил Пугачеву. Его приговаривают к ссылке в Сибирь.

Родители Гринева в горе из-за судьбы сына. Они очень привязались к Маше. Маша едет в Петербург добиваться справедливости у самой государыни. В Царском Селе, в саду она случайно встречает императрицу, не зная, кто перед ней, и рассказывает истинную историю Гринева, объясняет, что он попал к Пугачеву из-за нее. Машу вызывают во дворец. На аудиенции императрица обещает устроить судьбу Маши и простить Гринева. Его освобождают из-под стражи.

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над "Историей Петра") и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась "История Пугачева". Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? "В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании" – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия "жанр" в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В "Капитанской дочке" писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: "Капитанская дочка" – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев "шайкой", "разбойниками", а Пугачева – "бродягой", "самозванцем"; он осуждает "русский бунт". В этом заключается сходство Гринева с автором.

1 глава. Сержант гвардии Повесть "Капитанская дочка", пересказ которой вы читаете, начинается с рассказа Петра Гринева о своей жизни. Он был единственным ребенком, которому удалось выжить из 9 детей бедной дворянки и отставного майора, жил в барской семье со средним достатком. Старый слуга был фактически воспитателем юного барина. Образование Петр получил плохое, так как его отец нанял француза - парикмахера Бопре - в качестве гувернера. Этот человек вел аморальный, распутный образ жизни. За развратные действия и пьянство его в конце концов выгнали из имения. А Петрушу, 17-летнего юношу, отец решил отправить служить в Оренбург по старым связям. Он направил его туда вместо Петербурга, где должны были взять юношу в гвардию. Для присмотра за сыном он прикрепил к нему Савельича, старого слугу. Петруша очень расстроился, потому что вместо столичных гулянок его ждало безрадостное существование в этой глуши. Об этих событиях пишет Александр Сергеевич в повести "Капитанская дочка" (1 глава). - 2 глава. Вожатый Продолжаем описывать события повести "Капитанская дочка". Пересказ второй главы следующий. Петр, в конце концов, начинает стыдиться этого проигрыша и обещает слуге не играть больше на деньги. Их ожидает долгий путь, и Савельич прощает своего барина. Но они снова из-за неблагоразумия Петра попадают в беду. Несмотря на надвигающуюся бурю, Гринев приказал ямщику продолжать путь, и они заблудились и чуть было не замерзли. Однако удача была на стороне героев - им вдруг повстречался незнакомец. Он помог путникам добраться до постоялого двора. -3 глава. Крепость 3 глава повести "Капитанская дочка", пересказ которой предлагается вашему вниманию, начинается следующими событиями. Мы знакомимся с комендантом крепости. Иван Кузьмич Миронов был ее хозяином, но фактически управляла всем жена начальника - Василиса Егоровна. Эти душевные и простые люди сразу же понравились Петру. У немолодой уже четы была юная дочь Маша, но пока еще ее знакомство с главным героем не состоялось. В оказавшейся обычной деревушкой крепости молодой человек знакомится с поручиком по имени Алексей Иванович Швабрин. Его отправили сюда из гвардии за участие в дуэли, окончившейся смертью его противника. Этот герой часто язвил насчет Маши, капитанской дочери, выставляя ее дурочкой, и вообще имел привычку отзываться о людях нелестно. После того как Гринев сам познакомился с девушкой, он высказывает сомнение относительно замечания поручика. Продолжим наш пересказ. "Капитанская дочка", глава 4, в кратком изложении Благодушный и добрый по натуре Гринев начал все теснее общаться с семьей коменданта, а от Швабрина постепенно отдалился. У Маши не было приданого, но она оказалась прелестной девушкой. Петру не нравились колкие замечания Швабрина. Вечерами, окрыленный мыслями об этой девушке, он стал писать ей стихи и читал их Алексею Ивановичу. Но тот лишь высмеивал его, начав еще сильнее унижать достоинство девушки, говоря, что она придет ночью к любому, кто подарит ей сережки. - далее. 4 глава. Поединок -

Атауллина Нурсиля Мировна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Ташбулатово Урок литературы в 8 классе после изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Тема: Урок развития речи в 8 классе Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Цели: - продолжить работу по закреплению умения учащихся работать со сложным планом. - систематизировать знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; - развивать устную и письменную речь учащихся; - подготовить учащихся к написанию сочинения на литературную тему; - воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности). Оборудование: плакат «Как писать сочинение», план на доске, тексты, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению

Ход урока I. Организация урока II. Вступительное слово учителя - Ребята, мы закончили с вами изучать одно из интереснейших творений А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка» - это классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». III. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы должны с вами систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка». IV. Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей «Как писать сочинение» Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним, что такое сочинение, какие требования предъявляются к сочинению. Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, - его стройность, подчиненность единой теме и мысли. Одним из распространенных недостатков школьного сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места. Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении. Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, - как писал К.Г.Паустовский, - но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению. Хорошо составленный план поможет не сбиться с пути и последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» - переходами. Начало (вступление) сочинения должно ввести читателя в тот мир, о котором вы собираетесь рассказывать. Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказываем, в том числе над сочинением, - выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи. Сочинение нельзя писать равнодушно. В них должна ясно прозвучать линия вашего отношения к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала. V. Знакомство с таблицей «Как работать над сочинением» Как работать над сочинением

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением. 1. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении. 2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» - переходами. 3. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно. 4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.

VI. Подготовка к сочинению 1. Беседа Гринев и Пугачев Гринев и Маша Миронова - Я предлагаю вам следующие темы сочинений: 1. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка». 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. 4. Смысл названия повести «Капитанская дочка». 5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка». 6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка». - Посмотрите внимательно и, пользуясь Памяткой, соотнесем название темы сочинений с основной мыслью. - Определитесь в выборе темы. - Хорошо. В основном все ребята выбрали тему «Становление личности Петра Гринева». 2. Работа по составлению плана - Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.) - Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности) - Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? (необязательно, т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши). - А что такое нравственность? (Определение на доске!!!) Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности - Можно смело утверждать, что почти все произведения А.С.Пушкина целиком посвящены теме нравственности. Недаром эпиграфом к повести служит русская пословица «Береги честь смолоду», а эпиграфом к роману «Евгений Онегин» - цитата из письма, содержащая слова «он обладал особенной гордостью». - Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким. Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ. - Что хорошего дала Гриневу семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр. 20), а от матери Гринев перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость) - Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания. - Какие черты характера проявил Гринев по отношению к Савельичу, вожатому? (по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп (стр.29). - А каким Офицером был Гринев? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку). - Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство (стр.74-75). - Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринев наказ отца? - А как Гринев относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным (стр.40); способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву (стр. 85). - Как Гринев относился к Швабрину? (ненавидит, презирает его). - А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев (стр.98). ЗАКЛЮЧЕНИЕ - это все вы напишите в основной части сочинения. А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Гринев сегодня? (Гринев учит нас правильно, хорошо относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее. Суметь защитить ее в трудную минуту. А еще Гринев учит нас быть верным присяге. Ведь мы будущие воины и тоже будем давать присягу на верность Родине, родителям). VII. План сочинения. - Посмотрите, какой план у нас получился. I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина. II. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка». 1. Кто такой Петр Гринев (детство, воспитание). 2. Что хорошего дала Петру Гриневу его семья. 3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…». 4. Гринев – офицер. 5. Любовь в жизни Петра Гринева. 6. Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал презрение…»). III. Чему учит Гринев читателя сегодня. - Запишите этот план в тетради по литературе. VIII. Итог урока. - Сегодня мы с вами провели большую работу по написанию сочинения на литературную тему. Научились составлять план и отбирать материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сочинения. Ваша задача: написать сочинение к следующему уроку.