Что такое настоящая дружба преступление и наказание. Сочинение на тему: Дружба и вражда в романе Преступление и Наказание, Достоевский

Роман «Преступление и наказание» был написан Ф. М. Достоевским в 1860-х гг. Идей и подоплек в нем предостаточно, но главной своей целью автор ставил выдвижение теории о двух видах людей: «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые ничего значимого в своей жизни не делали, а вторые готовы были на все, лишь бы остаться в истории. К ним писатель относил, например, Наполеона, о чем свидетельствуют размышления главного героя. Раскольников Родион Романович - личность гордая и сильная.

Он живет на съемной квартире в Петербурге и с трудом сводит концы с концами. Он вынуждено оставил учебу на юридическом факультете из-за нехватки денег. Ему принадлежит идея о «двух разрядах людей», которую он опубликовал в газете. По его теории одни люди имели право убивать других, так как были из «высшей» расы. Однако причиной для убийства старухи-процентщицы стало не это, а совсем другое. Во-первых, молодой человек был сильно разочарован в жизни и в повальной нищете.

Во-вторых, накануне своего преступления он получил письмо от матери , в котором та писала об унижениях Дуни в доме Свидригайловых и о том, что на девушке изъявил желание жениться Лужин - человек с низкой душой, к которому Раскольников испытывал отвращение. В-третьих, так коморка, в которой жил главный герой, могла навевать только самые мрачные мысли. Хотя, примечательно то, что убийство процентщицы не входило в его планы. Эту идею он услышал в трактире от чужих людей.

По ходу развития сюжета, мы видим, что герой раскаивается в содеянном, но опять же по своим личным причинам. Он жалеет, что не может защитить Дуню от Свидригайлова , что мало пользы принес для семьи Мармеладовых, что мало времени уделял своему единственному хорошему другу Разумихину . Для того чтобы верно раскрыть характер героя, Достоевский поднял в своем романе тему дружбы и вражды. Антиподами и в то же время двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов.

Оба персонажа отрицательные. Первый ужасно расчетлив и тщеславен. Он переехал в Петербург для того чтобы заниматься адвокатской практикой и занять место в высшем обществе. Дуню он выбрал в невесты только из-за того, что девушка бедна и не имеет даже приданого, а соответственно, ни на что большее она претендовать не будет. Свидригайлову писатель дает неоднозначную характеристику. С одной стороны, он погубил жизнь Марфы Петровны и хотел сделать то же самое с Дуней. С другой стороны, он добр к детям Катерины Ивановны .

Разумихин, несмотря на то, что является полной противоположностью Раскольникова, единственный его преданный друг. О благородстве этого героя говорит хотя бы то, что он обещает позаботиться о Дуне и не давать ее в обиду Свидригайлову. Сонечка Мармеладова тоже многим жертвует ради Раскольникова, даже зная правду о его преступлении. Она покидает Петербург, чтобы быть рядом со своим другом даже, когда он уже признанный каторжанин.

Через образ персонажа Дмитрия Прокопьевича Разумихина Достоевский выражает свою позицию, которая высказывает его взгляды и дает нравственную оценку теории убийцы-Раскольникова «кровь по совести». В романе «Преступление и наказание» Разумихин выступает как человек еще неустановившийся, но очень привлекательный.

Раскольников, Разумихин - это своего рода сравнение двух новых течений среди молодежи того времени. Писатель на таких примерах показывает, что пути развития жизненной позиции могут очень сильно отличаться друг от друга. Кто-то может стать «рабом» теории, отвергающей Бога (это тот же Раскольников), а кто-то будет сохранять нравственную «почву» и обладать способностью отличать добро от зла (это Разумихин).

В школе часто пишут сочинение на тему: «Разумихин («Преступление и наказание»): характеристика». Кто он такой и каковы его попробуем разобраться.

Идея «Преступления и наказания»

Основную идею романа «Преступление и наказание» Михаил Федорович Достоевский обдумывал весьма долгое время, еще со времен каторги. И работать над ним он стал с огромным увлечением и душевным подъемом. Это произведение как бы подытожило его прошлые творческие годы и вобрало в себя все его идеи и мысли. Но центральные темы тех лет тоже очень хорошо раскрыты в этом произведении. получили новое философское направление в соединении с нравственной драмой «убийцы-теоретика» Родиона Раскольникова, который вынужден сам на себя донести, чтобы получить наказание и тем самым опять примкнуть к людям. Идея главного героя Раскольникова - стать властелином судьбы и сильных и справедливых наказывать неугодных и таким образом делать счастливыми обездоленных. В этом весь философский умысел Достоевского, включивший современные революционные настроения 1860 года.

Разумихин. «Преступление и наказание». Характеристика

Второстепенные персонажи становятся идеологическими союзниками или оппонентами главного героя. В романе «Преступление и наказание» Разумихин - это один из самых близких друзей Раскольникова, который, однако, не поддерживает его взглядов. Ведь философская идея «малых дел» самого Разумиха состоит в том, что молодежь должна работать учителями, юристами, врачами и агрономами, чтобы каждый на своем месте служил благу. И ей необходимо помогать в юриспруденции, экономике и просвещении, а также содействовать покупке земель крестьянами, организовывать страхование, народные кредиты и улучшать земледельческие орудия.

Именно таким образом Разумихин видел, как постепенно преодолевалась пропасть По его мнению, именно этим можно было отвлечь общественные передовые молодые силы от революционной деятельности и всякого насильственного улучшения жизни.

«Преступление и наказание». Описание Разумихина

Вообще, вся суть этой идеи заключалась в том, что все «великие дела» надо оставить на потом, до лучших времен, а сейчас надо начинать действовать каждому на своем месте и тихо вести культурную работу. Раскольников же оправдывал любое кровопролитие, если кто-то вставал на пути к какому-нибудь благородному делу или великому открытию, или если кто-то очень сильно страдал от какого-нибудь нехорошего человека. Этими рассуждениями и наполнил Достоевский свой роман «Преступление и наказание». Разумихин же в нем играет немаловажную роль и полностью выражает взгляды самого автора.

Характеристика Разумихина достаточно интересна. Достоевский представил нам типаж эдакого мужлана, грубого буяна, сильной натуры, но очень благородного и великодушного русского человека, который полностью подчиняется Авдотье Романовне, сестре Раскольникова. Ведь он буквально млеет и принижает себя перед этой хрупкой и изящной красавицей.

Почвенничество

С первого взгляда может показаться, что Разумихин является прагматиком, но это не так. В своих рассуждениях он все же опирается на теорию «почвенничества», что представляло собой русское общественное течение мысли религиозно-философского направления, похожее на славянофильство, противопоставленное западничеству. Оно было ориентировано на самобытность России, что и отличало ее от западной культуры.

Он критикует дореформенные порядки и юриспруденцию. Такие люди, как Лужин (жених Дуни), ему очень ненавистны, так как все просчитывают и везде ищут выгоду. Он чувствует от таких людей людоедский запах, благодаря их убеждениям.

Русский богатырь

Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» Разумихина представляет как русского богатыря, «снизошедшего до мальчишки», который свои могучие силы тратит на поддержку друга Раскольникова и его близких - сестру Дуню, мать Пульхерию Александровну. Он помогал им даже тогда, когда узнал, что Раскольников - убийца.

Разумихин видит насквозь человеческую душу каждого, с кем он когда-либо общался. Он понимает, что такой негодяй, как Лужин, просто безнадежен и его не исправить, а вот того же Раскольникова еще можно «реанимировать» и опять вернуть в круг человеческого общества.

Любовь к Дуне

Как верный друг Раскольникова и влюбленный в его сестру, Разумихин делает все, чтобы помочь им и сделать их счастливыми. Его самоотверженность в этом вопросе совсем не мешает построению его личного счастья, о котором постоянно мечтает Разумихин. «Преступление и наказание» определенно намекает на то, что человек не может существовать вне общества, и созданная им семья, выбранная профессия несут в себе социальную печать и говорят о согласии с общественным и политическим укладом или несогласии.

Образ Разумихина

Итак, Раскольникову очень грамотно противопоставлен Разумихин. «Преступление и наказание» образ последнего делает одной из важных фигур в жизни главного героя. Достоевский описывает его как молодого человека, студента, дворянина, у которого есть друг по университету - это Раскольников, с которым они знакомы уже полтора года.

Разумихин - открытый, добрый, с русской широкой Он большой правдолюб и любит метать правду-матку в лицо. У него несколько грубоватые манеры, но за этим скрывается очень чувствительная и тонкая душа. К тому же в произведении «Преступление и наказание» Разумихин представлен как эрудированный молодой человек, знающий три европейских языка и мечтающий создать свою собственную издательскую контору. Именно к нему приходит Раскольников сразу после совершения убийства, чтобы тот помог ему найти работу по преподаванию. На самом деле он спешит к нему, чтобы найти живую душу для общения, способную на сострадание, которая сможет разделить с ним его муку.

Верный друг

Очень преданным и порядочным другом оказался Разумихин. «Преступление и наказание» описывает, как он ухаживает за больным Раскольниковым и даже просит доктора Зосимова заняться его недугом, а также знакомит его со своим родственником дальних кровей, следователем Порфирием Петровичем. Он, зная, что Раскольникова начинают подозревать, всячески выгораживает его и списывает его странность на болезнь, а также с большим вниманием относится к приезду матери и сестры Раскольникова и буквально сразу же влюбляется в Дуню. В итоге он на ней женится.

К своему другу Раскольникову Разумихин относится с теплотой и трепетом, хотя и понимает, что они разные с ним люди. Очень любопытен тот факт, что Разумихин от всех отличается какой-то особенной правдивостью и невероятной прямотой. Его многие высказывания и реплики можно свободно использовать как цитаты. А его юмор, ирония и остроумие просто умиляют, притягивают и не могут не обаять и не вызывать чувства симпатии.

Среди вечных ценностей дружба всегда занимала одно из самых первых мест. Но каждый понимает дружбу по-своему. Кто-то ищет в друзьях выгоду, какие-то дополнительные привилегии в получении материальных льгот. Но такие друзья до первой проблемы, до беды. Не случайно пословица гласит: «друзья познаются в беде». А вот французский философ М.Монтень утверждал: «В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой». И только такая дружба является настоящей.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» примером такой дружбы можно считать отношения Раскольникова и Разумихина. Оба студенты юридического факультета, оба живут в нищете, оба ищут дополнительные заработки. Но в один прекрасный момент, заражённый идеей сверхчеловека, Раскольников бросает всё и готовится к «делу». Полгода постоянного самокопания, поисков пути обмануть судьбу выбивают Раскольникова из привычного ритма жизни. Он не берет переводов, не даёт уроков, не ходит на занятия, в общем, ничего не делает. И всё-таки в трудную минуту сердце ведёт его к другу. Разумихин – полная противоположность Раскольникову. Он трудится, всё время крутится, зарабатывая копейки, но этих копеек ему хватает на жизнь и даже на веселье. Раскольников словно ищет возможность сойти с того «пути», на который встал, потому что «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». А Раскольников раздавлен, доведён до крайней степени отчаяния. И Разумихин, поняв, что друг (хотя Достоевский настоятельно пишет «приятель») в беде уже не отходит от него до самого суда. А на суде выступает защитником Родиона и приводит доказательства его душевной щедрости, благородства, свидетельствуя о том, что «в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Срок за двойное убийство был сокращён почти вдвое. Таким образом, Достоевский доказывает нам идею божьего промысла, что люди спасаются людьми. И пусть кто-то скажет, что Разумихин не оказался в проигрыше, заполучив красавицу жену, сестру друга, но разве он думал о собственной выгоде? Нет он всецело был поглощён заботой о человеке.

В романе И.А.Гончарова «Обломов» не менее щедр и заботлив оказывается Андрей Штольц, который всю свою жизнь пытается вытащить своего друга Обломова из болота его существования. Он один способен поднять Илью Ильича с дивана, придать движения его монотонной обывательской жизни. Даже когда Обломов окончательно поселяется у Пщеницыной, Андрей предпринимает ещё несколько попыток, поднять его с дивана. Узнав, что Тарантьев с управляющим Обломовки фактически обокрал друга, берёт дело в свои руки и наводит порядок. Хотя это не спасает Обломова. Но Щтольц честно выполнил свой долг перед другом, а после смерти непутёвого товарища детства забирает его сына для воспитания, не желая оставлять ребёнка в среде, которая буквально затянута тиной безделья, мещанства.

М.Монтень утверждал:

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Только такая дружба является настоящей. Если человек, называющийся другом, вдруг начнёт, заискивая, просить о помощи или за оказанную услугу начнет сводить счёты, мол, я тебе вон как помог, а что для меня сделал, - откажитесь от такого друга! Вы ничего не потеряете, кроме завистливого взгляда, недоброжелательного слова.

Дружба и вражда – естественные состояния человека, живущего в обществе. Он заводит близкие отношения с симпатичными ему людьми, но с некоторыми окружающими общение перерастает во взаимную неприязнь. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, важно, чтобы конфликтные ситуации не заполняли жизнь человека от начала и до конца, а дружба не обернулась предательством и разочарованием. Правда, не всегда обстоятельства складываются в нашу пользу, поэтому на своем жизненном пути мы вынуждены прощаться с друзьями и приобретать врагов. Но бывает и так, что вражду создаем мы сами без объективных на то причин. Вот такое чувство достойно всякого осуждения.

Многие мыслители задумывались над этой темой. Мне на ум приходит роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой Раскольников конфликтует с Лужиным, нареченным сестры. Их взгляды на жизнь совсем не совпадают: один готов на какие угодно жертвы ради всеобщего счастья, другой утверждает, что лучше целый кафтан, чем рваная рубашка, иными словами, делиться с ближними он не собирается. Один – фанатичный филантроп, другой – рациональный эгоист. Эти люди обречены на вражду. Обстоятельства сложились так, что Дуня (сестра Раскольникова) выходит замуж по расчету, чтобы помочь семье. То есть, ее избранник, человек обеспеченный, который сам всего добился, не мог по своей природе иметь те же возвышенные чувства, что и романтичные брат с сестрой. Если бы он им во всем соответствовал, он не был бы успешен. Они никогда не смогут понять друг друга, ведь материалисты и идеалисты стоят по разные стороны баррикад. Значит, причины возникшего конфликта кроются в самом поступке Дуни: она не должна была приносить такую жертву и приводить в семью совершенно чуждого по духу человека. Но стесненные обстоятельства убежденных романтиков делают их материально зависимыми от Лужина. Вражда эта предсказуема, неизбежна и естественна. В ней нет ничего плохого, как в растущем дереве или резком порыве ветра. Таковы реалии и избежать их невозможно.

Но в том же самом произведении есть примеры вражды, необусловленной обстоятельствами, надуманной и искусственной. Это чувства, которые Раскольников испытывал к старухе-процентщице. Он думал, что такие «пауки» мешают всеобщему процветанию и во благо всех остальных должны быть уничтожены «право имеющими». Позже он раскаялся в своих убеждениях, но на тот момент он испытывал к жертве ненависть, объяснимую лишь абстрактными рассуждениями. Сам он – не злой человек и не способен был лишить кого-то жизни. Поэтому он стал искусственно разжигать в себе вражду, урезонивая совесть холодными умозаключениями. Если герой умышленно заставлял себя ожесточиться против старухи, то мы можем сказать, что никакие обстоятельства и веления злого рока его не понуждали, он сам виновен в создании конфликта. Перед читателем разворачиваются ужасающие последствия такой надуманной вражды. Она уродлива и низка, ведь не свойственна роду людскому. Это противоестественное чувство, которое человек должен научиться распознавать и подавлять.

Таким образом, опираясь на размышления великого классика русской литературы, я пришла к выводу, что без конфликтов жить невозможно, но лишних ссор нужно избегать, так как они отравляют наше существование, как это было в истории Раскольникова. Вражду в себе не надо культивировать и приравнивать к миссии, ведь даже счастье всего мира не стоит слезы младенца.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Раскольников и Разумихин

Размышления о героях романа Достоевского «Преступление и наказание»

Противопоставление двух бедных студентов, оказавшихся в одинаковом положении в большом городе, лишенных связей, возможности достойного заработка, по сути одиноких, но по-разному воспринявших эту ситуацию, не навело меня на мысль, что Разумихина надо приводить в пример Раскольникову. Один озлобился и решился на преступление, а другой – нет. Но все не так просто.

В романе показано, как здоровый и крепкий физически и психически человек может вынести многое, а изначально хрупкий болезненный нервный сломаться. Сойти с ума, покончить с собой, зациклиться на навязчивой идее и перейти черту. Реакции Раскольникова на все, что с ним происходит, – это реакции человека больного. Он не помешанный. Но в результате испытаний бедностью и несправедливостью нервная система его приходит в состояние повышенной болезненной раздражительности на все и всех, а как следствие – опять же, болезненное озлобление. Достоевский, не будучи медиком, употребляет такие слова как «горячка», «бред», «лихорадка», а главное – «мономания».

Казалось бы, не такое уж и важное с точки зрения такого «богатыря», как Разумихин, обстоятельство – маленькая неудобная комнатка, в которой приходится жить Раскольникову. Для человека здорового это «испытание» - как с гуся вода. Для Раскольникова оно становится одной из причин развития и прогрессирования болезненного состояния. Он чувствует себя в этой комнатке как в гробу, как будто он уже умер. За некой чертой естественности и нормальности. И в душе у него еще ДО преступления уже поселился холод, он внутренне омертвел.

Дни, ночи, недели, месяцы одинокого прозябания в этой комнате с невозможностью даже нормально поесть. И поговорить с кем-то.

Если о каторге в романе говорится так, что она не сильно отличалась от его обычной жизни студента, то можно представить, КАКОВА была эта жизнь длиной в целых три года, а для психики это огромный срок. Только в тюрьме не надо тратить столько денег и влезать в долги, мучаясь невозможностью заработать, теперь этот убогий жизненный минимум – за счет государства. А в бытность студентом у него и минимума иной раз не было.

Мономания, о которой говорят в романе, - зацикленность на одной мысли, идее, невозможность отвлечься, задуматься о чем-нибудь другом. Мономан ищет подтверждение или опровержение своей идее во всем, что видит и слышит. Ему подсознательно кажется, что весь мир только того от него и ждет, чтобы он перешел от теории к практике, решился на что-то. Доказал, что он не слабак.

А для людей от природы хилых, болезненных это весьма характерно. Они самолюбивы и не любят чувствовать себя ни на что не способными. По-настоящему сильному, могучему человеку таким нелепым образом доказывать ничего не надо. Больной с психологией Раскольникова не хочет ощущать себя никчемным существом, зависящим от милости других.

Поэтому на добродушного Разумихина с его желанием помочь он только злится. Лужина с его откровенным желанием выглядеть благодетелем семьи заранее ненавидит (хотя впоследствии и выяснилось, что в отношении него Раскольников оказался интуитивно прав). Сестра и мать с их желанием всем пожертвовать ради своего «Роденьки» его бесят. Он сам себя презирает за то, что не может, подобно Разумихину, легко относиться к временным неудобствам, недостатку средств, унизительности своего положения, и впадает в такое отчаяние, которое тому и не снилось, и заболевает по-настоящему.

Будь Раскольников крепче, здоровее и выносливее, и высокомерия у него было бы меньше. Подсознательная злость на свое бессилие порождает раздражение на желающих помочь окружающих, желание их принизить. Он хочет быть сильным, но одного желания мало. Ему «не повезло» - даже сестра, будучи женщиной, здоровее, выносливее, уравновешеннее его самого. Человек не может выбрать свою психофизику, сила и уравновешенность ему либо даны от рождения, либо не даны. Желание быть сильным и невозможность им стать – это и есть истинная трагедия Раскольникова. Смелость, которую он демонстрирует в иных ситуациях, тоже граничит с болезненностью, как будто таким образом он бросает вызов всем, желая опять-таки ДОКАЗАТЬ что-то.

Казалось бы, человек более рациональный, понимая свою природу, осознает еще до совершения преступления, что последствия этого ему не по плечу. С его-то болезненной чувствительностью выносить подозрения, допросы, шутки, намеки… и это еще не говоря об угрызениях совести. Раскольников, сравнивая себя с Наполеоном и прочими, легко, не задумываясь, лишающими других жизни, не мог ЗАРАНЕЕ не понимать, что ему при всем желании сравняться с ними все это не по силам. Но он мужчина. До крайности самолюбивый, как это и свойственно натурам одаренным, но лишенным мощи. Одна мысль о своей слабости должна была бы приводить его в отчаяние и озлоблять еще больше. Психологически это очень достоверно.

Я далека от того, чтобы осуждать Раскольникова и превозносить Разумихина. Если бы последний был главным героем романа, читать его было бы скучно. Натуры болезненные, изломанные, противоречивые интереснее для изучения. И именно таких Достоевский делал основными объектами исследования не случайно. Разумихину «повезло» родиться с устойчивой психикой и здоровым организмом. В нем, помимо природной доброты, есть «здоровая» толстокожесть – способность беспечно, легко, шутя воспринимать жизненные тяготы.

Соня – моя любимая из всех женских героинь Достоевского, потому что в ней есть абсолютно покоряющая и убеждающая простота и ясность. И отсутствие театральности. И только рядом с такой кроткой, смиренной, покорной и нежной, лишенной острых углов, женщиной мог смягчиться и почувствовать себя сильным Раскольников. Но понимание силы и смелости для религиозного человека – это не бунт, а публичное признание. И поняв, что если решится на это, будет выглядеть в глазах Сони героем, Раскольников уже не воспринимает такой шаг так, как будто он «сдался» и «струсил», напротив, это мученичество. При всем высказываемом публично презрении к общественному мнению Раскольникову важно, как он выглядит, и как воспринимают его поступки. Ему нужно удивление и восхищение, как, впрочем, и многим мужчинам.

Но признаться – это одно, а раскаяться от души – совершенно другое. Раскольников признался, но раскаялся ли? Это очень сложный вопрос. Раскаяние отвергается им как проявление СЛАБОСТИ. Признание того, что он «тварь дрожащая». И, может быть, потому что убил он не только старуху, но и кроткую сестру ее Лизавету, чувство вины было непосредственным, не умозрительным, он действительно ощущал ужас содеянного.

Вплоть до последних страниц романа Раскольников высокомерен, раздражителен, зол, и в этом Достоевский не погрешил против психологической правды. И как бы сам автор ни хотел привести его к евангельской истине, он мог чувствовать, что это уже будет не Раскольников, а какой-то другой человек. О полнейшем раскаянии говорится так, как будто это, возможно, когда-нибудь будет.

На каторге Раскольников видит сон: появились микроскопические существа, вселявшиеся в тела людей, и люди, принявшие их в себя, становились одержимыми. Достоевский употребляет слова «бесноватые» и «сумасшедшие». «Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований», - пишет автор. Опять-таки медицина бы это подтвердила – люди, одержимые манией, находят опору в своей навязчивой идее и чувствуют себя высшими существами со сверхвозможностями. Так люди слабые обретают уверенность в себе, которой недоставало им в обычном состоянии.

Раскольникову при всей его невероятной заносчивости, который, по словам Достоевского, заболел от гордости, труднее и мучительнее всего принять себя таким, какой он есть, - не сильным ни телом, ни духом. Нуждающимся в помощи и благодеяниях окружающих. И не способным выстоять, выжить, возвыситься в одиночку. Но все-таки, как это ни унизительно для главного героя, - лучше, наверное, все-таки быть слабым и зависимым, чем преступником.

Хотя для людей его типа простить себе преступление не так тяжело, как простить себе слабость. Но в ней нет его вины, это – природная данность.

Свидригайлов, возможно, выражает мнение автора, когда говорит: «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем».

Рецензии

Знаю, что носится в воздухе такая "тема" - противопоставление Раскольникова и Разумихина. Самой бы мне никогда не пришло в голову их сопоставлять или противопоставлять.
Раскольников самолюбив, амбициозен (вероятно, был, пока его не сломили тяжелые условия), чувствителен, что называется, сложно устроен.
Разумихин - простой хороший "свой" парень. Совсем другой человек.

Я бы, как и Раскольников, чувствовала себя заживо закопанной в могилу, живя в плохой комнате, невероятно униженной и все такое прочее. Такие, как Разумихин, в реальной жизни от меня предельно далеки.

Достоевский доводит дело до преступления, и, в отличие от некоторых, я отнюдь не думаю, что он грешит в этом против истины. Могло и до такого дойти. А так в реальности истории всевозможных Раскольниковых, только без убийства, можно видеть сплошь и рядом: это истории людей, тяжко страдающих от крушения своих иллюзий, от невозможности подняться в социальном плане, от вида несправедливости к себе и другим (прежде всего к себе, возможно, но можно ли кого-то за это упрекать?). И это при том, что, поставь на их место Разумихиных, те бы жили себе и еще считали бы, что у них вполне хорошая жизнь. Так что из этого следует? Ничего, кроме того, что все из разного теста.
Самый дурацкий аргумент в попытке доказать что-то человеку, страдающему от своего плачевного положения, и при этом самый часто встречающийся: "А вот я на твоем месте..." Пустое. Он не ты, а ты не он.