Бюрократическая работа. О бюрократии и бюрократизме простыми словами

Когда в обыденной жизни мы слышим слово бюрократия, нам представляется бесконечное сидение в очередях ради получения пустяковой справки, волокита и плохая непродуктивная работа органов власти, которые действуют по указке и предписанию свыше.

Мы также подразумеваем под этим понятием группу лиц, облеченных властью, призванных всячески усложнить нам жизнь придирками, копанием в ненужных бумагах и циркулярах. Однако, не бюрократия, как таковая, есть причина подобных неурядиц, а недостатки в выполнении правил работы многих организаций, простой человеческий фактор, размеры самой структуры, безграмотность.

Рассмотрим дословно: бюро — стол плюс — власть. Получается: власть стола или должности. Такая разновидность управления, в основу которого положен подбор чиновников, и есть бюрократия. Это иерархия и подчинение всех элементов центральному. С появлением государства появляется и бюрократия (древневосточные деспотии).

Но ещё в 1990 году Макс Вебер сформулировал определение бюрократии, что можно рассматривать, как полезнейшую вещь для человечества. Автор рассматривал её, как идеал, как модель с определёнными нормативами, которой надо придерживаться:

  • четкое разделение обязанностей чиновников;
  • иерархичность отношений во власти;
  • систематизация инструкций и правил;
  • строгий контроль нижестоящих звеньев стоящими выше;
  • безличный характер отношений в бюрократическом образовании.

Однако, ещё Маркс в своих работах отмечал формирование иерархической бюрократии (1843 г.).

Время и жесткая действительность привели к изменению простого первоначального смысла этого понятия. Конфликты между правящими политиками, исполнителями и нижними слоями, увеличение дистанции управленцев и функционеров, централизация, обеспеченность верхних эшелонов-вот яркие черты бюрократии.

Ему свойственны рутинность, равнодушие, неповоротливость. Отрыв от народных масс приводит к ощущению вседозволенности, безответственности. Он делается зачастую рычагом террора.

Небольшой исторический экскурс

Марксисты-ленинцы хотели уничтожить бюрократию. Широкое привлечения народа к управлению, пробуждение активности масс — это те факторы, которые должны были этому способствовать, а революция — сломать старую властную машину. Но искажение идеалов и целей привело к созданию в СССР административно-командной системы.

Народ, практически, был удален от участия появившимся аппаратом бюрократии. Признаки угнетения и террора свидетельствуют о бюрократическом режиме. Тоталитарная система, сложившаяся в союзе не предполагала защиту прав человека, как и всякая бюрократия. Происходит отчуждение власти.

В Западной Европе в практике управления просматриваются черты бюрократии по Веберу. Это классическая бюрократия. Не одно государственно-организованное общество не может существовать без бюрократов. Это профессиональные управленцы, которые сами не создают никаких ценностей. Их назначение-управление государственными делами, выполнение общественно-полезных функций. Такие работники редко используют свои профессиональные знания. Их цель-компетентность управления.

Достоинства такой аппаратной бюрократии:

  • стабильность в управлении-распределение видов работ;
  • стандартизация (снижает возможность ошибок);
  • своевременное обучение сотрудников;
  • формализация, централизация.

Недостатки:

  • бюрократизм, как таковой;
  • слабая мотивация;
  • слабое использование человеческого ресурса;
  • негибкость в критичных ситуациях, возможность неадекватных решений.

Такой вид бюрократии может быть применим в организациях с устойчивой структурой внешней средой.

Бюрократия развивается и изменяется. Используя новые подходы для достижения целей, современные системы менеджмента, ориентируясь на человеческие и этические установки, развитые демократические государства имеют приемлемую систему бюрократии. Поиск равновесия в администрации между профессиональными и политическими сторонами дает оптимальный результат.

Сталкиваясь в повседневной жизни с проявлением бюрократии, мы наблюдаем её «бытовое» отражение. Обвиняем в этом государство и чиновников. Тогда как понятие «бюрократия» гораздо шире и глубже. Оно включает в себя не только негативные аспекты. Без бюрократов (в хорошем смысле этого слова) оказывается трудно жить, руководить и просто двигаться вперед.

22.05.2018 3 611 0 Игорь

Психология и общество

Бюрократия – неизбежный и закономерный спутник любого процесса в обществе, построенном на принципе централизации власти. Но она всегда вызывает недовольство и даже негодование со стороны населения, вызванные ожиданием в многочасовых очередях с целью получения необходимых справок и документов, безрезультатными попытками получить решение какого-либо вопроса от органов управления и государственной власти, канцелярской волокитой, непрекращающейся бумажной работой, которая подменяет реальную необходимую помощь населению. Что означает бюрократия простыми словами?

Содержание:



Что такое бюрократия?

Бюрократия (от французского « bureau» – бюро, канцелярия и греческого «kratoc» – господство, власть) – это управленческая функция государства, в основе которой лежит четкая вертикальная иерархия для выполнения наиболее эффективным способом поставленных перед государством задач. В осуществление этой функции включены абсолютно все государственные органы управления. Бюрократия несет в себе негативную окраску, тем не менее она существует во всех странах, власть в которых сосредоточена в руках органов центральной правительственной власти. Она выгодна для государства по следующим причинам:

  • является своеобразным инструментом для манипулирования обществом;
  • позволяет держать население страны на коротком поводке, не давая возможности проявлять лидерские способности.

В настоящее время бюрократия получила более широкое распространение, став использоваться не только в сфере государственного управления, но и для описания способа управления какого-либо крупного предприятия или корпорации с большим и разветвленным штатом менеджеров. Бюрократия стала применяться по отношению к таким сферам профессиональной деятельности как корпоративная, профсоюзная, церковная и т.д. Бюрократию характеризуют:

  • «вертикальные» информационные потоки;
  • формализованные способы принятия решений;
  • претензии на особый статус в обществе.

Как появилась?

Бюрократия появилась одновременно с появлением письменности в Древнем мире (Египет и Шумер). В период жизни Конфуция были реализованы первые задумки сложной бюрократической системы. Позже она появилась в Древнем Риме и Византийской империи, которые были странами с тотальным контролем над обществом.

Родоначальником термина «бюрократия» считается французский экономист Винсент де Гурнэ, который ввел это понятие в обращение в 1745 году, обозначив с его помощью исполнительную власть в обществе. Немного позже немецкий социолог, экономист и историк Макс Вебер занялся научным всесторонним исследованием такого феномена, как бюрократия.




Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы бюрократии носят условный характер: для кого-то плюсы являются явными минусами, а минусы – плюсами. Рассмотрим преимущества и недостатки бюрократии, которые затрагивают интересы всего общества.

Преимущества:

  1. Четко построенная иерархия органов управления, которая корректирует их деятельность, предписывает строгий порядок во всем, ведет общество или организацию к более высокому уровню развития;
  2. Строгое распределение обязанностей, когда каждый отвечает за свой участок работы и не лезет в чужой, что ведет к повышению эффективности и производительности труда;
  3. Обеспечение принципа единства правил для всех граждан, независимо от их статуса и уровня жизни, что ведет к ощущению чувства справедливости и равенства всех перед законом;
  4. Осуществление координации на основе принципа сверху, что ведет к снижению текучести кадров.

Недостатки:

  1. Жесткость в необходимости принятия норм и стандартов поведения, невозможность в решении насущных вопросов коллективным голосованием, все решения принимаются сверху, навязываются, большинство должно придерживаться мнения меньшинства, которое является истиной последней инстанции;
  2. Односторонний подход к поиску вариантов решения вопросов, отсутствие выбора альтернативы в качестве нахождения наилучшего решения;
  3. Отсутствие искренности, открытости, доброжелательности в человеческих отношениях, поскольку сфера управления регламентируется строго установленными правилами поведения, из-за чего люди приходят к выводу, что с ними обращаются плохо, невнимательно и не по-человечески;
  4. Неприветствие выдвижения новых идей и новаторства в целом, неприятие тех, кто стремится к чему-то новому и более совершенному;
  5. Попытка контролировать всех сотрудников с помощью жесткой дисциплины.

Можно сделать вывод, что минусов больше, поэтому бюрократия и вызывает всегда негативную реакцию со стороны населения. Тем не менее она неизбежна и вряд ли сойдет на нет в ближайшей перспективе, ведь ее основная цель – подчинить себе общество.

Теория рациональной бюрократии М. Вебера

М. Вебер разрабатывал теорию, согласно которой каждая новая эпоха жизни общества влечет за собой возрастание роли организационного фактора. Он изучал основы индустриального общества, структуру которого лучше всего понять помогает теория бюрократической организации. Бюрократия по М.Веберу – аналог индустриальной организационной формы и она является воплощением рациональности в управлении обществом.

Основная причина появления бюрократии во всех сферах общественной жизни – это процессы экономической и политической концентрации. Эти идеи М.Вебера очень близки марксистской теории, в которой К. Маркс подчеркивал, что капитализм основан на отделении работника, производителя от используемых ним средств производства и производительной деятельности в целом. Откуда и возникает необходимости в посреднической деятельности между самим производителем и орудиями труда, выполнение которой берут на себя органы управления. В их основе лежит бюрократический принцип. Теорию М.Вебера о рациональной бюрократии по этой причине называют функционалистской.

Два типа бюрократии по М.Веберу:

  1. Патримониальная – свойственна для традиционного общества. Ее отличительная особенность – иррациональность.
  2. Рациональная – присуща для капитализма.

В традиционном обществе все подчиняется традициям, поэтому бюрократия носит авторитарный характер, в ней нет формально-рационального начала. По-другому обстоит дело в современном мире, где в государствах и управляющие (бюрократия), и подчиненные (граждане) подчиняются не отдельным личностям, а законам. Главная идея М.Вебера: представление современной бюрократии в качестве структуры управления. Поскольку общество преследует неуклонную рационализацию всех сфер общественной жизни, то это ведет к постоянному возрастанию роли и значения бюрократии в таком обществе.

Рационализм бюрократии М.Вебер характеризует следующими признаками:

  • Личной ответственностью каждого за свой участок работы;
  • Жесткой координацией для достижения общих организационных целей;
  • Оптимальным действием безличных правил;
  • Четко построенной иерархической зависимостью.




Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе :

  • Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
  • Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
  • По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
  • Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
  • Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
  • Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
  • Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
  • Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
  • Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии :

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты : стабильность, иерархия, разделение труда .

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

Типы бюрократии

Классическая или аппаратная

Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.

Аппаратная бюрократия характерна для:

  • министерств и ведомств;
  • учреждений государственного или муниципального управления;
  • организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.

Основные достоинства:

  • Стабильность и отсутствие хаоса;
  • Четкая специализация;
  • Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
  • Гарантия надежности управления;
  • Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.

Недостатки:

  • Ведет к бюрократизму;
  • Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
  • Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
  • Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Профессиональная

Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.



По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:

  • Имеет более высокую степень компетентности;
  • Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
  • Обладает меньшей формализованностью;
  • Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
  • Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.

Преимущества:

  • Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
  • Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
  • Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.

Недостатки:

  • Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
  • Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
  • Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.

Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)

Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.

Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:

  • Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
  • Обладает минимальной формализацией деятельности;
  • Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.

Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам. Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.

Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.

Основные признаки бюрократии:



Бюрократия и бюрократизм в России

Бытует распространенное мнение, что Россия – бюрократическая страна. Но оно не подтверждено никакими статистическими данными, поскольку число чиновников в нашей стране меньше, чем в развитых странах Европы.

В таблице представлены данные о количестве чиновников на 10000 населения в различных странах.

Страна

Число чиновников на 10 тыс.населения

Россия

Румыния

Германия

Норвегия

США

Франция

Несмотря на нехватку работников государственных служб, в РФ существует огромная проблема неэффективной деятельности бюрократической системы, так называемого бюрократизма. Причина кроется в русском менталитете, в основе которого лежит ориентация при приеме на работу не на профессионализм и знания, а на наличие связей (кумовство).

Бюрократизм пронизывает все сферы деятельности, из-за чего очень сильно страдает качество оказываемых услуг. Сегодня в России все усилия направлены на повышение эффективности бюрократической системы с помощью применения информационных технологий, облегчающих доступ обычного населения к государственным услугам и уменьшающих бумажную волокиту.

Первый бюрократ - чиновник Древнего Египта.

БЮРОКРАТИЯ (от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, превалировании формального над сущностным, на административной волоките.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 60.

Структуры бюрократические организационные

СТРУКТУРЫ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ - структуры управления организацией, компанией, в которых проблемы и задачи разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным направлениям. Каждый специалист решает свою задачу как нечто обособленное от реальных задач, стоящих перед организацией в целом. При этом руководитель вышестоящего уровня должен решать, насколько эти частные задачи соответствуют задачам всей организации. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого функционального элемента механистической системы заранее определены, регламентированы.

Бюрократия (Ильичев, 1983)

БЮРОКРАТИЯ (франц. bureaucratic, буквально - господство канцелярии, от французского bureau - бюро, канцелярия и греческого κράτος - сила, власть, господство), специфическая форма социальных организаций в обществе (политическая, экономическая, идеологическая и др.), существо которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления; ведёт к возникновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы...

Бюрократия (Акмалова, 2011)

БЮРОКРАТИЯ. Сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей.

Бюрократия (НФЭ, 2010)

БЮРОКРАТИЯ (фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики. Одним из первых критиков бюрократии был К. Маркс, который обратил внимание на то, что она связана с потерей организацией содержательной цели своей деятельности, с ее подчинением задаче самосохранения и укрепления, с превращением государственных целей в канцелярские, а канцелярских - в государственные (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 270-271). Начиная с М.

Бюрократизм (Головин, 2001)

БЮРОКРАТИЗМ - в психологическом аспекте - явление, возникающее в условиях внеэкономических связей между обезличенным аппаратом управления и социальным объектом, исключающее воздействие на этот аппарат со стороны народа. Аппарат управления, превращаясь в сплоченную элиту, противодействует любым социальным изменениям либо стремится адаптироваться к ним, сохраняя имеющиеся рычаги власти. Может проявляться на любом уровне функционирования общественного устройства: на уровне организаций, первичных подразделений.

Бюрократия (Чубарьян, 2014)

БЮРОКРАТИЯ [фр. bureaucratie < фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, букв, господство канцелярии] - 1) специфическая форма политических, экономических, идеологических и др. социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности организации прежде всего целям ее сохранения и укрепления; своеобразный социальный организм; 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями; 3) слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. Бюрократии свойственны иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, произвол, авторитаризм и конформизм. 4) синоним бюрократизма - отчуждение государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита...

Бюрократия (Лопухов, 2013)

БЮРОКРАТИЯ - система государственного управления, когда вследствие неразвитости гражданского общества фактическая власть в государстве принадлежит высшему чиновничеству и обслуживающей его номенклатуре, слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. Существование государственной бюрократии - неизбежное и необходимое условие функционирования органов государственной власти, вызванное расширением и усложнением содержания их работ, обязанностью владеть информацией, готовить государственные решения, осуществлять разносторонний контроль и т. д. Это делает значительную часть общества и высшие инстанции власти зависимыми от аппарата. Зависимость эта тем больше, чем менее демократично общество. Сам же аппарат власти, обладающий специфическими функциями и привилегиями, выступает как достаточно автономный и самовластный организм...

Бюрократия (Орлов, 2012)

БЮРОКРАТИЯ - 1) совокупность лиц, профессионально занимающихся управлением (чиновничество), ответственных перед государственным руководством и живущих за счет полученной заработной платы (жалованье); 2) система управления государством через аппарат чиновников.

франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство). В социально-политическом смысле бюрократия означает осуществление власти в эксплуататорском обществе избранными господствующим классом привилегированными лицами. Однопорядковым понятием является бюрократизм, означающий метод управления через чиновников или чиновничий аппарат, оторванный от народа и стоящий над ним. Бюрократия возникает с разделением общества на классы и появлением государства, когда получивший политическую власть эксплуататорский класс представляет свои интересы как интересы всего общества. Эту «мнимую всеобщность особого интереса» (Маркс) и воплощает бюрократия. Характерными чертами чиновничье-бюрократического аппарата являются замкнутость, кастовость, подавление инициативы исполнителей, формализация, стандартизация обязанностей. Бюрократия, писал Маркс, «делает свои „формальные“ цели своим содержанием... она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями... Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные» (т. 1, с. 271). Формы бюрократии менялись с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства, в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают партии политические и другие негосударственные организации буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом. В докапиталистических формациях бюрократия проявлялась преимущественно в сфере политической жизни, при капитализме она проникает и в организацию экономической жизни. Поэтому Ленин подчеркивал, что «бюрократия... и по своему современному источнику, и по своему назначению представляет из себя чисто и исключительно буржуазное учреждение...» (т. 1, с. 440). Особенно усиливается бюрократия в эпоху империализма, когда происходит слияние государственного аппарата с монополиями и соответственно объединение государственной бюрократии с верхушкой монополий, сосредоточивающих в своих руках политическую и экономическую власть. Важным звеном в этой системе становится институт так наз. «менеджмента» - корпоративной администрации, представляющей новый слой бюрократии. Крайними формами бюрократии при империализме являются автократические системы управления фашистского типа (см. Фашизм). Буржуазные социологи, пытающиеся оправдать процесс усиления бюрократии, характерный для современного капитализма, обычно ссылаются на усложнение организации управления, на необходимость в связи с этим его иерархизации, а также рационализации и упорядочения. Они отождествляют, таким образом, бюрократию с самим принципом организации и руководства. Между тем необходимость организации управления различными сферами общественной жизни существовала на всех этапах человеческого общества и будет существовать всегда, а ее извращенная форма - господство бюрократии - появилась в классовом обществе и исчезает с устранением классово-антагонистических различий. Некоторые представители буржуазной социологии предлагают определенные меры против бюрократизации общества: усиление «демократического» контроля, прикрепление к чиновникам специалистов-технократов, выдвигают программу улучшения личных отношений между людьми, морально-психологического климата, в основе которой лежит известная концепция «человеческих отношений» (см. «Человеческих отношений» доктрина). Но они не учитывают того, что капиталистические общественные отношения по самому своему существу неразрывно связаны с антидемократической организацией управления. Поэтому кризис буржуазной демократии (см.Демократия буржуазная) в странах империализма не может не сопровождаться дальнейшей бюрократизацией, усилением полицейско-бюрократической государственной машины, ростом привилегированного чиновничьего аппарата, стоящего над массами. В этих условиях трудящиеся массы усиливают борьбу против военно-бюрократической системы капитализма, они стремятся сбросить бюрократию и установить подлинную демократию. Установление подлинного народовластия, несовместимого с бюрократией, возможно лишь со свершением социалистической революции, переходом к социализму и построению коммунизма. Утверждение общественной собственности и ликвидация эксплуатации создают основу для единства общих и особых, личных интересов, для ликвидации отрыва органов власти, управления от трудящихся. Слом буржуазной государственной машины означает ликвидацию системы бюрократического управления; аппарат нового государства, его органы ставятся на службу народу. «Упразднение бюрократии, - писал Маркс, - возможно лишь при том условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности», а «особый интерес становится в действительности всеобщим» (т. 1, с. 273). Однако искоренение остатков бюрократических черт управления не происходит автоматически с упразднением бюрократии, оно требует систематической и целенаправленной работы. Социализм создает все условия для преодоления бюрократизма, дальнейшей демократизации системы управления. Основные направления этого процесса определены в программных документах КПСС и в Конституции СССР. Особое внимание уделяется расширению прав и полномочий представительных органов власти, повышению роли общественных организаций, обеспечению социалистической законности, охране прав граждан и т. д. (см. Демократия социалистическая). Одна из важных задач в этом плане - постоянное совершенствование государственного аппарата, улучшение его организационной структуры и более четкое разграничение функций различных его звеньев. Это позволяет ликвидировать отставание деятельности органов управления от новых задач, стоящих перед обществом, устранить дублирование, повысить ответственность должностных лиц и т. д. В соответствии с решениями последних съездов КПСС осуществляется широкая программа по внедрению современных средств и методов управленческой деятельности (организационной и электронно-вычислительной техники, автоматизированных систем и т. д.), что создает условия для более рациональной организации аппарата управления. Все это, вместе взятое, равно как и утверждение ленинского, партийного стиля в работе государственных органов, имеет важное значение для борьбы с проявлениями бюрократизма у нас, такими, как принесение существа дела в жертву форме, бумажная волокита и т. д. Совершенствование принципов управления социалистическим обществом способствует созданию предпосылок для перехода к коммунистическому общественному самоуправлению.

Б. имеет иерархическую структуру;

каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции;

чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов;

чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом;

для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;

чиновник не владеет учреждением, в котором работает;

чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем;

смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.

Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно (данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio - “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела.

Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик - бороться. Принятие решений, борьба и страсть - стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат.

В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты. Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления - иерархия, дисциплина, инструкции и пр. - превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных - иррациональными.

Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “общее благо” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы

должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум, чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру... Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”.

Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен, в котором ведущую роль играют инновационные изменения.

В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает:

разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях;

организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

анализ, обобщение, интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе-

ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации;

определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Бюрократия - это (дословно) "канцелярское господство". С социально-политической точки зрения данное понятие характеризует процесс осуществления власти привилегированными лицами, выбранными господствующим классом. Бюрократия - это форма, возникшая в эксплуататорском обществе, в процессе разделения людей на классы. При этом формируется такое государство, в структуре которого эксплуататоры выдвигают свои интересы как интересы народа.

Бюрократия и бюрократизм - форма и метод управления через чиновничий аппарат или чиновников, оторванных от общества и стоящих над ним. Характерные черты этой управленческой структуры - кастовость, замкнутость, стандартизация обязанностей, формализация, подавление инициативы. По мнению Маркса, бюрократия - это превращение государственных задач в канцелярские или наоборот. Эта управленческая форма создает свое содержание из формальных целей, повсеместно вступая в конфликт с целями реальными. Такова теория бюрократии по Марксу.

С изменением общественно-экономических формаций изменялась и управленческая форма. Как отмечают исследователи, уже для рабовладельческого строя была характерна бюрократия. Это была сложная иерархия должностей и органов. В также был распространен "канцелярский" аппарат. Особое место при этом отводилось церковной бюрократии.

Однако наибольшего развития эта форма управления достигла в капиталистическом обществе. Наряду с разветвленной сетью военных, полицейских, административных органов в условиях этого общества возникали разные негосударственные буржуазные объединения, для которых характерным было расчленение управленческого аппарата.

Для докапиталистических формаций проявление бюрократии было характерно только в Впоследствии (после становления капиталистического общества) эта форма активно проникла и в социальную жизнь.

Особенное усиление бюрократии отмечалось в империалистический период. Для этой эпохи было характерно слияние монополий и Таким образом, государственная бюрократия объединялась с монополистской верхушкой, что способствовало сосредоточению в ее руках экономической и политической власти. Характерной особенностью этой структуры является наличие так называемого "института менеджмента", представлявшего собой корпоративную администрацию. По сути, он являл собой новый бюрократический слой. Крайними проявлениями этой управленческой формы являются автократические структуры фашистского типа.

Некоторые социологи (приверженцы буржуазии), стремящиеся оправдать усиление бюрократизма в условиях современного капитализма, часто ссылаются на усложненность управленческой структуры в целом и на необходимость в использовании иерархической системы, упорядочения и рационализации. Таким образом, происходит отождествление "канцелярского господства" с принципом руководства и организации. Вместе с этим, некоторые авторы отмечают, что необходимость в формировании разными возникала на всех этапах развития общества и будет возникать и впредь. При этом господство бюрократии развилось в классовом обществе и исчезает при устранении соответствующих различий.

Как отмечают социологи, установление истинного народовластия несовместимо с "канцелярским господством". По мнению Маркса, устранение бюрократии становится осуществимым при условии действительного перехода всеобщего интереса в особый. Другими словами, главным становится удовлетворение потребностей народа. Вместе с этим, устранение остатков бюрократии не происходит автоматически с упразднением самой формы. Для полного искоренения всех ее черт следует проводить целенаправленную и систематическую работу.