Жизнеописание. Блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева)

АЛИПИЯ БЛАЖЕННАЯ

В миру – Агапия Тихоновна Авдеева

(род. в 1910 г. – ум. в 1988 г.)

Юродивая, целительница и провидица. Предсказывала и отводила беду, лечила молитвами. Предсказала Чернобыльскую аварию и канонизацию пяти святых Киево-Печерской лавры.

История жизни монахини Алипии, которая при жизни считалась великой киевской подвижницей, полна невероятных событий и чудес. Точная дата рождения Агапии Тихоновны Авдеевой (так звали монахиню в миру) не установлена. Но известно, что в Клеве она прожила более сорока лет. Труды и молитвы этой подвижницы были отмечены духовенством Лавры еще в советские годы. Сестра Марфа вспоминала, что как-то раз старица спросила ее: «Ты какого года рождения?» – «1916-го», – ответила та. «А я на шесть лет тебя старше».

Значит, по не уточненным данным, блаженная Алипия родилась предположительно в 1910 году в Мордовии, в Пензенской области. Ее родители Тихон и Васса Авдеевы были крестьянами среднего достатка. Впоследствии старица рассказывала, что отец был строгим, а мама очень доброй, большой труженицей и аккуратисткой. Христианскому милосердию и доброте учила она и свою дочь. Бывало, положит в передничек Агапии всяких угощений и велит разнести по бедным домам. Особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели на класс старше, но и среди детей постарше она выделялась умом. А к 1918 году она была уже сиротой. Родителей расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка одна в пустом доме читала Псалтырь по родным. Некоторое время Агапия жила у дяди, но, закончив второй класс, отправилась «странствовать» по святым местам. Она обошла пешком многие монастыри бывшей царской России, которые в то время стояли разграбленные, пустынные. Это было страшное время. Но еще большие испытания ожидали ее в 30-е годы. Почти десять лет Агапия провела в одесской тюрьме. Сначала ее бросили в камеру к разбойникам, но Господь сохранил ее от поругания. Каждый год на Пасху она отказывалась выходить на работу, за это ее избивали, а однажды избили так зверски, что повредили позвоночник, и на всю жизнь Агапия осталась сгорбленной. В пост тюремщики силой запихивали ей в рот мясо. Ей даже как-то дали шоколадку. «Но я зажал ее в руке и семь дней не ел и не пил», – вспоминала впоследствии матушка. Что-то сдвинулось в ее сознании, и Агапия стала именовать себя в мужском роде.

Это был период гонений на верующих и период испытания веры. Несмотря на тяжелые условия содержания, Агапия старалась соблюдать пост и непрестанно молилась. В тюрьме, где ее содержали, находилось много священников. Их судьба была изначально предрешена. Каждую ночь уводили по пять-шесть человек, и они больше не возвращались. Наконец, в камере осталось только трое: священник с сыном и Агапия. Предчувствуя свою участь, священник и сын отслужили по себе панихиду – отпели сами себя… Ночью их увели, и девушка осталась одна. Это был страшный и в то же время благостный миг: неслышно отворилась дверь, и Агапия увидела, как в камеру вошел апостол Петр. Он-то и вывел ее через черный ход к морю. Тюремные врата закрылись так же беззвучно, как и открылись. И только очнувшись от щелчка захлопнувшегося замка, Агапия поняла, что она на свободе. «Беги», – сказал Апостол, указал рукой в сторону моря и стал невидим. Одиннадцать суток шла Агапия без пищи и воды, лезла по отвесным скалам, срывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая руки до костей. С тех пор на руках у нее остались глубокие шрамы, которые видели многие верующие. Возможно, тогда матушка посетила великого иерусалимского старца иеросхимонаха Феодосия, который жил под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская). Об этом сама матушка сказала: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Возможно, что старец благословил ее на великий подвиг юродства…

Старица часто вспоминала о своем чудесном избавлении и в благодарность особо чтила день памяти апостолов Петра и Павла, часто молилась у иконы апостолов в Демиевской церкви… И еще – она стала носить на груди рядом с нательным крестом ключи и ключики разных размеров – это были своеобразные вериги…

Во время Второй мировой войны Агапия попала на принудительные работы в Германию и работала на каком-то заводе. После трудного дня она ночами читала Псалтырь, который знала наизусть, и молилась за женщин, у которых дома остались дети или родители. А еще у Агапии появилась дивная сила: она брала за руку кого-нибудь из узниц выводила ее… за колючую проволоку, минуя охрану с собаками. Никто не мог понять, каким образом исчезают десятки людей. Позже она говорила: «Подойду ночью к сетке, разрежу ее и всех выпушу, все уйдут и живы останутся, и никто не знал, куда они девались». А в память о каждом спасенном ею человеке вешала себе на шею ключик, маленький или большой, беленький или желтый. Эту тяжелую связку матушка носила на шее до самой своей смерти. Тонкий крепкий шнурок впивался в тело, оставляя глубокий синий рубец. А однажды из лагеря так же ушла и сама «крестница апостола Петра», благополучно перебралась через линию фронта и пешком пошла в Клев… Однажды на дороге повстречала нескольких мужчин… Испуганная, бросилась к стогу сена, прижалась к нему спиной и стала усердно молить Матерь Божию защитить ее. Бандиты бегали вокруг стога, ругались: «Да куда же она девалась, ей же и укрыться негде!» Так и ушли ни с чем, а Агапия посмотрела на себя и увидела, что «она вся светлая, вся одежда на ней белая, руки белые… Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела», потому они ее и не увидели.

Агапия добралась в освобожденный Клев, в котором прожила до смерти. Христа ради юродивая Агапия была принята в Клево-Печерскую лавру, и архимандрит Кронид при постриге в монашество дал ей новое имя – Алипия. Он же благословил ее на подвиг столпничества. Паломникам, приходившим в Лавру, Алипия запомнилась тем, что почти три года прожила в глубоком овраге, ночуя в дупле дерева, в котором можно было стоять только полусогнувшись. Для многих верующих так и осталось загадкой, как матушке удавалось сохранять свою внешнюю чистоту, красоту и привлекательность, не имея крыши над головой… Она всегда была в чистой одежде и аккуратно причесана. Всех поражал и необыкновенно глубокий, теплый, ласковый и любящий взгляд ее светло-серых глаз. «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит… Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица. Когда же зимой снег наметал такие сугробы, что из дупла нельзя было выбраться, старица не шла в церковь, а отец Кронид сам пробирался к ней и приносил сухарей. Проводя ночи в дупле большого дерева в течение трех лет, не имея пищи, она никогда не роптала, не просила милостыни – питалась тем, что люди давали…

Добровольно неся крест юродства, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за что и удостоилась от Господа дара прозорливости и исцеления молитвой. Она всех любила, жалела, ни на кого не обижалась, хотя ее многие обижали своим непониманием того тяжкого креста, который она взяла на свои хрупкие плечи. Алипия исцеляла от смертельных болезней, изгоняла бесов и, говорят, оживила умершего от угара ребенка.

Шло время, и над Лаврой начали сгущаться черные тучи – поползли слухи о ее закрытии. Странным стало поведение Алипии, – она воздевала к небу руки, громко кричала на мордовском языке, падала на колени и плакала… Гроза разразилась в марте 1961 года: звезда великой святыни закатилась сразу. Умолкли колокола. Замолчал дивный хор монахов, не слышалось больше молитв в церквах, закрылись двери келий, опустели коридоры, погасли лампады. Старцы расходились – одни в вечность, другие – гонимые властями… Ушла и юродивая.

После закрытия Клево-Печерской лавры блаженная Алипия поселилась в маленьком домике около Голосеевской пустыни (район Клева), в котором была одна комнатка и небольшой коридорчик, где помещались ее курочки и коты, которых она всегда держала. По рассказам верующих, она часто посещала Демиевку, где прикладывалась к иконе Василия Великого и незаметно клала пожертвования: бывало, положит деньги и быстро уходит, чтобы никто не видел… Приходила она в храм нечасто, в основном по большим праздникам. Становилась блаженная всегда спиной к алтарю и в самые важные моменты богослужения начинала громко кричать и обличать. Не все понимали смысл сказанного и поэтому удивлялись, почему никто не дерзал сделать матушке Алипии даже замечание, не говоря уже о том, чтобы выставить из храма. Люди (даже духовенство) боялись Алипии и Духа Святого, который в ней жил. Нынешний же настоятель Демиевского храма протоиерей Мефодий Финкевич отзывается о матушке Алипии очень тепло: «Сегодня она очень почитаема, толпы людей ходят на ее могилу. Я и сам неоднократно обращался к ней. Я знал ее лично: именно она предсказала, что мне придется служить на Демиевке. Бывало, встречу ее, а она спрашивает: «Ты на Демиевке служишь?». «Нет, – говорю, – в соборе я». В следующий раз встречаемся. Она опять: «Ты на Демиевке служишь?» – «Да нет, – говорю, – в соборе». И вот так и сложилось, что по ее предсказанию уже пятнадцатый год я служу на Демиевке».

Местные жители, знавшие о чудесах исцеления по молитвам праведницы, нескончаемым потоком шли к ней за молитвенной помощью, советом, исцелением. Со всех сторон ехали люди к этой хрупкой женщине: архимандриты и настоятели монастырей, монахи и миряне, большие начальники и простые труженики, пожилые и молодые, юные и дети, больные, скорбные и гонимые. За день иногда приходило к матушке по 50–60 человек. И всех старица Алипия принимала с любовью: и тех, кто нес в себе веру, любовь, и тех, в ком видела зло, или движимых любопытством. Она знала, что и как сказать каждому, кого исцелить. В своей крохотной избушке приютила дюжину котов. Считалось, что эти животные принимали на себя болезни людей, которые приходили к монахине. Поэтому, видно, все ее коты были очень больными – лишайными, хромыми.

В 1981 году матушка тяжело болела. Почти всё, что по доброте душевной люди приносили Алипии, она отдавала в церковь на панихидный стол или раздавала нищим. До болезни старица кормила людей тем, что они сами ей приносили. А после болезни до самой своей кончины стала сама готовить и кормить людей. При приготовлении пищи не разрешала разговаривать, чтобы не осквернять пищу. Варила ежедневно борщ и кашу и всегда с молитвою… Валентина – духовная дочь блаженной Алипии, не раз была свидетельницей чудес: «Сварила матушка борщ. Пришли люди, я сидела скраю. Матушка говорит мне: “Наливай борщ”. Я налила одиннадцать тарелок. Пришли еще четыре человека, матушка снова мне говорит: “Наливай борщ”, а я про себя думала: “Хватит ли борща?” Посмотрела в чугунок, а там половина чугунка борща. Я подумала, что я не заметила, как матушка встала и долила борщ. Налила я четыре тарелки и думаю: если еще придут люди, то уже не хватит борща. Снова пришли люди втроем, снова матушка ко мне обращается: “Наливай борщ”. На этот раз я уже точно видела, что матушка со своего места не вставала и борщ не доливала. Подхожу наливать, открываю казанок, а там ровно половина борща, как будто я и не наливала из него – все половина. Потом поняла, Благодатью Божией пища у матушки умножалась».

Говорили, что понимала старица язык животных – птиц, кур, котов, а они понимали ее. Но самым удивительным был целительский дар Алипии. Благодаря ее молитвам многие бездетные пары обрели детей. Все знали, что она лечила мазью из земляники, которую сама готовила. Перед приготовлением она много постилась и молилась. Варила мазь целую ночь и молилась по четкам. И, вероятно, великая сила лечения Алипии заключалась не в действии самой мази, а в молитвах старицы, действующих через мазь. Когда кто-либо жаловался на какие-нибудь боли, она говорила: «Помажь мазей и пройдет». И проходило… Те, кто часто бывал у Алипии, говорили, что она еще за пять лет до Чернобыльской катастрофы предсказала ее. Старица смотрела на иконы и говорила: «Смотри, как они блестят, какой пожар!» Люди не видели ничего. Накануне аварии матушка стала очень беспокойной, всем говорила: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». А в день аварии она оделась во все черное и все повторяла: «Живем болями других!» Многие спрашивали, что делать – уезжать или оставаться в Клеве. Никого старица не благословила на отъезд, а кто не послушался, потом жалел – там было еще хуже. На вопрос, как поступать с пищей, говорила: «Помойте, прочитайте Отче наш и Богородицу, перекрестите и ешьте. Будете здоровы».

По свидетельству очевидцев, в засушливое лето 1986 года праведница одиннадцать суток постилась и молилась, а потом поведала своим духовным чадам, что «выпросила дождь». И в тот же день пошел обильный дождь.

Чтобы узнать, что человеку грозит опасность, Алипии достаточно было лишь взглянуть на него. От многих людей она отвела преждевременную смерть, предупредив их о предстоящей опасности. Причем день и час всегда называла точно. Многие любили блаженную за ее доброту, но были у нее и недоброжелатели – соседей раздражали многочисленные посетители. Один из соседей грозился разрушить жилище Алипии и однажды уговорил тракториста приехать и ковшом подцепить бревна стены ветхого дома. С воздетыми к небу руками молилась старица, прося заступничества у святителя Николая. Тракторист зацепил трос за бревно под крышей и уже начал тянуть, как вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что стало темно. Удивительно то, что в этот день на небе не было ни облачка. Тракторист решил переждать ливень в кабине трактора, но дождь не прекращался. Так и уехал, не разрушив дома. Алипия продолжала в нем жить. «Пока я живой, дом не разрушат, преподобные печерские не допустят, а после смерти снесут, и ничего не останется», – говорила старица. (Так и случилось.)

Много помогала Алипия в судебных делах: по ее молитвам уменьшали сроки заключений, несправедливо осужденных освобождали.

Алипия за два месяца до смерти точно предсказала день и час своего ухода. С тех пор она никого больше не благословляла оставаться на ночь. Но днем старицу посещало много народа. Однажды она неожиданно велела всем стать на колени и молчать. Неслышно отворилась дверь, и, обращаясь к вошедшим, блаженная спросила: «Что, пришли меня проведать?» Все в благоговейном молчании стояли на коленях, пока она вела тихую беседу с невидимыми пришельцами. Кто они были и какую весть ей принесли – осталось тайной. Она никому ее не открыла, только предсказала канонизацию пяти угодников Клево-Печерской лавры. После этого посещения Алипия все чаще стала говорить о смерти: «Я умру, когда будет первый мороз и первый снег пойдет. Повезут меня на машине, похоронят в лесу». Во все монастыри полетели письма прихожан с просьбой молиться за нее. Утром 30 октября 1988 года Алипия благословила всех пришедших идти в Китаево молиться за нее. Перед смертью она попросила у всех прощения, просила приходить к ней на могилку и рассказывать о своих бедах и болезнях. К вечеру ударил первый сильный заморозок и пошел пушистый снег. Алипия преставилась. Говорят, что один из котов, свернувшийся на груди у своей хозяйки, умер в одночасье с ней. Отпели старицу во Флоровском монастыре. А через двенадцать лет после ее смерти возле бывшего голосеевского домика матушки забил источник, к которому она еще при жизни завещала ходить: «Водичку мою пейте и исцеляйтесь»…

Дар исцеления Алипии еще больше проявился после ее смерти. Существует множество рассказов людей, которые после посещения могилы старицы выздоровели. Ежедневно к месту захоронения монахини на восьмом участке Лесного кладбища приходят десятки людей, оставляют записки «о здравии» и «за упокоение». Их священники читают прямо на кладбище, а вот просьбы людей, говорят, читает сама Алипия. И дорога к ее могилке никогда не зарастает… А после известия об осквернении ее могилы число паломников со всей Украины увеличилось многократно. Дело в том, что пошли слухи, что сбылось пророчество монахини, которая говорила: «Костям моим покоя не дадут…» Оказалось, что есть много желающих заполучить чудодейственные по силе мощи Алипии, хотя ее так и не причислили к лику святых.

Вот как об этом писала одна из киевских газет: «Вандалов поймали, что называется, на горячем – с лопатами в руках. Несмотря на то что они не успели добраться до гроба монахини, саму могилу попортили основательно»… По словам инженера по благоустройству Лесного кладбища, до прибытия «Беркута» земля на могиле монахини была выкопана всего на штык лопаты.

По благословению митрополита Киевского Владимира в Киевской епархии издали книгу воспоминаний о «Христа ради юродивой монахине Алипии».

Из книги Грехи и святость. Как любили монахи и священники автора Фолиянц Каринэ

Блаженная вдова Ксения ПетербургскаяЕсть в православной церкви праздник – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, которую почитают как покровительницу Санкт-Петербурга. Ксения не была монахиней, но она канонизирована православной церковью как

Из книги Родные мои автора Груздев Павел

"БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ, ВСЕГДА ДОРОГАЯ…" В конце войны и послевоенные годы стали открываться многие храмы и монастыри, верующие вновь получили возможность приходить на поклон к дорогим святыням, молиться у мощей преподобного Сергия Радонежского, блаженной Ксении

Из книги Океан веры [Рассказы о жизни с Богом] автора Черных Наталия Борисовна

Блаженная (пастораль) Храм в честь блаженной Ксении Петербургской. Фото Arhitriklin.Блаженная приносила в чужие стены, где засыпаешь в слезах, особенный уют. Она возникала из городского кружения. Но в ней всегда светло проступала небесная грань. Она не сливалась с окружающим.

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

ВАЛЯ БЛАЖЕННАЯ Настоящее имя – Валентина Павловна Баранова(род. в 1895 г. – ум. в 1988 г.) Целительница и ясновидящая, которой были ведомы прошлое, настоящее и будущее, ее называли российской Вангой. Но некоторые говорили, что она зналась с нечистой силой и творила темные

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

ГЛАВА 17 Барганская пустынь - Искушение схимонаха Серафима - На грани голодной смерти - Помощь от Бога - Отшельник спасен - «Если я ем вареную пищу, сердце мое возносится» - Старик, по прозвищу «Отче наш» - Блаженная кончина молитвенника-мирянина Немногим более

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Блаженная Любушка из Сусанино. Старица-пророчица исцелительница К старице Любушке обращаются: за помощью в духовных и мирских заботах; в молитвах о здравии и об исцелении от недугов; в молитвах о пропавших близких; в молитвах о спасении

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

I. «Кому дана блаженная награда…» Кому дана блаженная награда Тот знает непечальную печаль; Ему покинуть влажный сумрак жаль, Нет сил уйти из блекнущего сада. Замшенный грот, осенняя прохлада, Сквозь ветки розовеющая даль, Его зовут: К безмолвию причаль, Оно одно –

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

XV «Кому дана блаженная награда…» Кому дана блаженная награда, Мед знойных уст и свежесть нежных рук, Тот замыкается в чудесный круг, Где милый образ – верная отрада. О, сладкий сон хмельного винограда, Ты опьянил негаданно и вдруг, Еще вчера я был веселью друг, А нынче

… Многие не могли понять ее странные, обрывочные фразы, предупреждающие о большой беде: «Под землей горит, горе идёт», считая, что матушка знать не знала таких слов как «реактор», «радиация», «излучение». Думается, однако, что все она знала прекрасно..

Очень немногие земные обитатели доходят до узких врат тесного жития, где оставляют все земное и преступают таинственный порог Вечности, познав истинно духовную жизнь, постигнув сокровенные тайны бытия, ибо, как говорится в Евангелии, «Много званных, но мало избранных» (Мф.20, 16).
Зная об этом, монахиня Алипия всю жизнь трудилась смиренно и терпеливо, в скорбях и самоуничижении. Господь даровал ей познать сокровенную тайну молитвы, угодной Ему, и матушка познала этот щедрый дар опытно. Живя во плоти на грешной земле, духом она обитала на Небесах, уже здесь носила в себе просветленный образ Божий. Ощущая эту сугубую благодать, к ней с верой в молитвенную помощь притекали все, кто чаял исцеления и вразумления. Поэтому, несмотря на стремление к уединению, старица самоотверженно взяла на себя трудный подвиг отеческого окормления, понимая, как нужна этим безпомощным овечкам стада Христова неоскудевающая духовная поддержка, чтобы не сбиться с истинного пути, ведущего к спасению. Ей все время приходилось бывать на людях, вразумляя и наставляя их.
Благодатным даром, которым наделил Господь монахиню Алипию, был также и дар предвидения грядущих событий. Матушка оставила много предсказаний, которые бережно хранятся ее чадами, передаваясь из уст в уста. Многие из них уже исполнились, некоторым предстоит сбыться.

Одно из самых важных предсказаний блаженной касалось великого бедствия, которое непосредственно коснулось Церкви: душепагубного филаретовского раскола, происшедшего в 1992 году. Матушка неоднократно всенародно изобличала бывшего Предстоятеля нашей Церкви Филарета (Денисенко), который в ту пору был еще Киевским Митрополитом и власть которого казалась непоколебимой. Железной рукой вел он Церковь к погибели, но даже благочестивые священнослужители, для кого не составляли секрета грубейшие нарушения Уставов, допускаемые им, не смели думать о публичном осуждении и безропотно терпели повсеместные кадровые злоупотребления, всесильную Евгению Родионову и многое другое.

Матушка же за свои нелицеприятные высказывания была жестоко гонима, но обличать все равно не переставала. Так, в воспоминаниях многих чад содержится свидетельство того, как отреагировала прозорливая старица на увиденную ею фотографию Филарета, о котором она тотчас категорически сказала: «Он не наш». Находившиеся рядом с ней люди, думая, что матушка просто не знает Предстоятеля в лицо, стали настойчиво разъяснять ей, что это Митрополит, но она повторила еще раз: «Он не наш». Спорить было безполезно, и многие смирились, не поняв смысла её слов и восприняв их как одну из странностей матушки. Когда же, через четыре года после ее кончины, Церковь потряс сокрушительный раскол, все стало на свои места. Было ясно, что матушка наперед предвидела это скорбное событие и предупреждала о нем верных, а чтобы достучаться до их сердец, облекала свой протест против недостойного архиерея в своеобразную, порой весьма эпатажную форму.

Она повторяла свои обличения неоднократно. Надолго запомнилось прихожанам Демиевского храма Вознесения Господня, как однажды, во время пышной архиерейской службы в храме, она громко воскликнула: «Славен, славен, а мужиком умрешь». Разумеется, за свою дерзость она тотчас была изгнана. Но это нисколько не испугало подвижницу, и она продолжала обличать недостойного архиерея.

Так, по воспоминаниям чад, просивших не указывать их имен, когда ей показали журнал, в котором была большая фотография Денисенко, матушка схватила этот журнал, двумя пальцами ткнула в глаза на фотографии и возвысила ла голос: «У-у-у вражина, сколько горя людям ты принесёшь, сколько зла наделаешь! Волк в овечью шкуру залез! В печку его, в печку!». Затем скомкала журнал и действительно отправила его в печь. Собравшиеся растерянно молчали, не зная, как им реагировать на подобное. Лишь одна из находящихся рядом женщин, набравшись смелости, робко спросила: «А что же будет?» Матушка приветливо улыбнулась и сказала с непередаваемой детской радостью: «Владимир будет, Владимир!».

Вспомнив во время раскола об этом знаковом событии, чада матушки без малейших сомнений и колебаний последовали за Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, на которого указала матушка за полтора до своей смерти. Их доверие к блаженной старице не было посрамлено. А расстрига Филарет покрыл себя несмываемым позором.

Предсказала матушка и грядущую Чернобыльскую катастрофу. Многие не могли понять ее странные, обрывочные фразы, предупреждающие о большой беде: «Под землей горит, горе идёт», считая, что матушка знать не знала таких слов как «реактор», «радиация», «излучение». Думается, однако, что все она знала прекрасно, ибо ей открывались духом такие небесные выси, такие инфернальные глубины, что осмысливать ее слова, постигая их сокровенный смысл, мы будем еще не одно десятилетие. Да и следует помнить, что институт ядерных исследований с постоянно действующим реактором, где проводились популярные в то время эксперименты по расщеплению атома, находился в непосредственной близости с Голосеевским лесом и вряд ли матушка оставалась в неведении относительно его вредоносной деятельности.
Говорить же о том, что «горе идёт», она начала ещё зимой, задолго до трагедии 26 апреля. В тонком сне она видела, как людей бросают в автобусы и вывозят, как гибнет безсловесная скотина, покрываются смертоносной пылью поля. Известно, что ранней весной приснопамятного года она не давала благословения чадам на высаживание картошки и овощей на приусадебных участках. А за день до аварии ходила по улице и взывала молитвенно: «Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!»

Затем, когда уже ничего изменить было нельзя, взяла свою котомку и крестным ходом обошла Киев, вымаливая таким образом его жителей и ограждая их от разрушающегого воздействия радиации. Всем, кто в состоянии большой тревоги приходил к ней в тот день, настоятельно советовала: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа».

После Чернобыльской катастрофы многие в чрезвычайном волнении спрашивали матушку, нужно ли уезжать из Киева, на что она категорически отвечала: «Нет, ни в коем случае». Встречавшаяся с монахиней Алипией в это время раба Божия Раиса вспоминала: «Когда рванул Чернобыль, мы приехали к ней, – испросить благословение: мы хотели уезжать в Россию. А она не благословила. «Нет, не надо уезжать, здесь кусочек хлебушка вам дадут. Сюда будут идти».
На вопрос, как поступать с овощами и фруктами, подвергшимися пагубному воздействию радиации, вразумляла: «Хорошо вымойте, прочитайте «Отче наш» и «Богородицу», перекрестите и ешьте». И действительно, те, кто с верою и молитвой употреблял в пищу зараженные радиацией продукты, оказались невосприимчивыми к вредоносному воздействию радиации. Даже в Страхолесье живут и молятся люди, над которыми Сам Господь простер Свою Десницу.

Из уст в уста передаются и грозные предсказания блаженной о грядущей войне. В то время, когда они делались, даже самые преданные чада матушки с трудом могли представить даже гипотетическую возможность подобного. Но все меняется. Современная нам действительность настолько жесткая и непредсказуемая, что люди перестали удивляться чему бы то ни было. Сейчас уже настолько очевидно, что все, о чем говорила матушка и во что невозможно было даже поверить, сбывается в наше время.

Не используя мудреных фраз, она предупреждала нас о глобализме, вследствие чего «люди будут перебегать с места на место», и о том, что «государства по деньгам различаться будут». И особенно таинственными были ее высказывания о войне, неизбежность которой она связывала с повсеместным падением нравов.

«Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмётся их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею». Невольно вспоминаются произнесенные непосредственно после Великой Отечественной слова прп. Феодосия Кавказского, с которым блаженная имела общения, о том, что грядущая война будет намного страшнее и кровопролитнее пережитой.
Говоря о алчности и стяжательности, овладевшими человечеством, матушка неоднократно подчеркивала: «Вот вы ссоритесь, ругаетесь за квартиру, расходитесь… А настанет такое время, когда будет очень много пустых квартир, да в них некому будет жить». Удивительно было слышать подобные откровения из уст бездомной странницы, всю свою жизнь не имевшей собственного жилища.
Предсказала она и грядущее гонение на Церковь: «Будет много безкровных мучеников, которые пострадают за Веру Православную». И все то, что невозможно было представить еще несколько лет назад, сбылось на наших глазах, когда раскольники захватывали православные храмы, изгоняли священников, избивали прихожан. Но особенный размах это постыдное явление обрело сейчас.
Блаженная конкретизировала и сроки, связывая их с одним из великих церковных праздников: «Война начнется на апостолов Петра и Павла», - говорила она. Правда, летоисчисление матушка по своему календарю, который называла Иерусалимским. Иногда добавлялась фраза о том, что произойдет это, когда вынесут труп», под которым, очевидно, подразумевалось захоронение в Мавзолее на Красной площади.

О жестокости и безсмысленности этой кровопролитной войны она также передупреждала со свойственной ей иносказательностью: «Будете лежать: там рука, там нога». Сколько погибших разбросано сейчас в Донецких степях! И конца войне до сих пор не видно…
Неоднократно матушка предупреждала: «Когда едешь в Киеве по Крещатику, – молись, потому что он провалится». Нужно ли говорить, что после Майдана это предсказание обрело особый, пронзительный смысл? А если вспомнить, что земли-то под Крещатиком давно нет (ее выгребли во время реконструкции площади, настроив под землей множество модных бутиков, злачных мест, банковских отделений), то ощущение близости к преисподней усугубляется…

Предсказывала матушка и грядущий голод, когда земля не даст плодов своих. Но людей обнадеживала: «Из Киева не уезжайте – везде голод будет, а в Киеве хлеб есть».

Матушка особо подчеркивала, как важно будет в годы гонений иметь свой хотя бы крошечный, участок земли, и тем, кто имел дома, землю, домашний скот запрещала продавать, указывая на то, что хозяйство в условиях выживания сможет еще пригодиться.
Почти постоянно, а за несколько лет до кончины – особенно настойчиво предсказывала блаженная грядущее возрождение Голосеевской обители. Сестры Флоровского монастыря отчетливо помнят, как она неоднократно говорила: «Девки, смотрите: тут ещё будет монастырь и служба…»

В это было чрезвычайно трудно поверить, однако уже в 1993 году в разоренной Голосеевской пустыни, где камня на камне не оставалось от былого величия, начались богослужения. Сначала они проходили на улице, затем, когда была восстановлена домовая церковь, в храме. Несмотря на огромные трудности и трудовые послушания, в обители проводились ночные богослужения, на которые мы неоднократно приходили. Служили при свечах, и благодать была неописуемой. А утром, после непродолжительного сна, братия расходились на послушания. В тот же год в праздник Великого равноапостольного князя Владимира был прославлен в лике святых преподобный Алексий Голосеевский, которому неопустительно молилась блаженная старица.

Многих своих чад она посылала во Флоровский монастырь, благословляя заказать молебен еще не прославленной в те годы подвижнице благочестия инокине Елене. «Там есть монахиня святая, – говорила она, - на территории монастыря похоронена, ей помолитесь.
Так матушка Алипия предсказала еще в то далекое теперь уже время, что инокиня Елена будет причислена к лику святых. И, конечно, таким образом Матушка хотела скрыть силу своих собственных молитв и прославить угодницу Божию инокиню Елену.

Не оставила своих чад в неведении матушка и о дне своей кончины, о котором она знала и всех предупредила заблаговременно. Об этом сохранилось множество воспомнаний. Вот одно из них, принадлежащее монахине Ф.: «В апреле 1988 года я принесла Матушке Церковный календарь, а она просит: «Посмотри, какой день будет 30 октября». Я посмотрела и говорю: «Воскресенье». Она как-то многозначительно повторила: «Воскресенье». После её кончины, мы поняли, что тогда, в апреле Матушка открыла нам день своей кончины – более чем за полгода до неё». Её похоронили на киевском Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря. Без паспорта и прописки – это тоже казалось чудом…

Но самое удивительное началось после кончины блаженной. Известно множество документально подтверждённых случаев исцелений по молитвам к ней. Неоднократно люди видели в вечернее время необыкновенное сияние вокруг её креста. Один из насельников Почаевской Лавры, пожелавший остаться неизвестным, рассказывал, как на могиле его стало рвать, и из него вышло множество перепутанных пучков волос, засушенных насекомых и пресмыкающихся, после чего он исцелился и в скором времени ушел в Почаев.

Честные останки матушки были подняты и перевезены в Голосеево 18 мая 2006 года, где и почивают по сей день, будучи сокрытыми в нижнем пределе храма «Живоносный Источник».
А там, где когда-то стоял домик старицы, около символической могилки с крестом, взметнулась ввысь стройная часовня. Неоднократно в день памяти блаженной пришедшие на поклонение люди становятся свидетелями удивительных явлений: солнце «играло», простирая свои лучи вокруг, появлялась многоцветная радуга, возносился к небесам столб огня, небо опоясывало тонкое солнечное кольцо, называемое учёными «гало». Утром, когда в «Живоносном Источнике» служилась первая панихида, люди видели в небе светящийся крест…

Все это – яркие свидетельства посмертной славы блаженной старицы.

Неиссякаем поток свидетельств безспорной духовной одаренности блаженной, как неисчерпаема любовь к ней благодарных чад. Ее стремление излить эту любовь на окружающих, отдать ее целиком, без остатка, всем, кто в ней нуждается, привлекали к нему людей «труждающихся и обремененных». И поскольку «зажегши свечу, не ставят ее под сосуды, но на подсвечнике» (Мф.5,15), всещедрый Господь явил значительное количество посмертных свидетельств, дабы светил свет его пред всеми людьми, и, взирая на его добрые дела, они неустанно «прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Ее верные почитатели, знавшие матушку при жизни, часто говорят: «Порой кажется, что матушка вовсе не умерла, что она просто отправилась в одно из своих странствий и обязательно вернется».

Слова эти настолько верно отражают мысли и переживания чад матушки, что лучше и не придумаешь. В их сердцах и душах на всю оставшуюся жизнь запечатлелся светлый облик незабвенной старицы. И, вспоминая до мельчайших подробностей ее материнскую доброту, которую невозможно было прикрыть даже за внешней строгостью, осознаешь, что именно в таких людях во всей полноте проявляется благодать Божия, которая согревает притекающих к ним людей.

Все видится теперь совсем иначе:
И Вера восстает из детских снов,
И сердце в покаянье сладко плачет,
И к жизни пробуждается Любовь.
Взойдет заря на пажити Надежды
И растворится мрака пелена.
Пробудят жизни силу в душах грешных
Подвижников святые имена.

22525 0

Есть в Киеве место, куда со своей болью и просьбами о помощи стекаются тысячи людей со всех концов бывшего Союза. Тридцатого числа каждого месяца здесь особенно многолюдно.

«ПРИХОДЯТ КО МНЕ РАЗНЫЕ, СМОТРИ, КАК Я ПРИНИМАЮ ИХ»

Есть в Киеве место, куда со своей болью и просьбами о помощи стекаются тысячи людей со всех концов бывшего Союза.
Дорогу к Голосеевской пустыни знают и стар и млад - скупают цветы у метро и несут Мамочке – так с любовью называют матушку Алипию.
Двор мужского монастыря никогда не бывает пуст.

Но тридцатого числа каждого месяца (в феврале - 28 числа), а также в дни особого поминовения Матушки (30 октября, 16 марта, 18 мая, 30 августа) здесь особенно многолюдно.

В небольшой усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в Голосеевой пустыни, покоятся мощи блаженной старицы.

В этом живописном и тихом месте в разное время подвизалось много святых, среди которых блаженные Феофил и Паисий Киевские. И именно здесь, в Голосеево, с 1979 года - по 1988, в подвиге юродства раскрылось служение матушки Алипии.

Те, кто ее видел при жизни, думали, что у нее горб. На самом деле она носила на плечах икону своей небесной покровительницы - мученицы Агафии…

Юродство - величайший подвиг: "Сущность этого подвига - в добровольном принятии на себя унижений и оскорблений для достижения высшей степени смирения, кротости и благости сердечной и тем самым для развития любви, даже по отношению к врагам и преследователям…» , - говорится в книге о матушке "Стяжавшая любовь".

Из наставлений матушки Алипии: "Пятницу нужно проводить в молитве и посте и помнить страдания Иисуса Христа и не празднословить".

Матушка Алипия принадлежит к подвижникам благочестия, когда глубина подвига верных заключалась в их сердце. Она скромно несла свой крест, но то, что нужно знать о ее многотрудной жизни, о ее подвигах, открыла миру. Подвиг молитвы – с детства читала Псалтирь, до глубокой старости знала почти все псалмы наизусть; подвиг странничества – пешком прошла многие святые места; подвиг исповедничества – 10 лет тюремного заключения за православную веру; подвиг столпничества – жила в дупле дерева; и, как венец – подвиг юродства во Христе. Дух Божий открыл у матушки дар прозрения, дар откровения о будущем, дар исцеления. О всей полноте подвигов блаженной уже не узнает никто.

Монахиня Алипия (Авдеева) отошла ко Господу 30 октября 1988 года.
С тех пор бесчисленное количество людей подтверждают необъяснимые факты продолжающегося служения монахини.
Еще при жизни, юродивая старица отказалась от всего мирского, пройдя жесточайший путь лишений, завещала приходить к ней за помощью и рассказывать все «как живой»: «Приходи и кричи! я услышу! Поставь три свечи, и как живой все расскажи!".

Удивительные и необъяснимые факты исцелений по молитвам к матушке Алипии были как при жизни подвижницы, так и после ее смерти.
Вирусные инфекции, кровотечения, опухоли и даже переломы и ожоги, и сегодня проходят загадочным для медицины способом по молитвам к этой Божией угоднице.


ЛЕКАРСТВА МАТУШКИ - КАША ДА БОРЩ

"Не продавайте хаты и коровы. Неизвестно, что с людьми будет"

Информация о том, что где-то в Киеве обитает не совсем обыкновенная женщина, разнеслась по Союзу в середине 70-х.
Во время тотальной борьбы с религией весть о матушке облетела страну на уровне слухов. Но и этого было достаточно, чтобы в Киев устремлялись тысячи людей в год, которые отчаялись искать ответы на свои вопросы…

"Никого не осуждай и спасешься!"

В народе ее называли просто - матушкой Алипией. Официальная медицина разводила руками. Медики искали встречи с матушкой, чтобы излечить свои хвори. Не меньше удивляло и ее бескорыстие: она никогда не брала платы ни с богатых, ни с бедных. Единственное, к чему призывала – это к вере и молитве. Блаженная старица не считала себя причастной к тем необъяснимым явлениям, которые происходили по ее молитвам, говоря лишь о Боге.

"Священника не суди!"

К тому времени матушка прославилась как одаренная целительством. Ее приемный день начинался на рассвете, и заканчивался глубоко ночью. Большинство больных были люди, которым врачи помочь уже не могли.

"Молчи, говори - прошу прощения, и не умрешь"

По собранным на сегодняшний день документам, официальная медицина признала множество фактов необъяснимого с точки зрения науки исцеления, после обращения к матушке Алипии: остеосаркомы, раковых опухолей, зоба, брадикардии, субдуральной гематомы, полипов, фибромиомы матки, катаракты, остеохондроза, гидраденита, гнойного гайморита, немоты, газовой гангрены, гастрита, абсцесса.

"Кто животных кормит, тот голодной смертью не умрет"

По словам очевидцев, матушка не устраивала каких-либо показательных обрядов. Всем, чем она располагала – это каша и борщ, которыми потчевала гостей. И мазь, которую делала из трав – хотя, это скорее было символом, чем лекарственным препаратом. Действие угощений и снадобья очевидцы объясняли именно силой молитвы подвижницы.

«Иногда к царю добраться тяжело сразу. Мы ищем друга царя. Нашли друга, и через друга просим: «Ты попроси за меня царя. Он послушает тебя, и решит мое дело». В книге Иова в конце Господь говорит, что только Иова я приму. «Пусть он помолится за вас, и грехи ваши простятся». Так вот эти юродивые – как раз и есть эти люди, которых Бог слушает больше в силу того, что они полностью себя Богу отдали», - объясняет феномен силы молитв старицы протоиерей Андрей ТКАЧЕВ.

Раиса РЕЛКО, духовная дочь матушки Алипии
МАМОЧКА ИДЕТ С ЛОПАТОЙ, И ГОВОРИТ: «КАК ТЫ В НЕЕ ПОПАЛ?»

"Она нас всех кормила. Но кормила удивительно. Она едой лечила людей. В том числе меня грешную. Я и не знала, что во мне бес сидит… Я начала сильно рвать. Но рвота была необыкновенная. Была какая-то слизь… Когда это все уже закончилось, мамочка идет с лопатой, и говорит: «Как ты в нее попал?». Но я же никого не вижу, кроме матушки. А видимо он ей отвечает: «Меня с едой …». Она мне говорит: «Ты видишь Раиса, вон он пошел к оврагу…». Я говорю, мамочка, ничего не вижу… И, вот таким образом я поняла, что мамочка освободила меня от такой болезни страшной".

Народный артист России Сергей МАКОВЕЦКИЙ
«МАТУШКА, ПОМОГИ!». И ОНА ПОМОГАЕТ

"Я еще раз убедился, что ничего случайного не бывает. У меня было такое настроение, внутренняя тревога, дома какие-то проблемы, на работе проблемы. Приехала моя подруга, помощник режиссера Наташа Меньшикова. И вот в эту секунду, когда я ей рассказал о своих переживаниях, она говорит: «Знаешь, мне рассказали мои московские друзья, что есть матушка Алипия, к которой обращаются за помощью очень многие люди». А ей об этом рассказал отец Алексей – мол, очень многие приходят, и кричат: «Матушка, помоги!». И она помогает. Я вам должен сказать, что даже ни на секунду не сомневаюсь. Я просто верю, что это происходит. Вся наша жизнь, все наши проблемы, то, как мы себя чувствуем – все по тому, как мы живем".

Отец Михаил, священник
«ЧТО ВЫ ДЕЛАЛИ? ЗАВТРА ВЫПИСЫВАЮ, МОЖЕТЕ ЕХАТЬ ДОМОЙ»

"Мне поставили страшный диагноз: рак. Когда дело шло к операции, посоветовали поехать в Киев, на могилку монахини Алипии…
Просил я не как к святой обращался, потому, что к святой обращаться, я знаю, по нашим канонам, если не причислена к лику святых, я не имею права. Я обратился к ней с такими словами: «Если ты угодница Божия, то я тебя прошу святых молитв у престола Божия, помолись обо мне. Чтобы Господь избавил меня от этой тяжкой и страшной болезни. Чтобы избавил меня от тех мук, которые меня ожидают». Помолился, отслужил заупокойную литию. И когда взяли биопсию, профессор не поверил, «Что Вы делали? Завтра вас выписываю, можете ехать домой".

ПОЧЕМУ ВРАЧИ ОКАЗЫВАЮТСЯ БЕССИЛЬНЫ?

Логика христианства в том, что именно духовная, нравственная основа является фундаментом, на котором зиждется здоровье.
Сегодняшняя медицина умеет творить чудеса. Основанная на прогрессивных научных разработках, методах диагностики, и лечения, она способна справиться, казалось бы, с любой болезнью. Достигла космического прогресса и фармацевтика.

Но почему-то до сих пор существуют болезни, не поддающиеся лечению? Медицина как материальная наука, не привыкла искать истинную причину болезней в духовном. Под причиной заболевания врачи подразумевают физический источник боли - следствие внешнего воздействия на организм.

Когда доктора разводят руками, человек судорожно ищет спасение, обращаясь к Богу, познает духовный опыт предков, которым Господь во все времена - без наркоза и скальпеля, по вере, даровал исцеление.
Именно этот путь дает истинное понимание: источник бед следует искать в себе, а причину наказания - в духовной плоскости, как плату за совершенный грех.

Господь дал человеку заповеди, следуя которым он должен жить в гармонии с Богом, учит православная вера. В случае нарушения Божественных законов, неминуемое наказание несет физическая оболочка.

Протоиерей Андрей ТКАЧЕВ
ЖЕЛАНИЕ ИСЦЕЛИТЬСЯ, НЕ МЕНЯЯ ЖИЗНИ, ДАСТ ВСТРЕЧУ С ЛОЖНЫМ ЦЕЛИТЕЛЕМ

"Господь пользуется бичом болезни как всегда по любви для нашего вразумления. Иногда болезнь является той самой поворотной точкой человека, когда вставши с одра, с постели, вышедши из палаты, больницы, человек начинает жить по-другому…
Если мы хотим исцелиться просто, чтобы исцелиться, и вернуться к грешному образу жизни, то это одно. Если мы хотим исцелиться и исправиться – это другое.

Когда есть желание исправиться и исцелиться, тогда зачастую вмешивается Господь в наши недуги и болезни, и исцеляет даже там, где казалось бы, врачи человека оставляют.

Так что болезнь является навсегда могучим средством нравственного воздействия на человека. И когда человек понимает, что таблетками не исцелиться, никуда не денешься, и операция не гарантирует ничего, он зачастую обращается к Богу. Это могучее воспитательное действие скорбей вообще. А скорбящая душа тоже поднимает глаза свои к небу. Так что, слава Богу за все. И за болезни в том числе. Особенно за исцеления ради того, чтобы человек исцелившись, стал жить по-другому. Вот в чем смысл исцеления.

На рынке сегодняшних услуг много есть желающих снять порчу, почистить чакры… Но дьявол есть. Он не умер. Он дает свои знания кому-то, поскольку он как ангел мудр, и опыт его велик. Он знает больше человека. Этот нравственный критерий, я бы хотел, чтобы мы его хорошо поняли. Что там, где есть желание просто исцелиться, не меняя жизни, вот в этой точке может быть встреча человека с ложным целителем".

«ВОДИЧКУ МОЮ ПЕЙТЕ И ИСЦЕЛЯЙТЕСЬ»…

Родина Агафии Авдеевой (мирское имя матушки Алипии) - Пенза. По некоторым данным великая подвижница родилась 3/16 марта 1905 года в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. 1917 год безжалостно перевернул ее жизнь: карательный отряд красноармейцев убил родителей Агафии.

Еще при земной жизни приходящих к ней, матушка просила молиться об упокоении своих родителей Тихона и Вассы, а также бабушек и дедушек: Павла, Евфимии, Сергия и Домны: "Помолитесь об упокоении моих родителей, а я у престола Господня помолюсь о вас".

Труды и молитвы этой подвижницы были отмечены духовенством Киево-Печерской Лавры еще в советские годы, при ее жизни.

«Будет такое время, когда будет очень много пустых квартир, да в них не будет кому жить"

О себе матушка говорила в мужском роде. Возможно, по благодати матушка достигла такого духовного состояния, когда различие между мужским и женским полом исчезает. Об этом святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что если немощная женщина подвизается из любви ко Христу, то и она «блажен муж».

Большие испытания выпали на ее долю в тридцатые годы: почти десять лет Агапия провела в одесской тюрьме. Сначала ее бросили в камеру к разбойникам. Но Господь сохранил ее от поругания. На Пасху она отказалась выйти на работу, за что ее зверски избили, сильно повредив позвоночник.
В пост тюремщики силой запихивали ей в рот мясо. Измученной голодом сунули шоколадку. «Но я зажал ее в руке и семь дней не ел и не пил», - вспоминала матушка.

В камере с ней находились священники. Каждую ночь кого-то из них уводили на расстрел. Последний батюшка, арестованный со своим сыном, ей предсказал: «Нас сегодня заберут, а ты выйдешь отсюда». Когда их увели, произошло чудо: по словам матушки, к ней пришел Апостол Петр и чудным образом спас от неминуемой смерти.

Тюремные врата беззвучно открылись и так же беззвучно закрылись. «Беги над морем», - сказал Апостол, указал рукой в сторону моря и стал невидим.
Во время войны матушка Алипия попала на принудительные работы в Германию, но каким-то чудом перешла линию фронта и прибыла в Киево-Печерскую Лавру. В украинской столице прожила более сорока лет.

*** В Украинской Православной Церкви решения по канонизации принимает Священный Синод, прошло еще слишком мало времени, поэтому вопрос это не скорый. Но сегодня с полной уверенностью можно сказать: «Дивны дела Господа, проявляющиеся на нас»…

"С людьми тяжело, а как без людей тяжело! Тяжело, тяжело, тяжело! Приходят ко мне разные, но ты смотри, как я принимаю их. Так и ты в жизни поступай".

Подготовила Анна Хрусталева, УНИАН

При подготовке публикации использованы материалы фильма «Матушка Алипия: путь мудрости» (телеканал «Интер» и монастырь Свято-Покровская Голосеевская пустынь).

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

В средине 80-х годов две киевлянки услышали от старца Троице-Сергиевой Лавры: "Зачем вы приехали ко мне, когда у вас в Голосееве, в Киеве, пламенеет такой столп!" Матушка Алипия принадлежит к подвижникам благочестия скорбного периода в истории нашего отечества, когда глубина подвига верных заключалась в сердце их. Она в молчании несла свой крест, но то, что нужно нам знать о ее многотрудной жизни, о ее подвигах, она открыла. Сколько подвигов несла она: подвиг молитвы – с детства читала Псалтирь, до глубокой старости знала почти все псалмы наизусть; подвиг странничества – пешком прошла многие святые места; подвиг исповедничества – 10 лет тюремного заключения за веру православную; подвиг столпничества – жила в дупле дерева; и, как венец – подвиг юродства во Христе. Дух Божий созидал в ней нового человека, и он утверждался великими дарованиями: у матушки был дар прозрения чужих мыслей, дар откровения о происходившем вдали и о будущем, дар исцеления.

Матушка Алипия была уроженкой Мордовии, родители ее – Тихон и Васса Авдеевы. В Святом Крещении наречена она была Агафией.
В семь лет осталась круглой сиротой. Такая кроха, а сама по родителям Псалтирь читала. С этих пор началась ее странническая доля. В грохоте века сего расслышала она тихий голос: "Иди дорогами земными к Небесному пути". Многие святыни посетила тогда странница Агафия, многих угодников Божиих повидала. А особенно полюбила святыни киевские – великую Лавру, третий удел Божией Матери на земле. Лютые гонения обрушились в это время на нашу землю. "Хлебной житницей и житницей священномучеников" названа Украина в "Акафисте мученикам Российским". На юге, "под Одессами", как говорила мать Алипия, пришлось пострадать и ей. Ее бросили в камеру к уголовникам. Она сказала им: "Не подходите!" – и стала горячо молиться. И никто не посмел к ней приблизиться. Охранник прильнул к глазку и замер: стоит арестантка, крестится, а над головой у нее ореол.

В застенках томилось много священников. Их брали на мученье без возврата. Осталось трое: старик-протоиерей, его сын и Агафия. "Утром нас не будет в живых, отслужим о себе панихиду". – "И обо мне", – попросила матушка. "Ты уйдешь", – утешил священник.

В той тюрьме существовала пытка под названием "машинка". Жертву вводили в комнату с двумя дверями. Одна вела на волю, другая в подвал, предстояло правильно выбрать.

Неизвестно, одолела ли матушка испытание, толкнула ли счастливую дверь, но очутилась она на свободе. "Разрешителем от уз" матушка почитала апостола Петра и особо почитала его всю жизнь.

Незадолго до Великой Отечественной войны пришла странница Агафия в богоспасаемый град Киев. Сказывают, что во время оккупации она многих людей из концлагеря вывела. Маленькая, незаметная, могла она проникнуть туда, кому другому вход был бы закрыт, да, видимо, и сам апостол Петр помогал ей проникать в темницы и спасать людей.

Во время войны Печерскую святыню вернули Русской Православной Церкви, и архимандрит Кронид облек рабу Божию Агафию в малую схиму с именем Алипия в честь первого русского иконописца. Она всю жизнь сохраняла приверженность отцам Печерским: "Я – лаврская монахиня".

Духовный отец благословил матушку подвизаться в дупле дерева по примеру древних подвижников. У подошвы ближних пещер стоял гигантский дуб, в котором отныне поселилась матушка Алипия. Претерпевая в древесной пещерке голод и холод ради Христа, протянула она живую ниточку к Святой Руси. Ничего своего она не имела. Приходил отец Кронид, приносил сухарей в мантии. Высыплет у дупла и уйдет – строгий был, поблажек не давал. Если трудно, благословлял читать сорок раз "Живый в помощи".

"Как засыплет снегом – холодно, зуб на зуб не попадает, – вспоминает матушка. – Пойдешь к монахам, какой даст хлебца, а какой и выгонит". В сильные морозы ее пускал в сенцы схиигумен Агапит. "Согрелась? Теперь спасайся иди", – и она уходила. Когда архимандрит Кронид почил о Господе, схимонах Дамиан благословил матушку переселиться поближе к людям.

Мать Алипия поселилась в земляной пещерке, жила на подаяние. И вот опять ее забрали в тюрьму – за отказ работать на Пасху. Памятью об этом узилище остался беззубый рот и согбенная спина. Выпустили матушку, когда уже разогнали твердыню Печерскую. Мать Алипия поселились на Демеевке (в тихом районе Киева, где была незакрытая церковь Воздвижения Креста Господня). Мальчишки дразнили ее, швыряли камнями, она же все терпела и молилась. А потом по благословению свыше перебралась в Голосеевский лес. Располагается он на окраине Киева, устроены были здесь лаврские скиты – пустыньки. Эти места освящены именами старца-девицы Досифея, благословившего на монашество преподобного Серафима, блаженных Паисия и Феофила. Здесь подвизался утешительный старец иеромонах Алексий (Шепелев), а также иеросхимонах Парфений Киевский. Поселилась матушка в заброшенном полуразрушенном домике и жила там до самой смерти, не имея ни прописки, ни паспорта. Милиция неоднократно пыталась "разобраться" с матушкой, но Господь хранил ее, и выселить ее из Голосеева не удалось.

В это время матушка Алипия вышла на служение людям в подвиге юродства. Ходила она в плюшевой кофточке, в детском капоре или в шапке-ушанке, на спине таскала мешок с песком, а на груди – большую связку ключей: грехи духовных чад, которые матушка брала на себя, вешая в знак этого новый ключик.

Матушка спасала свой город, молитвенно ограждала его от пагубы, обходила, как крестный ход совершала. Перед Чернобыльским взрывом она несколько дней кричала: "Отец, не надо огонь. Отец, зачем огонь? Тушите ради животных, ради малых детей". Поливала водичкой: "Девки, земля горит". Падала на запад солнца и молилась: "Матерь Божия, избавь нас от газа".

Не она ли была тем праведником, ради которого Господь уберег Киев от радиационного облака, определив ему иное направление? Незадолго до чернобыльской катастрофы матушка Алипия стала предлагать к столу кагор с пепси-колой. Знаменитые голосеевские застолья (на улице стояли дощатые столы, ежедневно собиравшие по десять-пятнадцать человек) стали как бы защитой от разлитой в воздухе пагубы. Все угощенье у голосеевской подвижницы было намоленное. Для старицы было важно, кто принес кушанье, чьи руки прикасались к пище, через чье сердце прошло приношение. Принимала она не у всех. "Вам надо подровняться духом", – бывало, скажет матушка, опустится на коленочки, пропоет свои сильным голосом "Верую", "Отче наш", "Помилуй мя, Боже". Прекрестит стол: "Кушайте", а сама ложится на скамейку, отдыхает. Порции благословляла огромные, и все надо было непременно съесть. "Сколько осилишь, настолько я смогу тебе помочь", – и люди с тяжелейшими болезнями исцелялись у ее стола.

Всех принимала матушка: блудников, лжецов, разбойников, только лукавых обличала, лукавства не переносила. Она схватывала даже тень мысли. Рассказывала мне одна женщина. Шла она к матушке с "мужем-подвижником" с мыслью: спросить у матушки, не отпустить ли его в монастырь, тем паче, что детей у них не было. Не смогла она при людях задать этот вопрос, но все время о нем думала. И вот стали уходить, и каждого матушка спрашивает его имя. Вот и муж ее подходит и называет имя свое: "Сергий". А матушка его поправила: "Не Сергий ты, а Сергей". Так та женщина получила ответ на не заданный ею вопрос.

Еще один рассказ вспоминаю: приехала к матушке жена священника, которая всю жизнь и еще до замужества мечтала о монастыре, теперь, когда все ее дети выросли (и трое из них уже стали священниками), мысли о монастыре к ней опять вернулись. И вот она поехала в Киев, чтобы спросить об этом матушку Алипию. Когда они с дочерью пришли в Голосеевскую пустыньку и вошли во двор, они увидели во дворе домика дремлющую матушку Алипию. Стали дожидаться, когда она проснется. Долго ждали, решили уже уходить, и вот, когда они уже подошли к воротам, старица вдруг вскочила, преградила путь своим гостям, а перед той, которая выбирала для себя новый путь жизни, опустила длинную жердь на ворота – это был безмолвный ответ на ее вопрошание: нет ей пути в монастырь. Хотя столько людей получили от матушки Алипии благословение на монашество, а сестры Флоровского монастыря по очереди проводили у нее в хибарке целые дни, и матушка называла их "родственнички".

В это время подвизался тогда в Лавре и отец Роман (Матюшин) – всеми любимый батюшка, чьи покаянные песнопения мы слушали, затаив дыханье. Матушка же, встречая дорогого гостя у себя в пустыньке, называла его "дважды Ангел". Монах – это ангельский чин, а поющий монах – исполняет ангельское служение пения у Престола Всевышнего. Но враг рода человеческого восстает на тех, кто особенно ревностно служит Богу, и через людей досаждает им. Отцу Роману матушка Алипия предсказала: "Выпьешь чашу и снова будешь на приходе". Так и вышло: испив свою чашу горечи, он опять уехал в Псковскую область. Именно иеромонах Роман отслужил над гробом матушки первую литию об упокоении ее новопреставленной души.

Чаще всего люди и не подозревали, что их облегчение ношей ложится на матушку. Обнимет, поцелует, – казалось бы, благословляет, а она их хворь на себя берет. "Думаете, я мазь варю? Сама за вас распинаюсь", – призналась как-то она. Одной больной дала выпить кагор во исцеление души и тела и, пока та пила, упала без чувств.

Предсказания матушка давала в притчах, в юродивых поступках, а иногда и явно, просто, без иносказаний – как кому спасительнее. Как-то в разгар застолья послала одну монахиню в овраг со свечкой читать Псалтирь. Потом обнаружилось: в тот самый час ее брата чуть не убили. Пришла за советом монахиня, до того подвизавшаяся в Горненской обители, возвращаться ли обратно? "Ты здесь выше будешь", – не благословила матушка. Сейчас она настоятельница одного из старинных русских монастырей. Раба Божия Ольга, врач-психиатр, впервые попала к матушке. Хозяйка указала ей, где сесть, сама вышла. Вдруг на Ольгу закричали: "Как она смеет?". Оказывается, села на матушкино место. Испугалась, встала. Вернувшись со двора, матушка Алипия строго сказала: "Почему стоишь, садись, где тебе сказано". Все поняли, что такова матушкина воля. Сейчас сия раба Божия подвизается в Иерусалиме, в Горненской обители. Одна женщина-певчая пришла к матушке со своим женихом, и все время, пока они сидели за столом, матушка указывала на них рукой и приговаривала: "А девочка мальчика отпевает, а девочка мальчика отпевает". В скором временем он утонул у нее на глазах, и она действительно пела по нему панихиду.

Однажды с матушки снялся как бы покров, и она стала другая, не юродивая – сосредоточенный, печальный человек. "Духовник – это страшно, – открылась матушка. – За него надо молиться, чтобы Господь подавал ему помощь в борьбе с воюющими против него бесами и ограждал от всякого зла, ведь грехи отца ложатся на чадо. С ним надо строить духовный фундамент общения. По вере чада Господь открывает духовнику Свою волю о нем…"

Как и многих блаженных, матушку Алипию окружали животные, с которыми она разговаривала, которых жалела. Матушкины котики и цыплята все были какие-то хворые, заморенные, хилые, – с гнойничками, с сухими лапками. "Почему звери у вас такие больные?" – однажды спросили матушку. – "Люди блудно живут, кровосмешение делают, все отражается на тварях земных".

Незадолго до кончины у матушки Алипии появилось двенадцать котят. Слепые, лежали они в коробочке, потом стали подрастать, уходили по одному. Матушка каждый раз радовалась: "Ушел, ушел!" Наконец сказала: "Почти все на свободе". Остался последний, самый сильный, больше всех к матушке льнувший. После кончины старицы он возлег ей на грудь, вытянулся и умер.

За год до смерти матушка Алипия стала жить по одной ей известному счислению. Она называла этот календарь Иерусалимским. "Государства по деньгам различаться будут. Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние, – пророчествовала старица. – Своих людей Господь до смерти не допустит, верных будет держать на одной просфоре". В это время (за год до кончины) матушка объявила: "Все, девки, ухожу от вас". Те в слезы. Матушка собрала на стол, благословила: "Ешьте". Пересчитала присутствующих – оказалось двенадцать. "Достойно", – с удовольствием сказала старица.

Незадолго до смерти матушка Алипия поставила свечу в банку с рисом, выдвинула в прихожую. Инокиня Марина вошла – в темноте свечка мерцает, никогда такого не было. "Лампочка перегорела", – отговорилась матушка и благословила: "Читай Псалтирь за мать". – "Что с ней?". Старица не ответила. Это о себе она говорила. "Оставляю вас сиротами, другие будут утешать, но матери уж не будет у вас", – говорила она сестрам перед концом.

В воскресенье 30 октября 1988 года в Голосеевском доме было особенно много народу. Матушка посылала приходивших на могилку ныне прославленного во святых отца Алексия (Шепелева): "Идите, поклонитесь, там священник служит". Не сам ли старец-утешитель Голосеевский давал ей напутствие на исход души?

После трапезы матушка прилегла. Все разошлись, осталась одна супружеская пара убирать со стола. Рабе Божией Марине матушка протянула свечку с наказом поставить завтра к иконе "Всех святых": "Только до утра не зажигай". Хлеб и мед велела положить на панихидный столик. "Ну все, больше не приходи". Та думала – сегодня, оказалось – никогда…

На крылечко в этот момент вбежала запоздавшая инокиня Марина, ныне монахиня Сергия. За несколько дней матушка ее предупредила: "В воскресенье на вечерню не ходи". С посещением служб в монастыре строго, но ослушаться старицу не посмела.

Матушка Алипия лежала на досочке. Обрадовалась, увидев Марину: "Махай мне платочком, я умираю!" Та подумала: иносказание. "Читай Псалтирь". Когда Марина дошла до слов: "Царь мой и Бог мой", матушка сказала: "Довольно". На прощанье благословила Марину – непривычно значительное благословение преподала. А потом мужчина и женщина, что со стола убирали, посмотрели, а матушка бездыханная лежит с лицом, сиящим славой Небесной. Господь воззвал Свою угодницу из юдоли в радость нескончаемую. Тихою была ее смерть, мирной и непостыдною. Супруги сели в машину, доехали до телефона-автомата. Когда вернулись, у матушки на груди мертвый котенок вытянулся, тот самый, последний из двенадцати, тепленький, неостывший.

В год тысячелетия Крещения Руси, 1988-й, отошла ко Господу блаженная старица схимонахиня Алипия. Как-то она обронила, что хоронить ее будет Флоровский монастырь. Так оно и вышло. После первых литий, панихид повезли в обитель, где соборно отпели в храме. Погребение состоялось 2 ноября. "Как первый снег пойдет, так меня и похороните". И, действительно, в тот день закружились первые снежинки. По благословению настоятельницы Флоровского монастыря игумении Антонии многотрудное тело 90-летней старицы Алипии погребли на Флоровском участке Лесного кладбища.

После смерти матушки домик ее в Голосеевском лесу снесли, но на его месте появился дивный чудотворный источник. Враги матушки засыпали этот источник полностью и забили кол, так, что и вытащить нельзя. Монахини Флоровского монастыря пытались вытащить кол, но, увы, ничего не получалось. И вдруг однажды рванул фонтан на три метра ввысь. Так матушка Алипия и после своей кончины удостоверила верных своих чад, что обрела она благоволение у Господа, и "реки воды живой" изливаются по молитвам к ней.

НАСТАВЛЕНИЯ И ПРОРОЧЕСТВА БЛАЖЕННОЙ МАТУШКИ АЛИПИИ ГОЛОСЕЕВСКОЙ, КИЕВСКОЙ СТАРИЦЫ, ЮРОДИВОЙ ХРИСТА РАДИ. ФИЛЬМ О МАТУШКЕ. При жизни монахиня Алипия считалась великой киевской подвижницей. История ее жизни полна невероятных событий и чудес, о которых с упоением рассказывают верующие. Точная дата рождения Агапии Авдеевой (так звали монахиню в миру) не установлена. По некоторым данным она родилась 3/16 марта 1905 года в благочестивой крестьянской семье села Вышелей Городищенского уезда Пензенской губернии.

Но известно, что в Киеве она прожила более сорока лет, поражая паломников, посещавших Киево-Печерскую Лавру, муками, на которые она себя обрекала. Согласно рассказам очевидцев, несколько лет она прожила в глубоком овраге рядом с Лаврой, в дупле дерева, где можно было находиться только полусогнувшись. Несмотря на такие лишения, она всегда выглядела аккуратно причесанной и одетой. Говорят также, что ей довелось побывать в фашистских концлагерях. Сидя за колючей проволокой, она так истово молилась за остальных узников, что десятки из них вышли из застенков незамеченными охраной и собаками. За каждого спасенного у монахини прибавлялся металлический ключик, связку которых она носила на шее. Говорили, что от тяжести этих ключей на шее Алипии образовывались незаживающие раны. Кроме того, обладала монахиня и особым даром предвидения. Чтобы узнать, что человеку грозит опасность, ей достаточно было лишь взглянуть на него. Предсказала она и точную дату своей смерти - 30 октября 1988 года. И попросила похоронить ее на Лесном кладбище. Знали монахиню при жизни и как целительницу. Переехав в Голосеевский район, Алипия в своей крохотной избушке приютила дюжину котов. Считалось, что эти животные принимали на себя болезни людей, которые приходили к монахине. За день у блаженной бывало до 60 посетителей. Оттого, видно, все ее коты были очень больными - лишайными, хромыми. Говорят, один из котов, свернувшись на груди у хозяйки, умер в одночасье с ней.

Еще больше дар исцеления Алипии проявился после ее смерти. Существует множество рассказов людей, которые после посещения ее могилки выздоровели. Ежедневно к месту захоронения монахини приходят десятки людей, оставляют записки "о здравии" и "о упокоении". И просьбы людей, говорят, читает сама Алипия. По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, на месте разрушенной келии блаженной построена часовня в честь святителя Николая Чудотворца. По милости Божией Блаженнейший Митрополит Владимир благословил перенести останки монахини Алипии (Авдеевой) в мужской монастырь «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь», на территории которого матушка жила, подвизалась в последние годы своей жизни. Обретение святых мощей старицы Алипии состоялось утром 5/18 мая 2006 года. Перед вскрытием могилы Архимандрит Исаакий отслужил заупокойную литию. Братия аккуратно сняли крест, выкопали цветы с могилы блаженной, и под пение Пасхальных и заупокойных песнопений начались раскопки. Они длились недолго - немногим более часа и проходили очень тихо и мирно. Не было, наверное, в этот момент человека, который не ощутил бы в сердце этот особенный внутренний покой, «мир, всяк ум превосходящий». Когда же достигли гроба, то все присутствующие сплотились вокруг могилы. Останки монахини Алипии были обретены. Гроб и монашеские одежды блаженной оказались частично истлевшими. Хорошо сохранились деревянные иконки, положенные в гроб, и монашеские четки. Сохранилась и баночка со святой водой. В сопровождении милиции и внушительного эскорта машин мощи Голосеевской старицы вернулись в возрожденную обитель, на руинах которой монахиня Алипия прожила последние девять лет своей жизни. Когда мощи вносили в храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», над ним появился крест. В этот же день произошло два исцеления от онкологических заболеваний. Со времени перенесения мощей блаженной в Голосеевский монастырь зафиксировано множество исцелений от тяжелых недугов. Честные останки монахини Алипии были похоронены в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ежедневно усыпальницу посещают огромное число людей. В дни памяти блаженной число посетителей достигает 20 тысяч человек. Люди приезжают из разных уголков Украины, а также из ближнего и дальнего зарубежья. К пустому колодцу, как говорит народная мудрость, люди не идут.

НАСТАВЛЕНИЯ МАТУШКИ АЛИПИИ: «Когда тебе будет плохо или какая-то нужда - приди на могилку и скажи мне». В утешение говорила: «Ничего, Бог поможет, Бог все управит!». «А с зарплаты - Богу дай». О чтении утренних и вечерних молитв: «Я такой глупый, такой глупый! Перестал утренние молитвы читать. Это читай и не пропускай». Будущим священникам давала наставление: «Бери только то, что тебе положено. Церковные деньги - это угли, горящие на головы». «Венчанным грех разводиться. Нельзя топтать венец». Обличение поступающего в монастырь: «Да ты слушаться не умеешь! Как ты в монастырь пойдешь. Хочет быть монахом, а все делает по-своему». Откровение замыслов врага рода человеческого: «Хорошая новость, плохая - нужно молчать. А то он летает и колы забивает, а то и насмерть убьет». «Кто животных кормит, тот голодной смертью не умрет. Животных убивать грех. Душа даром не пропадает». «Священника не суди! Нужно выбрать одного священника и ходить к нему». «Никогда не осуждай и спасешься!» «Смирись! До зела смирись и молись! Молчи, говори - прошу прощения, и не умрешь». «Терпи! Ох, как тяжело будет - все терпи! Не плачь, а молись Богу». Пример смирения. Гневающуюся женщину обличила: «Ты такой злой, как я». «С людьми тяжело, а как без людей тяжело! Тяжело, тяжело, тяжело! Приходят ко мне люди разные, но ты смотри, как я принимаю их. Так и ты в жизни поступай». Незадолго до кончины на вопрос собравшихся у нее духовных чад: «На кого вы нас, Матушка, оставляете?» - ответила: «Вас на Матерь Божию оставляю».

ПРОРОЧЕСТВА МАТУШКИ АЛИПИИ: Как-то заговорили об антихристе. Я говорю: «Ой, как страшно, что будет?» Матушка наклонилась ко мне и говорит шепотом: «Не бойся! Матерь Божия покроет своих». Ссорившимся из-за жилья: «Вот вы ссоритесь, ругаетесь за квартиру, расходитесь... А будет такое время, когда будет очень много пустых квартир, да в них не будет кому жить». «В Киеве квартир всем хватит, а вот земли - кто успеет взять». О канонизации царя Николая II: «Святой он. Я его видел». Однажды при чистом небе, взглянув на запад, сказала: «Смотри - какой туча идет!» «Запасы не делать, а со своей зарплаты деньги на свое погребение должны иметь». Матушка особое внимание уделяла теме земли - тем, кто имел дома в селах, землю, домашний скот запрещала продавать, указывая на то, что им еще пригодиться хозяйство. О Чернобыле говорила: «Будет большой взрыв и многие погибнут. Как бы люд не затравили. В ночь на 26 апреля: «Господи, пожалей младенцев, пощади народ!». Благословение смятенным людям в те дни: «Крестите, ешьте все подряд, и все будет хорошо». О «патриархе» Киевском Филарете: «Славен, славен, а мужиком умрет. Вот как он поставит во все церкви ноги свои, вот как поставит!» И прошла по комнате, широко топая ногами. Храмы будут забирать, будет раскол, истинная церковь будет в поругании. Священников будут преследовать и даже будут жертвы. О месте, где стоял ее дом, и впоследствии была построена часовня: «Здесь святое место». О Голосеевской Пустыни: «Здесь будет очень большая церковь и монастырь». Предсказание о кончине. Задолго до 30 октября 1988 года спросила монахиню: - А что это у тебя? -Календарь. -Открой, посмотри 30 октября. -Матушка, воскресение. - Воскресение... И глубоко задумалась... По материалам книги «СТЯЖАВШАЯ ЛЮБОВЬ. Воспоминания о монахине Алипии (Авдеевой) из Голосеевской Пустыни» ФИЛЬМ О МАТУШКЕ «Слуга Господня-верная. Матушка Алипия».