Смотреть что такое "Тельман, Эрнст" в других словарях. Почему Иосиф Сталин не спас Эрнста Тельмана? Тельман история

Тельман (Thalmann) Эрнст (16.4.1886, Гамбург, - 18.8.1944, концлагерь Бухенвальд), деятель германского и международного рабочего движения. В 1893-1900 учился в народной школе.


До 1923 был транспортным рабочим. С юношеских лет примкнул к организованному рабочему движению: в 1903 вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), в 1904 - в профсоюз транспортных рабочих; был одним из организаторов молодёжного профсоюзного движения в Гамбурге. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 боролся против оппортунистической политики профсоюзных и социал-демократических деятелей, разделяя в важнейших вопросах классовой борьбы позицию К.Либкнехта, Р.Люксембург и др. ведущих представителей немецких левых. В 1914 осудив империалистическую войну, занял последовательно интернационалистские позиции. В 1915 мобилизован в армию и отправлен на Западный фронт. За революционную деятельность в армии подвергался преследованиям. Тельман активно участвовал в Ноябрьской революции 1918 в Германии, находясь в составе левого крыла Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). Возглавляя с мая 1919 гамбургскую организацию НСДПГ, выступал за вхождение НСДПГ в Коминтерн. При слиянии в конце 1920 левого крыла НСДПГ с Коммунистической партией Германии (КПГ) подавляющее большинство членов гамбургской организации НСДПГ во главе с Т. примкнуло к КПГ. С декабря 1920 - предводитель гамбургской организации КПГ; в мае 1923 избран в Центр (позднее ЦК) КПГ. Летом 1921 в качестве делегата 3-го конгресса Коминтерна впервые посетил Советскую Россию. Играл руководящую роль в Гамбургском восстании 1923. В конце 1925 был избран председателем ЦК КПГ. Выдвинул задачу превращения КПГ в целеустремлённую, единую, дисциплинированную, тесно связанную с массами марксистско-ленинскую партию, под его руководством КПГ твёрдо встала на почву ленинизма. С начала 1925 возглавлял Союз красных фронтовиков. С мая 1924 Тельман представлял КПГ в рейхстаге.

В 1925 и 1932 кандидатура Тельмана выдвигалась на пост президента страны. Тельман стал одним из ведущих деятелей Коминтерна. С 1924 - член Президиума ИККИ и один из заместителей председателя ИККИ. Участвовал в 5-м и 6-м конгрессах Коминтерна, а также во всех пленумах ИККИ, проходивших с 1926 по 1932. Решительно отстаивал единство и сплочённость Коминтерна. На пленуме ИККИ (1926) он заявил: "Главным вопросом для международного рабочего движения является вопрос об отношении к диктатуре пролетариата в Советском Союзе. Здесь мнения расходятся, и они должны разойтись! Отношение к Советскому Союзу дает ответ и на вопрос, к какому лагерю ты принадлежишь в вопросах германской политики: к лагерю революции или к лагерю контрреволюции?" Идеи Тельмана, прежде всего призыв к решительной борьбе против национализма, этого основного идеологического оружия фашизма, вошли в программное заявление КПГ (август 1930) о национальном и социальном освобождении немецкого народа. В марте 1931 провозгласил программу КПГ по оказанию помощи крестьянам. По его инициативе КПГ организовала в мае 1932 движение антифашистского действия, направленное на достижение единства рабочего класса и объединение всех антифашистских демократических сил против установления фашистской диктатуры. Вместе со своими ближайшими соратниками В.Пиком и И.Шером Т. вёл переговоры с социал-демократами о создании антифашистского единого фронта. По его настоянию ЦК КПГ предложил руководству СДПГ совместно бороться против наступления фашистской реакции и создания правительства Гитлера. Отказ лидеров СДПГ от единства действий рабочего класса привёл к существенному укреплению позиций реакции, ослабил силы пролетариата и способствовал приходу фашизма к власти. В 1933, после установления фашисткой диктатуры, Тельман ушел в подполье, где продолжил борьбу. 3 марта 1933 был арестован гестаповцами: первоначально Т. содержался в берлинской тюрьме Моабит (1933-37), затем в тюрьмах Ганновера (1937-43) и Бауцена (1943-44). Через свою жену Розу Тельман и дочь Ирму поддерживал постоянную связь с ЦК КПГ, передавая важные указания и информацию. В августе 1944 был доставлен в концлагерь Бухенвальд и убит по прямому приказанию Гитлера и Гиммлера

Третий рейх

Биография

После поджога Рейхстага в ночь с 27 на 28 февраля 1933 года в Германии начались аресты коммунистов. 3 марта 1933 года Тельман был арестован и содержался по приказу Гитлера в одиночном заключении . Суда над Тельманом не было (после провала суда над Георгием Димитровым нацисты избегали публичных процессов над политическими противниками).

В августе 1944 года Тельман был переведён в концлагерь Бухенвальд , где и был расстрелян 18 августа 1944 года по прямому указанию Гитлера и Гиммлера .

«Если я скажу, что вижу смысл жизни в борьбе за дело рабочего класса, то вы вряд ли поймёте меня…» (Эрнст Тельман) .

Память

  • Во время Гражданской войны в Испании в его честь были названы несколько отрядов немецких антифашистов в составе интербригад (самый известный - Тельманский батальон).
  • Во время Второй мировой войны из югославских немцев была сформирована партизанская рота .
  • Имя Эрнста Тельмана носила пионерская организация в ГДР .
  • Также имя Эрнста Тельмана носила VEB Fahrzeug und Jagdwaffenwerk Suhl «Ernst Thälmann» (нем.) русск. - предприятие, выпускавшее стрелковое оружие в ГДР.
  • С 1972 года имя Эрнста Тельмана носит один из необитаемых островов Кубы .
  • Один из самых больших памятников Тельману, являющийся подарком жителей ГДР, был открыт 8 мая 1960 года в пригороде Ленинграда Пушкине .
  • После крушения социалистического строя памятники Тельману больше не сооружались, но в посёлке Тельмана Тосненского района Ленинградской области 13 июня 2011 года был открыт памятник Тельману, сооружённый по инициативе его жителя, руководителя ЗАО «СУ-326» Д. Т. Мартынчика, скульптор - Бейшембек Турдалиев .
  • Название «Тельманово » получили несколько сёл и посёлков в России, на Украине и в Казахстане. В пригороде Ессентуков был посёлок им. Тельмана , переименованный в Санамер в 1999 году.
  • В Санкт-Петербурге одна из улиц Невского района в 1956 году получила название улицы Тельмана .
  • Памятники
  • Мемориальная доска на улице Октябрьской Революции в Смоленске.

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Бюст в Калининграде

Площадь имени Э. Тельмана есть в Москве. На ней установлен памятник, а на доме 62 по Ленинградскому проспекту - памятная доска.
  • В г. Калининграде одна из улиц Ленинградского района носит имя Тельмана, на которой установлен бюст Э. Тельмана.
  • В г. Энгельсе (Саратовская обл.) одна из центральных улиц носит имя Тельмана.
  • В г. Красноярске одна из улиц названа в честь Эрнста Тельмана
  • В г.Тамбове одна из улиц названа именем Тельмана.

Напишите отзыв о статье "Тельман, Эрнст"

Литература и фильмы

  • Бредель В. Эрнст Тельман: Политическая биография / С предис. В. Пика и речью, посвящ. памяти Эрнста Тельмана, произнесённой В. Ульбрихтом 18 августа 1949 года . Пер. с нем. М. О. Чечановского . - М.: Иностранная литература , . - 208 с.: портр. - То же : М.: Иностранная литература , . - 205 с.: ил.
  • Азаров В. Б. Товарищ Тельман: Поэма. - Л.: Советский писатель , . - 99 с.
  • Вестер-Тельман И. Эрнст Тельман: Воспоминания о моём отце / Предисл. В. Пика . - Л.: Лениздат , . - 115 с.: ил., портр.
  • Кульбакин В. Д. Эрнст Тельман. - М.: Госполитиздат , . - 79 с.
  • Германии бессмертный сын: Воспоминания об Эрнсте Тельмане / Пер. с нем. - М.: Иностранная литература , . - 464 с.: ил., портр.
  • Нет, Тельман не погиб! (Рассказы и воспоминания об Эрнсте Тельмане). - М.: Детгиз , . - 111 с.: Ф.
  • Тельман Э. Боевые речи и статьи. - М.: Московский рабочий , 1935.
  • Тельман Э. Письма из тюрьмы родным и близким: - гг. - М.: Политиздат , . - 159 с.: портр.
  • Парнов Е. И. Секретный узник (Повесть об Эрнсте Тельмане). - М.: Политиздат , . - 503 с., ил. - (Пламенные революционеры); 2-е изд .: . - 470 с., ил.
  • Парнов Е. И. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2: Секретный узник (Повесть об Эрнсте Тельмане); Проснись в Фамагусте (Повесть). - М.: Сов. Россия , . - 512 с.

Примечания

Ссылки

  • П. Пшибыльский.

Отрывок, характеризующий Тельман, Эрнст

– Шабаш! – крикнул он повелительно. – Драка, ребята! – И он, не переставая засучивать рукав, вышел на крыльцо.
Фабричные пошли за ним. Фабричные, пившие в кабаке в это утро под предводительством высокого малого, принесли целовальнику кожи с фабрики, и за это им было дано вино. Кузнецы из соседних кузень, услыхав гульбу в кабаке и полагая, что кабак разбит, силой хотели ворваться в него. На крыльце завязалась драка.
Целовальник в дверях дрался с кузнецом, и в то время как выходили фабричные, кузнец оторвался от целовальника и упал лицом на мостовую.
Другой кузнец рвался в дверь, грудью наваливаясь на целовальника.
Малый с засученным рукавом на ходу еще ударил в лицо рвавшегося в дверь кузнеца и дико закричал:
– Ребята! наших бьют!
В это время первый кузнец поднялся с земли и, расцарапывая кровь на разбитом лице, закричал плачущим голосом:
– Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!..
– Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца.
– Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник!
Высокий малый, стоя на крыльце, мутными глазами водил то на целовальника, то на кузнецов, как бы соображая, с кем теперь следует драться.
– Душегуб! – вдруг крикнул он на целовальника. – Вяжи его, ребята!
– Как же, связал одного такого то! – крикнул целовальник, отмахнувшись от набросившихся на него людей, и, сорвав с себя шапку, он бросил ее на землю. Как будто действие это имело какое то таинственно угрожающее значение, фабричные, обступившие целовальника, остановились в нерешительности.
– Порядок то я, брат, знаю очень прекрасно. Я до частного дойду. Ты думаешь, не дойду? Разбойничать то нонче никому не велят! – прокричал целовальник, поднимая шапку.
– И пойдем, ишь ты! И пойдем… ишь ты! – повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец шел рядом с ними. Фабричные и посторонний народ с говором и криком шли за ними.
У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках.
– Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал.
Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе.
– Куда идет народ то?
– Известно куда, к начальству идет.
– Что ж, али взаправду наша не взяла сила?
– А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит.
Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку.
Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов.
– Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь.
– Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их.
– Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого.
У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу.
– Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу.
Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала.
«Я завтра рано еду к светлейшему князю, – читал он (светлеющему! – торжественно, улыбаясь ртом и хмуря брови, повторил высокий малый), – чтобы с ним переговорить, действовать и помогать войскам истреблять злодеев; станем и мы из них дух… – продолжал чтец и остановился („Видал?“ – победоносно прокричал малый. – Он тебе всю дистанцию развяжет…»)… – искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем».
Последние слова были прочтены чтецом в совершенном молчании. Высокий малый грустно опустил голову. Очевидно было, что никто не понял этих последних слов. В особенности слова: «я приеду завтра к обеду», видимо, даже огорчили и чтеца и слушателей. Понимание народа было настроено на высокий лад, а это было слишком просто и ненужно понятно; это было то самое, что каждый из них мог бы сказать и что поэтому не мог говорить указ, исходящий от высшей власти.
Все стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался.
– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.
Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.

), деятель германского и международного рабочего движения. В 1893-1900 учился в народной школе. До 1923 был транспортным рабочим. С юношеских лет примкнул к организованному рабочему движению: в 1903 вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), в 1904 - в профсоюз транспортных рабочих; был одним из организаторов молодёжного профсоюзного движения в Гамбурге. Многолетний опыт производственной и профсоюзной деятельности выработал основную черту личности Т. - тесную связь с рабочим классом. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 Т. боролся против оппортунистической политики профсоюзных и социал-демократических деятелей, разделяя в важнейших вопросах классовой борьбы позицию К. Либкнехта , Р. Люксембург и др. ведущих представителей немецких левых. В 1914 Т., осудив империалистическую войну, занял последовательно интернационалистские позиции. В 1915 мобилизован в армию и отправлен на Западный фронт. За революционную деятельность в армии подвергался преследованиям. Октябрьская революция 1917в России определила цель и направление его дальнейшей борьбы. Т. активно участвовал в Ноябрьской революции 1918 в Германии, находясь в составе левого крыла Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). Возглавляя с мая 1919 гамбургскую организацию НСДПГ, Т. выступал за вхождение НСДПГ в Коминтерн . При слиянии в конце 1920 левого крыла НСДПГ с Коммунистической партией Германии (КПГ) подавляющее большинство членов гамбургской организации НСДПГ во главе с Т. примкнуло к КПГ. С декабря 1920 Т. - предводитель гамбургской организации КПГ; в мае 1923 избран в Центр (позднее ЦК) КПГ. Летом 1921 в качестве делегата 3-го конгресса Коминтерна впервые посетил Советскую Россию. Огромное впечатление произвели на него достижения советского рабочего класса и партии большевиков. Т. стал горячим поборником дружбы с СССР . Играл руководящую роль в Гамбургском восстании 1923 . Т. целиком принял ленинскую линию, ориентировавшую на постоянную работу среди масс; этой линии он оставался верен во всей своей последующей деятельности, неустанно защищая её от ультралевых фразёров и сектантов. В конце 1925 Т. был избран председателем ЦК КПГ. Выдвинул задачу превращения КПГ в целеустремлённую, единую, дисциплинированную, тесно связанную с массами марксистско-ленинскую партию. Величайшая историческая заслуга Т. состоит в том, что под его руководством КПГ твёрдо встала на почву ленинизма; в немецком рабочем движении вырос коллектив революционеров ленинского типа. С начала 1925 Т. возглавлял Союз красных фронтовиков . С мая 1924 Т. представлял КПГ в рейхстаге. В 1925 и 1932 кандидатура Т. выдвигалась на пост президента страны. Он был одним из лучших агитаторов партии, подлинным народным трибуном, пользовавшимся большим уважением широких масс трудящихся. Т. стал одним из ведущих деятелей Коминтерна. С 1924 он - член Президиума ИККИ и один из заместителей председателя ИККИ. Участвовал в 5-м и 6-м конгрессах Коминтерна, а также во всех пленумах ИККИ, проходивших с 1926 по 1932. Решительно отстаивал единство и сплочённость Коминтерна. Важнейшими, неразрывно связанными между собой задачами пролетарского революционера он считал защиту первого социалистического государства - Советского Союза и подготовку рабочего класса своей страны к завоеванию политической власти. На пленуме ИККИ (1926) он заявил: «Решающим вопросом для международного рабочего движения является вопрос об отношении к диктатуре пролетариата в Советском Союзе. Здесь мнения расходятся, и они должны разойтись! Отношение к Советскому Союзу дает ответ и на вопрос, к какому лагерю ты принадлежишь в вопросах германской политики: к лагерю революции или к лагерю контрреволюции?» (Избранные статьи и речи, т. 1. М., 1957, с. 309). Т. постоянно был на переднем крае борьбы против германского монополистического капитала. Он внёс значительный вклад в творческое применение марксизма-ленинизма и в разработку пути завоевания политической власти рабочим классом в условиях Германии. Его идеи, прежде всего призыв к решительной борьбе против национализма, этого основного идеологического оружия фашизма, вошли в программное заявление КПГ (август 1930) о национальном и социальном освобождении немецкого народа. В марте 1931 Т. провозгласил программу КПГ по оказанию помощи крестьянам. Антифашистская борьба КПГ ярко отразилась в деятельности Т. По его инициативе КПГ организовала в мае 1932 движение антифашистского действия, направленное на достижение единства рабочего класса и объединение всех антифашистских демократических сил против установления фашистской диктатуры. Вместе со своими ближайшими соратниками В. Пиком и И. Шером Т. вёл переговоры с социал-демократами о создании антифашистского единого фронта. По его настоянию ЦК КПГ предложил руководству СДПГ совместно бороться против наступления фашистской реакции и создания правительства Гитлера. Отказ правых лидеров СДПГ от единства действий рабочего класса привёл к существенному укреплению позиций реакции, ослабил силы пролетариата и способствовал приходу фашизма к власти. В 1933, после установления фашисткой диктатуры, Т. ушел в подполье, где продолжил борьбу. 3 марта 1933 был арестован гестаповцами: первоначально Т. содержался в берлинской тюрьме Моабит (1933-37), затем в тюрьмах Ганновера (1937-43) и Бауцена (1943-44). Через свою жену Розу Тельман и дочь Ирму поддерживал постоянную связь с ЦК КПГ, передавая важные указания и информацию, в которых проявлялись несгибаемая стойкость коммуниста, борца против империализма и фашизма, великая вера в силу рабочего класса, любовь к Советскому Союзу и неуклонная верность пролетарскому интернационализму.

В августе 1944 Т. был доставлен в концлагерь Бухенвальд и убит по прямому приказанию Гитлера и Гиммлера.

Установление социалистического общественного строя в ГДР , братский союз первого немецкого государства рабочих и крестьян с Советским Союзом и др. странами социалистического содружества явились претворением в жизнь заветов Т.

Соч.: Geschichte und Politik. Artikel und Reden. 1925-1933, В., 1973; Im Kampf gegen den deutschen und den amerikanischen Imperialismus. Drei Reichstagsreden, B., 1954; Kampfreden und Aufsätze, B., 1931; Volksrevolution über Deutschland, B., 1931; Vorwärts unter dem Banner der Komintern, B., 1931; Der revolutionäre Ausweg und die KPD, Moskau, ; Briefe aus dem Gefängnis an seine Angehörigen, B., 1965; Antwort auf Briefe eines Kerkergenossen, B., 1961; в рус. пер.: Избранные статьи и речи, т. 1- 2, М., 1957-58; Ответ на письма товарища по тюремному заключению в Баутцене, «Большевик», 1950, № 21.

Лит.: Э. Тельман. Борец за мир и свободу, М., 1937; Бредель В., Э. Тельман, 2 изд., пер. с нем., М., 1955: Германии бессмертный сын. Воспоминания об Э. Тельмане, пер. с нем., М., 1963: Давидович Д. С., Тельман. Страницы жизни и борьбы, 2 изд., М., 1971; Е. Thälmann. Bilder und Dokumente aus seinern Leben, B., 1955: Bartel W., Ein Held der Nation, B.. 1961; Lindau R., E. Thälmann, B., 1956; Zimmeriing Z., Ernst Thälmann. Leben und Kampf, B., ; Weizmann O., E. Thälmann in Leningrad, Halle, 1966.

Э. Хонеккер (ГДР).

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тельман Эрнст" в других словарях:

    Эрнст Тельман Ernst Thälmann Дата рождения: 16 апреля 1886(1886 04 16) … Википедия

    - (Thalmann) Тельман Эрнст (Thalmann, Ernst) (1886 1944) Деятель немецкого рабочего движения. 1925 председатель Коммунистической партии Германии (КПГ). 1924 1933 депутат Рейхстага. В марте 1933 был арестован гестапо и заключен в берлинскую тюрьму… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Thälmann) (1886 1944), председатель КП Германии (КПГ) с 1925. Депутат рейхстага в 1924 33. В марте 1933 арестован гестапо и заключён в берлинскую тюрьму Моабит; убит в концлагере Бухенвальд. * * * ТЕЛЬМАН Эрнст ТЕЛЬМАН (Thalmann) Эрнст (14… … Энциклопедический словарь

    тельман, эрнст - (Thaelmann), (1886 1944), лидер немецких коммунистов, один из главных политических оппонентов Гитлера. Родился 16 апреля 1886 в Гамбурге. Рабочий. В 1903 вступил в Социал демократическую партию Германии (СДПГ), в 1904 в профсоюз транспортных… … Энциклопедия Третьего рейха

    Тельман, Эрнст - (Thallman, Ernst) (1888 1944) один из ведущих германских коммунистов, поднялся наверх во время сталинизации Коминтерна, содействуя исключению Маслова, Урбанса и Фишер. Долгие годы выполнял все выкрутасы кремлевской международной политики. Тельман … Исторический справочник русского марксиста

    - … Википедия

    Тельман, Эрнст Тельман, Эрнст Ernst Thälmann Дата рождения: 16 апреля 1886 … Википедия

    Тельман, Эрнст Имя при рождении: Ernst Thälmann Дата рождения: 16 апреля 1886 Место рождения: Альтона Дата смерти: 18 августа 1944 … Википедия

- (Thalmann) Тельман Эрнст (Thalmann, Ernst) (1886 1944) Деятель немецкого рабочего движения. 1925 председатель Коммунистической партии Германии (КПГ). 1924 1933 депутат Рейхстага. В марте 1933 был арестован гестапо и заключен в берлинскую тюрьму… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (Thälmann) (1886 1944), председатель КП Германии (КПГ) с 1925. Депутат рейхстага в 1924 33. В марте 1933 арестован гестапо и заключён в берлинскую тюрьму Моабит; убит в концлагере Бухенвальд. * * * ТЕЛЬМАН Эрнст ТЕЛЬМАН (Thalmann) Эрнст (14… … Энциклопедический словарь

Тельман (Thälmann) Эрнст (16.4.1886, Гамбург, 18.8.1944, концлагерь Бухенвальд), деятель германского и международного рабочего движения. В 1893 1900 учился в народной школе. До 1923 был транспортным рабочим. С юношеских лет примкнул к… … Большая советская энциклопедия

тельман, эрнст - (Thaelmann), (1886 1944), лидер немецких коммунистов, один из главных политических оппонентов Гитлера. Родился 16 апреля 1886 в Гамбурге. Рабочий. В 1903 вступил в Социал демократическую партию Германии (СДПГ), в 1904 в профсоюз транспортных… … Энциклопедия Третьего рейха

Тельман, Эрнст - (Thallman, Ernst) (1888 1944) один из ведущих германских коммунистов, поднялся наверх во время сталинизации Коминтерна, содействуя исключению Маслова, Урбанса и Фишер. Долгие годы выполнял все выкрутасы кремлевской международной политики. Тельман … Исторический справочник русского марксиста

- … Википедия

Тельман, Эрнст Тельман, Эрнст Ernst Thälmann Дата рождения: 16 апреля 1886 … Википедия

Тельман, Эрнст Имя при рождении: Ernst Thälmann Дата рождения: 16 апреля 1886 Место рождения: Альтона Дата смерти: 18 августа 1944 … Википедия

- (1886 1944) председатель компартии Германии (КПГ) с 1925. Депутат рейхстага в 1924 33. В марте 1933 арестован гестапо и заключен в берлинскую тюрьму Моабит; убит в концлагере Бухенвальд … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Эрнст Тельман. Биография , . В предлагаемой вниманию читателя книге рассказывается о жизни и борьбе выдающегося деятеля немецкого и международного коммунистического и рабочего движения, Председателя Коммунистической…
  • Речи и статьи. Письма. Воспоминания об Эрнсте Тельмане , Эрнст Тельман. Эта книга посвящена памяти выдающегося деятеля германского и международного коммунистического и рабочего движения Эрнста Тельмана. В нее включены ряд его основных речей и статей, письма жене…
Третий рейх 22x20px Третий рейх Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

После поджога Рейхстага в ночь с 27 на 28 февраля 1933 года в Германии начались аресты коммунистов. 3 марта 1933 года Тельман был арестован и содержался по приказу Гитлера в одиночном заключении . Суда над Тельманом не было (после провала суда над Георгием Димитровым нацисты избегали публичных процессов над политическими противниками).

В августе 1944 года Тельман был переведён в концлагерь Бухенвальд , где и был расстрелян 18 августа 1944 года по прямому указанию Гитлера и Гиммлера .

«Если я скажу, что вижу смысл жизни в борьбе за дело рабочего класса, то вы вряд ли поймёте меня…» (Эрнст Тельман) .

Память

  • Во время Гражданской войны в Испании в его честь были названы несколько отрядов немецких антифашистов в составе интербригад (самый известный - Тельманский батальон).
  • Во время Второй мировой войны из югославских немцев была сформирована партизанская рота .
  • Имя Эрнста Тельмана носила пионерская организация в ГДР .
  • Также имя Эрнста Тельмана носила VEB Fahrzeug und Jagdwaffenwerk Suhl «Ernst Thälmann» (нем.) русск. - предприятие, выпускавшее стрелковое оружие в ГДР.
  • С 1972 года имя Эрнста Тельмана носит один из необитаемых островов Кубы .
  • Один из самых больших памятников Тельману, являющийся подарком жителей ГДР, был открыт 8 мая 1960 года в пригороде Ленинграда Пушкине .
  • После крушения социалистического строя памятники Тельману больше не сооружались, но в посёлке Тельмана Тосненского района Ленинградской области 13 июня 2011 года был открыт памятник Тельману, сооружённый по инициативе его жителя, руководителя ЗАО «СУ-326» Д. Т. Мартынчика, скульптор - Бейшембек Турдалиев .
  • Название «Тельманово » получили несколько сёл и посёлков в России, на Украине и в Казахстане. В пригороде Ессентуков был посёлок им. Тельмана , переименованный в Санамер в 1999 году.
  • В Санкт-Петербурге одна из улиц Невского района в 1956 году получила название улицы Тельмана .
  • Памятники
  • Мемориальная доска на улице Октябрьской Революции в Смоленске.

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Бюст в Калининграде

Площадь имени Э. Тельмана есть в Москве. На ней установлен памятник, а на доме 62 по Ленинградскому проспекту - памятная доска.
  • В г. Калининграде одна из улиц Ленинградского района носит имя Тельмана, на которой установлен бюст Э. Тельмана.
  • В г. Энгельсе (Саратовская обл.) одна из центральных улиц носит имя Тельмана.
  • В г. Красноярске одна из улиц названа в честь Эрнста Тельмана
  • В г.Тамбове одна из улиц названа именем Тельмана.

Напишите отзыв о статье "Тельман, Эрнст"

Литература и фильмы

  • Бредель В. Эрнст Тельман: Политическая биография / С предис. В. Пика и речью, посвящ. памяти Эрнста Тельмана, произнесённой В. Ульбрихтом 18 августа 1949 года . Пер. с нем. М. О. Чечановского . - М.: Иностранная литература , . - 208 с.: портр. - То же : М.: Иностранная литература , . - 205 с.: ил.
  • Азаров В. Б. Товарищ Тельман: Поэма. - Л.: Советский писатель , . - 99 с.
  • Вестер-Тельман И. Эрнст Тельман: Воспоминания о моём отце / Предисл. В. Пика . - Л.: Лениздат , . - 115 с.: ил., портр.
  • Кульбакин В. Д. Эрнст Тельман. - М.: Госполитиздат , . - 79 с.
  • Германии бессмертный сын: Воспоминания об Эрнсте Тельмане / Пер. с нем. - М.: Иностранная литература , . - 464 с.: ил., портр.
  • Нет, Тельман не погиб! (Рассказы и воспоминания об Эрнсте Тельмане). - М.: Детгиз , . - 111 с.: Ф.
  • Тельман Э. Боевые речи и статьи. - М.: Московский рабочий , 1935.
  • Тельман Э. Письма из тюрьмы родным и близким: - гг. - М.: Политиздат , . - 159 с.: портр.
  • Парнов Е. И. Секретный узник (Повесть об Эрнсте Тельмане). - М.: Политиздат , . - 503 с., ил. - (Пламенные революционеры); 2-е изд .: . - 470 с., ил.
  • Парнов Е. И. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2: Секретный узник (Повесть об Эрнсте Тельмане); Проснись в Фамагусте (Повесть). - М.: Сов. Россия , . - 512 с.

Примечания

Ссылки

  • П. Пшибыльский.

Отрывок, характеризующий Тельман, Эрнст

Мне так хотелось увидеть хотя бы кого-то из тех достойных, мужественных людей!.. Так хотелось «зарядиться» их выдержкой и силой в моей предстоящей последней борьбе!..
– Нет, Изидора. К сожалению, Мария умерла столетия назад. Она не пожелала жить долго, хотя могла. Думаю, её боль была слишком глубокой... Ушедшая к своим сыновьям в незнакомую, далёкую страну (ещё за много лет до их смерти), но так и не сумевшая уберечь ни одного из них, Мария не вернулась в Мэтэору, уйдя вместе с Магдалиной. Уйдя, как мы тогда думали, навсегда... Устав от горечи и потерь, уже после гибели любимой внучки и Магдалины, Мария решила оставить свою жестокую и немилосердную жизнь... Но перед тем, как «уйти» навсегда, она всё же пришла в Мэтэору, чтобы проститься. Чтобы поведать нам истинную историю гибели тех, кого мы все сильно любили...

А ещё, она вернулась для того, чтобы в последний раз увидеть Белого Волхва... Своего супруга и вернейшего друга, которого так и не смогла никогда забыть. В своём сердце она простила его. Но, к его великому сожалению, не смогла принести ему прощение Магдалины.... Так что, как видишь, Изидора, великая христианская басня о «всепрощении» это просто детская ложь для наивных верующих, чтобы разрешить им творить любое Зло, зная, что чего бы они ни сделали, в конечном итоге их простят. Но прощать можно лишь то, что по-настоящему достойно прощения. Человек должен понимать, что за любое свершённое Зло ему приходится отвечать... И не перед каким-то таинственным Богом, а перед собой, заставляя себя же жестоко страдать. Магдалина не простила Владыко, хотя глубоко уважала и искренне любила его. Так же, как она не сумела простить и всех нас за страшную смерть Радомира. Ведь именно ОНА лучше всех понимала – мы могли помочь ему, могли спасти его от жестокой смерти... Но не захотели. Считая вину Белого Волхва слишком жестокой, она оставила его жить с этой виной, ни на минуту не забывая её... Она не захотела даровать ему лёгкого прощения. Мы так больше никогда и не увидели её. Как никогда не увидели и их малышей. Через одного из рыцарей своего Храма – нашего волхва – Магдалина передала ответ Владыке на его просьбу вернуться к нам: «Солнце не восходит в один день дважды... Радость вашего мира (Радомир) уже никогда не вернётся к вам, как не вернусь к вам и я... Я нашла свою ВЕРУ и свою ПРАВДУ, они ЖИВЫЕ, ваша же – МЕРТВА... Оплакивайте своих сыновей – они вас любили. Я же никогда не прощу вам их смерти, пока жива. И пусть вина ваша остаётся с вами. Возможно, когда-нибудь она принесёт вам Свет и Прощение... Но не от меня». Голову же Волхва Иоанна не привезли в Мэтэору по той же самой причине – никто из рыцарей Храма не захотел возвращаться к нам... Мы потеряли их, как теряли не раз многих других, кто не хотел понять и принять наших жертв... Кто так же, как ты – ушли, осуждая нас.
У меня кружилась голова!.. Как жаждущий, утоляя свой вечный голод знания, я жадно впитывала поток удивительной информации, щедро даримой Севером... И мне хотелось намного больше!.. Хотелось знать всё до конца. Это было глотком свежей воды в выжженной болью и бедами пустыне! И я никак не могла вдоволь напиться...
– У меня тысячи вопросов! Но не осталось времени... Что же мне делать, Север?..
– Спрашивай, Изидора!.. Спрашивай, я постараюсь ответить тебе...
– Скажи, Север, почему мне кажется, что в этой истории как бы соединились две истории жизни, оплетённые схожими событиями, и преподносятся они, как жизнь одного лица? Или я не права?
– Ты абсолютно права, Изидора. Как я уже говорил тебе ранее, «сильные мира сего», кто создавал фальшивую историю человечества, «надели» на истинную жизнь Христа чужую жизнь иудейского пророка Джошуа (Joshua), жившего полторы тысячи лет тому назад (со времени рассказа Севера). И не только его самого, но и его семьи, его родных и близких, его друзей и последователей. Ведь именно у жены пророка Джошуа, иудейки Марии, была сестра Марта и брат Лазарь, сестра его матери Мария Якобе, и другие, которых никогда не было рядом с Радомиром и Магдалиной. Так же, как не было рядом с ними и чужих «апостолов» – Павла, Матфея, Петра, Луки и остальных...
Именно семья пророка Джошуа перебралась полторы тысячи лет назад в Прованс (который в те времена назывался Гаул (Transalpine Gaul), в греческий город Массалию (теперешний Марсель), так как Массалия в то время была «воротами» между Европой и Азией, и это было самым лёгким путём для всех «гонимых» во избежание преследований и бед.
Настоящая же Магдалина перебралась в Лангедок через тысячу лет после рождения иудейки Марии, и она-то шла именно Домой, а не убегала от иудеев к другим иудеям, как это сделала иудейка Мария, никогда не бывшая той светлой и чистой Звездой, которой была настоящая Магдалина. Иудейка Мария была доброй, но недалёкой женщиной, выданной замуж очень рано. И она никогда не звалась Магдалиной... Это имя «повесили» на неё, желая соединить в одно этих двух несовместимых женщин. И чтобы доказать подобную нелепую легенду, придумали фальшивую историю про город Магдалу, которого во время жизни иудейки Марии в Галилее ещё не существовало... Вся эта возмутительная «история» двух Иисусов была намеренно так перемешана и перепутана, чтобы простому человеку оказалось слишком сложно доискаться до истины. И только лишь те, которые по-настоящему умели мыслить, видели, какую сплошную ложь несло христианство – самая жестокая и самая кровожадная из всех религий. Но, как я уже говорил тебе ранее, в большинстве своём люди не любят ДУМАТЬ самостоятельно. Поэтому они принимали и принимают на веру всё, чему учит римская церковь. Так было удобно, и так было всегда. Человек не был готов принимать настоящее УЧЕНИЕ Радомира и Магдалины, которое требовало труда и самостоятельного мышления. Но зато людям всегда нравилось и ими одобрялось то, что было предельно просто – что говорило им, во что надо верить, что можно принимать, а что должно отрицаться.

На минуту мне стало очень страшно – слова Севера слишком напоминали изречения Караффы!.. Но в своей «бунтующей» душе я никак не желала согласиться, что кровожадный убийца – Папа – мог оказаться хоть в чём-то по-настоящему прав...
– Эта рабская «вера» нужна была всё тем же Думающим Тёмным, чтобы укрепить своё господство в нашем хрупком, ещё только зарождающемся мире... чтобы никогда уже не позволить ему родиться... – спокойно продолжал Север. – Именно для того, чтобы успешнее поработить нашу Землю, Думающие Тёмные и нашли этот малый, но очень гибкий и тщеславный, им одним понятный еврейский народ. В силу его «гибкости» и подвижности, этот народ легко поддавался чужому влиянию и стал опасным орудием в руках Думающих Тёмных, которые и нашли жившего там когда-то пророка Джошуа, и хитро «переплели» историю его жизни с историей жизни Радомира, уничтожив настоящие жизнеописания и подложив фальшивые, дабы наивные людские умы поверили в такую «историю». Но даже и тот же иудейский Джошуа, так же не имел ничего общего с религией, называемой Христианством... Оно было создано по приказу императора Константина, которому требовалась новая религия, чтобы бросить уходящему из-под контроля народу новую «кость». И народ, даже не задумавшись, с удовольствием проглотил её... Такова пока ещё наша Земля, Изидора. И очень нескоро кому-то удастся изменить её. Очень нескоро люди захотят ДУМАТЬ, к сожалению...
– Пусть они не готовы ещё, Север... Но ты же видишь, люди очень легко открываются «новому»! Так не показывает ли это именно то, что человечество (по-своему) ИЩЕТ пути к настоящему, что люди стремятся к ИСТИНЕ, которую просто некому им показать?..
– Можно тысячу раз показывать самую ценную на свете Книгу Знаний, но это ничего не даст, если человек не умеет читать. Не правда ли, Изидора?..
– Но своих учеников вы ведь УЧИТЕ!.. – с тоской воскликнула я. – Они ведь тоже не знали всего сразу, перед тем, как попали к вам! Так учите же человечество!!! Оно стоит того, чтобы не исчезнуть!..