Л.Н. Толстой "Детство

Это произведение было написано в 1852-1853 гг. Оно стало 2 частью трилогии Толстого “Детство. Отрочество. Юность”. В первый раз повесть была напечатана в журнале “Современник” в 1854 году. Повесть написана в стиле реализм.

Главные герои

  • Николай Иртеньев (Николенька) - главный герой. Это мальчик 14-ти лет, дворянин, который отличается эмоциональностью и тонким восприятием действительности. От его лица идет повествование.
  • Владимир - его старший брат. Этот молодой человек отличается непостоянством, откровенностью и пылкостью характера.
  • Бабушка (по матери) - у нее жили Иртеньевы в Москве.
  • Любочка - сестра Николая.
  • Катя - дочь гувернантки, которая воспитывается в семье с малых лет. Сейчас ей 16 лет.
  • Карл Иваныч и Сен-Жером - гувернеры.
  • Маша - горничная.
  • Василий - любимый молодой человек Маши.
  • Дмитрий Нехлюдов - друг Владимира, а после они сдружились и с Николаем.

Краткое содержание “Отрочество” Л. Н. Толстого

Все произведение разбито на главы, с содержанием каждой из которых вкратце вы ознакомитесь ниже.

Глава 1

Николай и все его семейство переезжает к бабушке в Москву после кончины его матери. Поездка продолжается долгих четыре дня, за который мальчик успевает увидеть много красивых и новых для него мест. Они останавливаются на постоялых дворах, чтобы немного отдохнуть и поесть. В поездке извозчик дал Николаю вести лошадей, что сделало его очень счастливым.

Глава 2

В дороге вечером их застает гроза. Она очень напугала мальчика, но вместе с тем и вызвала восхищение, особенно время после бури, когда природа показалась ему посвежевшей.

Глава 3

В поездке Николенька ведет беседу с Катей (дочкой гувернантки Мими) о том, как теперь сложится их жизнь, когда они поселятся у его бабушки. Ему кажется, что Катя отдаляется от него, девочка рассказывает ему о том, что они с мамой небогаты и жизнь их очень сложная. Этот разговор впервые заставляет мальчика задуматься о том, что некоторые люди живут совершенно другой, нежели у него, жизнью.

Глава 4

Семейство Иртеньевых прибывает в Москву. Мальчик увидел, как постарела его бабушка, и жалеет ее. Отец почти совсем забросил детей и живет во флигеле. Вся семья живет здесь совершенно иначе.

Глава 5

Николай был всего на год младше брата, но сейчас он начал остро чувствовать различия между ними. Братья начинают отдаляться, все меньше проводят времени вместе. Как-то раз они серьезно ссорятся, но уже вечером Владимир просит прощения у брата. Это растрогало Николая до слез.

Глава 6

Николаю нравится их горничная Маша - девушка 25-ти лет. Но мальчик думает, что он совсем некрасивый и стыдится себя, поэтому никак не проявляет перед ней своих чувств. Он завидует своему брату, которого считает привлекательным.

Глава 7

Бабушке докладывают, что братья играли с порохом. Она решила, что это произошло из-за недостатка воспитания, и увольняет Карла Иваныча, наняв нового молодого гувернера - Сен-Жерома.

Глава 8-10

Карл Иваныч рассказывает главному герою перед отъездом свою историю. Он говорит, что с малых лет был несчастлив. Он является внебрачным ребенком, поэтому его отчим терпеть его не мог. Когда ему исполнилось 14, Карла отправили обучиться делу сапожника, а затем он вместо своего брата стал солдатом. В боях он попал в плен и умудрился сбежать оттуда. Какое-то время после этого Карл Иваныч был рабочим на канатной фабрике, но начал испытывать нежные чувства к жене своего хозяина и, поняв, что ничего хорошего из этого не выйдет, сам уволился и уехал. В Эмсе он познакомился с генералом Сазиным, который помог ему эмигрировать в Россию. После того, как генерал скончался, его наняла мама Николая. За годы работы с детьми Карл очень их полюбил и совершенно не хотел уходить.

Глава 11

Прошел год с тех пор, как умерла мать Николая. Были именины Любочки и к ним в дом приехали гости. Утром того же дня мальчик получает 1 балл по истории, но новому гувернеру Сен-Жерому об этом не рассказал, чтобы не быть наказанным.

Глава 12

Семья садится за праздничный стол, отец просит мальчика принести для Любочки конфеты из флигеля. Придя туда, мальчик заметил небольшой ключик от портфеля. Не удержавшись, он залезает в сумку и читает бумаги отца. Закрывая замок, он был неосторожен и сломал ключик.

Глава 13

После того, как закончился праздничный стол, дети отправились играть, а Николеньке приходилось играть или с некрасивыми девочками или с сестрами. Это его очень огорчает.
Важно! Ему нравится девочка Соня, но она выбирает другого мальчика - Сережу. Николай считает себя преданным, а когда он видит как эта парочка целуется, разочаровывается в Соне.

Глава 14

Мальчик очень зол и разочарован, ему хочется буянить. Гувернер прознал о том, что Николенька получил 1 балл и говорит ему идти в свою комнату. Мальчик не соглашается, показывает Сен-Жерому язык. Тот возмутился и угрожает воспитаннику розгами, но Николенька не слушается и бьет гувернера. Его запирают в чулане.

Глава 15

Оказавшись в чулане, Николенька чувствует, как глубоко он несчастен, и рыдает. Он представляет, что он неродной ребенок, которого никто не любит, и как бы плакал гувернер, если бы он внезапно умер.

Глава 16-17

Николай остался в чулане на всю ночь и лишь на следующий день ему разрешили выйти в другую комнату, после чего гувернер отвел его к бабушке. Старая дама заставляет его извиниться перед воспитателем. Но Николай плачет и категорически отказывается, в результате доводит ее до слез. Николенька выбегает из ее комнаты и сталкивается с отцом, который заметил, что ключ сломан. Николай пытается нажаловаться ему, но не может ничего объяснить из-за рыданий, в результате мальчик падает в обморок.
Важно! Взрослых испугало состояние его здоровья и поступок был прощен. Но после этой истории мальчик возненавидел своего воспитателя.

Глава 18

Николай чувствует себя одиноким. Он следит за тем, как развиваются отношения Маши и Василия. Дядя Маши не дает согласия на этот брак, что очень расстраивает влюбленную пару. Мальчик сочувствует девушке, но никак не может осознать, как такая прекрасная Маша могла полюбить такого Василия.

Глава 19

Мальчик много думает о том, для чего существует человек, в чем его предназначение, а также о том, что такое счастье, смерть, бессмертная душа. Глава 20 Владимир собирается поступать в университет, брат ему отчаянно завидует. Володя прекрасно сдает экзамены и становится студентом.

Глава 21

Николай сравнивает своих сестер, отмечает то, что они сильно изменились. Он замечает, что Катя, которой уже исполнилось 16, изящна и красива, а Любочка очень от нее отличается - она настоящая и простая.

Глава 22

Отец мальчика получает много денег и все чаще ходит к бабушке. Он заядлый игрок и Николай все больше видит слабости и пороки отца. Однажды Люба играет на пианино пьесу, которую очень любила их мать, и Николенька замечает, как они похожи.

Глава 23

Бабушка Николеньки умирает. Никто в доме не скорбит о ее кончине, кроме горничной. По прошествии 6 недель оказывается, что все свое имущество бабушка завещала Любочке, при этом опекуном ее назначен не их папа, а князь Иван Иванович.

Глава 24

Николенька ждет, когда пройдут последние месяцы перед началом учебы в университете. Он собирается на математический факультет. Мальчик взрослеет, уважительнее начинает относится к Сен-Жерому. Также он выпрашивает у отца разрешение на свадьбу Маши и Васи, и они вступают в брак.

Глава 25-26

Николай любит проводить вечера в обществе друзей Володи. Особенно ему нравится общаться с Дмитрием Нехлюдовым. Как-то раз они остаются наедине и оказывается, что они на многие вещи смотрят одинаково.

Глава 27

Николенька и Дмитрий ни с кем не обсуждают друг друга. Они ведут себя странно - не общаются при других, но наедине говорят обо всем. Николай быстро перенял взгляды и позиции Нехлюдова, которые были довольно идеализированными. Повесть “Отрочество” очень наглядно и тонко показывает, как мальчик превращается в юношу, как шаг за шагом меняются его взгляды, приоритеты. Николай начал взрослеть после смерти мамы - это событие стало большой утратой для него. Он много времени проводит в размышлениях о сути вещей, о вечных ценностях и значении жизни. Много из описанного Толстым остается актуальным и в наши дни. Для лучшего запоминания этого произведения и его понимания, также рекомендуем ознакомиться с версией краткого содержания из видео.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь. После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…» Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство… До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: "Что с тобой делается?" - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: "Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил... "

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство...

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Лев Николаевич Толстой

«Отрочество»

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернёром. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо — ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

«Отрочество» Льва Толстого является второй часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность». В ней прослеживается необыкновенная наблюдательность и тонкость при анализе душевных переживаний человека. Писатель четко изображает красоту и изящность природы. Все это является особенностями творчества Толстого. Так, в «Отрочестве» писатель рассказывает читателю о самых грустных периодах, которые происходили в жизни Николеньки Иртеньева.

У читателя складывается такое впечатление, будто все шесть лет жизни героя, прошли перед его глазами. Во второй части трилогии «Отрочество» читатель видит мальчика, когда ему исполнилось уже 10 лет, а прощается с ним в 16. Читатель замечает, что в произведении писатель не придерживается определенной последовательности. Он вводит описания отдельных дней жизни главного героя. Здесь Толстой вводит всего лишь несколько эпизодов, однако он подчеркивает, что они несут огромное значение.

В «Отрочестве» писатель акцентирует внимание читателя на плохих поступках Николеньки. Так, получив единицу, мальчик надерзил учителю, открыл отцовский портфель и сломал ключ. Зачем он это делает, может, это обычная попытка защититься? Писатель не дает ответа на этот вопрос, он продолжает начатую агрессию мальчика. В результате, Толстой во всех шести главах рассказывает читателю о том, как героя наказывают и, конечно, как все закончилось.

Читатель проникает к герою чувством жалости, ведь мальчик хочет, чтобы его просто любили и понимали. Он прилаживает все усилия для того, чтобы понравиться людям. Писатель подчеркивает, что ему это не удастся, даже при огромном желании. Читатель сильно переживает за героя, но понимает, что ему не справиться с окружающим миром. Ведь, он для него еще такой не опознанный. Окружающие его люди никогда не придерживались нравственных ценностей, поэтому и не пытаются их реализовать. Их устраивает такой мир.