Дом с башней. Интерьеры

Элитный жилой комплекс «Дом у Таврического сада» расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга по адресу: Захарьевская ул., 41 / ул. Потемкинская, 3. Застройщик позиционирует ЖК как «антикварный». Дело в том, что речь идет о полной реконструкции исторического здания, построенного в 1907 году по проекту архитектора Вильгельма Ван-Дер-Гюхта. Владельцем дома в те времена был Карл Шребер, который планировал использовать здание как доходный дом.

Фасады и интерьеры дома были выполнены в стиле эклектики с элементами классицизма, модерна и др. Фасад украшен декоративными элементами - вазами, гирляндами цветов, атлантами, кариатидами, грациями. Оконные проемы на лестницах были оформлены витражами.

В советское время квартиры в доме были коммунальными. В 1993 году «Петербургское агентство недвижимости» (девелопер проекта и застройщик) приступило к расселению дома. Процесс этот оказался длительным. Свой отпечаток на темпы работ наложил кризис. Планировавшаяся ранее дата сдачи дома - 2010 год - была сдвинута на вторую половину 2012 года. Сегодня реконструкция дома благополучно подходит к концу и есть надежда, что в 2012 году он будет полностью сдан в эксплуатацию.

Согласно общей концепции реконструкции в доме подразумевается сочетание жилых и нежилых помещений. Кроме жилья комплекс будет включать в себя многое из того, что является атрибутом элитного дома. На первом этаже дома разместятся ресторан, художественная галерея, гостиные и бильярдные с баром, фитнес-клуб с тренажерным залом, кабинетами массажа и солярием. Внутридворовая территория будет благоустроена. В перекрытом дворовом пространстве появится бассейн. Планируется оборудовать подземный паркинг на 40 машиномест. Следить за порядком в доме будут специальные сервисные службы. В доме будет собственная котельная, бесшумные лифты, в окнах установлены стеклопакеты в дубовых рамах. Уже отреставрирвоаны все утраченные исторические элементы декора. Отреставрирован парадный вестибюль с камином со стороны Потемкинской улицы. В мансардных квартирах, которые выходят во двор, обустроены террасы и зимние сады.

Всего в доме будет 19 квартир класса «люкс» общей площадью 6 709,3 кв. м. Всем квартирам возвращены исторические планировки, которые существовали до революции и до превращения квартир в коммуналки. Квартиры, предлагаемые в доме, имеют площадь от 330 до 350 кв. м, в каждой квартире от пяти до восьми комнат. Все квартиры отличаются просторными (до 80 кв. м) залами. Высота потолков на разных этажах от 4 до 4,5 м. Из окон дома открывается прекрасный вид на сад, пешеходную зону Захарьевской улицы. Из окон мансардного этажа можно любоваться панорамой Невы и исторического центра города.

Совсем близко от жилого комплекса (800 м) находится станция метро «Чернышевская». Рядом Кирочная улица, по которой можно выбраться на Суворовский и Литейный проспекты. До набережной Робеспьера 250 м. До площади Восстания (Невский проспект, Московский вокзал) меньше двух км. В районе отлично развито транспортное сообщение, ходит много общественного транспорта. Ситуация в часы пик осложнена пробками на всех основных магистралях, расположенных по-соседству.

Жилой комплекс расположен в районе с отлично развитой социально-бытовой и коммерческой инфраструктурой.

Экологическая ситуация в районе ЖК в норме. Интенсивного движения транспорта рядом с домом нет. Через дорогу находится Таврический сад - излюбленное место прогулок многих петербуржцев.

Цена на квартиры в элитном доме на Захарьевской ул., д. 43, варьируется от 12 до 15 тыс. у.е. за кв. метр. По информации застройщика, сформирован «лист ожиданий», согласно которому уже есть претенденты на все квартиры.

Есть еще несколько любопытных исторических фактов, относящихся к дому у Таврического сада. Во-первых, как свидетельствуют исторические источники, доходный дом Шрейбера был построен на месте знаменитого петербургского дома свиданий, описанного Куприным, Блоком и другими литераторами.

В послевоенное время этот дома отметился в кинематографе. В его парадных анфиладах снимали фильмы «Зимняя вишня», а также американскую версию «Евгения Онегина».

17/02/2016

На днях в Музее Александра Блока открылась выставка, посвященная башне Вячеслава Иванова. Место это для Петербурга знаковое.


И менно здесь, под крышей дома на Таврической улице, 35, Блок впервые прочитал «Незнакомку», юная Ахматова — свои первые стихи... Активисты давно поговаривают о создании в этой квартире музея Серебряного века. Но пока что верхние этажи башни уже много лет стоят в деревянных гниющих лесах. А в том месте, где собирались поэты-символисты, впору открывать совсем другой музей — лихих времен «бандитского Петербурга».

Доходный дом на Таврической улице, 35, стал культовым местом сто лет назад — в 1905 году, когда в квартиру под самой крышей переехал поэт и известный знаток античности и Древнего мира Вячеслав Иванов со своей женой Лидией Зиновьевой-Аннибал.


Литературный салон на башне Вячеслава Иванова существовал всего несколько лет — потом в 1907 году заболела и скоротечно умерла Лидия Зиновьева-Аннибал, и знаменитые «ивановские» среды прекратились. Но за короткое время расцвета на башне побывали все «звезды» Серебряного века — кроме Александра Блока и Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым, сюда любили заходить Осип Мандельштам, Велимир Хлебников, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин. Являлись, как правило, часам к 11 вечера, оставались до утра. Их провожал заспанный лакей Павел, живший на первом этаже. Есть легенда, что именно здесь был придуман новый стиль поэзии — акмеизм.

Вместо лакея — решетка и «братки»

После революции от «кружка» поэтов почти никого не осталось — сам Вячеслав Иванов эмигрировал, как и многие другие поэты Серебряного века, кто-то погиб, кто-то приспособился к новой советской власти. Башня в доме Ивана Дернова стояла заброшенная, потом ее поделили на несколько коммунальных квартир. Больше повезло первым этажам доходного дома — одно время там было художественное училище, благодаря чему сохранились уникальные витражи, статуи, барельефы, камины и мраморная лестница.

В начале перестройки на волне проснувшейся любви к «забытому» периоду российской поэзии, историки стали поговаривать о восстановлении башни Вячеслава Иванова и создании там музея Серебряного века.

— В это время в Петербург впервые из Франции приехал сын Вячеслава Иванова Дмитрий, — рассказывает Ирина Бурлакова. — Все детство он слышал от отца рассказы про удивительную башню, где собирались знаменитые русские поэты. Он всю жизнь мечтал взглянуть на это культовое место, но когда поднялся на 6-й этаж, то был сильно расстроен — в знаменитой башне, где Блок читал свои стихи, на веревках сушились белье и одежда.

А в начале 90-х годов все верхние этажи башни выкупил известный авторитет, лидер «тамбовцев» Владимир Барсуков-Кумарин. Пресса прозвала его «ночным губернатором» Петербурга. С тех пор вход на башню Иванова простым смертным был заказан — подъезд перегородили железной решеткой, посадили охранников, а вход и выход из парадной дополнительно охранялись внушительного вида людьми.

По словам соседей, в те годы башня Иванова переживала свое второе рождение. Правда, далекое от поэзии и символизма. Авторитетный хозяин сделал башне подсветку, так что в темные ночи ее было видно со всех окрестных улиц, а в самой квартире, по слухам, создал настоящий «Эрмитаж» с антикварной мебелью, мраморной ванной и картинами в золотых рамах. Традиция встреч по «средам» возобновилась, только теперь в мансарде встречались отнюдь не литераторы.

— Говорили, что там даже кого-то «грохнули», — рассказал житель одного из соседних домов Константин Семин. Его дочь ходила в те годы в детский сад, расположенный в подъезде «Иванова-Кумарина» на первом и втором этажах. — Все мы знали, кто живет в этой парадной, поэтому старались пулей пролететь мимо охраны, не привлекая их внимания.

— Однажды я по наивности обратилась к молодым людям, охранявшим вход в апартаменты своего хозяина, — вспоминает Ирина Бурлакова. — Я попросила разрешения провести своих экскурсантов на 6-й этаж, чтобы мы могли там прочитать стихи Блока. «Братки» переглянулись, достаточно вежливо взяли меня за плечо и без лишних слов вывели на улицу.



У хозяина башни были большие планы — он хотел воссоздать фасад здания, даже возвел над квартирой деревянные леса. Но работа застопорилась в сентябре 2007 года, когда в результате спецоперации московской милиции Владимира Барсукова-Кумарина задержали, отвезли в Москву. Его уже приговорили к 15 годам за вымогательство и к 11 с половиной за рейдерство. Леса окружают башню Иванова-Кумарина уже восемь лет: они находятся в плачевном состоянии, гниют и грозят вот-вот свалиться на головы прохожих — в том числе и детей, которые ходят в детский сад.

Управляющий дома на Таврической, 35, разводит руками:

— Нам часто поступают жалобы, — говорит управдом Денис Голубев. — Доски сгнили еще не до конца, я периодически отправляю верхолаза проверить их состояние. Их установил собственник квартиры и снимать не собирается. У меня есть судебное предписание на демонтаж этих лесов, но пока дело не идет…

Как ни странно, любители Серебряного века сегодня с нетерпением ждут выхода Кумарина на свободу.

— Было бы здорово, если бы он раскаялся и подарил квартиру городу. Тогда в башне Вячеслава Иванова наконец-то можно будет сделать музей, — мечтают они.



Точно не известно, живет ли кто сейчас в башне Вячеслава Иванова, или она стоит пустая. Есть сведения, что ни дочь Владимира Барсукова-Кумарина, ни его бывшая жена в квартире на Таврической не появляются. Жизнь 30-летней дочери Марии вообще можно отследить по соцсетям — девушка открыто рассказывает о своей «дольче вита»: вот ей дарят огромный букет роз на день Святого Валентина, вот она в Сен-Тропе катается на катере или едет в своем Rang Rover с белым кожаным салоном, приговаривая: «Выбирай цвет салона под цвет зубов». В день рождения отца, 15 февраля, Маша опубликовала селфи с подписью: «Сегодня очень важный день. Жаль, не все это помнят, кто должны...»

Мария училась на платном отделении юридического факультета СПбГУ, сейчас работает в комиссионном магазине, продающем брендовую одежду. Ее мать, бывшая жена Владимира Барсукова, обитает в Париже.

По некоторым данным, квартира на Таврической уже и не принадлежит Кумарину — в конце 2013 года она была арестована. На тот момент ее стоимость оценивалась примерно в 5 миллионов долларов.


Доходный дом И.И.Дернова - знаменитая «башня» Вячеслава Иванова - находится по современному адресу Петербург, ул. Таврическая, д. 35/1. Здесь, на знаменитых литературных «средах» в квартире на 6-м этаже побывала почти вся богема русского Серебряного века.
Предлагаем вам совершить прогулку по тем помещениям дома, которые в настоящее время являются относительно доступными

Детали фасада дома
Фасад дома со стороны Таврической ул.

Полукруглый балкон по периметру башни. Ее верхняя часть неизменно находится в лесах.

Решетки балконов последнего этажа

Горельефы драконов на эркере. Благодаря им, дом иногда называют «дом с драконами». Подъезд, через который лежит путь к знаменитой квартире № 24


Эта дверная ручка отполирована до блеска. Ее касались руки В.И.Иванова, А.А.Блока, Н.С.Гумилева, М.А.Кузмина, О.Э. Мадельштама, В.Э.Мейерхольда, Ф.К. Сологуба и многих других.

Интерьеры парадной

Горельефы на стенах


Люстра. Железная решетка, перегораживающая вход на лестницу, за ней охранник. Далее вас не пустят. Причина - частная собственность. Подробнее о нынешних хозяевах дома - мой .

От входа на нее открывается вид на фантастически красивый витраж. Его главная тема - павлин (фото в конце поста)

Детали витража

Помещения второго этажа
Скульптура трех граций


Большой зал


Круглая комната, находящаяся, собственно, в «башне»

Камин, закрытая дверь в соседнее помещение


Украшения потолка

Вид на таврический сад

В заключение хочется привести строки из воспоминаний К.И.Чуковского о том, как Блок впервые прочел здесь "Незнакомку": "Я помню ту ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал "Незнакомку", - кажется, вскоре после того, как она была написана им. Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова. Из этой башни был выход на пологую крышу, и в белую петербургскую ночь мы, художники, поэты, артисты, возбужденные стихами и вином - а стихами опьянялись тогда, как вином, - вышли под белесоватое небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый (он всегда загорал ранней весной), взобрался на большую железную раму, соединяющую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом, и мы, впитывая в себя ее гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, а нам хотелось, чтобы оно длилось часами, и вдруг, едва только он произнес последнее слово, из Таврического сада, который был тут же, внизу, какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение...."

Здание включено в Единый гос. реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального (?!) значения. Хочется верить, что когда-нибудь нам удастся побывать и в квартире № 24.

Дом №5 по Таврической улице построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Александра Сергеевича Хренова. Он возводил его в качестве собственного доходного дома.
\

Дом, построенный в стиле модерн, примечателен тем, что в нем жили многие архитекторы. Например, Владимир Упатчев (автор проекта здания №13 на 12-ой линии В.О.). Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г. .
Архитектор Хренов в своих домах особое внимание уделял парадным лестницам и лифтам. Любопытно, что лифт в доме в то время был признаком роскоши и придавал жилищу статусность. Об этом говорит тот факт, что в объявлении о сдаче внаем квартир даже на первом этаже непременно указывалось наличие лифта.

Уже в XXI веке кабину лифта в доме Хренова заменили на новую, но шахту сохранили аутентичную. Интересно, что желающих увидеть лифт в дом свободно пропускает дружелюбный, как пишут, вахтер.






щё несколько лет назад фасад имел хорошую сохранность. Сегодня фрагменты его лепнины разрушаются.




Состояние исторического покрытия полов в подъезде тоже оставляет желать лучшего: здесь нужна бережная реставрация.
А вот двор
Уникальность дома и соседних зданий состоит в том, что эта часть Таврической улицы (дома 3, 5, 7 и 11) построена одним архитектором и превратилась тем самым в галерею его достижений. Сложился интереснейший архитектурный ансамбль, на примере которого можно проследить творческую эволюцию А.С. Хренова. Потеря исторической обработки фасада хотя бы одного из домов означала бы утрату существенной части этого ценного ансамбля.
Продолжение следует.

У каждого поколения литераторов неизменно существовала своя творческая крепость, коллективная мастерская, в стенах которой они собирались регулярно и самозабвенно предавались искусству. У авторов Серебряного века было даже несколько таких мест: знаменитая «Бродячая собачка», дом Гиппиус и Мережковского и, конечно, «Башня» Вячеслава Иванова, где скромная юная девушка Аня Горенко превратилась в величайшую поэтессу Анну Ахматову, и где впервые прозвучали строки знаменитой блоковской «Незнакомки».
«Дому с башней» чуть больше ста лет. Он появился на углу Таврической и Тверской улиц в 1904 году, а в 1905 в угловой трехкомнатной квартире поселились вернувшиеся из-за границы супруги: поэт-символист Вячеслав Иванов и поэтесса Лидия Зиновьева-Аннибал.


С тех пор практически ни одна среда в этой квартире с видом на Таврический сад не проходила без чтения стихов, обсуждения докладов, знакомства с начинающими литературными деятелями. Постоянными гостями «Башни» были Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Николай Бердяев, Леонид Андреев. В этих стенах впервые прочла свои стихи Анна Ахматова, получила одобрение от хозяев и слушателей и стала впоследствии выдающейся поэтессой, которой пытались в то время подражать сотни юных девушек, грезивших о литературной славе. Гумилев язвительно прозвал таких особ «подахматовками».
Эту квартиру хозяева и их гости называли «Башней»: фактически, именно башню на углу дома они и занимали. Вячеслав Иванов описывал свою квартиру так:
«Живем вдвоем наверху круглой башни над Таврическим парком с его лебединым озером. За Невой - фантастический очерк всего Петербурга до крайних боров на горизонте. В сумеречный час ухают пушки, возвещая поднятие воды в Неве, и ветер с моря, крутя вихрем желтые листья парка, стонет и стучится в мою башню».

В доходном доме Дернова, как официально называлось это здание, сдавались квартиры жильцам разного уровня достатка. Жители второго-пятого этажей пользовались лифтом. А вот на последний, шестой этаж, где и располагалась «Башня», нужно было подниматься пешком. Внутреннее убранство здания описала дочь Вячеслава Иванова Лидия:
«Нижний большой вестибюль и лестницы до четвёртого этажа были покрыты коврами. Печи были голландские, изразцовые - их топили дровами, лампы керосиновые. В передней висела старая меховая накидка, прозванная «общественной пелеринкой». Хозяева и гости накидывали её на плечи, когда нужно было спуститься к телефону».

В 1910 году в «Доме с башней» организовали любительский «Башенный театр». В постановках участвовали гости Ивановых, их дети, и даже дети швейцара. Постановкой и оформлением спектаклей руководил знаменитый в будущем режиссер Всеволод Мейерхольд. Некоторые искусствоведы склонны думать, что именно во время любительских спектаклей на «Башне» он и придумал свой известный театральный прием – появление актеров на сцене из зрительного зала.

Вячеслав Иванов покинул Россию в 1912 году, вместе с этим прекратили существование и «среды» на «Башне». После этого на разных этажах в разное время в доме работали училище танцев Знаменского, общественная читальня. В 1918 году по распоряжению Луначарского в первых этажах дома была открыта художественная школа. Перед Великой Отечественной войной здесь работало художественное училище, которое называли Таврическим или школой Шабловского - по фамилии директора. На основе Таврического училища было организовано Художественное училище имени Серова (сейчас - имени Рериха), размещавшееся в доме Дернова до 1961 года.
Видимо, это место во все времена обладало творческой энергетикой, ведь в 1960-е годы здесь проживал еще один русский поэт - Дмитрий Бобышев, современник Бродского и во многом его антагонист. Пути двух поэтов разошлись не только на творческой, но и на личной почве. Кстати, Бродский в то время проживал в Доме Мурузи, на Литейном 24/27, в том самом здании, где за несколько десятилетий до него помещался знаменитый литературный салон Гиппиус и Мережковского. И вот ведь причудливый капризный дух города: поместив в начале века в эти дома противостоящие друг другу литературные кружки Гиппиус и Вячеслава Иванова, Петербург спустя десятки лет решает, что в этих же самых домах будут жить соперники по перу Бродский и Бобышев.
Сегодня в «Башне» жилой дом.