В преддверии Весны: Тетерки. Старинная традиция изготовления обрядового печенья "тетерки", которая сохранилась на каргопольской земле Как делают тетёрки

Весенние печенье тетёрки

Цели:

  • сравнить обрядовое печенье и обыкновенное и выяснить чем одно отличается от другого
  • изучить народную традицию печь обрядовое печенье тетёрки. Сделать из пластилина макет такого печенья.
  • Учить выполнять изделие пользуясь технологической картой и макетом изделия.
  • Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
  • Учить использовать полученные знания на практике.
  • Воспитывать любовь к Родине, её традициям.

Ход урока

Орг момент.(проверка организованности рабочих мест)

Проверим тщательно мы снова

Всё ли к занятию готово?

Просмотр слайда1.

Подготовительная работа

Отшумела веселая масленица, проводил народ зиму и стал ждать весны. Но весна приходит не сразу, не вдруг. По народному календарю весну встречают трижды.

Первая встреча весны приходится на 15 февраля - это СРЕТЕНЬЕ. “На сретенье зима с весной встречаются впервой”- говорили в народе

Благовещение - птиц на волю отпущение. Это один из больших праздников весны и о нем мы поговорим в другой раз.

Вот мы сегодня и поговорим как надо 2 раз весну встречать.

Вторая встреча наступает 22 марта, день весеннего равноденствия. А на Руси этот день называли СОРОКИ. .Исстари на Руси в день сороков существует обряд - закликают (зазывают) весну.

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам у воронушки.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков,
Кулик, кулик, замыкай зиму.
Отпирай весну, тепло летечко.
Чувилъ-виль-виль-жаворочек.

Весну не только закликали, но и пекли особое обрядовое печенье

Я принесла макет печенья. Какое это печенье, обрядовое или обыкновенное?.

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны выяснить

3 Проблемный вопрос

1.Что же такое обрядовое печенье? .

2.Чем же обрядовое печенье отличается от обычного.

Попробуем в этом разобраться.
РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Где можем купить обыкновенное печенье? (в магазине)

Когда мы его едим?

Какой оно формы.

Заполнение данных в таблице

А теперь посмотрим презентацию об обрядовом печении и заполним таблицу до конца.

(Просмотр презентации)

Когда печётся такое печение

Какие правила выпечки существуют

Существует ли смысл

Ритуал.(Заполнение таблицы).

Ответим на вопрос Чем обрядовое печенье отличается от простого.

Посмотрим правильно ли мы сделали вывод.

Молодцы вы сделаи настоящее открытие.

А сейчас посмотрим является ли вот это печенье обрядовым.

Что для этого мы должны выяснить

Поработаем с материалами, которые у вас на столе. Найдём ответы на интересующие нас вопросы.

  • Что это за печенье (пекут такое печенье в архангельской области.
  • Какой смысл?
  • Когда печётся
  • Существует ли обряд
  • Какие существуют правила выпечки?
  • Что является символом солнца? Поработаем с тетрадью выполним задание №1 с.4

А теперь выполним задание №4, с 5 (ЭСКИЗ)

Какое это печенье?

Где мы можем использовать полученные знания?(можем дома испечь, подарить на счастье другу)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь попытаемся выполнить макет такого печенья

Просмотр технологической карты планирование работы

  1. заготовить тонкие жгуты
  2. выложить з круга
  3. выложить узор в центре круга (крест, кудерочки и т. Д.)

Какой материал у нас для выполнения этого макета

Вспомним правила работы с пластилином

1. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.

2. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин.

3.Нельзя сильно разогревать пластилин в руках

4. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды.

5. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи.

Самостоятельная работа 20 минут

Итог урока

Давайте протянем ваши тетёрки к солнышку и произнесём закличку.

Д. з. №2 с 5

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обрядовое печенье Чем обрядовое печение отличается от обыкновенного? «Время рождает традиции. Традиции переживают эпохи…»

Выясним: Когда печётся такое печенье? Какие правила выпечки существуют? Существует ли смысл? Ритуал (ОБРЯД) (Обряды, различные обязательные действия, совершаемые в различных случаях жизни, например, на свадьбах, похоронах,основанные на наделении вещей особыми (символическими) свойствами)

Сравним обыкновенное и обрядовое печение обрядовое простое Когда печётся такое печенье? Какие правила выпечки существуют? Существует ли смысл. . Ритуал(обряд). В любое время форма, рецепт, узор могут быть любыми Не существует Не существует

Печенье – обрядовый хлеб, выпекаемый с магической целью. Печенье или хлебцы различной формы обычно готовились в календарные праздники, особенно часто - на святки и некоторые весенние праздники (Благовещение, Сорок мучеников). Фигурное печенье - угощение на свадьбе и крестинах.

Хлебные изделия в виде фигурок животных, птиц, сельскохозяйственных орудий имеют соответствующие названия: « козульки », «коровки», «бычки», «копытца», «жаворонки»,

Такое печенье в форме домашних животных (или с их изображением на поверхности изделий), часто делали к праздникам, посвященным каким-либо животным или их святым – покровителям. Фигурки из теста заменили собой жертвенное животное.

козули Козули – старинное обрядовое печение в форме разных животных делается из ржаной муки на родниковой (а лучше - святой) водице: месится тесто до тех пор, пока не станет теплым от хозяйских рук. Фигурки ставят не в печь, не в духовку, а на теплое место, где они усыхают до затвердения, а затем складываются в корзину. Теперь тащи: кому достанется собака, тому Новый год сулит нового друга, свинка - весь год сытым будешь, кошка - к деньгам, курочка с яйцом - жди прибавления в семействе, олень с короной на голове - к венцу, корова - к благополучию. А главная фигурка - козлик с бородой. Вытащишь ее - весь год тебя не покинет счастье. Фигурку есть нельзя, ее положено хранить весь год, а на следующее рождество - выкинуть в поле через левое плечо. Козуля должна разбиться на кусочки - чем больше кусков, тем счастливее наступающий год.

жаворонки ВесенниЙ обычай - выпекать фигурное печенье в виде жаворонков, аистов, куликов и других перелетных птиц. Русские пекли «жаворонков» главным образом 9 марта. С этим печеньем дети забирались на крыши сараев и, подбрасывая его вверх, кричали: «Жаворонки, прилетите к нам! Красну весну принесите нам!» Одну из фигурок бросали при этом в печь. «Жаворонков» также относили на гумно, оставляли в сарае, давали скоту, выбрасывали в проточную воду и т.д.

лесенки 12 апреля, в день Иоанна Лествичника и на Вознесение – сороковой день после Пасхи повсеместно на Руси пекли из теста «лесенки» для восхождения в будущей жизни на небо. В Ярославской губернии лесенки делались обязательно с семью ступеньками

Сравним обыкновенное и обрядовое печение обрядовое простое Когда печётся такое печенье? Какие правила выпечки существуют? Существует ли смысл. . Ритуал(обряд). К определённым праздникам и событиям В любое время Особая форма, узор. Особый рецепт теста форма, рецепт, узор могут быть любыми приписывается особый (магический) смысл Не существует Не существует Всегда существует ритуал или обряд, связанный с печеньем

Обрядовое печенье, в отличии от простого, всегда печётся к определённым датам (праздникам) Есть определённые правила по которым оно печётся, есть магический смысл, есть ритуал (обряд), связанный с этим печением

тетёрки Весеннее печенье

Тетёрки до сих пор выпекают на севере нашей страны в - Архангельской области

Какие бывают тетёрки Выполним задание 1, 3 тпо

тетёрки Печенье тетёрки Когда печётся такое печение Правила по которым печётся особая форма Смысл Обряд Делаются тетерки только один раз в год, в дни весеннего равноденствия. К празднику Сорока Святых мучеников. тонкие нити свиваются в узор в виде круга, состоящего из трех " околов "-обводов, завитых "по солнышку". В его середине часто выкладывают крест - " солнышко -высоколнышко ", в окружении " кудерочков зазывали (закликали) весну. Детки бегали с ними, протягивали к солнышку.

Выполним изделие

Жавороночки, перепёлушки, Птички – ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, Весну красную Принесите нам!


Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору солнечного равноденствия - когда день меряется с ночью, пекут в здешних деревнях «тетерки» . Пожилые женщины рассказывают, что прежде в «тетерочный день» все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы - тетерки своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

Тетерочное дело кропотливое, самой хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушки, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом) и даже ребятишки повзрослее - за столом во время работы не было лишнего места. Так, вместе наскут (то есть навьют, накатают) сто - двести тетерок, разложат их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки-крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки спекут, а остальные - из ячменной.

Рецепт теста в каждой семье свой, но в основе своей тетерки пекутся из песочного теста, замешиваемого на основе масла с добавлением сахара и различных вкусовых приправ. В тесто также для повышения пластичных свойств и улучшения качества вкуса готовых тетерок добавляют яйца или сметану.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали тетерки до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и - сразу же - в печку, где они быстро подсыхали и румянились. Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут «поглядеть узоры» и соседи.

Накануне самого тетерочного дня мать молодухи (а коли не было в живых, то хозяйка дома - «большуха») укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба-«двинянки», и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и «калитки» - своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов «блинчатые» пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой «гостиничные». Всех лакомств набиралось две корзины.

В третью же, осторожно, чтобы не сломать, укладывали тетерки. Незамысловатых «вьюх», завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные-столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у несколько могла донести! Если ж дом зятя был далеко, угощенья везли на лошади. Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда выкладывать принесенные дары. А выкладывая, извинялась: «Не судите, сватуки и сватьюшки, чем богаты, тем рады!»
- Ну полно-те, сватьюшка,- отвечали хозяева,- чего еще, спаси Господи!

В иных деревнях гостинцы принимали не глядя, в других же сразу выкладывали на стол, рассматривая на свет узоры тетерок. Разглядывали гости, приходили поглядеть соседи, рассуждая потом меж собой, «хорошо ли молодухина родова зятя подарками чувствует». Угощать присутствующих гостинцами должна была сама молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом уже за столом оставались одни женщины: «тетерочный день» почитался «бабьим праздником»...

И поныне в ряде сел Каргопольского района Архангельской области, особенно же в Ошевенской слободе и ее окрестностях, матери в день весеннего солнечного равноденствия ходят с тетерками к своим зятьям, дочерям и внукам . Стряпают сегодня тетерки и ребятишкам для забавы. Станет бабушка готовить обед, замесит на молоке да сахаре горсти две муки и испечет внучатам по вкусной тетерочке. С ними они по деревенской улице и бегают.

Приступая к необычному художеству, тесто раскатывают на посыпанном мукой столе в длинный, тонкий жгут. И укладывают его различными узорами. Как завить тетерку, знают здесь и старые и малые, но есть среди стряпух и подлинные мастерицы своего дела. Среди них живущие в одном доме подруги Александра Александровна Савинова и Марфа Алексеевна Соколова. Накануне тетерочного дня позовут они к себе и Анну Александровну Рудакову, чтобы помогла с тестом да узоры вместе припоминала.


А.А.Савинова и М.А.Соколова за изготовлением тетерок.
Фото 1977 года

Я, бывало, тетерок всяких навыделываю,- рассказывает Александра Александровна.- Пекла и сетчаты-решетчаты, и из колечушка в колечушко, а то одними восьмерушками тетерку уложу. Либо солнышко-высоколнышко совью, да навью ему кудрей. Солнышко, оно ведь тоже с кудерочками - вот и моя тетерка кудревата будет! А еще колечками-бегуночками уложу-такие и мама, и бабушка делали...

Смотреть и слушать, как работают и что рассказывают народные мастера, всегда поучительно. Именно тут и раскрывается их отношение к делу рук своих, познается смысл созданных ими произведений.

Марфа Алексеевна и Анна Александровна раскатывают тесто, а Александра Александровна укладывает его узорами на дощечках.
- Экую новую тетерочку завью! Наперво большое колечко уложу, потом буду водить солнышко. От солнышка на четыре стороны лучи-косыночки, околы трижды обведу и готово/
- Марфушка, наладь березку,- предлагает Савиновна.
- Нет, это уж ты узорница, ты и делай, а мы подсобим.

Александра Александровна укладывает новую тетерку:
- Прежде стебелинку у березки сделаю, от нее расселинки во все стороны пущу, а на них колечушки, вроде листиков. Так вот и наша Анна Рудакова, что эта березка: экому роду дала начало. Гли-ко, сколько детей и внуков стало, сколько расселинок рудаковщины распустилось...

Уложенные так тетерки выносят в кладовую - там они пролежат до утра. Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток «под» печи, «приопустит» немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечек на лопату. А с нее - прямо в печь, и через нескольк минут тетерки готовы.


Орнамент каргопольских тетерок и по сей день хранит архаичную солярную символику. Все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг этот состоит из трех обводов - «околов», завитых «по солнышку». «Околыш» - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: «березка», «коник», «курушка»... Геометрические фигуры непосредственно связаны с космологической символикой, это основа всех без исключения тетерок.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружков-«колечушек», «восьмерушек», большого креста, «солнышка» и обегающих вокруг «коников», «полукоников» либо навитых «кудерочков». Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние «вьюхи»...

В образах каргопольских тетерок видны древние народные верования славян. Замечательно, что отдельные мотивы этого весеннего обрядового печенья, а то и просто похожие узоры встречаются в печеном узорочье не только многих областей России, но и других славянских народов. Нередки они в орнаменте вышивки и ткачества, резьбе и росписи по дереву, керамике и ювелирном искусстве.

Русские и - шире - славянские песни и загадки повествуют о златокудром солнце, изображения которого можно было встретить не только на крестьянских тканях, но даже в книжной миниатюре и орнаментике икон. Вот в тетерках оно и изображается «с кудерочками». А что такое крест, как не знак вешнего, ярко светящего солнца? Косой же крест - символ солнца, быстро бегущего по небу, образ небесного огня.

Прямой равноконечный крест с загнутыми (в нашем случае-завитыми) концами в целом ряде областей России, а прежде - во всем индоевропейском мире, связан был с представлениями о вечной жизни. Мотив этот любили изображать в виде четырех (чаще всего) лошадиных голов, как бы идущих по кругу. Ведь именно в движении солнца - смене дня и ночи, зимы и лета - и заключен, по народному представлению, смысл земного бытия.

Тетерки с «кониками» и «полукониками» представляют собой развитие этого древнего мотива. Перед нами стилизованные изображения быстроногих коней, которые издревле в фольклоре символизировали вечное движение солнца.


Но почему весеннее обрядовое печенье названо именно тетеркой?
На Руси прилет вешних птиц всегда знаменовал скорое наступление долгих теплых дней. А для землепашца это прежде всего-пора плодородия матери сырой земли. В народной памяти искони жила легенда о самой доброй из птиц - сказочной Паве. Стоило прилететь ей из теплых стран и расправить свои перья-лучи, как оживало после долгого зимнего сна всякое «зелье», что произрастает на земле. Мифологические загадки прямо называют Паву солнцем.

Почти каждая каргополка вышивала такую чудо-птицу на своей одежде и на вещах домашнего обихода, образ ее был знаком всем с детства. А вот излюбленная игрушка каргопольских гончаров - «баба с тетерками». Перед нами женщина в широкополой, словно солнце, шляпе, которая держит в поднятых вверх руках двух птиц. Образ этот уходит корнями в седую праславянскую древность. Фигура «бабы с тетерками» была олицетворением весны.

В Каргополе, как и в ряде других северных областей, сохранилось древнее предание о посвященной солнцу птице - глухаре. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто-тетеркой.

Встречаясь каждый раз в каргопольских деревнях с обычаем печь ко дню весеннего солнечного равноденствия тетерки, дивишься живой памяти народной, что донесла до нас древний как мир образ солнца, дарующего жизнь всему живому и благополучие человеку.

В старину по всей Руси 21 марта повсеместно отмечали день весеннего равноденствия – Со роки или день сорока мучеников севастийских. Особенно любили этот праздник дети, ведь им не только разрешали нарушить чинную серьезность Великого поста шумными играми, забавами и песнями, но еще и специальное обрядовую выпечку готовили. В центральных, южных и юго-западных губерниях России это были забавные булочки в виде птичек – Жаворонки, а на севере угощались Тетерками — круглыми фигурными печеньями из пресного ржаного теста. Сегодня, весеннее обрядовое печенье Тетерки, это прекрасный повод собраться всей семьей и дружно заняться хорошим добрым делом. Мой пошагово оформленный рецепт с фото пригодится всем желающим испечь это интересное и вкусное медовое обрядовое печенье к 21 марта.

Как приготовить Тетерку в духовке

Готовить лакомство начнем с теста. Поскольку Со роки всегда приходятся на Великий пост, для ритуальной выпечки готовится постное ржаное тесто. Нам понадобится:

  • 200 мл воды;
  • 2 ст. л. растительного масла;
  • 2 ст.л. меда;
  • щепотка соли;
  • 400 гр ржаной муки.

Можно нашу выпечку ароматизировать. Для этой цели сюда хорошо подойдут корица или имбирь.

Отмеряем воду комнатной температуры, добавляем масло, мед, соль и ароматизатор. Если мед загустевший, тщательно перемешиваем до полного его растворения.

Отвешиваем норму муки. Примерно, половину пересыпаем в просторную миску для первоначального замеса. Можно было бы, конечно, поручить замес кухонному комбайну или хлебопечке, но мы готовим не просто печенье, а ритуальную еду, которая обязательно должна проникнуться живым теплом рук.

В миску с мукой вливаем жидкость, перемешиваем лопаточкой или рукой.

Остаток муки высыпаем на доску, выкладываем содержимое миски и продолжаем месить, пока не уйдет вся мука.

Получилось эластичное и совершенно не липкое тесто. По консистенции похожее на пластилин и уже готовое к дальнейшей работе. Чтобы оно в процессе формовки не подсыхало, убираем в полиэтиленовый пакет или пищевую пленку.

Отщипываем кусочки теста, раскатываем их в длинные тонкие жгутики и начинаем выкладывать Тетерок, по возможности, круглой формы, диаметром от 10 до 20 см (как больше нравится).

В старину это обрядовое печенье лепили всей семьей, особенно старались дети. Не будем нарушать традиции, позовем на кухню своих малышей. Можно заранее приготовить шаблоны из пекарской бумаги, нарисовать узоры, по которым детям останется только выложить контур рисунка жгутами из теста.

Круглая форма обычно заполнялась древними ритуальными знаками и символами: спирали – Солнце; змейки — движение; плетенки – дом, богатство. А еще — цветок, дерево, птица, конь, крест и т.п. Такие печенья считались не просто лакомством, но еще и оберегом.

Чтобы отдельные жгутики соединились в единое изделие, с легким нажимом прокатаем готовую «тетерку» скалкой. После этого, ее можно будет осторожно перенести на противень.

Противень застилаем пекарской бумагой или силиконовым ковриком, равномерно раскладываем сформованные изделия, смазываем их растительным маслом, ставим в нагретую до 170-180 градусов духовку и выпекаем 25-30 минут.

Готовое печенье Тетерки легкие, твердые, звенящие, по вкусу похожи на сушки, только вкуснее и полезнее.

Для большей красоты, можно слегка смазать остывшую выпечку растительным маслом. Она станет яркой и блестящей.

Такая весенняя — печенье Тетерки — дарят друзьям и родственникам в день равноденствия 21 марта. Дарят с пожеланиями дружной весны, щедрого лета, здоровья и удачи. Вкусный, сделанный своими руками и врученный от чистого сердца подарок можно съесть с чаем, молоком и любым другим напитком, но можно и долгие месяцы хранить как сувенир-оберег.

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

Обучающие:

  • Знакомство с обрядовым печеньем - тетерки.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы художественными материалами (пластилином), творческой фантазии, художественного вкуса;
  • Развитие мелкой моторики мышц кистей рук.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к культуре и традициям своего народа.

Оборудование:

Материалы для ученика: клеёнка, стеки, пластилин, салфетки для рук.

Материалы для педагога: Презентация “Волшебный пластилин”, выставка работ учащихся, таблицы “Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки””, “Виды каргопольских тетерок”; фотографии тетерок.

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “КАРГОПОЛЬСКИЕ ТЕТЁРКИ”.

II. Вступительная беседа

Давайте вспомним, какие Вы знаете традиционные формы обрядовых печений, русского народа?

Существуют традиционные формы обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших “птичьи” названия: “жаворонки”, “воробышки”, “снегирьки”, “кулики”, “сороки”, “петушки”. Еще в ХIХв. в разных губерниях России с помощью такого печенья закликали весну. Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

А знакомо ли Вам слово тетерки?

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

“Тетёра” или “тетёрка” - это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть, по-каргопольски, “сканого”, и выкладывают в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

Но почему обрядовое печенье названо именно “тетеркой”? Может, потому, что в Каргополе, как и в ряде других северных областей, весну глухарь начинает, свою песню тетерке поет боровая птица и ничего не видит и не слышит вокруг. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой. А может, назвали так, сравнив ржаное витое солнышко с золотой монетой, что ходила по Терскому берегу в старину и называлась “тетерка” от старинного слова “тетерь” - золотой. Да это и не важно. Важно то, что красивый древний обычай живет в памяти народной. “Тетерки” - это доброе весеннее солнышко, которое так терпеливо всегда ждем мы, северяне.

Когда и по какому случаю их пекут?

IV. Этап усвоения новых знаний

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору равноденствия (9(22) марта согласно церковному календарю, это - день Сорока Мучеников Севастийских (или, по-местному, день сорокосвятых). По легенде в начале IV в. 40 воинов-христиан из армянского города Севастии, не желая отречься от своей веры, были осуждены на стояние нагими на льду озера. Однако совершилось чудо: лед растаял, вода потеплела. После воины были подвергнуты мучительной казни, а затем их стали почитать как святых) , когда день равняется с ночью; пекут в здешних деревнях тетерки. Пожилые женщины рассказывают, что прежде в “тетерочный день” все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы - “тетерки” своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

“Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушка, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и даже ребятишки - за столом во время работы не было лишнего места!

Так, вместе навьют сто - двести “тетерок”, назавязывают их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки - крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки испекут, а остальные - из ячменной.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали “тетерки” до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и сразу же в печку, где они быстро подсыхали и румянились.

Хорошо пропеченные “тетерки” смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут “поглядеть узоры” и соседи.

Накануне самого “тетерочного” дня мать молодухи укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба - “двинянки”, и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и “калитки” - своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов “блинчатые” пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой “гостиничные”. Всех лакомств набиралось две корзины. В третью же осторожно, чтобы не сломать, укладывалось “тетерки”. Незамысловатых “вьюх”, завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные - столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у нёе - сколько могла донести! Если дом зятя был далеко, угощения везли на лошади.

Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда складывать привезенные дары. А выкладывая, извинял судите, сватухи и сватьюшки, чем богаты, тем и рады!

Угощать присутствующих гостинцами должна была молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом за столом оставались одни женщины: “тетерочный день” почитался бабьим праздником.

Орнамент “тетерок” имеет древнюю символику солнца - все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг состоит из кружочка-солнышка, а заканчивается тремя большими кругами - ободами, околами, завитыми по солнышку. Словно рама вокруг основного узора. А основной узор составляют стилизованные растительные, геометрические и зооморфные мотивы. Эти мотивы дают и название “тетеркам”.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружочков - “колечушек”, “восьмерушек”, “большого креста”, “солнышка” и обегающих вокруг “коников”, “полукоников” либо навитых “кудерочков”. Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние “вьюхи”...

Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки”

Вьюхой в старину называли яргу, представляющую собой квадрат с загнутыми концами. “Вьюха” - наиболее распространенный узор в Каргополе.

Что же обозначают эти фигуры “тетер”? Прямые кресты - символы огня и солнца. Крест с загнутыми концами нередко называют еще коловрат - обозначающий также движение солнца по кругу, солнцеворот, коловращенье. Какие же пожелания вкладывали мастерицы в свои “тетерки”? Решётка “#” - пожелание плодородия, золото - святости, божественной благодати. Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. “Звезда” похожа на ромб – была символом солнца, знаком плодородия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с отростками символизировал возрождающуюся жизнь.

Ромб с центральным мотивом мог означать и засеянное поле, и глаз, следящий за кознями “тёмных сил”. Например, точка, один из первых и простейших элементов, мало заметна сама по себе, но она символ начала, не зря существует выражение “точка отсчета”. Каргопольская “тетера” с тремя обводами (околами) получает жизнь в умелых руках мастерицы. В середине - спиралевидная свастика. Свастикой отмечалось вечное движение небесного светила. Воплощаемые свастикой идеи сеяния и жатвы в первую очередь связывались с зерном (то из чего изготавливалась мука для выпечки “тетерок”). Смерть зерна обусловливает его будущее рождение.

В “тетерках” очень много завитков и вьюх. Свёрнутая несколькими витками спираль считалась одним из древнейших символов, обозначающих видимую людям вселенную, в центре которой расположен престол Всевышнего. Вероятно, в “тетерах”, как и в других изделиях декоративно-прикладного творчества, мастерицы с помощью условных знаков выражали свои понятия о мире: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом.

В “тетерках” мастерицы умели не только солнце изобразить, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, цветения, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в весёлый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в “тетерке” из тончайшего жгута почти двухметровой длины. Они как бы лучиками от середины солнышка отходят. Но в, то, же время это не просто лучики. Посмотрите, вот здесь внутри круга разместился удивительный цветок. А вот на этих пряниках и цветок превратился в какой-то сложный, затейливый узор. А вот это на травку похоже, кудрявую такую, кружевную. И всё это словно движется, кружится. Сделано будто бы совсем просто: обычные жгутики из теста уложены спиральками, вилюшками, петельками - и рождается такая красота!

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Все “тетеры” представляют собой круг. Круг этот состоит из трех обводов - “околов”, завитых “по солнышку”. “Околыш” - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: “березка”, “коник”, “курушка”.

Вот и сегодня будем укладывать тетерки, которые вылепим из пластилина.

Этапы работы:

Скатать жгут, как можно длинным. Толщина жгута не должна превышать 0.5 см. Конечно, сразу 2-х метровым он у нас не получится, будем постепенно его наращивать.

Выбираете себе рисунок.

Укладываем тетерку.

VI Этап подведения итогов занятия

Спасибо, за внимание урок окончен.

Виды каргопольских тетерок

  1. А.А.Савина. Весеннее обрядовое печенье - “тетерки”. Фото 1977 г.
  2. Ржаное тесто. Д. 13,5-18,5. Деревня Гарь.

Рассказала, что пекла жаворонков и тетерок. Ну, про жаворонков я знала и тоже их обычно пеку, только в этом году не получилось. А про тетерок побежала бегом выяснять, что да как. Света, спасибо! Без тебя бы не узнала, что это такое! А учиться - так интересно!

Originally posted by t_kudelina at Ржаное печенье "Каргопольские тетерки"

Печенье "Каргопольские тетерки" -история

На праздник солнечного равноденствия (22 марта),

когда день меряется с ночью, а внешнее солнце начинает светить ярче,

хозяйки стряпали из теста особое печенье "тетерки" в виде круга

состоящего из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку".

В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков".
По словам стряпух, "и у настоящего солнца тоже есть кудерочки".

Раньше тетерки делали на воде, из ржаной или житной муки: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скётся легко и тонко. Раскатывать колбаски следовало до 5-7 мм, а затем свивать узор по движению солнца - по часовой стрелке.
Хорошо пропечённые тетёрки смазывали льняным маслом.

Из ржаной муки тетёрки выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку. Заготовки выносили на мороз. На холоде они ещё белее становились.
Раскатывали тесто и вили и тетерок иногда целый месяц. Каждую сделать - это как картину нарисовать. Готовили всей роднёй, по сто-двести "тетёрок", и завивали их разными узорами.

Примеры рисунков для оформления тетерок с сайта danilova.ru

Каргопольская мастерица. Чай с тетерками.

Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России.

Ими угощали детей, одаривали близких, давали домашней скотине, подносили пробуждающимся стихиям, поднимая повыше к Солнышку, смотря напросвет.

Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.Но рисунки печенья остались такими же сложными.

Современные "тетёрки" делают из муки высшего сорта, добавляют соль, сметану, иногда - яйцо. Добавляют и масло, и молоко, и "сгущёнку" и простоквашу, и сахар. В общем, современные рецептуры на любой вкус.