Усилитель мощности своими руками схемы от брагина. Добрый старый усилитель брагина

Звук, который выдает «Радиотехника-101У», не понравился мне с первого прослушивания. Приобретенный весьма дешево по случаю этот усилитель валялся у меня без дела более 15 лет. Долго не мог решить, чем заменить встроенный УНЧ-50-8, в итоге остановился на усилителе Брагина. Аргументами «за», стала относительная простота при весьма приличном качестве. Просмотрев различные модификации УМЗЧ Брагина, погоняв их в симуляторе, остановился на следующей схеме:

Схема имеет отличие от стандартного Брагина прежде всего в обвязке предвыходных транзисторов. Применение транзисторов с гарантированным коэффициентом усиления более 100, позволило увеличить сопротивление резисторов, что уменьшило тепловыделение на них, соответственно позволило использовать резисторы меньшей мощности. Еще одним достоинством парочки 2SA1837/2SC4793 является их высокочастотность, что тоже положительно сказывается на качестве усилителя. К тому же пластиковый корпус обеспечивает электроизоляцию от радиатора. Кроме того, как показывает симулятор, изменение параметров обратной связи уменьшает искажения.
Еще одним из важнейших элементов влияющих на качество усилителя является ОУ. Он обязательно должен быть быстродействующим. Из наших отлично подойдут 544УД2А и 574УД1Б. Применение низкоскоростных ОУ типа TL071 не имеет смысла, результат может быть еще хуже, чем у родного УНЧ-50-8.
Так как усиление сигнала по напряжению производится не только ОУ, но и последующими каскадами, нет необходимости задирать для ОУ напряжение питания. Вполне достаточно +/-12…13В.
В некоторых вариациях усилителя в качестве D3 используют выпрямительные диоды типа 1N400Х. Возможно, это не сказывается на качестве, но я установил там ультрабыстрый.
Из обратной связи исключен конденсатор на 2.7 пФ. Симулятор показал сложное влияние данной емкости на поведение усилителя, не точно подобранный номинал дает больше вреда, чем пользы.

Для повышения помехоустойчивости снижены сопротивления резисторов общей обратной связи. Для компенсации снижения нижней частоты среза, конденсаторы в обратной связи применены большой емкости. В этом плане отлично подходят низкоимпедансные емкости с материнских плат (отличаются от обычных золотыми или серебряными надписями) . По напряжению достаточно взять емкости на 6.3В, так как напряжение на них будет в районе нуля. Также по схеме видно, что присоединение обратной связи к массе идет через резистор, а не конденсатор как обычно. Такая перестановка резистора и конденсаторов никак не сказывается на работоспособности или параметрах усилителя, зато упрощает разводку платы.
Настройка усилителя сводится к проверке напряжения на резисторах R20 и R21. На них должно быть 0.2…0.3 вольта. При необходимости подстраивается подбором резисторов R8* и R9*.

Печатная плата для каждого канала своя.

Впрочем, различия минимальны, подключение массы сделано с разных сторон. Это позволяет для установленных рядом плат создать «звезду» массы.
Прорезь в нижней дорожке геометрически отделяет силовую массу от сигнальной.

О белых полосах на рисунке платы. Стандартная толщина фольги на стеклотекстолите составляет 0.035 мм. Для уменьшения сопротивления силовых дорожек рекомендую усилить их припайкой сверху медного провода ø0.8…1 мм. Расположение этого провода и обозначено белыми линиями.
Для снижения сопротивления сигнальной массы достаточно утолщить её припоем.

Плата разрабатывалась под КР544УД2А. В случае использования КР574УД1Б, дорожку между ногами 1 и 8 микросхемы следует удалить, а к ногам 5 и 6 припаять конденсатор 5…15 пФ.

Элементы для балансировки ОУ на плате не предусмотрены. В моем усилителе постоянка на выходе составила 5 мВ в одном канале и 12 мВ в другом, что значительно ниже допускаемых 30 мВ. Если же у кого-то возникнет желание подкорректировать, советую сделать это припаиванием постоянных резисторов с обратной стороны платы. Устанавливать для этих целей подстроечник считаю не целесообразным. Подстроечник хорош при массовом производстве, когда важна производительность. В личных же целях, лучше один раз потратить время на подбор постоянных резисторов, зато избавиться от сюрпризов подвижного контакта.

Не удалось красиво и качественно установить на плату цепочку C17-R26. Припаять её снизу платы оказалось наилучшим решением.

Обычно конденсатор в этой цепочке ставят на 0.1 мкФ или более. Мои платы с установленными емкостями на 0.01 мкФ показали абсолютную устойчивость усилителя, а грузить выход дополнительной бесполезной нагрузкой я не стал.

Плата разрабатывалась под установку отечественных резисторов типа МЛТ. В случае применения импортных резисторов, следует применять резисторы на вдвое большую мощность (касается только тех резисторов, для которых на схеме указана мощность).
Резисторы R24 и R25 конструктивно состоят из 4-х резисторов 1.2 ом на 0.5 ватт. Вначале спаивается по 2 резистора, а потом пары впаиваются в плату. Тут я не стал ничего изобретать, а использовал резисторы с выходников УНЧ-50-8. Оттуда же взята и катушка.

Установка нового усилителя требует переделки блока питания. В «Радиотехнике-101У» установлен трансформатор на 100 Вт, а используется на 80 Вт. Основная силовая вторичная обмотка рассчитана на получение постоянного напряжения +/-31В, и имеет отвод для получения +/-26В. В родной схеме на выходные каскады подается всего +/-26В. На Брагина же лучше подать большее напряжение питания. Поэтому следует поменять местами провода идущие от трансформатора на диодные мосты. Естественно, потребуется перевести на другой мост провода питания с блоков, работающих от напряжения +/-26В.

Коренным образом была переделана разводка массы. Все провода, припаянные в разных местах к корпусу, были убраны. Массы блока защиты и индикатора присоединены к массе на плате блока питания. Массы плат левого и правого канала были соединены тремя перемычками из медного провода ø0.8 мм и спаяны между собой. Эта спайка стала звездой разводки масс.

Провод, идущий вниз от звезды, приходит от массы блока питания. Провод, идущий вверх от звезды, идет на корпус усилителя к гнезду заземления. К этому же гнезду припаивается экран сетевого провода.




Массовые провода от колонок припаяны возле звезды масс с обратной стороны плат, каждая к своему каналу соответственно.

Снизу к звезде масс припаян провод, идущий на массу предусилителя-темброблока. Далее с темброблока масса идет на селектор входов.
Таким образом получаем массу, расходящуюся звездой и не имеющую замкнутых контуров.

Пара общих фото

Было проведено небольшое приборное тестирование усилителя. Результаты и .

Прослушивание. Усилитель точно повторяет входной сигнал. При качественном источнике звук чистый и прозрачный, хочется слушать и слушать. А вот мп3 с низким битрейтом лучше не включать. Усилитель выдаст все артефакты мп3-кодирования, которые в плохих усилителях теряются на фоне собственных искажений усилителя и не слышны.

Предлагаемый вниманию радиолюбителей усилитель ЗЧ имеет очень низкие коэффициенты гармонических и интермодуляционных искажений, он сравнительно прост, способен выдерживать кратковременное короткое замыкание в нагрузке, не требует выносных элементов термостабилизации тока транзисторов выходного каскада.

Основные технические характеристики:
Максимальная мощность на нагрузке сопротивлением 4Ом, Вт 80
Максимальная мощность на нагрузке сопротивлением 8Ом, Вт 45
Номинальное входное напряжение УМЗЧ, В 0,8
Входное сопротивление кОм 100…120
Относительный уровень шума дБ не более -90
Номинальный диапазон частот, Гц 20…20 000
Коэффициент гармоник при максимальной выходной мощности 80 Вт, %, на частоте:
1 кГц 0,002
20 кГц 0,004
Коэффициент интермодуляционных искажений, % 0,0015
Максимальная частота, на которой максимальная мощность снижается на 1 дБ, кГц 50
Скорость нарастания выходного напряжения (без конденсатора С2), В/мкс 40

Принципиальная схема усилителя показана на рис. 1. Изменения коснулись выходного каскада. Для увеличения его входного сопротивления в усилитель ЗЧ введены транзисторы VT1, VT2. Это облегчило работу ОУ DA1 и позволило обеспечить стабильное напряжение база-эмиттер транзисторов VT3, VT4 при изменении температуры. Кроме того, усилитель дополнен каскадом на транзисторах VT5, VT6, которые совместно с датчиками тока R33, R34 и выходными каскадами на транзисторах VT7-VT10 в режиме покоя образуют соответственно два генератора тока, что исключает отсечку эмиттерного тока транзисторов оконечного каскада и снижает коммутационные искажения. Последнее же, как известно, благоприятно сказывается на спектре гармоник.

Помимо указанных изменений в каждое плечо выходного каскада введена более глубокая местная ООС за счет увеличения сопротивления резисторов в эмиттерных цепях транзисторов VT3, VT4, что сделало выходной каскад более линейным. Так как резисторы R20, R21 подключены к датчикам тока R33, R34, то получается достаточно жесткая термостабилизация тока покоя транзисторов оконечного каскада (при колебаниях температуры теплоотводов выходных транзисторов от 20 до 90 °С ток покоя изменяется в пределах 150…180 мА). Наличие датчиков тока R33, R34, глубокой ООС по постоянному току и токоограничительных резисторов в базовых цепях транзисторов VT9, VT10 приводит к ограничению их коллекторных токов до приемлемого значения при коротких замыканиях в нагрузке.

Резистором R14 устанавливается симметрия плеч выходного каскада. Других изменений в усилитель не вносилось.

Нелинейные искажения измерялись осциллографом С1-68 с использованием генератора сигналов ЗЧ ГЗ-118 (Кг- около 0,002 %) и прецизионного двойного Т-моста, входящего в комплект генератора. Измерения проводились по методике, изложенной в статье Ю. Митрофанова «Экономичный режим А в усилителе мощности» (см. «Радио», 1986, № 5, с. 40-43).

Коэффициент интермодуляционных искажений измерялся по рекомендациям, которые даются в статье В. Костина «Психоакустические критерии качества звучания и выбор параметров УМЗЧ» (см. «Радио», 1987, № 12, с. 40-43), с использованием измерительной установки, показанной на рис. 2. Там же изображена полная измерительная схема.
Рис. 2

При испытании усилителя импульсным сигналом выбросов на выходном напряжрнии не наблюдалось.

О питании усилителя.

При испытаниях автор использовал нестабилизированный блок питания с фильтрующими конденсаторами емкостью 10 000 мкФ (50В). Заметного улучшения технических характеристик при питании от стабилизированного источника отмечено не было. При эксплуатации допустимо снижение напряжения питания до +20 и -20 В, естественно, с соответствующим подбором резисторов R12, R16 (ток через стабилитроны VD1, VD2 должен быть в пределах 10…12 мА). Максимальная выходная мощность при этих напряжениях питания снизится примерно до 12…13 Вт. Повышать напряжения питания сверх указанных в статье значений (+35 и -35 В) не рекомендуется, так как это приведет к значительному снижению надежности работы УМЗЧ.

Данные катушки L1.

Катушка L1 (индуктивность — 0.3 мкГн) намотана на корпусе резистора R35 (МЛТ-2) и содержит 12 витков провода ПЭЛ 0.8 мм.

Замена деталей.

Без ухудшения технических характеристик УМЗЧ возможна замена транзисторов КТ3107А (VT1, VT6) на КТ502В — КТ502Е; КТ3102А (VT2, VT5) — на КТ503В — КТ503Е; КТ639Д (VT7) и КТ961А (VT8) — соответственно на КТ626Б, КТ626В и КТ646А, КТ646Б; КТ819ГМ (VT9) и КТ818ГМ (VT10) — соответственно на КТ819В, КТ819Г и КТ818В, КТ818Г. Транзистор КТ3102А (VT3) можно заменить на КТ3102Б, а КТ3107А (VT4) на КТ3107Б. Вместо К574УД1Б можно применить К574УД1А. Заменой диодам КД105 (VD3, VD4) могут служить любые диоды серий Д220, Д223, КД522 и т.п.

При снижении напряжений питания вместо транзисторов с позиционными обозначениями VT1-VT6 можно применить КТ315В — КТ315Д и КТ361В — КТ361Д. В случае использования в оконечном каскаде транзисторов в платмассовых корпусах (серий КТ818, КТ819) между их теплопроводящими пластинами и теплоотводами необхдимо поместить медные прокладки диаметром 30 и толщиной 0,5…0,8 мм, смазанные теплопроводящей пастой.

Транзисторы VT7 и VT8 необходимо установить на теплоотводах с охлаждающей поверхностью не менее 40 см2.

Детали усилителя (за исключением транзисторов VT9, VT10 и предохранителей FU1, FU2) смонтированны на печатной плате (см.рис.3), изготовленной из фольгированного стаклотекстолита толщиной 1.5 мм. Плата рассчитана на установку постоянных резисторов МЛТ, подстроечного СП3-38а, конденсаторов К53-1 (C3, C4, C6, C7), К50-6 (C13, C16), КД-1 (C5), К73-11 (C12, C15) и КМ (остальные). Емкость блокировачных конденсаторов Cбл (также KM), шунтирующих стабилитроны VD1, VD2, — 0.1 мкФ. Резисторы R33 и R34 изготовленны из отрезков нихромового провода диаметром 0.8 мм. Для подключения к транзисторам оконечного каскада и источнику питания применен соединитель МРН-32.
Радио № 12 1990г.

Схему этого усилителя вместе с печаткой (монтажной) я нашел в журнале радио года 1987. Автор усилителя Г. Брагин . Позже он модернизировал схему, добавив выходной мощности 20 ватт, при этом коэффициент гармоник снизился на порядок. Правда добавилось больше радиодеталей.

Я остановился на первом варианте усилителя. Мне захотелось собрать схему ну лет так восемь назад! Усилитель Брагина - далеко не единственное радиоэлектронное устройство, которое приходилось собирать. Однако именно дефицит компонентов необходимых для сборки УНЧ тормозил весь процесс. Ну и конечно, в течение времени я модернизировал, а точнее, со временем появлялась возможность замены наших отечественных компонентов - больших, на менее объемное. Естественно, размеры всей конструкции усилителя Брагина все время уменьшались.

Трудности начались, когда все детали были припаяны, но усилитель не работал должным образом, а конкретно, нужно было подобрать коэффициент усиления по параметрам КТ816Г(В) с КТ817Г(В), и выходные КТ819 и КТ818 с такими же буквами. Я и не мог даже подумать, что эти данные h21э так сильно отличаются от тех, которые написаны в справочных таблицах. То есть, я так понял, что транзисторы наши отечественные штампуют, не соблюдая никаких стандартов. Приходишь в магазин, где их продают со своим тестером и подбираешь. И чаще всего, скажу я вам, 200-400 разница ощутима, и этой разницы хватало для неправильной нестабильной работы усилителя Брагина . Транзисторы просто перегревались, не успевая толком поработать! Включаю питание и резистором R6, меняя сопротивление, добиваюсь необходимых показателей по напряжению - как указано в схеме усилителя. Все замечательно! Как только подаю на вход сигнал, ток покоя зашкаливает, транзисторы греются и, если продолжать, это все заканчивается тепловым пробоем. Когда, все же, после неоднократного дымка пришел к такому решению, проблема решилась. Сейчас знаю, что лучше сразу на месте подобрать - кто ж знал, что эти h21э так воздушны.

Буквально полгода назад финишная прямая - пятая модернизация усилителя Брагина . Корпус из листового дюралюминия, большие мощные диоды заменил на мостовые, которые намного меньше. Ёмкости были 10000 мкФ x 50 вольт, четыре штуки. Купил китайские 20000 мкФ x 63 В по размерам в пять раз меньше. Трансформатор стоит от лампового телевизора 250 ватт, двукатушечный. Вторичку перемотал. Хотел одно время поменять на тороидальный - так за 1000 руб, да еще придется вторичку перематывать - пусть уж так работает! А еще, чтобы большие радиаторы не ставить, хотя выходные транзисторы не сильно греются, относительно несильно, поставил принудительное охлаждение. 400 мм в квадрате - это без вентилятора на каждый транзистор, а так игольчатые по 150 мм на каждый. Нормально. Предварительный усилитель с регулировкой громкости и тембра на микросхеме TDA1524 собраны. По звучанию приятно - низы, средние и высокие частоты прослушиваются, мне нравится, просто балдею . Бомбоксы, которые имеются в продаже, рядом не стоят с УНЧ Брагина. Нет у них мягкого глубокого баса, да и выходная мощность не та. Для дома вполне достаточно, накрутив до половины, добавив по настроению того желаемого тембра. Просто приятно сушать!

Вот, добившись результата, что б мне еще хотелось - это, конечно, мощности усиления ватт до 200. Просмотрев набор схем усилителей на этом сайте из статьи УМЗЧ 125-200-500, заметил сходство. Последние выходные транзисторы биполярные или полевые. Собрав базовую схему, добавляя или уменьшая количество, меняется выходная мощность с соответствующим изменением питания. У меня появился вопрос. Возможно что-то подобное проделать применительно к усилителю Брагина ? Ну, скажем, с 80 до 200 Вт поднять мощность звука? Или лучше не заморачиваться, а сразу собрать готовый, подобрав по мощности? Будьте добры, посоветуйте.

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Усилитель брагина на импорте

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио - аппаратуры:


  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто - чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов - 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей - трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный - своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы - А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi - fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот - от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.

Схему этого усилителя вместе с печаткой (монтажной) я нашел в журнале радио года 1987. Автор усилителя Г. Брагин. Позже он модернизировал схему, добавив выходной мощности 20 ватт, при этом коэффициент гармоник снизился на порядок. Правда добавилось больше радиодеталей.

Я остановился на первом варианте усилителя. Мне захотелось собрать схему ну лет так восемь назад! – далеко не единственное радиоэлектронное устройство, которое приходилось собирать. Однако именно дефицит компонентов необходимых для сборки УНЧ тормозил весь процесс. Ну и конечно, в течение времени я модернизировал, а точнее, со временем появлялась возможность замены наших отечественных компонентов – больших, на менее объемное. Естественно, размеры всей конструкции усилителя Брагина все время уменьшались.

Трудности начались, когда все детали были припаяны, но усилитель не работал должным образом, а конкретно, нужно было подобрать коэффициент усиления по параметрам КТ816Г(В) с КТ817Г(В), и выходные КТ819 и КТ818 с такими же буквами. Я и не мог даже подумать, что эти данные h21э так сильно отличаются от тех, которые написаны в справочных таблицах. То есть, я так понял, что транзисторы наши отечественные штампуют, не соблюдая никаких стандартов. Приходишь в магазин, где их продают со своим тестером и подбираешь. И чаще всего, скажу я вам, 200-400 разница ощутима, и этой разницы хватало для неправильной нестабильной работы усилителя Брагина. Транзисторы просто перегревались, не успевая толком поработать! Включаю питание и резистором R6, меняя сопротивление, добиваюсь необходимых показателей по напряжению – как указано в схеме усилителя. Все замечательно! Как только подаю на вход сигнал, ток покоя зашкаливает, транзисторы греются и, если продолжать, это все заканчивается тепловым пробоем. Когда, все же, после неоднократного дымка пришел к такому решению, проблема решилась. Сейчас знаю, что лучше сразу на месте подобрать – кто ж знал, что эти h21э так воздушны.

Буквально полгода назад финишная прямая – пятая модернизация усилителя Брагина. Корпус из листового дюралюминия, большие мощные диоды заменил на мостовые, которые намного меньше. Ёмкости были 10000 мкФ x 50 вольт, четыре штуки. Купил китайские 20000 мкФ x 63 В по размерам в пять раз меньше. Трансформатор стоит от лампового телевизора 250 ватт, двукатушечный. Вторичку перемотал. Хотел одно время поменять на тороидальный – так за 1000 руб, да еще придется вторичку перематывать – пусть уж так работает! А еще, чтобы большие радиаторы не ставить, хотя выходные транзисторы не сильно греются, относительно несильно, поставил принудительное охлаждение. 400 мм в квадрате – это без вентилятора на каждый транзистор, а так игольчатые по 150 мм на каждый. Нормально. Предварительный усилитель с регулировкой громкости и тембра на микросхеме TDA1524 собраны. По звучанию приятно – низы, средние и высокие частоты прослушиваются, мне нравится, просто балдею. Бомбоксы, которые имеются в продаже, рядом не стоят с УНЧ Брагина. Нет у них мягкого глубокого баса, да и выходная мощность не та. Для дома вполне достаточно, накрутив до половины, добавив по настроению того желаемого тембра. Просто приятно сушать!

Вот, добившись результата, что б мне еще хотелось – это, конечно, мощности усиления ватт до 200. Просмотрев набор схем усилителей на этом сайте из статьи УМЗЧ 125-200-500, заметил сходство. Последние выходные транзисторы биполярные или полевые. Собрав базовую схему, добавляя или уменьшая количество, меняется выходная мощность с соответствующим изменением питания. У меня появился вопрос. Возможно что-то подобное проделать применительно к усилителю Брагина? Ну, скажем, с 80 до 200 Вт поднять мощность звука? Или лучше не заморачиваться, а сразу собрать готовый, подобрав по мощности? Будьте добры, посоветуйте.