Что такое деспотия. Что такое деспотизм и деспотичность? Проявления деспотичности в повседневной жизни

Если понятие тирании относится к античности, то научное обоснование деспотизма как формы правления можно найти в эпоху Просвещения - у Монтескье. Понятие также заимствовано у Аристотеля, но оно у него применяется к неэллинским государствам, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. В понимании Аристотеля деспотиями являются государства Древнего Востока (Индия, Ассирия, Вавилон, Древний Египет, Персия).

Законы для деспотического правления очень просты, по мнению Монтескье, «человек, которому все его пять чувств постоянно говорят, что он - всё, а прочие люди - ничто, естественным образом поручает все государственные дела своим помощникам». Чтобы между ними не возникли разногласия и государю не пришлось бы снова вмешиваться в правление, лучше поручить все дела одному человеку (Монтескье называет его восточным понятием «визирь»). «После этого государю придется только удивляться, до чего же это простое дело - управление государством. Назначение визиря, следовательно, составляет основной закон деспотии» Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 - С.92.

Честь не может быть принципом деспотического государства: там все люди равны и потому не могут возвышаться друг над другом; там все люди рабы, а рабы не могут превозноситься ни над чем. Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. Суть деспотизма Монтескье выражает в одном предложении: когда дикари Луизианы хотят достать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Вряд ли можно найти лучший образ, чтобы показать примитивность, ущербность и расточительность этого типа власти Гаджиев К. С. Введение в политологию. М.: Логос, 2007 - С.97-98. Деспотизм, главный принцип которого страх, можно охарактеризовать следующими чертами: минимум законов; простота политического управления и его единообразие; уподобление политической и гражданской власти домашней. При деспотизме сила государства измеряется не искусством политического управления, а войском, возникает необходимость согласовывать безопасность государства (для чего необходимо сильное войско) и безопасность государя (с возможной угрозой для него со стороны того же самого войска). Большую роль играет религия, обеспечивающая дополнительные источники преданности государю со стороны подданных, а также их единство. При деспотизме отсутствуют гражданские законы о земельной собственности, у государя появляется возможность объявить себя собственником всей земли. Что касается личности, то она не имеет ценности, ее собственность не обеспечена, а это, в свою очередь, приводит к застою в промышленности и торговле и как следствие распространению бедности и нищеты. У личности нет права на защиту, человека можно лишить всех прав без суда и следствия. Естественным при деспотическом правлении является расхищение государственной казны. Несправедливое государство должно иметь в своем распоряжении массу чиновников-казнокрадов, по отношению к которым необходимы конфискации, недопустимые в умеренных правлениях, где они являются посягательством на собственность. Свой непревзойденный анализ деспотизма Монтескье подытоживает известной формулой: «Все люди равны в республиканских государствах, они равны ив деспотических государствах: в первом случае потому, что они -- всё, во втором потому, что все они -- ничто» Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 - С.114. Деспотизм, таким образом, это всеобщее бесправие перед единоличной верховной властью.

Общая закономерность, открытая Монтескье: разложение каждого правления почти всегда начинается с разложения его принципов.

Разложение демократии начинается тогда, когда утрачивается дух равенства или, напротив, когда он доводится до крайности и пропадает всякое представление о необходимости подчинения. Свои выводы Монтескье сделал, еще раз проанализировав опыт древнегреческих республик, о которых еще со времен Платона и Аристотеля было известно, что они переживали периоды как умеренной, так и крайней демократии Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII в. М.: 2003 - С.105.

Аристократии разлагаются, когда власть знати становится произвольной. В этом случае ее можно уподобить деспотии со многими деспотами. Испорченность достигает высшей степени, когда власть знати становится наследственной, утрачивающей всякую умеренность. В государстве складываются как бы два класса, и для каждого - свой строй.

Монархии разлагаются при отмене сословных прерогатив и привилегий городов, при отношении государя к сановникам, занимающим высшие должности, как к рабам, лишенным чести. И напротив, она разлагается тогда, когда бесчестный человек украшается почестями.

Что касается деспотии, то она разлагается не вдруг и не вследствие каких-нибудь особенных обстоятельств, а постоянно вследствие присущего ей внутреннего порока.

Каждый раз, когда две власти соединяются в одних руках, свободе грозит опасность. Если совмещать законодательную и исполнительную власти, то свободы не будет, а облеченное ими лицо получит возможность издавать тиранические законы, а потом самому тиранически исполнять их. Не будет свободы и в том случае, если судебную власть не отделить от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьи будут законодателями. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судьи получат возможность стать угнетателями. В результате и в государстве не будет свободы, и у гражданина не будет «душевного спокойствия, основанного на убеждении в своей безопасности» Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 - С.117, которое дает политическая свобода.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII в. М.: 2003 - С.109. Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника» Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 - С.126.

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д. Формально одним из признаков деспотизма Монтескье называл «огромность завоеваний», но это не обязательно так: в существовавшей в XVI-XVIII вв. Речи Посполитой, довольно значительном по территории государству, формой устройства была не самодержавная монархия, а дворянская анархия.

Деспотичность – свойство личности, характеризующееся полным и безоговорочным подчинением окружающих своей воле, жестким подавлением чужих прав и свобод.
сайт

Агрессивное поведение деспота питается его страхами, постоянными сомнениями и неуверенностью в себе. Подсознательное ощущение неудовлетворенности, обделенности заставляет тирана мстить окружающим, восстанавливая таким образом подорванное самоуважение. Пытаясь навязать окружающим свою волю, деспот часто пользуется своим моральным и физическим превосходством, самоутверждаясь за счет унижения жертвы.

Психотерапевты и социологи видят причину деспотичности в детстве. Обычно тиранами становятся люди, которые в детском возрасте были подвержены влиянию властных и авторитарных родителей. В будущем они копируют манеру поведения отца или матери, «перенося» обиду на своих детей или супругов. Культивирование в ребенке чувства собственной значимости, уникальности и неповторимости также закладывает фундамент самоуверенности и деспотизма в характере.

Чтобы избавиться от проявлений деспотизма, необходимо осознать бессмысленность тирании как способа самоутверждения - способа, который ни в коей мере не поможет достичь того, к чему подспудно стремится деспот - ни любви, ни уважения окружающих.

  • Деспотичность - это склонность к психологическому и физическому насилию.
  • Деспотичность - это жесткое навязывание окружающим своей воли.
  • Деспотичность - это страх потери контроля над окружающими.
  • Деспотичность - это месть за свою неполноценность.
  • Деспотичность - это самоутверждение за счет слабых.

Недостатки деспотичности

  • Деспотичность провоцирует ссоры и конфликты.
  • Деспотичность исключает взаимоуважение и сотрудничество.
  • Деспотичность приводит к ущемлению чужих прав и свобод.
  • Деспотичность порождает враждебность и мстительность.
  • Деспотичность ведет к непониманию, неприятию и одиночеству.

Проявления деспотичности в повседневной жизни

  • Власть. Деспотия являлась одной из форм самодержавия, неограниченной власти царей, сформировавшейся на Руси в результате правления Золотой Орды. Ярким историческим примером деспотизма являлся царь Иван Грозный (в народе прозванный Мучителем), который якобы за «измену родины» часто подвергал неугодных ему людей жестоким пыткам и широко известен тем, что в припадке ярости убил собственного сына.
  • Семейная жизнь. Деспотизм в семейной жизни - явление частое. Основные методы домашнего тирана: словесные унижения, ревность, постоянный контроль. Деспотия чаще процветает в семьях, когда один партнер (чаще жена) зависит от другого.
  • Детский деспотизм. Необоснованное стремление к лидерству, отказ идти на уступки, своенравие, манипуляция родителями - основные черты детского и подросткового деспотизма. Проблема часто усиливается в кризисные периоды (3-4 года и 14-15 лет) и является отражением острой потребности ребенка в самоутверждении, уважении и ощущении своей значимости в семье.
  • Гитлер. Стремление Гитлера к попранию прав и интересов других наций - яркий пример жестокого деспотизма главы Третьего Рейха, который ради достижения своей личной цели не гнушался ничем - ни уничтожением городов, ни пытками в концлагерях, ни сжиганием заживо в газовых камерах.

Как преодолеть деспотичность

  • Избавьтесь от комплекса неполноценности. Уверенный в себе человек не видит смысла в подавлении других, тогда как навязывание своей воли для деспота часто является единственным способом доказать себе свою значимость. Сосредоточьтесь на развитии своих реальных достоинств - и в мнимом «превознесении» себя не будет необходимости.
  • Найдите другие источники самоутверждения. Привычка самоутверждаться за счет других - признак слабости. Откажитесь от разрушительного поведения и найдите конструктивные источники самореализации, используя любой из них: творчество, общение или развитие в профессии.
  • Проявляйте уважение к окружающим. Любой человек по праву своего рождения и согласно Конституции РФ имеет право на самостоятельность, свободное волеизъявление и личную свободу, которые вы не вправе ограничивать.
  • Научитесь признавать свою неправоту. Умение принять существование других мировоззрений - свидетельство не слабости, а мудрости. «Умный человек всегда признает, что не прав, тогда как глупец будет упрямо стоять на своем». Признайте право другого человека на собственное мнение - и вы заслужите его уважение без принуждения к этому.

Золотая середина

Деспотичность

Либеральность, демократичность

Склонность к попустительству, потворству, потаканию

Крылатые выражения о деспотичности

Только история свободных народов стоит нашего внимания; история народов, живших под гнетом деспотизма, - это просто коллекция анекдотов. - Николас-Себастьян Чамфорт - Чем завершеннее деспотизм, тем лучше все выглядит на поверхности. - Кади Элизабет Стэнтон - Почти все великие люди бывают деспотичны, но деспоты редко бывают великими людьми. - Пьер Буаст - Хорошая конституция неизмеримо лучше самого лучшего деспота. - Томас Маколей - П.В. Засодимский / Деспотизм: его принципы, применение их и борьба за деспотизм Издание 1911 года, состоящее из очерков по истории государственного устройства - об ограниченном, неограниченном деспотизме и демократии. А. Кронин / Замок Броуди История о деспотичном и жестком отце семейства, державшего своих домочадцев в безоговорочном подчинении. Нарциссизм Джеймса Броуди привел к полному краху семьи: уставшая терпеть унижения жена умерла от рака, безвольный сын стал пустым щеголем и франтом, а младшая дочь, не получившая престижной школьной премии, повесилась из-за страха перед гневом отца.

Д еспотия в переводе с греческого означает неограниченную власть . Сегодня под деспотией мы понимаем определенную форму государства, при которой вся власть сосредоточена в руках одного правилетя-властителя, как правило, наследственного монарха, который правит государством по средствам военно-бюрократического аппарата.

Такая форма управления как деспотия была характерна для Древнего Востока, например, для , Ирана, Индии, Китая.

Кстати, отсюда и понятие – восточная деспотия.

Характерные черты деспотической формы власти

  • полный произвол власти;
  • абсолютное бесправие народа.

Основные положения деспотического государства

  • Воля тирана – закон;
  • Личность тирана божественна;
  • Монарх – верховный собственник земли;
  • Власть деспота неограниченна.

Причины появления деспотов


Историки отмечают, что основная причина появления безграничной деспотии заключается в длительном сохранении общинного уклада . Напомним, что при общинном строе все члены сообщества обрабатывают землю сообща или передают наделы во временное пользование семьям. При таком укладе еще нет частной собственности, поэтому государственная власть обычно предстает в такой форме как деспотия.

Деспотию также нередко называют тиранией, монархией.

Представьте себе небольшую группу людей (общину), где все вместе обрабатывают землю для дальнейшего сбора урожая, чтобы самим же и прокормиться. У власти стоит племенной вождь, который и управляет всей этой общиной, принимает важные решения, раздает приказы, кому чем заниматься. Постепенно община разрастается, превращается в поселение, город, государство, а власть так и осталась в руках одного племенного вождя с кучкой ближайших родственников, которые могут давать советы. Но при этом номинально вся власть все равно сосредоточена в руках одного человека – так начинается деспотия.

Именно этот поздний первобытнообщинный строй с длительным сохранением общих правил для всех и с одним главарем порождает форму власти, известную как деспотия. А учитывая абсолютную власть монарха и его обожествление, мало кто сопротивлялся тому, что во главе будут наследники тирана.

Классический пример тирании – Древний Египет. У власти , сын Ра (бог Солнца). В его руках сосредотачивалась законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Народ был полностью зависим от своего монарха.

Деспотия прослеживалась в Вавилонии, Ассирии, в Персидской державе, Древней Индии, Китае, Иране и во многих других. В каждом отдельном государстве были свои особенности, например, иногда деспот не обожествлялся.

Тирания в действии

Верховный правитель через посредников:

  • Организовывал общественные работы;
  • Взимал налоги;
  • Строил ирригационные сооружения – дополнительный полив земель (необходимо для эффективного земледелия);
  • Обеспечивал защиту от внешних врагов;
  • Захватывал земли внешних врагов.

Все это требовало формирования ведомств: ведомство военных дел, внутренних дел и публичных работ и за их счет деспотия могла функционировать.

Законов как таковых не было, верховный правитель применял политику запугивания. А эффективным орудием в этом был божественный культ. Жрецы стали настолько могущественными, что даже вершили правосудие, но все равно деспотия не давала им слишком много власти.

Права человека при тирании

1. Сохранение общинного строя

Первобытно общинный строй не сдавал своих позиций, а это значит, что о частной собственности еще даже речи быть не могло, все члены семьи были коллективно ответственны и преступления одного ложились на плечи всех членов общины.

2. Закрепление социального неравенства

Приближенные по роду к монарху еще имели преимущества, что же касается рабов, вольноотпущенников и других категорий свободных людей, их права ущемлялись.

3. Религиозные основы

Право было тесно связано с моральной ответственностью и религиозными канонами. Например, в честь празднований определенного бога запрещалось чинить беспорядки на улицах. Любое правонарушение одновременно являлось и нарушением канонов религии.


4. Устные нормы морали

Даже, когда государство использовало письменные источники, право все равно оставалось устным и передавалось как обычаи из поколения в поколение.

5. Закрепление распространенных случаев

В юридической практике деспотом прописывались конкретные случаи, а уже от них отталкивались для трактовки правосудия в других случаях.

6. Формализм права

Правовые нормы очень долго оставались в зачаточном состоянии.

Развитие Восточных стран с деспотической формой правления было замедленно за счет:

  • Чрезмерной централизации управления;
  • Архаизма правовых норм;
  • Бесправия народа;
  • Стагнации общественных отношений.

Нельзя сказать, что деспотическая форма правления была результатом алчности одних и глупости других. Формирование такой формы власти обуславливалось и географическими факторами. В частности, земледелие на Востоке было достаточно сложным занятием, требовалось создание запасов на случай различных стихийных бедствий, неурожая; нужно было жесткое управление для объединения общин.

Но с другой стороны деспотия так замедлила развитие стран, что на арену внешнего мира вышла западная цивилизация и заменила на этом поприще восточную.

ДЕСПОТИЗМ (греч. despoteia - неограниченная власть) - неограниченная власть деспота, произвол, самовластие, подавление чужой воли.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 118.

Деспотизм (НФЭ, 2010)

ДЕСПОТИЗМ - одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства (деспота, вождя, царя и т. п.) и приближенной к нему элиты, отсутствием разделения властей, подавлением инакомыслия любыми, включая насильственные, средствами, использованием армии для подкрепления действий государственного аппарата в целях осуществления монополии на власть. При деспотизме какие-либо юридические ограничения политической власти отсутствуют, что делает невозможным смешение деспота, опираясь на закон. Несуществующие гражданские свободы заменены строгим выполнением норм принудительного труда. Принятие решений носит непредсказуемый, импульсивный характер, объясняемый обычно желанием трансформировать или дисциплинировать общество. Деспотические методы контроля над обществом преследуют одну главную цель - укрепление единоличной власти...

Деспотия (Лопухов, 2013)

ДЕСПОТИЯ - власть, основанная на древних восточных традициях патриархальности и патернализма, когда государство, вырастающее из общинной организации и использующее общинные устои, отождествляется с обществом и в дальнейшем рассматривается как единая и неделимая вотчина верховного правителя, чья воля, чье решение - закон для многочисленных подданных (членов «семьи-общины»), объединенных, как правило, в социальные корпорации. При деспотии личность правителя, монарха обожествляется еще при жизни, после смерти становится предметом культа.

Деспотизм (Конт-Спонвиль, 2012)

ДЕСПОТИЗМ (DESPOTISME). Безграничная власть одного человека. Деспотизм может быть просвещенным и даже законным (этим он отличается от тирании), но при этом всегда остается несправедливым. Если бы деспот подчинялся закону, его власть утратила бы безграничность. Этим деспотизм отличается от монархии, при которой, как отмечает Монтескье, «управляет один человек, но посредством установления неизменных законов»; тогда как при деспотизме «все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица» («О духе законов», книга II, глава 1). Деспот ставит себя выше законов (Руссо) либо не признает никаких иных законов, кроме своих собственных (Кант). Деспотизм - это абсолютная авторитарная монархия. Его основополагающим принципом служит не честь, как при конституционной монархии, и не добродетель, как при республике, а страх (там же, III, 9). Но это же определяет и предел деспотизма: он остается в силе лишь до тех пор, пока его боятся.

от греч. despoteia - неогранич. власть) - форма гос-ва, при к-рой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю - наследств. монарху, правящему при посредстве сложного воен.-бюрократич. аппарата; особенно характерна для большинства рабовладельч. гос-в Др. Востока (Египет, Ассирия, Вавилония, Иран, Индия, Китай и др.) и отличается полным произволом власти и бесправием населения; синонимом Д. является неогранич. монархия и тирания. При Д. воля деспота считалась законом. Его личность нередко обожествлялась при жизни и после смерти. Власть деспота признавалась неограниченной, хотя фактически он принимал решения, учитывая пожелания представителей окружавшей его знати. Причиной образования Д. в древнейших странах Востока являлось длит. сохранение общинного быта. Ф. Энгельс отмечал, что там, где гос. власть возникает "...в период, когда община обрабатывает землю еще сообща или, по крайней мере, передает только во временное пользование отдельным семьям, где, таким образом, еще не образовалась частная собственность на землю, - там государственная власть появляется в форме деспотизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 497). Необходимость создавать и поддерживать в порядке ирригац. сооружения, без к-рых не могло существовать земледелие в ряде стран Востока, поднимала значение политич. централизации и укрепляла деспотич. власть. Образованию Д. в странах рабовладельч. Востока предшествовала военная демократия - форма обществ. организации, складывающаяся при переходе от первобытнообщинного строя к клас. обществу; племенной вождь становился наследств. деспотом. Нередко первоначальной формой гос. строя являлась рабовладельч. олигархия, предшествовавшая образованию Д. Наиболее законченным воплощением Д. являлся Др. Египет, где властитель - фараон, начиная с эпохи Др. царства (3-е тыс. до н.э.), считался богом, "сыном Ра" (Солнца) и обладал верховной законодат., судебной, исполнит. и воен. властью. Д. существовала также в гос-вах Двуречья. Так, в Шумере цари III династии Ура осуществляли в полной мере власть вост. деспотов. Все население полностью зависело от них, получая на их рук довольствие и землю. В распоряжении царей были многочисл. ремесл. мастерские и караванная торговля. Опорой их являлась служилая знать, участвовавшая в дележе прибавочного продукта. Аналогичные порядки прослеживаются и в Вавилонии и Ассирии. В законах Хаммурапи царь, правда, не именуется богом, но рассматривается как наместник богов. Деспотией была обширная Перс. держава (см. Ахеменидов государство), в к-рой все нити гос. управления сходились во дворце "царя царей". Д. сложилась также в Др. Индии, где, согласно Ману законам, царь правил страной как неогранич. повелитель, опирающийся на жреч. и воен. аристократию. Характер Д. присущ был и др.-кит. гос-вам, особенно четко он был выражен во времена Циньской монархии (3 в. до н.э.). В период раннего феодализма на Бл. и Ср. Востоке власть монархов ограничивала родовая аристократия - "цари областей" в Иране при Аршакидах и ранних Сасанидах, вожди племен в араб. Халифате. Сдерживающее влияние оказывали на самодержавных монархов религ.-правовые нормы и традиция (особенно мусульманские), обеспечивавшие политич. влияние и высоко" обществ. положение духовенства. Это наблюдалось даже в Багдадском халифате (см. Аббасидов халифат) 8-9 вв., к-рый был феод. Д. Халиф, сосредоточив в своих руках всю полноту духовной и светской власти, правил, опираясь на вооруж. силу, и широко применял меры террора. С распадом Багдадского халифата в 9-10 вв. феод. деспотии сложились в отд. частях ранее единого гос-ва (в Испании, Иране, Египте). Черты Д. особенно резко выступали в гос-ве Надир-шаха в 18 в. На терр. Индии также складывались деспотич. монархии, напр. гос-во Великих Моголов (в 16-17 вв.), охватывавшее обширную терр. и осуществлявшее значит. централизацию управления. Наряду с гос-вом Великих Моголов феод. Д. достигла своего наивысшего развития в Османской империи 14-16 вв. Наличие особой формы гос-ва - деспотич. монархии - в странах Др. Востока было подмечено еще Аристотелем, к-рый, отмечая различные виды монархии, выделял деспотич. власть у нек-рых варварских народов. Отождествляя Д. с тиранией, он определял последнюю как монархию, относящуюся деспотически к целому политич. обществу. В ср. века для отрицат. оценки отд. воплощений монархич. власти употреблялось понятие "тирания" (Фома Аквинский, тираноборцы и мн. др.). Широко пользовались понятием "деспотизм" франц. просветители 18 в (Монтескье, Мабли, Дидро и др.) для критики абсолютистской монархии. Монтескье, напр., противопоставлял умеренное правление деспотическому, как такому, где "... все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица" ("О духе законов", в кн.: Избр. произв., М., 1955, с. 169). Однако, поскольку всякая неогранич. монархия неизбежно представляет собою несвязанное законом правление одного лица, различие между неогранич. монархией. Д. и тиранией не может быть установлено с достаточной определенностью. На это указывал К. Маркс, отмечая, что все это назв. одного и того же понятия, в крайнем случае, различие в нравах при одном и том же принципе (см. Письмо к Руге, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 374-75). Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, М., 1940, с. 6-; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 135-36; т. 19, с. 497; т. 20, с. 186; Авдиев В. И., История Др. Востока, 2 изд., М., 1953; Струве В. В., История Др. Востока, М., 1941: Дьяконов И. М., Обществ. и гос. строй древнего Двуречья, М., 1959; Всемирная история т. 1, М... 1955, гл. 4-7, 9-13, 21, 23-25; T. 2, M., 1956, гл. 1, 7, 14-17; T. 3, M., 1958, гл. 7, 8, 20, 35, 37; Rirenne J., Histoire des Institutions et du droit priv? de l´ancienne ?gypte, t. 1-3, Brux., 1932-35. С. Ф. Кечекьян. Москва.