Утилизационный сбор на что распространяется. Об учете в целях исчисления налога на прибыль сумм утилизационного сбора

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

Плательщики утилизационного сбора — это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с , при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора - один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на , на или , мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали .

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M 1 , в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

В августе прошлого года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Это привело к снижению ставок таможенных пошлин при ввозе ряда товаров, в том числе автомобилей иностранного производства. Но их ввоз в большом количестве создал бы серьезную конкуренцию отечественным автомобилям. В связи с этим был взят на вооружение зарубежный инструмент - утилизационный сбор, который уплачивается при таможенном оформлении транспортных средств и, соответственно, отражается на их конечной цене. Российским организациям - производителям транспортных средств предоставлено право принимать на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств. При принятии такого обязательства данный обязательный платеж они не уплачивают. Таким образом, фактически утилизационный сбор, с одной стороны, существенно повлиял на условия конкуренции на отечественном рынке транспортных средств, с другой - позволил компенсировать недобор в бюджет ввозной таможенной пошлины. Рассмотрим порядок взимания утилизационного сбора при ввозе иностранных транспортных средств подробнее.

Общие положения

Нормативную базу для взыскания утилизационного сбора составляют:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» (далее - Постановление № 870).

В частности, ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ.

Вопрос: Является ли утилизационный сбор налогом, пошлиной, сбором в понимании, определенном НК РФ? Регулируется ли его взимание законодательством о налогах и сборах?

Ответ: Нет, не является. В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно гл. 2 НК РФ:

  • к федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина;
  • к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;
  • к местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Таким образом, утилизационный сбор не рассматривается НК РФ в качестве налога, сбора пошлины. Следовательно, его взимание не регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Подобная позиция изложена и в Решении Верховного Суда РФ от 05.12.2012 № АКПИ12-1278 «Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"; утвержденных им пункта 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора; перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; абзаца второго изменений, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"».

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в бухгалтерском учете уплату утилизационного сбора следует отражать не по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», а по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Заметим, что утилизационный сбор не всегда взимается при ввозе транспортных средств на территорию России. Так, данный обязательный платеж не уплачивается в отношении транспортных средств:

  • ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством РФ;
  • которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством РФ) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;
  • которые ввозятся в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством РФ;
  • которые указаны в ч. 1 ст. 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ (в ред. от 23.04.2012) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 01.04.2016. То есть утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны и используемых для международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории РФ через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Вопрос: Как следует из положений ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, утилизационный сбор не взимается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза, в соответствии с условиями, определенными Правительством РФ. Какие это условия?

Ответ: В соответствии с п. 2 Правил условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, утвержденных Постановлением № 870, утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, при соблюдении одного из следующих условий:

а) транспортное средство ввезено в Республику Белоруссия или Республику Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым на территории Республики Белоруссия и Республики Казахстан в соответствии с перечнем товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 55 (в ред. от 23.11.2012) «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» (далее - Решение № 55);

б) организация - изготовитель колесных транспортных средств, зарегистрированная на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (далее - организация-изготовитель), включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор, ведение которого осуществляет Минпромторг России (далее - Перечень).

Заметим, что при ввозе транспортных средств в РФ применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (в ред. от 27.02.2013) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», где ставки ввозных таможенных пошлин ниже, чем ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в Республике Беларусь и Республике Казахстан в соответствии с Решением № 55.

Вопрос: Каков порядок взыскания утилизационного сбора, уплаченного в меньшем размере, при условии, что в паспорте транспортного средства таможенным органом проставлена отметка о его полной уплате?

Ответ: Вопросы взыскания утилизационного сбора не регламентируются ни Федеральным законом № 89-ФЗ, ни Постановлением № 870. Следовательно, в силу ст. 237 ГК РФ таможенный орган для взыскания утилизационного сбора за счет имущества плательщика (в том числе денежных средств) вправе обратиться в суд.

Порядок и особенности взимания утилизационного сбора

Орган, в компетенцию которого входит взимание утилизационного сбора

Согласно п. 2 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением № 870 (далее - Правила), взимание утилизационного сбора осуществляет ФТС России.

Плательщики утилизационного сбора

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор.

Валюта и порядок уплаты утилизационного сбора

В соответствии с п. 6 Правил уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в российских рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства. Информация о номере счета для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков ФТС России и размещается на ее официальном сайте в сети Интернет.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

  • (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 «Утилизационный сбор»);
  • (107) - восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ, осуществляющего администрирование платежа.

Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

В соответствии с п. 8 Правил для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:

а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением № 1 к Правилам;

б) копию одобрения типа транспортного средства, копию свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Вопрос: В ряде случаев одни и те же документы должны представляться в таможенный орган при декларировании транспортных средств и при уплате утилизационного сбора, в частности копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов. Можно ли представлять в таможенный орган данные документы только один раз - при декларировании транспортного средства?

Ответ: Действительно, в случае проведения декларирования транспортных средств копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии) представляются вместе с декларацией на товары в соответствии с п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

В целях исключения повторного представления разрешительных документов ФТС России письмом от 08.10.2012 № 01-11/49923 «О представлении документов при расчете утилизационного сбора» разрешено в случае взимания утилизационного сбора непосредственно после проведения таможенного декларирования при представлении плательщиком расчета утилизационного сбора и платежных документов об уплате утилизационного сбора принимать сведения о декларации на товары, к которой приложены копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).

В этом случае в графе 6 «Дополнительная информация/представляемые документы» таможенного приходного ордера, применяемого при уплате утилизационного сбора за колесные транспортные средства, указывается номер декларации на товары, к которой прилагаются копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).

Вопрос: Расчет утилизационного сбора в случае декларирования транспортных средств обязан представлять в таможенный орган декларант или таможенный представитель? Можно ли выполнять данные функции иным лицам?

Ответ: В соответствии с подп. 34 ст. 4 ТК ТС таможенный представитель - это юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Согласно подп. 29 ст. 4 ТК ТС таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, под которым на основании ст. 3 ТК ТС понимаются ТК ТС, международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Взимание утилизационного сбора регламентируется Федеральным законом № 89-ФЗ, который не относится к таможенному законодательству Таможенного союза. Следовательно, эта операция не является таможенной операцией и не относится к деятельности таможенного представителя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что представление в таможенные органы расчета утилизационного сбора третьим лицом от имени и по поручению плательщика утилизационного сбора, не состоящим в штате такого плательщика, допускается в соответствии с гражданским законодательством РФ и не запрещается Федеральным законом № 89-ФЗ и Постановлением № 870 (письмо ФТС России от 06.11.2012 № 01-11/54681).

При этом расчет утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства должен быть подписан уполномоченным должностным лицом организации, отнесенной к плательщикам такого сбора на основании Федерального закона № 89-ФЗ, и заверен печатью этой организации в соответствии с приложением № 1 к Правилам.

Вопрос: В форме расчета утилизационного сбора необходимо указать дату выпуска транспортного средства. Каким образом ее следует определять при отсутствии даты выпуска транспортного средства в документах?

Ответ: В соответствии с примечанием 1 к расчету утилизационного сбора (приложение № 1 к Правилам) при отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средств. При этом трехлетний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Например, при отсутствии в документах даты выпуска автомобиля VW Passat год его выпуска берут из идентификационного номера (или так называемого VIN-номера). Так, если VIN-номер WVWZZZ3BZ4P147054, значит, данный автомобиль был выпущен в 2004 модельном году (десятый знак VIN-номера). При этом необходимо учитывать, что каждый производитель имеет свой порядок формирования VIN-номера.

После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ для последующей выдачи паспорта транспортных средств (паспорта самоходных машин и других видов техники) (далее - паспорт) в соответствии с законодательством РФ.

Вопрос: Какая отметка должна быть проставлена таможенным органом в паспорте при уплате утилизационного сбора?

Ответ: Согласно телетайпограмме ФТС России от 31.08.2012 № ТФ-963 в графе «Особые отметки» при выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами производится запись: «Утилизационный сбор уплачен. ТПО № _» (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или «Утилизационный сбор не уплачивается» (с указанием соответствующего абзаца, пункта и статьи Федерального закона № 89-ФЗ). Запись заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт транспортного средства.

Неуплата утилизационного сбора в необходимом размере является основанием для отказа в выдаче таможенным органом паспорта транспортного средства.

Вопрос: Необходимо ли уплачивать утилизационный сбор при временном ввозе транспортных средств на территорию России под обязательство об их обратном вывозе?

Ответ: Пункт 28 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 (в ред. от 29.08.2011) «О порядке регистрации транспортных средств» предусматривает необходимость регистрации транспортных средств, временно ввезенных юридическими лицами на территорию РФ на срок более 6 месяцев под обязательство об обратном вывозе. При этом п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (в ред. от 12.11.2012) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» определено, что регистрация, в том числе временная, не осуществляется, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора. Следовательно, утилизационный сбор при временном ввозе транспортных средств на территорию России уплачивается в том случае, когда срок временного ввоза превышает 6 месяцев.

После уплаты утилизационного сбора таможенный орган выдает плательщику приходный ордер. Сведения об уплате утилизационного сбора направляются таможенными органами в МВД России в порядке межведомственного информационного обмена, установленном ФТС России совместно с МВД России, а также в Минсельхоз России в порядке межведомственного информационного обмена, установленном ФТС России совместно с Минсельхозом России.

Ставки и исчисление утилизационного сбора

Ставки утилизационного сбора определены в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном Постановлением № 870 (далее - Перечень).

Исчисление утилизационного сбора производится путем умножения базовой ставки для расчета утилизационного сбора (20 000 руб. или 150 000 руб. в зависимости от категории транспортных средств) на коэффициент. Данный коэффициент зависит от категории транспортного средства, а также от того, является транспортное новым (с даты выпуска прошло три года и менее) либо с даты его выпуска прошло более трех лет, и варьируется от 0,1 до 40.

В настоящее время ставки утилизационного сбора установлены в отношении следующих транспортных средств:

  • категория М1 - автомобили легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 - автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 - автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т;
  • категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т;
  • категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
  • категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т;

3) самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья.

Пример

Рассчитаем утилизационный сбор в отношении нового легкового транспортного средства с рабочим объемом двигателя 2000 см 3 .

Расчет осуществляется следующим образом. В приложении № 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 (в ред. от 22.12.2012), определено, что к категории М1 относятся автомобили легковые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Согласно примечанию 4 базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении нового легкового транспортного средства с рабочим объемом двигателя 2000 см 3 равна 20 000 руб., а коэффициент в данном случае в соответствии с Перечнем - 1,34.

Таким образом, сумма утилизационного сбора составит: 20 000 × 1,34 = 26 800 руб.

Обратите внимание! В дальнейшем перечень товаров, в отношении которых будет взиматься утилизационный сбор, будет расширяться.

Так, например, в настоящее время в Госдуму внесен проект Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования в области обращения с отходами», в котором предлагается распространить взимание утилизационного сбора на самоходные машины (тракторы, дорожно-строительную, коммунальную, лесохозяйственную, наземно-аэродромную, сельскохозяйственную самоходную технику) и прицепы к ним (далее - самоходные машины), имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, устанавливаются правовые основы для развития в России системы утилизации данных видов техники. Как следует из пояснительной записки к данному законопроекту, целесообразность введения утилизационного сбора обусловлена, во-первых, схожим техническим устройством, использованием одинаковых материалов при производстве, следовательно, возможностью унификации технологических процессов переработки. Во-вторых, распространение системы безопасной утилизации на самоходные машины будет способствовать цикличному обновлению парка самоходных машин, планомерному выводу из эксплуатации уже отработавшей свой срок техники, препятствовать попаданию на российский рынок низкокачественных самоходных машин.

К сведению . В настоящий момент в связи с агрессивной ценовой политикой иностранных производителей самоходных машин российские производители теряют свои позиции на рынке. За последние три года импорт экскаваторов в РФ увеличился в 2,5 раза, импорт автогрейдеров - в 4,5 раза. Аналогичная ситуация складывается и с другими видами самоходных машин, производимых российскими машиностроительными предприятиями. При этом мощности российских производителей самоходных машин в настоящий момент загружены лишь на 30–40 %.

Порядок возврата излишне уплаченного утилизационного сбора

Ввиду того что утилизационный сбор не рассматривается в качестве налога, сбора, пошлины ни налоговым, ни таможенным законодательством, механизм возврата излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора подлежит отдельному правовому регулированию. Данные положения предусмотрены Правилами.

В соответствии с разд. III Правил в случае уплаты утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочной уплаты утилизационного сбора такой излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику).

Вопрос: Какие документы следует представить для возврата утилизационного сбора? В какой орган необходимо представить заявление для возврата утилизационного сбора? Каков срок рассмотрения заявления о возврате утилизационного сбора?

Ответ: Согласно п. 14 Правил излишне уплаченный утилизационный сбор подлежит возврату плательщику таможенными органами на основании заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, заполняемого по форме, установленной в приложении № 2 к Правилам, к которому прилагаются:

а) документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационных сборов;

б) документы, позволяющие определить уплату утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора;

в) иные документы, определенные в пп. 15–18 Правил.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, дополнительно к вышеуказанным документам представляют также:

  • копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление, и оригинал документа;
  • копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае если заявление подается правопреемником лица, уплатившего утилизационные сборы, и оригинал документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, вправе представить:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал документа;
  • копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, представляют:

а) копию документа, подтверждающего статус юридического лица в соответствии с законодательством государства, на территории которого создано это юридическое лицо (с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык);

б) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление (с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык).

Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют копии 2-го и 3-го листов паспорта гражданина РФ и оригинал документа. Также они вправе представить:

а) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал документа;

б) копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал документа;

в) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об исключении из этого реестра в случае, если на дату подачи заявления физическое лицо уже не является индивидуальным предпринимателем.

Физические лица представляют:

а) копии листов документа, удостоверяющего личность, содержащих сведения о личности физического лица (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), и оригинал документа;

б) копию документа, подтверждающего право наследования, в случае если заявление подается наследником лица, уплатившего утилизационные сборы, и оригинал документа.

Заявление подается в таможенный орган, выдавший таможенный приходный ордер. При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) с объяснением в письменной форме причин возврата заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится по решению таможенного органа, в который подано заявление.

Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится на счет плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении, в валюте РФ. При возврате излишне уплаченных утилизационных сборов проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Таким образом, мы рассмотрели вопросы уплаты утилизационного сбора, который является обязательным платежом при ввозе транспортных средств. Его уплата осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ. Несмотря на то что взимание данного платежа регламентируется в рамках природоохранного законодательства, он является своего рода налоговым платежом, направленным на защиту отечественных производителей автомобильной техники и компенсацию выпадающих доходов федерального бюджета от снижения ставок ввозных пошлин на транспортные средства.


Н. Дубинский, доц. УО «Витебский государственный технологический университет», канд. техн. наук

Утилизационный сбор для России новый вид сбора, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях, как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.

Что представляет собой утилизационный сбор

Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.

Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.

Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.

Кто должен оплачивать утилизационный сбор

Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:

  • Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
  • Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.

Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.

В каких случаях утилизационный сбор можно не платить

Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:

  1. ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
  • Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
  • На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
  1. Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
  2. Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.

Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.

Расчет размера утилизационного сбора

Произвести расчет данного сбора можно с помощью такой формулы:

∑ УС = БС × К, где:

∑УС – сумма утилизационного сбора;

БС – базовая ставка;

К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года .

Определение базовой ставки зависит от категории авто:

  • Легковые авто не используемые в коммерческих целях – 20 000 рублей;
  • Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.

На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обращать внимание при покупке автомобиля


В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:

  1. Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
  2. Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.

Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.

В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.

Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.

За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:

  • Отказаться от предстоящей сделки;
  • Снизить цену на приобретаемое авто.

Уплата утилизационного сбора в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.

Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.

К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.

Что будет если не уплатить утилизационный сбор

Поставить на учет автомобиль, не уплатив утилизационный сбор нельзя. Даже при наличии паспорта, такой автомобиль не будет считаться прошедшим регистрационную процедуру должным образом.

Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).

Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.

Как вернуть утилизационный сбор

Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:

  • Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
  • Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;

Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.

Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:

  • Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
  • Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
  • Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.

Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.

Важно

Срок, в течение которого можно обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм утильсбора, составляет 3 года с того момента, как он был уплачен. Средства, уплаченные в качестве сбора, не подлежат индексации и поэтому возвращаются в том же размере, в котором они были уплачены, без начисления каких бы то ни было комиссионных, платежей или индексаций.

Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.

Принимая решение о покупке автомобиля как на отечественных просторах, так и за пределами родной страны, необходимо учитывать все затраты связанные с подобным приобретением.

Одной из статей расходов является обязательная уплата утилизационного сбора на ввозимый транспорт либо на транспорт за который продавцом данный взнос не вносился ранее.

Что это за платеж и какой порядок уплаты для него установлен, вы узнаете, ознакомившись с материалами представленной статьи.

Вид платежа

Утилизационным сбором облагаются все автомобили на территории Российской Федерации с 01.09.2012. Данный сбор направлен на обеспечение экологичности последующей утилизации транспортных средств (ТС).

Утильсбор является обязательным платежом и взимается с каждого ТС единожды.

Любому автовладельцу необходимо знать, что без наличия соответствующей отметке о внесении утильсбора в паспорте () приобретаемого автомобиля невозможно поставить его на регистрационный учет в ГИБДД .

Плательщики

Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.

Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.

Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.

Обратите внимание на дату выдачи паспорта приобретаемого автомобиля. В случае если ПТС выдан до вступления в силу ФЗ, то есть до 01.09.2012 уплата утильсбора не потребуется.

Законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили:

  • переселенцы (соотечественники, проживающие за границей, а также беженцы) ввозящие в Россию свои ТС;
  • дипломаты (включая членов семьи), имеющие соответствующий иммунитет;
  • владельцы ретроавтомобилей (старше 30 лет), сохранившие либо восстановившие оригинальную комплектацию авто.

Однако в случае покупки автомобиля у лица, относящегося к одной из вышеперечисленных групп, как и в случае выявления неправомерного уклонения продавцом от внесения соответствующего платежа, последующему владельцу придется исполнить обязанность по уплате утильсбора.

Поэтому, приступая к оформлению сделки купли-продажи, внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации на приобретаемый автомобиль, а именно обратите внимание на графу особые отметки в ПТС и осведомитесь о причинах неуплаты утилизационного сбора.

Своевременно обнаружив проблему, вы сможете либо отказаться от совершения сделки, либо получить скидку в размере предстоящих затрат на оплату утильсбора.

О том, как не ошибиться с выбором машины с пробегом и на что обратить внимание при оформлении покупки, вы узнаете ознакомившись со следующей .

В случае если у вас возникли сомнения либо вопросы при заключении сделки купли-продажи транспорта, обратитесь за бесплатной консультацией к нашим юристам. Квалифицированные специалисты оценят все риски предстоящей сделки и окажут правовую поддержку.

Следует отметить, что с 01.01.2014 (№278-ФЗ) отменены льготы на транспорт, ввозимый из стран Таможенного союза, а также на автотранспорт, относящийся к международным перевозкам, который ранее попадал под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Будущим автовладельцам следует знать в каких случаях им придется самолично оплачивать утильсбор:

  1. ввоз приобретенного за границей авто ;
  2. приобретение авто у льготников , освобожденных от уплаты утильсбора;
  3. приобретение у правонарушителей , своевременно не исполнивших требование об внесении утильсбора.

В первом случае сбор платежа исполняет Федеральная таможенная служба, а в последующих двух – Федеральная налоговая служба.

Расчет платежа

Если на авто полагается уплатить утильсбор, плательщику следует помнить, что обязанность по расчету взноса и своевременной оплате полностью ложатся на его плечи.

Порядок исчисления и взимания утильсбора, устанавливается Правительством РФ.

В видеоролике представлены размеры установленных в России утилизационных сборов на транспорт.

Размер платежа определяется исходя из базовой ставки и характеристик каждого отдельно взятого ТС (даты выпуска, массы, объема двигателя, шасси).

Калькуляция сводится к вычислению произведения базовой ставки (B) на коэффициент (K), зависящего от параметров конкретного ТС.

Ставки и коэффициенты для расчета утильсбора на все виды автотранспорта представлены в табличном виде:

Калькулятор для физлиц

Базовая ставка (В) для легковых автомобилей на сегодняшний день составляет 20000 рублей .

Коэффициент (К) для иномарок, ввозимых для личного пользования, независимо от характеристик двигателя, составляет:

  • для новых машин – 0,1 ;
  • для транспорта старше трех лет – 0,15 .

Если документы, которые могли бы подтвердить года выпуска авто, утрачены, то год изготовления устанавливается по VIN-номеру автомобиля. Пограничный возраст три года отсчитывается с 1 июля года выпуска ТС.

Исходя из установленных показателей множителей, утильсбор составляет:

  • на новое авто – 2000 рублей ;
  • на транспорт в возрасте от трех лет и старше – 3000 рублей .

Размер платежа плательщик исчисляет сам и вносит сумму по установленному КБК (коду бюджетной классификации) на счет Федерального казначейства (ФК).

Уплата

Следует иметь ввиду, что порядок оплаты утильсбора в случае если автомобиль пригнан из-за границы и в случае приобретения автомобиля, за которое ранее не вносился соответствующий платеж, различен.

Ввоз иномарки

В случае если автомобиль ввозится из-за границы физическим лицом, утильсбор взимается Федеральной таможенной службой (ФТС).

Оформление и оплата должны укладываться в отведенные на сроки.

Для прохождения процедуры полного растаможивания пригнанного транспорта, плательщику необходимо явиться в таможенный орган по месту жительства имея при себе следующие документы:

  • ПТС на оформляемый автомобиль;
  • копии документов, удостоверяющих соответствие ТС данным внесенным в расчет утильсбора
  • договор купли-продажи на автомобиль ;
  • копии платежек
  • копия доверенности

Проверив верность произведенного расчета суммы утильсбора, а также поступление денежных средств на счет ФК, проставляется отметка об оплате в соответствующем разделе ПТС.

Информацию о порядке уплаты, а также узнать КБК и банковские реквизиты вы можете на официальном сайте ФТС .

Приобретение авто без утильсбора

Взимание с автопроизводителей, а также с физических лиц, приобретших ТС без ранее оплаченного утильсбора производит Федеральная налоговая служба (ФНС).

На сайте ФНС функционирует раздел “Утилизационный сбор “, где можно узнать КБК, оформить по соответствующей форме расчет утильсбора, а также записаться на прием в налоговый орган вашего региона.

По истечении 3 рабочих дней с момента перечисления суммы утильсбора на счет ФК необходимо явиться в налоговый орган для подтверждения верности перевода.

При себе плательщик должен иметь ряд документов:

  • заполненную форму расчета утильсбора ;
  • ПТС на оформляемый автомобиль;
  • копии документов удостоверяющих соответствие ТС данным внесенным в расчет утильсбора (одобрение типа шасси ТС, сертификат соответствия, свидетельство о безопасности, заключение техэкспертизы, товаросопроводительная документация);
  • договор купли-продажи (для физлиц приобретших ТС);
  • копии платежек , подтверждающих факт внесения денежных средств по соответствующему КБК.
  • копия доверенности , если плательщик действует через доверенное лицо.

При оформлении документов на самостоятельно собранное авто, следует представить в налоговую копии ПТС автомобилей на основе которых было создано новое ТС. В этой ситуации размер платежа рассчитывается как разность между суммой подлежащей уплате и раннее внесенных сумм утильсбора.

Проверив верность произведенного расчета, а также поступление денежных средств на счет ФК, проставляется отметка об оплате в соответствующем разделе ПТС.

Если вы уплатили неверно рассчитанный утильсбор, вам предстоит либо доплатить недостающую сумму, либо заполнить заявление о возврате излишне внесенных денежных средств.

Выводы

  1. Приобретая очередной автомобиль убедитесь в оплате утильсбора , проверив наличие отметки в соответствующем разделе ПТС.
  2. Обратите внимание на дату выдачи ПТС , если документ датирован ранее 01.09.2012 все в порядке – уплата утилизационного сбора не требуется.
  3. Неуплата утильсбора влечет отказ ГИБДД в постановке транспорта на регистрационный учет . В свою очередь, согласно ст. 12.1. КоАП РФ, управление транспортом не прошедшим госрегистрацию карается наложением штрафа в размере 500-800 рублей , а за очередное нарушение с автовладельца взыщут 5000 рублей либо лишат водительских прав сроком до трех месяцев.

Если у вас остались вопросы связанные с уплатой утилизационного сбора либо возникли спорные ситуации с представителями закона, обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Важно!

Правительство РФ утвердило новые ставки утилизационного сбора на автомобили на 2018 и 2019 годы. Ранее МинПромТорг заявлял, что средний рост сбора на все типы транспортных средств составит около 15%, однако ставки не поменялись, а вот коэффициенты выросли сильно. Постановление опубликовано 21.03.2018 на официальном сайте Правительства.

Новые размеры коэффициентов утильсбора на легковые и грузовые авто вступили в силу с 1 апреля 2018 года:

  • Новые автомобили с объемом двигателя до 1 л — 33 000 рублей (+16,2%). Старый коэффициент — 1,42, новый — 1,65. Для машин старше трех лет коэффициент вырос с 5,3 до 6,15.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 л — 84 000 рублей (+90%). К ним относятся Lada Vesta, Skoda Rapid, Kia Rio. Старый коэффициент — 2,21, новый — 4,2. Для подержанных авто коэффициент вырос с 8,26 до 15,69.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л — 126 000 рублей (+49,3%). Это Kia Sorento, Ford Kuga и т. д.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 3 л — остаются прежними.
  • Электромобили — рост на 14,8%.


Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?

Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.

Утильсбор — это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.

Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д. А 1 января этого года вступило в законную силу постановление Правительства РФ № 401, в котором обозначено изменение утилизационного сбора на автомобили в 2018. О нем мы и поговорим ниже.

Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения базовой ставки, коэффициента сбора. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2018 стала доступной гражданам в конце 2017 года. Размер платы увеличился на 13-15%.

Когда и кому нужно платить?

Оплата утилизационного сбора — это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа.
  2. При производстве ТС на территории РФ.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего сбор.

Кто освобождается от уплаты

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должны быть установлены оригинальные запчасти — двигатель, рама, кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

На какие категории транспорта распространяется

Закон 2012 года включил в себя перечень категорий ТС для оплаты утилизационного сбора, а именно:

  • легковые, повышенной проходимости;
  • электроавтомобили;
  • автобусы;
  • грузовые.

С полуприцепов утилизационный сбор не взимается.

Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2019 в рублях

Сумма утилизационного сбора в рублях РФ

До 3-х лет с даты выпуска

Старше 3-х лет с даты выпуска

Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т. ч на электромобиль):
с рабочим объемом двигателя:
не более 1000 куб. сантиметров
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров
свыше 3500 куб. сантиметров
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя
Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B, C в т. ч. седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)
полной массой не более 2,5 тонны
полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С»)
специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси)
автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси)
Утилизационный сбор на автобусы (категории D)
с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой
с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров
с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров
с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)
полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн
полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн
полной массой свыше 350 тонн
Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств
шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
шасси автобусов полной массой не более 5 тонн
шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн
Утилизационный сбор на автогрейдеры
массой не более 10 тонн
массой свыше 10 тонн, но не более 14 тонн
массой свыше 14, но не более 17 тонн
массой свыше 17 тонн
Утилизационный сбор на бульдозеры
массой не более 10 тонн
массой свыше 10 тонн, но не более 24 тонн
массой свыше 24 тонн, но не более 35 тонн
массой свыше 50 тонн
Утилизационный сбор на экскаваторы
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 170 л.с. и не более 250 л.с.)
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с)
Утилизационный сбор на перегружатели колесные (в т.ч. экскаваторы погрузчики)
легкие (массой менее 15 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.)
средние (массой не менее 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.)
средние (массой не менее 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.)
тяжелые (массой более 22 тонн при мощности силовой установки более 150 л.с)
Утилизационный сбор на катки дорожные
легкие (массой менее 4 тонн)
средние (массой не менее 4 тонн и не более 10 тонн)
тяжелые (массой более 10 тонн)
Утилизационный сбор на погрузчики
массой не более 4 тонн
массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн
массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонны
массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонн
массой свыше 16,5 тонны, но не более 22 тонн
массой свыше 22 тонн, но не более 34 тонн
массой свыше 34 тонн
Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств
легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.)
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 200 л.с. и не более 250 л.с.)
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.)
Утилизационный сбор на краны- трубоукладчики
массой не более 25 тонн
массой свыше 25 тонн, но не более 35 тонн
массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн
массой свыше 50 тонн
Утилизационный сбор на прицепы
массой более 10 тонн
Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств
легкие (массой менее 5 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.)
средние (массой не менее 5 тонн и не более 15 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 220 л.с.)
тяжелые (массой более 15 тонн при мощности силовой установки более 220 л.с.)
Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства
средние (массой не менее 1 2 тонн и не более 17 тонн
Утилизационный сбор на транспортные средства типа «форвардер»
легкие (массой менее 12 тонн)
средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн)
тяжелые (массой более 17 тонн)
Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства
Легкие (массой менее 12 тонн)
Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн)
Тяжелые (массой более 17 тонн)
Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы
С объемом двигателя не менее 300 и не более 1500 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на снегоходы
С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров
С объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров и не более 1500 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные
Мощностью силовой установки не более 30 л.с.
Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.
Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.
Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.
Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.
Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.
Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.
Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.
Мощностью силовой установки более 380
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные
Мощностью силовой установки не более 100 л.с.
Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.
Мощностью силовой установки более 200 л.с.
Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные
Мощностью силовой установки не более 160 л.с.
Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.
Мощностью силовой установки более 255 л. с. и не более 325 л. с.
Мощностью силовой установки более 325 л. с. и не более 400 л. с.
Мощностью силовой установки более 400 л. с.
Утилизационный сбор на комбайны кормоуборочные
Мощностью силовой установки не более 295 л. с.
Мощностью силовой установки более 295 л. с. и не более 401 л. с.
Мощностью силовой установки более 401 л. с.
Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л. с.
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л. с.
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л. с.
Косилки самоходные

Как рассчитывается и пример расчета

Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К. Сколько составляет окончательная сумма именно в вашем случае, можно узнать самостоятельно.

БС — базовая ставка, К — коэффициент расчета, устанавливаются законодательно.

Например, БС для легковых автомобилей = 20 тыс.руб.; для грузовых, автобусов и легковых коммерческих машин — 150 тыс.руб. Коэффициент зависит от возраста авто, массы, предназначения: для легкового автомобиля старше 3 лет — 0,26; младше — 0,17. Для юридических лиц используются повышенные коэффициенты — 1,42 и 5,3 соответственно.

20 000*0,17 = 3 400 рублей.

Для юридического лица:

150 000*1,42 = 213 000 рублей.

С помощью этой формулы удобно производить бухгалтерский учет платежей с большого количества транспортных средств. Физическим лицам лучше воспользоваться , где нужно ввести параметры авто и потом получить окончательную сумму.

Ставки утилизационного сбора в 2018 году для физических лиц остались на прежнем уровне, для юридических лиц повысились в пределах 15%.

Порядок и сроки оплаты утилизационного сбора

Согласно закону, сроки уплаты сбора для физических лиц не устанавливаются. Автовладелец ставит машину на учет только по факту его внесения, до этого момента пользоваться транспортным средством нельзя.

НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится в составе суммы, потраченной на приобретение транспортного средства или как актив для перепродажи, учитывается в составе МПЗ.

Необходимые документы

Для оплаты необходим паспорт владельца ТС, заполненная квитанция с реквизитами получателя сбора. Узнать КБК можно на сайте ФНС России. Квитанция об оплате предъявляется в ГИБДД при постановке авто на учет.

Где можно оплатить

Оплатить утилизационный сбор в России можно в любом отделении банка наличным и безналичным способом. При себе нужно иметь паспорт и заполненную квитанцию. Ее образец вы увидите ниже:

Где ставится отметка об оплате

Когда утилизационный сбор уплачен, владелец обязан проследить за постановкой особой отметки в ПТС. Для этого нужно предоставить квитанцию об оплате в ГИБДД перед постановкой ТС на учет.

Чем грозит неуплата?

Законом РФ штрафов за неуплату утилизационного сбора не предусмотрено. Но автовладельцы таких машин не смогут поставить их на учет, а передвижение на незарегистрированном автомобиле наказывается штрафом 5000 р., лишением прав на несколько месяцев.

С импортеров автомобилей неуплаченные взносы взимаются через суд после обнаружения факта неуплаты и отправки предупредительного письма о подаче иска.

Возврат утилизационного сбора

Периодически мне рассказывают о случаях, когда утилизационный сбор был излишне начислен по ошибке. Как такое возможно? Да всё просто: прежний владелец авто или компания-производитель ранее уже оплатили УС, но по какой-то причине в ФНС или ФТС его не «увидели». В такой ситуации достаточно обратиться в организацию, принявшую сбор:

  • ФНС – если авто произведено на территории России;
  • ФТС – если машина ввезена в страну из-за границы.

Если вы переплатили, скачивайте и подавайте в отношении колесного транспортного средства и (или) шасси. Также бланк можно попросить у сотрудников налогового или таможенного органа.

К заявлению приложите копии:

  • Паспорта владельца (основных страниц).
  • ПТС (копия + оригинал).
  • Квитанции об оплате утилизационного сбора, платежного поручения или ордера.
  • Подтверждение ошибочности взыскания УС.

На принятие решения о возврате утилизационного сбора органам ФНС или ФТС дается 30 календарных дней. Помните, что возможен и отказ: например, при некорректно оформленных документах.

Заявить о возврате ошибочно взысканного утилизационного сбора можно в течение 3 лет с даты его уплаты. Сумма не подлежит индексации, комиссионные платежи не возвращаются. Способ возврата — перевод на счет заявителя в банке.

Отмена утилизационного сбора

Вопрос о том, отменят ли утилизационный сбор в 2019 году или его размер только вырастет, остается открытым. Скажу прямо — перспектив для отмены не видно.

Видео про утильсбор на автомобили в России