Крестоцветные: представители, признаки, строение, значение в природе и для человека. Значение в природе и жизни человека Дикорастущие крестоцветные растения

Какое значение крестоцветных в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение крестоцветных

Растения семейства крестоцветных характеризуются сходным строением плода и цветка. Цветок составляют чашечки и 4 чашелистика. Венчик имеет свободных 4 лепестка, которые расположены крест-накрест, 6 тычинок и пестик. В пестике и формируется плод. Цветки крестоцветных формируют соцветие кисть. Плод представляет собой укороченный стручочек либо длинный стручок. Листья расположились поочередно, а прилистники вовсе отсутствуют. Большая часть растений травянистые.

Значение семейства крестоцветных обуславливается их специфическими особенностями и строением. Некоторые растения в своем составе имеют вещества с острым вкусом и сильным ароматом (хрен, редька, горчица). Другие из них содержат серу, масла, витамины (капуста). Представители семейства крестоцветных используются как масличные, овощные, лекарственные, медоносные, пряные и декоративные растения. Также среди них имеются и сорняки, с которыми ведется постоянная борьба.

Значение крестоцветных в жизни человека

Хозяйственное значение крестоцветных в жизни человека очень велико. Большая часть из них это овощные растения. Важную роль имеет капуста – кочанная, цветная, кольраби, брюссельская, брокколи. Человек употребляет в пищу и другие овощи крестоцветных: редис, репу, брюкву и редьку. Из корней хрена делает вкусную приправу. Из семян горчицы производят масло, а то, что осталось после отжима перемалывается в порошок для столовой горчицы и горчичников.

Лекарственное значение представителей семейства крестоцветных

В медицине очень популярно применение горчицы. В первую очередь, из нее изготавливают горчичники от ишиаса, подагры и ревматизма. Горчичный спирт эффективен при ревматизме, растяжениях связок, мышечных болях, вывихах. Особо популярны при катарах бронхов горчичные компрессы. Мы уже писали, что из горчицы делают приправу. И совсем не зря. Приправа имеет еще и оздоровительный эффект. Она способствует пищеварению и помогает организму усваивать жирную пищу. Особенно она полезна для пожилых людей, так как горчичный порошок улучшает обмен веществ. Еще одно лекарственное растения среди крестоцветных это пастушья сумка. Она является кровоочистительным средством. Чай из пастушьей сумки и полевого хвоща пьют при ревматизме, кашле и подагре. Кроме того это растение помогает при заболеваниях желчевыводящей системы и печени. Его отваром полощут горло и промывают раны. Трава пастушьей сумки эффективна при сахарном недуге.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб-разии цветковых растений; познакомить с типичными предста-вителями семейства крестоцветные; показать экологическую роль растений этого семейства и их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование навыков ра-боты с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; формировать умение распознавать растения с опреде-лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство крестоцвет-ные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков), семена и корнеплоды растений семей-ства крестоцветные, школьные определители высших растений, определительные карточки для распознавания растений семейства крестоцветные, лупы.

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство кресто-цветные; интересные представители семейства крестоцветные; ис-пользование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные и эфи-ромасличные культуры; лекарственные растения, сорные растения, красильные растения, декоративные растения семейства кресто-цветные; экологическая роль растений семейства крестоцветные.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы приступили к изучению семейств ра-стений класса двудольные.

Какие семейства относятся к этому классу? (Крестоцвет-ные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.)

Каково второе название семейства крестоцветные? (Ка-пустные.)

Какова примерная численность растений этого семейства? (Около 3200 видов растений, принадлежащих к 350родам. Это одно из самых многочисленных семейств.)

Как вы считаете, за что растения этого семейства получи-ли такое название? (Элементов околоцветника, лепестков венчика и чашелистиков чашечки в цветках растений этого семейства по 4, и расположены они крестообразно — напротив друг друга.)

Где преимущественно распространены растения семейства крестоцветные? (В умеренных широтах Северного полушария, главным образом в Старом Свете .)

Как вы думаете, почему мы начинаем изучение семейств именно с крестоцветных? (Ответы учащихся.)

Большинство видов растений этого семейства обитает в сред-ней полосе. Кроме того, большое количество видов человек ис-пользует в качестве пищи. Давайте попробуем определить, какова роль растений семейства крестоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин об одном из наиболее интересных представителей семейства крестоцветные.)

Рассказ учителя

Человек выращивает различные сорта капусты уже более 4000 лет. Сейчас существует около 50 видов. Капуста была извест-на еще в Древней Греции и Древнем Риме. Родиной этого овоща считается Средиземноморье. Предком культурных сортов капусты является капуста дикая, до сих пор встречающаяся в некоторых рай-онах Средиземноморья. У белокочанной капусты в пищу употребля-ют укороченный побег с нераспустившейся верхушечной почкой.

Капуста — двулетнее растение. Что это значит? (Двулетними называют растения, которые живут около 2 лет, а затем плодоносят и погибают.)

Капуста брокколи была известна еще римлянам в дохристиан-ские времена. У этой капусты принято есть молодые побеги с зе-леными соцветиями. Брокколи очень вкусна и полезна благодаря высокому содержанию белка.

У цветной капусты в пищу употребляют бесхлорофилльные побеги с сильно разросшимися соцветиями и недоразвитыми цветками на толстых цветоножках. Брюссельская капуста в пазухах листьев образует маленькие качанчики, используемые для еды.

Кроме того, существует еще много различных сортов этого ра-стения. Все они играют огромную роль в питании человека. Осо-бенно важна капуста для людей, находящихся на диете, так как она богата клетчаткой и способствует правильному пищеварению.

Помимо общеизвестных сортов капусты, также пользуются популярностью кольраби (не имеет кочана, а образует шаровидное утолщение стебля), савойская, листовая и кормовая, салатная, пекинская.

Кроме капусты, к крестоцветным относится достаточно боль-шое количество растений, которые человек употребляет в пищу или использует в качестве корма для скота. Это редис, редька, репа, брюква, турнепс, дайкон.

Брюква, репа и турнепс сейчас употребляются как кормовые культуры, а в прошлые века они были важным пищевым продук-том и даже помогали выжить при неурожае зерновых.

К крестоцветным относится также и хрен. Длинные протертые корневища этого растения используют в пищу как полезную при-праву к различным блюдам. Хрен не только способен усиливать аппетит, но и обладает фитонцидным действием. Это ценное пи-щевое и витаминное растение, которое применяют и в медицине.

Многие крестоцветные содержат достаточно большое коли-чество жира. Из семян рапса, белой горчицы, сарептской горчи-цы, катрана абиссинского, катрана татарского, сурепицы, рыжика ярового выжимают масло для пищевых или технических целей. Например, в семенах рапса содержится до 33—50% масла.

Черешки листьев и побеги катрана татарского употребляют в пищу, а в Средней Азии из его корней готовят муку для лепешек. Едят также корни, листья и молодые стебли свербиги восточной, произрастающей в европейской части России, на Кавказе, на юге Западной Сибири.

Корни катрана татарского

Из семян горчицы получают горчичный порошок, который до-бавляют в качестве приправы к различным блюдам и муке при вы-печке хлеба, а также ее применяют для различных хозяйственных целей (в медицине, например, — для изготовления горчичников, в быту — для мытья посуды и т. д.).

Большинство крестоцветных является одновременно прекрас-ными медоносами и эфиромасличными растениями — сурепка, рапс, вайда, вечерница, икотник, бурачок, горчица и др.

Среди растений семейства крестоцветные много лекарствен-ных. Например, побеги пастушьей сумки издавна употребляются как кровоостанавливающее средство. Она особенно популярна в тибетской и китайской медицине. Побеги желтушника серого используются в медицине как сердечное и мочегонное средство. Из травы желтушника получают сердечный препарат Эризид.

На севере нашей страны, где остро стоит проблема нехватки витаминов, в особенности витамина С, растет ложечница арктиче-ская, в листьях которой содержится до 0,2% витамина С. Северные народы часто используют эту траву как противоцинготное сред-ство. Семена, листья и стебли чесночницы лекарственной обладают характерным запахом чеснока, за что это растение и получило свое название. Семена и листья этого растения активно применяются в медицине.

Растение вайду красильную , обитающую в степях и на лугах южной части России, используют для получения из нее краски индиго.

Среди декоративных растений этого семейства можно выде-лить такие виды, как левкой. В диком виде левкои произрастают в Европе, Азии и даже в Австралии. Культивируются выведенные в результате селекционной работы сорта этого растения. Цвет-ки окультуренного левкоя махровые за счет тычинок, которые видоизменились в лепестки. Выделяют два сорта: левкой седой и левкой двурогий.

В цветоводстве известны также виды бурачка приморского, используемые для оформления клумб и бордюров. Как декоратив-ные растения выращивают и желтофиоль садовый, парию голо-стебельную, лунник оживающий и вечерницу — ночную фиалку.

Растения семейства крестоцветные особенно ценятся в цвето-водстве за приятный тонкий аромат. У многих растений он имеет тенденцию усиливаться к ночи.

Экологическая роль крестоцветных заключается в том, что они прекрасные медоносы, что играет важнейшую роль не только в хо-зяйственной деятельности человека, но и в жизнедеятельности природных сообществ. Большинство растений-медоносов цветет в течение всего вегетационного периода — с весны и до поздней осени. Они важный источник пищи для многих насекомых- опылителей.

Сорняками, активными как во влажные, так и в засушливые сезоны и требующими специальных методов борьбы с ними на по-лях и лугах, являются сурепка, желтушник, ярутка, свербига, редь-ка дикая, пастушья сумка.

Творческое задание. Зарисовать все сферы использования ра-стений семейства крестоцветные.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Сделать определительные карточки для распознавания растений, находящихся в кабинете биологии. При этом нужно учитывать только внешние (фенотипические) признаки, которые хорошо заметны.

Подготовить доклад об интересных растениях семейства розоцветные, об особенностях их строения и о хозяйственном применении этих растений.

О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Класс: 6

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию :

  • Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
  • Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
  • Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

Форма урока - урок - путешествие с элементами ролевой игры.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: таблицы "Семейство крестоцветные", гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка, формула цветка, плод стручок или стручочек.

  • По источнику знаний : словесный, наглядный, практический.
  • По характеру деятельности учащихся : частично-поисковый.
  • По характеру деятельности учителя : проблемный.
  • Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.

С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.

Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?

Предлагаю отгадать следующие загадки (группа ребят заранее к уроку их приготовила)

На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)

Девица - белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)

На плечах Игнашки
Сорок три рубашки -
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)

Был ребенок - не знал пеленок,
А стал стариком -
Сто пеленок на нем. (кочан капусты)

5. Безсчету одежек и все без застежек (капуста)

6. Нота. Часть танца (репа)

Первый слог - песня весенней капели,
Второй - губы.
Все - растение, про которое
Сложена загадка:
"Был ребенок - не знал пеленок,
Стар стал - пеленаться стал" (капуста).

Учащиеся отвечают, что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство - крестоцветные. Итак, ученики формулируют цель урока.

Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок - путешествие по семейству крестоцветные .

Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия.

Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.

  • Остановка на станции "Определительная "
  • Остановка на станции "Музейная"
  • Остановка на станции "Познавательная"
  • Завершение путешествия на таможне.

Ну что, в путь?

Контрольный пункт.

Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера (по вариантам) Приложение 1

Вариант №1.

Задание №1.

Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:

1. Плод-стручок или стручочек.

2. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

3. Плод - боб

4. На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха

5. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок

6. Цветок имеет один пестик и десять тычинок

7. Тычинок в цветке много

8. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

Задание №2

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты.

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, белена черная, капуста.

Вариант № 2

Задание №1

Выбрать признаки растений семейства пасленовых:

1. Корень стержневой

2. Листья с сетчатым жилкованием

3. В цветке шесть тычинок и один пестик

4. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.

5. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.

6. Плод - стручок или стручочек

7. Пдлод - ягода или коробочка

8. Пастушья сумка

9. Паслен черный

10. Картофель

Задание №2

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, розы, капуста.

После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.

Критерии оценивания указаны на карточке.

Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась - капуста.

Проблема: почему капусту, репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?

Здесь ребята выполняют лабораторную работу - "Растения семейства крестоцветных."

(каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) Приложение 2

Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.

Ход работы

1. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

2. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

3. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

4. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).

5. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.

6. Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.

7. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь

10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

11. Зарисуйте и подпишите плод.

Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

Ребята делают следующие выводы:

семейство включает около 3200 видов растений;

Цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;

Формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;

Соцветие - кисть;

Плоды - стручки или стручочки;

Корневая система - стержневая.

Правильно, ребята, по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.

А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.

Следующая остановка - станция "Музейная".

Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.

Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные). Презентация

А наше путешествие продолжается и следующая остановка "Определительная "

Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. Приложение 3

Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.

Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка "Таможня ". Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. Приложение 4

Вариант №1.

Отметьте признаки крестоцветных:

1.Тычинок много.

2. Венчик состоит из пяти лепестков

3. Чашечка состоит из четырех чашелистиков

4. Плод стручок

5. Плод костянка

6. Венчик состоит из четырех лепестков.

7. Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие

8. Чашечка состоит из пяти чашелистиков.

Вариант №2.

Выбрать правильные утверждения:

1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, и деревья

2. Все крестоцветные имеют простые листья

3. Плоды у крестоцветных -стручки и стручочки

4. Все крестоцветные -двулетние растения.

5. Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..

6. Все крестоцветные имеют формулу цветка - Ч4,Л4,Т4+2,П1.

Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.

Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.

Рефлексия.

  • О чем вы сегодня узнали на уроке?
  • Достигнута ли цель урока?
  • Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
  • Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.

Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.

Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:

Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.

Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.

Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

1. Плод стручок (длинный) ::::::::::::::::::::::2

0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине):::::::::::.5

2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

Редька дикая.

0. Плоды без перетяжки::::.. 3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

Горчица белая

0. Стручки с округлым носиком:::::::::::::::::::::4

4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю.Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

Гулявник лекарственный.

0. Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.

Желтушник левкойный.

5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

Пастушья сумка.

0.Стручок овальной формы:::::::::::::::::::::::6

6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

Ярутка полевая

0. Стручочки без крылышек:::::::::::::::::::::::7

7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

Икотник серо-зеленый

0 Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0

Клоповник сорный.

Семейство крестоцветных включает около 4 тысяч видов. По-другому семейство крестоцветные называют семейством капустные . Среди них есть как однолетние, так двулетние и многолетние растения. В основном это травы. Капустные относятся к классу двудольных растений.

К семейству крестоцветных относятся многие культурные растения, имеющие важно сельско-хозяйственное значение. Это капуста, горчица полевая, левкой, редька огородная, редис, турнепс, брюква и др.

Представители семейства крестоцветных опыляются насекомыми. Поэтому имеют яркие пахнущие соцветия. Являются медоносами.

Другое важное значение капустных - у многих их видов семена содержат большое количество растительных масел (горчица, рапс), которые человек использует в пищу и для других целей.

Характеристика семейства крестоцветных

Название семейства связано с особенностями строения цветка. Его четыре лепестка расположены крестообразно. У крестоцветных не только венчик состоит из четырех лепестков. Также дело обстоит с чашечкой, у нее четыре чашелистика. Пестик один, а тычинок шесть, две из которых короткие, а четыре длинные.

Обычно мелкие цветки крестоцветных собраны в соцветие кисть.

Плоды представляют собой стручки или, так называемые стручочки (короткие стручки).

Расположение листьев поочередное, либо в прикорневой розетке.

Корневая система стержневого типа. У ряда представителей крестоцветных образуются корнеплоды.

Дикорастущие крестоцветные растения

Многие дикорастущие крестоцветные растения являются также сорняками на сельскохозяйственных полях, т. е. являются сорными растениями.

Редька дикая имеет прямостоячий стебель, покрытый внизу волосками. Расположение листьев поочередное. Цветки обычно желтые, относительно крупные, собраны в соцветие кисть. Массовое цветение наблюдается в июне, однако дикая редька может цвести и осенью. Стручки имеют поперечные перетяжки. По этим перетяжкам стручки при созревании распадаются на отдельные фрагменты, содержащие по одному семени.

У сурепки обыкновенной цветки мельче, чем у дикой редьки. Плод у сурепки имеет обыкновенное для стручков строение: семена растут на перегородке между створками. Сурепка обыкновенная в основном цветет в мае. За лето она успевает образовать плоды и семена, которые прорастают осенью этого же года. При этом образуется растение с коротким стеблем и розеткой листьев. А уже весной следующего года развиваются длинные обычные побеги.

У пастушьей сумки цветки мелкие и белые. Стручочки напоминают треугольные сумочки. За одно лето сменяется несколько поколений пастушьей сумки, так как она быстро цветет и плодоносит. Это неприхотливое широко распространенное растение.

Культурные крестоцветные

Наиболее известным нам крестоцветным растением, имеющим сельско-хозяйственное значение, является капуста . Человек с древних времен выращивает это растение. В настоящее время существует множество сортов капусты (белокочанная, цветная, кольраби, брюссельская и др.).

Культурные сорта капусты произошли от капусты дикой, которая кочанов не образует.

Капуста белокочанная представляет собой двулетнее растение. Кочан образуется в первый год жизни. Если требуется получить семена, то выкапывают все растение целиком и следующей весной снова высаживают. Из его пазушных и верхушечной почек развиваются стебли с листьями и цветками. Цветки имеют желтоватый оттенок, собраны в кисть.

Качан, образовавший побеги и соцветия

Культурными крестоцветными также являются горчица, редис, репа, редька, рапс, турнепс, хрен, рыжик и др.

Капуста, редис, горчица, пастушья сумка... Как вы думаете, что объединяет все эти растения? Правильный ответ - строение и общая характеристика которых представлены в нашей статье, широко распространены в природе и выращиваются в качестве культурных растений. Каковы особенности этих растений? Давайте разберемся вместе.

Общая характеристика

Семейство Крестоцветные, или Капустные, относится к классу Двудольные. Они характеризуются парой семядолей в зародыше семени. Капустные получили свое название благодаря самому распространенному представителю. Красно- и белокачанная, цветная, кольраби, пекинская, савойская, цветная, брюссельская - всего сортов капусты насчитывается более тридцати. В переводе с кельтского "кап" переводится как "голова". И действительно, форма этой части тела очень похожа на укороченный и утолщенный побег этого растения - кочан.

За редким исключением, все капустные являются травянистыми растениями со Листья крестоцветных простые. На стебле они расположены очередно. Листья, расположенные у основания побега, формируют прикорневую розетку.

Крестоцветные: формула цветка

Представители семейства капустных имеют еще одно название. Его они приобрели благодаря строению цветка. Их еще называют крестоцветными. Диаграмма и формула цветка, которая имеет вид Ч4Л4Т2+4П1, содержат всю необходимую информацию о его строении. Цифры в данной формуле означают количество элементов, а большие буквы - первые в названии определенных частей.

Генеративный орган

Итак, формула цветка семейства крестоцветных начинается с обозначения Ч4. Это означает, что растения этого семейства имеют по 4 чашелистика. Они зеленого цвета, расположены у основания цветоложа крестообразно. Таким же образом прикрепляются и лепестки. Строение венчика в формуле обозначается как Л4. Четыре свободных лепестка располагаются крест-накрест, определяя второе название семейства. Венчик может быть желтым, розовым, лиловым или белым. Особенно яркие лепестки имеют ядовитые растения. Их типичным примером является желтофиоль. Его легко отличить по ярко-желтым соцветиям. Его сок содержит гликозиды. Эти ядовитые вещества негативно влияют на деятельность сердечной мышцы.

Из формулы цветка крестоцветных растений сразу становится понятным, что эти структуры являются обоеполыми. Это значит, что в них располагаются и пестики, и тычинки. Это основные части любого цветка.

Т2+4 - это значит, что всего тычинок шесть. Две из них короткие, а четыре - длинные. Пестик всегда один (П1). Как правило, цветки капустных мелкие. Они собираются в кисти, которыми заканчиваются все ветки или один главный стебель. Из таких соцветий развиваются плоды крестоцветных - стручки или стручочки. Оба эти вида сухие и раскрывающиеся. Они раскрываются по верхнему и нижнему шву от верхушки к основанию. Семена расположены на перегородке внутри плода. Стручочек отличается тем, что он значительно короче и шире стручка. и формируют плод другого типа - орешек.

Опыление и условия формирования семян

Формула крестоцветных свидетельствует о том, что эти растения способны к самоопылению. Оно происходит в пределах одного цветка. Возможен также процесс перекрестного опыления с помощью ветра или насекомых. Последние являются наиболее эффективными переносчиками пыльцы. Это медоносные и дикие пчелы, шмели, мухи, бабочки, вечерницы. Насекомых привлекает яркая окраска соцветий и характерный запах медоносов.

Разнообразие

Кроме известных овощных культур, к которым относятся капуста, редька, турнепс, хрен, человек выращивает и масличные виды. Самыми распространенными из них являются горчица и рапс. Среди крестоцветных, формула цветка которой определяет название этого семейства, известны и сорные виды. Это икотник, пастушья сумка, ярутка. Среди медоносных видов широко известны рыжик, сурепка, рапс.

Хозяйственное значение

Человек давно научился использовать разные части этих растений. Самым известным крестоцветным с ценными листьями, естественно, является капуста. Витамин С не разрушается в ней даже при длительном хранении в свежем и соленом виде. Поэтому систематическое употребление капусты способствует повышению иммунитета. А вот горчица не только употребляется в пищу в качестве приправы. Из ее зерен получают порошок, который используют наружно при простудных заболеваниях легких и верхних дыхательных путей.

Зная формулу семейства крестоцветных, их легко различить среди других растений. Яркие соцветия с хорошо заметными крестообразными венчиками выделяются на общем зеленом фоне. Это делает их заметными для пчел. Поскольку эти культуры цветут уже в мае, такой мед пасечники получают первым.

Редька славится своими корнеплодами. Эфирные масла и соединения серы придают им характерную горечь и остроту. Эти вещества улучшают процессы пищеварения, повышают аппетит. Сок редьки применяют для лечения простудных заболеваниях, воспалении и печени, и желчного пузыря. Листья используют не только у капусты, но и у хрена. Их добавляют к соленым овощам, в качестве приправы к острым и мясным блюдам.

Итак, крестоцветные, формула цветков которых - Ч4Л4Т2+4П1, характеризуются наличием четырех свободных лепестков и чашелистиков. Они располагаются крестообразно. Это и определяет название семейства. Среди представителей крестоцветных, или капустных, широко известны овощные, масличные, декоративные, медоносные, кормовые и сорные виды.