Что почитать ребенку семи лет? Как привить детям любовь к спорту и здоровому образу жизни Что почитать детям 5 6 лет.

Здравствуйте, уважаемые читатели. По просьбам читателей сегодня я расскажу о том, какие книги для детей 6 — 7 лет необходимы для развития.

Каждый любящий родитель с высокой ответственностью подходит к процессу воспитания. С самого раннего возраста они читают своим чадам книги. Чтение развивает в детях познавательные, воспитательные и эстетические чувства. Имея опыт мамы с детьми дошкольного о возраста, могу сказать, что не каждая детская книга несет пользу. Необходимо учитывать возраст, развитие, интересы и психологические особенности каждого чада в отдельности.

Постарайтесь, чтобы чтение для детей стало удовольствием, а не грузом. Не надо навязывать и заставлять. Вводите грамотно в волшебный мир литературы. Интерес дошколят хрупок, всего одним произведением можно его утратить навсегда.

В возрасте 6 – 7 лет детям нравятся произведения о животном мире, насекомых, природе, рассказы и сказки о сверстниках. Для чтения стоит отдать предпочтение классической литературе. Во все времена классика остается актуальна, на ней выросло множество поколений. Но не стоит ограничиваться, в наши дни существуют авторы, на которые стоит обратить внимание. Прочтение их книг также принесет удовольствие и пользу.

Можно выделить некоторые направления:

  • Стихи. Думаю, каждый помнит стихотворение «Дядя Степа » Сергея Михалкова, «Мойдодыр » или «Айболит » Корнея Чуковского, «Младший брат» Агнии Барто.
  • Детская фантастика Юрия Томина «Шел по городу волшебник », «Приключения электроника » Евгения Велтисова.
  • Истории и рассказы «Не надо врать » Михаил Зощенко, «Рыцари» Виктор Драгунский.
  • Малый фольклор всех народов мира. Песни, прибаутки, потешки, пестушки.
  • Русские народные сказки, например, «Маша и медведь » «Морозко», «Теремок», «Царевна — лягушка », «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • Произведения о природе и животном мире. Константин Ушинский написал много о детях, всей красоте природы, о животных, птицах и насекомых. «Ученый медведь», «Четыре желания », «Проказы старухи зимы », «Гусь и журавль».

Полноценное развитие

В возрасте 6 – 7 лет ребенок считается дошкольником и многие книги можно отнести к старшей дошкольной литературе. Сегодня методики педагогической подготовки разнообразны у различных авторов. Но все они должны формировать интерес дошкольника к чтению. Родитель или взрослый человек, занимающийся с детьми, должен проводить дискуссии, подталкивающие к самостоятельным рассуждениям, высказываниям своего мнения. Обязательно моделируйте ситуации – сочинить рассказ или сказку, нарисовать понравившихся персонажей, слепить из пластилина.

Лучше выбирать развивающие книжные издания с яркими иллюстрациями и крупными буквами. В этом возрасте имеет более важную роль эмоциональная окраска героев произведения. Она раскрывается в предметах одежды, прически, настроении и поведении, во всевозможных деталях сюжета.

Перед прочтением покажите ребенку картинку. Попытайтесь составить описание, понять о чем идет речь. Это поможет для развития творческого мышления. Если дошкольник умеет читать, можно попробовать выразительное чтение, ролевое. После прочтения дайте возможность пересказать. Разучивайте стихи с детьми.

Существуют некоторые утверждения психологов, что детские истории должны положительно заканчиваться. Это дарит надежность окружающего мира. А сомнения и страхи вызывает грустное, несчастное окончание. Нежелательный конец всегда можно исправить.

Развитие интереса и любви к чтению

Прививать любовь к искусству стоит с самых младших лет жизни. С рождения чада мама напевает колыбельные, с ростом и развитием малыша – начинает читать вслух сказки на ночь. У ребенка формируется привычка, необходимость в познании новых увлекательных сюжетов.

Несколько интересных способов воспитания любви к литературе:

  1. Предложить книжку, исходя из заинтересованности.
  2. Обязательно положить журналы, каталоги или газеты на самых видных местах в доме.
  3. Читать самим. Воспитывайте в себе привычки, детям приемлемо повторять за взрослыми.
  4. Уделить внимание играм, требующим процесса чтения.
  5. Попросить старшего ребенка прочесть младшим.
  6. Наличие специально отведенного места в доме для хранения литературы.
  7. Подпитывать детский интерес.

Не принесет никакой пользы, а даже оттолкнет награда в виде сладостей или позволения просмотра телевизора, простой похвалы или подарка новой книги будет достаточно. Не оценивайте критично качество.

Что поставить в домашнюю библиотеку

Интересные:

  1. «Тараканище » К. Чуковский, «Есть такие Мальчики» А. Барто;
  2. Народные сказания и былины;
  3. «Незнайка на луне » Н. Носов, «Храбрая собака» К. Ушинский;
  4. С. Маршака «Вот какой рассеянный », А. Волков «Тайна заброшенного замка ».

Современный топ:

  1. «Легкий хлеб» К. Сергиенко;
  2. «Пик, Пак, Пок » А. Лаптев;
  3. «Саша и Маша » Анни М. Г. Шмидт;
  4. «Муравей Ферда » С. Ондржей
  5. «Квак и Жаб круглый год » Л. Арнольд.

Классика:

  1. «Три медведя » Л. Толстой;
  2. Детские рассказы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого;
  3. «Аленький цветочек » С. Аксаков;
  4. «Совесть» А. Гайдар;
  5. «Сказка о золотом петушке » А. Пушкин.

Формирование речи:

  1. Сказания всех народов мира;
  2. Стихи Д. Хармса;
  3. «Кот Васька» А. Толстой;
  4. «Заколдованная буква » В. Драгунский;
  5. «Серебряное копытце » П. Бажов.

Популярные:

  1. «Секреты пластилина » О. Рони;
  2. «Ромашки в январе » М. Пляцковский;
  3. «Очень голодная гусеница » Э. Карл;
  4. «Сипсик» Э. Рауд;
  5. «Жили — были ежики » А. Усачев.

Подарите возможность полюбить книги. Проговаривайте о нее ценностях. Будьте примером – читайте сами. Если ребенок будет вас видеть за чтением, он сам постарается, как можно больше проводить времени в мире увлекательных произведений. Технологии не стоят на месте, а на прилавках огромный выбор, но покупка не сравнится с прогулкой в библиотеку. А для будущих школьников библиотека — один из первых помощников в успешной учебе и будущих начинаниях.

На этой ноте позвольте с вами попрощаться. Подписывайтесь на обновления блога, оставляйте комментарии к статье. Может Вы подскажите нам еще интересные произведения для детей этого возраста, буду благодарна.

В возрасте от 5 до 6 лет дети уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет. Дети в 5 лет и 6 лет с огромным удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на темы нравственности, жизни своих сверстников, окружающей природы и героических событий, описанных в книгах. Они начинают проявлять большой интерес к научно-познавательной и исследовательской литературе.

Список книг для детей в 5 и 6 лет:

  1. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки, сказки народов мира
  2. Толстой Л. Акула. Пожарные собаки. Филипок. Булька. Мильтон и Булька
  3. Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке
  4. Андерсен Г. X. Гадкий утенок. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Волшебный холм. Новый наряд короля. Дорожный товарищ. Принцесса на горошине. Дочь болотного царя. Калоши счастья. Маленький Клаус и Большой Клаус. Русалочка. Огниво. Сундук-самолет. Старый дом. Суп из колбасной палочки. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди (и другие)
  5. Ершов П. Конек-Горбунок
  6. Маяковский В. Тучкины штучки
  7. Михалков С. Непоседы. А что у вас? Если. Фома
  8. Маршак С. Цирк. Баллада о королевском бутерброде. Веселые чижи. Багаж. Старушка
  9. Киплинг Р. Сказки
  10. Аксаков С. Аленький цветочек
  11. Катаев В. Цветик-семицветик
  12. Яснов М. Утренняя песенка. Пейзаж с луной. Подходящий угол. Спасибо! Хомячок
  13. Грозовский М. Сурок
  14. Коваленков А. Почему медведь зимою спит
  15. Пивоварова И. Мой храбрый лев. Волшебная палочка. Про шляпу
  16. Сапгир Г. Шел садовник. Туча. Моя семья. Ночные страшилки. Месяц
  17. Пляцковский М. Как ослик Алфавит учился старших уважать. Мамина песенка. Как попался кот на удочку
  18. Лунин В. Когда я взрослым стану
  19. Усачев А. Веселая мышка. Сколько ног у осьминога
  20. Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса (Как оживить сказку. Братец Лис и Братец Кролик и другие)
  21. Драгунский В. Друг детства. Заколдованная буква. Он живой и светится...
  22. Мошковская Э. Я пою. Ботиночный врач. Ну и что, ну и что... Какие бывают подарки
  23. Цыферов Г. Большой одуванчик. Град. Одинокий ослик
  24. Остер Г. Вредные советы. Бабушка удава. Ненаглядное пособие
  25. Бианки В. Лесные были и небылицы
  26. Степанов В. Что за птица. Маленький рост. Кто хозяин? Рыжий пес. Снегирь. Пеликанские острова
  27. Берестов В. Знакомый. Заячий след
  28. Барто А. Бестолковый Рыжик Иванов А. Про Фому и суслика
  29. Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица. Король-лягушонок, или Железный Генрих. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. Синяя Борода
  30. Родари Д. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы
  31. Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх
  32. Булычев К. Приключения Алисы (Путешествие Алисы. Заповедник сказок. Миллион приключений. Конец Атлантиды. Подземная лодка. Алиса и крестоносцы. Война с лилипутами
  33. Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Лённеберги
  34. Вестли А. Мама, папа, восемь детей и грузовик
  35. Милн А. Винни Пух и все-все-все. Баллада о королевском бутерброде
  36. Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог Марранов. Желтый туман. Сказки тысячи и одной ночи (Семь путешествий Синдбада-морехода. Повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем. История о Медном городе. Абдаллах Земной и Абдаллах Морской. Абу Кир и Абу Сир. Рассказ про Ала ад-Дина и волшебный светильник. Истории о яйце птицы Рух и сокровищах пирамид и другие)
  37. Гофман Э. Щелкунчик и мышиный король
  38. Шварц Е. Сказка о потерянном времени
  39. Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька
  40. Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
  41. Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка
  42. Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки (и другие)
  43. Житков Б. Что я видел. Рассказы
  44. Чаплина В. Вайгач. Питомцы зоопарка
  45. Бабич И. Мои знакомые звери
  46. Голявкин В. Тетрадки под дождем
  47. Алешковский Ю. Кыш и Два портфеля
  48. Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Коли и Миши
  49. Коллоди К. Приключения Пиноккио
  50. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
  51. Губарев В. Королевство кривых зеркал
  52. Хаит А. Приключения кота Леопольда
  53. Научно-популярные энциклопедии для детей

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании — иными словами, помещается ли она в рот. Тем не менее, читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во‑первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем крошечные малыши хорошо воспринимают ритм и умеют различать родительские интонации.

Как читать?

  • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее — в общем, добросовестно развлекайте малыша.
  • Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
  • Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
  • Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Что читать?

  • Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
  • Стихи со звукоподражанием.

Что покупать?

  • Прочные, «неубиваемые» и безопасные книжки-игрушки, которые можно с удовольствием грызть, мять и даже купать в ванной.
  • Книжки с «живыми» иллюстрациями: мохнатыми зверушками, квакающими лягушками и т. п.
  • Книги с простыми, яркими и реалистичными картинками.

Список литературы 1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег» 2. Аронзон Л. «Кому что снится» 3. Барто А. «Игрушки» 4. Бергельсон А. «Ура для комара» 5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето» 6. Благинина Е. «Стихи для детей» 7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха» 8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда» 9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!» 10. Майер Н. «Лесные смешинки» 11. Маршак С. «Детки в клетке» 12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких» 14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка» 15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского 16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?» 17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет» 18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года» 19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа» 20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

Книги для детей от 2 до 4 лет

Книги для детей от 2 до 4 лет

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

Как читать?

  • Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном — всегда в одно и то же время.
  • Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
  • Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
  • Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во‑первых, скорее всего понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что читать?

  • Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
  • Небольшие стихотворения (4−12 строк).
  • Стихотворные загадки.
  • Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», — теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

Что покупать?

  • Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.
  • Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, — наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.
  • Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.
  • Список литературы 1. Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», Огниво", «Сказка о стойком оловянном солдатике» 2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат» 3. Гаршин В. «Лягушкапутешественница» 4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной» 5. Даль В. «Старик-годовик» 6. Дональдсон Д. «Груффало» 7. Ершов П. «Конек-Горбунок» 8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка» 9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке» 10. Левин В. «Глупая лошадь» 11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки» 12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет» 13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?» 14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка» 15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой» 16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» 17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя» 18. Сеф Р. «Кто на кого похож» 19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?" 20. Толстой Л. «Сказки и рассказы» 21. Тувим А. «Азбука», «Где очки» 22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик» 23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр» 24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь» 25. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

    Книги от 4 до 6 лет

    Книги для детей от 4 до 6 лет

    Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать — это такая трагедия, рядом с которой меркнет даже гибель Помпеи. По крайней мере, именно в этом вас начнут убеждать все окружающие! Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально — и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

    Как читать?

    • Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
    • Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз — так проще запоминаются детали.
    • Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
    • Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях и справочниках. Интернет в деле приучения к чтению — плохой помощник, слишком уж много соблазнов.
    • Сводите чадо в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.

    Что читать?

    • Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
    • Истории в духе «добрым молодцам урок» — в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
    • Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
    • Обучающие пособия для подготовки к школе.
    • Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе, а перед 9 Мая — военные рассказы.

    Что покупать:

    • Книжки со сложными, рассчитанными на долгое изучение иллюстрациями.
    • Детские журналы и комиксы.

    Список литературы 1. Бажов В. «Серебряное копытце» 2. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса» 3. Бианки В. «Рассказы о животных» 4. Волков А. «Волшебник Изумрудного города» 5. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города» 6. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка» 7. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке» 8. Гэллико П. «Томасина» 9. Доктор Сьюз «Сказки» 10. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке» 11. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу» 12. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица» 13. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 14. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон» 15. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все» 16. Сказки народов мира 17. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры» 18. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче» 19. Остер Г. Б. «Котенок по имени Гав и другие истории» 20. Пришвин М. «Лесной хозяин» 21. Пушкин А.С. «Сказки» 22. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена» 23. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы» 24. Романова Н. «Муравей Красная Точка» 25. Русские народные былины 26. Толстой А.Н. «Приключения Буратино» 27. Уайлд О. «Звездный мальчик» 28. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» 29. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса» 30. Чаплина В. «Кинули»

    Книги для детей 7 лет

    Книги для детей 7 лет

    Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги — одну выбираете вы, вторую — он.

    Как читать?

    • Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять — на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
    • Читайте сказки и басни по ролям.
    • Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
    • Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т. д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
    • Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» — в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

    Что читать?

    • Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
    • То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.
    • Электронные книги. От технологий никуда не деться, так что лучше использовать их во благо.

    Что покупать:

    • Книги из школьной программы.
    • Книги об увлечениях ребенка. Если малыш любит кошек, выбирайте зоологическую энциклопедию (или кошачий детектив), если увлекается хоккеем — спортивную и т. д. Даже к мультикам и компьютерным играм, которые часто отвлекают детей от чтения, можно подобрать соответствующие новеллизации или арт-буки.

    Список литературы

    1. Адамс Р. «Обитатели холмов»

    2. Барри Дж. «Питер Пэн»

    3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»

    4. Грэм К. «Ветер в ивах»

    5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»

    6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные»

    7. Диккенс Д. «Истории для детей»

    8. Драгунский В. «Денискины рассказы»

    9. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»

    10. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»

    11. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»

    12. Легенды и мифы Древней Греции

    13. Лондон Дж. «Белый клык»

    14. Льюис К. «Хроники Нарнии»

    15. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

    16. Одоевский В. «Городок в табакерке»

    17. Олеша Ю. «Три толстяка»

    18. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»

    19. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

    20. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

    21. Таск С.Э. Тайна рыжего кота

    22. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»

    23. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»

    24. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»

    25. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

Чтобы не задаваться вопросом «Как приучить ребёнка к чтению?», озадачьтесь другим - «Какие книги предлагать малышу?» Если показать, на что способна литература, как подстёгиваемое собственной фантазией художественное слово раскрашивает в диковинные колеры привычную обстановку, то заставлять и приучать никого не придётся. Дети будут сами напоминать вам, что пора обновить библиотеку, а книжные магазины будут прельщать их гораздо больше, чем витрины с игрушками или электронными гаджетами.

Детские книги: читать самостоятельно или слушать родителей

Пока малыш читать не умеет - всё понятно: он слушает любимые сказки, детские стихи и рассказы в исполнении мамы, папы и иных обученных грамоте родственников. Но что делать, когда наука освоена и кроха бойко и вполне осознанно складывает буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, да так, что и замечаний не сделать? Многие родители на этом этапе решают: «Достаточно, начитались - теперь, дорогой, сам». И совершают серьёзную ошибку.

Совместное чтение - акт восхитительной духовной близости. Уютно расположившись рядышком, поддерживая телесный контакт, вы наслаждаетесь общим погружением в создаваемое писателем пространство: взлетаете в небесные выси, оказываетесь в подводном царстве, путешествуете сквозь лето в зиму и через горы к океанам.

Почему родителям нужно читать вслух ребёнку 6–7 лет:

  • Создаются благоприятные условия для общения.
  • Формируется поле совместных переживаний.
  • Есть возможность разъяснять непонятные ребёнку слова и обстоятельства произведения.
  • Авторский текст насыщается личным (своим голосом вы переводите обезличенные обращения автора на своего ребёнка, делаете его сопричастным происходящему).
  • Развивается фонематический слух.
  • Стимулируется интерес к чтению как способу времяпрепровождения.

Но, конечно, по мере взросления всё больше книг ребёнок читает самостоятельно. Процесс перехода от чтения вслух к чтению самостоятельному должен быть плавным.

  • Предлагайте ребёнку иногда меняться ролями «читатель» - «слушатель».
  • Читайте детские книги по ролям, разыгрывая сценки.
  • Просите юного книгочея почитать вам, пока вы заняты домашними делами.

Как выбирать произведения для детей 6–7 лет

Чтение учит доброте и мудрости, состраданию и находчивости, дружбе и ответственности. Чтобы эти уроки давали ожидаемый эффект и навсегда впечатывались в сознание дошкольника нерушимыми нравственными принципами, важно выбирать произведения, в которых мораль подана в увлекательном и понятном для ребёнка сюжете. О чём интересно читать шестилеткам? «Эврика» знает.

Книги о природе и животных

Читая о природе, птицах и животных, ребёнок учится проявлять доброту и заботу, бережно и внимательно относиться к окружающему миру. Воспетая мастерами художественного слова красота лесов и морей, полей и рек, описанные ими переживания представителей животного мира воспитывают в дошкольнике нравственность и милосердие.

Список литературы:
  1. Виталий Бианки «Лесная газета»;
  2. Николай Леденцов «Чудесия: рассказы о птицах»;
  3. Геннадий Снегирёв «В разных краях»;
  4. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб»;
  5. Зоя Журавлёва «Путька»;
  6. Георгий Скребицкий «Лесной прадедушка»;
  7. Юрий Дмитриев «Лесные загадки»;
  8. Фарли Моуэт «Собака, которая не хотела быть просто собакой»;
  9. Редьярд Киплинг «Сказки и рассказы о животных»;
  10. Арчи Бинз «Бастер, ко мне!».

Детям - о детях

Мальчишкам и девчонкам 6–7 лет читать о детях - их сверстниках - полезно и интересно: как жили ребята раньше и какова детская жизнь сегодня, в какие игры играют дошколята и младшеклассники, как они дружат, ссорятся и мирятся, как сообща постигают важные жизненные уроки. Составьте для своего чтеца подборку увлекательных историй про детей, а мы, конечно же, поможем.

Список литературы:
  1. Виктор Драгунский «Денискины рассказы»;
  2. Борис Житков «Что я видел»;
  3. Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;
  4. Николай Носов «Затейники»;
  5. Тамара Михеева «Лёгкие горы»;
  6. Валентина Осеева «Синие листья»;
  7. Алла Потапова «Бабушкина наука»;
  8. Сюзанна Вебер «Паша и папа»;
  9. Марк Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»;
  10. Анне-Катарина Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик».

Для маленьких почемучек

Детская любознательность - черта, которую нужно поощрять и развивать. Малыш интересуется, как устроен мир, расспрашивает вас о разных городах и странах, увлекается техникой? Выберите для своего маленького почемучки хорошие детские энциклопедии, ориентированные на ребятишек старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Список литературы:
  1. Илья Колмановский «Почему птицы не падают»;
  2. Елена Качур «Книги о Чевостике»;
  3. Антон Нелихов и Андрей Атучин «Древние чудовища России»;
  4. Дэвид Маколи и Нил Ардли «Как всё устроено сегодня»;
  5. Иван Поммо и Кристоф Илла-Сомерс «Мы и наша история»;
  6. Доминик Воллиман и Бен Ньюман «Профессор Астрокот и его путешествие»;
  7. Стивен Бисти «Гигантский транспорт»;
  8. Фредерик Клеман «Метаморфозы»;
  9. Марк тер Хорст «Привет, Землянин!»;
  10. Анита Ганери, Филипп Стил «Отчего и почему».

А какие темы интересны вашему ребёнку? Мы с удовольствием познакомимся с вашей подборкой лучших книг для ребёнка 6–7 лет или предложим вам новые произведения для вишлиста.

Счастливого и увлекательного вам родительства!

Коэффициент полезности от совместного с ребенком чтения очень велик: польза несоизмеримо высока в соотношении с затратами времени, правда с обязательным условием систематичности этих затрат.

И польза не только в формировании и развитии умственного и эмоционального потенциала ребенка, но и в закладке базовых принципов выстраивании отношений ребенка с обществом в целом, и с различными представителями общества в частности.

На примерах героев книг легче объяснить, что такое добро и зло, плохие и хорошие поступки.

Где вы еще возьмете столько примеров?

Только книги должны соответствовать возрастным интересам и потребностям ребенка. Ведь они развивают воображение, кругозор, умение фантазировать, учат дружить, любить, сопереживать, мечтать, шутить.

Книги не должны быть пустыми и, тем более, вредными.

Можно, конечно, ограничиться показом мультфильмов и фильмов, но так вы познакомите ребенка с фантазией режиссера. Через прочтение книг вы проложите дорогу развитию его собственной фантазии, а потом уже предложите сравнить с фантазией режиссера.

Значение сказок

Начинайте приобщать ребенка к чтению с народных сказок. В них четко разделены понятия добра и зла, плохого и хорошего, они не спутаны, а ярко выражены и понятно вырисованы, что соответствует уровню развития сознания детей 3-4 лет.

В народных сказках как бы законсервирована житейская мудрость наших предков, они учат, что добро и зло обязательно получают по заслугам.

Конечно, в жизни все сложнее, зло не так явно проявляет себя, а часто скрывается под личиной добра. Но понимание этого должно приходить вовремя, не торопите время. Не игнорируйте сказки, даже если они вам кажутся несовременными. Они закладывают ребенку азы понятий, на которых базируются основные представления о человеческих чувствах, о принципах выстраивания взаимоотношений между людьми.

Выбирайте сказки с качественной подачей: с красивым художественным переводом и литературной обработкой.

Например, сказки Андерсена без обработки не адаптированы под восприятие современных детей. Его поучительные глубокие сказочные истории без обработки подойдут для старшего возраста детей, если ребенок сам сможет посмотреть на историю сквозь призму современной реальности, и если ему это будет интересно.

Обязательно возьмите на заметку:

Одни из лучших и известных переводчиков детских книг:

  • Корней Чуковский.
  • Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского).
  • Борис Заходер.
  • Самуил Маршак (переводы детской, и не только, поэзии).

Один из самых известных пересказчиков сказок – Алексей Толстой.

Это писатели-классики. Их произведения и переводы относятся к прошлому веку. Но ведь понятия добро и зло тоже можно отнести к классике, они не стареют. Их произведения познакомят ребенка с классическим литературным языком и образным художественным стилем написания.

И помните: книги, как и любые знания, должны соответствовать возрасту.

Народные сказки

Народные русские сказки в обработке Алексея Толстого.

Их много, самые известные:

  • «По щучьему веленью».
  • «Царевна-лягушка».
  • «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • «Морозко».
  • «Иван царевич и серый волк».
  • «Пузырь, соломинка и лапоть».
  • «Мужик и медведь».
  • «Гуси-лебеди».

Былины о богатырях.

В литературной обработке Александра Афанасьева:

  • «Алеша Попович».
  • «Илья Муромец и змей».
  • «История о славном богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Перышко Финиста ясна сокола».
  • «Покатигорошек».

Также много известных русских народных сказок: и про Елену Прекрасную, и про Кощея Бессмертного, и про Иванушку-дурачка – было пересказано Александром Афанасьевым.

В литературной обработке Ирины Карнауховой:

  • «Вольга Всеславьевич».
  • «Микула Селянинович».
  • «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
  • «Как Илья из Мурома Богатырем стал».
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • «Про прекрасную Василису Микулишну».
  • «Святогор-богатырь».

В данной обработке былины поданы простым и доступным для детского восприятия языком.

Сказки народов мира.

  • Сказки славянских народов:
  1. Украинские;
  2. белорусские;
  3. молдавские.
  • Сказки народов севера.
  • Сказки народов востока, самые известные из которых представлены в серии сказок «Тысяча и одна ночь».
  • Скандинавские сказки.

Завершите знакомство с народными сказками просмотром мультфильмов. Например, мультипликационные сказки из цикла «Гора самоцветов» познакомят ребенка с современной интерпретацией не только русских сказок, но и сказок других народов.

Истории в стихах

Стихи легко воспринимаются и записываются в детской памяти. Самые интересные отрывки пробуйте с ребенком учить наизусть.

  • Для детей младшего возраста.

Корней Чуковский. Сказки в стихах:

  1. «Айболит».
  2. «Муха-цокотуха».
  3. «Тараканище».
  4. «Краденое солнце».
  5. «Мойдодыр».
  6. «Федорино горе».

Самуил Маршак. Детские стихи:

  1. «Детки в клетке».
  2. «Вот какой рассеянный».
  3. «Сказка о глупом мышонке».
  4. «Багаж».
  5. «Веселая азбука».
  6. «Веселый счет».
  7. «Урок вежливости».
  8. Английские и шотландские баллады и стихи. Одна из самых известных – «Дом, который построил Джек».

Сергей Михалков. Детские стихи и басни:

  1. «А что у вас?»
  2. «Дядя Степа».
  3. «Как старик корову продавал».

Александр Пушкин. Сказки:

  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  2. «Сказка о царе Солтане».
  3. «Сказка о золотом петушке».
  4. «Сказка о золотой рыбке».
  5. «Сказка о попе и работнике его Балде».
  6. «У Лукоморья дуб зеленый».

Продлите удовольствие от знакомства с творчеством Пушкина мультипликационными экранизациями этих сказок, и тогда они останутся в памяти ребенка на всю жизнь.

Мировая классика

  • Для детей младшего возраста.

Шарль Перро. Сказки:

  1. «Золушка или хрустальная туфелька».
  2. «Кот в сапогах».
  3. «Спящая красавица».
  4. «Мальчик с пальчик».
  5. «Ослиная шкура».
  6. «Красная шапочка».

Братья Гримм. Немецкие народные сказки в литературной обработке братьев Гримм:

  1. «Белоснежка и семь гномов».
  2. «Бременские музыканты».
  3. «Храбрый портняжка».
  4. «Госпожа Метелица».
  5. «Король Дроздобород».
  6. «Рапунцель».
  7. «Волк и семеро козлят».
  8. «Горшочек каши».
  • Для детей дошкольного возраста.

Ганс Христиан Андерсен. Самые известные сказки:

  1. «Снежная королева».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Дикие лебеди».
  4. «Русалочка».
  5. «Принцесса на горошине».
  6. «Огниво».
  7. «Стойкий оловянный солдатик».
  8. «Свинопас».
  9. «Гадкий утенок».

Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» в литературной обработке Алексея Толстого:

  1. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Редьярд Киплинг. Сказки:

  1. «Рикки Тикки Тави».
  2. «Слоненок».
  3. «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  4. «Откуда у носорога шкура».
  5. «Откуда взялись броненосцы».
  6. «Отчего у верблюда горб».
  7. «Откуда у кита такая глотка».

Многие из перечисленных сказок имеют не только мультипликационные экранизации, но и свои киноверсии. Интерес к сказкам мировой классики не пропадает, появляются и современные экранизации, например, довольно новый мультфильм «Рапунцель».

Приключенческие истории

С циклами приключенческих историй начинайте знакомить ребенка ближе к 5 годам, когда уровень восприятия, способность запоминать и анализировать, уже более развиты. С них вы можете начинать учить ребенка самостоятельно читать.

Эти сказочные приключения подарят ребенку длительное путешествие в придуманный мир увлекательных историй из жизни героев.

Некоторые из историй вполне могли бы произойти и в его детском мире, а к каждому герою легко подобрать прототип из окружения ребенка, включая его самого.

За время прочтения всех историй из одного цикла ребенок обязательно привяжется к какому-то полюбившемуся персонажу, которому будет и сопереживать, и радоваться вместе с ним.

Это очень напоминает дружескую привязанность. Ребенок будет хотеть возвращаться в мир приключений любимых героев снова и снова, а это поможет зародиться другому желанию – быстрее освоить самостоятельное чтение (из личного опыта).

  1. Юрье Женевьева. Серия приключений «Жили-были кролики» с очень «живыми» иллюстрациями Лоика Жуанниго. Поэтому подойдет для обучения ребенка самостоятельному чтению.
  2. Эдуард Успенский. Серия приключений «Крокодил Гена и Чебурашка».
  3. Алан Милн. Сказки «Винни Пух и все-все-все» с переводом Бориса Заходера.
  4. Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  5. Джоэль Харрис. Серия приключений Братца Кролика «Сказки дядюшки Римуса» – собранный и литературно обработанный негритянский фольклор.
  6. Редьярд Киплинг. Серия рассказов о Маугли из «Книги джунглей».
  7. Туве Янссон. Серия приключений «Все о мумми-троллях».

После прочтения книг не забывайте знакомить ребенка с их мультипликационными экранизациями.

Русская классика

Знакомство с произведениями русских классиков для вашего ребенка будет очень познавательно и поучительно. Через их произведения, как через «окно», ребенок сможет заглянуть в прошлые века, познакомиться с жизнью людей того времени и услышать сказочные, и не только, истории, рассказанные классическим художественным языком. Он окунется в атмосферу тех времен, проникнется теми же чувствами, что и дети многих поколений. Ведь главные чувства и понятия не меняются ни с годами, ни даже с веками, они понятны и детям нашего времени.

Предложенные произведения рассчитаны на детей дошкольного возраста, поэтому начинайте знакомить с ними ребенка с 5 лет.

Лев Толстой. Притчи, басни и сказки. Известные рассказы:

  • «Лев и собачка».
  • «Два брата».
  • «Акула».
  • «Котенок».

Сергей Аксаков. «Аленький цветочек».

Всеволод Гаршин. Самая известная сказка – «Лягушка-путешественница».

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Самая известная сказка – «Серая шейка».

А еще ваши совместные теплые литературные вечера останутся добрым и светлым воспоминанием в его сердце. В этом и заключается главное волшебство книг.