Интерактивная презентация с приемом листание. Posts Tagged ‘педагогические технологии’

Мерзлютина Ирина Александровна,
высшая квалификационная категория
учитель начальных классов
МБОУ "Прогимназия № 2"
город Воронеж
Воронежская область

Технологический прием «Листание» для презентаций PowerPoint (вариант 1)


Технологический приём "Листание" имитирует листание страниц книги и позволяет вместить всю нужную информацию, не рассеивая внимание обучающихся на изобилие объектов на экране одновременно.

Цель мастер-класса: научить создавать ресурсы в программе PowerPoint с использованием приёма «Листание».

Задачи:

    Познакомить коллег с пошаговым алгоритмом создания технологического приёма «Листание».

    Передать личный опыт по представленной теме.

Предполагаемый продукт:

Ход мастер-класса:

Шаг 1

На рабочем столе создаём файл «Презентация Microsoft Office PowerPoint».



Шаг 2

Двойным щелчком левой кнопки мыши открываем созданный файл.


Шаг 3

На участке слайда создаём рамку, имитируя рамку картины. Для этого на вкладке Вставка выбираем Фигуры - Рамка . Удерживая левую кнопку мыши, рисуем на слайде фигуру. Можно выбрать другой цвет. Клик на фигуре — Формат Заливка фигуры — выбрать нужный цвет, Контур фигуры — выбрать нужный цвет.



Шаг 4

Добавляем иллюстрации. У меня это иллюстрации птиц. Для этого накладываем одну иллюстрацию на другую. Первый объект должен находиться в нижнем слое. Верхним слоем должен быть последний объект.



Шаг 5

Добавляем анимацию к объектам. Анимация - Настройка анимации - Добавить эффект - Вход - Растягивание.



Шаг 6

В диалоговом окне «Настройка анимации» установим параметры: начало - по щелчку, направление - слева, скорость - средне .

Шаг 7

Теперь при каждом щелчке по слайду наши иллюстрации будут перелистываться.


Удачи в освоении приёма «Листание».

При создании мастер-класса использовались фото птиц, взятых на сервисе Яндекс. Фотки. -
Условия использования сервиса Яндекс. Фотки

ПРИЁМЫ МЕДИАДИДАКТИКИ

Все приёмы выполнены в программе MS PowerPoint . По сути, может быть выбрана и другая программа. В основу заложены идеи инструментария , который поможет сделать мультимедийные разработки более эффективными и результативными.

Все желающие смогут не только ознакомиться с технологическими приёмами, но и в случае затруднений обратиться за помощью, научиться их выполнению. По каждому из приёмов планируется подробное описание алгоритма его выполнения.

Прием Лупа

Прием, позволяющий обратить внимание учащихся на какие-то частности на фоне общего контекста. Позволяет выходить на разные уровни подачи информации.Описание «приема Лупа» .

  • Пример: Анимационная эвристика

Анимационная ретроспекция

Появление, затем исчезновение, затем еще неоднократное появление определённой порции новой информации принято называть анимационной ретроспекцией. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками.Описание приема «Анимационная ретроспекция».

Приём Листание

Одним из важнейших принципов медиадидактики должен стать оптимальный объем информации в единицу времени и в определенном пространстве. Однако иногда нам необходимо перечислить (пролистать) некий тематический видеоряд, текстовую информацию… Описание приема «Листание».

Приём Шторка

Суть приёма в том, что закрывается фрагмент экрана (слайда) и в нужный момент появляется скрытая за «шторкой» информация. На мультимедийных уроках такой приём может пригодиться, как с использованием интерактивной доски, так и без неё.

Приём ШТОРКА-пауза

По ходу мультимедийного урока часто возникает необходимость временно отключить мультимедийный проектор. Рациональнее все же просто «затемнить» экран.

Приём Лови ошибку

Предъявляя информацию на экран, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Возможны различные варианты этого приёма.Описание приёма Лови ошибку.

Интерактивный опорный конспект

Помню, в начале своей учительской карьеры, мне было очень жаль, чтобы вся информация опорного конспекта появлялась перед учениками на ватманском листе одновременно. Постоянно расчерчивать поэтапно опорные конспекты на доске - было неудобно.

А рисовать фрагменты на отдельных листах, конечно, было накладно. В мультимедийной опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя или воспроизведению учебного материала при ответе учеников на домашнее задание. Описание приема «Интерактивный опорный конспект».

Анимированный кроссворд

Представление кроссвордов как учебных задач с помощью мультимедиа приобретает качественно новый уровень. Возможны варианты для интерактивной доски, с использованием триггеров и т.д.

Прием Караоке

Большим количеством дисков с песнями в стиле «караоке» на все вкусы никого не удивишь. Но часто учителю пения, начальных классов, иностранного языка, классному руководителю, воспитателю нужна конкретная песня, причем с соответствующе оформленным видеорядом. Для караоке, как правило, используются, специальные программы. Но и в программе PowerPoint можно создать полноценную версию, ничем не уступающую другим программам.

Интерактивный плакат

Такое уникальное техническое средство, как интерактивная доска требует нового уровня информационно-технологической культуры учителя. До сих пор не накопилось достаточного методического сопровождения по работе с интерактивной доской.

В основном её использование остается на уровне эмоций и интуиции. Необходимо описание дидактического инструментария. Один из таких мощных инструментов — интерактивный плакат.Описание технологии конструирования интерактивного плаката

Интерактивная карта

Применение интерактивных карт на учебных занятиях очень эффективно. Оно позволяет оперативно решать с ребятами различные учебные задачи, быстро «перемещаться» в пространстве и во времени.

В программе MS PowerPoint можно создать замечательные интерактивные карты, необходимые для усиления обучающего эффекта, большей привлекательности учебного занятия.Описание технологии создания интерактивной карты

Интерактивная лента

Несколько информационных блоков, объединенных тематически, размещаются на одном слайде. Они легко передвигаются, образуя непрерывную ленту. Каждый из инофрмационных блоков многомерен. Гиперссылкой мы можем перейти на другой уровень содержания.

Сложные анимации в PowerPoint

Даже в этой офисной программе можно создавать маленькие анимационные шедевры

Подготовка разработки в PowerPoint к работе на интерактивной доске

Интерактивная доска, на мой взгляд, имеет прорывное значение для ИКТ-технологий в образовании. Однако для многих учителей их появление в школах вызвало большую тревогу: снова надо переучиваться, осваивать новые программы…

Между тем, глубокое, а не поверхностное освоение программы MS PowerPoint помогает поднять мультимедийные разработки, выполненные в ее среде, даже выше по своему дидактическому значению, чем флип-чарты, созданные в программах интерактивных досок.

Компьютерное тестирование на уроке

Учитель имеет на своем вооружении много компьютерных тестов, а также программных тестовых оболочек. Очень важно тщательно продумать методику использования компьютерных тестов на уроке.

Анимированная сорбонка

Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д. Мультимедийная поддержка этого приёма может использовать его более эффективно.

Дидактические игры с мультимедийной поддержкой

Дидактическая игра — один из важнейших элементов современной педагогики. Использование мультимедиа помогает учителю сделать эти игры более динамичными, разнообразными. Копилка игр и шаблонов к ним будет постоянно пополняться.

Викторины, выполненные в PowerPoint, встречаются часто. Гораздо реже используется настройка этих дидактических игр «по наведению мыши».

описание двух вариантов файнворда и шаблон.

Увлекательная дидактическая игра. Представлен конструктор игры.

Шаблон дидактической игры по повторению пройденного

Анимированные головоломки

К сожалению, очень часто при использовании головоломок, даже с применением экрана или интерактивной доски, учитель ограничивается линейным, плоским представлением такой увлекательной учебной задачи. Использование эффектов анимации помогает подготовить интерактивные варианты головоломок.

ЛИФТ

Приём предназначен для вертикальной смены объектов в том случае, когда это дидактически оправдано: для демонстрации иерархии, вертикальных взаимосвязей.

Технологический приём ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА

Пользуясь инструментами PowerPoint, мы можем совершать виртуальные прогулки по карте, по городам и другим реальным и вымышленным объектам.

Технологический приём НАВИГАТОР

Технологический прием предназначен для виртуальных прогулок по карте, другим объектам, где можно совмещать не только перемещение, но и увеличение, уменьшение объекта.

Анимированные часы

Для того, чтобы ученик контролировал себя при выполнении учебного задания можно использовать на уроке анимированные часы.

Технологический приём ТРАФАРЕТ

Учителя часто пользуются для экспресс-контроля тестовых заданий шаблонами, трафаретами. Таким анимированным трафаретом можно воспользоваться и на мультимедийном уроке

Диалог с экраном

При работе с видеоинформацией и анимацией одной из серьёзнейших проблем является пассивность учащихся. Диалог с экраном помогает изменить ситуацию на уроке.

Анимированная таблица

Анимированная таблица — эффективное средство укрупнения дидактических единиц.

Технологический приём «Эффект яркого пятна»

Данный приём медиадидактики является одним из важнейших инструментов технологии визуализации учебной информации. Есть ряд способов привлечь внимание учащихся к изучаемому объекту.

Интерактивные, анимированные диаграммы и графики

Большие информативные блоки, представленные в виде диаграмм и графиков, несмотря на свою наглядность, нуждаются в большей визуализации. Не всегда помогают и уже имеющиеся программные оболочки.

Эффект одного окна

Объекты, объединённые общими видовыми признаками, появляются в строго определённом месте экрана.

Мультимедийный вариант приёма педагогической техники БУРИМЕ

Данный приём помогает выяснить, насколько свободно ученики владеют учебной информацией.

Технологический приём МАРКЕР

Приём способствует визуализации мышления ученика. Цвет помогает дифференцировать информацию. Приводятся примеры. К статье показаны примеры использвания шаблона «Маркер» Алексея Баженова.

Технологический приём ЭКРАН

Приём «навеян» эффектами визуализации, которые используются в сложных программах анимации. На мой взгляд, мне удалось найти рациональное дидактическое зерно этого приёма и упростить его выполнение в офисном приложении PowerPoint.

Интерактивная контурная карта

Бегущая строка

Приём способствует удержанию внимания к определённому информационному блоку, что в конечном счёте влияет на качество усвоения учебного материала.
Технологический приём БЕГУЩАЯ СТРОКА .

Контекстное представление информации как прием медиадидактики

Этот прием позволяет поддерживать внимание учащихся, сохранять взаимосвязь между различными объектами информации.

Закладки

Этот прием способствует визуализации мышления. Имитация выдвижения и задвигания закладок из «картотеки».

Реконструктор

Это приём педагогической техники, который получает «второе дыхание», благодаря его визуализации.

ПАНОРАМА

Данный приём содействует формированию цельности, ощущению масштабности изучаемого объекта, события или явления.

ПОДБЕРИ ПАРУ

Дидактический приём, соответствующий тесту на соответствие. В статье описан не только приём, но и изложен алгоритм его мультимедийного выполнения. При желании можно скачать шаблон приёма.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЁР

Описание тренажёра, который можно использовать на различных учебных предметах. Описан алгоритм его выполнения.

Приём ДИНАМИЧНЫЙ ФОН

Привлечь внимание к необходимому объекту можно не только уменьшением раздражающих факторов, но и организации нескольких слоёв.

Приём ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНА

Как правило, всплывающие окна используются веб-дизайнерами с помощью специальных программ. Однако можно создать такой эффект и в программе PowerPoint.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОПОРНАЯ СХЕМА.

Иногда вместо опорных конспектов или плакатов весьма полезно воспользоваться интерактивной опорной схемой урока.

ДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТА

Очень важно умело визуализировать длительные эволиционные процесс. Это помогает лучше усвоить учениками сложные процессы и явления.

ПРОВЕРКА ТЕКСТА

Разработана дидактическая игра, в которой ученик выступает в роли учителя. Учитываются все варианты проверки: правильные, ошибочные и не замеченные учеником.

Технологический приём ИМИТАЦИЯ

Приём, имитирующий графическое изображение схемы урока путём «карандашного рисунка». Описывается дидактическое обоснование приёма.

ВСПЛЫВАЮЩАЯ ПОДСКАЗКА

Интерактивный опорный конспект может быть лишь тогда эффективным, когда ученику будет понятен каждый символ, каждый опорный сигнал. Данный приём призван помочь ученику лучше «читать» опорные конспекты.

Технологические приемы мультимедийного урока.

В современном мире компьютер используются во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями компьютера. Под минимальными знаниями понимается то, что учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации, используя программные продукты компании Microsoft.

Одно из самых популярных приложений пакета MS Office 2003/2007, применяемым на уроках с использованием информационных технологий, является программа MS PowerPoint , которая позволяет создавать презентации высокого уровня. Сама по себе презентация - это целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого материала в презентации.

Программа MS PowerPoint проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то я думаю, что это одна из тех программ, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера.
В данной статье будут охарактеризованы технологические приемы медиаурока, а также выявлены направления их применения в образовательном процессе.

Технологические приемы, используемые при создании мультимедийного урока, разнообразны и эффективность их применения в большей степени зависит от самого учителя и, конечно же, от изучаемого предмета. Причина в том, что тот или иной прием будет эффективен, допустим, на уроке русского языка, но не подойдет при создании презентации по биологии.

При использовании программы MS PowerPoint можно выделить более двадцати технологических приемов при создании презентации. Среди них такие, как прием « лупа», «анимационная эвристика» , прием «интеллектуальная разминка», прием «указка», «листание», прием «ЛОТО», «титры» и другие.

Теперь рассмотрим каждый технологический прием поподробнее.

Прием «Листание».

Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить различные сюжеты произведений, творческой деятельности художника, поэта и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги, допустим, при описании череды событий.

Данный прием технически достигается следующим образом. На слайде создается какая либо рамочка (имитация развернутой книги), затем иллюстрации, фрагменты текстов, изображения, таблицы и т.д. накладываются один на другой. Появление «страниц книги» друг за другом можно установить в автоматическом режиме или по щелчку мыши в зависимости от дидактических целей учителя. Когда в программе PowerPoint используется прием анимации «растягивание» в режиме «горизонтально, слева» , то данный прием достигает большего эффекта.

Прием «Интеллектуальная разминка».

«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал, с беглого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа. На слайде появляются вопросы (возможно использование иллюстраций, схем, звуковых файлов+).

Прием «Титры».

Данный прием, как и прием «листание», может быть использован в целях концентрации огромного объема информации на одном участке экрана (слайда). При использовании этого приема на уроках литературы (чтения в начальной школе), также можно проследить сюжет какого либо произведения.

Технически это достигается таким же образом как и в приеме «листание», только целесообразно в программе PowerPoint использовать анимации « появление снизу » в режиме «входа» и «выхода».

Прием «Лупа».

Этот прием можно использовать на уроках географии, биологии. В более сложных компьютерных программах он, безусловно, работает эффективней, но и в условиях постановочных демонстраций его применение оправдано, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы.

Механически это делается таким образом, необходимый фрагмент «вырезается», увеличивается и далее по щелчку появляется в необходимом участке слайда (иллюстрации). Для анимации наиболее удачен эффект «увеличение». И главное, следите за качеством увеличенного фрагмента.

Прием «ЛОТО».

Приём обеспечивает быстрый способ проверки знаний ученика. Применим для любого типа урока, а также легко вписывается в выбранный учителем этап урока в зависимости от запланированной цели и поставленных задач.

Основной принцип приёма: от ложной информации - к целостному правильному ответу.

Значимость: анализируя информацию, ученики осуществляют поиск правильного решения, обобщают, сравнивают и закрепляют знания.

Прием «Анимационная ретроспекция».

Ретроспекция (от лат. retro - назад и specio - смотрю), обращение к прошлому, обзор прошедших событий. Появление, затем исчезновение, затем вторичное появление текста на этапе закрепления можно определить как прием анимационной ретроспекции , который, по сути, является мини-тестом на отдельном этапе занятия. Такой возврат позволяет не только закрепить пройденный материал, но и проверить адекватность его усвоения школьниками. Использование анимации также целесообразно при «порционном» усвоении материала.

Прием «Анимационная эвристика».

Эвристика (от греч. heurйsko - отыскиваю, открываю). Данный прием направлен на развитие творческой деятельности учащихся для решения ряда поставленных задач (распознание объектов, доказательство теоремы и т.д.). Использование анимации позволяет наглядно изобразить процесс решения какой-либо поставленной задачи. Учитель может создать проблемную ситуацию. В ходе «мозгового штурма» (обсуждения) ученики выходят на решение учебной задачи, а затем появляется иллюстрация, формула, схема, таблица, фамилия учёного или литературного персонажа и т.п., которая является результатом мыслительной или творческой деятельности учащихся.

Используя вышеописанные технологические приемы при создании мультимедийных презентаций к уроку, учитель решает сразу же несколько проблем (вопросов):

· Отпадает мысль о том, как разместить весь материал, используя обычную доску (прием «Листание»)

· Нет необходимости готовить к уроку листочки, чтобы проверить ранее изученный материал у учащихся (прием «Интеллектуальная разминка»).

· Правильно подготовленная презентация с использованием различных технологических приемов позволяет в большей мере провести замену устаревших ТСО на новые, которые для школьников покажутся более интересными и современными. Появляется заинтересованность к тому или иному предмету.

Таблица эффективности применения вышеописанных
технологических приемов в учебной деятельности.

Предмет

Техноло-
гические приемы

Русский язык

Литера-тура

Матема-тика

История

Био-логия

Геогра-фия

1. Листание

2.Интеллек-туальная разминка

3. Титры

4. Лупа

5. ЛОТО

6.Анимационная
ретроспекция

7.Анимационная
эвристика

Ссылка: http://admkogalym.ru/index?tid=633200003&area=490,4563&context=%D4%EE%EC%E8%ED&domains=admkogalym.ru&find=true&inputsubmit=x%3D-1259;y%3D-154&mode=2&qg=site:admkogalym.ru&serverurl=admkogalym.ru&sitesearch=admkogalym.ru&tid=633200003&nd=458201740