Страна муравия краткое по главам. Анализ и идея произведения

Глава 1
Небольшое вступление, знакомящее читателя с крестьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы - Никитой Моргунком. Начало путешествия Моргунка.
Глава 2
Моргунок в «золотоглавом селе» на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают «души усопших, что пошли на Соловки». Они не желают смириться с новой жизнью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.
Глава 3
Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остаться, объясняя, что крестьянские руки ждет земля - нельзя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.
Глава 4
Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без «коммунии» и «колхозии» можно своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится - ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.
Глава 5
По пути Моргунку попадается поп Митрофан, оставшийся без прихода. Нынче «разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб», стихли, сникли и живут. А этот держится старых порядков и все ищет, где сохранились верующие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлагает Никите заняться общим делом, так как на коне сподручнее. Но Моргунок против, у него «своя дальняя дорога».
Глава 6
Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни - просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единоличного хозяйства станут работать в колхозе. Старики не видели в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков прямо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: «жить нам заново теперь».
Глава 7
Моргунок после этого случая долго думает о новой жизни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни. Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: «Конец предвидится, ай нет всей этой суетории?» - задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не против ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким деревенским богатеем.
Глава 8
Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот повстречался ему дорогой земляк - Илья Кузьмич с сынишкой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в телегу вместо лошади.
Глава 9
Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село - людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председатель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на причуды немолодого уже человека, но задерживать не стал - иди дальше своей дорогой.
Глава 10
А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней - не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, косят сено - да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Ночью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отказывается от своей затеи и до света еще покидает табор.
Глава 11
Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный отряд, в небе - самолеты, поезда - на железнодорожных путях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со всеми. «По-конски терпелив», он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. Повстречал Никита вновь старого знакомца - попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего- то испугавшись, ускакал прочь.
Глава 12
Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись слепым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьмичу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.
Глава 13
Моргунок держит путь дальше и встречает тракториста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.
Глава 14
Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безнадежно отстают от жизни: «который час, который день, не знают Острова». Несмотря на нищету и запущенность, у селян одна отговорка - они свободны, живут сами себе господами и не зависят от колхозов. Другая отговорка - в богатстве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.
Глава 15
На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем другая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуществе и о скоте - этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное отношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколько такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.
Глава 16
Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроловых. Фроловы - это и есть русские колхозники, каких много по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь - надежно и навсегда.
Глава 17
Моргунок разговорился с колхозным сторожем о своей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполезны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргунку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.
Глава 18
В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц - типичных представителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овеяны славой ратной.
Глава 19
Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии - глупая затея, а заодно и себя корит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога - в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять «для интереса», потому что человек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок соглашается с бывшим богомольцем.

“Страна Муравия”

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы – Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Моргунок в “золотоглавом селе” на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают “души усопших, что пошли на Соловки”. Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

одобряет отъезда Никиты. Просит остать­ся, объясняя, что крестьянские руки ждет земля – нель­зя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без “коммунии” и “колхозии” мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится – ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода.

Нынче “разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб”, стихли, сникли и живут. А этот дер­жится старых порядков и все ищет, где сохранились верую­щие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлага­ет Никите заняться общим делом, так как на коне сподруч­нее. Но Моргунок против, у него “своя дальняя дорога”.

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни – просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: “жить нам заново теперь”.

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: “Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?” – задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк – Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село – людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал – иди дальше своей дорогой.

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней – не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено – да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается от своей затеи и до света еще покидает табор.

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе – самолеты, поезда – на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. “По-конски терпелив”, он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца – попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего – то испугавшись, ускакал прочь.

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: “который час, который день, не знают Острова”. Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка – они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов. Другая отговорка – в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте – этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы – это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь – надежно и навсегда.

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц – типичных пред­ставителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии – глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога – в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять “для интереса”, потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

Глоссарий:

        • краткое содержание страна муравия
        • страна муравия краткое содержание по главам
        • твардовский страна муравия краткое содержание по главам
        • страна муравия кратко
        • Краткий пересказ страна муравия

Другие работы по этой теме:

  1. Одним из ранних произведений А. Т. Твардовского, ко­торым он заявил о себе в литературе, была поэма “Страна Муравия” (1934-1936), посвященная коллективизации. Работу над произведением поэт...
  2. Глава 1 Небольшое вступление, знакомящее читателя с крестьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы – Никитой Моргунком. Начало путешествия Моргунка. Глава 2...
  3. “Страна Муравия” считается произведением, с которого началась истинная литературная карьера Твардовского. Поэма была тепло встречена не только критиками, но и признана большим кругом читателей. И...
  4. Поэма открывается описанием уезжающего Никиты Моргунка. Умытый в бане, наряжен В пиджак и сапоги, Как будто в гости едет он, К родне на пироги. Никита...
  5. Анализ произведения “Страна Муравия” считается произведением, с которого нача­лась истинная литературная карьера Твардовского. Поэма была тепло встречена не только критиками, но и признана большим кругом...
  6. Поэма Твардовского “Страна Муравия” (1934-1936) заметно отличалась от обычной для тогдашней литературы упрощенной трактовки происходящего в деревне. Автор воспользовался сюжетом, подсказанным Александром. Фадеевым, который в...

Дед главного героя – Никиты Моргунка, очень часто рассказывал внуку о некой стране Муравии. Никита решает поехать найти эту волшебную страну. По рассказам деда страна Муравия славится как мир свободы и мир справедливости.

Герою уже исполнилось сорок лет. В этом возрасте он еще не смог нажить себе богатства и живет очень сложной и небогатой жизнью. Покинув свое родное село, Моргунок, прежде чем отправиться на поиски страны Муравии, решает попрощаться со своим свояком. Они вместе поют, тепло прощаются. Никита отправляется в путь на своем коне. Он встречает попа. Тот рассказывает о своей бедной жизни и предлагает герою продолжать дорогу вместе. Никита отказывает попу и идет вперед.

Он встречает много разных людей, а мысли у него все только о Муравии. Встречает неожиданно Никита своего бывшего соседа. Тот занимается попрощайничеством со своим сыном. Под утро Никита замечает, что нет у него уже коня. Сосед променял его на телегу. Теперь главный герой продолжает путь запряженный в телегу. Теперь Никита ищет коня. Он видит в один день попа на своем коне, на базаре встречает бывшего соседа, но коня ему все же не удается вернуть. Никита оставляет телегу в колхозе, знакомится с председателем колхоза, узнает его историю. На свадьбе Никита видит попа и отбирает своего коня. У мудреца Никита узнает, что не существует Муравии и решает вернуться в колхоз к своей семье.

Картинка или рисунок Страна Муравия

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лесков Человек на часах кратко и по главам

    Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым

  • Краткое содержание Носов Живая шляпа

    Чудная история про двух озорных мальчишек, которые поверили в чудеса. Два друга Вадик и Вовка как-то сидели дома у Вадика и раскрашивали картину.

  • Краткое содержание Чарушин Друзья

    Лесник, расчищая лесную просеку случайно наткнулся на лисью нору. Раскопав ее, он увидел, что в ней находится только один маленький лисенок. Видимо, остальных лиса уже перетащила в другую нору.

  • Краткое содержание Тевье-молочник (Шолом-Алейхем)

    Как-то Шолом-Алейхем проводил лето на даче, и молочник Тевье доставлял писателю свой товар. Шолом-Алейхем нередко беседовал с Тевье, ему нравилось слушать забавные истории, рассказанные молочником.

  • Краткое содержание Громова Сахарный ребенок

    Маленькая девочка по имени Стелла жила в прекрасной квартире с мамой и папой. Родители всегда находили время на ребёнка, играли с девочкой, пели песни, и рассказывали ей сказки.

Поэма Твардовского «Страна Муравия» начинается описанием переправы на пароме, где куда-то направляется народ. Здесь же мы знакомимся с главным героем Никитой Моргунком, который ведет свою лошадь, прощаясь с родным домом, с «отцовскими местами». Так начинается произведение Твардовского «Страна муравя» и ее краткое содержание, благодаря которому можно будет ближе познакомиться с работой Твардовского «Страна Муравия» и сделать анализ.

Поэма Твардовского Страна Муравия

Никита странствует и оказывается в одной деревне, где как раз устроен пир, как ему сказали, по случаю свадьбы. Никиту приглашают к столу, но нет здесь молодых, а в ответ узнает, что здесь и поминки по тем, кого отправили в Соловки, и свадьба одновременно. Никита оказался за столом среди гостей, где все праздновали и пели песни. В опьяненном состоянии Никита покидает гулянье и, сев на лошадь, отправляется в путь дальше.

Проехав деревню, Никита едет дорогой, где его застает дождь, не прекращая своего путешествия, он едет в раздумьях о том, насколько верен ему его конь, без которого никак не обойтись, поэтому его бережет как зеницу ока. По дороге он решил заехать к своему свояку, с которым уже двадцать лет общается. За столом они разговаривают о былом, поют песни, свояк уговаривает не уезжать. Здесь мы узнаем, что Никита женился в 17, жил на хуторе, в колхоз идти не хотел, вот и отправился странствовать.

В четвертой части мы уже конкретно понимаем, куда именно направился главный герой. Ищет он страну Муравию, о которой сказывал дед. Это та страна, где все свое. Все то, что построишь, то, что посадишь, все что достигнешь – все твое. Нет колхозов, нет «коммунии». Дед говорил ему, что у всего есть свое время и если к сорока не заживешь, то не заживешь и позже. Вот Никита и отправился в страну Муравию, чтобы не остаться нищим.

По пути он встречает странника, облаченного в рясу. Это был духовный служитель, которого до ручки раскулачили. При встрече поп поведал о нелегкой судьбе, о своих знакомых служителях, которые занимаются, кто чем придется, он же ходит по селам, ведь кому-то обвенчаться нужно, а кто-то хочет окрестить ребенка. Предлагает с Никитой вместе ходить, так как ему без коня сложно, но у Никиты своя дорога.

Дальше по дороге повстречались старик со старухой, которые жили себе поживали, в отличие от других, не вступая в колхозы, пока не произошел один случай. Прибыла вода и унесла их дом. Течение прибило дом к усадьбе в колхозе, где старики и решили жить по-новому.

Моргунок Никита едет дальше и слышит среди народа появилась молва, будто Сталин ездит по деревнях, записывая все себе в блокнот. Никита мысленно думает о том, что бы он спросил у Сталина. И прежде, поинтересовался бы у него, когда закончится «суетория». Разговаривая мысленно со Сталиным, Моргунок просит оставить его в покое, дать пожить в своем хуторе самостоятельно, чтобы его не трогали, а дальше он присоединится к колхозам, но пока, ему бы пожить просто для себя.

Ну а путь продолжается. Никита едет и слышит, как его позвали. Оглянувшись, Моргунок увидел бывшего соседа с мальчиком, которые бродяжничают сейчас. Подобрал Никита их, угостил, а далее они разместились на ночлег. В этот вечер Никита спал спокойно, ведь сосед был рядом, но, когда проснулся, не нашел коня. Сосед оставил мальчика, а коня украл. Никите ничего не оставалось, как взять мальчика с собой в Муравию. Моргунок впрягся и они пошли.

Зашли они в одно поселение, где на них все глазели, ведь такого не видывал никто, чтобы мужик в телегу впрягся. Стыдно было Никите, но куда денешься, нужно идти, по сторонам всматриваясь и выискивая своего коня. Здесь их остановили, привели в сельсовет, проверяли документы, интересовались, чего странствует, но отпустили. Пошел Никита дальше своей дорогой.

Пошел Никита к цыганам в табор, чтобы те вернули лошадь. Выводили они Никите скакунов, но его Серого среди них не было. На ночлеге Никите подумалось о воровстве. Он думал о том, что цыгане в свое время воровали же лошадей, почему бы теперь Никите не украсть у них коня. Он уже и к сараям пришел, но устыдился своего намерения, а тут еще и сторож. Словом, впрягся Никита вновь в телегу и пошел дальше.

По дороге Никита подшучивает, говорит, что уже привык к своей новой должности коня и тут они видят попа на коне, на том самом Никитином коне. Как ни пытался догнать Никита коня, но поп дал галопа и ускакал.

Дальше Никита попадает на базар, где пытается найти своего коня. Но его нигде нет, зато он здесь находит того самого соседа, что украл коня. Завязалась драка. Никита схватил бывшего сосед и хотел его отвести в сторону, но и в этот раз его обманул сосед. Он убежал и Никита вновь без коня, и без вора.

Дальше Никита встречает парня, который ехал на тракторе. Он и взял на буксир телегу, что уже несколько дней едет без коня и тянет ее за собой Никита. По дороге Никита узнает ч то в колхозе и за деньги не найти коня, хотя, парень советует Никите идти на Острова, где имеются клячи. Там и можно будет взять лошадь.

Когда Никита попал в селение Острова, то увидел жизнь безколхозную. Здесь каждый жил для себя. И везде была разруха, люди ходили без дела. Никита хотел купить лошадь, но здесь либо не соглашались продавать, либо предлагали очень старую и слепую лошадь. Никита разговаривает с дедом, которому рассказывает о своей лошади. В конце Никита говорит, что так жить нельзя и такой жизни ему совершенно не хочется.

Далее в произведении Твардовского «Страна Муравия» и кратком содержании по главам Никита попадает в колхоз, где совсем другая жизнь. Он идет на ток, где с удовольствием приступил к работе. К нему присоединяется мужчина, который оказался председателем. Он и показал Никите хозяйство.

План пересказа

1. Никита Моргунок уезжает из дома в поисках страны Муравии и попадает не то на свадьбу, не то на поминки.
2. Герой едет к свояку: он решил покинуть семью, чтобы не вступать в колхоз.
3. Моргунок вспоминает слова деда о разных «сроках» человеческой жизни.
4. Встреча с попом.
5. Притча о старике и старухе, пострадавших от половодья.
6. Воображаемый разговор Моргунка со Сталиным.
7. Никита встречает своего соседа Илью Кузьмича, представшего в образе нищего. Сосед крадет его коня.
8. Моргунок сам везет телегу. Он узнает, что в этом краю только артели, т.е. колхозы.
9. Встреча с цыганами в поисках коня.
10. Никита видит скачущего на его коне попа. Он ищет коня на базаре.
11. Еще одна встреча с Ильей Кузьмичем. Бывший сосед убегает.
12. Телегу Моргунка берет на буксир тракторист.
13. Герой попадает в селенье Острова, состоящее из тех, кто не идет в колхозы.
14. Разговор с председателем колхоза и с ночным сторожем.
15. Свадьба в деревне. Моргунок находит коня.
16. Герой беседует со старцем, объясняющим, что никакой Муравии нет. Он решает вступить в колхоз.

Пересказ

«Страна Муравия» — произведение необычное. Собственно эпический пласт сюжета — картины коллективизации, становления и укрепления колхозов — в ней почти отсутствует. Автор дает почувствовать самый дух наступления на старый уклад деревни через ряд крупномасштабных символических образов природы:

Шла весна в могучей силе,
По ночам крошила снег,
Разлились по всей России
Воды всех морей и рек.

Эта гипербола примечательна не только потому, что говорит о жизнетворящей силе социальных и нравственных пере мен в деревне, которые должна нести коллективизация. Такая символическая картина содержит и ощущение тревоги, намекает на неизбежные тяготы, которые выплеснут на берега жизни разлившиеся воды «всех морей и рек».

Неслучаен комический контекст приведенной строфы и следующего за ней эпизода: паводок подхватил избушку двух упрямцев - деда и бабки, не желавших вступать в колхоз, — но по иронии судьбы прибил ее прямехонько к колхозной усадьбе:

Спали воды. Стало сухо.
Смотрит дед - на солнце дверь:
«Ну, тому бывать, старуха,
Жить нам заново теперь...»

Заметим, избушка причалила так, что ее дверь оказалась обращенной не к лесу, не к полю, а к солнцу. Роль этого эпизода: он служит комической «перелицовкой» путешествия за счастьем главного героя и вписывается в картину жизни советского народа.

Эпический пласт сюжета «Муравии» складывается и из многократно появляющегося образа «дали»:

Дорога тянется вдали,
И грусть теснит в груди:
Как много неба и земли
Осталось позади.

Отметим широкомасштабное и эмоционально насыщенное обобщение: позади остались не версты, не деревни, а небо и земля... Эти строки демонстрируют смысловую и эмоциональную значимость образов «дали», звучат на всем протяжении поэмы. Твардовский не умалчивает о трудностях исторического дела, однако драматизм движения истории не исключает его светлой перспективы. В рамки исторических событий, отраженных в «Муравии», входят и два ряда условных картин, которые можно назвать так: «торжество колхозного строя» и «гибель мира кулачества». Они, согласно фольклорному типу обобщения, окрашены в полярные по отношению друг к другу краски прекрасного и безобразного. Так, картина первого колхозного сева или молотьбы воспринимается как праздник раскрепощенного труда, как прекрасное. Точно так же нарисована исполненная радости, духовного изобилия ярких красок картина колхозной свадьбы. Здесь поэт рисует не только настоящее, но и будущее, но не в облике утопии или фантастики, а сквозь призму идеала.

В «Муравии» изображен дружный, богатый цыганский колхоз. Здесь неуместны мерки житейского правдоподобия: перед нами - максимально заостренная мечта, идеал красоты новых человеческих отношений. Главный герой написан Твардовским, как и эпическая панорама времени, с верой в его будущее, но и с полным пониманием противоречий. Исторические преобразования в деревне касались не только экономики. Важнейшим и труднейшим делом было преобразование привычного нравственного уклада единоличника. Перед каждым крестьянином жизнь поставила неотвратимый, безотлагательный и нелегкий вопрос: как жить дальше? что сулит колхоз? В такой драматический момент и знакомимся мы с Никитой Моргунком. Никита Моргунок - «пестрый» образ - герой эпопеи, прекрасный и смешной, драматический и комический. Твардовскому передает аромат подлинности деревенского быта, поразительно меткий и точный язык - язык народа. Сюжет путешествия в поисках «единоличного счастья» позволяет увидеть не только эволюцию героя, но и характер труженика, близкого к земле, для которого работа — первейшее дело жизни. Даже в деталях проявляется «мастеровитость» Моргунка. Возьмем, например, его привычку быстро и сноровисто запрягать коня; при этом поэт не забывает отметить:

Бредет в оглоблях серый конь
Под расписной дугой,
И крепко стянута супонь
Хозяйскою рукой.

Определение «хозяйскою» имеет не только свой прямой смысл, но и намек на умение Никиты по-хозяйски, дельно, умеючи браться за все, что требуется в крестьянском обиходе. Никите не по нутру занятия «попа-отходника», и он советует ему работать: «Пчел глядел бы, сено греб». Он совершенно не сочувствует кулаку Бугрову, жалующемуся на морозы в дальнем краю, куда его выселили, на невыгодную для него работу. Для Моргунка работать - в самой природе человека. Стосковавшись за длинную дорогу по крестьянской работе, Моргунок вызвался помочь колхозникам на току, успев высказать заветное:

Да я ж не лодырь, не злодей,
Да я ж не хуже всех людей.

По представлениям героя, любить работу — свидетельство нормального человеческого состояния, тогда как обратное — признак людей нестоящих, едва ли не преступников. Недаром определения «лодырь» и «злодей» следуют друг за другом через запятую, уравниваются в своем значении. Работа на току — от-раднейшие воспоминания Моргунка. И всякая-то крестьянская работа для героя — любимейшая. А сама сцена на току исполнена поэзии, красоты:

Но любо было Моргунку,
Повесив теплый цеп,
Сидеть и веять на току
Набитый за день хлеб.

В этой картине проявляется печально-возвышенное настроение, вызванное воспоминаниями и окрашивающее их: все, что дорого Моргунку, кажется ему теперь таким далеким, может быть, навсегда утраченным. Ощущение прекрасного в приведенных строках постепенно нагнетается: оно как бы движется от народно-поэтического «любо» к лирически окрашенным словам «ветерок», «горсточка» и достигает своей эмоциональной кульминации в завершающем образе - «полумесяц золотой». «Золотая рожь» - излюбленное словосочетание народной поэзии, поэзии Некрасова, Кольцова. Герой никогда не смотрит на природу со стороны, она входит в его душевный мир с такой же естественностью, как и труд. Как бы мимоходом примечает Никита все, на что не обратил бы никакого внимания человек городской: еле уловимый аромат летней воды, прикосновение ветерка, пенек или куст, словно забытый, брошенный на дороге. Повествование от лица автора и здесь помогает донести естественность переживаний героя, тем более что поэт как бы глядит на окружающее глазами Моргунка, говорит тем же языком народа, что и Никита.

С готовностью откликаясь на чужие беды, Моргунок к своим собственным горестям и неудобствам путевого житья-бытья относится сдержанно, не преувеличивает их. Чаще всего в подобные минуты герой грустно подшучивает над собой. Так, например, изумленный подлостью Бугрова (тот украл у Моргунка коня) и просто убитый случившимся, он, тем не менее, обращается к своим путевым заботам:

Короток день, а путь далек,
И солнце - где уже!..
Переобулся Моргунок,
И легче на душе.

Юмор последних строк говорит о нравственном здоровье Моргунка — приметной особенности народного героя.

Путешествуя, Никита, как это бывает в народных сказках, оказывается на распутье; он не раз попадает в руки хитрому обманщику (встречи с Бугровым) и стоит перед выбором: налево пойдешь — коня потеряешь, направо — самому головы не сносить. И, конечно же, его ждет счастливый конец путешествия: в нашем случае герой стоит на пороге новой жизни.

Постоянны в «Муравии» переклички между образом реального Никиты и обобщенной фигурой странника. Автор впервые представляет нам героя так:

С утра на полдень едет он,
Дорога далека.

Пока герой даже не назван по имени. Тут же следует чисто условный пейзаж. На таком обобщенно-масштабном фоне вырисовывается фигура реальнейшего жителя деревни, который если и уезжает из дома, то не дальше, как в гости или на базар. На пути Никиту Моргунка ждут многие встречи. Как же они влияют на него? Быстро ли меняются его взгляды? Поэт не подталкивает своего героя к неоправданно скорой «перековке», как то бывало в некоторых произведениях литературы. Наоборот, в характере Моргунка — замедленность изменений, соответствующая недоверчивости его к новому и упорной вере в свою мечту. Встречи с колхозниками долгое время не производят на Никиту Моргунка никакого впечатления, даже тогда, когда он наблюдает их дружную, красивую работу. Увидев молодого тракториста, поправляющего в машине какую-то неполадку, Моргунок с иронией отмечает именно эту, по его мнению, ненадежность колхозных и машин, и мастеров («Да-а, — сказал Никита, — добрая езда!»).

Но постепенно Моргунок проникается интересом и уважением к колхозам. Важна в поэме встреча Моргунка с Фроловым. И не только для того, чтобы убедить героя в преимуществах колхозного строя, но и для того, чтобы очертить имеющий самостоятельное значение в поэме образ крестьянина. Твардовский подчеркивает его убежденность и героизм, опираясь на традиции былины. Однако вместе с тем поэт наделяет своего героя достоверными чертами характера. Фролов перемежает рассказ о своей жизни, о смертельной схватке с кулаками то обиходным замечанием: «охота покурить», то житейским вопросом Моргунку: «Устал, брат?» Очень человечны воспоминания Фролова о том, как он, едва не погибнув в единоборстве с врагами, грустил, что не принес обещанного подарка сынишке.
Моргунок преисполнен доверия к Фролову уже потому, что тот и в труде богатырь (сцена на току), и меткое словцо любит и вообще такой же мужик, как и Никита («Сидят в тени два мужика, толкуют в первый раз»).

Многие переживания Моргунка, переданные поэтично психологически тонко, рождают отклик и в душах совсем не крестьянских. Объясняя такую особенность своего творчества Твардовский отметил, что считает себя учеником не только Некрасовской школы, но и Толстовской.

На деле «Великий год» обернулся для российского крестьянства трагедией. Поэма Твардовского преображала жестокую реальность в «сказочную быль».