«Реквием», анализ поэмы Ахматовой. Поэма «Реквием Поэма реквием ахматова краткое содержание по главам

Анна Ахматова - одна из самых известных поэтов «серебряного века». Одним из лучших и самых крупных ее произведений считается поэма «Реквием». Это душевное и глубокое произведение.

История создания поэмы «Реквием»

Творение было создано в 1935-1940 годах. Эпилог поэмы написан в 1940 году. Она описывает репрессии 1930 годов. По «Реквиему» можно понять чувства и мысли людей тех времен. Однако поэме дали увидеть свет только в 50-х годах из-за негативной реакции чиновников. Из-за этого Ахматову надолго отлучили от литературной деятельности. Возможно, в этом были виноваты события, которые положила в основу своей поэмы писательница.

Неоднократно был арестован младший Ахматов. "Реквием", краткое содержание этой поэмы, расскрывает трагедию семьи поэтессы. Мужа Ахматовой обвинили в участии в антиправительственном заговоре и расстреляли возле Петрограда в 1921 году. Чувства потери Ахматова отобразила в «Реквиеме». И в своем произведении поэтесса отобразила много своих переживаний.

Жанр «Реквиема»

Композиция «Реквиема» оправдывает жанр поэмы. Отдельные стихи объединяются одной идеей - поэтесса призывает к борьбе с насилием. Но некоторые исследователи считают, что «Реквием» Ахматовой - это не цельное произведение, а цикл стихотворений, которые написаны в похожем ключе. Против этого действует тот факт, что в поэме есть введение и заключительная часть, что не свойственно сборнику и циклу, но характерно для цельного произведения. Все это прослеживается в поэме «Реквием» Ахматовой, краткое содержание которой в полной мере это доказывает.

В поэме «Реквием» можно выделить несколько планов содержания. Здесь есть указания на современность - эпоху репрессий и расстрелов. Сцена ареста символизирует похоронный обряд - вынос умершего тела.

2-й план показывает разрушение исторической ситуации и возводит ее к архитипической модели. Поэма раскрывает души русских матерей, их отчаянье, обездоленность и безумие. В общем сюжете прослеживаются личные страдания Ахматовой.

3-й план поэмы связан с сюжетом из Библии: сын, которого уводили на гибель - образ Иисуса, земная женщина - образ Богоматери. Сцена распятья, в которой приводятся слова Христа, служит трагедии массового террора того времени, а также высшей людской трагедии в поэме «Реквием» (Ахматова). Краткое содержание поэмы подтверждает образность и переживание героев. Поэтесса, написав свою поэму, воспитывает свой народ и живет вместе с ним.

Поэма «Реквием» Ахматова. Краткое содержание. Начало поэмы

Ахматова, вместо предисловия, рассказала о возникновении идеи написания поэмы: одна женщина из очереди в тюрьму попросила написать словами, что происходило в душе у каждого.

В «Посвящении» много горя и смертельной тоски. Это горе людей в тюрьме, их родственников и близких. Они с утра идут далеко с каменными сердцами и стоят в очередях к заключенным родным.

Вступление

После «Посвящения» идет «Вступление». Оно адресовано уходящим в лагеря и на расстрел родным и соотечественникам. Это история, которую пережила сама Ахматова («Реквием» - краткое содержание). Она вспомнила, как утром увели сына, все пережитое, как стояла в очередях, чтобы увидеть его. Муж ее умер, сына арестовали, она просит строки помолиться за нее. Во вступлении поэмы ярко характеризует то время. В первых главах описывается большое человеческое горе.

«Реквием» (Ахматова), краткое содержание его частей, повторяет отрывок из жизни в миниатюре и означает значимые события. В десяти главах поэмы сто стихов.

Главная героиня поэмы - мать, у которой отнимают сына, может быть лишая его жизни. «Реквием» строится на диалоге матери с необратимыми обстоятельствами, независимыми от возможностей людей. Образы матери и сына равняются с евангельской символикой. Простую женщину Ахматова сравнивает с библейской Матерью, сына которой распяли.

Когда сажают невиновных людей, матери все чаще обращаются к смерти. Так же несправедливо был осужден и младший Ахматов. "Реквием", краткое содержание этого произведения, показывает горечь утраты матерей. Смерть здесь выступает для матери как спасение. Лишь смерть спасает от страданий и пустоты в душе, такие страдания можно сравнить только со страданиями Матери Христа. Что и делает Ахматова. «Реквием», краткое содержание его - пример тому.

Основная часть

И после «Вступления» звучит главная тема «Реквиема» - плач матери за сыном. Ахматова придает прощальной сцене большое значение. В поэме появляется мелодия, на манер колыбельной. Мотив колыбельной подготавливает мотив бреда и безумия.

Ситуация с матерью и казнимым сыном, которая возникает в «Реквиеме», соотносится в Ахматовой с сюжетом Евангелии. Поэму можно считать философской. Каждая мать, которая потеряла сына, походит на Богоматерь. Поэт передает голос Иисуса, но не слышит голоса Матери. Ее состояние, чувство вины и бессилие не способны передать никакие слова. Образ Богоматери символизирует всех матерей мира, детей которых убили. К «Эпилогу» голос матери и поэта сливаются в один.

Центр сюжета поэмы - V и VI главы. Они посвящаются сыну и времени его заключения. Перед этими главами есть четыре коротких, в которых доносятся разные голоса. Русской женщины из истории, народной женщины из песни, и женщины из трагедии, сродни Шекспировской. Четвертый - голос, который обращается к Ахматовой 10-х годов, и к Ахматовой 30-х годов XX века.

В седьмой части произведения - «Приговор» - с двоякими чувствами описывается момент свершения суда. Здесь прослеживается мотив страдания, полнее раскрывается образ матери, которая, прежде всего, желает снова жить. У нее много душевных сил, она сама отдала своего сына на приговор. Ведь мать была готова к расставанию с сыном и справится с этим.

Несмотря на все, героиня Ахматовой - живая, слабая в душе женщина, которая долго скорбит. Следующая глава поэмы «К смерти» доказывает этот факт. Обращаясь к смерти, героиня взывает к ней, что очень ждет конца. Ей уже неважно, какой будет эта смерть: от рук бандита или от болезни. Строки показывают состояние героини, которая уже обезумела. Ее состояние похоже на агонию, которая сопровождается бредом. Агония женщины в «Распятии» меняется на молчание матери, на которую никто не посмел взглянуть, когда умер ее сын. Земной образ переходит в божественный. Поэтесса очень ценила образ матери. Показать чувства апатии матерей хотела Анна Ахматова. «Реквием», краткое содержание ее поэмы, служит этому хорошим примером.

В поэме Ахматова описывает личную трагедию. Поэт переживает боль страны и не ограничивается лишь содержанием произведения, это всего лишь один пример народного страдания. Подобные слова есть в «Посвящении» и в «Эпилоге».

Заключительная часть

Если говорить о поэме «Реквием» (Ахматова), краткое содержание ее частей будет неполным без заключительной части. Поэма заканчивается эпилогом из двух частей. В первой описывается потеря счастья жизни и радости. Эти строки посвящаются всем, кто стоял с поэтессой.

Во второй части эпилога даются воспоминания о тех, кто находился с ней в очередях в тюрьму. Годы спустя она помнит каждую в лицо и слышит ее. Одна из них еле ходит, вторая и вовсе не может ходить, еще одна приходит сюда ежедневно, как домой. Поэтесса не знает их по именам и с ними не знакома. Но именно им посвящает поэму. Вместо завещания она просит поставить памятник возле этой тюрьмы, ведь время, которое она здесь провела, никогда не забудет.

1935 год, охваченный чистками и репрессиями Ленинград. Сын попадает под арест из-за ложного доноса. Мать бьется за него, пишет письма Вождю, моля его о помиловании. Вождь смилостивился и отпустил Сына. Но кровавые жернова тирании продолжают крутиться и от них не спрятаться. Мать и Сын живут в постоянном страхе ареста, стук в дверь каждый раз заставляет сердца леденеть от ужаса.

1938 год, Сын попадает в ежовые рукавицы советской системы. Псы Вождя вновь забирают его из материнского дома и увозят на черной Марусе в стылую камеру городской тюрьмы. Под стенами тюрьмы толпятся женщины. Матери, жены, сестры и подруги тех, кого закрыли в этом сером здании, тех, кто пребывает в ожидании смерти или ссылки. Мать здесь лишь одна из сотен женщин, ее цель – передать сыну необходимые вещи.

Страдания матери безмерны, она не верит, что это случилось именно с ней, не до конца осознает весь ужас происходящего. Полтора года Мать умоляет палачей вернуть сына домой, просит о помиловании, но красная звезда советской России светит кровавым светом и обещает лишь скорую гибель. Мать без устали ходит под стены Крестов, чтобы ее передачи хоть как то облегчили жизнь Сыну.

1939 год, на заседании самого честного советского суда Сына приговаривают к смерти. Мать к этому готова, она пытается справиться с горем, хочет снова научиться жить. Но тень смерти, нависшая над сыном, падает также и на нее. Мать мечтает о желанной смерти, благодаря которой окончатся их с сыном страдания. Но Вождь вновь проявляет снисхождение, он отбирает у матери сына и отправляет его в ссылку.

Тоска, боль, гнев тяжелой ношей наваливаются на Мать. Она лишилась сына на долгие годы. Она не одинока в своем горе. Мать видит, сколько вокруг нее женщин лишились своих сыновей, братьев, мужей. Сколько людей попало под репрессии, сколько из них погибло, сколько семей разрушила эта система. Она продолжает слать передачи сыну, только благодаря которым он выживает в смертельно тяжелых условиях лагеря. Мать боится, что однажды, в утренней серой мгле, у ее двери вновь остановится черная Маруся. Но уже по ее душу.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Реквием Ахматова

Другие сочинения:

  1. Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Анна Андреевна Ахматова… Это имя сейчас известно, пожалуй, всем, даже нелюбителям поэзии. От прабабушки, Read More ......
  2. “Реквием” – одно из крупнейших произведений Ахматовой – был написан в 1935-1940 годах. Именно 40-м годом датирован эпилог – последняя часть поэмы. Но к читателю “Реквием” пришел лишь во второй половине 50-х годов, поскольку в 1946 году Ахматова была подвергнута Read More ......
  3. Звезды смерти стояли над нами… В произведении отображаются факты биографии самой Ахматовой. Созданная в период с 1935 по 1940 годы, поэма была опубликована лишь в 1987 году. “Реквием” рассказывает трагедию судьбы Анны Ахматовой и ее сына – Льва Гумилева. После Read More ......
  4. Клевета Стихотворение было написано в 1922 году, когда Советской Россией прокатилась волна арестов и репрессий, тысячи людей получили позорное клеймо “враг народа”. С первых же строк становится понятным, насколько героине тяжело и горько от того, что происходит с ее страной: Read More ......
  5. Поэма без героя Автору слышится Траурный марш Шопена и шепот теплого ливня в плюще. Ей снится молодость, его миновавшая чаша. Она ждет человека, с которым ей суждено заслужить такое, что смутится Двадцатый Век. Но вместо того, кого она ждала, новогодним Read More ......
  6. С течением времени лирика гениальной поэтессы, вошедшей в русскую литературу, прежде всего, в качестве певца любви, неизбежно обрела высокое гражданское значение. Ведь нельзя забывать, что эта потрясающая женщина родилась на рубеже веков, жила и творила в период тяжелейших общественных потрясения. Read More ......
  7. Родная земля Анна Ахматова – поэтесса, широко известная в любовном жанре, создала совершенно новое и непохожее на предыдущие работы стихотворение “Родная земля”. В его основу положены размышления о судьбе поэта и отношении к великой Родине – России. Период сочинений строк Read More ......
  8. Заплаканная осень как вдова Стихи известной поэтессы “Заплаканная осень, как вдова…”, были опубликованы в сборнике “Anno Domini”. Произведение рассказывает читателю о несчастной и трагичной любви молодой девушки. С первых строк становится понятно, что Анна Ахматова наполнила стихотворение темными тонами, характерными Read More ......
Краткое содержание Реквием Ахматова

"Реквием" Ахматовой

В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.

Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.

По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.

Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».

В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.

Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали» . Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.

Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.

Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь«безвинная» , тоска «смертельная» , столица «одичалая» , пот «смертный» , страданье «окаменелое» , локоны«серебряные» . Много метафор: «лица опадают» , «летят недели» , «перед этим горем гнутся горы» ,«песню разлуки паровозные пели гудки» . Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек» , «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь» . Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь» .

В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.

Анна Ахматова - одна из самых известных поэтов «серебряного века». Одним из лучших и самых крупных ее произведений считается поэма «Реквием». Это душевное и глубокое произведение.

История создания поэмы «Реквием»

Творение было создано в 1935-1940 годах. Эпилог поэмы написан в 1940 году. Она описывает репрессии 1930 годов. По «Реквиему» можно понять чувства и мысли людей тех времен. Однако поэме дали увидеть свет только в 50-х годах из-за негативной реакции чиновников. Из-за этого Ахматову надолго отлучили от литературной деятельности. Возможно, в этом были виноваты события, которые положила в основу своей поэмы писательница.

Неоднократно был арестован младший Ахматов. "Реквием", краткое содержание этой поэмы, расскрывает трагедию семьи поэтессы. Мужа Ахматовой обвинили в участии в антиправительственном заговоре и расстреляли возле Петрограда в 1921 году. Чувства потери Ахматова отобразила в «Реквиеме». И в своем произведении поэтесса отобразила много своих переживаний.

Жанр «Реквиема»

Композиция «Реквиема» оправдывает жанр поэмы. Отдельные стихи объединяются одной идеей - поэтесса призывает к борьбе с насилием. Но некоторые исследователи считают, что «Реквием» Ахматовой - это не цельное произведение, а цикл стихотворений, которые написаны в похожем ключе. Против этого действует тот факт, что в поэме есть введение и заключительная часть, что не свойственно сборнику и циклу, но характерно для цельного произведения. Все это прослеживается в поэме «Реквием» Ахматовой, краткое содержание которой в полной мере это доказывает.

В поэме «Реквием» можно выделить несколько планов содержания. Здесь есть указания на современность - эпоху репрессий и расстрелов. Сцена ареста символизирует похоронный обряд - вынос умершего тела.

2-й план показывает разрушение исторической ситуации и возводит ее к архитипической модели. Поэма раскрывает души русских матерей, их отчаянье, обездоленность и безумие. В общем сюжете прослеживаются личные страдания Ахматовой.

3-й план поэмы связан с сюжетом из Библии: сын, которого уводили на гибель - образ Иисуса, земная женщина - образ Богоматери. Сцена распятья, в которой приводятся слова Христа, служит трагедии массового террора того времени, а также высшей людской трагедии в поэме «Реквием» (Ахматова). Краткое содержание поэмы подтверждает образность и переживание героев. Поэтесса, написав свою поэму, воспитывает свой народ и живет вместе с ним.

Поэма «Реквием» Ахматова. Краткое содержание. Начало поэмы

Ахматова, вместо предисловия, рассказала о возникновении идеи написания поэмы: одна женщина из очереди в тюрьму попросила написать словами, что происходило в душе у каждого.

В «Посвящении» много горя и смертельной тоски. Это горе людей в тюрьме, их родственников и близких. Они с утра идут далеко с каменными сердцами и стоят в очередях к заключенным родным.

Вступление

После «Посвящения» идет «Вступление». Оно адресовано уходящим в лагеря и на расстрел родным и соотечественникам. Это история, которую пережила сама Ахматова («Реквием» - краткое содержание). Она вспомнила, как утром увели сына, все пережитое, как стояла в очередях, чтобы увидеть его. Муж ее умер, сына арестовали, она просит строки помолиться за нее. Во вступлении поэмы ярко характеризует то время. В первых главах описывается большое человеческое горе.

«Реквием» (Ахматова), краткое содержание его частей, повторяет отрывок из жизни в миниатюре и означает значимые события. В десяти главах поэмы сто стихов.

Главная героиня поэмы - мать, у которой отнимают сына, может быть лишая его жизни. «Реквием» строится на диалоге матери с необратимыми обстоятельствами, независимыми от возможностей людей. Образы матери и сына равняются с евангельской символикой. Простую женщину Ахматова сравнивает с библейской Матерью, сына которой распяли.

Когда сажают невиновных людей, матери все чаще обращаются к смерти. Так же несправедливо был осужден и младший Ахматов. "Реквием", краткое содержание этого произведения, показывает горечь утраты матерей. Смерть здесь выступает для матери как спасение. Лишь смерть спасает от страданий и пустоты в душе, такие страдания можно сравнить только со страданиями Матери Христа. Что и делает Ахматова. «Реквием», краткое содержание его - пример тому.

Основная часть

И после «Вступления» звучит главная тема «Реквиема» - плач матери за сыном. Ахматова придает прощальной сцене большое значение. В поэме появляется мелодия, на манер колыбельной. Мотив колыбельной подготавливает мотив бреда и безумия.

Ситуация с матерью и казнимым сыном, которая возникает в «Реквиеме», соотносится в Ахматовой с сюжетом Евангелии. Поэму можно считать философской. Каждая мать, которая потеряла сына, походит на Богоматерь. Поэт передает голос Иисуса, но не слышит голоса Матери. Ее состояние, чувство вины и бессилие не способны передать никакие слова. Образ Богоматери символизирует всех матерей мира, детей которых убили. К «Эпилогу» голос матери и поэта сливаются в один.

Центр сюжета поэмы - V и VI главы. Они посвящаются сыну и времени его заключения. Перед этими главами есть четыре коротких, в которых доносятся разные голоса. Русской женщины из истории, народной женщины из песни, и женщины из трагедии, сродни Шекспировской. Четвертый - голос, который обращается к Ахматовой 10-х годов, и к Ахматовой 30-х годов XX века.

В седьмой части произведения - «Приговор» - с двоякими чувствами описывается момент свершения суда. Здесь прослеживается мотив страдания, полнее раскрывается образ матери, которая, прежде всего, желает снова жить. У нее много душевных сил, она сама отдала своего сына на приговор. Ведь мать была готова к расставанию с сыном и справится с этим.

Несмотря на все, героиня Ахматовой - живая, слабая в душе женщина, которая долго скорбит. Следующая глава поэмы «К смерти» доказывает этот факт. Обращаясь к смерти, героиня взывает к ней, что очень ждет конца. Ей уже неважно, какой будет эта смерть: от рук бандита или от болезни. Строки показывают состояние героини, которая уже обезумела. Ее состояние похоже на агонию, которая сопровождается бредом. Агония женщины в «Распятии» меняется на молчание матери, на которую никто не посмел взглянуть, когда умер ее сын. Земной образ переходит в божественный. Поэтесса очень ценила образ матери. Показать чувства апатии матерей хотела Анна Ахматова. «Реквием», краткое содержание ее поэмы, служит этому хорошим примером.

В поэме Ахматова описывает личную трагедию. Поэт переживает боль страны и не ограничивается лишь содержанием произведения, это всего лишь один пример народного страдания. Подобные слова есть в «Посвящении» и в «Эпилоге».

Заключительная часть

Если говорить о поэме «Реквием» (Ахматова), краткое содержание ее частей будет неполным без заключительной части. Поэма заканчивается эпилогом из двух частей. В первой описывается потеря счастья жизни и радости. Эти строки посвящаются всем, кто стоял с поэтессой.

Во второй части эпилога даются воспоминания о тех, кто находился с ней в очередях в тюрьму. Годы спустя она помнит каждую в лицо и слышит ее. Одна из них еле ходит, вторая и вовсе не может ходить, еще одна приходит сюда ежедневно, как домой. Поэтесса не знает их по именам и с ними не знакома. Но именно им посвящает поэму. Вместо завещания она просит поставить памятник возле этой тюрьмы, ведь время, которое она здесь провела, никогда не забудет.

Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.

Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Так «Requiem» Вольфганга Моцарта , творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:

  • памяти;
  • матери;
  • Родины;
  • страдания народа;
  • времени;
  • любви.

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

— А это вы можете описать?

Поэт говорит:

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Заключение

«Реквием» — это особенное поэтическое произведение Анны Ахматовой, выходящее за рамки контекста обыденного восприятия жизни и истории. Героем поэмы является народ, а автор — лишь часть этой массы людей. Стихотворные строки поэт написал простым понятным языком. Они пропитаны любовью к родине и ее жителям.

Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.